Научная статья на тему 'Перспективы хозяйственной кооперации компаний РФ и ФРГ в условиях санкций'

Перспективы хозяйственной кооперации компаний РФ и ФРГ в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
263
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / США / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ВЗАИМНЫЕ САНКЦИИ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЗАКОН США CAATSA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белов Владислав Борисович

С весны 2014 г. российский и немецкий бизнес сотрудничают в условиях вза-имных санкций Европейского союза, США и России. Все участники несут многомиллиардные потери, в первую очередь народнохозяйственные комплексы РФ и ФРГ. С точки зрения целе-полагания западных санкций они бессмысленны политическое руководство России не изме-нило за эти годы своей внешней и внутренней политики. Евросоюз готов смягчать санкции в случае прогресса в выполнении Минских соглашений, но этому препятствует Украина. С 2018 г. резко возросло санкционное давление США, которое они осуществляют в рамках За-кона CAATSA. В зоне риска американских экстерриториальных санкций оказались немецкие компании, сотрудничающие с ведущими российскими концернами. Автор анализирует хозяй-ственную кооперацию между Россией и Германией в контексте усиления санкционного дав-ления Запада и делает выводы о перспективах сотрудничества германского и российского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы хозяйственной кооперации компаний РФ и ФРГ в условиях санкций»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

УДК 327.5; 339.9; 341.65 Владислав БЕЛОВ

ПЕРСПЕКТИВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ КОМПАНИЙ РФ И ФРГ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация. С весны 2014 г. российский и немецкий бизнес сотрудничают в условиях взаимных санкций Европейского союза, США и России. Все участники несут многомиллиардные потери, в первую очередь народнохозяйственные комплексы РФ и ФРГ. С точки зрения целе-полагания западных санкций они бессмысленны - политическое руководство России не изменило за эти годы своей внешней и внутренней политики. Евросоюз готов смягчать санкции в случае прогресса в выполнении Минских соглашений, но этому препятствует Украина. С 2018 г. резко возросло санкционное давление США, которое они осуществляют в рамках Закона СААТ8А. В зоне риска американских экстерриториальных санкций оказались немецкие компании, сотрудничающие с ведущими российскими концернами. Автор анализирует хозяйственную кооперацию между Россией и Германией в контексте усиления санкционного давления Запада и делает выводы о перспективах сотрудничества германского и российского бизнеса.

Ключевые слова: Россия, Германия, США, Европейский союз, взаимные санкции, хозяйственная кооперация, Закон США СААТ8А.

С весны 2014 г. российский и немецкий бизнес сотрудничают в условиях санкций. После известных событий в Киеве и в Крыму в марте и апреле Евросоюз и США ввели санкци-онный режим в отношении ряда юридических и физических лиц России. Летом 2014 г. он был усилен секторальными мерами. Российское государство ответило введением существенных ограничений в сфере импорта аграрной продукции из стран ЕС и политикой импортозаме-щения и локализации.

Взаимный санкционный режим за прошедшие годы оказал существенное негативное влияние на сотрудничество, в первую очередь, в области внешней торговли. Российские фирмы стали испытывать нехватку внешнего финансирования, связанного с отсутствием доступа к зарубежным заёмным средствам. По различным экспертным оценкам, взаимные потери за четыре года составили миллиарды евро. Негативное влияние санкций бесспорно1. Но основной причиной падения объёмов внешнеэкономической кооперации стала слабая хозяйственная конъюнктура в России, недостаточный прогресс в реформах, в т.ч. в сфере дебюрократизации и борьбе с коррупцией. На это постоянно указывают участники традиционных опросов Германо-Российской внешнеторговой палаты.

За 2014-2017 гг. бизнес в целом приспособился к взаимному санкционному режиму. Позитивный вклад внесло постепенное улучшение двусторонних отношений, обозначившееся с весны 2015 г. (после принятия в феврале Минских соглашений). С июня 2016 г. возобновили работу группы высокого уровня по экономике и финансам. Наладился конструктивный диа-

© Белов Владислав Борисович - кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе, заведующий Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: vladisbelov@yandex.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018115120

1 См., например: Тимофеев И.Н. Санкции против России: направления эскалации и политика противодействия: доклад №37/2018. Российский совет по междунар. делам (НП РСМД). М., НПРСМД, 2018. 32 с.

лог между немецкими предпринимательскими лоббистскими структурами и российскими министерствами (промышленности и торговли; экономического развития; энергетики). Была создана предпринимательская платформа, призванная поддерживать этот диалог на постоянной основе. Важным моментом стала встреча В.В. Путина и А. Меркель в Сочи 2 мая 2017 г., которая, на мой взгляд, обозначила новый этап в рабочем диалоге между двумя лидерами, в т.ч. в сфере хозяйственно-политического взаимодействия РФ и ФРГ. Думаю, это содействовало относительно мягкому решению конфликта с поставкой турбин «Сименс» в Крым.

