УДК 330.524 Канд. экон. наук И.В. БЕЛИНСКАЯ
(СПбГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук Ю.Г. ТЕРЕНТЬЕВА
(БАТ, [email protected])
РОЛЬ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА
ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Региональный кластер, качество жизни, кадровый потенциал, инвестиции, образовательная система
Одним из важнейших условий роста конкурентоспособности страны является ориентация социально-экономического развития государства, региона и, в частности, регионального кластера на рост качества жизни его населения. Показатель «качество жизни» является индикатором, комплексно характеризующим социальное развитие всего государства в целом и отдельных его элементов. Данный индикатор имеет широкий состав внутренних компонентов, с помощью которых можно оценить многогранность жизни отдельного жителя страны, региона. Особенностью показателя «качество жизни» является его многоаспектность, которая заключается в интеграции не только статистических данных, но и субъективных оценок, то есть наличия индикаторов, раскрывающих специфику качества жизни конкретного субъекта исследования. Использование данного индикатора является наиболее целесообразным при анализе качества жизни государства, региона, кластера, то есть любой экономической единицы, так как он задает направление всего социально-экономического развития и характеризует общее изменение экономических, политических, социальных и духовных показателей в их воздействии на жизнедеятельность индивидов.
Наиболее интересным представляется определение И.Р. Фатхутдинова: «Качество жизни -результирующий показатель эффективности государственного управления. Он включает следующие показатели: степень политической стабильности общества, валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, качество образования, условий труда и рекреации, среды обитания, комплексной безопасности, степень удовлетворения потребностей человека, качество здравоохранения, продолжительность жизни» [1]. В этом определении отражается последовательная цепочка из следующих элементов: качество образования, инновационная активность, конкурентоспособность, эффективность экономики, качество жизни. Через образовательно-инновационный подход к развитию экономики региона становится возможным повышение качества жизни его жителей (рис. 1), [2].
Особенностью этой методики является то, что она объединяет объективные и субъективные факторы, подразделяемые на внутренние и внешние. В ней учитываются показатели образованности населения и качества системы образования, с одной стороны, как индикатора комплексного показателя качества жизни населения, а с другой - как фактора повышения индекса развития человеческого потенциала на территории. Развитие человеческого потенциала территорий определяется состоянием системы образования и науки в регионе.
Представим научно-образовательную систему регионального кластера в виде интеграции научных и образовательных учреждений, ограниченных одной территорией. Схематично научно-образовательную систему кластера можно представить в виде взаимосвязанных элементов (рис. 2).
Научно-образовательная система регионального кластера имеет в своем составе организации и учреждения различных форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе и принадлежащие коммерческим структурам и их объединениям. Сотрудничество составных единиц внутри научно-образовательной системы может осуществляться посредством:
- подготовки квалифицированных кадров для предприятий и организаций кластера;
- повышения квалификации и переподготовки кадров;
- проведения научных исследований;
- организации научного консультирования;
- оказания информационных, организационных, юридических, бухгалтерских и других услуг, в том числе проведения научных экспертиз проектов.
Деятельность научно-образовательной системы кластера основана на механизме трансформации потенциальных трудовых ресурсов в реальный кадровый потенциал региона (рис. 3). Посредством реализации ряда государственных и частных инициатив становится возможным существенное повышение уровня человеческого потенциала в регионе, что приводит к общему росту основных индикаторов качества жизни. Показатель «качество жизни» в связи с этим целесообразно представить в виде так называемых «кругов Эйлера», показывающих соподчинение всех элементов.
Социально-экономическая политика кластера отражает спецификацию экономики конкретного региона. От отраслевой структуры зависит кадровый потенциал региона и специфика его подготовки. Взаимодействие отраслевой структуры и кадровой политики обеспечивает экономический рост региона и соответственно повышает качество жизни населения. С другой стороны, после достижения регионом повышения качества жизни населения, кадровый потенциал территории меняется за счет вновь прибывших из других регионов профессиональных кадров.
