Т. Бадамшина,
востоковед
РОЛЬ ИСЛАМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ. «НУРДЖИСТЫ»
И ИСЛАМ, «НУРДЖИСТЫ» И ВЛАСТЬ
В последние десятилетия в мировой политике все большее значение приобретает исламский фактор. Турция является одной из немногих мусульманских стран, в которых ислам отделен от государства. Но несмотря на то, что Турецкая Республика - светское государство, ислам остается одним из главных сюжетов в картине его политической жизни. Стремление кемалистов ограничить сферу религиозного влияния частной жизнью граждан на практике удалось осуществить только в столице и крупных городах. Ситуация 50-х годов XX в. указывала на то, что реформы лишь поверхностно затронули большинство сельского населения, продолжавшего в массе своей ориентироваться на традиционные исламские предписания. Используя принуждение как главный инструмент, республиканские лидеры оттолкнули от себя значительную часть населения, придерживавшегося консервативных взглядов. Поэтому не случайно, что в этот период симпатии многих оказались на стороне политических партий, заявивших в своих программах о верности исламским идеалам.
Ограничение в отправлении в стране религиозных обрядов привело в конечном счете к оживлению нелегальной деятельности различного рода сект, орденов, обществ. В начале 70-х годов XX в. исламисты выделились из рядов правоцентристских партий и образовали свою первую самостоятельную политическую организацию - Партию национального порядка. Результат деятельности исламских партий с 90-х годов XX в. по настоящий момент показывает, что Турция находится на пути к модернизации. Запад уже не смотрит с предубеждением на Партию справедливости и развития, которая преследует цель развития взаимопонимания ислама с модернизмом. Об этом свидетельствует и программа правительства, провозглашающая целью развитие сотрудничества с Западом.
Политический ислам в Турции объединяет организации, союзы, секты и группы, цель которых состоит в достижении порядка, основанного на нравственных законах и догматах ислама. Движение политического ислама в широком смысле - это и опора для беззащитных, и инструмент социального контроля над политикой и другими сферами жизни. Зона ислама в Турции представ-
ляет собой множество автономных, но при этом все же связанных общей идеей субъектов. Так, секты накшбенди, сулейманджи, нурджу, являясь обособленными структурами, со своими характерными признаками, говорят при этом на одном языке - языке ислама.
Внутри исламского движения происходят постоянные колебания от солидарности к размежеванию и в обратном направлении. Расширение спектра участников исламского движения есть следствие демократизации, развития рыночных отношений, результат распространения альтернативных учений, а также роста образовательного уровня. Определяющей тенденцией эволюции ислама в Турции является религиозный плюрализм.
Мусульманские ордены, общества и группы являются вторым по важности влияния фронтом противостояния политического ислама светскому режиму. Действовавшие совсем еще недавно подпольно, эти ордены и общества вновь легализованы, в их распоряжении - тысячи мечетей, сотни религиозных вакуфов, приюты, интернаты, школы, земельные участки.
Наиболее активную деятельность в последние годы ведут орден накшбенди, религиозные общества нурджистов, сулей-манистов, приверженцы «национального взгляда». Наиболее влиятельным является объединение «Нурджулар», возглавляемое Фет-хуллахом Гюленом. Турецкая религиозная секта «Нурджулар» была основана после Первой мировой войны муллой, курдом по национальности Саидом Нурси, проповедовавшим установление в Турции шариатского правления. После развала Османской империи и прихода к власти в 1920-х годах светского правительства М.К. Ататюрка деятельность религиозных орденов была запрещена. Действия С. Нурси по пропаганде радикального ислама и созданию законспирированных по суфийскому образцу религиозных ячеек «учеников» шли вразрез с новыми законами, поэтому на протяжении всей жизни он преследовался властями - более 23 лет провел в тюрьмах и ссылках, умер в марте 1960 г. Прокуратурой Турции неоднократно инициировались судебные иски о запрете книг С. Нурси и привлечении его к уголовной ответственности.
После смерти С. Нурси его ближайшими учениками в городах Турции были организованы курсы по изучению собрания его сочинений «Рисале-и Нур», которые переписывались от руки. В 1970 г. радикальные идеи С. Нурси по установлению шариата активно стал проповедовать имам мечети в Измире Фетхулла Гю-лен Хаджи эфенди. В связи с этим он неоднократно привлекался к
уголовной и административной ответственности. В соавторстве с другими последователями С. Нурси Ф. Гюлен издал устав «Риса-ле-и Hyp», регламентирующий все сферы жизни адептов, необходимость применения ими мер конспирации. Активная миссионерская деятельность Ф. Гюлена послужила толчком для создания вокруг него мощной, вертикально структурированной организации его последователей, ориентированных на наследие С. Нурси и написанных самим Ф. Гюленом произведений. Модель развития ячеек «Рисале-и Hyp» под его кураторством с начала 70-х годов имеет ряд характерных особенностей, не присущих прямым последователям С. Нурси. В настоящее время она возглавляется М. Сунгу-ром и дистанцируется от последователей Ф. Гюлена. Ей характерны четкая иерархичность, строгая дисциплина, наличие тайного устава, нацеленность на СМИ и банковские структуры.
