Научная статья на тему 'Роль кадетских корпусов (военных гимназий) в подготовке казачьих офицерских кадров во второй половинеXIX века'

Роль кадетских корпусов (военных гимназий) в подготовке казачьих офицерских кадров во второй половинеXIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобылев Д. В.

The article deals with the role of military schools in the Cossack officer staff training in second half of the 19th century. In particular, process of formation and development of these military schools is under consideration. At the first stage cadet schools were the unique supplier of the qualified and educated officers to the Cossack troops. At the second stage, after D.A.Milyutin's reform their role was limited to youth training for military and junker schools, thus they have changed the name for military grammar schools. The third stage is characterized by returning to military schools, their application remained the same, though some transformations have been made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MILITARY SCHOOLS (MILITARY GRAMMAR SCHOOLS) IN COSSACK OFFICER STAFF TRAINING IN SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

The article deals with the role of military schools in the Cossack officer staff training in second half of the 19th century. In particular, process of formation and development of these military schools is under consideration. At the first stage cadet schools were the unique supplier of the qualified and educated officers to the Cossack troops. At the second stage, after D.A.Milyutin's reform their role was limited to youth training for military and junker schools, thus they have changed the name for military grammar schools. The third stage is characterized by returning to military schools, their application remained the same, though some transformations have been made.

Текст научной работы на тему «Роль кадетских корпусов (военных гимназий) в подготовке казачьих офицерских кадров во второй половинеXIX века»

ИСТОРИЯ РОССИИ

© 2009

Д.В. Бобылев

РОЛЬ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ (ВОЕННЫХ ГИМНАЗИЙ) В ПОДГОТОВКЕ КАЗАЧЬИХ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В нашей стране на сегодняшний день существует множество учебных заведений: колледжи, училища, техникумы, институты, однако многие из них не имеют даже вековой истории. Но существуют и такие учебные заведения, история которых насчитывает не одно столетие, например, кадетские корпуса, которые начали свое существование в России еще с 1731 года. Немало выдающихся людей России получали свое образование в кадетских корпусах — это П.А. Румянцев, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Ушаков, И.Л. Голенищев-Кутузов и еще множество других, известных на весь мир людей, ковавших военную славу России. Выпускники кадетских корпусов были особой кастой, людьми с высокими нравственными ценностями, которые восхищали современников и последующие поколения мужеством, храбростью и любовью к Отечеству.

Свой облик имели выпускники кадетских корпусов из казачьего сословия, соединяя в себе, как вышеупомянутые качества, так и отвагу, лихость, удаль, бойцовские качества. Казачьи офицеры, окончившие кадетские корпуса на рубеже первой и второй половины XIX века, особо ценились в войсках. Во-первых, они были высокообразованными людьми, во-вторых, их моральный облик был иным по сравнению с казачьими офицерами, получившими свое звание за выслугу, они были гораздо выше других в нравственном отношении. Карьерный рост этих офицеров шел более быстро, и дослужиться они могли до высоких погон, нежели казачьи офицеры без курса в кадетских корпусах. Сложно переоценить то влияние, которое оказывало на молодого казака обучение в кадетском корпусе.

Целью данной статьи является изучение влияния кадетских корпусов на подготовку казачьих офицерских кадров в системе военного образования в связи с происходившими во второй половине XIX века военными преобразованиями, напрямую затронувшими кадетские корпуса.

Актуальность данного исследования определяется следующими обстоятельствами: во-первых, малой изученностью данной проблемы. В современных условиях интерес к казачеству активизировался. А если учесть, что в данный момент проходит реформа в области военного образования, то использование исторического опыта просто необходимо. Во-вторых, рассмотрение проблемы о

роли кадетских корпусов (военных гимназий) в подготовке казачьих офицерских кадров во второй половине XIX века важно в настоящее время для воспитания современной казачьей молодежи на лучших традициях предыдущих поколений.

Несмотря на явный интерес к данной проблеме, в литературе она не рассматривается отдельно, но имеется достаточное количество научных работ, где затронуты некоторые вопросы данной темы. Всю имеющуюся литературу можно разделить натри периода: дореволюционный, советский и постсоветский.

Первый период в большинстве своем насыщен работами различных военных деятелей того времени. К одной из наиболее важных и интересных работ следует отнести многотомный труд «Столетие Военного министерства.1802-1902». Главная ценность данной работы заключается в том, что она была написана на основе большого количества источников, в том числе и архивных данных. Достоинством книги является описание системы военного образования, обилие фактических сведений, изложение военных программ.

