Научная статья на тему 'РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США В УРЕГУЛИРОВАНИИ КАРИБСКОГО КРИЗИСА'

РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США В УРЕГУЛИРОВАНИИ КАРИБСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КАРИБСКИЙ КРИЗИС / СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США / «ПЛЕНКИ КЕННЕДИ» / ДЖ. КЕННЕДИ / Р. КЕННЕДИ / Р. МАКНАМАРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сиротинская Мария Моисеевна

В статье на основе рассекреченных магнитофонных записей заседаний Исполнительного комитета Совета национальной безопасности США (16 29 октября 1962 г.) рассматривается роль «кубинской кризисной группы» в урегулировании Карибского конфликта. Хотя сам Карибский кризис достаточно хорошо изучен в отечественной историографии, так называемые «пленки Кеннеди» не являлись предметом специального анализа. Автор уделяет особое внимание обсуждениям 19-20 октября способов выхода из конфликтной ситуации: по сценариям военной операции, включая возможный удар с воздуха и прямое вторжение на Кубу, или морской блокады острова. Членов Исполкома можно, с известной долей условности, разделить на «ястребов» - директора ЦРУ Дж. Маккоуна, председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала М. Тейлора, и «голубей», прежде всего, министра обороны Р. Макнамару, Р. Кеннеди. Последние в итоге одерживают победу. Дж. Кеннеди, как показывают расшифрованные магнитофонные записи, внимательно выслушивал мнения экспертов, однако окончательное решение о блокаде острова принималось самим президентом США. В статье также придается значение заседаниям «кубинской кризисной группы» 27 октября. Можно заключить, что при обсуждении ответного послания Дж. Кеннеди Н.С. Хрущеву на президента США в конечном счете оказали влияние аргументы Р. Кеннеди, Л. Томпсона, Т. Соренсена, а также некоторых других советников. Автор приходит к выводу, что созданный в октябре 1962 г. механизм экспертного консультирования президента США в кризисной международной ситуации оказался эффективным. В целом Исполком внес значительный вклад в разрешение Карибского конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE EXECUTIVE COMMITTEE OF THE UNITED STATES NATIONAL SECURITY COUNCIL IN RESOLVING THE CUBAN MISSILE CRISIS

Role ofthe “Cuban Crisis group” in the Cuban conflict settlement is examined in the article, which is based on the materials of the declassified tapes of the meetings of the Executive Committee of the United States National Security Council (October 16-29, 1962). Although the Cuban crisis itself is rather well explored in domestic historiography, the so-called Kennedy tapes have not been the subject of special analysis. Great attention is paid to the deliberations of EXCOMM, throughout October 19-20, on considering the options to get out of the conflict - by the military operation, including air attack and island invasion, or by naval blockade of Cuba. Executive committee members could be divided, with some degree of conventionality, into “war hawks” - for example, Director of Central Intelligence J. McCone, General M. Taylor, Chairman of the Joint Chiefs of Staff, and “doves”, first of all, Secretary of Defense R. McNamara, Attorney General R. Kennedy. In the end, the latter win. As declassified transcripts show, J. Kennedy listened carefully to the expert opinions, but the final decision about the island blockade was reached by the president himself. In the article importance is also given to the meetings of the “Cuban crisis group” on October 27. It can be concluded that during deliberations on the response letter of J. Kennedy to N.S. Khrushchev, on the contents of negotiations with the Soviet Ambassador A.F. Dobrynin via confidential channel, the president was ultimately persuaded by arguments of R. Kennedy, L. Thompson, Th. Sorensen and some other advisers. Author comes to the conclusion that the mechanism of counselling the U.S. president in the crisis international situation, which was created in October 1962, had proved to be effective. On the whole, the Executive Committee made a significant contribution to the resolution of the Cuban conflict.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США В УРЕГУЛИРОВАНИИ КАРИБСКОГО КРИЗИСА»

М.М. Сиротинская

Роль Исполнительного комитета Совета национальной безопасности США в урегулировании Карибского кризиса

М.М. Sirotinskaya

The Role of the Executive Committee of the United States National Security Council in Resolving the Cuban Missile Crisis

Карибский кризис, одна из наиболее «горячих» точек периода Холодной войны, когда две супердержавы США и СССР оказались чрезвычайно близки к полномасштабной войне с применением ядерного оружия, достаточно хорошо изучен в отечественной историографии (не говоря уже о зарубежной). Обобщающим исследованием по истории Карибского конфликта является книга академика РАН A.A. Фурсенко и канадо-американского ученого Т. Нафтали1, первое издание которой увидело свет в 1997 г. в Нью-Йорке и Лондоне. В последнее время публиковались и иные работы, посвященные этому событию2. Он рассматривался российскими исследователями с точки зрения теории игр, в политике памяти3, и т.д. Однако, думается, роли «кубинской кризисной группы» уделялось незначительное внимание. Представляется интересным и важным проследить, какова была реакция ее членов на происходившие на Кубе события, какие пути разрешения конфликтной ситуации предлагались, каково было влияние советников президента США на принятие внешнеполитических решений.

* * *

В первые послевоенные годы президентом США Г. Трумэном была начата существенная реорганизация исполнительного аппарата в целях совершенствования координации деятельности военных, внешнеполитических ведомств, разведки, других правительственных департаментов и учреждений. 26 июля 1947 г. был подписан Акт о национальной безопасности № 235, согласно которому созданы министерство обороны, Совет национальной безопасности (СНБ), Центральное разведывательное управление, Управление ресурсов национальной обороны. СНБ являлся совещательным органом при президенте, призванным консультировать его и давать рекомендации по вопросам внешней политики, национальной безопасности.

Президентом США Дж.Ф. Кеннеди (1961-1963 гг.) была проведена коренная реорганизация СНБ в пользу формирования гибкой системы, упрощения сложного механизма принятия внешнеполити-

ческих решений, предоставления значительных полномочий Белому дому. Штат Совета был сокращен с 74 до 49 человек, заседания стали проводиться чаще. Сам процесс принятия внешнеполитических решений становился менее формализованным4.