Научно-образовательная система региона
Образовательная система
Общеобразовательная система
Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования_
Учреждения дополнительного образования для взрослых_
Учебные центры при организациях, входящих в кластер
V
Научная система
Научно-исследовательские институты и конструкторские бюро
Научные центры и лаборатории
Проектные и проектно-изыскательные организации_
Инновационные бизнес -инкубаторы_
Малые инновационные предприятия
при вузах самостоятельные при НИИ
Рис. 2. Научно-образовательная система регионального кластера
Любое управление связано с инвестициями, которые необходимо вложить для получения необходимого результата. В связи с этим следует рассмотреть методы оценки эффективности инвестиций в образование трудовых ресурсов. В данном случае под инвестициями понимаем затраты денежных средств и времени, необходимые для получения образования, в том числе и рамках профессиональной подготовки.
Отдача от инвестиций в образование для специалистов предприятий регионального кластера может выражаться в виде моральных и материальных стимулов, таких как:
-потенциальное повышение заработной платы;
-возможность приобщиться к более интересной и перспективной работе;
-продвижение по иерархической лестнице;
- уважение со стороны окружающих;
- потенциальное увеличение потребительских расходов и т.п.
Инвестиции в кадровый потенциал регионального кластера могут осуществляться на трех уровнях:
1. Макроуровень. На этом уровне увеличиваются затраты на образование в рамках формирования государственного бюджета. При этом мотивацией является необходимость повышения
уровня образованности и профессионализма населения, что приводит к росту конкурентоспособности не только региона, но и страны в целом. В свою очередь, повышение конкурентоспособности влияет на рост качества жизни в регионе.
2. Микроуровень. В этом случае работодатель осуществляет расходы на обучение и переподготовку своих работников. Стимулом для данного вида расходов является ожидание дополнительной прибыли, вызванной более высокой производительностью труда работников. Кроме того, предприятие имеет право расходы на повышение квалификации работников учитывать в качестве «расходов на персонал» и таким образом уменьшать свою налогооблагаемую базу.
3. Локальный уровень. Сам работник вкладывает собственные денежные средства в профессиональное обучение себя или своих детей.
Рис. 3. Формирование трудовых ресурсов регионального гостиничного кластера
Для определения взаимосвязей между финансовыми вложениями в образование и ожидаемым после получения уровнем оплаты труда необходимо рассчитывать рентабельность вложений в образование, в среднем за один год. При этом следует сопоставлять ожидаемые доходы и расходы на основе фактора времени, а также годовой процентной ставки. На основании известных значений величины затрат и ожидаемых доходов (заработной платы) возможно приблизительно рассчитать среднегодовой уровень рентабельности вложений в образование. Полученная величина показывает, сколько рублей ежегодно будет получать специалист с каждого рубля, вложенного им в образование.
В качестве критериев оценки эффективности вложений в образование можно рассматривать следующие показатели, влияющие на повышение качества жизни:
- чистый приведенный доход;
- упрощенный срок окупаемости и срок окупаемости, рассчитанный с учетом ставки дисконтирования;
- внутренняя норма доходности вложений.
Чистый приведенный доход характеризует общий абсолютный результат инвестиций в образование, то есть разность дисконтированных к моменту окончания обучения в вузе показателей дохода и оплаты за обучение. Этот показатель выступает наиболее точной мерой оценки экономической эффективности образования и рассчитывается по формуле:
МРу = я •1- (1+°"я -с • (1 + ¿)"с, (1)
где Я - ежегодный денежный доход; С - затраты на получение образования; / - годовая процентная банковская ставка; пя - срок окупаемости затрат, рассчитанный с учетом ставки сравнения; пс - срок обучения в учебном заведении.
Срок окупаемости вложений в образование - это продолжительность (длительность) периода, после которого сумма чистых доходов (заработная плата работника за год), дисконтированных на момент завершения обучения, будет равна сумме оплаты за него. Этот показатель рассчитывается по формуле:
_ = -Ы(1-Ш)
п°к = 1п(1+ Ш) ' (2)
где п - упрощенный срок окупаемости, равный отношению С/Я.
При оценке эффективности инвестиций в образование целесообразно рассчитать также внутренний уровень доходности. Внутренняя норма доходности - это расчетная ставка процента, при которой чистые дисконтированные доходы становятся равными сумме инвестиций в образование, приведенным к одному временному периоду, - следовательно, затраты становятся окупаемой величиной.
