Научная статья на тему 'Роль историко-теоретических знаний о музыкальном инструменте ганун (канон) в подготовке музыкальных кадров'

Роль историко-теоретических знаний о музыкальном инструменте ганун (канон) в подготовке музыкальных кадров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ / THEORY / МУЗЫКА / MUSIC / ИНСТРУМЕНТ / INSTRUMENT / ГАНУН / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / CANON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамедова Сахиба Вагиф Кызы

В статье проанализирована роль и значение историко-теоретических информаций о музыкальном инструменте ганун (канон) в процессе повышения профессиональной культуры музыкантов-специалистов. Обосновывается мысль, что в процессе музыкального обучения и воспитания необходимо обеспечить сотрудничество обучающего с обучаемыми, преподавателя со студентами, построенного на исторических особенностях музыкального инструмента ганун (канон).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Historical-Theoretical Knowledge about Canon Musical Instrument in Preparation of Musical Personnel

The article deals with the role and importance of historical-theoretical information about canon musical instrument in the process of increasing craft culture of experts on music. The author has grounded the importance of ensuring cooperation between the learner and the teacher based on historical features of canon musical instrument in the process of musical education.

Текст научной работы на тему «Роль историко-теоретических знаний о музыкальном инструменте ганун (канон) в подготовке музыкальных кадров»

дино-Балкарского науч.-исслед. ин-та при Совете Министров КБА СССР. 1974. Т. 26.

6. Лугуев С.А. Общественное управление у лакцев во второй половине XIX - начале XX в. // Быт сельского населения Дагестана (XIX - начало XX в.). Махачкала: Изд-во ИИЯЛ, 1981. С. 114.

7. Хасбулатов А.И. Чечено-Ингушетия накануне первой русской буржуазно-демократической революции. Грозный, 1963. С. 28-30.

8. ЦГА РСО-А. Ф. 270. Оп. 1. Д. 4. Л. 62.

9. ЦГА РСО-А. Ф. 54. Оп. 4. Д. 4118. Л. 55.

10. См. Терские ведомости. 1900. № 82.

11. Карганов Н.А. О горских словесных судах на Северном Кавказе. Пг., 1914.

12. Рейнке Н. Горские и народные суды Кавказского края. СПб., 1912. С.6.

26 марта 2013 г.

УДК 37.001.89

РОЛЬ ИСТОРИКО -ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ ГАНУН (КАНОН) В ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КАДРОВ

С. В. Мамедова

Степень изученности музыкальных инструментов, в том числе гануна, в азербайджанском музыковедении позволяет считать инструмен-товедение отдельной областью азербайджанской музыкальной науки; для ее становления и развития большое значение имели труды многих известных азербайджанских ученых как музыкантов, так и историков, этнографов, давших описания множества музыкальных инструментов древности. Среди них особо должны быть отмечены труды У. Гаджибеко -ва, А. Бадалбейли, С. Абдуллаевой, М.Т. Ке-римова и др. [1]. В своих работах они дали научную характеристику и классификацию национальных музыкальных инструментов, описали звукоряды древних музыкальных инструментов и перспективы их дальнейшего развития, поднимали вопросы строения и звукового строя музыкальных инструментов, технических и художественных возможностей, истории их эволюции, этимологии названий и, наконец, их применения в составе ансамблей и оркестров национальных инструментов.

В настоящей статье на основе анализа наследия средневековых музыковедов, классической поэзии, памятников материальной

Мамедова Сахиба Вагиф кызы - аспирант, преподаватель кафедры обучения музыки Нахчыванского государственного университета, AZ 7000, Азербайджанская Республика, Нахчыванская Автономная Республика, г. Нахчыван, Университетский городок, e-mail: sahibe1975@box.az, тел.: (+994450) 5452366

культуры и других источников мы попытались проследить поэтапную историю развития азербайджанского музыкального инструмента ганун, его технических и художественно-выразительных возможностей и изучить роль и значение историко-теоретических знаний об этом инструменте в процессе обучения музыкантов- специалистов, обучающихся в среднеспециальных и высших музыкальных учебных заведениях.

Отметим, что доведение до сведения любителей музыки - людей разных поколений - образовательного и воспитательного значения музыки, в том числе народной музыки, являющейся вечной, как жизнь самого народа, в разные периоды истории всегда находилось в центре внимания общества. Использование созданных и постепенно усовершенственных народными умельцами музыкальных инструментов доказывает, что азербайджанская национальная музыкальная культура имеет давнюю историю, богатые традиции и особенности развития.