Меморандум 196 об учреждении Исполнительного комитета Совета национальной безопасности (Executive Committee of the National Security Council, сокращенно - EXCOMM) был официально издан Дж. Кеннеди 22 октября 1962 г., в самый разгар Карибского кризиса (16-28 октября). Собственно, «кубинская кризисная группа» и была сформирована для урегулирования конфликта (правда, Кеннеди стремился также услышать мнение экспертов по обстановке в Конго, Индии, Пакистане, Бразилии и некоторых других странах). Заседания должны были начинаться в Белом доме ежедневно в 10 час. утра в зале кабинета, однако в период кризисных 13 дней они проводились в строгой секретности несколько раз в день.

На самом деле, встречи членов внешнеполитической команды президента из числа сотрудников государственного департамента, Пентагона и ЦРУ проходили с 16 октября. Исполком собирался в более узком составе, нежели СНБ, и представлял президенту возможность дополнительно приглашать экспертов по принципу ad hoc. Всего состоялось 42 заседания, на которых присутствовал президент США, и две встречи без него. Последнее заседание имело место 29 марта 1963 г.

В Исполнительный комитет входили, помимо президента, вице-президент США JI. Джонсон, государственный секретарь Д. Раек, министр обороны Р. Макнамара, генеральный прокурор Р. Кеннеди (брат президента), директор ЦРУ Дж. Маккоун, министр финансов Д. Диллон, специальный помощник президента по вопросам национальной безопасности М.Д. Банди, специальный советник президента и его спичрайтер Т. Соренсен, председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал М. Тейлор, посол по особым поручениям JI. Томпсон и другие. В числе тех, кто приглашался на отдельные заседания, были, к примеру, государственный секретарь (1949-1953 гг.) в отставке Д. Ачесон, заместитель госсекретаря по экономическим вопросам Дж. Болл, заместитель министра обороны Р. Джилпатрик, заместитель министра обороны по вопросам национальной безопасности П. Нитце, пресс-секретарь Белого дома П. Сэлинджер, посол США в ООН Э. Стивенсон5.

Во время «уотергейтского скандала» 1973 г. был предан гласности тот факт, что в период администрации Кеннеди, а также последующих президентств Л. Джонсона и Р. Никсона велись тайные аудиозаписи встреч в Белом доме и телефонных переговоров глав исполнительной власти, которые касались важных вопросов национальной безопасности и внешней политики. Стало известно, что летом 1962 г. Кеннеди приказал установить звукозаписывающие системы в зале кабинета и в сентябре того же года в Овальном каби-

нете Белого дома. Был выбран ручной способ управления записью - президент нажимал кнопку. Таким образом, специалисты получили возможность изучить пленки многих заседаний Экскома (более двадцати часов); его члены, за исключением, по всей вероятности, Р. Кеннеди, не знали о магнитофонной записи. Полные расшифровки всех заседаний Исполкома с 16 по 29 октября 1962 г. были опубликованы в США в 1997 г.6, а аудиофайлы стали доступны широкой публике в 2001 г. (в настоящее время материалы размещены на сайте Президентской библиотеки Джона Ф. Кеннеди). На русском языке сокращенный текст записей появился в книге сына А.И. Микояна историка С.А. Микояна «Анатомия Карибского кризиса» (в приложении)7.

Как свидетельствуют «пленки Кеннеди» от 16 октября 1962 г., на утренней встрече в зале кабинета президент ознакомил советников с аэрофотоснимками (14 октября американский самолет и-2 засек строительство на Кубе стартовых площадок советских ракет). Первоначально многие эксперты, реагируя эмоционально, занимают жесткую позицию. Предлагаются решительные военные действия: нанести воздушный удар по ракетным позициям или осуществить прямое вооруженное вторжение США на Кубу. Госсекретарь Раек, выпускник Гарвардского университета, президент Фонда Рокфеллера в 1951-1960 гг., признает, что размещение ракет на острове явилось для всех неожиданностью. По его словам, «...мы столкнемся с ситуацией, которая вполне может привести к всеобщей войне». Раек одним из первых говорит о международных последствиях конфронтации с СССР, которые окажут очевидное влияние и на союзников Соединенных Штатов8. Макнамара рассуждает о характере военного ответа, о необходимости для Соединенных Штатов быть готовыми к вторжению на Кубу как с воздуха, так и с моря, о возможной мобилизации. Тейлор просчитывает этапы военной операции. Отвечая на вопрос Р. Кеннеди, он заявляет, что потребуется 5-6 дней на завоевание острова9. Диллон выступает за быстрый удар10. Общая напряженность нарастает. Вооруженные силы США (как и СССР), НАТО приведены в повышенную боеготовность, усилена военно-морская база Соединенных Штатов в Гуантанамо.

К вечернему заседанию (6:30, зал кабинета) ко многим членам «кризисной группы», как показывают записи, приходит осознание рискованности военных мер; проявляется меньшая уверенность в необходимости применения силы. Зачастую, правда, советники меняют свои точки зрения. Макнамара, обладавший аналитическим мышлением, формулирует вероятные сценарии развития событий: политико-дипломатический, предполагающий переговоры с советскими и кубинскими лидерами, «промежуточный» вариант между политическим и военным - военно-морская блокада прибывающего на Кубу наступательного оружия, чтобы предотвратить дальнейшие поставки сюда ракет, и различные варианты прямых военных дей-

ствий, начинающиеся с воздушного удара на ракетные площадки. «Я почти уверен в том, - утверждает министр обороны, - что за любым из этих военных действий последует атака со стороны Советского Союза в любой точке мира». Макнамара высказывает сомнения: «Возможно, нам стоит заплатить эту цену...»11. Министр обороны становится основным защитником плана блокады. Его также поддерживает Томпсон 18 октября. Бывший посол США в СССР (1957-1962 гг.) опасается массового убийства русских в результате вторжения США на остров и последующей общественной реакции12.

