АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ ИЕ РАИ
УДК 327, 339.9 Владислав БЕЛОВ
АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация. Весной 2018 г. в Германии был избран федеральный канцлер, сформировавший новое правительство, в России - президент, обновивший кабинет министров. Оба лидера заявили о необходимости продолжения конструктивного диалога между нашими странами. Эти события произошли на фоне существенного ухудшения отношений РФ с коллективным Западом, в первую очередь, с США. Одновременно обострились проблемы в торгово-экономическом трансатлантическом сотрудничестве. Наряду с введением Соединёнными Штатами заградительных пошлин на сталь и алюминий появилась угроза применения американских экстерриториальных санкций к немецким и другим европейским компаниям. Автор анализирует перспективы российско-германских отношений в условиях новых и прежних вызовов и даёт рекомендации по их дальнейшему развитию.
Ключевые слова: Россия, Германия, Евросоюз, США, российско-германское сотрудничество, Минские соглашения, санкции.
Март 2018 г. стал особенным для российско-германских отношений. 12 марта был подписан (согласованный ещё в начале февраля с.г.) коалиционный договор между блоком ХДС/ХСС и СДПГ. 14 марта по представлению федерального президента Ф.-В. Штайнмайера бундестаг избрал А. Меркель главой правительства ФРГ, которое она сформировала в соответствии с партийными договорённостями. Спустя 4 дня граждане России проголосовали за В.В. Путина как президента страны. Для обоих лидеров - это возможность проявить себя в четвёртый раз: для немецкого - как федерального канцлера, российского - как главы государства, в т.ч. в сфере сотрудничества между РФ и ФРГ. От их личного вклада во многом зависит его дальнейшее поступательное развитие.
Эти события произошли на фоне резко ухудшившихся отношений между Россией и Западом, обусловленных так называемым "делом Скрипалей", бомбарди-
© Белов Владислав Борисович - кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, заведующий Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАИ. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32018125132
ровкой Сирии в связи с мнимой химической атакой и усилением санкционного давления со стороны США на высшую российскую политическую и экономическую верхушку. Фактически исчезли красные линии в диалоге РФ с коллективным Западом, стороны перестали слышать друг друга и воспринимать посылаемые сигналы. Жёсткие секторальные санкции Министерства финансов США от 6 апреля с.г. в отношении ряда российских гражданских и юридических лиц ещё больше обострили ситуацию. Впервые они напрямую затронули интересы компаний из третьих стран, в первую очередь, европейских. Опасения немецкого бизнеса в связи с принятием 2 августа 2017 г. Закона США CAATS подтвердились - его субъекты попали под прямое влияние ограничительных мер Америки, в связи с чем резко выросли риски экономического сотрудничества с Россией. Российско-германская хозяйственно-политическая кооперация неожиданно стала составной частью германо-американского дискурса. А. Меркель во время короткой встречи с Д. Трампом 27 апреля 2018 г. по просьбе своего предпринимательского сообщества обсудила возможности введения исключений для нового санкционного режима, но не встретила понимания американского президента.
Россия в коалиционном договоре
Принципы отношений нового правительства Германии с РФ изложены в пункте 4 раздела XII коалиционного договора [Ein neuer Aufbruch für Europa, 2018]. В нём указывается, что ФРГ заинтересована в хороших отношениях с нашей страной и в тесном взаимодействии для обеспечения мира и урегулирования важнейших международных вызовов. Особо подчёркивается наличие большого потенциала сотрудничества в торгово-экономической области и существенный интерес к кооперации в гражданско-общественной сфере. Социал-демократам удалось настоять на том, чтобы наряду с упоминанием необходимости выполнения Минских соглашений речь шла и о возможном смягчении санкций по мере их реализации. Не исключено, что именно благодаря СДПГ внесено положение об общем экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока - идея, высказанная в своё время Р. Про-ди, всегда поддерживалась российской стороной.
