Научная статья на тему 'Роль теоретических знаний об азербайджанском музыкальном инструменте ганун (канон) в процессе обучения'

Роль теоретических знаний об азербайджанском музыкальном инструменте ганун (канон) в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ГАНУН / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЗВУКОВОЕ УСТРОЙСТВО / ТЕМБР / ДИАПАЗОН / ОБУЧЕНИЕ / ИСПОЛНЕНИЕ / ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МУЗЫКАНТ / УМЕНИЕ / СПОСОБНОСТЬ / LITERARY-TEACH&SHY / AZERBAIJAN MUSIC CULTURE / THE MUSICAL INSTRUMENT / KANON / NICAL CHANGES / SOUND STRUCTURE / TEMBER / DIAPASON / TEACHING PROSESS / CHILDREN MUSIC SCHOOLS / THE MUSIC DEPARTMENTS OF THE HIGHER SCHOOLS / PROFESSIONAL MUSICIAN / ABILITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамедова Сахиба Вагиф Кызы

Рассматриваются вопросы об истории создания гануна и исполнении музыкальных произведений на этом инструменте, который занимает важное место в музыкальной культуре Азербайджана. Художественно-техни­ческие возможности гануна изучаются на основе теоретических знаний, применение которых представляется важным в обучении исполнению на этом инструменте. Исследователь на основе богатого фактического материала рассматривает роль теоретических знаний о гануне (кануне) в подготовке музыкальных кадров, вырабатывает свои предложения и рекомендации по овладеванию школьниками и студентами сложным устройством, богатой звуковой системой и широким диапазоном гануна, критически анализирует труды известных музыковедов, аргументированно обосновывает свою позицию о роли гануна в обогащении музыкальной культуры Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THEORETICAL KNOWLEDGE OF THE AZERBAIJAN MUSICAL INSTRUMENT (KANON) IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article considers the history of creation and playing the Azerbaijan musical instrument kanon, which takes an important place in the musical culture of Azerbaijan. Technical capacity of the canon is studied on the basis of theoretical knowledge, the application of which is essential in learning to play the instrument. On the basis of abundant actual material the researcher considers the importance of theory of the kanon in training musicians, develops her own suggestions and recommendation for students to master such complicated instrument, its rich sound system and wide range, critically analyzes the works of famous musical experts, reasonably substantiates her position about the importance of the kanon in enriching the musical culture of Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «Роль теоретических знаний об азербайджанском музыкальном инструменте ганун (канон) в процессе обучения»

УДК 37.001.89

С. Мамедова

РОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ ГАНУН (КАНОН) В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Рассматриваются вопросы об истории создания гануна и исполнении музыкальных произведений на этом инструменте, который занимает важное место в музыкальной культуре Азербайджана. Художественно-технические возможности гануна изучаются на основе теоретических знаний, применение которых представляется важным в обучении исполнению на этом инструменте. Исследователь на основе богатого фактического материала рассматривает роль теоретических знаний о гануне (кануне) в подготовке музыкальных кадров, вырабатывает свои предложения и рекомендации по овладе-ванию школьниками и студентами сложным устройством, богатой звуковой системой и широким диапазоном гануна, критически анализирует труды известных музыковедов, аргументированно обосновывает свою позицию о роли гануна в обогащении музыкальной культуры Азербайджана.

Ключевые слова: музыкальная культура Азербайджана, музыкальный инструмент, ганун, художественно-технические возможности, звуковое устройство, тембр, диапазон, обучение, исполнение, детское музыкальное училище, музыкальные отделения вузов, профессиональный музыкант, умение, способность.

S. Mamedova

THE IMPORTANCE OF THEORETICAL KNOWLEDGE OF THE AZERBAIJAN MUSICAL INSTRUMENT (KANON) IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Abstract. The article considers the history of creation and playing the Azerbaijan musical instrument kanon, which takes an important place in the musical culture of Azerbaijan. Technical capacity of the canon is studied on the basis of theoretical knowledge, the application of which is essential in learning to play the instrument.

On the basis of abundant actual material the researcher considers the importance of theory of the kanon in training musicians, develops her own suggestions and recommendation for students to master such complicated instrument, its rich sound system and wide range, critically analyzes the works of famous musical experts, reasonably substantiates her position about the importance of the kanon in enriching the musical culture of Azerbaijan.