Были достигнуты существенные успехи в российском агропромышленном комплексе, защищённом ответными санкциями. Продолжились миллиардные немецкие прямые инвестиции в российскую промышленность. Германское бизнес-сообщество, положительно оценивая успехи в интеграции, происходящей в рамках Евразийского Экономического союза (действует с 1 января 2015 г.), выступает за начало диалога между ЕС и ЕАЭС. Отметим, что остальные члены ЕАЭС не являются объектами санкций против России, но и не присоединились к её санкционному режиму.

Неожиданный удар по российско-европейско-немецкому сотрудничеству был нанесён со стороны новой американской администрации, инициировавшей принятие Закона «Акт о противодействии оппонентам Америки посредством санкций» № 115-44 (CAATSA) от 2 августа 2017 г.1 Немецкие и европейские лидеры ещё на этапе его подготовки и обсуждения в США увидели существенные риски для предпринимательского сообщества и попытались убедить трансатлантических партнёров не предпринимать недружественные шаги. Министр иностранных дел ФРГ и австрийский канцлер написали американской стороне 15 июня 2017 г. открытое протестное письмо2, в котором количество восклицательных знаков оказалось достойным внесения этого короткого дипломатического документа в Книгу рекордов Гиннесса.

Однако упомянутый Закон был принят, что вызвало существенные озабоченности немецких компаний, ведущих бизнес в Соединённых Штатах и хорошо знакомых с практикой американского законодателя по наказанию нарушителей правовых норм и наложению на них многомиллиардных штрафов (например, Дойче Банк, Фольксваген)3.

Не меньшие озабоченности были высказаны и в России - как на предпринимательском, так и государственном уровне. В январе 2018 г. Минфин США предоставил Конгрессу так называемый «Кремлёвский доклад», содержащий список физических лиц, которые могут попасть под американские санкции. Поначалу это вызвало улыбки в Москве - мол, он взят из Интернета и ничего не значит. Но уже в начале апреля улыбки исчезли. Россиянам стало не

1 Владислав Белов. Лекарство от давления. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3473394 (дата обращения 30.04. 2018).

2 Среди прочего, авторы пишут: «Мы не можем принять угрозы, связанные с экстерритриальными и противоречащими международному праву санкциями против европейских компаний, участвующих в расширении энергоснабжения! .. .Энергоснабжение Европы является делом Европы, а не Соединённых Штатов Америки! Мы сами решаем, кто и как поставляет нам энергию - согласно правилам открытости и рыночной конкуренции!». Außenminister Gabriel und der österreichische Bundeskanzler Kern zu den Russland-Sanktionen durch den US-Senat. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/170615-kern-russland/290664 (дата обращения 15.10.2018).

3 Опрос: Новые санкции США против российских компаний и их влияние на немецкий бизнес в России. URL: https://russland.ahk.de/fileadmin/AHK_Russland/Newsroom/2018/04/25_PM_US-Sanktionen/2018-04-25_PM_AHK-Umfrage-US-Sanktionen_Auswertung_RU.pdf (дата обращения 15.10.2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

до смеха после расширения Управлением по контролю над иностранными активами (OFAC) при Министерстве финансов США 6 апреля 2018 г. «Списка лиц особых категорий» (SDN). В него были включены 7 крупных российских предпринимателей, 12 контролируемых ими компаний, один банк, а также 17 российских чиновников и одна государственная оборонная компания1. Под очень жёсткое давление сначала попал Олег Дерипаска и все предприятия его бизнес-группы, а потом и Виктор Вексельберг. Американская санкционная машина показала всю свою мощь и возможности влияния на отдельные экономические субъекты. Впервые немецкие партнёры Дерипаски оказались в зоне реального риска применения к ним экстерриториальных американских санкций.

В мае 2018 г. США вышли из ядерной сделки с Ираном и объявили о возврате к санкци-онному режиму с этой страной. Это напрямую затрагивает интересы европейских, особенно немецких и французских компаний. Попытки А. Меркель и М. Макрона лично убедить Трампа не распространять санкции на фирмы Евросоюза окончились без результата. Введение блокирующего регламента ЕС (18 мая и 7 августа) также не оказало никакого влияния на Вашингтон. Летом 2018 г. резко возросла вероятность применения санкций к проекту «Северный поток - 2» (напрямую упомянут в Законе США от 2 августа 2017 г.) и к компаниям, связанных с ним.