Второй период представлен меньшим количеством работ, это, прежде всего было связано с идеологическим аспектом. Одной из наиболее интересных работ является «Военное образование в России в XIX веке», Л.Г. Бескровного. В ней рассматривается становление всей системы военного образования в России, дается характеристика отечественной системы военного образования, представлено большое количество статистического материала.

Третий период характеризуется ликвидацией идеологических рамок и открытостью архивов, что значительно увеличило число работ. Самой значимой, является диссертационная работа А.А. Михайлова «Военно-учебное ведомство России во второй половине XIX — начала XX веков, его роль в подготовке офицерских кадров». В данной работе рассмотрены кадетские корпуса, их развитие и видоизменение в XIX веке, приведен достаточный статистический материал, освещены проблемы военного образования.

Все вышеперечисленное говорит о том, что проблема о роли кадетских корпусов (военных гимназий) в подготовке казачьих офицерских кадров во второй половине XIX века является востребованной, но в то же время специально она не исследовалась, поэтому существует необходимость в рамках данной статьи ее рассмотреть.

Как уже было отмечено выше, 29 июля 1731 г. в Петербурге по инициативе графа П.И. Ягужинского был учрежден первый в России Кадетский корпус по образцу существовавшего в Пруссии. Он был открыт 17 февраля 1732 г. В корпус принимали грамотных детей дворян в возрасте 13—18 лет. Учебный курс состоял из 4 классов, причем в трех старших учеба должна была продолжаться 5—6 лет. В 1732 г. штат корпуса включал 360 кадет, а в 1760 г. увеличен до 490. В 1743 г. корпус получил название Сухопутного. При переводе в старший класс и перед выпуском совет корпуса определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть выпущенным на службу сообразно со способностями. Выпускникам присваивались унтер-офицерские чины или чин прапорщика, а особо отличившимся — сразу чин подпоручика и даже поручика1.

Уже через несколько лет после первых выпусков офицеров стало ясно, что данное военно-учебное заведение очень хорошо вписывается в систему воору-

женных сил России, подготавливая специалистов военного дела, истинных патриотов страны. Следствием чего стало повсеместное распространение кадетских корпусов. Особенно много их стало после наполеоновских войн, когда потребность в квалифицированных офицерских кадрах была осмыслена. Распространение кадетских корпусов совпало по времени с указом 1798 г., когда казачьи военные чины были приурочены к русскому Табелю о рангах, и окончательно утверждены с выходом «Положения о Войске Донском» в 1835 г. Права казачьих «чиновников» — офицеров регулировались Сводом законов Российской империи2. Все это открыло двери и для детей из казачьего сословия, правда не для всех, а только для дворянских. Выпускников кадетских корпусов из казачьего сословия было очень мало, счет шел на единицы, а между тем потребность в таких офицерах в войсках остро ощущалось. Поэтому начинают образовываться военно-учебные заведения для казачества, которые позже будут преобразованы в кадетские корпуса. Так, в 1824 году было учреждено Оренбургское Неплюевское военное училище. В 1844 г. оно было преобразовано в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, в котором около 90 вакансий имели Оренбургское, Уральское и Башкиро-мещерякское казачьи войска. Аналогично Оренбургскому в 1826 году в Омске было учреждено Училище Сибирского линейного казачьего войска, готовившее офицеров для службы в войсках. В 1845 году училище было преобразовано в Сибирский кадетский корпус, одним из подразделений которого был эскадрон, где обучалось 120 воспитанников только из казачьего сословия для дальнейшей службы в иррегулярных

3

войсках .

В новые военно-учебные заведения принимались дети не моложе 9,5 и не старше 12 лет. Для приема в корпус поступающие должны были уметь читать и писать на русском языке, знать главные христианские молитвы и четыре правила арифметики. Курс обучения в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе состоял из четырех классов: приготовительный, нижний, средний и верхний, в каждом классе обучались 2 года4. Полный курс обучения в сибирском кадетском корпусе составлял 6 лет с разделением его на 3 класса (по два года в каждом). Несмотря на то, что в течение такого большого времени воспитанники получали свое военное образование, специальным военным дисциплинам они обучались только в старшем классе. По окончании кадетского корпуса офицеры лучше владели общеобразовательными предметами (русский язык, история, география и др.), нежели военными5. Окончившие курс учения кадеты выпускались из корпуса с различными преимуществами. Вплоть до 1866 года преимущества эти менялись, но смысл оставался тот же. Выпускники, в зависимости от поведения и успехов в учебе, разделялись на 4 разряда. Первые три разряда выпускались в казачьи войска офицерами в тот род войск и с тем офицерским званием, который соответствовал полученному ими разряду по выпуску. Причисленные же к четвертому разряду выпускались в казачьи войска урядниками с правом производства в первый офицерский чин по истечении 1 года6. Более двадцати лет эти единичные военно-учебные заведения являлись прямым поставщиком высокообразованных офицеров в казачьи войска, решая тем самым ряд задач:

