Научная статья на тему 'Стратегия инновационного прорыва производства молока в России'

Стратегия инновационного прорыва производства молока в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОЧНОГО СКОТА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГНОЗНЫЕ СЦЕНАРИИ / STRATEGY / INNOVATIVE STRATEGY / BIOLOGICAL POTENTIALITIES OF DAIRY CATTLE / PERSONNEL POLITICS / LOOK-AHEAD SCHEMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирман Евгений Владимирович, Бирман Владимир Федорович

Обоснованы долгосрочные меры государственной поддержки производства молока в России, направленные на ускорение сроков породно-племенного обновления дойного стада, крупномасштабное внедрение в отрасль инновационных технологий, совершенствование кадровой политики государства в рассматриваемой сфере. Выполнены прогнозные расчеты результатов реализации стратегии инновационного прорыва в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бирман Евгений Владимирович, Бирман Владимир Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of innovative increase of milk production in Russia

The long-term measures of the state support of milk production in Russia directed on acceleration of terms of the milker herd pedigree and breeding updating, great introduction of new technologies in branch, improvement of the state personnel policy in the considered sphere are substantiated. Look-ahead calculations of realization of the innovative increase strategy are executed.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного прорыва производства молока в России»

2(18)2012

Экономика в АПК

ЭКОНОМИКА В АПК

Ч

УДК 316.422.635

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОРЫВА ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

В РОССИИ

©2011 г. Е.В. Бирман, IIФ. Бирман

Обоснованы долгосрочные меры государственной поддержки производства молока в России, направленные на ускорение сроков породно-племенного обновления дойного стада, крупномасштабное внедрение в отрасль инновационных технологий, совершенствование кадровой политики государства в рассматриваемой сфере. Выполнены прогнозные расчеты результатов реализации стратегии инновационного прорыва в отрасли.

Ключевые слова, стратегия, инновационные технологии, биологический потенциал молочного скота, кадровая политика, прогнозные сценарии.

The long-term measures of the state support of milk production in Russia directed on acceleration of terms of the milker herd pedigree and breeding updating, great introduction of new technologies in branch, improvement of the state personnel policy in the considered sphere are substantiated. Look-ahead calculations of realization of the innovative increase strategy are executed.

Key words: strategy, innovative strategy, biological potentialities of dairy cattle, personnel politics, look-ahead schemes.

Производство молока характеризуется комплексом стратегических функций.

Их не менее восьми: финансовая, экономическая, мультипликативная, диверсифицирующая, экологическая, социальная, внешнеэкономическая, политическая.

Стратегическая роль отрасли обусловила ежегодный рост мировых объемов выпуска молока. Эта тенденция наблюдается много лет и прогнозируется на перспективу. Высоких достижений в молочной отрасли добились многие страны. Выделяются результаты Израиля и Белоруссии. В Израиле удои коров достигли 12 тыс. кг в год, что почти втрое выше, чем в нашей стране. В Белоруссии с 1998-го по

2011-й год душевое производство молока увеличили с 250 до 700 кг.

Между тем в нашей стране производство молока пока так и не преодолело трансформационного спада, а затем 15-й стагнации, возникшей после перехода к рыночным отношениям и многократного сокращения государственной поддержки отрасли. Из диаграмм на рисунке 1 видно, что в 2011 году численность коров в стране составляла 8,9 млн гол. против 20,1 млн в 1990 году. Объемы выпуска молока опустились ниже 32 млн т против 55,5 млн т в 1990 году (сокращение в 1,7 раза). При этом Россия стала крупнейшим импортером молочных продуктов. В 2011 году в пересчете на молоко их импорт превысил

63

Вестник аграрной науки Дона

2(18)2012

9 млн т против округленно 7 млн т в 2009 г., 8 млн т в 2010 году.

Спад и стагнация молочной отрасли наблюдаются несмотря на наличие у России важных стратегических преимуществ -самых больших площадей сельскохозяйственных угодий и запасов пресной воды, все еще значительной численности сель-

Поголовье коров, млн.