В турецких газетах отмечается, что «звезда Гюлена» начала сиять при Тургуте Озале, при покровительстве и поддержке которого были осуществлены важные капиталовложения в созданные «нурджистами» просветительские учреждения. Гюлен все более выходил на первый план как звезда делового мира и мира просвещения. Полиция не долго оставляла его без внимания. В 1971 г., будучи проповедником в одной из мечетей Измира, Фетхулла Гю-лен был осужден на три года за деятельность, направленную на создание в Турции государства, основывающегося на религии, -речь шла об активизации ордена «Нурджу». В приговоре отмечалось, что «одной из целей "нурджизма" было показать Ататюрка молодому поколению как врага религии», создать режим, опирающийся на религию. 13 сентября 1980 г. военные предприняли попытку вновь его арестовать, но Гюлену удалось скрыться из Измира в Эрзурум. Ф. Гюлен был упомянут в списке разыскиваемых, который был опубликован в 1985 г., уже после прихода к власти гражданского правительства Тургута Озала. Наконец, в 1986 г. Фетхулла Гюлен был задержан силами безопасности, однако по инициативе высших должностных лиц (возможно, самого Озала) был освобожден.
Присутствие структурных звеньев «Нурджулар» в странах Евразии рассматривается Турцией в качестве одного из способов усиления политического и экономического влияния республики в данных регионах. Официальные представители США придерживаются такой же позиции. Лидер секты Ф. Гюлен, продолжая с 2000 г. скрываться в США, активно сотрудничает с ЦРУ, ФБР и Госдепартаментом. Известно, что в июле 2000 г. Р.Т. Эрдоган на-
вестил Ф. Гюлена в США, после чего ПСР стала получать серьезную поддержку со стороны последователей движения нурсистов. В своем интервью с журналистом газеты «Заман» Ф. Гюлен, определив Р.Т. Эрдогана как «успешного лидера», в целом одобрил политический курс ПСР.
Секта финансируется крупными турецкими предпринимателями, среди которых преобладают последователи идей Ф. Гюлена. Она также пользуется негласной поддержкой турецкого правительства. Денежные средства поступают как за счет пожертвований, так и от финансово-экономической деятельности принадлежащих ей различного рода фирм, банков, холдингов и т.д. «Нурджулар» хорошо обеспечена, пользуется широкой поддержкой арабского мира.
Более того, секта активно получает средства от подконтрольной ей торгово-промышленной компании «Ихлас холдинг», в состав которой входит информационное агентство «Ихлас хабер ажансы» (1НА). Руководство холдинга не скрывает своих крайне правых взглядов, связей с исламскими организациями страны. Основными ретрансляторами информации 1НА являются принадлежащие ей еженедельная газета «Тюркие» и телеканал ТСЯТ. Наряду с «Нурджулар» эта компания также материально поддерживала деятельность исламской Партии добродетели и правой Партии националистического движения.
Турецкая пресса неоднократно писала о том, что «Нурджулар» уже давно олицетворяет «исламистский капитал» Турции,
который составляет около 30% ее экономики. Этот капитал
^ ___
контролирует телеканал «Саман Иолу ТВ», издательский комплекс «Хакикат Китаб ЭВИ», ему принадлежат газеты «Сызынты», «За-фер». Секта владеет медиахолдингом «Заман», издающим одноименную газету. Таким образом, одной из особенностей нурджи-стов при распространении их идей является внимание к СМИ и сильная позиция в этой сфере.
Развитие сетевых ячеек «Нурджулар» в условиях полуподпольной работы и давления со стороны государства привело к формированию своего рода спецслужбы. Секта занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, использует методы конспирации, осуществляет внедрение и дальнейшее продвижение своих адептов в органы власти и управления как Турции, так и СНГ, в том числе России. Официальной задачей «Нурджулар» заявлено проведение так
называемой рекламы Турции за рубежом путем ведения преподавательской деятельности. В действительности указанная структура стремится создать протурецки настроенную прослойку российского общества, которая в перспективе будет формировать «турецкое лобби». В этих целях данная структура оказывает существенную финансовую поддержку выезжающим в Россию турецким бизнесменам, на которых затем возлагается обязанность отстаивать интересы «Нурджулар».
В настоящее время существует реальная и близкая перспектива возвращения в Россию сотен мусульман-проповедников, ранее направленных под эгидой «Нурджулар» и других исламских организаций (без какого-либо контроля и участия со стороны государства) для подготовки в зарубежные исламские центры и религиозные учебные заведения. Как правило, их обучение носит ярко выраженную антироссийскую направленность, преследуя цель объединения всех мусульман для противодействия «экспансии России на истинно исламской территории». Большая часть из них, по-видимому, вернется назад с четко оформившимися установками на захват лидирующих позиций в мусульманских общинах и организациях и проведение антиконституционной деятельности. Уже сейчас это вызывает серьезные опасения, в том числе у значительной части официального духовенства и верующих, поскольку может привести к разрушению единства российских мусульман, размежеванию мусульманских общин по национальному признаку.