— воспитанники, окончившие курс обучения в данных военно-учебных за-

ведениях, получали возможность дальнейшего карьерного роста, в отличие от офицеров, получивших офицерские звание в войсках без обучения в кадетском корпусе. Следовательно, высшее казачье руководство в дальнейшем пополнялось из более образованных людей;

— увеличение данной категории офицеров в казачьих войсках способствовало улучшению нравственной стороны казачьих войск, так как получившие в кадетском корпусе воспитание молодые офицеры, прибывающие в войско, оказывали безусловно положительное влияние на своих сослуживцев;

— учреждение данных военно-учебных заведений дало возможность многим детям казачьих офицеров получить достойное образование для своего времени.

Все эти положительные моменты стали возможны только благодаря созданию и существованию кадетских корпусов, которые на начало второй половины XIX века играли основную роль в подготовке казачьих офицерских кадров. Но время шло, характер войн менялся, стали требоваться более высококлассные специалисты в военном деле. А это требовало большего познания офицеров в науках и в специальных военных дисциплинах, соответственно поэтому в 60-х — 70-х годах XIX века прошла реформа в области военного образования.

Суть реформы состояла в отделении общеобразовательного курса в военно-учебных заведениях от военно-специального, и создании для каждого из них отдельных учебных заведений: военных гимназий и военных училищ, на которые разделились прежние кадетские корпуса. Кроме того, было решено производить в офицеры только получивших специальное военное образование в учебных заведениях. Для тех, кто ранее получил офицерское звание непосредственно в частях после определенного срока выслуги (поскольку этот контингент обладал в большинстве худшим общеобразовательным уровнем), были созданы особые училища с облегченной программой, получившие названия юнкерских. Организованы и общеобразовательные военные учебные заведения сокращенного курса, получившие название военных прогимназий, которые готовили к поступлению в юнкерские училища подобно тому, как военные гим-

7

назии готовили к поступлению в военные училища .

Таким образом, кадетские корпуса лишились своего единоличного права производства своих воспитанников сразу в офицеры, а также сменили свое былое гордое название на полувоенное — полугражданское название: военной гимназии. К тому же курс обучения в военной гимназии и прогимназии имел общеобразовательный аспект без военных элементов, таких как строевая подготовка и дисциплинарная часть. Для более углубленного понимания изменения роли бывших кадетских корпусов на подготовку казачьих офицерских кадров рассмотрим, как и в каких условиях осуществлялся процесс воспитания и обучения.

Итак, военные гимназии имели целью получение дворянскими детьми, предназначенными к военной службе, приготовительного общего образования и воспитания, а также служили ступенью для принятия в военные училища. Только две военные гимназии, из насчитывающихся двенадцати в 1866 году, могли обучать на иждивении правительства воспитанников не только из числа потомственных дворян. Это была Оренбургская Неплюевская военная гимназия и Сибирская военная гимназия в Омске, которые специализировались в ос-

новном на детях из казачьего сословия, чьи родители служили в урало-сибирском регионе. Чуть позже в 1875 г. была открыта Тифлисская военная гимназия, в ней часть вакансий занимали дети из казачьего сословия Кавказского региона.

Для поступления в военную гимназию родственники будущего гимназиста представляли прошение с соответствующими документами, подтверждающими принадлежность к дворянству, или послужной список отца — местному генерал-губернатору, а те переправляли в ГУВУЗ сводный список. Прибыв в гимназию, мальчик должен был пройти медицинский осмотр и сдать экзамен. Курс военных гимназий продолжался шесть лет (с 1873 г. 7 лет) и соответственно был распределен на 6 классов. Причем в первый класс принимались воспитанники в возрасте от 10 до 12 лет, а в шестой — от 15 до 17 лет. В каждой военной гимназии обучалось около 450 воспитанников. Большую часть воспитанников составляли пансионеры, жившие в интернатах при гимназиях. По форме оплаты они делились на казеннокоштных, обучавшихся за правительственный счет, своекоштных, за которых платили родственники или опекуны, и стипендиатов, получавших необходимые средства от разных благотворителей. Плата за одного своекоштного пансионера в данных военных гимназиях составляла 125 рублей (впоследствии эта сумма в связи с инфляцией увеличится в 2 раза), что было в полтора раза меньше, чем в других военных гимназиях.

