УДК 930.1
РОЛЬ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА В РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМ ЭТНОГЕНЕЗА АДЫГОВ В 40-е - 60-е ГОДЫ XX в.
П.А. Кузьминов, Л.Х. Мамхегова
DOI 10.18522/2072-0181-2018-95-3-56-60
В изучении проблемы истории этногенеза народов Северного Кавказа важную роль играет развитие исторической науки, связанное не только с увеличением источниковой базы, наличием кадров исследователей, специалистов, но и с совершенствованием научной концепции развития общества.
В послевоенный период в изучении чрезвычайно сложных вопросов становления и развития этнических общностей в отечественной науке особое внимание уделялось кавказским автохтонам, поскольку они сыграли существенную роль в развитии человечества.
На страницах ведущих журналов и сборников публиковались научные статьи по археологии, антропологии, этнографии, лингвистике народов Кавказа. Новые археологические материалы и исследования послужили надежной источниковедческой базой для научного освещения сложных культурно-исторических процессов, происходивших на Северном Кавказе в глубокой древности. Новые источники позволили сделать первые шаги в реконструкции этногенеза коренных народов Северного Кавказа.
После освобождения Кабардино-Балкарии от немецких захватчиков (январь 1943 г.) правительство поставило задачу в кратчайший срок восстановить систему образования и науки в республике, но для возобновления нормальной деятельности научно-исследовательского института не хватало квалифицированных кадров, отсутствовала научная и материальная база. Директор Кабардинского научно-исследовательского института Х. Сабанчиев обратился в Академию
Кузьминов Петр Абрамович - доктор исторических наук, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: [email protected];
Мамхегова Лина Хизировна - аспирант Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, 360002, Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, Долинск, ул. Балкарова, 2.
наук СССР с просьбой оказать помощь в предоставлении специалистов: «Просим Академию наук СССР откомандировать на постоянную работу в Кабарду 4-5 квалифицированных научных работников: археолога, историка, геолога-экономиста, ввиду явной недостаточности местных сил» [1]. В ответ на эту просьбу Академия наук СССР направила в регион Г.А Кокиева, Е.И. Крупнова и ряд других специалистов-историков, много сделавших для изучения истории края [2]. Подчеркнем, в научный «десант» входили лучшие ученые страны, внесшие достойный вклад в кавказоведение и вполне осознававшие масштаб задач, которые надо было исследовать в регионе. Не случайно Е.И. Крупнов, говоря о необходимости тщательного археологического изучения истории края, отмечал: «Ранняя история Северного Кавказа, ни всего в целом, ни его отдельных частей, еще не написана. Нет еще и древней истории Кабарды, и прежде всего в силу неубедительного состояния материальных источников, на основе которых можно было бы воссоздать весь исторический процесс развития населения Кабардинской АССР с древнейших времен» [3].
Для устранения этого пробела сотрудниками научно-исследовательского института был проделан огромный труд, послуживший основой многих научных разработок, создавший источ-никовую базу и обеспечивший углубленное археологическое изучение Северного Кавказа. Это был «звездный» период в истории северокавказской археологии как в организационном, так и в исследовательском плане.
Petr Kuzminov - Kabardino-Balkarian State University named by H.M. Berbekov, 173, Chernyshevsky Street, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360004, e-mail: [email protected];
Lina Mamkhegova -Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2, Balkarova Street, Nalchik, Dolinsk, Kabardino-Balkaria Republic, 360002.
Об этом мы можем судить по архивным документам, которые отражают напряженный ритм работы ученых института. План работы КНИИ свидетельствует, что в 1946 г. известный кавказовед профессор Г.А. Кокиев должен был подготовить к публикации работы: «Некоторые сведения из древней истории адыгов»; «Изучение истории и материальной культуры адыгов и племен по древним археологическим остаткам на территории Кабарды»; профессор Б.А. Куфтин - «Изучение древнейших поселений энеолита (типа Агубекова и Долинско-го) путем археологических раскопок»; доцент П.Г. Акритас - «Археологические памятники Кабарды»; доцент Е.И. Крупнов - «Археологический очерк Кабарды» [4].