Key words: Azerbaijan music culture, the musical instrument, kanon, literary-teach-nical changes, sound structure, tember, diapason, teaching prosess, children music schools, the music departments of the higher schools, professional musician, ability.

Наука, искусство и просвещение во все времена были и остаются основными показателями прогресса. Потому в эпоху глобализации и международной интеграции в суверенной Республике Азербайджан во всех отраслях культурно-экономической сферы, в том числе в образовании, принимаются неотложные и целенаправленные меры по коренному переустройству. Воспитание всесторонне развитого и верного нравственно-эстетическим идеа-

лам поколения, достойного настоящего и будущего Азербайджана, является необходимым фактором целенаправленного осуществления этого процесса. С уверенностью можно сказать, что при этом значительная роль принадлежит кадрам высшего и среднеспециального музыкального образования.

Сегодня как никогда следует уделить особое внимание тому, чтобы подготавливаемые в высших и среднеспециальных музыкальных учреждениях кадры отличались способностью достойно оценивать национальный интерес, национально-человеческие ценности и отличались бы умением их целенаправленного применять в учебно-воспитательном процессе. Специалисты-педагоги, занимающиеся подготовкой этих кадров, должны решать ряд педагогических проблем, привлекая при этом внимание учащихся своей нравственно-эстетической культурой, знанием средств музыкального искусства, профессиональным мастерством, способностью передавать субъекту красоту и эстетику окружающего мира, его культурные музыкальные традиции.

В связи с этим педагог сам должен знать теоретические аспекты предметного профессионального образования и возможности внедрения современных педагогических технологий, форм и методов в процесс обучения и воспитания учащихся; обладать творческими способностями; стремиться к успешной музыкальной деятельности; быть музыкально развитым и образованным, чтобы уметь прививать студентам навыки слушания музыки и ее восприятия; прививать им вкус и потребности общения с музыкой разных направлений и жанров; владеть современными методиками освоения музыкального искусства в контексте исторического развития национальной культуры. И наконец, что самое главное, уметь понимать идеи музыкальных произведений своей страны.

Все вышесказанное есть работа души, сердца и разума в их единстве [1], благодаря которой педагог и сможет сформировать осмысленное и богатое отношение к миру музыки посредством музыкальных инструментов, различных техник игры на них.

Данная статья ориентирует на привлечение внимания к возможностям воздействия музыкальных инструментов, являющихся жемчужиной художественного мышления народа, а также музыкальных произведений, созданных для исполнения на них. Когда речь идет о музыкальных инструментах, на которые ссылаются в процессе подготовки музыкальных кадров, особое внимание уделяется художественно-эстетическим возможностям воздействия гану-на, саза, тара, кеманчи и других древних азербайджанских народных музыкальных инструментов, история создания и развития которых уходит в глубь веков. В этом ракурсе очень актуальны и значительны произведения Низами. Он известен в истории азербайджанской национальной культуры как великий поэт, мыслитель, знаток музыки. Достаточно отметить, что в поэме «Искан-дернаме», когда Низами ведет речь о создании Афлатуном музыкального инструмента, поэт запоминающимися строками подчеркивает возможности эстетического воздействия десятка музыкальных инструментов, в том числе и гануна, сыгравших важную роль в развитии музыкальной культуры народа Азербайджана и не потерявших своего воздействия и поныне. Глубокий знаток восточной музыкальной науки поэтесса Мехсети Гянджеви, жившая и творившая в ХИ в., также искусно владела гануном и другими песенными инструментами. Игра на гануне получила отражение и в творчестве Мухам-

меда Физули, который в поэме «Иедди Джам» следующим образом описал этот музыкальный инструмент:

Однажды ночью шел меджлис, весельем развлекая,

Да тем, что грусть-тоска была забыта, далека,

Звучали песни царские и дева рая Гануном услаждала слух всем, радуя сердца.

Ганун нашел свое отражение и в миниатюрных произведениях. Пройдя долгий путь развития, этот инструмент, периодически совершенствуясь, дошел и до наших дней [2, с. 108].

Подчеркивая роль народных музыкальных инструментов в развитии музыкальной культуры азербайджанского народа и музыкальных кадров как основных носителей этой культуры, следует признать и констатировать такой немаловажный факт, как умение должным образом использовать эти ценности и имеющиеся возможности (период с Х11 в. по настоящее время).

