Научная статья на тему 'Российско-германская хозяйственная кооперация в условиях санкционных режимов'

Российско-германская хозяйственная кооперация в условиях санкционных режимов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
266
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Германия / Россия / хозяйственная кооперация / санкции / ЕС / Нормандский формат / Минские соглашения / Украина / США / CAATS / прямые инвестиции / внешняя торговля / Germany / Russia / economic cooperation / sanctions / regimes / Normand format / Minsk agreement / Ukraine / the USA / CAATS / direct investment / external trade

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — В. Б. Белов

В статье рассматриваются динамика и результаты российско-германского экономического сотрудничества в условиях санкционного давления со стороны ЕС и США. Исследуется взаимная перцепция России и нынешнего украинского истеблишмента, сравниваются их позиции по выполнению Минских соглашений (2015). Отмечается, что возможность смягчения и отмены санкций со стороны ЕС отодвигается на неопределенную перспективу, показываются макрои микроэкономические потери обеих сторон. В этой связи изучаются особенности приспособления российского и германского бизнеса к санкциям ЕС и РФ, а также США, особенно после принятия ими закона CAATS (август 2017 г.) и его последующей имплементации (апрель 2018 г.). Делается вывод о последствиях новых санкций США для развития экономического сотрудничества между Германией и Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-GERMAN ECONOMIC COOPERATION IN THE CONDITIONS OF SANCTION REGIMES

The paper considers the dynamics and results of RussianGerman economic cooperation in the conditions of sanctions pressure from the EU and the USA. The author explores the mutual perception of Russia and modern Ukrainian establishment, compares their positions towards the realization of the Minsk agreement (2015). The paper notes, that the opportunity of the mitigation and cancellation of sanctions from the EU pushed for an uncertain future, and shows the macroand microeconomic losses for the parties. In this regard the article considers the features of the Russian and German business to the EU and Russian sanctions and also the USA, mainly after the USA passed the law CAATS (August 2017) and then implemented it (April 2018). It is concluded about the aftermaths of the new US sanctions for the development of economic cooperation between Germany and Russia.

Текст научной работы на тему «Российско-германская хозяйственная кооперация в условиях санкционных режимов»

В.Б. БЕЛОВ, 2018 © BELOV VLADISLAV

РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ РЕЖИМОВ RUSSIAN-GERMAN ECONOMIC COOPERATION IN THE CONDITIONS OF SANCTION REGIMES

Аннотация. В статье рассматриваются динамика и результаты российско-германского экономического сотрудничества в условиях санкционного давления со стороны ЕС и США. Исследуется взаимная перцепция России и нынешнего украинского истеблишмента, сравниваются их позиции по выполнению Минских соглашений (2015). Отмечается, что возможность смягчения и отмены санкций со стороны ЕС отодвигается на неопределенную перспективу, показываются макро- и микроэкономические потери обеих сторон. В этой связи изучаются особенности приспособления российского и германского бизнеса к санкциям ЕС и РФ, а также США, особенно после принятия ими закона CAATS (август 2017 г.) и его последующей имплементации (апрель 2018 г.). Делается вывод о последствиях новых санкций США для развития экономического сотрудничества между Германией и Россией.

Abstract. The paper considers the dynamics and results of Russian-German economic cooperation in the conditions of sanctions pressure from the EU and the USA. The author explores the mutual perception of Russia and modern Ukrainian establishment, compares their positions towards the realization of the Minsk agreement (2015). The paper notes, that the opportunity of the mitigation and cancellation of sanctions from the EU pushed for an uncertain future, and shows the macro- and microeconomic losses for the parties. In this regard the article considers the features of the

255

Russian and German business to the EU and Russian sanctions and also the USA, mainly after the USA passed the law CAATS (August 2017) and then implemented it (April 2018). It is concluded about the aftermaths of the new US sanctions for the development of economic cooperation between Germany and Russia.

Ключевые слова: Германия, Россия, хозяйственная кооперация, санкции, ЕС, Нормандский формат, Минские соглашения, Украина, США, CAATS, прямые инвестиции, внешняя торговля.

Keywords: Germany, Russia, economic cooperation, sanctions, regimes, Normand format, Minsk agreement, Ukraine, the USA, CAATS, direct investment, external trade.