Археологическое изучение Кабарды в послевоенный период связано с именем выдающегося кавказоведа, археологом мирового уровня, профессором Е.И. Крупновым, который в течение нескольких лет заведовал по совместительству сектором археологии Кабардинского института истории, филологии и экономики, проводившего в эти годы интенсивные полевые работы в республике [5, с. 141]. Говоря о необходимости тщательного изучения древней истории адыгов, ученый писал: «Для того чтобы выявить все особенности многовековой истории народа и специфические черты его самобытной культуры, мы обязательно должны будем начать с освещения древнейших археологических памятников не только Кабарды, но и всего Северного Кавказа, памятуя, что Кабарда есть не только частица Кавказа, но и всей Родины» [6, с. 22].
В те же годы на территории республики им раскопаны несколько курганов эпохи поздней бронзы около селения Каменномосткое, обследованы городища близ города Майского. В эти же послевоенные годы Е.И. Крупнов опубликовал более десятка научных статей, написанных, главным образом, на основании анализа материалов Кабардино-Балкарии; две небольшие по объему, но достаточно интересные по содержанию книги: «Краткий очерк археологии Кабардинской АССР» и «Жемталинский клад». В 1957 г. он опубликовал солидную монографию «Древняя история и культура Кабарды», которую посвятил 400-летию добровольного вхождения Кабарды в состав России. По сути книга представляет собой первый обобщающий труд по ранней истории и археологии населения Центрального и Северо-Западного Кавказа, хронологически охватывающий период, начиная от каменного века до эпохи поздней бронзы и
раннего железа. Особого внимания заслуживает тот факт, что определенные группы памятников эпохи ранней бронзы, распространенные на указанной территории региона и сближающиеся между собой по ряду существенных признаков, Е.И. Крупнов предложил объединить под общим наименованием «Майкопская культура». Эта версия получила в науке всеобщее признание. Помимо археологических исследований, Е.И. Крупнов участвовал также в подготовке обобщающих сводных трудов по истории народов Кабардино-Балкарии [7].
Позднее, обобщая изученный материал, он отмечал, что проведенные в тот период полевые изыскания на месте и камеральная обработка накопленного материала дали возможность сделать важнейшие выводы, имеющие большое значение для изучения древней истории народов Северного Кавказа и их этногенезе, и прийти к заключению об автохтонности нынешнего разноплеменного населения Кавказа [8].
После ухода из жизни Е.И. Крупнова по инициативе Кабардино-Балкарского и СевероОсетинского научно-исследовательских институтов была организована работа ежегодной международной научной конференции по археологии Северного Кавказа - «Крупновские чтения». Регулярно проводимые более 40-лет конференции, дали серьёзные результаты в развитии археологии Северного Кавказа и в разработке важнейших вопросов этнической истории северокавказских народов.
Изучение памятников материальной культуры Кабардинской АССР в 1949-1951 гг. было осуществлено археологической экспедицией, организованной Кабардинским научно-исследовательским институтом совместно с Институтом истории материальной культуры им. академика Н.Я. Марра, Академией наук СССР и Государственным историческим музеем. В экспедиции приняли участие известные советские ученые Е.И. Крупнов, И.Ф. Н.Ф. Яковлев, ВВ. Бунак, У.А. Герондоков, О.В. Милорадович, А.А. Край-нов, Н.И. Штанько и т.д. [9, с. 195].
Экспедиция поставила задачу выявить истоки материальной и духовной культуры кабардинского народа, ее специфических особенностей и определения ее места в системе форм культуры других народов Северного Кавказа.
Антропологическое изучение велось проф. В.В. Бунаком; изучение диалектов кабардинского народа - проф. Н.Ф. Яковлевым; сбором фольклора руководил проф. Г.П. Сер-дюченко; археологический отряд возглавлял
Е.И. Крупнов, сбор этнографического материала вела Е.Н. Студенецкая [10].
Поразительна интенсивность работы археологов, которые только в 1949 г. исследовали Зольский, Нагорный, Баксанский и Эльбрус-ский районы. Собранные материалы тщательно были изучены в Москве и Нальчике коллективами ученых под руководством Е.И. Крупнова. В 1949-1951 гг. проведены восемь экспедиций по сбору материалов по древней истории Кабар-ды, свидетельствующих о местном характере выявленных артефактов [1, л. 97]. Богатые находками курганы и поселения были открыты у с. Верхний Акбаш, Старый Лескен, Старый Урух [11, с. 128-129].