На фоне роста американского санкционного давления и резко ухудшившихся отношений с коллективным Западом Россия приняла свой Закон о контрсанкциях «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств», вступивший в силу в начале июня 2018 г. При этом В.В. Путин 18 мая в Сочи пообещал А. Меркель не распространять его на добросовестные европейские компании. Отдельно отмечу, что начало общения В.В. Путина, вступившего в должность 7 мая 2018 г. (и затем назначенного им правительства), с федеральной канцлерин и членами её правительства (Х. Маас, А. Альтмайер) оказалось весьма конструктивным. В ходе встреч были обозначены основные направления экономического взаимодействия в среднесрочной перспективе. Кроме того, появилось понимание необходимости поиска общего знаменателя в противодействии экстерриториальным санкциям США . Санкционная ситуация была осложнена неадекватным (с точки зрения России) поведением политического руководства Великобритании, организовавшей беспрецедентное давление на своих партнёров вокруг так называемого «Дела Скри-паля». Оно стало одним из поводов для введения 8 октября новых рамочных «химических»

1 США расширили чёрный список россиян. 06.04.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3597515 (дата обращения 15.10.2018).

2 Федеральный закон от 04.06.2018 г. №127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43117 (дата обращения 15.10.2018). В конце июля Д.А. Медведев подписал постановление о создании в Минфине департамента по противодействию санкциям в отношении России и российских юрлиц. В нём сказано: «Министерство финансов России осуществляет межведомственную координацию по вопросам разработки и реализации мер по снижению негативного влияния и противодействию ограничительным мерам в финансовой сфере в отношении России и российских юридических лиц». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201807200029?index=1 &range Size=1 (дата обращения 15.10.2018).

3 Белов В. Актуальные вызовы для российско-германских отношений. Современная Европа, №3, 2018. С. 125132.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

санкций ЕС, которые могут быть в любой момент применены к определённым физическим и юридическим лицам России.

* * *

По состоянию на начало ноября 2018 г. санкционная ситуация, оказывающая влияние на российско-германскую хозяйственную кооперацию, выглядела следующим образом:

• Взаимный санкционный режим ЕС и РФ поставлен в зависимость от выполнения Минских соглашений - он будет смягчён по мере прогресса (сейчас продлён до весны-лета 2019 г.). С учётом политической ситуации на Украине (президентские и парламентские выборы) в среднесрочной перспективе какой-либо прогресс вряд ли возможен. Положительными моментами являются стремление Москвы и Берлина сдвинуть ситуацию с мёртвой точки (инициатива по использованию миротворцев ООН) и растущее давление на Брюссель ряда стран Евросоюза, не согласных с продолжением санкций против России (будущий консенсус под вопросом).

• Основная часть немецкого бизнеса отрицательно относится к экономическим санкциям против России. Его лоббистские структуры регулярно обращаются к правительству ФРГ с призывом предпринять шаги по их смягчению и отмене.

• Одновременно немецкие компании стремятся к оптимизации российских требований по локализации, считая, что они ведут к ухудшению условий конкуренции в России.

• Против смягчения/отмены российских контрсанкций наверняка будет выступать мощное отечественное аграрное лобби. Отчасти в этом заинтересованы и немецкие компании, ведущие бизнес в России.

• Основным негативным фактором остаётся непредсказуемость поведения США в сфере введения очередных санкций против РФ. На начало ноября в основной зоне риска был проект «Северный поток - 2». Если против него будут объявлены жёсткие санкции, то европейские партнёры «Газпрома» с большей долей вероятности будут вынуждены выйти из него. Однако это не остановит его реализацию - проект в любом случае будет доведён до конца.

• Отметим, что в отличие от Европейского союза американские санкции только формально направлены на оказание давления на политическое руководство России. Реально они преследуют хозяйственные цели - вытеснение конкурентов с европейских энергетических рынков и продвижение на них американских игроков (сжиженный газ и нефть). Контекстно -также на ослабление и снижение конкурентоспособности европейского штандорта.

• Неопределённость в санкционном поле (в основном американском, но частично и европейском) существенно ослабляет российско-германский потенциал кооперации. При наличии большого количества переменных величин компании лишаются возможности стратегического планирования и занимают выжидательную позицию.

• В основе экономического сотрудничества Германии с Россией - не крупный бизнес, проекты которого у всех на виду и на слуху, а малые и средние предприятия, в том числе и те, кто только присматривается к российским рынкам. Большинство из них не работает на американском рынке и не подпадает под возможное влияние экстерриториальных санкций. Это их очевидное преимущество. Но общее напряжение в отношениях России и коллективного

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

Запада пока не мотивирует их к началу кооперации с российскими партнёрами.

• Из этого вытекает задача последовательного обсуждения на всех уровнях и площадках ситуации в российско-германском экономическом сотрудничестве, поиск и популяризация лучших практик малого и среднего бизнеса, достижения максимальной публичности шансов и возможностей взаимодействия, как на уровне предприятий, так и регионов в условиях сохранения взаимных санкционных режимов.

