Научная статья на тему 'Роль Интернета в отслеживании нарушителей режима санкций США в отношении России'

Роль Интернета в отслеживании нарушителей режима санкций США в отношении России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / САНКЦИИ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИНОСТРАННЫМИ АКТИВАМИ / НАРУШИТЕЛЬ РЕЖИМА САНКЦИЙ / ОСПАРИВАНИЕ САНКЦИЙ / INTERNET / SANCTIONS / RESTRICTIVE MEASURES / OFAC / SANCTION REGIME VIOLATION / DESIGNATION CHALLENGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гландин С. В.

В статье исследуется вопрос о значении информационно-телекоммуникационной сети Интернет для составления санкционных списков и администрировании санкционных режимов США. Автор дает рекомендации российским юридическим и физическим лицам, не желающим попасть под санкции США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives insight on how the Internet get the principal working tool in both designation under sanction program and administration of US sanctions regimes. At the same time, the article contains conclusions on what Russian legal entities and individuals, who do not want to be designated, should take into account.

Текст научной работы на тему «Роль Интернета в отслеживании нарушителей режима санкций США в отношении России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2018. № 6

ИНФОРМАТИКА И ПРАВО

С. В. Гландин, кандидат юридических наук, ассистент кафедры международного права юридического факультета МГУ*

роль интернета в отслеживании нарушителей режима санкций США в отношении россии1

В статье исследуется вопрос о значении информационно-телекоммуникационной сети Интернет для составления санкционных списков и администрировании санкционных режимов США. Автор дает рекомендации российским юридическим и физическим лицам, не желающим попасть под санкции США.

Ключевые слова: Интернет, санкции, ограничительные меры, Управление по контролю за иностранными активами, нарушитель режима санкций, оспаривание санкций

The article gives insight on how the Internet get the principal working tool in both designation under sanction program and administration of US sanctions regimes. At the same time, the article contains conclusions on what Russian legal entities and individuals, who do not want to be designated, should take into account.

Keywords: internet, sanctions, restrictive measures, OFAC, sanction regime violation, designation challenge.

Введение. После вступления в силу Закона США «О противодействии противникам Америки посредством санкций 2» (далее — CATSA) один из самых актуальных вопросов для российского бизнеса, олигархов и государственных предприятий — как не попасть под санкции США.

Администрированием американских санкций занимается специализированное подразделение Министерства финансов3 — Управле-

* [email protected]

1 В основу статьи положен доклад автора на Ломоносовских чтениях «Современные информационные технологии и право: новые вызовы» 19 апреля 2018 г., Москва, юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

2 Countering America's Adversaries through Sanctions Act (CAATSA). H.R. 3364-115th Congress Public Law 44.

3 "US Department of the Treasury" переводится на русский язык как Казначейство или Министерство финансов — здесь и далее эти термины рассматриваются как синонимы.

ние по контролю за иностранными активами4 (далее — Управление или ОРЛС). Особенностью данного органа власти является отсутствие в открытом доступе утвержденных административных регламентов, регулирующих его деятельность. Многочисленные законы и подзаконные акты США устанавливают критерии и основания для попадания юридического или физического лица в санкционный список. Однако, каким образом осуществляется данная деятельность и на каких источниках информации основываются принимаемые Управлением решения, остается под вопросом. В первой русскоязычной книге о санкциях Мерген Дораев посвятил Управлению лишь один абзац, где изложил в основном историю данного ведомства5. В дальнейшем на страницах этой книги ОБЛС упоминается лишь в связи с санкци-онными программами, которые оно администрирует без указания на способы и методы его работы. Все это делает Управление одним из самых закрытых органов власти США. Информация о принципах и методах его работы отсутствует в открытых источниках, собирать ее можно только по крупицам из постановлений о привлечении американских резидентов к административной ответственности за нарушение определенного режима санкций или из судебной практики судов США по категории дел об оспаривании включения в список особых категорий и запрещенных лиц6 (далее — санкционный список) или оспаривании привлечения к административной ответственности.

1. О допустимости Интернета в административной практике как источника информации при формировании санкционных списков. За четыре года до знаменитых событий 9/11 государственный секретарь США Мадлен Олбрайт включила Организацию моджахедов иранского народа (далее — ОМИН) и Тигров освобождения Тамил-Ила-ма (далее — Тигры) с островного государства Шри-Ланка в список международных террористических организаций7. В то время жалобы на включение в этот список рассматривались по правилам первой инстанции апелляционным судом Округа Колумбия 8 . Руководствуясь нормой о допустимости судебного контроля за включением в указанный список9, обе организации оспорили свое нахождение в нем. Поскольку предмет обеих жалоб совпадал, а основанием выступил один и тот же нормативный правовой акт, апелляционный суд Округа Ко-

4 US Department of Treasury: URL: https://www.treasury.gov/about/organizational-structure/offices/Pages/Office-of-Foreign-Assets-Control.aspx (дата обращения: 02.05.2018).

5 Дораев М. Г. Экономические санкции в праве США, Европейского союза и России. М., 2016. С. 10-11.

6 Specially Designated Nationals and Blocked Persons List (SDN).

7 62 Fed. Reg. 52,650 (1997).

8 8 U.S.C § 1189(c)(1).