В последующие годы археологические работы в Кабардино-Балкарии велись сотрудником научно-исследовательского института П.Г. Акритасом, который изучил памятники каменного века и эпохи средневековья [12].
План полевых работ сектора археологии КБНИИ в отчетном 1961 г. был составлен с учетом результатов археологических исследований прошлых лет и проблем, над которыми работал институт: «О происхождении кабардинцев и балкарцев» и «История развития материальной культуры на территории Кабардино-Балкарии с древнейших времен». В соответствии с планом, сектор археологии КБНИИ в 1961 г. провел одну археологическую экспедицию в районе села Верхний Чегем и две разведки в долине р. Этоко [13].
Выявленные артефакты, фольклорные и лингвистические материалы позволили ученым внести свою лепту в обоснование теории этногенеза адыгов, отказаться от миграционной теории и утверждать об автохтонном процессе этногенеза адыгов [14]. Основанием для выдвижения этой теории послужило доказательство преемственности археологических культур. Выявленная связь Нальчикского могильника и Долинского поселения с Майкопской культурой окончательно привела исследователей к выводу о том, что носителями этих культур являлись местные автохтонные народы, а не пришельцы [11, с. 103].
Таким образом, в результате коллективной работы советских исследователей разных направлений в изучении древностей Кабардино-Балкарии в послевоенный период произошли существенные сдвиги. Наряду с полевыми исследованиями разведочного характера сектор археологии провел обширные стационарные раскопки, результаты которых позволили, аргументированно обосновать автохтонную те-
орию этногенеза адыгских народов. Ученые КБНИИ все больше внимания стали уделять планомерному изучению памятников материальной культуры, непосредственно связанных с древней историей коренных народов республики - кабардинцев и балкарцев. Результатом их усилий стало выявление на территории республики могильных комплексов, зафиксировавших следы деятельности раннепалеолитического человека [15].
Советская наука первого послевоенного десятилетия добилась значительных результатов в области исследования проблем этногенеза автохтонов региона. Этому способствовали совместная работа московских и местных специалистов, повышение общественного интереса к проблеме, увеличение финансирования археологических экспедиций. Древней истории народов Северного Кавказа стали уделять особое внимание, поскольку главной научной проблемой становится выяснение этногенетических связей народов Кавказа.
Исследователи стали использовать комплексный подход в своих исследованиях, привлекать данные смежных дисциплин. Большая часть опубликованных работ была направлена на выявление и изучение новых археологических объектов республики, результаты которых способствовали более четкому освещению ряда проблем и выдвижению концепции об автохтонном происхождении адыгского этноса.
Проведенные археологические экспедиции подтвердили культурное единство древнейших памятников Кабарды и Прикубанья, тем самым установив общие истоки культуры адыгских народов Центрального и Северо-Западного Кавказа, а также некоторую культурную общность, нашедшую отражение в материальной культуре и в погребальных обрядах этих двух районов в древности. Ученые пришли к выводу о существовании на этой территории близких родоплеменных групп, которые и составляли коренное население Северного Кавказа. Это был серьезный вклад в изучение сложнейших проблем этногенеза народов северокавказского края, что позволило ученым института представить обществу первый вариант жизнедеятельности человека на территории Центрального Кавказа.
ЛИТЕРАТУРА 1. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики (Далее - ЦГА КБР).
Ф. 1. (Кабардинский областной комитет ВКП (б)).
Оп. 1. Д. 2798. Л. 97.
2. Кузьминов П.А. Эпоха преобразований 50-70 годов XIX века у народов Северного Кавказа в новейшей историографии. Нальчик: ООО «Печатный двор», 2011. 536 с. С. 68.
3. Научный архив Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований (Далее - КБИГИ). Ф. 21. (Археология) Оп. 1. Д. 4. Крупное. Е.И. Краткий археологический очерк КАССР. Л. 12.
4. ЦГА КБР. Ф.1. Оп. 1. Д. 1402. Л. 12-22.
5. Кузнецов В.А. К истории археологического изучения Кабардино-Балкарии // Археология и вопросы древней истории Кабардино-Балкарии. Вып. 1. Нальчик: Эльбрус, 1980. С. 135-146.
6. Крупное Е.И. Древнейший период истории Ка-барды // Сборник по истории Кабарды. Нальчик: Кабардинское гос. изд-во 1951. С. 15-41.