Военные гимназии укомплектовывались лучшими педагогами, в большинстве своем штатскими. Учебный план был рассчитан на то, чтобы дать обучающемуся больше познаний общеобразовательного плана, а не военного. Из таблицы 1 хорошо видно, что учебный план военных гимназий в общих чертах соответствовал учебному плану реальных училищ. Весь распорядок дня в военной гимназии больше напоминал обычное гражданское учебное заведение. Из него были исключены практически все военные элементы, что в конечном итоге негативно сказывалось на специализации юноши и его неподготовленности, даже

о

в моральном плане, к службе в войсках и учебе в военном училище8.

Учебные предметы Военные гимназии Реальные училища мин. нар. просвещения

Число еженедельных уроков:

Закон Божий 18 12

Отечественная словесность и языки 33 26

Иностранные языки 54 45

Математика 42 38

Естественная история, физика и начала химии 20 20

История и география 24 22

Начертательные искусства 19 42

Общее число еженедельных уроков: 210 205

Но были и положительные моменты. Например, претерпел изменения, но сохранился принцип балльной системы, согласно которому каждый выпускник

получал средний итоговый балл, который складывался из оценки на выпускном экзамене и годовой оценки за выпускной класс. К первому разряду относились те, кто при 12-балльной системе имел общий балл не менее 7, а по Закону Божьему, русскому и иностранным языкам не менее 6. Выпускники этого разряда принимались в военные училища без экзаменов. Ко второму разряду относились юноши, имевшие результат «хороший, но несколько ниже предельного», они зачислялись в военные училища после проверочного испытания. «Неуспешные» гимназисты относились к третьему разряду. Они либо отдавались на попечение родителей, либо шли нижними чинами в полки. Впоследствии им разрешалось поступать в военные училища на общих основаниях, либо они могли поступать в юнкерские училища без экзамена, если имели аттестат об окончании курса.

Другим положительным моментом было то, что в отличие от кадетских корпусов прием воспитанников в военные гимназии шел на конкурсной основе, а не на вакансии, и, следовательно, пустовавших мест, как раньше, не стало. Выпускники Сибирской и Оренбургской военных гимназий до 1870 года переводились в 4-е Оренбургское военное училище, позже направлялись для дальнейшего обучения в другие юнкерские и военные училища. Воспитанники военных гимназий, успешно окончившие курс, но признанные неспособными к военной службе по состоянию здоровья, пользовались всеми правами выпускников гражданских реальных гимназий и получали особый аттестат.

Но, несмотря на многие положительные черты обучения в военных гимназиях, за несколько лет их существования обнаружилась такая особенность, что половина её выпускников не связывали в дальнейшем свою жизнь с военной службой, то есть переходили в гражданское ведомство, не желая поступать в военные или юнкерские училища.

Подводя итоги, можно отметить, что на данном этапе роль военных гимназий в подготовке казачьих офицерских кадров была не столь велика, так как то малое число ее воспитанников из казачьего сословия, которое заканчивало гимназии, выбирало в дальнейшем военное призвание. Кроме того, в данный период наравне с развитием военных гимназий получают распространение казачьи юнкерские училища и казачьи отделы при юнкерских училища, которые являлись основным поставщиком казачьих офицерских кадров в войска, заменив в этом плане кадетские корпуса. А подготовкой казачьей молодежи к поступлению в казачьи юнкерские училища занимались уже военные прогимназии, которые так же существовали в Омске, Оренбурге и Иркутске.

К началу 1880-х гг. выяснилось, что военные гимназии, «удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечали задаче профессионального военного заведения» и недостаточно хорошо подготавливали учащихся к переходу в военные училища в профессионально-психологическом плане. Кроме того, оказалась недостаточно обеспеченной одна из основных целей подготовительных военно-учебных заведений — давать детям бедных офицеров и чиновников воспитание и образование за государственный счет. Поэтому было решено, оставив эти заведения отдельными от военных училищ, вновь ввести в них строевые роты и строевые занятия в старших классах, заменить гражданских воспитателей строевыми

офицерами, а также существенно увеличить число интернов (кадетов, находящихся на полном обеспечении военно-учебного заведения)9.