9 Ibid. § 1189(b)(1).

лумбия по своей инициативе объединил жалобы ОМИН и Тигров в одно производство.

Тогдашнее законодательство США уполномочивало государственного секретаря объявлять любую иностранную организацию террористической при установлении соответствия организации трем критериям в совокупности:

а) организация является иностранной;

б) организация участвует в террористической деятельности и как таковая определена в законодательстве;

в) террористическая деятельность организации угрожает безопасности граждан США или национальной безопасности Соединенных Штатов.

Обе организации оспорили основания своего включения в список террористических организаций и просили суд Округа Колумбия обязать Государственный департамент США исключить их из списка. В подтверждение своей просьбы ими были приведены множество доводов. Один из них относился к недопустимости ряда источников информации, на основании которых организации были включены в террористический санкционный список. Для рассмотрения этого довода суд затребовал материалы административного досье на каждую организацию и исследовал их in camera. В итоге суд пришел к выводу, что государственным секретарем было собрано достаточно информации об участии каждой из организаций в терактах и совершении убийств в целях продвижения своей политической повестки. Вместе с тем апелляционный суд Округа Колумбия дал толкование собственных полномочий по судебному контролю за практикой административных органов власти по расширению санкционных списков США. Согласно этому толкованию, в судебный контроль не входит оценка информации, на основании которой административный орган власти США принял то или иное решение, на ее соответствие действительности. В делах об оспаривании актов и решений административных органов суды не вправе проверять информацию по критерию достоверности — это задача административного органа. Поскольку ничто в законодательстве не ограничивает государственного секретаря в принятии решений на основании сообщений третьих лиц, прессы, материалов в Интернете или иных слухов о деятельности организации, материалы административного дела могут содержать кое-что иное10. Под термином «кое-что иное» понимается информация с грифом «секретно». Таким образом, Интернет, показания с чужих слов и ос-

10 People's Mojahedin Org. oflran v. U. S. Dep't ofState: 182 F.3d 17, 19 (D. C. Cir. 1999).

нованная на слухах непроверенная информация стали неотъемлемыми спутниками формирования санкционных списков.

Вторым из серии судебных дел, значительно пролившим свет на принципы и методы работы Управления, стало хрестоматийное дело перуанца Фернандо Зевайоса11. Отбывающий 20-летний срок тюремного заключения за отмывание денег, нажитых преступным путем, владелец небольшой перуанской авиакомпании оспаривал свое включение в санкционный список «крупных наркокурьеров» по следующим основаниям:

а) объективной неспособности продолжать занятие вмененной деятельностью в связи с отбыванием реального срока тюремного заключения;

и

б) недопустимости использования газетных статей как источника информации.

До обращения в суд заявитель имел продолжительный опыт взаимодействия с Управлением по вопросу своего исключения из санкционного списка, сопряженный с несколькими отказами и даже потерей папки с материалами административного дела12. В двух инстанциях федеральных судов Зевайос оспаривал право Казначейства США строить свою позицию на основании газетной информации. По его мнению, вся информация о нем была собрана в связи с первым отказом в исключении из санкционного списка в 2013 г. и не является актуальной, а если и является таковой, то никак не может обосновать его включение в список в далеком 2004 г.

В соответствии с существующим стандартом рассмотрения жалоб на действия административных органов власти США, «если решение или действие Управления не признано самоуправством и произволом и основано на существенных доказательствах, суд должен оставить решение Управления в силе»13. Опротестовывая в суде двух инстанций США использование газетных материалов как оснований для сохранения его имени в санкционном списке, Зевайос добился лишь противоположного результата. Информацию из газетной статьи, повествующей об обнаружении в его тюремной камере запрещенного мобильного телефона, суд расценил как способность

11 Гландин С. В. Можно ли исключиться из санкционных списков США // Legal Insight. 2017. № 2. C. 22-27.

12 Подробнее о фабуле дела Ф. Зевайоса и выдвинутых им исковых требованиях см.: Гландин С.В. Юридические способы исключения из американских санкционных списков // Законодательство. 2016. № 10. C. 70-78.

13 Holy Land Found. for Relief & Dev. v. Ashcroft: 333 F.3d 156, 162, 357 U. S. App. D.C. 35 (D. C. Cir. 2003).

апеллянта общаться с внешним миром, вследствие чего поддержал следующий довод ответчика: продолжающееся со стороны Зевайоса нарушение закона является достаточным доказательством того, что он по-прежнему представляет собой угрозу, в связи с чем его имя должно остаться в санкционном списке. Помимо этого, в доказательство законности сохранения имени Зевайоса в указанном списке Управление представило новые выдержки из газетных статей, согласно которым в 2011 и 2012 гг. власти Перу предъявили ему обвинения по вновь открывшимся фактам отмывания денег, полученных преступным путем. Суд истолковал это так: если лицо продолжает представлять интерес для правоохранительных органов, то для Казначейства это является достаточным основанием для сохранения его имени в санкционном списке. Информация из газетных статей, в которых обсуждается продолжающийся контроль Зевайоса над своими активами, управление или распоряжение ими, было истолковано как невыполнение заявителем предусмотренных законом условий14, необходимых для административного пересмотра нахождения его имени в санкционном списке.