18 октября около полуночи на встрече с рядом советников (Раек и Томпсон были на приеме в честь прибывшего в Вашингтон министра иностранных дел СССР A.A. Громыко) Дж. Кеннеди подводит итог: в течение дня экспертное мнение претерпело изменения - от преимуществ удара по ракетным позициям и атаки с воздуха к блокаде. Морская блокада может ужесточаться по мере развития ситуации, но президент категорически высказывается против ее интерпретации как объявления войны Советскому Союзу. Это будет блокада «в ограниченных целях». Он констатирует, что имеются иные точки зрения. Ачесон склоняется к идее быстрого удара с воздуха, Банди выступает вообще против каких-либо действий, ибо, считает он, они приведут к советскому ответу в Берлине13.

Отдельные высказывания Дж. Кеннеди на вечернем заседании 16 октября также демонстрируют его обеспокоенность по поводу возможных ответных мер Москвы в Западном Берлине14. Подобные опасения были небезосновательными: по оценкам специалистов, в начале 1960-х гг., в особенности после возведения Берлинской стены, в отношениях супердержав «кривая напряженности» в германском вопросе пошла вверх15. 19 октября на утреннем заседании в зале кабинета президент также ссылается на вероятные ответные шаги СССР в Германии: «Если мы наносим удар по кубинским ракетам или по Кубе, они [Русские. - М.С.] получат карт-бланш на взятие Берлина...». Кроме того, Дж. Кеннеди постоянно оглядывается на то, каков будет имидж Соединенных Штатов в Европе: «Нас будут считать агрессивными американцами, которые потеряли Берлин...»16.

Отношение президента к событиям на Кубе можно проследить по его репликам на утренней, в 9:45, встрече 19 октября с членами Комитета начальников штабов вооруженных сил США, которые ратовали за нанесение воздушного удара с одновременной высадкой десанта на острове. Глава штаба ВВС, член Объединенного комитета начальников штабов генерал К. ЛеМей (под его командованием осуществлялись массированные бомбардировки японских городов во время Второй мировой войны) выступает за военную интервенцию «прямо сейчас» [Курсив наш. -MC.]. Кеннеди спрашивает, какова будет реакция русских на военную операцию. Генерал отвечает, что никакой реакции не последует. Президент скептически воспри-

нимает эти слова: «...они не могут сложа руки смотреть на то, как мы овладеваем их ракетами и убиваем притом немало русских. Если они ничего не предпримут на Кубе, то в Берлине - непременно»17. По утверждению ЛеМея, «блокада и политические разговоры будут рассматриваться многими нашими друзьями и нейтралами» негативно. Так же думают многие американские граждане, заявляет он. «Вы попали в скверную переделку, господин Президент» ("you are in a pretty bad fix"). «И вы - со мной»18, - с иронией парирует Кеннеди.

Однако очевидно, что сам президент еще не принял окончательного решения. После встречи с военными он отправляется в запланированную поездку в Огайо и Иллинойс в поддержку избирательной кампании19 (в ноябре проходили промежуточные выборы в Конгресс, и Дж. Кеннеди был заинтересован в сохранении демократического большинства в законодательном органе). Президент просит Р. Кеннеди и Соренсена «собрать группу» и прийти к соглашению. При этом он подчеркивает, что примет собственное решение. Согласно документам, «советники разделились на два лагеря», обсуждение дальнейших действий США велось «весь день и весь вечер» уже только по двум сценариям - «путь блокады» или воздушный удар по острову. Банди сказал, что «бессонной ночью» он пришел к выводу, что необходим удар с воздуха. По его словам, он говорил с президентом и действует с его согласия. С помощником президента по вопросам национальной безопасности соглашаются Ачесон, Диллон, Маккоун и Тейлор. Болл признается, что сомневается. В ходе обсуждений Макнамара выступает в качестве главного защитника идеи блокады, которая не предполагает немедленных военных действий в отношении Москвы, предоставляя «Советам некоторый шанс к отступлению»20.

В связи с разделением членов кризисного штаба управления ситуацией на два лагеря (их позиции могли претерпевать изменения) современники и некоторые специалисты говорят о советниках Дж. Кеннеди как о «голубях» или «ястребах»21. Американский исследователь Д. Гибсон считает рассмотрение заседаний Исполкома в контексте их противостояния поверхностным, упрощенным. Он изучает сам «текст» обсуждений на основе социологического анализа, придавая большое значение высказываниям экспертов о будущем (foretalk)22. Термины «ястреб» и «голубь» получили популярность после публикации журналистами С. Олсопом и Ч. Бартлеттом статьи «Во время кризиса» в газете "Saturday Evening Post" 8 декабря 1962 г.23 К «ястребам» относят Маккоуна, Ачесона, Тейлора, Нитце. К «голубям» причисляют, прежде всего, Макнамару, Джилпатрика, а также брата президента, Соренсена, Стивенсона, специально прилетевшего из Нью-Йорка. Джонсон не проявлял особой активности.

Впоследствии в своей книге о кубинском кризисе «13 дней» (опубликована в 1969 г., через год после убийства младшего брата Дж. Кеннеди) Р. Кеннеди позиционировал себя как «голубя», при-

верженца блокады с самого начала конфликта. Данную точку зрения отстаивает и видный американский историк А. Шлезинджер-мл. Высоко оценивает деятельность младшего брата 35-го президента Соренсен24.

Р. Кеннеди представляет себя миротворцем, устанавливая параллель между неожиданной атакой на Кубу и внезапным нападением Японии на США 7 декабря 1941 г. Он передал президенту записку со словами: «Теперь я знаю, что чувствовал Тодзио [Премьер-министр Японии в 1941-1944 гг. - М.С.], готовясь к нападению на Перл-Харбор». «... Я, как и другие, не мог примириться с мыслью, что Соединенные Штаты без предупреждения забросают бомбами Кубу и что тысячи и тысячи мирных жителей при этом погибнут...», - пишет автор и делает упор на моральный авторитет США25.

Подобная саморепрезентация, по заключению американского историка Ш. Стерна, отражала партийно-политические амбиции бывшего генерального прокурора26, в период избирательной кампании 1968 г. - одного из кандидатов в президенты США от Демократической партии, «иконы» американского либерализма, противника войны во Вьетнаме, защитника прав меньшинств.