7. Чеченов И.М. К историографии развития археологии на Северном Кавказе: Крупнов Е.И. (19041970 гг.) и Крупновские чтения (1971-2012 гг.) // Археология и этнология Северного Кавказа. 2013. № 2. С. 52-53.
8. Крупнов Е.И. Краткий очерк археологии Кабардинской АССР. Нальчик: Кабардинское гос. изд-во, 1946. 46 с. С. 11-12.
9. Крупнов Е.И. Археологические исследования в Кабардинской АССР в 1948 г. // Ученые записки КНИИ. Нальчик: Кабардино-Балкарское кн. изд-во, 1950. Т. 5. С. 195-277.
10. Научный архив КБИГИ. Ф. 21. Оп. 1. Д. 7. Крупнов Е.И. Комплексная экспедиция КНИИ. Л. 1-2.
11. Чеченов И.М.Древности Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1969. 151 с.
12. Научный архив КБИГИ. Ф. 21. Оп. 1. Д. 7. Бетро-зов Р.Ж. Культура племен Центрального Предкавказья в эпоху раннего металла. Дис. ... канд ист. наук. Тбилиси, 1972. Л. 2.
13. Научный архив КБИГИ. Ф. 21. Оп. 1. Д. 24. Археологические раскопки КБНИИ в 1961 г. Л. 1.
14. Бетрозов Р.Ж. Адыги: возникновение и развитие этноса. Нальчик: Эльбрус, 1998. 254 с. С. 17.
15. Научный архив КБИГИ. Ф. 21. Оп. 1. Д. 60. Акри-тас П.Г. Археологические работы в Кабарде КБНИИ в 1954 г. Л. 7.
REFERENCES
1. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Kabardi-no-Balkarskoy respubliki [Central State Archive of the Kabardino-Balkarian Republic] F. 1. (Kabardian regional Committee of the CPSU (b)). Op. 1. D. 2798. L. 97.
2. Kuz'minovP.A. Epokhapreobrazovaniy 50-70godov XIX veka u narodov Severnogo Kavkaza v noveyshey istoriografii [The era of the transformation of 50-70s years of the 19th century among the peoples of the North Caucasus in the latest historiography]. Nalchik, Printed Yard LLC, 2011, 536 p., p. 68.
3. Nauchnyy arkhiv Kabardino-Balkarskogo in-stituta gumanitarnykh issledovaniy [The scientific archive of the Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Studies]. F. 21. (Arxeologiya) Op. 1. D. 4. Krupnov. A brief archaeological sketch of the KASSR. L. 12.
4. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Kabar-dino-Balkarskoy respubliki [Central State Archive of the Kabardino-Balkarian Republic]. F. 1. (Kabardian regional Committee of the CPSU (b)). Op. 1. D. 1402. L. 12-22.
5. KuznetsovV A. Kistoriiarkheologicheskogo izucheni-ya Kabardino-Balkarii [The history of archaeological studies of the Kabardino-Balkar Republic]. In: Arkhe-ologiya i voprosy drevney istorii Kabardino-Balkarii [Archaeology and issues of the ancient history of Kabardino-Balkaria]. Issue 1. Nalchik, Elbrus, 1980, pp. 135-146.
6. Krupnov E.I. Drevneyshiy period istorii Kabardy [The Oldest period of the history of Kabarda]. In: Sbornikpo istorii Kabardy [Collection on the history of Kabarda]. Nalchik, Kabardian state publishing house, 1951, pp. 15-41.
7. Chechenov I.M. Arkheologiya i etnologiya Severnogo Kavkaza, 2013, no. 2, pp. 52-53.
8. Krupnov E.I. Kratkiy ocherk arkheologii Kabardin-skoy ASSR [A brief sketch of the archaeology of the Kabardian ASSR]. Nalchik, Kabardian state publishing house, 1946, 46 p.
9. Krupnov E.I. Arkheologicheskie issledovaniya v Kabardinskoy ASSR v 1948 g. [Archaeological research in the Kabardian ASSR in 1948]. In: Uchenye zapiski KNII [Scientific notes of CNRI]. Vol. 5. Nalchik, Kabardian state publishing house, 1950, pp. 195-277.