В 1997 г. правительство М. Йылмаза приняло решение об усилении ответственности за нарушение «кодекса о ношении светской одежды и участии в происламских митингах». Ряд мусульманских орденов и происламских организаций был распущен. Прокуратура охарактеризовала действия «Нурджулар» как направленные против конституции Турции, в связи с чем в 1999 г. вынесла постановление о запрете на ее деятельность. В стране резко сократилась численность религиозных учебных заведений.
В свою очередь, в военном руководстве страны были проведены кадровые перестановки. Невзирая на ранги и звания, из состава вооруженных сил были уволены свыше 170 офицеров. Тем не менее, несмотря на ограничения, наложенные в Турции на деятельность секты как угрожающей светским устоям государства, «Нурджулар» продолжает пользоваться негласным покровительством высоких государственных и политических деятелей Турецкой Республики. При этом, поощряя и направляя «просветительскую»
деятельность секты за пределами Турции, где «Нурджулар» реализует идею тюркского превосходства и необходимости объединения исламского мира под эгидой Анкары с конечной целью создания «чистого государства» на основе «просвещенного шариата», власти Турецкой Республики одновременно преследуют цель снижения активности секты в собственной стране.
В 2000 г. федеральным прокурором страны Ф. Гюлену было предъявлено обвинение в попытках изменения конституционного строя Турции. Неоднократные апелляции (последняя в октябре 2007 г.) отклонялись из-за позиции турецкой прокуратуры. Однако деятельность секты, осуществляемая за пределами Турецкой Республики, признана правительством страны полезной с точки зрения реализации стратегических задач Турции и доктрины пантюркизма. С приходом к власти правительства Р. Эрдогана позиции «Нурджулар» на территории стран проживания мусульманских и тюркоязычных народов значительно усилились. Внесены поправки в турецкую конституцию, на основании которых в мае 2006 г. Ф. Гюлен был частично оправдан.
Особое внимание «Нурджулар» уделяет пропаганде исламских и пантюркистских идей в различных странах путем создания подконтрольных светских и религиозных учебных заведений различного уровня. Секта уже длительное время активно «осваивает» территорию целого ряда государств Центральной Азии, Закавказья, субъектов Российской Федерации, где проживают тюркоязыч-ные народы.
Следует отметить, что ислам остается важнейшим элементом влияния на общество и политику в целом. Он сохранился и развился в форме орденов, сект и поклонения духовным лидерам -шейхам. Эти ордены и секты в той или другой степени влияют на политику страны через своих представителей в партиях и меджлисе страны, как, например, объединение «Нурджулар». Вместе с тем возрождение религии и национальных традиций, которое происходит сейчас в Турции, идет одновременно с эрозией привнесенных в свое время кемалистами западных ценностей, с дискредитацией светской государственной элиты, с обострением в стране социальных противоречий, для решения которых у большинства политических деятелей Турции отсутствуют любые концепции.
Таким образом, политизация ислама давно стала реальностью в среде турецкого населения. Можно также констатировать, что сторонники политического ислама в виде различного рода групп и обществ ведут активную деятельность и за пределами
Турции, не разрывая связей с официальным политическим исламом, представленным политическими партиями.
Как бы то ни было, но попытки привести государственную структуру в соответствие с европейскими нормами, стремительно развивающееся гражданское общество и расширяющийся рынок создали импульс для заключения нового общественного договора, предполагающего уважение этнических и религиозных различий. Ислам для многих обездоленных турок и курдов остается единственным прибежищем, возможной средой сосуществования и источником жизненных правил.
Будущее Турции и ислама в Турции, как и в других мусульманских государствах, во многом будет зависеть от хода противостояния между защитниками авторитаризма и собственных привилегий и лишенным привилегий большинством, стремящимся к социальной справедливости. Язык ислама, лежащий в основе турецкого общества, будет продолжать играть важную роль в процессе эволюции истинно национального характера.
Трудно предсказать, по какому конкретно пути пойдет в дальнейшем развитие турецкой политической системы, однако совершенно ясно, что исламские политики заняли в ней постоянное место. Уже невозможно представить, чтобы они были исключены из политической жизни или чтобы сама их деятельность рассматривалась как преступная. Сегодня Турция вступила в качественно новую фазу развития, и возврат к тому, что было характерно для ранних лет республики, уже невозможен.
« Турция после референдума 2010 года»,
М., 2011 г., с. 26-33.
К. Краснов,
политолог (РУДН)
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН
Процесс принятия политических решений в Исламской Республике Иран (ИРИ) характеризуется большой сложностью, что в значительной степени обусловлено участием в нем целого ряда высших государственных институтов. Это делает процесс принятия внешнеполитических решений в Иране уникальным в своем роде явлением. Подчас именно поэтому возникают непредвиденные внешнеполитические осложнения и трудноразрешимые