дино-Балкарского науч.-исслед. ин-та при Совете Министров КБА СССР. 1974. Т. 26.
6. Лугуев С.А. Общественное управление у лакцев во второй половине XIX - начале XX в. // Быт сельского населения Дагестана (XIX - начало XX в.). Махачкала: Изд-во ИИЯЛ, 1981. С. 114.
7. Хасбулатов А.И. Чечено-Ингушетия накануне первой русской буржуазно-демократической революции. Грозный, 1963. С. 28-30.
8. ЦГА РСО-А. Ф. 270. Оп. 1. Д. 4. Л. 62.
9. ЦГА РСО-А. Ф. 54. Оп. 4. Д. 4118. Л. 55.
10. См. Терские ведомости. 1900. № 82.
11. Карганов Н.А. О горских словесных судах на Северном Кавказе. Пг., 1914.
12. Рейнке Н. Горские и народные суды Кавказского края. СПб., 1912. С.6.
26 марта 2013 г.
УДК 37.001.89
РОЛЬ ИСТОРИКО -ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ ГАНУН (КАНОН) В ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КАДРОВ
С. В. Мамедова
Степень изученности музыкальных инструментов, в том числе гануна, в азербайджанском музыковедении позволяет считать инструмен-товедение отдельной областью азербайджанской музыкальной науки; для ее становления и развития большое значение имели труды многих известных азербайджанских ученых как музыкантов, так и историков, этнографов, давших описания множества музыкальных инструментов древности. Среди них особо должны быть отмечены труды У. Гаджибеко -ва, А. Бадалбейли, С. Абдуллаевой, М.Т. Ке-римова и др. [1]. В своих работах они дали научную характеристику и классификацию национальных музыкальных инструментов, описали звукоряды древних музыкальных инструментов и перспективы их дальнейшего развития, поднимали вопросы строения и звукового строя музыкальных инструментов, технических и художественных возможностей, истории их эволюции, этимологии названий и, наконец, их применения в составе ансамблей и оркестров национальных инструментов.
В настоящей статье на основе анализа наследия средневековых музыковедов, классической поэзии, памятников материальной
Мамедова Сахиба Вагиф кызы - аспирант, преподаватель кафедры обучения музыки Нахчыванского государственного университета, AZ 7000, Азербайджанская Республика, Нахчыванская Автономная Республика, г. Нахчыван, Университетский городок, e-mail: sahibe1975@box.az, тел.: (+994450) 5452366
культуры и других источников мы попытались проследить поэтапную историю развития азербайджанского музыкального инструмента ганун, его технических и художественно-выразительных возможностей и изучить роль и значение историко-теоретических знаний об этом инструменте в процессе обучения музыкантов- специалистов, обучающихся в среднеспециальных и высших музыкальных учебных заведениях.
Отметим, что доведение до сведения любителей музыки - людей разных поколений - образовательного и воспитательного значения музыки, в том числе народной музыки, являющейся вечной, как жизнь самого народа, в разные периоды истории всегда находилось в центре внимания общества. Использование созданных и постепенно усовершенственных народными умельцами музыкальных инструментов доказывает, что азербайджанская национальная музыкальная культура имеет давнюю историю, богатые традиции и особенности развития.
Все это обязывает исследователей-музыковедов достаточно обстоятельно раскрыть суть художественно-технических возможностей гануна, происхождение и исполнитель-
Sahiba Mamedova - postgraduate student, the lecturer of the Chair of Musical Teaching of Nakhchivan State University, The University campus, Nakhchivan, The Republic of Azerbaijan, Nakhchivan Autonomous Republic, AZ 7000, e-mail: sahibe1975@box.az, tel. (+994450) 5452366.
ские особенности этого древнего музыкального инструмента в системе азербайджанских народных музыкальных инструментов. Обратим внимание на комментарий, приведенный в третьем томе Азербайджанской Советской Энциклопедии о создании, происхождении, структуре, особенностях развития гануна: "Ганун (канон) струнный музыкальный инструмент широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке... По некоторым сведениям, ганун существовал и у древних греков, египетян и шумеров" [2].