Все это обязывает исследователей-музыковедов достаточно обстоятельно раскрыть суть художественно-технических возможностей гануна, происхождение и исполнитель-

Sahiba Mamedova - postgraduate student, the lecturer of the Chair of Musical Teaching of Nakhchivan State University, The University campus, Nakhchivan, The Republic of Azerbaijan, Nakhchivan Autonomous Republic, AZ 7000, e-mail: sahibe1975@box.az, tel. (+994450) 5452366.

ские особенности этого древнего музыкального инструмента в системе азербайджанских народных музыкальных инструментов. Обратим внимание на комментарий, приведенный в третьем томе Азербайджанской Советской Энциклопедии о создании, происхождении, структуре, особенностях развития гануна: "Ганун (канон) струнный музыкальный инструмент широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке... По некоторым сведениям, ганун существовал и у древних греков, египетян и шумеров" [2].

Далее авторы и составители энциклопедии довольно подробно говорят о сути и технических возможностях гануна, отмечая, что этот музыкальный инструмент представляет собой плоский деревянный ящик прямоугольной трапециевидной формы. На деревянной части верха имеются 3 разноторных отверстия, а на части верха располагается деревянная подставка, на которой навязываются 24-25 тройных струн. В приведенном толковом комментарии необходимо прояснить два важных аспекта. Так, употребление после слова "ганун" и слова "канон" обратило на себя внимание специалиста, подготовившего эту информацию для энциклопедии, тем, что в разных источниках, в том числе и в отдельных произведениях композиторов, этот музыкальный инструмент назывался и как "канон". А к выражению в конце комментария "Ганун имеет тонкий обаятельный голос. Входит в состав ансамблей народных музыкальных инструментов Азербайджана" следует подходить с точки зрения сегодняшних реалий, так как ганун занимает прочное место не только в составе ансамблей народных музыкальных инструментов, но и оркестров.

В исследованиях известных ученых-музыковедов О. Гулиева [3], А. Рахматова [4], А. Наджафзаде [5] и других обстоятельно рассматриваются вопросы, связанные с музыкальным инструментом ганун, который всегда находился в центре внимания и по своему старинному происхождению, и по тому, что в определенные периоды истории он предавался забвению, и вновь становился необходимым и важным для преподавателей и студентов в процессе обучения и исполнения. А. Наджафзаде, характеризуя струнный инструмент ганун, обращает внимание на

его происхождение и развитие в тесной связи с восточной культурой, выделяет особенности мелодии инструмента в составе ансамблей и оркестров Азербайджана: "...ганун, создан и развит в соответствии с духом регионных народов. Созданный в арабских странах музыкальный инструмент ганун прошел своеобразный путь развития и в Азербайджане. Азербайджанские исполнители при игре на гануне используют мелизмы (музыкальные декоры), присущие нашему народу. Именно поэтому инструмент "по-азербайджански" звучит более красиво и значительно отличается от его исполнения представителями других восточных народов" [5, с. 51]. В исследовании А. Наджафзаде важное место занимает вопрос о происхождении и развитии музыкального инструмента ганун в нашей стране, о его поэтическом воспевании в стихах Н. Гянджеви, А. Табризи, Г. Бурханеддина, И. Насими, Ха-биби, Кишвери, Масихи, С.А. Набати и других классиков азербайджанской литературы" [5, с. 52].

Столь разнообразное и пристальное внимание национальных мастеров художественного слова к описанию и воспеванию одного из самых распространенных национальных музыкальных инструментов дает возможность создания у студентов-музыкантов ясного представления об этом инструменте и становится фактором эстетического воспитания. Данный тезис находит свое подтверждения в поэме "Искандер -наме", когда Низами ведет речь о создании Афлатуном музыкального инструмента [6]. В ярких, выразительных строках поэт подчеркивает возможности эстетического воздействия десятка музыкальных инструментов, в том числе и гануна, сыгравших важную роль в развитии музыкальной культуры нашего народа и не потерявших свою силу воздействия и поныне.