При обжаловании актов, действий или бездействия государственного органа суд не интересует, насколько доводы заявителя подтверждаются материалами административного дела. Тем не менее он исследует степень совпадения таковых с итоговым решением государственного органа 1 5. При рассмотрении дел, затрагивающих вопросы внешней политики и национальной безопасности, к которым относятся заявления об исключении из санкционных списков, должен применяться стандарт еще более уважительного отношения к таким актам [нежели стандарт наиболее почтительного отношения к актам административных органов]. Суд отказал Зевайосу по всем пунктам16, а апелляционный суд округа оставил это решение в силе17.

Уроки этого дела заключаются в следующем. Управление постоянно мониторит средства массовой информации, судебные акты высших судов и официальные документы правоохранительных органов тех стран или регионов мира, откуда, по мнению Управления, исходит угроза США, их национальной безопасности, внешней политике или экономике. После попадания определенного лица или группы лиц в поле зрения Управления, на них заводится отдельная папка, куда подшиваются любые новые вводные данные о лице. В первую очередь отслеживаются местные СМИ, открытые ресурсы с судебными актами высших судов и материалы правоохранительных

14 31 е.Р.Я. § 501.807.

15 Па. Gas Тгаттгзйоп Со. V. ЕЕЯС: 604 636, 645 (Б. С. От. 2010).

16 2,еуа1Ы V. ОЬата: 10 Б. Supp. 3а 111, 119-33 (Б.Б.С. 2014).

17 Zevallos V. ОЬата гГ а1.: N 14-5059, (Б. С. От. 2015).

органов из той страны или региона, где находится лицо, группа лиц или попавшее под санкции государство. Поскольку соответствующие статьи о Зевайосе выходили в испаноязычных государствах (Перу, Чили и Панаме), можно сделать вывод о наличии в штате Управления специалистов, владеющих испанским языком.

Управление представило суду папку с множеством новых данных о заявителе, что свидетельствует о продолжении отслеживания фигуранта даже после его включения в санкционный список. Оба судебных акта оперируют термином «газетные статьи» и не используют слово «Интернет», но общеизвестным фактом является повсеместное дублирование газетных статей на сайтах СМИ. Не исключено, что Управление выписывает соответствующие газеты, однако более правдоподобным являлся получение этих статьей из интернет-версий соответствующих газет, что может подтвердить поисковой запрос Fernando Zevallos в google.

Благодаря опубликованному в мае 2017 г. постановлению апелляционного суда Округа Колумбия по делу американской компании Эпсилон Электроникс против Управления18 в открытый доступ попал судебный акт с выводами о принципах и методах работы Управления. Американский экспортер автомобильной аудио- и видеотехники обжаловал штраф за нарушение запрета на торговлю с Ираном и частично преуспел в этом лишь в апелляции. В судебном порядке были установлены факты самоуправства и произвола OFAC в процессе выполнения им своих функций. Суд пояснил, что входит в запрет на экспорт в Иран, указал на слабые стороны в работе этого ведомства, а также на что обратить внимание при оспаривании «драконовского» штрафа19. Однако судебный акт подтвердил предположение о том, что основным источником получения информации для Управления является сеть Интернет.

Как следует из представленных в суд материалов административного досье, первичную информацию о нарушении санкционного законодательства США OFAC получает из связки B2B20, т. е. от перевозчиков, почты, логистических, аудиторских фирм и т. д. В этом деле международная почтово-логистическая компания DHL направила в Управление информацию по факту прямой поставки партии товара из Калифорнии в Тегеран в 2008 г., что было запрещено действовав-

18 Epsilon Electronics, Inc. v. US Department of Treasury: N16-5118 (D. C. Cir. 2017).

19 Подробнее см.: Гландин С. Штрафы с восточной щедростью // Как суд остановил произвол американского «сторожевого пса» санкций (электронный ресурс): URL:

https://zakon.ru/blog/2017/07/27/shtrafy_s_vostochnoj_schedrostyu_kak_sud_ostanovil_

proizvol_amerikanskogo_storozhevogo_psa_sankcij (дата обращения: 23.04.2018).

20 Business-to-business (англ.) — система взаимоотношений с корпоративными клиентами, подрядчиками или партнерами.

шим Регламентом о сделках с Ираном и санкциях за их нарушение21. В отношении этой поставки 2008 г. OFAC вынесло административное предупреждение, но не стало налагать штраф, ограничившись предостережением о недопустимости «любой торговли с Ираном». После этого Управление начало разработку Эпсилон: завело на него папку и сохранило доступные версии сайта вместе со всеми возможными архивными копиями сайта начиная с 2007 г. То же самое было проделано и в отношении компании получателя товара, а также партнера-посредника — компании Asra из ОАЭ. В последующие годы Управление продолжило изучать взаимоотношения Эпсилон с компанией Asra и в мае 2012 г. направило новый запрос Эпсилону о предоставлении документов о торговых операциях с Asra. Эпсилон ответил, что не ведет бизнес с Ираном. В июле 2014 г. Управление вынесло постановление о наложении штрафа в размере 4,073 млн долл.: множество фактов указывают на то, что поставляемые компании Asra товары направлялись в Иран, а Epsilon знал или должен был знать, что товары прямо или опосредованно предназначались исключительно для поставки, продажи или реэкспорта в Иран22. Несогласие с размером штрафа стало основанием для обращения в суд с жалобой на незаконные действия административного органа.

