Секция теории права
венно-правовой надстройки (как в целом, так и отдельных государственных органов и правовых институтов) в нашей стране в конкретной исторической обстановке и хронологической последовательности. Познавая эту науку, студенты впервые сталкиваются со всеми отраслями института права и разнообразными государственными формами власти и управления. Полученные при этом знания помогают глубже усвоить отраслевые юридические дисциплины, понять истоки и особенности современного российского права и государственного устройства, оценить перспективность использования опыта прошлого.
Наука становится самостоятельной тогда, когда приобретает свою историю и собственную систему понятий и категорий. Многовековое оформление отношений в обществе в форме нрава привело к появлению правоведения. Каждый народ приходит к правовому регулированию общественной жизни в разное время, хотя, в , . проявляется не реализация "абсолютной правовой идеи", а тот факт, что в праве - . -тывать, что ото всякой культуре налицо взаимодействие двух принципов: традиции
и творческой свободы. Без традиции в исторической судьбе народа нет ни преем, , ,
вечные ценности прошлого неискоренимы - и к ним неизбежно возвращаются» -писал русский философ НА. Бердяев. Именно история государства и права дает возможность оценить своеобразие каждого исторического периода.
ББК 67.93
И.В. Тимошенко, КН. Чумакова РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРИЯ ВОПРОСА
Теоретические представления о месте репродуктивных прав в системе прав человека предшествуют их практическому (нормативному) закреплению как в ме-, .
Говорить о включении репродуктивных прав в общий блок прав человека стало возможным «благодаря», по большей части, практике абортов, особенно криминальных. Опираясь на право на охрану здоровья, репродуктивные права включают в себя и право самостоятельно принимать решение, и количестве и сроках рождения детей, право пользоваться услугами донора, получать необходимую информацию о методах охраны, укрепления здоровья, лечения заболеваний, право получать психологическую помощь и др. То есть репродуктивные права не происходят и не основываются только лишь на праве на воспроизводство естественным путём. Репродукция как стремление человека продолжить род не может и не должна признаваться государством (как «издателем» законов). Она есть одна из естественных потребностей человека.
С одной стороны, репродуктивные права было бы логично «вывести» из права на охрану здоровья, права на неприкосновенность частной жизни и достоинство личности. Теоретический подход позволяет увидеть в их единичности и соединении содержание права на репродукцию в широком смысле.
С другой стороны, ни у кого не вызовет сомнения в том, что право на жизнь относится к категории основных. А что же есть право на репродукцию как не проявление права на жизнь эмбриона? Здесь сочетаются право на «непроизводство»
Известия ТРТУ
Специальный выпуск
аборта для эмбриона и право и семейных, и гомосексуальных пар, и одиноких мужчин и женщин на потомство.
Таким образом, блок репродуктивных прав человека не является чем-то вновь изобретённым. Эти неотъемлемые права (а их, как нам представляется, возможно уже именовать таковыми) «выросли» из реальных общественных отношений. В неявном виде в теории права они существовали со времён провозглашения формального равенства индивидов. Задачей же современных исследователей является лишь выведение этих прав в разряд очевидных и придание им должного наимено-
.
ББК 88.5
А.В. Подольская НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВИКТИМОЛОГИИ
Совершено преступление, в котором участвуют две «фигуры»: преступник и его жертва - потерпевший. Лица, которым преступлением причинён вред, являются предметом изучения виктимологии - «науке о жертве».
Задачи виктимологии исследуют отношения между преступником и жертвой в момент возникновения преступления. Также криминологи ставят вопрос: вызывает ли виктимизация преступность? Да, вызывает. 70% людей, ставшими в юности жертвами преступлений, во взрослом возрасте становятся преступниками.
Большое значение имеет и тип поведения. Многие признаки поведения потерпевших становятся условиями» убийств. Исходя из характера и степени выраженности личных качеств, определяющих индивидуальную виктимную предраспо-, - .
Вероятность стать жертвой обусловлена совокупностью личностных качеств человека (потерпевшего). От поведения жертвы во многом зависит развитие ситуации при совершении преступления.
В связи с этим необходима виктимологическая профилактика. Это представление о том, что людям не выгодно вести себя виктимно и быть жертвой преступления. Недопустимо провоцировать преступление. Поэтому надо соблюдать нормы морали и права, избегать контактов с лицами, ведущими преступный образ жизни. Многое зависит и от умения людей правильно ориентироваться в криминальной ситуации. Главное для профилактики виктимного поведения - упредить ситуацию, при которой человек может стать жертвой преступления.