Нельзя не отметить, что Х11 в. в истории азербайджанского народа характеризуется периодом Ренессанса национальной культуры. По единому мнению музыковедов, в указанный период существовало до 70 музыкальных инструментов, и только их малая часть дошла до нашего времени. В семействе музыкальных инструментов ганун и уд занимают свои места с прошлого века.

Однако закрытость образовательной среды этого периода не способствовала всенародной доступности к знаниям, умениям и навыкам исполнения музыкальных произведений на этих инструментах. Открытость же образовательной политики в эпоху глобализации и международной интеграции способствует доступности образования различного уровня и содержания, совершенствованию методов, форм и технологий предметного обучения, воспитания. Образовалась ситуация, позволившая раскрыть все художественнотехнические возможности таких инструментов, как ганун, уз и др., для формирования духовно-нравственных качеств личности, ее мировоззрения, поскольку музыка порождает оптимизм, позитивное отношение к действительности, возвышает человека, воспитывает милосердие, любовь и уважение к другому человеку, а в итоге символизирует духовную жизнь общества.

На фоне всего изложенного следует обратить внимание на высказывания кандидата искусствоведения, доцента А. Рахматова, отметившего, что «ганун впервые был включен в состав Государственного оркестра народных музыкальных инструментов Республиканского комитета телевидения и радиовещания в 1959 г., накануне подготовки декады азербайджанской литературы и искусства, проведенной в Москве. А в 1966 г. в Бакинском среднеспециальном музыкальном училище имени А. Зейналлы был открыт класс ганун» [3, с. 36].

Ученый-музыковед в своих исследованиях привносит ясность еще в один вопрос, связанный с музыкальным инструментом ганун: «Долгое время в нашей (азербайджанской - С. М.) музыкальной литературе ганун ошибочно назывался как «канон». Ганун является музыкальным инструментом профессиональных музыкантов. Произведения, исполняемые на виртуозном уровне, главным образом, мугамы («Чахаргях», «Баяты-Шираз»), исполняются на нем особенно с большим мастерством» [3, с. 36-37].

Профессор О. Гулиев, крупнейший исследователь в этой области, в более отчетливой форме подчеркивает особое место гануна в составе оркестра

народных музыкальных инструментов, его художественно-технические возможности: «Оркестр состоит их четырех групп музыкальных инструментов: плекторных (тар, саз, ганун, уд, дутар), кеманных (кеманча), духовых (балабан, тутек, зурна) и ударных (деф, нагара, гоша нагара). Ганун - старинный музыкальный инструмент, исполняющийся плектром. Он имеет очень тонкий звуковой тембр. Использование в гануне арпесио (арпеджио), гиссандо (глиссандо), различных пассажов (пассажей) и других технических возможностей оставляет весьма хорошее впечатление. В ряде случаев используют и парные (двойные) ноты и аккорды. Его диапазон - от звука «ля» малой октавы до «до диез» третьей октавы. Многострунный (их количество 72) ганун с плоским стволом используется в оркестре в качестве аккомпанирующего и солирующего инструмента» [4, с. 78].

Наши наблюдения показывают, что музыкальный инструмент ганун был в центре внимания исследователей Х11-ХУ1 вв. Об этом можно судить по мнению талантливого музыковеда, кандидата искусствоведения Аббасгу-лу Наджафзаде. Его слова вызывают определенный интерес: «...на территории Азербайджана ганун широко использовался в ХИ-ХУ1 веках, а в ХУШ-Х1Х столетиях он вышел из употребления» [5, с. 79].

Заявленная историко-теоретическая информация имеет важное значение, и, если она должным образом не доводится до сведения студентов -будущих специалистов по музыкальному образованию на ступенях «бакалавр» и «магистр» высшего образования, если при использовании наглядноиллюстративных методов не проводятся анализ и сравнение, безусловно, эффективность учебного процесса невозможно поднять на соответствующий уровень. Поэтому педагоги в учебном процессе при ссылке на необходимые теоретические источники, связанные с исполнительскими возможностями музыкального инструмента ганун, могут привлечь внимание студентов на нижеследующие вопросы, которые имеют важное значение:

1. Как добиться того, чтобы музыкальный инструмент ганун, еще в Х11 в. занимающий достойное место в ряду национальных музыкальных инструментов, сыгравших важную роль в развитии музыкальной культуры Азербайджана, был включен не только в состав оркестра народных музыкальных инструментов, но и стал достоянием образовательных учреждений (детских садов, школ, училищ, вузов, консерваторий и других социальных учреждений), тем более что пример по подготовке декады азербайджанской литературы и искусства, проведенной в Москве в 1959 г., уже имеется даже в условиях закрытости образовательной среды?