Управление представило суду бумажную версию досье на компанию Эпсилон, из которого стало известно, что с момента получения первого сигнала о факте нарушения законодательства Управление завело на Эпсилон отдельную папку и пополняло ее вплоть до начала судебного разбирательства. При этом сам нарушитель не уведомлялся об этом. Таким образом, первичным источником информации стало сообщение от B2B партнера-нарушителя о факте нарушения, попытке нарушения или обхода санкционного законодательства США. После чего OFAC начало отслеживать нарушителя с его уведомления или без такового в Интернете. В первую очередь Управление сохраняет версии сайта нарушителя и его предполагаемых партнеров, в том числе зарубежных. В отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, заводятся две равнозначные папки: бумажная и электронная. В материалах административного дела была выписка из единого реестра юридических лиц ОАЭ, в которой указано, что учредителями Asra являются два гражданина Ирана. Подобная информация на английском языке отсутствует в открытом доступе. Это говорит о практике Управления по запросу

21 Iranian Transactions and Sanctions Regulations. 60 Fed. Reg. 47061 (September 11, 1995) (31 C.F.R. 560).

22 Penalty Notice. US Department of the Treasury. 21.07.2014. URL: http://www. treasury.gov/resource-center/smctions/CivPen/Documents/20140721_epsilon_penalty.pdf (дата обращения: 03.05.2018).

доступа в платные базы данных в любой стране в случае возникновения необходимости. Способность Управления исследовать иранские и арабские сайты партнеров и грузополучателей позволяет сделать вывод о наличии в вашингтонском штате Управления сотрудников, владеющих арабским языком и фарси. Кроме того, в исследованном судом досье не было свидетельств запроса и получения правовой помощи у компетентных государственных органов других государств. Все функции по установлению события нарушения, вины и тяжести осуществляются Управлением самостоятельно.

2. Значение сети Интернет для составления и ведения санкционных списков США. Ниже будут рассмотрены конкретные случаи использования Интернета в практике Управления в отношении российских физических и юридических лиц.

18 июля 2016 г. известный эстрадный исполнитель Григорий Лепс объявил об отказе ему в британской визе, произошедшем без объяснения причин23. Визовые органы западных государств проверяют благонадежность заявителей по множеству баз данных, часть которых находится в открытом доступе в Интернете. Санкционный список США является одной из таких баз данных и находится в открытом доступе на сайте Министерства финансов США. Однако о нахождении определенного лица под американскими санкциями можно запросить и google, яндекс или любой иной поисковик. Достаточно в запросе указать ключевые слова: «OFAC ввел санкции и ФИО (наименование) лица». По запросу "OFAC sanctioned Grigory Leps" первым в выдаче будет пресс-релиз Минфина США с обоснованием включения и идентификационными данными новых лиц. Например, такого содержания: «Сегодня Казначейство включает в список 6 человек, связанных с преступной организацией "Братский круг". Сегодняшние меры Казначейства направлены против двух ключевых фигур "Братского круга": Владислава Леонтьева и Гафу-ра Рахимова» 24. Обоснование включения российского певца изложено кратко: «Лепсверидзе занимается перевозкой принадлежащих Владиславу Леонтьеву денег 25». Идентификационная информация о Г. Лепсе приведена в такой формулировке26: «Лепсверидзе Григорий Викторович (ЛЕПС Григорий, «Гриша»), Пхукет, Таиланд, дата

23 Лепс рассказал об отказе выдать ему визу в Великобританию // РБК. 2016. 18 июля.

24 Treasury Designates Associates of Key Brothers' Circle Members. U. S. Department of the Treasury. Press Center (30.10.2013): URL: https://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/jl2196.aspx (дата обращения: 04.05.2018).

25 Ibid.

26 Transnational Criminal Organizations Designations. U. S. Department of the Treasury. Resource Center (30.10.2013): URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanc-tions/0FAC-Enforcement/Pages/20131030.aspx (дата обращения: 04.05.2018).

рождения: 16.07.1962, место рождения: Сочи, Россия (физическое лицо) [TCO]».

Как видно из обоснования, российский исполнитель попал под санкции за связь с криминальным авторитетом В. Леонтьевым («Белый», «Белобрысый»), который был включен в санкционный список в феврале 2012 г.27 В квадратных скобках идентифицирующей информации указано основание включения в санкционный список. Аббревиатура ТСО означает международные преступные сообщества.

Международные преступные сообщества в силу исполнительного указа Президента США № 1358128 объявлены угрозой для национальной безопасности и граждан США. После перечисления названий этих группировок в приложении к данному Указу Управление начинает устанавливать личности их лидеров и связанных с ними лиц. Одной—двух фотографий, интервью или информации правоохранительных органов любого государства будет достаточно, чтобы Управление установило связь лица с фигурантом санкционного списка и продолжило его разработку. Однако лишь знакомства или запечатления на одной фотографии для попадания в санкционный список недостаточно. Управление занимается поиском доказательств, подтверждающих соответствие лица установленным критериям или основаниям из определенного санкционного нормативного правового акта. В поиск доказательств совершения в пользу такого лица запрещенных вышеназванным Указом № 13581 действий входит: оказание запрещенных услуг, работа на попавшее под санкции лицо; номинальное владение собственностью или активами попавшего под санкции лица; содействие ему в обходе санкций и тому подобное. В поисковом сервисе яндекс по запросу «Григорий Лепс Гафур Рахимов («Гафур Чёрный») Владислав Леонтьев» в выдаче можно увидеть фотографии, где все указанные лица изображены вместе.