На самом деле, как свидетельствуют пленки, 16 октября вечером генеральный прокурор был настроен воинственно: оправдывая возможное военное вторжение США на Кубу, он даже предлагает затопить американский корабль, проводя сравнение с взрывом броненосца «Мейн» в феврале 1898 г., послужившим предлогом для начала Испано-американской войны. В Министерстве юстиции он обсуждает возможные диверсионные операции, направленные на свержение правительства Ф. Кастро27 (в ноябре 1961 г., после неудачной высадки кубинских эмигрантов в заливе Кочинос, ЦРУ при одобрении президента США была разработана операция «Мангуст»). Лишь 20 октября Р. Кеннеди выступает посредником между лагерями и приводит советников к согласию, став убежденным сторонником блокады: он «...усмехнулся и добавил, что тоже говорил с президентом и что неожиданная атака, как в Перл-Харборе, "не в наших правилах"». Министр юстиции «высказался в пользу действий», но таких, которые «дадут Советам шанс отступить». При этом он не отказывался от военного ответа28. Его слова оказали влияние на позицию Диллона, который первоначально соглашался с Банди. 22 октября Р. Кеннеди прямо высказывается в том смысле, что он против воздушного удара, так как последний будет «наподобие Перл-Харбора» - «непредсказуемые военные ответы» Советского Союза могут привести к всеобщей ядерной войне29.

В конечном итоге после пятичасового обсуждения приверженцы морской блокады одерживают победу. Возвратившийся в Вашингтон президент, занимавший по итогам обсуждений 20 октября, согласно редакторам сборника, промежуточную позицию между «ястребами» и «голубями», одобряет введение блокады, отвергая какие-либо

предложения переговоров30. Поскольку по международному праву блокада является актом войны, принято решение назвать ее «карантином». Каждое судно, направлявшееся на остров, подвергалось строгой проверке; предусматривалось применение силы в случае нарушения предписаний. В своем радио- и телевизионном обращении к нации 22 октября Дж. Кеннеди объявил о введении «строгого карантина на все поставки наступательного военного оборудования на Кубу»31. Карантин вступил в силу 24 октября 1962 г.

Когда Тейлор 20 октября вернулся в Пентагон, он сказал начальникам штабов: «Это не был одним из наших лучших дней». Магнитофонные записи говорят также о том, что ближнему кругу своих соратников (Р. Кеннеди, Соренсен) президент высказывает опасения по поводу урона, который Кубинский конфликт может нанести Демократической партии на предстоящих выборах в Конгресс. Ряд сторонников демократов, сетует он, могут быть недовольны чересчур «воинственным» тоном лидеров партии32.

Исследователи отмечают, что на окончательное решение Дж. Кеннеди произвела впечатление его беседа 21 октября с главой командования тактических ВВС У. Свини, который сказал, что он не может дать 100-процентной гарантии того, что так называемый «хирургический удар» с воздуха позволит уничтожить абсолютно все ракеты на Кубе. На Дж. Кеннеди, обращают внимание историки, оказало влияние и мнение его друга, британского посла в Вашингтоне Д. Ормсби-Горома, который на прямой вопрос президента на ланче в Белом доме ответил, что предпочел бы блокаду33.

Журналист, пресс-секретарь Дж. Кеннеди Сэлинджер в дальнейшем объяснял действия президента опасениями последнего войти в историю как глава исполнительной власти, способствовавший ядерной войне. «Во всех кризисах с Советским Союзом он более всего заботился о том, чтобы Хрущев не был загнан в угол, где он мог отдать приказ об ядерном ударе как единственном выходе для себя». По словам Сэлинджера, президент чувствовал, что вариант блокады, вместо прямых военных действий, давал Хрущеву такой выход - и он был прав»34. Безусловно, играли роль и иные соображения, о некоторых из которых упоминалось выше.

День 27 октября 1962 г., как известно, вошел в историю Карибского кризиса как «черная суббота». Холодная война чуть было не превратилась в горячую, мир находился на грани ядерной войны. Над Кубой советской зенитной ракетой был сбит американский самолет-разведчик и-2, его пилот майор ВВС США Р. Андерсон погиб. Об этом Дж. Кеннеди и его советники узнали на заседании Исполкома в 4 часа вечера. Несколько раньше, утром, было получено второе письмо от Председателя Совета министров СССР Хрущева. В его первом, длинном и чрезвычайно эмоциональном послании президенту США от 26 октября, которое было доставлено в Государственный департамент по частям к вечеру того дня,

содержалось предложение проявить «государственную мудрость»: если Соединенные Штаты более «не вторгнутся своими войсками на Кубу»35, то Советский Союз удалит свои ракеты с Кубы (правда, прямо об этом не говорилось). 26 октября в Вашингтоне состоялись встречи главы резидентуры КГБ А. Феклисова (псевдоним -А. Фомин) с американским журналистом Дж. Скалли, связанным с администрацией Кеннеди, где шла речь об условиях достижения политического компромисса36.

Во втором письме советского руководителя Кеннеди от 27 октября Хрущев, опасавшийся, по словам посла СССР в Вашингтоне А.Ф. Добрынина, «неблагоприятной реакции президента на свое первое послание, где не был четко сформулирован вопрос о советских ракетах»37, высказывался более определенно: Кремль соглашался под контролем ООН «вывезти те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами», в обмен на вывод аналогичных американских ракетных средств из Турции38. Это послание, имевшее официальный характер и оглашенное по московскому радио, приводит членов Исполкома в смятение. Некоторые даже проводят мысль о расколе в Политбюро и вероятном смещении Хрущева39. Вопрос о ракетах средней дальности «Юпитер», которые Соединенные Штаты в 1961 г. начали размещать в Турции, стране - участнице Североатлантического альянса, был для Вашингтона чрезвычайно болезненным, ибо речь шла о восприятии американцев их союзниками. В НАТО может создаться впечатление, говорит Банди, что «мы собираемся продать союзников ради собственных интересов. По его мнению, «... если мы пойдем на сделку Турция -Куба, то эффективность НАТО значительно уменьшится»40.