Крайне быстрый переход Крыма в марте 2014 г. из одной государственной юрисдикции в другую вызвал резкую критику и неприятие в странах и институтах Запада. С точки зрения политического истеблишмента и гражданского сообщества стран - участниц ЕС, особенно Германии, это событие означало насильственный пересмотр послевоенных границ в Европе [Sanktionen in Zusammenhang.., 2017]. Это вызвало в коллективной и индивидуальной исторической памяти абсолютного большинства германских граждан печальные аналогии с известными событиями первой половины XX в.

Практически сразу Европейский союз и США приняли решение о необходимости принятия санкций в отношении России, точнее сказать в отношении ее политического руководства и его ближайшего окружения1. Затем к ним присоединился ряд других государств (Австралия, Япония, Норвегия, Швейцария). Первоначально были составлены списки лиц, которым запрещен въезд на

1 Наиболее значимыми стали решение Евросоюза № 2014/145/CFSP от 17 марта 2014 г. «Касательно ограничительных мер в связи с действиями, подрывающими или угрожающими территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины» (Council Decision N 2014/145/CFSP concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine) и указы Президента США № 13660, 13 661 и 13 662 от 6, 16 и 20 марта 2014 г. [Перечень актов, 2018]. - Прим. авт.

территорию стран, введших санкции. Финансовые средства на счетах вошедших в санкционные списки лиц в западных странах должны быть (в случае обнаружения) заморожены1. Затем был наложен запрет на внешнеэкономические операции с компаниями, владельцами которых эти лица являлись или которые были аффилированы с ними (март-апрель 2014 г.). После событий июля 2014 г. (трагедия с малазийским «Боингом») и в целом ухудшением ситуации на юго-востоке Украины в два этапа были введены жесткие секторальные санкции (август-сентябрь 2014 г.), среди прочего существенно ограничившие доступ отечественных экономических субъектов к внешним рынкам капиталов. Так, были запрещены поставки товаров военного и двойного назначения, любые проекты с предприятиями российского ОПК, наложены существенные ограничения на экспорт оборудования, необходимого для разработки нефтяных и газовых месторождений на арктическом шельфе и в сланцевых пластах (в частности, буровых платформ, оборудования для горизонтального бурения, насосов высокого давления).

Российское руководство ответило введением санкций, ограничивших импорт основных видов аграрной продукции из государств, которые приняли решение о введении экономических ограничений в отношении РФ. Санкционный список охватил мясные и молочные продукты, овощи, фрукты, орехи и ряд иных категорий продуктов.

Таким образом, секторальные санкции Европейского союза затронули финансовую, энергетическую и оборонную сферы экономики РФ. Сначала срок их действия составлял один год. Затем Совет ЕС, несмотря на рост протестных настроений среди своих государств-членов, стал продлевать их каждые полгода. Аналогично ведет себя и российская сторона в отношении своих ответных мер, не торопясь отменять или смягчать существующие запреты.

1 В первый санкционный список ЕС входил 21 человек, США - 7. Списки постоянно расширялись и в конечном итоге под санкции разных стран попали более сотни федеральных политиков, чиновников и военных, политики Крыма и Севастополя, а также бизнесмены и общественные деятели. - Прим. авт.

С точки зрения западных партнеров, принятые решения о применении экономических санкций в тот момент представлялись наиболее эффективным инструментом влияния на руководство России. Формально США и ЕС как основные их инициаторы заявили о том, что они стремятся оказать давление на В.В. Путина через его ближайшее окружение, которое будет требовать отказа от действующего курса в отношении Украины вследствие существенных экономических потерь.

Со стороны Соединенных Штатов Америки расчет также делался и на ухудшение экономического положения в экономике РФ, на рост недовольства среди предпринимателей и более широких слоев населения, что должно было побудить российского президента к выполнению требований Запада.

Требования ЕС и США были сформулированы в самом общем виде - отказ от «аннексии» Крыма и прекращение активного участия в конфликте на юго-востоке Украины посредством поставок вооружения и военной техники, а также направления туда частей и соединений кадровых войск. Никаких количественных параметров, по которым можно было бы судить о выполнении требований коллективного Запада, предъявлено и сформулировано не было. В конечном итоге общим положением с их точки зрения стала почти абсолютная ответственность России за ведение боевых действий и поддержку повстанцев в кризисных регионах [Россия - ЕС.., 2014]. При этом руководство западных стран наверняка было знакомо с существующими исследованиями результативности применявшихся во второй половине прошлого века санкций в отношении конкретных стран (среди прочего: Куба, Северная Корея, Иран) - в 90% случаев они не достигали поставленных целей1.

Российская позиция однозначна: единственным источником легитимных санкций может быть только Совет Безопасности ООН -только он имеет право принимать решения об их введении, причем на коллегиальной основе и после всестороннего рассмотрения.