Во исполнение этого 22 июня 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса и назывались так до конца их существования. Преподавательский состав сохранен, но и введен штат офицеров-воспитателей. Число учащихся в классе составляло 35 человек. В 1883 г. появился Донской кадетский корпус на 420 воспитанников, в 1887 г. — 2-й Оренбургский (на 300), а в 1888 г. открылись две трехклассные приготовительные школы: Иркутская (на 35 человек) и Хабаровская (на 50), учащиеся которых переводились в Сибирский кадетский корпус10.

Во вновь образовавшиеся кадетские корпуса (Оренбургский, Сибирский, Тифлисский) на полное содержание имели право поступить сыновья офицеров и чиновников, служащих или служивших в данном крае (Оренбургском, Сибирском, Туркестанском, на Кавказе). А в Донской кадетский корпус та же категория, но исключительно из казачьих войск (только при свободных местах имели право поступать и лица не казачьего происхождения). По прежнему именно эти корпуса подготавливали наибольшую часть детей казачьих офицеров к поступлению в военные училища. В них обучались преимущественно дети из казачьего сословия, так как именно казачьи войска дислоцировались в большинстве своем в данных регионах. После смещения с поста военного министра Д.А. Милютина пошел процесс свертывания юнкерских училищ либо плавного их преобразования в военные училища, следствием чего стала необходимость обучения казачьих детей, желающих стать офицерами, в кадетском корпусе, поэтому желающих обучаться в кадетских корпусах стало еще больше.

Воспитание в кадетских корпусах пропитывалось духом христианского вероучения и имело целью подготовку воспитуемых юношей к будущей службе Государю и Отечеству, оно имело не только нравственную сторону, но и физическую, вырабатывая в кадетах душевные и физические способности11.

Кадеты каждого корпуса, сверх распределения по соответствующим их возрасту и познаниям семи классам, делились на роты (Оренбургский, Сибирский, Тифлисский) и сотни (Донской), а те в свою очередь подразделялись на отделения по 35 человек, образуя классы. Роты (сотни) обозначались номерами по порядку, начиная с первого, присваивающийся самой старшей роте (сотне), которая обычно комплектовалась из VII и VI классов. Только первой роте придавалось строевое устройство, тем самым выполняя принцип военной муштры только в последние 2 года обучения. В этой роте полагалось по штату иметь вице-фельдфебеля и 12 вице-унтер-офицеров, которых назначали из наиболее успешных в поведении и учебе кадетов. Им присваивались особые отличия в форме кадетского обмундирования, которые сохранялись и при переходе в училище. Весь распорядок дня в первой роте был установлен согласно уставов и

наставлений, тем самым юношей готовили к будущей армейской жизни в учи-

12

лище и в войсках, что безусловно дисциплинировало воспитанников12.

Обучение в кадетских корпусах развивало умственные способности учащихся, они получали основательные знания, необходимые для дальнейшего специального их образования, а также для предстоящей впоследствии служебной и житейской деятельности. Весь курс обучения в кадетских корпусах распреде-

лялся по семи последовательным классам. Для того, чтобы перевестись из одного класса в другой, а также закончить корпус, необходимо было сдать установленный экзамен. В каждом классе полагался годичный курс, который начинался с середины августа и продолжался до начала июня. В летний период времени с начала июня до середины августа кадеты уходили в отпуска, состоящие при 1-й роте (сотне) на 4-5 недель, остальные на весь период. Все, кто по каким либо причинам (неуспеваемость, плохое поведение) не уходили в отпуск, выводились в лагерное расположение.

В кадетских корпусах преподавались общеобразовательные предметы: Закон Божий, русский язык со словесностью, французский и немецкий языки, математика, история, физика, космография, география, чистописание, рисование. Сверх занятий по предметам кадетам предлагались еще и внеклассные занятия

по строевому обучению, гимнастике, фехтованию, плаванию, музыке и пению, 13

а также танцам .

После успешного окончания курса в кадетском корпусе кадеты хорошего поведения, способные к военной службе, предназначались к поступлению в военные училища. Для выпускников Донского кадетского корпуса в 1890 году была специально учреждена казачья сотня в Николаевском кавалерийском училище на 120 юнкеров, которая готовила офицеров казаков для всех 11 войск, но в основном это были воспитанники войска Донского. Оренбургское и Новочеркасское военные училища, впоследствии образованные из одноименных

14

юнкерских училищ, также охотно принимали кадетов казачьего сословия .