«Пленки Кеннеди» показывают, что президент на утреннем заседании Исполкома выражает сомнения в том, что кризис может быть преодолен без обсуждения проблемы ракет «Юпитер» в Турции. «Сделка» ракеты в Кубе в обмен на ракеты в Турции может многим показаться разумной, считает он. Он боится эскалации конфликта и опасается того, что Хрущев обвинит его в отказе от предложения советского руководителя41. Возможно, резюмирует Кеннеди, «мы никак не сможем вывести оружие из Кубы... путем переговоров», в этом случае надо убрать оружие из Турции. Кажется, президент готов провести «сделку»: «Мы не можем просто напасть на Кубу, со всеми сопряженными трудностями и кровью, если мы можем избавиться от них [Советских ракет. - М.С.], обменяв их на наши ракеты в Турции»42. Маккоун уверен: «Я считаю, надо прямо сейчас начать торговлю по поводу этих ракет в Турции». Он ратует за то, чтобы послать Хрущеву «угрожающее письмо». Тейлор объявляет о готовности военных не позднее 29 октября нанести удар с воздуха, за которым последует вторжение43.

Создается впечатление, что Соренсен на послеполуденном заседании 27 октября высказывается в том смысле, что необходимо

вести переговоры с советским премьером посредством конфиденциального канала: «всегда имеется шанс, что он согласится с американскими предложениями»44. Томпсон выражает прямое несогласие с президентом. «Я думаю, у нас еще есть шанс...», говорит «кремле-нолог», единственный из постоянных членов Исполнительного комитета, кто лично знал Хрущева. Он подчеркивает, что для Хрущева важно сказать: «Я спас Кубу. Я остановил вторжение». Возможно, советский лидер согласится обсудить турецкий вопрос позднее. Предложение о «турецкой сделке» Томпсон находит совершенно неприемлемым для Соединенных Штатов. Р. Кеннеди в вопросе о ракетах в Турции также не поддерживает брата45. Джонсон, который принимает активное участие в вечернем заседании Исполкома, как будто бы отделяет себя от сторонников решительных военных действий шутливой репликой «вы, ястребы...»46 (по «пленкам» неясно, к кому обращается вице-президент).

В конце концов принимается решение перенести обсуждение вопроса о ракетах в Турции в русло конфиденциального канала А. Добрынин - Р. Кеннеди (об этом знали не все члены Исполкома). Составлено письмо президента США советскому лидеру в ответ на послание Хрущева от 26 октября. В письме Дж. Кеннеди вопрос о турецких базах обойден молчанием. В дальнейшем в своей книге Р. Кеннеди отводит большую роль себе и Соренсену в подготовке этого письма. Министр юстиции должен был лично передать его советскому послу47.

27 октября после завершения вечернего заседания Исполкома, президент попросил некоторых советников пройти с ним в Овальный кабинет. По воспоминаниям Банди, около 7:45 вечера там состоялось примерно 20-минутное обсуждение содержания предстоящих переговоров Р. Кеннеди с послом СССР и ответного письма президента США Хрущеву. Группа собралась в более узком составе: присутствовали, помимо президента и Банди, Макнамара, Раек, Р. Кеннеди, Болл, Томпсон, Соренсен, Банди, Джилпатрик. Сразу было достигнуто соглашение по поводу первой части устного сообщения Р. Кеннеди: удаление советских ракет с острова и гарантии того, что Куба не будет более подвергаться нападению со стороны США. Вторая часть устного сообщения была предложена Раском: не может быть «сделки» по ракетам в Турции (они по существу были выведены в непубличную плоскость), президент преисполнен решимости удалить их после разрешения Кубинского кризиса. Данное предложение, по словам Банди, было «быстро поддержано всеми нами и одобрено президентом»48. Разработанный советниками план, как известно, послужил основой для урегулирования конфликта при переговорах Р. Кеннеди с А. Добрыниным поздно вечером 27 октября в Министерстве юстиции49. 28 октября Хрущев дает положительный ответ. Начинается демонтаж советских ракетных установок и вывоз их с территории Кубы. В ноябре прекращена блокада острова.

Через несколько месяцев американские ракеты «Юпитер» удалены из Турции.

Специалисты спорят по поводу того, кому из членов Исполкома принадлежала идея проигнорировать второе послание Хрущева от 27 октября и ответить лишь на его первое письмо. Подобную тактику переговоров в дальнейшем назовут «уловкой Троллопа» (Trollope ploy), по имени британского писателя викторианской эпохи Энтони Троллопа. В одном из эпизодов его романа случайное прикосновение молодого человека воспринимается девушкой как предложение руки и сердца. Стоит, наверное, согласиться с теми исследователями, которые приходят к выводу: магнитофонные записи заседаний Исполкома не позволяют дать однозначные ответы на ряд вопросов, необходимо привлечение иных источников. 5 октября 2010 г., незадолго до своей кончины, Соренсен в своем выступлении в Школе общественных и международных отношений имени Вудро Вильсона Принстонского университета признал, что идея ответа лишь на первое письмо Хрущева, содержавшее, с его точки зрения, «семена возможного соглашения», принадлежала Томпсону50. Об этом же говорит Макнамара в документальном фильме режиссера

Э. Морриса «Туман войны» (2003).

* * *

Рассекреченные магнитофонные записи заседаний Исполнительного комитета Совета национальной безопасности в период Карибского конфликта свидетельствуют о том, что большинство членов Экскома приняли активное участие в его деятельности, в особенности, в обсуждении 19-20 октября способов выхода из кризисной ситуации: по сценариям военной операции, включая возможный удар с воздуха и прямое вторжение на Кубу, или морской блокады острова. Можно разделить мнение тех ученых и современников, которые, с известной долей условности, разделяли членов «кубинской кризисной группы» на «военных ястребов» -директор ЦРУ Маккоуна, Тейлора, Ачесона, и «голубей» (прежде всего, Макнамару, Р. Кеннеди). Последние в итоге одерживают верх. Дж. Кеннеди, как показывают пленки, внимательно выслушивал мнения советников, отстаивавших разные точки зрения и представлявших различные правительственные структуры -Государственный департамент, Белый дом, ЦРУ, Министерство обороны, Информационное агентство США, приглашенных специалистов, нередко переспрашивал экспертов о каких-то деталях. Однако окончательное решение о блокаде Кубы принималось самим президентом. Утверждения о том, что он действовал под давлением Пентагона, не подтверждаются документами. 27 октября при обсуждении ответного послания Дж. Кеннеди Н.С. Хрущеву и содержания переговоров с советским послом А.Ф. Добрыниным по конфиден-

циалыюму каналу на президента США в конечном счете оказали влияние аргументы Р. Кеннеди, Томпсона, Соренсена и некоторых других советников. Магнитофонные записи свидетельствуют о том, -ив этом надо согласиться с исследователями51, - что роль президента США в разрешении кризиса была велика.