10. Nauchnyy arkhiv Kabardino-Balkarskogo in-stituta gumanitarnykh issledovaniy [The scientific archive of the Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Studies]. F. 21. Op. 1. D. 7. Krupnov. E.I. Complex expedition of the KNII. L. 1-2.
11. Chechenov I.M. Drevnosti Kabardino-Balkarii [Antiquities of Kabardino-Balkaria]. Nalchik, Elbrus, 1969, 151 p.
12. Nauchnyy arkhiv Kabardino-Balkarskogo insti-tuta gumanitarnykh issledovaniy [The scientific archive of the Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Studies]. F. 21. Op. 1. D. 7. Betro-zov R.Zh. The culture of the tribes of the Central Caucasus during the early metal. Tbilisi, 1972. L. 2
13. Nauchnyy arkhiv Kabardino-Balkarskogo in-stituta gumanitarnykh issledovaniy [The scientific archive of the Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Studies]. F. 21. Op. 1. D. 24. Archaeological excavations of the KBIR in 1961. L. 1.
14. Betrozov R.Zh. Adygi: vozniknovenie i razvitie etno-sa [Adygs: the emergence and development of eth-nos]. Nalchik, Elbrus, 1998, 254 p. P. 17.
15. Nauchnyy arkhiv Kabardino-Balkarskogo instituta gumanitarnykh issledovaniy [The scientific archive
of the Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Studies]. F. 21. Op. 1. D. 60. Akritas P.G. Archaeological work in Kabarda CBNI in 1954. L. 7.
16 августа 2018 г.
МНЕНИЯ. СУЖДЕНИЯ. ГИПОТЕЗЫ
УДК 726:72.03 (470.6)
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО АБХАЗСКОГО ЦАРСТВА В УП-УШ вв.*
А.В. Аргун
DOI 10.18522/2072-0181-2018-95-3-60-68
Вопросы формирования Абхазского царства разрабатывал ряд крупных ученых (А.Г. Амичба [1], З.В. Анчабадзе [2], М.М. Гумба. [3], С.Н. Джа-нашиа [4]). Их концепции основывались на сведениях средневековых грузинских повествовательных источниках, собранных и отредактированных комиссией, возглавляемой В. Багратио-ни [5] во второй половине ХУШв. «Диван Абхазских царей» [6] в этом ряду остается наиболее полным историческим источником, передающим имена абхазских царей и краткие справки о некоторых из них. В точности этого документа сомневаются практически все современные исследователи. В нем указаны имена 21 владетеля, вплоть до династического кризиса конца X в. В данном списке в средневековый период упоминается только один Леон, скорее всего, Леон I. Леон II, который, воспользовавшись по* В статье изложены основные положения автора, представленные им в докладе на V Международной археологической конференции, посвященной 100-летию абхазского археолога - кавказоведа Михаила Маметовича Трапша (Сухум, 21-23 ноября, 2017).
Аргун Алхас Валикович - соискатель Абхазского института гуманитарных исследоватний Академии наук Республики Абхазия, директор Национального Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия», г Новый Афон, ул. Эшба, 8, e-mail: hasafon@ mail.ru, т. 88402458050.
мощью хазар, захватил власть в Абхазском царстве и объявил себя независимым от Византии правителем, в «Диване» не упоминается, но речь о нем идет в Летописи Картли [7]. Собственно говоря, все вышеуказанные исследователи считают лишь Леона II и дальнейших правителей на престоле царями, а предыдущих политических деятелей относят к «владетелям» Абасгского княжества. В то же время ими не оспаривается прямое указание источников, характеризующего Леона II в качестве узурпатора, захватившего власть против воли Византии. Исторические сведения, на которые опираются вышеперечисленные авторы, взяты из средневековых грузинских источников XI в., собранных Г.А. Амичбой [8], и отражают позицию Византии времени Леона II, не санкционировавшей смену власти в Абасгии. К сожалению, в их положениях в полной мере не отражены роль Хазарии и Арабского халифата в расстановке сил в Закавказье, а также характеристика внутренних процессов, протекавших в Абасгии и на Западном Кавказе.
Целью проведенного исследования являлось уточнение процессов и особенностей
Alkhas Argun - Abkhazian institute of humanitarian issle-dovatniya of Academy of Sciences of the Republic of Abkhazia; d National New Athos historical and cultural reserve "Ana-kopiya", 8, Eshba Street, New Athos, e-mail: [email protected], tel. +88402458050.