2. Какие педагогические технологии нужно разработать, чтобы усовершенствовать преподавание блистательного музыкального инструмента га-нун, выдержавшего испытание веков, в Бакинском среднеспециальном музыкальном училище им. А. Зейналлы?

3. Какие нужно принять меры по открытию, организации класса ганун и в Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гаджибекова, известной в тот период своими традициями и своими выпускниками - национальными музыкальными кадрами - не только в республиках бывшего Союза, а также в самых развитых странах мира?

И таких вопросов много. Безусловно, ответы на поставленные вопросы могут быть разными. Но одно понятно, что следует рассуждать, ссылаясь

на научные источники, опираясь на достоверные исторические факты, реальность и убедительность мыслей. Для информирования студентов-музыкантов о музыкальном инструменте ганун следует обстоятельно изучить исследования известных ученых М. Керимова, С. Абдуллаевой, А. Наджафзаде и других в области освоения и пропаганды азербайджанских национальных инструментов.

Кандидат искусствоведения А. Наджафзаде в связи с историей создания гануна и исполнения на этом инструменте музыкальных произведений, проникнув вглубь веков, отметил: «Принято считать, что музыкальный инструмент ганун древние шумеры использовали еще 3 тысячи лет назад... В начале ХХ столетия, в 1913 году, известный музыковед Мешади Джамил Амиров (1875-1928, отец всемирно известного композитора Фикрета Амирова), когда учился в Турции, прекрасно выучился играть на гануне и, возвращаясь в Азербайджан, привез с собой на родину инструменты уд и ганун, последний из которых с того времени снова стал украшать наши музыкальные коллективы, преподаваться в вузах Азербайджана и считаться одним из профессиональных музыкальных инструментов» [5, с. 111].

Здесь следует внести ясность. Так, в приведенном высказывании привлекает внимание факт существования музыкального инструмента ганун у древних шумеров. Другая сторона вопроса заключается в том, почему он исчез в ХУИ-Х1Х вв. Если даже невозможно ответить на этот вопрос на основе конкретных доказательств, то нельзя забывать и такой факт, что в указанный период мастера-производители гануна были иноземцами (возможно, что ими были армяне), которые всячески старались вытеснить возможности положительного влияния гануна на обогащение азербайджанской музыкальной культуры.

Рассматривая эти стороны проблемы, имеющей большую важность, невольно вспоминается известная мысль гениального композитора, музыковеда Узеира Гаджибекова, констатировавшего, что «если сегодня для каждого музыканта важно уметь играть на фортепиано, то восточные музыканты прошлого, будучи исполнителями на тех или иных инструментах, считали обязательным для себя также владеть игрой на гануне» [6, с. 237].

У. Гаджибеков, по праву считающийся великим архитектором национальной профессиональной музыкальной культуры, выдвинул идею о важности усовершенствования процесса преподавания музыкального инструмента ганун на уровне самых современных требований. Поэтому в Музыкальной академии, Национальной консерватории, в соответствующих отделениях университетов и музыкальных училищ первостепенными задачами являются изменение подхода к преподаванию гануна в зависимости от современных реалий, повышение роли инструмента в развитии национальной музыкальной культуры, обогащение соответствующих репертуаров.

Опыт показывает, что процесс информирования студентов историкотеоретическими сведениями о сути этого музыкального инструмента, его роли в развитии азербайджанской профессиональной музыкальной культуры с первого года обучения (даже с первых занятий) способствует повышению у них значительного интереса к старинному инструменту, их более тесной привязанности к нему. Такая позиция в свою очередь окажет положительное влияние на развитие их исследовательской деятельности, а приобретенные ими теоретические знания мобилизуют на успешное практическое исполнение на этом блистательном инструменте.

Проведенные нами исследования доказывают, что в ряде научных источников об азербайджанских народных музыкальных инструментах, народных музыкальных инструментальных оркестрах и входящих в их состав инструментальных группах авторы в основном рассматривают вопросы об истории создания музыкального инструмента ганун, его структуре, звуковом устройстве, частях, материалах изготовления.