Именно эти поэтические сведения великого Низами об азербайджанских музыкальных инструментах дали основание академику Т. Буньятову утверждать: "Сведения о музыкальных инструментах, бытующих в Азербайджане в XII веке и ранее, разбросаны по всем поэмам и лирическим произведениям Низами. Поэтом упоминаются не только названия инструментов саз, уд, бербет, сетар, чанг, ганон, мушкар, органон, каманча, рубаб, танбур, ней, каранай, шейпур, кус, довул, деф,

нагара, зандан, но и их форма, количество струн, характер звучания и методы исполнения на них" [7]. Теоретическая сущность данного заключения состоит в том, что Низами придавал особое значение популяризации теоретических знаний о каждом музыкальном инструменте, считающемся жемчужиной музыкального мышления нашего народа. Особое внимание поэт уделял плекторным, духовным, кеманным и также ударным музыкальным инструментам.

Доктор искусствоведения, реставратор старинных музыкальных инструментов М. Керимов, развивая данную тему, подчеркивает, что "Исполняющийся в основном женщинами этот инструмент так описан М. Физули в его поэме "Йедди Джам":

...Однажды ночью шел меджлис, весельем развлекая,

Да тем, что грусть-тоска была забыта, далека,

Звучали песни царские и дева рая Гануном услаждала слух всем, радуя сердца...

Ганун нашел свое отражение и в мина-тюрных произведениях. Прошедший долгий путь развития этот инструмент, совершенствуясь периодически, дошел до наших дней" [8].

В проведенной цитате привлекают внимание два аспекта - во-первых, исполнение гануна представителями прекрасного пола -девушками и женщинами, во-вторых, описание и воспевание этого инструмента в изобразительном искусстве, особенно в образцах миниатюрного искусства, что в свою очередь доказывает старинность этого музыкального инструмента.

Анализ литературы о музыкальном инструменте ганун свидетельствует о том, что этот инструмент, несмотря на свое древнее происхождение, только в прошлом -ХХ в. получил свое истинное значение и цену. Гениальный композитор У. Гаджибе-ков, акцентируя внимание на то, что в старину ганун пользовался как широкораспространенный и совершенный музыкальный инструмент, писал: "Восточные музыканты прошлого, будучи исполнителями на тех или иных инструментах, считали обязательным для себя владеть игрой на гануне" [9]. И в искусстве азербайджанского музыкального исполнительства игра на гануне постепенно начала занимать свое достойное место. Так, в 1959 г. по инициативе видного композито-

ра, педагога музыки Саида Рустамова ганун был включен в состав оркестра народных музыкальных инструментов. Обогащение оркестра еще одним старинным музыкальным инструментом оказало позитивное влияние на гармонию исполнения. Поэтому оказалось вполне закономерным исполнение на ганун впервые в составе оркестра на декаде азербайджанской литературы и искусства, проведенной в 1959 г. в Москве.

Включение гануна в состав азербайджанского народного музыкального ансамбля инициировало творческий поиск руководителей действующих в тот период ансамблей народных музыкальных инструментов в плане расширения возможностей его использования

[3, с. 72].

Говоря о современном состоянии изучения и преподавания гануна в учебном процессе, А. Наджафзаде пишет: "Ганун как совершенный музыкальный инструмент преподается в Азербайджане в системе трехступенчатого образования - в детских музыкальных школах, музыкальных техникумах и колледжах и в вузах" [5, с. 52]. В подтверждении своей мысли ученый-музыковед перечисляет сочинения известных азербайджанских композиторов, направленные на игру на гануне, отмечая, что профессор З. Багиров (1916-1996) в 1964 г. сочинил композицию "Расподия" для исполнения на гануне и две арфы, которую в том же году в Азербайджанской Государственной филармонии с большим исполнительским мастерством исполняли А. Тагиева (на гануне), А. Абдуллаева и С. Халилова (на арфе). В данном исследовании содержится информация о лучших исполнителей гануна -среди них автор выделяет Мовлану Гасыма Гану ни (ХУ1 в.), Мешади Джамиля Кербалаи Аслан оглы Амирова (1875-1928 гг.), Кербалаи Ваджиху Сафарову (1924-2002 гг.), А. Тагиеву, Т. Алиеву, М. Алиеву, Ч. Муталлибову и др.

В работах А. Агаева, В. Халилова, Н. Алекперовой [10] объектом исследования стали вопросы дальнейшего развития гануна, его широкого включения в составы ансамблей и оркестров народно-музыкальных инструментов Азербайджана, роли в формировании и развитии эстетической деятельности учащихся.