Внутренняя норма доходности вложений в образование рассчитывается по формуле:
с • (1 + 0Пс = К •1- (11+')"д- (3)
Внутренняя норма доходности вложений определяет равенство современного потока денежных доходов от образования и расходов на него, представляющих собой инвестиции в человеческий капитал. Для расчета данного показателя необходимо сравнить значение затрат на образование и ожидаемых от его получения доходов, дисконтированных к одному моменту окончания учебы в образовательном учреждении:
Rfp .
г = , (4)
где _/рп;1 - коэффициент приведения платежей;- коэффициент наращивания.
Расчет всех представленных выше показателей эффективности вложений в образование построен на основе дисконтирования потока доходов и расходов. [3].
Для проведения объективной оценки необходимо регулярно оценивать уровень образования, достигнутый разными группами как населения региона, так и работниками регионального кластера. Это позволит периодически корректировать полученные значения выявленной зависимости результатов деятельности промышленного сектора и, опосредованно, показателя качества жизни населения региона от уровня его образования. При этом стремление различных групп населения к получению знаний, умений и навыков посредством как общего профессионального образования, так и с помощью профильных курсов повышения квалификации и переподготовки, обеспечивает рост
кадрового потенциала региона. В результате рост кадрового потенциала обеспечивает рост показателей, формирующих качество жизни.
Литература
1. Фатхутдинов И.Р. Россия и мировое сообщество: конкурентоспособность и качество жизни // Стандарты
и качество. - 2003. - №5. - С. 12-14.
2. Астратова Г.В., Климук В.Н. Качество жизни в созидательном аспекте регионального благополучия //Стандарты и качество. URL: http://www.ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=88371
3. Дробышева В.В., Герасимов Б.И. Интегральная оценка качества жизни населения региона. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004. - 132 с.
УДК 338.43 Доктор экон. наук Г.А. ЕФИМОВА
(СПбГАУ, [email protected] ) Канд. с.-х. наук О.В. ОСИПОВА
(СПбГАУ, [email protected])
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В МОЛОЧНОМ СКОТОВОДСТВЕ
Молочное скотоводство, племенной скот, импортозамещение, производство молока, продуктивность, генетический потенциал
Формирование условий развития селекционного хозяйства, создание национальной системы воспроизводства генетического потенциала на основе повышения эффективности отраслей определяет методологические предпосылки реализации стратегии импортозамещения в АПК РФ.
Молочное животноводство, являясь жизненно обеспечивающей отраслью, продолжает оставаться низкоэффективной, несмотря на рост объёмов субсидирования. В целом по Российской Федерации продолжается сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе и коров.
Вместе с тем молоко относится к базовым продуктам питания, и в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации уровень самообеспечения страны по молоку и молочным продуктам должен быть не менее 90%, тогда как в 2013 г. он составил всего около 80%. В этой связи решение проблем, которые сложились в отрасли, на всех уровнях является актуальным.
Россия в 2014 году столкнулась с самым резким падением объемов производства молока со времен 90-х гг., в годовом выражении объем выпуска молока стал меньше на 10%, согласно официальной статистике, последний раз так мало молока Россия производила в 60-х гг. прошлого века [1].
Таким образом, происходит продолжение процесса деградации отрасли молочного скотоводства, что ставит под сомнение решение проблемы импортозамещения и создаёт реальные угрозы продовольственной безопасности страны.
Проблемы отрасли в первую очередь сводятся к племенным вопросам, анализ которых подтвердил высокую степень зависимости продуктивности животных от селекционно-племенного фактора. В формировании племенного высокопродуктивного поголовья доминирует импорт животных, которые представляют собой потенциальное племенное ядро стад. В современных условиях торговля племенным скотом становится одной из высокоэффективных разновидностей аграрного бизнеса. В регионах России средний рынок закупаемого племенного скота составляет 1 -2 тыс. голов ежегодно. Значительная часть этого поголовья завозится из-за рубежа. Партии завозимого однократно импортного скота (телок, нетелей) в одно хозяйство варьирует от 50 до 1200 голов. Завоз импортного скота приобрел массовый характер, что происходит в ущерб отечественному племенному делу и не может не настораживать зооветеринарные службы РФ. С 2000-2003 гг. отмечается ввоз в страну молочного скота голштинской, бурой швицкой и симментальской пород.
Для России массовый завоз племенного скота - это потеря влияния на всех агропродовольственных рынках.
Кроме того, импортный скот, как показывает практика многих сельхозпредприятий, обладает