Так, А. Рахматов, в частности, говоря о позиции музыкального инструмента ганун в искусстве музыкальной импровизации, пишет: «Ганун представляет собой плоский деревянный ящик прямоугольной трапециевидной формы. Его общая длина 800-900 мм, ширина 380-400 мм, толщина 40-50 мм. Плоский корпус гануна склеен из отдельных досок в форме трапеции. Основную часть корпуса обхватывает деревянное покрытие толщиной примерно 4 мм, изготовленное из чинары. Деревянное покрытие в его нижней конечности оставляется открытой и обворачивается тонкой завесой - кожей сердца крупного скота. Покрытие гануна составляют 6 резонаторных отверстий. Нижняя и боковые его стороны изготавливаются из березы, ореха, абрикоса и других твердых пород дерева. Над верхней декой в продольном направлении натянуты 24 тройные жильные струны, настраиваемые вращающимися колками. Струны, будучи одним концом прикреплены к специальным отверстиям на корпусе инструмента, проходят над этой подставкой и другим своим концом закрепляются к полкам (колкам) и регулируются с помощью ключа. Под струнами, близ колков, укреплены дополнительные откидные порожки, позволяющие быстро перестраивать каждую струну на полтона, тон, а некоторые на полтора тона. Строй струн - диатонический, диапазон - 3 (три) с половиной октавы» [3, с. 37].

Очевидно, что такие сведения о структуре, частях, особенностях извлечения звука музыкального инструмента ганун, содержащиеся в учебных пособиях, в первую очередь направлены на создание у студентов ясного представления о нем. С другой стороны, ознакомление учеников и студентов с такими важными сведениями имеет значение и для правильного обращения с инструментом. Вооружение студентов вышеуказанными теоретическими знаниями в доступной форме создает хорошую почву и для правильной настройки инструмента на коленях исполнителя. Для совершенного усвоения этих аспектов, связанных с прекрасным исполнением гануна, необходимо уделить внимание его этимологическому значению. Так, кандидат искусствоведения А. Наджафзаде отмечает: «Ганун преподается в вузах Азербайджана и считается профессиональным инструментом. Слово «ганун» происходит от греческого, на арабском языке означает «правило, распорядок, аккуратный и т.д.» [5, с. 112].

Данные комментарии, связанные с этимологическим значением, другими художественно-техническими признаками музыкального инструмента ганун, еще раз демонстрируют, что в создании и исполнении этого инструмента следует соблюдать такую гармонию, чтобы слушатель получал наслаждение, а импровизированные на нем музыкальные образцы (образы) своим специфическим влиянием пробуждали в людях эмоциональные переживания и разные чувства.

Преподаватель, занимающийся обучением игре на гануне (кануне), безусловно, наряду с указанными выше аспектами, должен уделить специальное внимание и на соответствующие информации о диатоническом уст-

ройстве, тембре, диапазоне инструмента. Диатоническое звуковое устройство, состоящее из 24 натянутых тройных жильных струн, посредством лингов, поднимаясь и опускаясь, изменяет высоту звука на тон и полутон:

Безусловно, что и звуковой тембр инструмента, имеющего такое широкое звуковое устройство, создавая хорошее настроение, привлекает внимание:

Чтобы обратить внимание на широкие возможности диапазона этого инструмента, показать его богатую и разнообразную исполнительскую манеру, в процессе преподавания игры на гануне (кануне), опираясь на знания, полученные на первых занятиях в детских музыкальных школах, следует играть на нем, исполняя разнохарактерные и разножанровые музыкальные образцы (произведения). Конечно, в этом процессе необходимо обратиться и к официальным источникам, научно-методическим трудам и провести соответствующее сопоставление. Чтобы быть более понятым, следует уделить внимание двум источникам, связанным с проблемой. Так, А. Рахматов в изданном в 1980 г. труде «Азербайджанские народные музыкальные инструменты и их место в оркестре» писал: «В гануне звуки от «до» маленькой (малой) октавы до звука «фа» второй октавы звучат более полно и гармонично, тогда как 3 (три) прежние низкие ноты почти не слышимы. Как было отмечено, каждая струна гануна (кануна) поднимается посредством рычага в (на) малую и большую секунды, а также с малыми терсонными (терцовыми) интервалами, и в результате создается возможность для приобретения (извлечения) всех знаков (звуков) гаммы. Так, для извлекания (исполнения) «си бемольно-мажорной гаммы» (гаммы «си бемоль мажор») звуки «си» и «ми» на 0,5 тона (полтона) уменьшаются (понижаются), или для приобретения (исполнения) звука (гаммы) «ля мажор» звуки «до», «фа», соль» на 0,5 тона увеличиваются (повышаются на полтона). Отсюда следует, что все 7 (семь) знаков (нот) гануна (кануна) имеют возможность для исполнения «диезных» и «бемольных» гамм и двойных нот.