Таким образом, богатейшее музыкальное наследие азербайджанского народа, соз-

данное в различные исторические периоды, начиная с древнейших времен, безусловно, свидетельствуют "о наличии генетического таланта, который присущ каждому поколению азербайджанцев. Любовь азербайджанца к музыке тесно связана с его неординарным музыкальным дарованием" [11]. В творчестве почти всех выдающихся деятелей-культуры музыкально-поэтического Азербайджана отводилось немало внимания описанию музыкальных инструментов, потому как даже природа этого песенного края и страны огней пропитана музыкой, чарующей своим великолепием. Музыкальные инструменты, адаптированные к эмоциональному колориту, ритму, темпу и художественности азербайджанского народа, пройдя долгий исторический путь развития, донесли до наших дней художественно-эстетическую сущность традиционного музыкального творчества и исполнительского искусства, в частности гануна. И первейшая задача педагогов заключается в том, чтобы умело пользоваться этим историко-теоретическим богатством в процессе обучения и подготовки молодых музыкальных кадров.

С этой целью следует использовать широкое пространство уже наработанных стилей работы, учебно-воспитательных методов народных музыкантов в процессе подготовки мастеров-музыкантов, высококвалифицированных специалистов в разнопрофильных музыкальных школах, училищах искусства, высших и среднеспециальных учебных заведениях, как образец верности национальным традициям. На современном этапе следует добиваться совершествования в изучении отдельных сфер музыкального творчества, в том числе вопросов теоретического и практического аспектов национального инструмен-товедения в свете современных требований.

А это предполагает взаимное сотрудничество в отношениях учителя с учеником, преподавателя со студентом, воспитание интерактивности. При этом особого внимания заслуживает изучение истории создания, развития современного музыкального искусства музыкальных инструментов, составляющих важную область богатого и древнего музыкального творчества азербайджанского народа, и широкое применение этих знаний в процессе обучения и исполнения. Участники педагогического процесса, как обучающие, так и обучаемые, должны проникнуться верой в идею о том, что сегодня преподавание какого-то

музыкального инструмента в высших и средне-специальных школах одновременно является проявлением внимания и заботы о жемчужинах художественного мышления народа, фактическим процессом освоения молодым поколением его бесценного культурного наследия.

Задача состоит в том, чтобы каждому подростку, молодому музыканту, обучающемуся по специальности "Ганун", привить способность проницательного и внимательного освоения историко-теоретического наследия об исполнительских возможностях этого музыкального инструмента, чтобы в конечном счете стать известным музыкантом, владею-шим высокой профессиональной культурой специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. См., напр.: Гаджибеков У. Основы народной музыки Азербайджана. Баку: Язычь, 1989. 154 с.; Абдуллаева С.А. Народные музыкальные инструменты Азербайджана. Баку: Азернешр, 1972, 36 с., Керимов М.Т. История древних и современных струнных музыкальных инструментов. Баку: "Му-тарджим", 2001. 154 с.

2. Азербайджанская Советская Энциклопедия: В 10 т. Т. 3. Баку: Изд-во государственного комитета полиграфии Азербайджанской ССР, 1979. 600 с.

3. Гулиев О. Оркестр народных музыкальных инструментов Азербайджана. Баку: Ишыг, 1980. 84 с.

4. Рахматов А. Народные музыкальные инструменты Азербайджана и их место в оркестре. Баку: Ишыг, 1980. 106 с.

5. Наджафзаде А.И. Методика преподавания народных музы-кальных инструментов. Баку: Му-тарджим, 2007. 64 с.

6. Низами Гянджеви. Искандер-наме. Баку: Лидер, 2004. 256 с.

7. Буньятов Т.А. Голоса, идущие из веков. Баку: Азернешр, 1993. 290 с. С. 41.

8. Керимов М.Т. Музыкальные инструменты Азербайджана. Баку: Ени несил, 2009. 283 с. С. 108.

9. Гаджибеков У.А. Избранные соч.: В 2 т. Т. 2. Баку: Изд-во АН Азербайджана, 1965. 412 с. С. 32.

10. Агаев А.А. Принципы обучения: традиция и современность. Баку: Адильоглу, 2006. 138 с.; Халилов В.Дж. Пути развития эстетического воспитания в общеобразовательных школах. Баку: Маариф, 1991. 176 с.; Алекперова Н.И. Эстетика и музыкальное творчество. Баку: Азернешр, 1988. 144 с.

11. Раджабов О.М., Мирзоева У.М. Музыка и нравственное воспитание. Баку: Маариф, 1995. 168 с. С. 123.

27 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.