1 См., например, фундаментальные работы ученых из Peterson Institute for International Economics [Peterson Institute.., 2018]. - Прим. авт.

258

Поэтому односторонние меры одной или группы стран по принуждению других суверенных государств с их экстерриториальным характером неприемлемы и противоречат международному праву. Это положение зафиксировано в действующей Концепции внешней политики РФ (ноябрь 2016 г.) [Тимофеев, 2018]1.

Макро- и микроэкономические последствия санкционных режимов

Именно запрет на кредитование российских банков и компаний в западных кредитных институтах в наибольшей мере затронул народнохозяйственные интересы РФ. Российские экономические субъекты лишились доступа к относительно недорогим ресурсам европейских и североамериканских финансовых рынков, которые позволяли им на постоянной основе «перекредитовывать-ся», оплачивая ранее полученные кредитные средства и успешно финансируя текущие проекты. По данным «Pricewaterhouse Coopers», российские эмитенты в 2013 г. без проблем привлекли на рынке еврооблигаций 46,4 млрд долл. В 2015 г. эта сумма сократилась до 5 млрд долл. [Россия возвращается.., 2017]. По оценке Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН), потребность экономики РФ в заемных ресурсах в 2015 г. составляла от 160 млрд до 200 млрд долл. - невозможность быстро найти альтернативное финансирование существенно ограничила развитие отечественного бизнеса. Одновременно запрет на кредитование российских компаний снизил доходы европейских банков -согласно расчетам экспертов ИНП РАН, их ежегодные потери от неполученных процентов составили около 8-10 млрд долл. [Три

1 Российский исследователь И.Н. Тимофеев справедливо указывает на сущностные характеристики санкций: «Санкции являются важным инструментом принуждения в международных отношениях, а в большинстве случаев означают прямое или косвенное вмешательство одной страны в процесс принятия решений другой. Санкции можно понимать как попытку ограничить или повлиять на суверенитет и суверенный политический курс при помощи мер экономического характера» [Тимофеев, 2018]. - Прим. авт.

года санкций.., 2017]. Частично российские компании смогли найти альтернативное финансирование на азиатских финансовых рынках, а также за счет поиска заинтересованных стратегических партнеров. Например, в условиях запрета западным инвесторам приобретать акции «Роснефти» руководство последней смогло договориться с международным консорциумом «Glencore» и суверенным фондом Катара о продаже им 19,5% своих акций. Удачным ответом на попытки ограничить расчеты ряда российских банков в системах «Visa» и «Master Card» стало создание национальной платежной системы «Мир».

Российское эмбарго на поставки в страну отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, введших санкции в отношении РФ, принесло положительный эффект - с одной стороны, по многим видам было достигнуто замещение импорта, существенно увеличена степень обеспечения страны собственными мясом и молоком. С другой стороны, возрос экспорт сельскохозяйственных продуктов. Россия вновь стала одним из крупнейших экспортеров зерна в мире.

При этом российские санкции нанесли ощутимый ущерб сельхозпроизводителям ряда европейским стран. Например, в 2015 г. экспорт продовольственных товаров из стран ЕС в Россию сократился примерно на треть. Под угрозой оказались 130 тыс. рабочих мест. Согласно расчетам немецких экономистов Ю. Гюнтера, М. Кристаловой, У. Людвига, санкции ЕС привели в 2014-2015 гг. к сокращению производства в компаниях ФРГ, экспортирующих продукцию в Россию, на 13,5 млрд евро. Потери в 2016 г. оценивались в 7,8 млрд евро [Folgen der Sanktionen.., 2016]. Исследования известного австрийского Института экономических исследований (нем. WIFO) в целом подтверждают эти данные. Анализ, регулярно проводимый его экспертами, свидетельствует о ежегодных многомиллиардных потерях европейского бизнеса от сокращения поставок товаров на российские рынки, обусловленных санкциями1. Основная доля потерь приходится на малый и средний бизнес.

1 См., например: [Russland-Sanktionen.., 2017]. - Прим. авт.

260

Роль Германии в санкциях ЕС

ФРГ в рамках Европейского союза была одним из основных инициаторов введения санкций против России. Основной целью для германского политического руководства было убедить Кремль в неправомерности предпринятых шагов в отношении Крыма и востока Украины, в необходимости признать нарушение международного права (в контексте «насильственного изменения государственных границ») и побудить его к «возвращению» в международно-правовую плоскость. В отличие от США, у Германии не было далеко идущих стратегических целей, связанных с изменением политической ситуации в России и снижением ее международной конкурентоспособности, в первую очередь на мировых рынках углеводородов.