Импортеры сливочного масла, тыс.т

ского населения, крупного научно-образователь-ного потенциала АПК. Все это свидетельствует об острой необходимости радикальных перемен в рассматриваемой сфере. Они возможны на основе инновационного прорыва отрасли, т.е. сжатого по срокам ее перевода на высокоэффективные новые технологии.

Объемы производства, млн.т

Импортеры сыров, тыс.т

Рис. 1. Состояние молочной отрасли в России

Как показало обобщение опыта ведущих молокопроизводящих стран, а также лидеров молочной отрасли нашей страны, инновационное развитие предполагает комплексное освоение 14 основных направлений (рис. 2): повышение биологического потенциала дойного стада, совершенствование кормовых рационов, кормления и поения коров, улучшение выращивания, заготовки и хранения кормов, рационализация архитектурно-планировоч-ных решений ферм, технологий воспроизвод-

ства стада, содержания животных, их доения, быстрого охлаждения свеженадоенно-го молока, утилизация физиологических отходов ферм, оптимизация микроклимата и комфорта в помещениях. Большое значение приобрели автоматизация управления производственными процессами и даже их роботизация. Все эти направления должны сочетаться с эффективной санитарноветеринарной защитой скота, рациональной организацией труда и производства.

64

2(18)2012

Экономика в АПК

Рис. 2. Направление инновационного развития молока

Освоение указанных направлений требует значительных капитальных вложений на основе финансовой поддержки государства. В ведущих странах масштабная бюджетная помощь сельхозпроизводителям оказывалась на протяжении полувека. Расчеты показывают, что часто она превышала 30...40 процентов стоимости продукции. В нашей стране после перехода к рынку аналогичные показатели лишь немногим превышали 3% (отставание от стран-конкурентов - 10 и больше раз). Если же сравнить размеры господдержки не по отношению к стоимости продукции, а на 1 га сельхозугодий, 1 голову скота, на 1 занятого, разница превысила бы 30 раз.

С принятием приоритетного национального проекта, а затем и программ развития АПК на 2008...2012 гг. размеры гос-

поддержки села возросли. Однако для молочной отрасли они оказались несущественны. Так, в 2010 году молочная отрасль страны получила по разным основаниям 8,2 млрд руб. господдержки, или менее 2% от стоимости произведенного молока. В то же время для оплаты импорта молочных продуктов было израсходовано 96 млрд руб., почти в 12 раз больше. Все это говорит о том, что для инновационного прорыва молочной отрасли первый шаг должен состоять в увеличении размеров господдержки хотя бы до минимального уровня, сложившегося в странах-конкурентах, например до 10% средней стоимости производимого молока. Соответствующие расчеты представлены в таблице.

Расчет минимальной величины господдержки молочной отрасли для ее инновационного прорыва

Показатели Значения

Средние объемы производства молока в стране, млн т 32

Средняя рыночная цена 1 т, тыс. руб. 14

Средняя стоимость произведенного молока, млрд руб. 448

Господдержка отрасли (10% стоимости молока), млрд руб. 44,8

65

2(18)2012

Экономика в АПК

В том числе для отраслевых инноваций (75%)

33,6

Определив минимально значимую величину государственной поддержки отрасли, стратегию ее инновационного про-

рыва можно обозначить в виде мер, отраженных на рисунке 3.

Рис. 3. Совершенствование экономического механизма господдержки отрасли

Из рисунка 3 видно, что кроме формирования сумм господдержки как процента от стоимости основной продукции отрасли, сопоставимого с показателями стран-конкурентов, стратегия прорыва должна включать: аккумулирование 2/3 сумм господдержки в федеральном, 1/3 - в региональных бюджетах, так как федеральную господдержку следует направлять племзаводам страны, а региональную -племрепродукторам региона; оптимизацию технико-технологического уровня племхозов, приведение его к параметрам продуктивности коров, конверсии кормов и производительности труда, характерным для ведущих ферм мира; селективный характер поддержки, предполагающий выделение государственных инвестиций конкретным племхозам на основе экспертизы представляемых ими бизнес-проектов развития отрасли; создание и задействование на основе государственно-частного партнерства лизинговых компаний для закупок и централизованно-плановых поставок племхо-

зам телок и нетелей с наивысшим по мировым масштабам генетическим потенциалом; возрастающие поставки потомства высококлассного молодняка для пополнения и обновления поголовья коров не только в племенных, но и в рядовых хозяйствах, включая ЛПХ и К(Ф)Х; освобождение от налогов доходов от продажи сена, силоса и сенажа собственного производства, а также субсидирование части затрат покупателей на приобретение кормов (в первую очередь это будут основные производители молока в нашей стране - ЛПХ и К(Ф)Х).