Поэтому для лиц, не желающих попасть в санкционный список США, следует иметь в виду простое правило: «все, что есть в Интернете, может быть использовано против вас».

Серьезное расширение «российского» санкционного списка со стороны США в апреле 2018 г. сопровождалось таким объяснением: «Сегодняшняя акция нацелена на ряд лиц, перечисленных в докладе по статье 241, в том числе тех, кто извлекает выгоду от режима Пути-

27 Treasury Imposes Sanctions on Key Members of the Yakuza and Brothers' Circle Criminal Organizations. U. S. Department of the Treasury. Press Center (23.02.2012): URL: https://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/tg1430.aspx (дата обращения: 04.05.2018).

28 Executive order 13581 of July 25, 2011: Blocking Property of Transnational Criminal Organizations (81 Fed. Reg 8819).

на и играет ключевую роль в продвижении злонамеренных действий России»29. Одним из включенных в список стал С. А. Керимов.

Обоснование данного шага, согласно пресс-релизу Казначейства, состоит в следующем: «Сулейман Керимов включается [в санк-ционный список] поскольку является должностным лицом Российской Федерации. Керимов является членом Совета Федерации. 20 ноября 2017 года Керимов был задержан во Франции и содержался под стражей в течение двух дней. Предполагается, что, не сообщая французским налоговым органам, в дополнение к проведению более традиционных денежных переводов в каждый свой визит он привозил в чемоданах по 20 миллионов евро. Керимов предположительно отмывает денежные средства через покупку вилл. Керимов также обвиняется в неуплате 400 миллион евро налогов, связанных с виллами»30.

Следует отметить, что в то время, когда задержание бизнесмена имело место, Управление по согласованию с Государственным департаментом и Управлением разведки США составляло для специального комитета Конгресса США доклад о высших должностных лицах, олигархах и окологосударственных предприятиях России. Обязанность предоставить такой доклад до 30 января 2018 г. была предусмотрена ст. 241 СЛЛТ8Л. Согласно положениям ч. 1 этой статьи, при разработке олигарха или высшего правительственного чиновника особое внимание должно уделяться трем аспектам: а) близость к режиму [Владимира Путина] или правящей элите; б) размер состояния; в) известные факты коррупции с участием таких лиц.

20 ноября 2017 г. С. Керимов был задержан французской полицией в Ницце по делу о налоговых махинациях3 '. Через двое суток Керимову было предъявлено обвинение в отмывании денег32. На следующий день после сообщения о задержании обе палаты российского парламента раскритиковали действия французских силовиков. Государственная Дума РФ обратилась в Министерство иностранных дел РФ с требованием помочь скорейшему освобождению сенатора. В своем послании депутаты заявили, что Керимов обладает дипломатическим иммунитетом и его задержание противоречит Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Поддержав обращение депутатов, российский МИД направил французским властям ноту

29 Treasury Designates Russian Oligarchs, Officials, and Entities in Response to Worldwide Malign Activity. US Department of the Treasury. Press Release (06.04.2018): URL: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm0338 (дата обращения: 03.05.2018) (далее — Пресс-релиз от 6 апреля 2018 г.).

30 Ibid.

31 Во Франции задержали бизнесмена Сулеймана Керимова // ВВС. 2017. 21 нояб.

32 Керимову предъявили обвинение в отмывании денег и отпустили под залог €5 млн // Коммерсант. 2017. 23 нояб.

протеста. Председатель Совета Федерации В. Матвиенко назвала задержание своего коллеги «беспрецедентным»33.

Дело о неуплате налогов и отмывании денежных средств С. Ке-римовым только начало расследоваться во Франции. Каких-то официальных бумаг властями Франции оформлено не было. Согласно публикациям в СМИ, информация о движении дела поступила только из устных комментариев французского прокурора. До вынесения судебного акта было еще далеко, однако это не стало препятствием для включения бизнесмена в санкционный список. Как видно из обоснования, вся информация, свидетельствующая о необходимости внесения имени члена Совета Федерации РФ в санкционный список США, была получена только из Интернет-версий многочисленных СМИ.

Обращает на себя внимание то, что в открытых источниках нет информации о предложениях властей Российской Федерации оказать правовую помощь французским коллегам в установлении обстоятельств этого дела. Вместо содействия властям Франции в расследовании инкриминируемых С. Керимову деяний, из данных источников просматривается стремление властей России любыми средствами содействовать члену Совета Федерации избежать ответственность по законодательству государства, верховенство права в котором вряд ли можно поставить под сомнение. Вместе с тем в многочисленных публикациях отечественных СМИ конца ноября 2017 г. нет ни единого намека со стороны отечественных официальных лиц, порицающих практику вывоза многомилионных сумм наличных денежных средств в валюте евро, отмывания денег или неуплаты налогов. Как представляется, все это только укрепило Управление в правильности своего решения внести имя российского бизнесмена и члена Совета Федерации в санкционный список США.