Список литературы

Белов В. Лекарство от давления. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3473394 (дата обращения 30.04.2018).

Белов В. Актуальные вызовы для российско-германских отношений. Современная Европа, №3, 2018. С. 125-132.

Европа XXI века: Новые вызовы и риски. Отв. ред. Ал.А. Громыко, В.П. Фёдоров. М., СПб., Нестор-История, 2017.

Опрос: Новые санкции США против российских компаний и их влияние на немецкий бизнес в России. URL: https://russland.ahk.de/flleadmin/AHK_Russland/Newsroom/2018/04/25_PM_ US-Sanktionen/2018-04-25_PM_AHK-Umfrage-US-Sanktionen_Auswertung_RU.pdf (дата обращения 28.04.2018).

Тимофеев И.Н. Санкции против России: направления эскалации и политика противодействия: доклад №37/2018. Российский совет по междунар. делам (НП РСМД). М., НПРСМД, 2018. 32 с.

Федеральный закон от 04.06.2018 г. №127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43117 (дата обращения 15.10.2018).

References

Belov V. Lekarstvo ot davleniya. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3473394 (data obrashcheniya 30.04.2018)

Belov V. Aktual'nyye vyzovy dlya rossiysko-germanskikh otnosheniy. Sovremennaya Yevropa, №3, 2018. S. 125-132.

Yevropa XXI veka: Novyye vyzovy i riski. Otv. red. Al.A. Gromyko, V.P. Fodorov. M., SPb., Nestor-Istoriya, 2017.

Opros: Novyye sanktsii SSHA protiv rossiyskikh kompaniy i ikh vliyaniye na nemetskiy biznes v Rossii. URL: https://mssland.ahk.de/fileadmin/AHK_Russland/Newsroom/2018/04/25_PM_US-Sanktionen/2018-04-25_PM_AHK-Umfrage-US-Sanktionen_Auswertung_RU.pdf (data

obrashcheniya 28.04.2018)

Timofeyev I.N. Sanktsii protiv Rossii: napravleniya eskalatsii i politika protivodeystviya: dok-lad №37/2018. Rossiyskiy sovet po mezhdunar. delam (NP RSMD). M., NPRSMD, 2018. 32 s.

Federal'nyy zakon ot 04.06.2018 g. № 127-FZ «O merakh vozdeystviya (protivodeystviya) na nedruzhestvennyye deystviya Soyedinennykh Shtatov Ameriki i inykh inostrannykh gosudarstv». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43117 (data obrashcheniya 15.10.2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

Außenminister Gabriel und der österreichische Bundeskanzler Kern zu den Russland-Sanktionen durch den US-Senat. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/170615-kern-russland/290664 (дата обращения 15.10.2018).

GTAI-Special Russland-Sanktionen. URL: http://www.gtai.de/GTAI/Navigation/DE/Trade/Ma erkte/Specials/russland-sanktionen.html (Zugang am 30.04.2018).

Russlandsanktionen: Alle Nachrichten und Informationen der F.A.Z. zum Thema. URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/thema/sanktionen-gegen-russland (Zugang am 30.04.2018).

Folgen der Sanktionen zwischen der EU und Russland für die deutsche Wirtschaft. Wirtschaftsdienst. 96. Jahrgang, 2016, Heft 7.S. 524-526 (URL: https://archiv.wirtschaftsdienst.eu/jahr/2016/7 /folgen-der-sanktionen-zwischen-der-eu-und-russland-fuer-die-deutsche-wirtschaft/ (Zugang am 30.04.2018).

Prospects for economic cooperation of companies of the Russian Federation and Germany in terms of sanctions

Author. Vladislav Belov, PhD (Economics), Deputy Director of IE RAS, Head of Department for Countries Researches, Head of Center for German Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mohovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: vladisb elov@yandex.

Abstract. Since spring 2014 the Russian and German businesses have been cooperating in the conditions of mutual sanctions of the EU, the USA and Russia. All participants have multibillion-dollar losses, primarily on the national economies the Russian Federation and the Federal Republic of Germany. From the point of view of the goal-setting of Western sanctions they did not achieve the objectives set and turned out to be meaningless. The political leaders of Russia has not changed its foreign and domestic policy. The EU is ready to change sanctions in case of progress in the implementation of the Minsk agreements but this is hampered by Ukraine. Since 2018 the sanctions pressure of the USA which it exercises under the CAATSA Act, has sharply increased. In the risk zone of American extraterritorial sanctions are German companies cooperating with leading Russian concerns. The author considers economic cooperation between Russia and Germany in the context of increasing Western sanctions and draws conclusions about the prospects for cooperation between German and Russian business.

Key words: Russia, Germany, USA, European Union, mutual sanctions, economic cooperation, CAATSA Act/

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018115120

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.