Расчеты показывают, что указанная в таблице величина господдержки позволила бы закупать и поставлять хозяйствам примерно по 100 тыс. голов племмолодняка в год, а за 10 лет - 1 млн голов. Одновременно удалось бы модернизировать или заново построить округленно 500 крупных племенных хозяйств инновационного типа, удовлетворив потребности в молодняке не

75

2(18)2012

Экономика в АПК

только племхозов, но и многих рядовых производителей молока.

Внедрение в племенные и иные хозяйства инновационных технологий требует разработки и реализации индивидуальных бизнес-проектов. Основные этапы и направления их разработки можно свести к следующим аспектам:

S уточнение численности коров на соответствующей ферме, их генетического потенциала, поставщика и стоимости племмолодняка;

расчет среднегодового оборота стада и технологических групп скота;

S обоснование архитектурно-планировочных и строительных решений фермы, расчет стоимости проектно-строительных работ;

^ расчет требуемых объемов кормов на 1,5 года и необходимых для их производства сельхозугодий, стоимости кормов для каждой группы скота;

S обоснование состава и количества технических средств для кормопроизводства и кормления скота, расчет их стоимости;

S уточнение способов содержания скота и организации производства;

S обоснование типа и параметров доильного оборудования;

S обоснование типа и параметров оборудования для охлаждения молока;

S обоснование типа и параметров стойлового оборудования, технических средств оптимизации микроклимата и комфортного содержания скота;

S обоснование оборудования для удаления и утилизации навоза;

S обоснование средств автоматизации управления стадом;

S обоснование оборудования для выращивания телят разного возраста.

Разработка инновационных проектов должна также предусматривать комплекс экономических расчетов, позволяющих спрогнозировать и оценить целесообразность выделения и расходования значительных финансовых ресурсов, преимущественно бюджетных, для перевода конкретных объектов на новую технологическую основу. Алгоритм соответствующих

расчетов можно представить в виде следующих этапов:

S сравнительная оценка альтернативных вариантов оборудования;

S расчет стоимости отобранного оборудования;

^ расчет стоимости монтажа и запуска оборудования в эксплуатацию, а также инвестиционной стоимости проекта в целом;

S обоснование сроков эксплуатации оборудования, расчет среднегодовой амортизации основных средств фермы;

S расчет среднегодовых объемов товарного производства фермы, предполагаемой выручки от продаж и себестоимости продукции;

^ расчет среднегодовой прибыли от продажи продукции и экономии затрат, достигаемой благодаря эксплуатации инновационного объекта;

S расчет предполагаемых сроков окупаемости объекта, нормы прибыли на капитал, других бухгалтерских показателей эффективности проекта;

S расчет дисконтированных показателей эффективности проекта.

Создание новых и модернизация действующих молочных ферм на инновационной основе могут быть успешными при их укомплектовании хорошо подготовленными кадрами менеджеров, специалистов, работников массовых профессий с высокой трудовой мотивацией. Пути решения этой задачи должны включать в себя подготовку и переподготовку соответствующего персонала в вузах, включая его стажировку на лучших фермах, ряд дополнительных мер по стимулированию и льготированию, в том числе ипотечное кредитование строительства жилья, доплаты за классность и т.п. меры.

Решение кадровых проблем успешного перевода отрасли на инновационную основу предполагает целенаправленное привлечение к рассматриваемой работе аграрных вузов страны. При этом бюджетное финансирование должно осуществляться по отношению к образовательным организациям, отвечающим требованиям, отраженным на рисунке 4.