Немалое значение имело и то, что заседания Исполкома проходили в непринужденной атмосфере, несмотря на напряженность международной ситуации. Члены «кубинской кризисной группы» называли друг друга уменьшительными именами (Бобби - Р. Кеннеди, Томми - Л. Томпсон), порой обменивались шутливыми репликами. Позднее Соренсен подчеркивал, что участвовал в работе Экскома «гораздо более свободно, чем обычно при заседаниях Совета национальной безопасности», «протокол играл небольшую роль...»52.

В целом можно прийти к выводу, что созданный в октябре 1962 г. механизм экспертного консультирования президента США в кризисной международной ситуации оказался эффективным. Исполнительный комитет Совета Национальной безопасности внес значительный вклад в урегулирование Карибского конфликта.

Примечания Notes

1 Фурсенко А., Нафтали Т. Безумный риск: Секретная история Кубинского ракетного кризиса 1962 г. Москва, 2006.

2 Фурсенко A.A. Проблемы изучения истории Кубинского кризиса // Холодная война 1945 - 1963 гг. Историческая ретроспектива: Сборник статей / Отв. ред. Н.И. Егорова, А.О. Чубарьян. Москва, 2003. С. 585-596; Лавренов С.Я., Попов И.М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. Москва, 2003. С. 213-290; Есин В.И. Карибский кризис 1962 года: открытые вопросы и наиболее поучительные уроки // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2013. № 1. С. 4-12.

3 Ветренко И.А. Игровые технологии при разрешении политических конфликтов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 123. С. 185-195; Дергачева В.Е., Чернышов Ю.Г. Карибский кризис в политике памяти СССР (России) и США: сравнительная характеристика // Известия Алтайского государственного университета. 2020. № 6 (116). С. 22-28.

4 Агафонова Г.А. Совет национальной безопасности США: История создания и начальный период деятельности 1947 — 1960 гг. Москва, 1977. С. 48,115; History of the National Security Council 1947 -1997. URL: https:// irp.fas.org/offdocs/NSChistory.htm#Kennedy.

5 Coleman D. NSC ExComm Meetings, 1962 - 1963. URL: https:// historyinpieces.com/research/meetings-excomm-executive-committee-national-security-council; Аллисон Г., Зеликов Ф. Квинтэссенция решения: На примере Карибского кризиса 1962 года. Пер. с англ. 2-е изд. Москва,

2019. С. 408^10.

6 Фурсенко А., Нафтали Т. Безумный риск: Секретная история Кубинского ракетного кризиса 1962 г. Москва, 2006. С. 301-303; The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. XI-XII; Stern Sh.M. Averting "The Final Failure": John F. Kennedy and the Secret Cuban Missile Crisis Meetings. Stanford, 2003. P. XXIII.

7 Микоян C.A. Анатомия Карибского кризиса. Москва, 2006. С. 665-805.

8 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 54-56.

9 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 57-59, 66-68, 74.

10 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 62.

11 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 86-87; Микоян С.А. Анатомия Карибского кризиса. Москва, 2006. С. 668-669.

12 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 137.

13 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 171-172.

14 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 90.

15 Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно: Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962 - 1986 гг.). Москва, 1996. С. 50; Филитов A.M. Германский вопрос: от раскола к объединению. Москва, 1993. С. 180.

16 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 175; Микоян С.А. Анатомия Карибского кризиса. Москва, 2006. С. 702.

17 Кеннеди Р. 13 дней: Свидетельство о кубинском кризисе. Пер. с англ. Paris, 1969. С. 19; The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 178-179.

18 Кеннеди P. 13 дней: Свидетельство о кубинском кризисе. Пер. с англ. Paris, 1969. С. 20; The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 182.

19 The World on the Brink: John F. Kennedy and the Cuban Missile Crisis.

Thirteen Days in October 1962. Day 4. Oct. 19. URL: https://microsites. jfklibrary.org/cmc/octl 9/

20 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 189-190; Микоян C.A. Анатомия Карибского кризиса. Москва, 2006. С. 707.

21 Ефимов Н.Н., Фролов B.C. Карибский кризис 1962 года (новые данные) // Вопросы истории. 2005. № 10. С. 27-30; Detzer D. The Brink: Cuban Missile Crisis, 1962. New York, 1979. P. 139-141.

22 Gibson D.R. Talk at the Brink: Deliberation and Decision During the Cuban Missile Crisis. Princeton, 2012. P. 10-11, 21.

23 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 202.

24 Schlesinger A.M., Jr. Robert Kennedy and His Times. New York, 1978. P. 546-547; Sorensen Th.S. The Kennedy Legacy. New York; Toronto, 1969. P. 192.

25 Кеннеди P. 13 дней: Свидетельство о кубинском кризисе. Пер. с англ. Paris, 1969. С. 16,20-21.

26 Stern Sh.M. Averting 'The Final Failure': John F. Kennedy and the Secret Cuban Missile Crisis Meetings. Stanford, 2003. P. XXIX-XXX.

27 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 77, 100-101; Микоян С.А. Анатомия Карибского кризиса. Москва, 2006. С. 673; Haruya A. Thirteen Days Thirty Years after: "Robert Kennedy and the Cuban Missile Crisis" Revisited // Journal of American & Canadian Studies. 1994. Vol. 12. P. 69-88.

28 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 189; Minutes of the 505th Meeting of the National Security Council. Washington, October 20, 1962 // Foreign Relations of the United States. 1961 - 1963. Vol. 11. P. 131-132.