С лета 2014 г. германское государство существенно усилило экспортный контроль за поставками товаров двойного назначения в РФ, что привело к увеличению времени на получение фирмами-экспортерами разрешительных документов. Для ускорения обработки заявок в Ведомство по экспортному контролю были наняты дополнительные эксперты. К концу 2014 г. ситуация с проверкой документации стабилизировалась. Германские политики очень быстро поняли, что для РФ судьба Севастополя и Крыма навсегда снята с повестки дня - с марта 2014 г. они стали полноправными субъектами России. Поэтому в кратко- и среднесрочном плане официальный Берлин сосредоточил усилия на урегулировании кризисной ситуации на юго-востоке Украины. В начале февраля 2015 г. в рамках так называемого «Нормандского формата» во многом благодаря усилиям федерального канцлера А. Меркель Германия, Франция, Украина и Россия согласовали Комплекс мер по выполнению Минских соглашений («Второе Минское соглашение»1).

1 Первое Минское соглашение было подписано 5 сентября 2014 г. Контактной группой из представителей Украины, России, ОБСЕ и непризнанных народных республик с целью деэскалации вооруженного конфликта. Однако в конце января - начале февраля 2015 г. последовал новый виток боевых действий, что означало срыв договоренностей «Минск-1». -Прим. авт.

Запад, в первую очередь ЕС, практически сразу возложил на РФ основную ответственность за невыполнение пунктов Минских договоренностей, увязывая с этим возможности смягчения и отмены санкций (США в этом вопросе заняли более жесткую позицию). Москва постоянно напоминает, что является только одним из гарантов процесса реализации «Минска-2», а не стороной конфликта.

Содержание соглашения вызвало неоднозначную реакцию в Киеве - многие группы по интересам выступили против его содержания, отказав в поддержке украинскому президенту П. Порошенко и призвав к продолжению решения конфликта насильственными методами. Попытки найти общий знаменатель для переговоров между официальными властями Украины и руководством непризнанных республик в 2015-2017 гг. и начале 2018 г. оказались безуспешными. Официальный Киев предпринимал различные усилия, чтобы Минские соглашения (2015) не наполнялись конкретным содержанием, одновременно перекладывая вину за это на Россию и называя ее «агрессором». Соответственно, ЕС регулярно продлевает санкционный режим, соглашаясь с украинским руководством в том, что ответственность за невыполнение договоренностей лежит на российской стороне, которая каждый раз опровергает обвинения и подчеркивает, что не является участником внутриукраинского конфликта. В последние два года это происходило на фоне призыва различных германских политиков (в первую очередь, социал-демократов) и представителей бизнес-сообщества ФРГ перейти к смягчению санкций в случае прогресса в деле реализации «Минска-2». Однако с 2015 г., несмотря на все конструктивные усилия и инициативы Кремля, этого так и не произошло.

В новом коалиционном договоре, подписанном блоком ХДС/ХСС и СДПГ 7 февраля 2018 г., Россия рассматривается как долгосрочный экономический и политический партнер ФРГ, к которому (как и к Украине) обращен ставшим уже традиционным призыв к выполнению Минских соглашений [Ein neuer Aufbruch.., 2018]. Возможно, у официального Берлина есть понимание того, что от властей Украины до новых президентских (намечены на 2019 г.) и парламентских выборов в стране никакого прогресса

ожидать не следует. Наоборот, ситуация на юго-востоке может только ухудшиться, причем виноватой в этом, с точки зрения Запада, вновь будет Россия. Поэтому смягчения санкций ЕС в ближайший год не произойдет. Очевидно, что до весны 2018 г. официальный Киев намеренно противодействовал реализации соглашений, что соответствовало его внутриполитическим интересам, а также возможности сохранить санкционное давление на РФ.

Новый этап - принятие закона США CAATS

Отечественный и германский/европейский бизнес в целом приспособился к действующим ограничениям (тем не менее постоянно выступает за их отмену). Не произошло принципиального внешнеэкономического разворота России в сторону азиатско-тихоокеанских партнеров. За последние три года существенного возросли взаимные прямые капиталовложения компаний РФ и ФРГ, повысилась эффективность отечественных механизмов локализации и импортозамещения, с ростом нефтяных цен и оживлением российской экономики значительно увеличился внешнеторговый оборот, стало постепенно восстанавливаться доверие.