В (на) гануне (кануне) исполняются все гаммы, все апрессии (арпеджио), имеющиеся в мажоре и миноре, при этом особенно привлекает внимание апрессио (арпеджио). С помощью рычага в гануне (кануне) во всех тональностях можно использовать одинаковые пальцы» [3, с. 38].

Поскольку ганун (канун) имеет сложную структуру и изготавливается из разных материалов на основе сложных технологических приемов, то имеются определенные разногласия, связанные с мнениями об образах (приемах) исполнения, описанием общей структуры инструмента, его звукового устрой-

ства и диапазона. Конечно, все сказанное составляет всего лишь азбуку обращения с этим музыкальным инструментом, так как, не зная важных сведений о структуре, настройке, звуковом устройстве, диапазоне гануна, не учитывая их в процессе исполнения, нельзя добиться совершенного и достойного исполнения и стать грамотным музыкантом.

Считаем важным обратить внимание и на такой факт. В процессе нашего исследования возникли и некоторые вопросы, связанные с другой стороной проблемы. Так, между высказанными мнениями в опубликованной в 1980 г. книге А. Рахматова и изданными за последние годы трудами ученых наблюдаются определенные несоответствия и расхождения в авторских позициях. Для доказательства верности нашего тезиса обратим внимание на мнение М. Керимова, отметившего, что «...относящийся к плоским сазам ганун является музыкальным инструментом натянутых струн. Этот инструмент исторически широко распространился на Ближнем и Среднем Востоке, а также на территории Азербайджана» [2].

Данная цитата привлекает внимание своей историко-информативной характеристикой и художественно-эстетической сущностью. Примечательно, что М. Керимов, неустанно трудящийся (работающий) в области пропаганды национальных музыкальных инструментов в ряде стран мира как художественный руководитель музыкального инструментального ансамбля и как реставратор и конструктор национальных инструментов, в более совершенной форме и в свете современных требований описывает структуру, отдельные части, звуковое устройство, диапазон музыкального инструмента ганун: «...нижние и боковые части гануна изготавливаются из материалов орехового дерева и из других крепких деревьев. 3/4 верхней части гануна состоит из деревянного покрытия толщиной примерно 4 мм. На деревянной части верха имеются 3 резонаторных отверстия. На кожаной части верха, разделенной на 4 равные части, располагается деревянная подставка во всю ширину инструмента. У полков (колков) под струнами располагаются «линги» (железные рычаги), при помощи которых струны, поднимаясь и опускаясь, изменяют высоту звука на тон или полутон. На ганун (канун) навязываются 24 ряда тройных струн при общем их числе 72. На ранних стадиях струны изготавливали из шелка и кишок особым способом. В настоящее время используются струны из капрона. Ганун ставится на колени, и при игре на нем на указательные пальцы обеих рук надеваются железные наперстки, под которые подкладываются эбонитовые плектры. Инструмент настраивается при помощи железного ключа, внутренняя часть которого имеет четырехугольную форму» [2, с. 108].

Как можно убедиться, проведенные анализ и обобщение исследований всех трех ученых - О. Гулиева [4], А. Рахматова [3] и М. Керимова [2] о создании, структуре, звуковой системе, тембре, порядках (правилах) настройки, звуковом диапазоне - привлекают внимание и по своему теоретико-практическому значению. Но при этом следует отметить, что разногласия о звуковых диапазонах музыкального инструмента ганун приводят к определенному недоразумению и растерянности. Обратим внимание на то, что пишет профессор О. Гулиев в связи со звуковым диапазоном гануна в монографии, изданной в 1980 г.: «...его (гануна (кануна) - С. М.) диапазон состоит от звука «ля» маленькой (малой) октавы до звука «до диез» второй октавы» [4]. Отличительным является мнение по этому поводу доктора наук по искусствоведе-

нию М. Керимова, которое приведено выше. Поэтому возникает вопрос: какой из этих вариантов все же можно использовать в учебном процессе на современном этапе?