Поэтому можно с уверенностью сказать, что в конце XIX века роль кадетских корпусов в подготовке казачьих офицерских кадров существенно возросла. Она видоизменилась, пройдя путь от прямого поставщика офицеров в войска к общеобразовательным учебным заведениям, а далее к военно-учебным заведениям, специализирующимся на подготовке молодых воспитанников к профессии офицера, закладывая тем самым фундамент будущей личности. Находясь, таким образом, на протяжении второй половины XIX века в таких трех различных состояниях, кадетские корпуса впитали в себя все то лучшее, что преподносили им перемены и выбрасывали, те негативные нововведения, которые им мешали. Таким образом, к концу XIX века кадетские корпуса стали тем эффективным военно-учебным заведением, которое было необходимо в ту пору стране. Пройдя через такие испытания кадетские корпуса (военные гимназии) имели огромное значение в жизни казачьих войск, в разных ипостасях играя определенную, но очень значительную роль в подготовке для войск казачьих офицеров.

В настоящее время также существуют кадетские корпуса, или их подобие в лице суворовских и нахимовских училищ, которые, несмотря на столь короткие сроки обучения, используют положительный опыт кадетских корпусов XIX века. Они так же, как и их предшественники сто лет назад, подготавливают и направляют юношей, желающих стать офицерами, в военные училища. И даже сейчас на современном этапе, спустя почти век, кадетские корпуса все еще играют значительную роль в подготовке казачьих офицерских кадров, достаточно напомнить названия некоторых кадетских корпусов Российской Федерации: это Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус в городе

Новочеркасске, который начал свое существование еще в 1883 году; Кубанский казачий атамана Бабича кадетский корпус в городе Краснодаре; Лесосибир-ский казачий кадетский корпус в городе Лесосибирске; Оренбургский кадетский корпус и другие. Все эти военно-учебные заведения с гордостью выполняют свою задачу и являются по сути дела преемником традиций и обычаев своих коллег XIX века. Поэтому можно с уверенностью сказать, что кадетские корпуса в своей истории прошли через века и до сих пор остаются одним из важных компонентов в духовной и военной истории нашей страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993. C. 87—112.

2. Казачий словарь справочник / Сост. Г.В.Губарев. Сан Ансельмо, Калифорния, 1968. Т. II. C. 244.

3. Бескровный Л.Г. Военное образование в России в XIX веке. М., 1970. C. 46—84.

4. ГАОО. Ф. 11 Оп. 2 Д. 3222. C. 11-26.

5. Исторический очерк образования и развития сибирского кадетского корпуса 1826-1876. Омск, 1884. С. 53-78.

6. РГВИА. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 120. С. 5-32.

7. Волков. Ук. соч. С. 89-102.

8. Исторический очерк образования и развития сибирского кадетского корпуса 1826-1876. Омск, 1884. С. 101-145.

9. Столетие Военного министерства. 1802-1902: Ист. очерк / Под ред. Д.А.Скалона. СПб., 1902. Т. 10. Ч. 2. С. 152-173.

10. Волков. Ук. соч. С. 89-102.

11. Михайлов А.А. Военно-учебное ведомство России во второй половине XIX — начала XX веков, его роль в подготовке офицерских кадров: дис... д-ра ист. наук. М., 2000. С. 132-138.

12. Двадцатипятилетие Донского Императора Александра III кадетского корпуса. Новочеркасск, 1908. С. 5-23.

13. Положение о кадетских корпусах. СПб., 1886. С. 13-20.

14. ГАРО. Ф. 344 ОП. 1 Д. 1601. С. 12-19.

ROLE OF MILITARY SCHOOLS (MILITARY GRAMMAR SCHOOLS) IN COSSACK OFFICER STAFF TRAINING IN SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

D.V. Bobylev

The article deals with the role of military schools in the Cossack officer staff training in second half of the 19th century. In particular, process of formation and development of these military schools is under consideration. At the first stage cadet schools were the unique supplier of the qualified and educated officers to the Cossack troops. At the second stage, after D.A.Milyutin's reform their role was limited to youth training for military and junker schools, thus they have changed the name for military grammar schools. The third stage is characterized by returning to military schools, their application remained the same, though some transformations have been made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.