В этих условиях относительно неожиданным стало внесение 24 июня 2017 г. республиканцем Э. Ройсом в Палату представителей законопроекта H.R. 3364 «О противодействии противникам Америки с помощью санкций» (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, CAATS), суть которого в ужесточении санк-ционного режима в отношении Ирана, Северной Кореи и России [Законопроект о санкциях.., 2017]. Через месяц члены нижней палаты Конгресса почти единогласно поддержали законопроект. В начале августа он был подписан Д. Трампом и приобрел статус закона (PL 115-44).

Примерно половина от объема текста CAATS посвящена РФ. Он предусматривает далеко идущие карательные меры не только для США, но и европейских субъектов, сотрудничающих с подвергшимися санкционным гонениям российскими секторами экономики, частными и юридическими лицами. Обоснованием стали «нарушение территориальной целостности Украины, дерзкие ки-бератаки и вмешательство в президентские выборы в США, а так-

же продолжающаяся агрессия в Сирии» [Законопроект о санкциях.., 2017]. Россия оказалась в одном списке с международными террористами и названа «врагом» Соединенных Штатов. Наказание может применяться к любым контрагентам компаний из санк-ционного списка, заключившими с ними существенную сделку. В частности, меры могут быть введены в отношении любых предприятий, которые вовлечены в развитие, обслуживание, модернизацию или ремонт российских экспортных нефте- и газопроводов, в т. ч. обслуживающих страны ЕС. Объем капиталовложений в такие проекты не должен превышать 1 млн долл. единовременно, а в сумме - не более 5 млн в течение года. По экспертным оценкам, у России 90 экспортных трубопроводов, поставляющих углеводородное сырье в 13 стран мира, пять из которых являются членами ЕС. Из них - три нефтепровода и три газопровода с долевым участием западноевропейцев или Соединенных Штатов Америки. Закон вводит ограничения на передачу РФ технологий США по разведке и добыче нефти на больших глубинах, арктическом шельфе и в сланцевых месторождениях. Они касаются российских компаний с долей государства от 33%. Кроме того, в санкционные списки могут быть включены принадлежащие России предприятия железнодорожной, транспортной, металлургической отраслей. Ужесточается действующий режим финансовых санкций -максимальный срок финансирования российских банков сокращается до 14 дней, компаний нефтегазового сектора - до 60 дней [Владислав Белов, 2017].

Единственный конкретно названный в законе проект - «Северный поток-2», который якобы оказывает «вредное влияние на энергетическую безопасность ЕС, развитие газового рынка в Центральной и Восточной Европе, а также энергореформы на Украине»1.

1 В середине марта 2018 г. группа из 39 американских сенаторов призвала администрацию Дональда Трампа использовать «все имеющиеся в ее распоряжении средства» для предотвращения строительства газопровода и ввести санкции против компаний, участвующих в реализации второй очереди трубопровода. 15 марта они направили письмо на имя Ст. Мнучина (министр финансов) и Дж. Салливана (заместитель государственного секретаря). - Прим. авт.

Ограничения также могут затронуть критически важные для ЕС проекты, как, например, «Балтийский сжиженный природный газ». Несмотря на ссылки на трансатлантическое партнерство и необходимость согласовывать свои действия с европейскими союзниками, их позиция в ходе обсуждения законопроекта практически не была принята во внимание. Впервые санкции напрямую затрагивают «священную корову» российско-европейских отношений - добычу и поставки газа. Может пострадать вся трубопроводная инфраструктура РФ - вместе с ней в зоне существенных рисков оказывается отечественный экспорт углеводородов.

Политическая подоплека не скрывает очевидные геоэкономические цели США - постепенное вытеснение российских компаний с европейского рынка углеводородов и завоевание их сегментов и долей. Это объективно повышает вероятность не только ухудшения конкурентоспособности хозяйственно-политического пространства ЕС, но и снижения уровня его энергетической безопасности. В отличие от санкций 2014 г., новые со стороны США вносят элемент непредсказуемости в поведение экономических субъектов. Санкции будут накладываться не автоматически, а по решению президента. Определять, является ли сделка существенной, каждый раз будет Государственный департамент. Рост неопределенности (неизвестно, как, когда и против кого могут применяться те или иные санкции) и связанные с этим риски вновь оттолкнули от российских рынков часть европейского малого и среднего бизнеса, который только планировал выйти на них.