Точно и конкретно ответить на этот вопрос входит в компетенцию композиторов, сочиняющих разножанровую музыку для этого инструмента, а также музыковедов, ведущих исследования в связи с его историческим развитием и современным положением. Тем не менее мнение М. Керимова по проблеме представляется нам более убедительным по той причине, что последний уже долгие годы ведет системное и последовательное исследование в этой области. В настоящее время он - крупный (известный) музыковед, являющийся руководителем ансамбля древних музыкальных инструментов Государственного музея азербайджанской культуры, заведующий научноисследовательской лабораторией по реставрации и усовершенствованию старинных музыкальных инструментов, функционирующей при Бакинской музыкальной академии. Следовательно, его большой теоретический и практический опыт, основанный на последних достижениях науки по музыкальным инструментам, убеждает нас в точности его высказываний.

В заключение подчеркнем, что изучение пути развития, структуры, исполнительских особенностей созданных в старину и дошедших до наших дней музыкальных инструментов, особенно гануна (кануна), всегда было в центре внимания, но необходимо основательное рассмотрение и исследование ряда проблемных вопросов, связанных с изучением и исполнением на этом древнем азербайджанском музыкальном инструменте.

Список литературы

1. Сластенин, В. А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М. : Академия, 2010. - 544 с.

2. Керимов, М. Музыкальные инструменты Азербайджана / М. Керимов. - Баку : Ени несил (Новое поколение), 2009. - 283 с.

3. Рахматов, А. М. Народные музыкальные инструменты Азербайджана и их место в оркестре / А. М. Рахматов. - Баку : Ишыг (Свет), 1980. - 106 с.

4. Гулиев, О. С. Оркестр народных музыкальных инструментов Азербайджана / О. С. Гулиев. - Баку : Ишыг (Свет), 1980. - 84 с.

5. Наджафзаде, А. И. Толковый словарь музыкальных инструментов Азербайджана / А. И. Наджафзаде. - Баку : ЭЛМ, 2003. - 224 с.

6. Гаджибеков, У. А. Избранные сочинения : в 2 т. / У. А. Гаджибеков. - Баку : Изд-во Академии наук Азербайджана, 1965. - Т. II. - 412 с.

References

1. Slastenin, V. A. Psikhologiya i pedagogika / V. A. Slastenin, V. P. Kashirin. - M. : Akademiya, 2010. - 544 s.

2. Kerimov, M. Muzykal'nye instrumenty Azerbaydzhana / M. Kerimov. - Baku : Eni nesil (Novoe pokolenie), 2009. - 283 s.

3. Rakhmatov, A. M. Narodnye muzykal'nye instrumenty Azerbaydzhana i ikh mesto v orkestre / A. M. Rakhmatov. - Baku : Ishyg (Svet), 1980. - 106 s.

4. Guliev, O. S. Orkestr narodnykh muzykal'nykh instrumentov Azerbaydzhana / O. S. Guliev. - Baku : Ishyg (Svet), 1980. - 84 s.

5. Nadzhafzade, A. I. Tolkovyy slovar' muzykal'nykh instrumentov Azerbaydzhana / A. I. Nadzhafzade. - Baku : ELM, 2003. - 224 s.

6. Gadzhibekov, U. A. Izbrannye sochineniya : v 2 t. / U. A. Gadzhibekov. - Baku : Izd-vo Akademii nauk Azerbaydzhana, 1965. - T. II. - 412 s.

Мамедова Сахиба Вагиф кызы преподаватель, кафедра обучения музыке, Нахичеванский государственный университет (Азербайджанская Республика, Нахичеванская автономная Республика, г. Нахичевань, Университетский городок)

Mamedova Sakhiba Vagif kyzy Lecturer, sub-department of music studies, Nakhichevan State University (Azerbaijan Republic, Nakhichevan autonomous republic, Nakhichevan, University town)

E-mail: gusein.adygezalov@mail.ru

УДК 37.001.89 Мамедова, С.

Роль теоретических знаний об азербайджанском музыкальном инструменте ганун (канон) в процессе обучения / С. Мамедова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2013. - № 1 (25). - С. 218-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.