67

2(18)2012

Экономика в АПК

Рис. 4. Критерии отбора образовательных учреждений для подготовки и переподготовки кадров молочной отрасли за счет средств бюджета

Геиофоидиые е iада и рядовые производители молока

Б

О

S

3

67

2(18)2012

Экономика в АПК

Из рисунка 4 видно, что речь идет о наличии в вузе материальной базы инновационного уровня, квалифицированного преподавательского состава, парка компьютерной техники, возможности организовать стажировку обучающихся на передовых объектах отрасли, включая семейные фермы.

Реализация рассмотренных мер превратит молочную отрасль страны в динамично развивающуюся систему, позволяющую ежегодно ощутимо наращивать удельный вес классного скота во всех категориях хозяйств, совершенствовать применяемые в них технологии, включая кормление животных. Графическая модель этой системы представлена на рисунке 5.

Прогнозирование результатов перевода отрасли на инновационную основу показало (рис. 6), что за 10 лет в наиболее оптимистическом варианте объемы производства молока в стране могли бы увеличиться с 32-х более чем до 46 млн т, т.е. лишь до 83% от уровня 1990 года. При неполном же освоении инноваций (умеренно оптимистический прогноз) объемы производства несколько превысили бы лишь 40 млн т. Но при этом на переработку направлялось бы примерно 29 млн т против 19 млн т в 2011 г. (рост в 1,52 раза). Прирост превысил бы объемы импорта в 2011 году и существенно бы его потеснил в предстоящие годы даже в условиях членства страны в ВТО.

Рис. 6. Прогнозируемая динамика объемов производства молока в России при четырех сценариях его развития

При сохранении же сложившегося уровня бюджетной поддержки отрасль не преодолеет многолетней стагнации (инерционный прогноз).

При возможном сокращении объемов помощи отрасль уменьшит выпуск продукции (пессимистический вариант) с вытекающими из этого негативными последствиями для всей национальной экономики страны, ее социальной сферы, продовольственной независимости и благополучия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сельских территорий. При этом наша страна так и не сможет реализовать свои главные конкурентные преимущества в аграрной сфере - крупнейшие в мире площади сельскохозяйственных угодий, научно-образовательный потенциал и другое.

В инерционном и, тем более, пессимистическом сценариях развития отрасли породно-племенное обновление дойного стада будет замедленным при дальнейшем сокращении его общей численности. Инно-

69

Вестник аграрной науки Дона

2(18)2012

вации удастся внедрять в немногих хозяйствах. В данных вариантах неминуем еще более масштабный захват российского молочного рынка импортерами, особенно с учетом упомянутого выше членства страны в ВТО.

Между тем расчеты показали, что даже в умеренно оптимистическом прогнозе (рост до 40 млн с нынешних 32 млн т) бюджетная помощь отрасли была бы возвращена государству со значительным превышением благодаря увеличению годовой суммы налоговых обязательств в про-

изводстве, переработке и продаже дополнительных объемов молочной продукции. Увеличение налоговых сборов обеспечило бы сравнительно высокую бюджетную эффективность инвестиций в отраслевые инновации. Это позволяет рассматривать соответствующие бюджетные расходы не как безвозмездное финансирование, а в качестве предоставления выгодного для государства долгосрочного кредита как способа его постепенного освобождения от «нефтяной иглы», решения других стратегических задач.

Сведения об авторах

Бирман Евгений Владимирович - инженер, менеджер ЗАО «ДеЛаваль» по поставкам капитального оборудования для молочного скотоводства южных регионов России. Контактные телефоны: в г. Королеве Московской области 8-800-333-50-05; в г. Зернограде 8(86359)36-2-92.

Бирман Владимир Федорович - д-р экон. наук, профессор кафедры бухучета, анализа и аудита Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерно-град). Тел. 8(86359)41-1-12.

Information about the authors

Birman Evgeniy Vladimirovich - engineer, trade representative of CAS “DeLaval” in Southern Russia regions. Phone: 8-800-333-50-05 (Moscow, Korolev), 8(86359)36-2-93 (Zemograd).

Birman Vladimir Fedorovich - Doctor of Economic Sciences, professor of the accountancy, analysis and audit department, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zemograd). Phone: 8(86359)41-1-12.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.