Опасения германского и общеевропейского бизнеса оправдались. 6 апреля 2018 г. Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) при Министерстве финансов США расширило «Список лиц особых категорий» (SDN) и впервые включило в него 7 крупных российских предпринимателей, 12 контролируемых ими компаний, один банк, а также 17 российских чиновников и государственную оборонную компанию. Их капиталы замораживаются. С этого момента гражданам США запрещено совершать с ними какие-либо операции и вести дела. Более того, под действие этих экстерриториальных санкций теперь могут попасть и граждане других стран, в т. ч. ФРГ, в случае осу-

ществления «значительных транзакций» с участниками списка SDN (либо членами их семей). В этом случае они могут быть также включены в этот список со всеми вытекающими последствиями (например, лишение доступа к рынку США и долларовым транзакциям). Впервые экономические субъекты ФРГ и других стран ЕС, имеющих кооперационные связи с Россией, оказались под прямым действием экстерриториальных санкций Соединенных Штатов и, соответственно, под угрозой существенных потерь.

Попытки противодействия санкциям США

В середине июня 2017 г. глава МИД Германии З. Габриэль и федеральный канцлер Австрии К. Керн подвергли жесткой и весьма эмоциональной критике проект новых экстерриториальных (и незаконных с их точки зрения) санкций США в отношении России из-за возможного ущерба европейским компаниям, участвующим в обеспечении энергоснабжения стран ЕС. Совместное заявление опубликовано на сайте внешнеполитического ведомства ФРГ. В частности, в нем сказано: «Энергоснабжение Европы является делом Европы, а не Соединенных Штатов Америки! Мы сами решаем, кто и как поставляет нам энергию - согласно правилам открытости и рыночной конкуренции!» [Außenminister Gabriel.., 2017]. Но призыв европейских политиков не был услышан.

Наряду с июньским протестом З. Габриэля и К. Керна жесткую позицию по отношению к закону и его поэтапной реализации заняло германское деловое сообщество - в первую очередь, его лоббистские структуры, ратующие за обеспечение интересов на восточном внешнеэкономическом векторе их деятельности: Восточный комитет немецкой экономики и Германо-Российская внешнеторговая палата (ГРВТП). Последняя проводит регулярные опросы своих членов, где вопросам санкций против России уделяется особое внимание. Согласно результатам опроса ГРВТП (август 2017 г., приняли участие 193 компании), 97% опрошенных оценили CAATS отрицательно, среди них 77 - «однозначно негативно». 52% сообщили, что новые санкции затронут их бизнес косвенно -через поставщиков и клиентов. Именно этого опасается основная часть компаний. Около трети респондентов указали, что новые

американские санкции США их не затронут. 18% опрошенным было не ясно, каким образом повлияют санкции на их бизнес, 65 -ожидали негативных последствий возможных санкций для их бизнеса: 12% опрошенных готовились к серьезному снижению оборота, 53 - к менее серьезному снижению, а 35% полагали отсутствие влияния на оборот компании. Большинство было уверено, что штрафные санкции коснутся прежде всего новых проектов (особенно в сфере строительства трубопроводов), скажутся на участвующих в них поставщиках, а также на компаниях, сотрудничающих с российскими энергетическими концернами. 44% считали, что они повлияют на уже реализуемые проекты, 23% были уверены в обратном [Результаты опроса.., 2017].

Кроме того, в августе 2017 г. представители германского бизнеса отметили психологические последствия возможных санкций США - они уже тогда побуждали фирмы к осторожности и выжидательной позиции, что объективно в среднесрочной перспективе ведет к снижению инвестиционной активности, сдержанности в планировании, ориентации на минимизацию рисков. Этому способствует нечеткость формулировок закона и связанная с этим неясность в отношении проектов, которые могут попасть под действие санкций. 70% респондентов указали на преимущественно экономическую направленность этих мер: санкции призваны продвигать хозяйственно-политические интересы США и их компаний. 73% призвали ЕС и правительство ФРГ к возможным ответным мерам - в случае, если от CAATS пострадают европейские компании [Результаты опроса.., 2017].

В апреле 2018 г. ГРВТП провела очередной «санкционный» опрос, в котором приняли участие 154 компании, представляющие ключевые отрасли промышленности (машино- и станкостроение, химия, электротехника и электроника) и сферы услуг (строительство, оптовая и розничная торговля, консалтинг) [Опрос.., 2018]. Многие из них имеют деловые отношения с компаниями или лицами из американского «Списка лиц особых категорий». Заявленные США в начале апреля 2018 г. санкции впервые напрямую затрагивают их бизнес, что может привести к падению оборотов/ снижению объемов поставок на российские рынки. Не исключены по-

тери вследствие вынужденного отказа от исполнения договоров, срыва сделок, отмены проектов, потери потенциальных клиентов; налаженные и строившиеся годами деловые отношения с компаниями из санкционного списка оказались под угрозой разрыва. Многие германские инвесторы предпочтут занять выжидательную позицию, а общее количество инвестиционных проектов с германским участием может сократиться.