Одновременно с С. Керимовым в санкционный список попал российский олигарх Олег Дерипаска.

Необходимость его включения была обоснована так: «Олег Дерипаска вносится [в санкционный список] в силу исполнительного указа 13661 за то, что он прямо или косвенно действовал от имени или в интересах высокопоставленного должностного лица Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с указом 13662 в связи с работой в энергетическом секторе российской экономики. Дерипаска сказал, что он не отделяет себя от российского государства. Он также признал наличие дипломатического паспорта и, по собственным утверждениям, представлял российское правительство в других государствах. Дерипаска был фигурантом расследования по фактам отмывания денег, обвинялся в угрозах убийством своим конкурентам,

33 Керимова подвел иммунитет // РБК. 2017. 23 нояб.

незаконном прослушивании правительственного чиновника; соучастии в вымогательстве и рэкете. Есть сведения, что Дерипаска подкупил правительственного чиновника, заказал убийство одного бизнесмена и был связан в России с организованной преступной группой».

Обращает на себя внимание фраза о том, что бизнесмен не отделяет себя от государства. Запрос этой фразы в google на английском языке вместе с транслитерированным именем Олега Дерипаска выдает 8090 результатов, часть которых указывает на первоисточник данного заявления34 и множество перепечаток этого материала, в том числе переведенных на русский язык35. Материал журналистки Кэтрин Белтон в разделе «Анализ» Financial Times повествует о становлении О. Дерипаски как алюминиевого магната, упоминает его связь с лидером измайловской преступной группировки Антоном Малев-ским, родстве с экс-президентом Б. Н. Ельциным и споре с Михаилом Черным в Высоком суде Англии и Уэльса. Поисковой запрос фразы «Высокий суд Дерипаска Черный» показывает ссылки на несколько судебных актов, параграф 5 одного из которых содержит указание на лондонский адрес О. Дерипаски36.

Поисковая система по умолчанию выдает результаты на сегодняшнюю дату в соответствии с текущим местом нахождения пользователя, однако позволяет изменить настройки выдачи в расширенном поиске. Для целей настоящего исследования рассмотрим, какую информацию получит Управление в google при запросе "Oleg Deripaska". Для этого место было изменено на Вашингтон, США; дата интересующих результатов выдачи — на период до апреля 2018 г.; а язык — на английский. На первых страницах выдачи последуют статьи американских СМИ, из которых сотрудник Управления узнает следующее:

— Пол Манафорт, бывший глава избирательного штаба Дональда Трампа, в электронном письме предлагал О. Дерипаске в 2016 г. краткие сводки из штаба избирательной компании, что стало главной уликой в расследовании о предполагаемом вмешательстве властей России в американские выборы37;

— агентство Associated Press со ссылкой на дипломатические каналы 2006 г. описывает О. Дерипаску как ближайшего к В. В. Пути-

34 I don't need to defend myself An old dispute returns to haunt Rusal's Deripaska // Financial Times. 2017. 13 July.

35 Дерипаска: «Я не отделяю себя от государства. Мне незачем оправдываться» // NEWSru.com. 13.07.2007.

36 Cherney v. Deripaska [2007] EWHC965 (Comm) (03 May 2007): URL: http://www. bailii.org/cgi-bin/format.cgi?doc=/ew/cases/EWHC/Comm/2007/965.html (дата обращения: 06.05.2018).

37 Manafort offered to give Russian billionaire 'private briefings' on 2016 campaign // The Washington Post. 2017. Sept. 20.

ну олигарха, а также одного из 2—3 олигархов, с кем В. В. Путин встречается на регулярной основе38;

— в 2006 г. О. Дерипаске было отказано во въездной визе в США, после чего министр иностранных дел России С. В. Лавров неоднократно хлопотал перед различными Государственными секретарями США о выдаче визы О. Дерипаске. Последняя такая просьба датирована 2016 г. Также со ссылкой на Le Figaro материал приводит публичное возмущение В. В. Путина практикой безосновательного отказа О. Дерипаске во въездной визе в США39.

— за период с 2011 по 2014 г. О. Дерипаска 8 раз побывал на территории США по дипломатическому паспорту. Это стало известно из свидетельского заявления алюминиевого магната в качестве ответчика в суде Манхеттена по иску Александра Гликлада40.

Из сказанного можно сделать следующие выводы. Определенный сотрудник Управления получил задание найти доказательства связи О. Дерипаски с государством Российская Федерация. Родным языком этого сотрудника является английский, поскольку по вероятному запросу "Oleg Deripaska Russia state ties" одним из первых в выдаче последовал материал газеты Financial Times 11-летней давности. Дальнейший сбор информации привел этого сотрудника к находящимся в открытом доступе материалам о разбирательстве в Высоком суде Лондона по иску Михаила Черного; доказательствам связи бизнесмена с государством, В. В. Путиным и к обсуждению роли О. Дерипаски в предположительном вмешательстве России в американские выборы 2016 г. В своем комментарии к апрельскому расширению санкционного списка США Министр финансов США Стивен Мнучин заявил: «Российское правительство несоразмерно содействует выгоде олигархов и правительственных элит <...>. Российские элиты и олигархи, кто получает выгоду от этой коррумпированной системы, больше не будут изолированы от последствий дестабилизирующей деятельности своего правительства»41.