29 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 207.

30 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 202.

31 Микоян C.A. Анатомия Карибского кризиса. Москва, 2006. С. 807.

32 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 203.

33 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 205-206.

34 Salinger P. With Kennedy. New York, 1967. P. 319-320.

35 30 лет Карибского ракетного кризиса 1962 г. (1962 -1992): Обмен посланиями между Председателем Совета Министров СССР Н.С. Хрущевым и Президентом США Дж. Кеннеди. 22 октября 1962 г. - 14 декабря 1962 г. // Международная жизнь. 1992. № 6 (спец. вып.). С. 28.

36 Феклисов А. За океаном и на острове: Записки разведчика. Москва, 1994. С. 225.

37 Добрынин А. Ф. Карибский кризис (октябрь 1962 года) // Дипломаты вспоминают: мир глазами ветеранов дипломатической службы. Москва, 1997. С. 219.

38 30 лет Карибского ракетного кризиса 1962 г. (1962 -1992): Обмен посланиями между Председателем Совета Министров СССР Н.С. Хрущевым и Президентом США Дж. Кеннеди. 22 октября 1962 г. - 14 декабря 1962 г. // Международная жизнь. 1992. № 6 (спец. вып.). С. 34.

39 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 509, 593.

40 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 500; Микоян С.А. Анатомия Карибского кризиса. Москва, 2006. С. 775.

41 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 499, 523-524, 546; Микоян С.А. Анатомия Карибского кризиса. Москва, 2006. С. 773.

42 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 554; Микоян C.A. Анатомия Карибского кризиса. Москва, 2006. С. 789.

43 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 563; Микоян С.А. Анатомия Карибского кризиса. Москва, 2006. С. 786.

44 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 550.

45 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 554, 599; Микоян C.A. Анатомия Карибского кризиса. Москва, 2006. С. 779-780.

46 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 594.

47 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 603-604; Кеннеди P. 13 дней. Свидетельство о кубинском кризисе. Пер. с англ. Paris, 1969. С. 68-69; FrankelM. High Noon in the Cold

War: Kennedy, Khrushchev, and the Cuban Missile Crisis. New York, 2004. P. 149-151.

48 The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 605-606.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49 Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно: Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962 - 1986 гг.). Москва, 1996. С. 73-74; The Kennedy Tapes: Inside the White House During the Cuban Missile Crisis / Ed. by E.R. May and Ph.D. Zelikow. Cambridge; London, 2000. 5 pr. (1st ed. 1997). P. 607-608.

50 Sorensen Th. The Cuban Missile Crisis in Retrospect. Woodrow Wilson School of Public and International Affairs, Princeton University. Oct. 5, 2010; Robert MacNamara Reflects on the Cuban Missile Crisis (2003). URL: https://alphahistory.com/coldwar/robert-mcnamara-reflects-cuban-missile-crisis-2003/; Thompson Sh., J. Cuban Missile Crisis - The Trollope Ploy Revealed. URL: https://nsarchive.gwu.edu/sites/default/files/pdf/intro_to_ sorensen_interview.pdf

51 Stern Sh.M. Averting "The Final Failure": John F. Kennedy and the Secret Cuban Missile Crisis Meetings. Stanford, 2003. P. XIX; Gibson D.R. Talk at the Brink: Deliberation and Decision During the Cuban Missile Crisis. Princeton, 2012. P. 72.

52 Sorensen Th.C. Kennedy. New York, 1965. P. 679.

Автор, аннотация, ключевые слова

Сиротинская Мария Моисеевна — канд. ист. наук

— доцент, Российский государственный гуманитарный университет (Москва);

—старший научный сотрудник, Институт всеобщей истории, Российская академия наук (Москва)

ORCID ID: 0000-0001-6510-6904

masha_sirotinskaia@mail.ru

В статье на основе рассекреченных магнитофонных записей заседаний Исполнительного комитета Совета национальной безопасности США (16-29 октября 1962 г.) рассматривается роль «кубинской кризисной группы» в урегулировании Карибского конфликта. Хотя сам Карибский кризис достаточно хорошо изучен в отечественной историографии, так называемые «пленки Кеннеди» не являлись предметом специального анализа. Автор уделяет особое внимание обсуждениям 19—20 октября способов выхода из конфликтной ситуации: по сценариям военной операции, включая возможный удар с воздуха и прямое вторжение на Кубу, или морской блокады острова. Членов Исполкома можно, с известной долей условности, разделить на «ястребов» - директора ЦРУ Дж. Маккоуна, председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала М. Тейлора, и «голубей», прежде всего, министра обороны Р. Макнамару, Р. Кеннеди.

Последние в итоге одерживают победу. Дж. Кеннеди, как показывают расшифрованные магнитофонные записи, внимательно выслушивал мнения экспертов, однако окончательное решение о блокаде острова принималось самим президентом США. В статье также придается значение заседаниям «кубинской кризисной группы» 27 октября. Можно заключить, что при обсуждении ответного послания Дж. Кеннеди Н.С. Хрущеву на президента США в конечном счете оказали влияние аргументы Р. Кеннеди, Л. Томпсона, Т. Соренсена, а также некоторых других советников. Автор приходит к выводу, что созданный в октябре 1962 г. механизм экспертного консультирования президента США в кризисной международной ситуации оказался эффективным. В целом Исполком внес значительный вклад в разрешение Карибского конфликта.

Карибский кризис, Совет национальной безопасности США, «пленки Кеннеди», Дж. Кеннеди, Р. Кеннеди, Р. Макнамара.