Новые санкции США существенно осложняют бизнес германских кредитных и финансовых институтов, в т. ч. в области проектного финансирования. Российские клиенты могут теперь столкнуться с еще большими проблемами в поиске заемных средств для закупок германских машин и оборудования. Не исключено дальнейшее снижение активности банков ФРГ в России и потере ими позиций в своих нишах, что окажет косвенное негативное влияние на деятельность их немецких клиентов на российских рынках. Треть опрошенных компаний заявили, что апрельские санкции существенно или очень существенно затронут их бизнес; треть оценили степень воздействия санкций как среднюю и еще одна треть считает, что санкции едва затронут их бизнес либо не затронут совсем. Краткосрочные потери в текущем финансовом году респонденты оценили в диапазоне от 271 млн до 377 млн евро; среднесрочные - около 0,82 млрд евро. При наихудшем сценарии, по оценкам опрошенных компаний, они могли потерять 1,5 млрд евро [Опрос.., 2018]. Тем не менее, несмотря на все риски и опасности, немецкий бизнес намерен сохранить высокий уровень своей активности в России или даже повысить его. 79% респондентов считают, что правительство ФРГ должно открыто критиковать новые санкции и содействовать тому, чтобы немецкие компании и их представители не попали под американское санк-ционное воздействие. 19% опрошенных считают более эффективной лоббистскую работу и ожидают от немецкой исполнительной власти последовательного воздействия на Вашингтон на политическом уровне.

Резко выросшие внешнеэкономические риски в кооперации с российскими партнерами побудили немецкий бизнес обратиться к федеральному канцлеру А. Меркель с просьбой включить в по-

вестку переговоров с президентом США Д. Трампом вопрос об исключении компаний ФРГ и других стран ЕС из экстерриториального действия санкционного списка SDN. Она пошла навстречу этим пожеланиям, но успехов на переговорах 27 апреля 2018 г. в Вашингтоне ей достичь не удалось. Можно выразить осторожную надежду, что Д. Трамп, возможно, перенесет обсуждение важного для европейцев вопроса на встречу с президентом РФ В.В. Путиным.

В течение 2017 г. внешняя политика США продемонстрировала превращение в часть внутренней - Конгрессом был принят закон CAATS, который тактически направлен против нынешнего президента Соединенных Штатов, а стратегически - на обеспечение геополитических интересов нефте- и газодобывающих компаний США в Европе. Политики Соединенных Штатов Америки прекрасно понимают, что он не окажет существенного влияния на поведение высшей российской власти. Самое неприятное в этой связи - закон CAATS вряд ли будет отменен в ближайшие годы. Это особенность законодательной практики Соединенных Штатов Америки. Известная поправка «Джексона - Вэника» об ограничении на торговлю между США и СССР, принятая в 1974 г., была отменена только спустя 38 лет. На сегодняшний день ясных и понятных рецептов противодействия протекционизму Соединенных Штатов Америки пока нет.

Во вторую половину 2018 г. российско-германские экономические отношения вступили в весьма неблагоприятных условиях. К действующим с 2014 г. санкциям ЕС добавляется новый жесткий санкционный режим США с трудно предсказуемыми последствиями для ведущих отраслей экономики России и ее хозяйственной кооперации с ФРГ и другими европейскими странами. Постепенное смягчение и даже отмена санкций ЕС в среднесрочной перспективе не смогут изменить ситуацию. Частично риски могут быть компенсированы через сотрудничество с Китаем, но особых успехов здесь вряд ли можно достичь. Как и в прежние годы, остается надеяться на собственные силы, а именно на продолжение непростых процессов дебюрократизации отечественной экономи-

ки, борьбу с коррупцией, усиление судебно-правовой защищенности экономических игроков и разумную государственную поддержку малого и среднего бизнеса (без которого не может быть достигнуто новое качество народнохозяйственного развития), на рост конкуренции между регионами РФ.

Список литературы

Владислав Белов. Лекарство от давления // Коммерсант. ги. - 2017. -22.11. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3473394 (Дата обращения - 30.04.2018).

