Известия ТРТУ
Специальный выпуск
ББК 67.0
В.В. Клочков
ДИАЛЕКТИКА И МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Проблема достоверности знания имеет совершенно особое значение для системы гуманитарных наук. Это обстоятельство относится и к юридическим наукам, в частности, к теории государства и права. В последние полтора десятилетия в области методологии юридического исследования наметился явный регресс [1], проявившийся в стремлении сохранить привычную марксистскую парадигму юриди-,
научного познания [2].
, , -
ваемого научного марксизма, немало способствуя его превращению в догматиче-. -бой методологии научного исследования, наделенной следующими основными признаками:догл-м»шзл-/аи, заключающемся в стремлении всегда идти от идей к фактам и ни в коем случае не в обратном направлении, в предпочтении оценочного подхода к реальности описательному; авторитарностью, исходящей из необходимости «переложить» функции самого исследования на авторитет, и возможности
«подведения» новых явлений под универсальные схемы, предлагаемые авторите, - ;
безусловной сохранностью ядра теории даже в условиях ситуации, когда под напором фактов реальной действительности приходится жертвовать отдельными частностями теории. Главный парадокс диалектики в ее нынешнем виде (применительно к области гуманитарного, в частности, юридического знания) заключается в попытке рационального объяснения заведомо иррационального поведения индивида без всякого учета специфики гуманитарного знания и особенностей современных познавательных процедур гуманитарных наук.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ДемидовА.И.О методологической ситуации в правоведении // Правоведение. 2001. № 4. С. 16 - 17; Звонарева 0X1 О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2004. № 1. С. 173 - 174.
2. Общая теория государства и права / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. - М., 2001. С.189-222; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2004. С. 17-19.
ББК 67.3
..
РОЛЬ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучение на юридическом факультете традиционно начинается со знакомства с целым рядом историко-теоретических дисциплин. К их числу относится «История отечественного государства и права» и «История зарубежного государства и
», , -
Секция теории права
венно-правовой надстройки (как в целом, так и отдельных государственных органов и правовых институтов) в нашей стране в конкретной исторической обстановке и хронологической последовательности. Познавая эту науку, студенты впервые сталкиваются со всеми отраслями института права и разнообразными государственными формами власти и управления. Полученные при этом знания помогают глубже усвоить отраслевые юридические дисциплины, понять истоки и особенности современного российского права и государственного устройства, оценить перспективность использования опыта прошлого.
Наука становится самостоятельной тогда, когда приобретает свою историю и собственную систему понятий и категорий. Многовековое оформление отношений в обществе в форме нрава привело к появлению правоведения. Каждый народ приходит к правовому регулированию общественной жизни в разное время, хотя, в , . проявляется не реализация "абсолютной правовой идеи", а тот факт, что в праве - . -тывать, что ото всякой культуре налицо взаимодействие двух принципов: традиции
и творческой свободы. Без традиции в исторической судьбе народа нет ни преем, , ,
вечные ценности прошлого неискоренимы - и к ним неизбежно возвращаются» -писал русский философ НА. Бердяев. Именно история государства и права дает возможность оценить своеобразие каждого исторического периода.
ББК 67.93
И.В. Тимошенко, КН. Чумакова РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРИЯ ВОПРОСА
Теоретические представления о месте репродуктивных прав в системе прав человека предшествуют их практическому (нормативному) закреплению как в ме-, .
Говорить о включении репродуктивных прав в общий блок прав человека стало возможным «благодаря», по большей части, практике абортов, особенно криминальных. Опираясь на право на охрану здоровья, репродуктивные права включают в себя и право самостоятельно принимать решение, и количестве и сроках рождения детей, право пользоваться услугами донора, получать необходимую информацию о методах охраны, укрепления здоровья, лечения заболеваний, право получать психологическую помощь и др. То есть репродуктивные права не происходят и не основываются только лишь на праве на воспроизводство естественным путём. Репродукция как стремление человека продолжить род не может и не должна признаваться государством (как «издателем» законов). Она есть одна из естественных потребностей человека.
С одной стороны, репродуктивные права было бы логично «вывести» из права на охрану здоровья, права на неприкосновенность частной жизни и достоинство личности. Теоретический подход позволяет увидеть в их единичности и соединении содержание права на репродукцию в широком смысле.
С другой стороны, ни у кого не вызовет сомнения в том, что право на жизнь относится к категории основных. А что же есть право на репродукцию как не проявление права на жизнь эмбриона? Здесь сочетаются право на «непроизводство»