Далее авторы и составители энциклопедии довольно подробно говорят о сути и технических возможностях гануна, отмечая, что этот музыкальный инструмент представляет собой плоский деревянный ящик прямоугольной трапециевидной формы. На деревянной части верха имеются 3 разноторных отверстия, а на части верха располагается деревянная подставка, на которой навязываются 24-25 тройных струн. В приведенном толковом комментарии необходимо прояснить два важных аспекта. Так, употребление после слова "ганун" и слова "канон" обратило на себя внимание специалиста, подготовившего эту информацию для энциклопедии, тем, что в разных источниках, в том числе и в отдельных произведениях композиторов, этот музыкальный инструмент назывался и как "канон". А к выражению в конце комментария "Ганун имеет тонкий обаятельный голос. Входит в состав ансамблей народных музыкальных инструментов Азербайджана" следует подходить с точки зрения сегодняшних реалий, так как ганун занимает прочное место не только в составе ансамблей народных музыкальных инструментов, но и оркестров.
В исследованиях известных ученых-музыковедов О. Гулиева [3], А. Рахматова [4], А. Наджафзаде [5] и других обстоятельно рассматриваются вопросы, связанные с музыкальным инструментом ганун, который всегда находился в центре внимания и по своему старинному происхождению, и по тому, что в определенные периоды истории он предавался забвению, и вновь становился необходимым и важным для преподавателей и студентов в процессе обучения и исполнения. А. Наджафзаде, характеризуя струнный инструмент ганун, обращает внимание на
его происхождение и развитие в тесной связи с восточной культурой, выделяет особенности мелодии инструмента в составе ансамблей и оркестров Азербайджана: "...ганун, создан и развит в соответствии с духом регионных народов. Созданный в арабских странах музыкальный инструмент ганун прошел своеобразный путь развития и в Азербайджане. Азербайджанские исполнители при игре на гануне используют мелизмы (музыкальные декоры), присущие нашему народу. Именно поэтому инструмент "по-азербайджански" звучит более красиво и значительно отличается от его исполнения представителями других восточных народов" [5, с. 51]. В исследовании А. Наджафзаде важное место занимает вопрос о происхождении и развитии музыкального инструмента ганун в нашей стране, о его поэтическом воспевании в стихах Н. Гянджеви, А. Табризи, Г. Бурханеддина, И. Насими, Ха-биби, Кишвери, Масихи, С.А. Набати и других классиков азербайджанской литературы" [5, с. 52].
Столь разнообразное и пристальное внимание национальных мастеров художественного слова к описанию и воспеванию одного из самых распространенных национальных музыкальных инструментов дает возможность создания у студентов-музыкантов ясного представления об этом инструменте и становится фактором эстетического воспитания. Данный тезис находит свое подтверждения в поэме "Искандер -наме", когда Низами ведет речь о создании Афлатуном музыкального инструмента [6]. В ярких, выразительных строках поэт подчеркивает возможности эстетического воздействия десятка музыкальных инструментов, в том числе и гануна, сыгравших важную роль в развитии музыкальной культуры нашего народа и не потерявших свою силу воздействия и поныне.
Именно эти поэтические сведения великого Низами об азербайджанских музыкальных инструментах дали основание академику Т. Буньятову утверждать: "Сведения о музыкальных инструментах, бытующих в Азербайджане в XII веке и ранее, разбросаны по всем поэмам и лирическим произведениям Низами. Поэтом упоминаются не только названия инструментов саз, уд, бербет, сетар, чанг, ганон, мушкар, органон, каманча, рубаб, танбур, ней, каранай, шейпур, кус, довул, деф,
нагара, зандан, но и их форма, количество струн, характер звучания и методы исполнения на них" [7]. Теоретическая сущность данного заключения состоит в том, что Низами придавал особое значение популяризации теоретических знаний о каждом музыкальном инструменте, считающемся жемчужиной музыкального мышления нашего народа. Особое внимание поэт уделял плекторным, духовным, кеманным и также ударным музыкальным инструментам.