Author, Abstract, Key words

Maria M. Sirotinskaya - Candidate of History,

- Associate Professor, Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia);

- Senior Researcher, Institute of World History, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)

ORCID Ш: 0000-0001-6510-6904

masha_sirotinskaia@mail.ru

Role of the "Cuban Crisis group" in the Cuban conflict settlement is examined in the article, which is based on the materials of the declassified tapes of the meetings of the Executive Committee of the United States National Security Council (October 16-29, 1962). Although the Cuban crisis itself is rather well explored in domestic historiography, the so-called Kennedy tapes have not been the subject of special analysis. Great attention is paid to the deliberations of EXCOMM, throughout October 19-20, on considering the options to get out of the conflict - by the military operation, including air attack and island invasion, or by naval blockade of Cuba. Executive committee members could be divided, with some degree of conventionality, into "war hawks" - for example, Director of Central Intelligence J. McCone, General M. Taylor, Chairman of the Joint Chiefs of Staff, and "doves", first of all, Secretary of Defense R. McNamara, Attorney General R. Kennedy. In the end, the latter win. As declassified transcripts show, J. Kennedy listened carefully to the expert opinions, but the final decision about the island blockade was reached by the president himself. In the article importance is also given to the meetings of the "Cuban crisis group" on October 27. It can be concluded that during deliberations on the response letter of J. Kennedy to N.S. Khrushchev, on the contents of negotiations with the Soviet Ambassador A.F. Dobrynin via confidential channel, the president was ultimately persuaded by arguments of R. Kennedy, L. Thompson, Th. Sorensen

and some other advisers. Author comes to the conclusion that the mechanism of counselling the U.S. president in the crisis international situation, which was created in October 1962, had proved to be effective. On the whole, the Executive Committee made a significant contribution to the resolution of the Cuban conflict.

Cuban Missile Crisis, United States National Security Council, "Kennedy tapes", John F. Kennedy, Robert Kennedy, Robert McNamara.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Dergacheva, V.E. and Chernyshov, Yu.G. Karibskii krizis v politike pamyati SSSR (Rossii) i SSHA: sravnitelnaya kharakteristika [Cuban Missile Crisis in the Memory Politics of the USSR (Russia) and the United States: Comparative Characteristics.]. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 6 (116), pp. 22-28. (In Russian).

2. Efimov, N.N. and Frolov, V.S. Karibskii krizis 1962 goda (novye dannye). [Cuban Missile Crisis of 1962: New Data.]. Voprosy istorii, 2005, no. 10, p. 25-35. (In Russian).

3. Esin, V.I. Karibskii krizis 1962 goda: otkrytye voprosy i naibolee pouchitelnye uroki [The Cuban Missile Crisis: Open Questions and the Most Instructive Lessons.]. Vestnik Moskovskogo unitersiteta. Seriya 25: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika, 2013, no. 1, pp. 4—12. (In Russian).

4. Haruya, A. Thirteen Days Thirty Years after: "Robert Kennedy and the Cuban Missile Crisis" Revisited. Journal of American & Canadian Studies, 1994, vol. 12, pp. 69-88. (In English).

5. Vetrenko, I. A. Igrovye tekhnologii pri razreshenii politicheskikh konflikto v [Game Technology in Political Conflict Resolution.]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2010, no. 123, pp. 185-195. (In Russian).

(Monographs)

6. Agafonova, G.A. Sovet natsionalnoy bezopasnosti SShA: Istoriya sozdaniya i nachalnyy period deyatelnosti, 1947 - 1960 gg. [The National Security Council of the United States: The History of Creation and the Initial Period of Activity, 1947-1960.]. Moscow, 1977, 136 p. (In Russian).

7. Allison, G. and Zelikow, Ph. Kvintehssentsiya resheniya: Na primere Karibskogo krizisa 1962 goda [The Quintessence of the Solution: The Case of the Cuban Missile Crisis of 1962.]. 2nd ed. Moscow, 2019, 528 p. (In Russian). = Allison, G. and Zelikow, Ph. Essence of Decision: Explaining the Cuban Missile Crisis. 2nd ed. New York: Longman, 1999. (In English).

8. Lavrenov, S.Ya. and Popov, I.M. Sovetskii Soyuz v lokalnykh voinakh i konfliktakh [The Soviet Union in Local Wars and Conflicts.]. Moscow, 2003,

778 p. (In Russian).

9. Mikoyan, S.A. Anatomiya Karibskogo krizisa [Anatomy of the Caribbean Crisis.]. Moscow, 2006, 1071 p. (In Russian).

10. Filitov, A.M. Germanskii vopros: ot raskola k obedineniyu [The German Question: From Split to Unification.]. Moscow, 1993, 240 p. (In Russian).

11. Fursenko, A. and Nafîtali, T. One Hell of a Gamble: Khruschev, Castro, and Kennedy, 1958 - 1964. New York: W.W. Norton & Company, 1997, 420 p. (In English). = Fursenko, A. and Nafîtali, T. Bezumnyi risk: Sekretnaya istoriya Kubinskogo raketnogo krizisa 1962 g. [Mad Risk: The Secret History of the 1962 Cuban Missile Crisis.]. Moscow, 2006, 511 p. (In Russian).

12. Detzer, D. The Brink: Cuban Missile Crisis, 1962. New York: Thomas Y. Crowell, Publishers, 1979, 299 p. (In English).

13. Frankel, M. High Noon in the Cold War: Kennedy, Khrushchev, and the Cuban Missile Crisis. New York: Ballantine Books, 2004, 206 p. (In English).

14. Garthoff, R.L. Reflections on the Cuban Missile Crisis. Revised ed. Washington (DC): The Brookings Institution, 1989, 252 p. (In English).

15. Gibson, D.R Talk at the Brink: Deliberation and Decision During the Cuban Missile Crisis. Princeton: Princeton University Press, 2012, 256 p. (In English).

16. Salinger, P. With Kennedy. New York: Avon Books, 1967, 391 p. (In English).

17. Schlesinger, A.M., Jr. Robert Kennedy and His Times. 2 ed. New York: Ballantine Books, 1978, 555 p. (In English).

18. Sorensen, Th.C. Kennedy. New York: Harper & Row, 1965, 783 p. (In English).

19. Sorensen, Th.S. The Kennedy Legacy. New York; Toronto: The Macmillan Company, 1969, 414 p. (In English).

20. Stern, Sh.M. Averting "The Final Failure": John F. Kennedy and the Secret Cuban Missile Crisis Meetings. Stanford: Stanford University Press, 2003,504 p. (In English).

DOI: 10.54770/20729286 2023 2 58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.