Европа XXI века: Новые вызовы и риски / Отв. ред. Ал. А. Громыко, В.П. Федоров; РАН. Институт Европы. - М.; СПб.: Нестор-История, 2017. -584 с.

Законопроект о санкциях: Детально и в подробностях // Голос Америки. - 2017. - 26.07. - Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/ amp/house-sanctions-resolutions/3960313.html (Дата обращения -10.10.2017).

Опрос: Новые санкции США против российских компаний и их влияние на немецкий бизнес в России // АНК. - 2018. - 25.04. - Режим доступа: https://russland.ahk.de/fileadmin/AHK_Russland/Newsroom/ 2018/04/25_PM_US-Sanktionen/2018-04-25_PM_AHK-Umfrage-US-Sanktione n_Auswertung_RU.pdf (Дата обращения - 28.04.2018).

ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ И ДОКТРИНАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ, КАСАЮЩИХСЯ САНКЦИЙ. - 2017. - Режим доступа: http://sanctionsregula tions.ru/ wp-content/uploads/Перечень-актов-и-доктринальных-источни ков-касающихся-санкций-2.pdf (Дата обращения - 28.04. 2018).

Результаты опроса: Новые санкции США и их последствия для немецкого бизнеса в России // АНК. - 2017. - 13.09. - Режим доступа: https://russland.ahk. de/fileadmin/AHK_Russland/Newsroom/Newsarchiv /2017/09/ 13_PK_US-Sanktionen/2017_Eгgebnisse_Umfгage_US-Sanktionen_ RU.pdf (Дата обращения - 20.09.2017).

Россия возвращается на мировой рынок // Вести. - 2017. - 26.06. -Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/86975 (Дата обращения - 30.04.2018).

Россия - ЕС: Особенности экономических отношений в современных условиях. Часть II / Под ред. А.И. Бажана (отв. ред.), К.Н. Гусева, А.А. Масленникова; РАН. Институт Европы. - М., 2014. - 114 с.

Тимофеев И.Н. Санкции против России: Направления эскалации и политика противодействия. Российский совет по международным делам (НП РСМД): Доклад № 37/2018. - М.: НПРСМД, 2018. - 32 с.

Три года санкций против России: Потери и приобретения. - 2017. -18 марта. - Режим доступа: http://новости-россии.га-an.info/новости/ три-года-санкций-против-россии-потери-и-приобретения/ (Дата обращения -30.04.2018).

Фёдоров В. П. Нужны ли экономические санкции? // Современная Европа / РАН. Институт Европы. - 2015. - № 3. - С. 134-136.

Außenminister Gabriel und der Osterreichische Bundeskanzler Kern zu den Russland-Sanktionen durch den US-Senat // Auswärtiges Amt [site]. -2017. - 15.06. - Mode of access: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsro om/170615-kern-russland/290664 (Date of access - 30.04.2018).

Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. - Berlin, 2018. - 7. Februar. - 179 S.

Folgen der Sanktionen zwischen der EU und Russland für die deutsche Wirtschaft // Wirtschaftsdienst [site]. - 2016. - Mode of access: https://archiv. wirtschaftsdienst.eu/jahr/2016/7/ folgen-der-sanktionen-zwischen-der-eu-und-russland-fuer-die-deutsche-wirtschaft/ (Date of access - 30.04.2018).

GTAI-Special Russland-Sanktionen. - 2018. - 11.04. - Mode of access: http://www.gtai.de/GTAI/Navigation/DE /Trade/Maerkte/Specials/russlan d-sanktionen.html (Date of access - 30.04.2018).

Peterson Institute for International Economics. - 2018. - Mode of access: https://piie.com/ (Date of access - 30.04.2018).

Russlandsanktionen; Alle Nachrichten und Informationen der F. A.Z. zum Thema. - 2018. - 8.05. - Mode of access: http://www.faz.net/aktuell/ politik/thema/sanktionen-gegen-russland (Date of access - 30.04.2018).

Russland-Sanktionen kosteten die EU-Länder 30 Milliarden Euro. -2017. - 6.10. - Mode of access: http://www.wifo.ac.at/jart/prj3/wifo/ resources/person_dokument/person_dokument.jart?publikationsid=60666& mime_type=application/pdf (Date of access - 30.04.2018).

Sanktionen in Zusammenhang mit der Ereignissen in der Ukraine // Bundestag [site]. - 2017. - 15.06. - Mode of access: https://www.bundestag. de/blob/515820/75b18131eead30b280426665c489b2c2/wd-2-052-17-pdf-data. pdf_(Date of access - 30.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.