Собранная сотрудником Управления информация подтверждает соответствие О. Дерипаски всем трем вышеуказанным критериям для включения в санкционный список, а результат такой работы подтверж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 AP Exclusive: Before Trump job, Manafort worked to aid Putin // Associated Press. 2017. March 22.

39 Manafort is gone, but his business associate remains a key part of Trump's operation // The Washington Post. 2017. March 22.

40 Russian Once Tied to Trump Aide Seeks Immunity to Cooperate with Congress // The New York Times. 2017. May 26.

41 Пресс-релиз от 6 апреля 2018 г.

дает мысль о том, что главным инструментом в работе OFAC является Интернет, а все, что в нем есть, будет использовано против лица.

В предшествующее существенное расширение «российского» санкционного списка 26 января 2018 г. под санкции попала ничем не примечательная компания «Газ-Альянс» из Нижнего Новгорода. Основанием включения стала установленная Управлением связь с непризнанными Донецкой и Луганской Народными Республиками и с ЗАО «Внешторгсервис»42. В пресс-релизе Казначейства США в обосновании данного шага указано: «ООО «Газ-Альянс» включается в [санкционный список] за оказание значительной поддержки, спонсирование или предоставление финансового, материального или технологического содействия, товаров или услуг, или в поддержку ЗАО «Внешторгсервис», так называемой ДНР и так называемой ЛНР»43.

В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Компания «Газ-Альянс» (далее — Газ-Альянс) отсутствует информация, которая прямо или косвенно могла бы связать данное ООО с одной из непризнанных республик или с ЗАО «Внешторгсервис»44. ООО «Компания «Газ-Альянс» зарегистрировано 11 июля 2014 г. в Краснодарском крае и с мая 2017 г. переехало в Нижегородскую область. Находится по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Свободы, д. 15, помещение П13. Размер уставного капитала — 70,000 рублей. Директор — Черновол Олег Алексеевич (ИНН 911104607226). Учредитель — Лыков Владимир Сергеевич, его ИНН в ЕГРЮЛ не указан, что может косвенно свидетельствовать о его возможном иностранном гражданстве. Основной вид деятельности — «торговля оптовая металлами и металлическими рудами». С августа 2017 г. у Газ-Альянса есть филиал в Ростове-на-Дону. 20 декабря 2017 г. Газ-Альянс получил лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных металлов.

Для установления причин и оснований включения этой компании в санкционный список США в google вводится запрос ООО «Компания Газ-Альянс». Из 2230000 результатов поиска, на первой странице выдачи будут статьи с заголовками «Курченко за три месяца экспортировал через Россию металл, произведенный в оккупированных районах Донбасса, на $70,6 млн45», «Структура "Газ-Альянс" ста-

42 Russia/Ukraine-related Designations and Identifications. US Department of Treasury. Resource Center (26.01.2018): URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/ 0FAC-Enforcement/Pages/20180126.aspx (дата обращения: 03.05.2018).

43 Treasury Sanctions Additional Individuals and Entities in Connection with the Conflict in Ukraine and Russia's Occupation of Crimea. US Department of Treasury. Press Release (26.01.2018).

44 URL: egrul.nalog.ru (дата доступа: 04.05.2018).

45 Gordonua.com. 13.09.2017: URL: http://gordonua.com/news/politics/kurchenko-za-tri-mesyaca-eksportiroval-cherez-rossiyu-metall-proizvedennyy-v-okkupirovannyh-rayo-nah-donbassa-na-706-mln-smi-206952.html (дата обращения: 04.05.2018).

ла единственным поставщиком угля из Донбасса»46 и им подобные. При открытии этих статей можно установить, что всех их объединяет первоисточник информации — материал украинского информационного агентства «Лигабизнесинформ» на русском языке47, в котором отмечено следующее: ООО Компания Газ-Альянс (Нижний Новгород), подконтрольная беглому украинскому предпринимателю Сергею Курченко, в июне-августе экспортировала из России чугун и другую металлопродукцию на общую сумму $70,6 млн произведенную на металлургических предприятиях, которые в феврале-марте этого года были захвачены боевиками на оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей. Об этом свидетельствуют данные таможенных деклараций, которые есть в расположении LIGA.net48. Таким образом, украинское информационное агентство получило в свое распоряжение таможенные декларации и на их основании установило роль и место Сергея Курченко в качестве бенефициара схемы по вывозу металла из непризнанных республик Донбасса. Поскольку такой экспорт осуществлялся без согласия властей Украины, с точки зрения права США это является нарушением санкционного режима в отношении Украины, за что полагается привлечение к ответственности в форме включения в санкционный список.

Запрос по уже отработанному выше алгоритму показал, что сам Сергей Курченко был включен в санкционный список США 30 июля 2015 г. по основаниям исполнительного указа Президента США № 13660 от 06 марта 2014 г..49 В пресс-релизе, сопровождающем его включение в санкционный список, указано следующее обоснование данного шага: «Сергей Витальевич Курченко внесен в список по той причине, что он прямо или косвенно осуществляет незаконное присвоение государственных активов Украины или экономически значимого предприятия в Украине, замешан в таких делах, соучаствует в них или несет ответственность за это». Включение С. Курченко в санкционный список США более чем через год после европейского50

46 Евразийский горнопромышленный информационно-аналитический портал (26.03.2018): URL: http://minexforum.com/struktura-gaz-alyans-stala-edinstvennym-post-avshhikom-uglya-iz-donbassa/ (дата обращения: 04.05.2018).