Доктор искусствоведения, реставратор старинных музыкальных инструментов М. Керимов, развивая данную тему, подчеркивает, что "Исполняющийся в основном женщинами этот инструмент так описан М. Физули в его поэме "Йедди Джам":
...Однажды ночью шел меджлис, весельем развлекая,
Да тем, что грусть-тоска была забыта, далека,
Звучали песни царские и дева рая Гануном услаждала слух всем, радуя сердца...
Ганун нашел свое отражение и в мина-тюрных произведениях. Прошедший долгий путь развития этот инструмент, совершенствуясь периодически, дошел до наших дней" [8].
В проведенной цитате привлекают внимание два аспекта - во-первых, исполнение гануна представителями прекрасного пола -девушками и женщинами, во-вторых, описание и воспевание этого инструмента в изобразительном искусстве, особенно в образцах миниатюрного искусства, что в свою очередь доказывает старинность этого музыкального инструмента.
Анализ литературы о музыкальном инструменте ганун свидетельствует о том, что этот инструмент, несмотря на свое древнее происхождение, только в прошлом -ХХ в. получил свое истинное значение и цену. Гениальный композитор У. Гаджибе-ков, акцентируя внимание на то, что в старину ганун пользовался как широкораспространенный и совершенный музыкальный инструмент, писал: "Восточные музыканты прошлого, будучи исполнителями на тех или иных инструментах, считали обязательным для себя владеть игрой на гануне" [9]. И в искусстве азербайджанского музыкального исполнительства игра на гануне постепенно начала занимать свое достойное место. Так, в 1959 г. по инициативе видного композито-
ра, педагога музыки Саида Рустамова ганун был включен в состав оркестра народных музыкальных инструментов. Обогащение оркестра еще одним старинным музыкальным инструментом оказало позитивное влияние на гармонию исполнения. Поэтому оказалось вполне закономерным исполнение на ганун впервые в составе оркестра на декаде азербайджанской литературы и искусства, проведенной в 1959 г. в Москве.
Включение гануна в состав азербайджанского народного музыкального ансамбля инициировало творческий поиск руководителей действующих в тот период ансамблей народных музыкальных инструментов в плане расширения возможностей его использования
[3, с. 72].
Говоря о современном состоянии изучения и преподавания гануна в учебном процессе, А. Наджафзаде пишет: "Ганун как совершенный музыкальный инструмент преподается в Азербайджане в системе трехступенчатого образования - в детских музыкальных школах, музыкальных техникумах и колледжах и в вузах" [5, с. 52]. В подтверждении своей мысли ученый-музыковед перечисляет сочинения известных азербайджанских композиторов, направленные на игру на гануне, отмечая, что профессор З. Багиров (1916-1996) в 1964 г. сочинил композицию "Расподия" для исполнения на гануне и две арфы, которую в том же году в Азербайджанской Государственной филармонии с большим исполнительским мастерством исполняли А. Тагиева (на гануне), А. Абдуллаева и С. Халилова (на арфе). В данном исследовании содержится информация о лучших исполнителей гануна -среди них автор выделяет Мовлану Гасыма Гану ни (ХУ1 в.), Мешади Джамиля Кербалаи Аслан оглы Амирова (1875-1928 гг.), Кербалаи Ваджиху Сафарову (1924-2002 гг.), А. Тагиеву, Т. Алиеву, М. Алиеву, Ч. Муталлибову и др.
В работах А. Агаева, В. Халилова, Н. Алекперовой [10] объектом исследования стали вопросы дальнейшего развития гануна, его широкого включения в составы ансамблей и оркестров народно-музыкальных инструментов Азербайджана, роли в формировании и развитии эстетической деятельности учащихся.