47 Курченко экспортировал из РФ металлопродукции Л/ДНР на $71 млн: Л1ГА-БiзнесIнформ (12.09.2017): URL: http://biz.liga.net/all/it/novosti/kurchenko-eksportiroval-iz-rf-metalloproduktsii-iz-l-dnr-na-71-mln (дата обращения: 04.05.2018).

48 Там же.

49 Executive Order 13660 of March 6, 2014: Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine // Federal Register. 2014. Vol. 79. N 46.

50 Council Decision 2014/119/CFSP of 5 March 2014 concerning restrictive measures directed against certain persons, entities and bodies in view of the situation in Ukraine // O.J. L 66. P. 26; Council Regulation (EU) N208/2014 of 5 March 2014 concerning restrictive measures directed against certain persons, entities and bodies in view of the situation in Ukraine // Ibid. P. 1.

объясняется следующим образом: «Сегодняшний шаг направлен на поддержку усилий украинского правительства по пресечению незаконного присвоения государственных активов и демонстрирует, что Соединенные Штаты будут по-прежнему координировать с ЕС свои списки санкций, насколько это возможно».

Запрос google в отношении ЗАО «Внешторгсервис» на первом месте среди 25 300 результатов выдал статью «Коммерсант», которая содержит такой абзац: «Бывший депутат Верховной рады и экс-кандидат в президенты Украины Олег Царев, переехавший в 2014 году в Россию, рассказал "Коммерсантъ Власти", что, по его информации, за компанией "Внешторгсервис" стоит также бежавший с Украины после победы Евромайдана бизнесмен Сергей Курченко51». При запросе о попадании ЗАО «Внешторгсервис» под санкции США, выдаётся информация о включении данного юридического лица в санкционный список одновременном с Газ-Альянсом. Причиной включения стали установленные связи с ЛНР, а формальным основанием выступили положения вышеупомянутого Указа № 13660. ЗАО «Внешторгсервис» зарегистрировано в частично-признанной Республике Южная Осетия.

Как уже известно из примера Г. Лепса, после включения определенного лица в санкционный список Управление начинает разрабатывать в интернете его портфолио и связи. В особенности интересуют Управление подконтрольные компании, а также лица, посредством которых фигурант обходит или пытается обойти введенные запреты и ограничения. Как бы это ни казалось банальным, для этого достаточно в поисковой строке ввести имя «Сергей Курченко». Благодаря нынешним алгоритмам поисковой выдачи, большинство поисковиков в первую очередь выдают свежую информацию в отношении субъекта запроса. Кроме этого поисковики предлагают пользователю подписаться на обновления новостей в отношении определённого лица. Поэтому наиболее логичным представляется, что сотрудники OFAC нашли первичную статью из Лигабизнесинформ, проверили содержащуюся в ней информацию и только потом приняли решение о привлечении к ответственности подконтрольных С. Курченко юридических лиц в форме их включения в санкционный список США. Однако из этого следует ещё один вывод, как только в открытый доступ попадёт информация о новых юридических лицах, осуществляющих вывоз металла из непризнанных республик Донбасса, Управление начнёт их проверку на связь с Сергеем Курченко. В случае подтверждения такой связи у юридического лица есть все шансы попасть в санкционный список США.

51 «Партнер у нас один — Российская Федерация»: Кто управляет заводами на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР // Коммерсант. 2017. 6 мая.

Заключение. Если в далеком 1999 г. в длинном перечне источников информации, на основании которых административный орган власти США мог включить лицо в санкционный список, Интернет указывался ближе к концу, то теперь он является основным рабочим инструментом Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США. После получения информации о нарушении любого из санкционных режимов США, Управление заводит на предполагаемого нарушителя две папки: электронную и бумажную. В Управлении есть сотрудники, владеющие языками потенциальных нарушителей, в том числе: русским, украинским, арабским, испанским, китайским. Простота и доступность Интернета позволяют перефразировать одно известное выражение американских полицейских: «Все, что есть в Интернете, может быть использовано против вас». Официальные акты органов власти иностранных государств являются важным источником для формирования досье на кандидата в санкционный список, однако при их отсутствии Управление может обойтись без них. Управление продолжает отслеживать фигуранта по открытым источникам. Если лицо продолжает представлять интерес для правоохранительных органов другого государства, то для Минфина США это является достаточным основанием для сохранения его имени в санкционном списке. Поиск информации о фигурантах осуществляется Управлением самостоятельно и происходит без обращения за правовой помощью к компетентным органам других государств и интеграционных объединений. Основными источниками информации являются поисковая система google, открытые базы данных и социальные сети. Все это говорит о ведущей роли Интернета в административной практике Управления.

список литературы

1. Гландин С. В. Можно ли исключиться из санкционных списков США // Legal Insight. 2017. № 2.

2. Гландин С. В. Юридические способы исключения из американских санкционных списков // Законодательство. 2016. № 10.

3. Дораев М. Г. Экономические санкции в праве США, Европейского союза и России. М., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.