Таким образом, богатейшее музыкальное наследие азербайджанского народа, соз-
данное в различные исторические периоды, начиная с древнейших времен, безусловно, свидетельствуют "о наличии генетического таланта, который присущ каждому поколению азербайджанцев. Любовь азербайджанца к музыке тесно связана с его неординарным музыкальным дарованием" [11]. В творчестве почти всех выдающихся деятелей-культуры музыкально-поэтического Азербайджана отводилось немало внимания описанию музыкальных инструментов, потому как даже природа этого песенного края и страны огней пропитана музыкой, чарующей своим великолепием. Музыкальные инструменты, адаптированные к эмоциональному колориту, ритму, темпу и художественности азербайджанского народа, пройдя долгий исторический путь развития, донесли до наших дней художественно-эстетическую сущность традиционного музыкального творчества и исполнительского искусства, в частности гануна. И первейшая задача педагогов заключается в том, чтобы умело пользоваться этим историко-теоретическим богатством в процессе обучения и подготовки молодых музыкальных кадров.
С этой целью следует использовать широкое пространство уже наработанных стилей работы, учебно-воспитательных методов народных музыкантов в процессе подготовки мастеров-музыкантов, высококвалифицированных специалистов в разнопрофильных музыкальных школах, училищах искусства, высших и среднеспециальных учебных заведениях, как образец верности национальным традициям. На современном этапе следует добиваться совершествования в изучении отдельных сфер музыкального творчества, в том числе вопросов теоретического и практического аспектов национального инструмен-товедения в свете современных требований.
А это предполагает взаимное сотрудничество в отношениях учителя с учеником, преподавателя со студентом, воспитание интерактивности. При этом особого внимания заслуживает изучение истории создания, развития современного музыкального искусства музыкальных инструментов, составляющих важную область богатого и древнего музыкального творчества азербайджанского народа, и широкое применение этих знаний в процессе обучения и исполнения. Участники педагогического процесса, как обучающие, так и обучаемые, должны проникнуться верой в идею о том, что сегодня преподавание какого-то
музыкального инструмента в высших и средне-специальных школах одновременно является проявлением внимания и заботы о жемчужинах художественного мышления народа, фактическим процессом освоения молодым поколением его бесценного культурного наследия.
Задача состоит в том, чтобы каждому подростку, молодому музыканту, обучающемуся по специальности "Ганун", привить способность проницательного и внимательного освоения историко-теоретического наследия об исполнительских возможностях этого музыкального инструмента, чтобы в конечном счете стать известным музыкантом, владею-шим высокой профессиональной культурой специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. См., напр.: Гаджибеков У. Основы народной музыки Азербайджана. Баку: Язычь, 1989. 154 с.; Абдуллаева С.А. Народные музыкальные инструменты Азербайджана. Баку: Азернешр, 1972, 36 с., Керимов М.Т. История древних и современных струнных музыкальных инструментов. Баку: "Му-тарджим", 2001. 154 с.
2. Азербайджанская Советская Энциклопедия: В 10 т. Т. 3. Баку: Изд-во государственного комитета полиграфии Азербайджанской ССР, 1979. 600 с.
3. Гулиев О. Оркестр народных музыкальных инструментов Азербайджана. Баку: Ишыг, 1980. 84 с.
4. Рахматов А. Народные музыкальные инструменты Азербайджана и их место в оркестре. Баку: Ишыг, 1980. 106 с.
5. Наджафзаде А.И. Методика преподавания народных музы-кальных инструментов. Баку: Му-тарджим, 2007. 64 с.
6. Низами Гянджеви. Искандер-наме. Баку: Лидер, 2004. 256 с.
7. Буньятов Т.А. Голоса, идущие из веков. Баку: Азернешр, 1993. 290 с. С. 41.
8. Керимов М.Т. Музыкальные инструменты Азербайджана. Баку: Ени несил, 2009. 283 с. С. 108.
9. Гаджибеков У.А. Избранные соч.: В 2 т. Т. 2. Баку: Изд-во АН Азербайджана, 1965. 412 с. С. 32.
10. Агаев А.А. Принципы обучения: традиция и современность. Баку: Адильоглу, 2006. 138 с.; Халилов В.Дж. Пути развития эстетического воспитания в общеобразовательных школах. Баку: Маариф, 1991. 176 с.; Алекперова Н.И. Эстетика и музыкальное творчество. Баку: Азернешр, 1988. 144 с.
11. Раджабов О.М., Мирзоева У.М. Музыка и нравственное воспитание. Баку: Маариф, 1995. 168 с. С. 123.
27 марта 2013 г.