У партнёров по правительственной коалиции существуют внутрипартийные особенности восприятия восточного вектора внешней политики. Их сближает уход из бундестага и активной политической жизни корифеев остполитик, определявших в последние годы содержание российско-германского диалога на разных уровнях, и приход молодого поколения, объективно не пропитанных духом Московского договора и разрядки времён Вилли Брандта. Снизился профессиональный уровень восприятия сути отношений между нашими странами. Одновременно существенно вырос прагматизм. Примером является назначение на пост уполномоченного федерального правительства по отношениям с Россией, странами Восточного партнёрства и Средней Азии Дирка Визе - молодого социал-демократа (34 года), для которого восточный вектор ауссенполитик выглядит как чистый лист бумаги.
Партии коалиции различает подход к России - у блока он более жёсткий в сравнении с социал-демократами, в целом сохраняющих верность принципам ост-политик. Не случайно, они подвергли критике своего однопартийна X. Мааса, нового министра иностранных дел за явный отход в первые недели своей деятельно-
сти от этих принципов. Кстати, он учёл это при рабочем визите в Россию - в ходе переговоров 10 мая с.г. с коллегой C.B. Лавровым было достигнуто взаимопонимание по большинству международных вопросов. После этого руководство партии выразило поддержку относительно жёсткой позиции главы внешнеполитического ведомства.
Важно, что в коалиционном знаменателе - стремление к последовательному улучшению отношений с важнейшим политическим и экономическим игроком на постсоветском пространстве евразийского континента, сокращению конфронтаци-онного потенциала и усилению взаимодействия по всем важнейшим направлениям.
Политические аспекты сотрудничества
Рабочая встреча российского и немецкого лидеров в Сочи 18 мая 2018 г.1 подтвердила этот факт - и А. Меркель, и В.В. Путин охарактеризовали взаимные отношения как хорошие и положительно оценили перспективы их развития во всех сферах. Это произошло на фоне отрицательной оценки многими отечественными и немецкими экспертами состояния двустороннего сотрудничества, которые как накануне встречи, так и после неё состязались в уровне негативности характеристик - от "глубокого кризиса" до "полного взаимного непонимания и недоверия" [Андрей Кортунов; Дмитрий Тренин; Дмитрий Стратиевский; Штефан Майстер, Liana Fix, 2018]. И, если российские СМИ, начиная с мая 2017 г., в целом занимают нейтральную позицию по отношению к Германии и её политическому истэблишменту, то в германском общественно-политическом дискурсе преобладают негативные оценки и критический настрой к освещению событий в России.
У РФ и ФРГ всегда было своё отношение к большинству вопросов международной безопасности, особенно к причинам возникновения конфликтов и путям их разрешения. Но всегда присутствовало стремление к взаимному обсуждению и пониманию позиций друг друга. На разных этапах нашего сотрудничества степень взаимопонимания существенного различалась. Низшей точки она достигла весной-осенью 2014 г. и стала постепенно возрастать с февраля 2015 г. В Сочи это проявилось в оценке сирийского, иранского и украинского кризисов. При ряде принципиальных различий были найдены точки соприкосновения, которые должны послужить для продолжения диалога на политическом и экспертном уровне. Например, прозвучала необходимость возрождения контактов по линии НАТО-Россия.
Немецкий политический истэблишмент по-прежнему не признаёт Крым в качестве субъекта РФ, считает его переход в другую государственную юрисдикцию аннексией и грубым нарушением норм международного права, осуждает участие России в поддержке непризнанных республик Донбасса. Большинство его представителей настаивает на ведущей роли нашей страны в выполнении Минских соглашений, к которым привязана основная часть санкционного режима Евросоюза. Во многом с этим связана жёсткая позиция А. Меркель в отношении невозможности возврата России в клуб ведущих мировых держав.
1 Примечательно, что в этот день В.В. Путин утвердил новый состав правительства РФ. В Сочи А. Меркель также пообщалась с Д.А. Медведевым и C.B. Лавровым.
Современная Европа, 2018, №3
Отметим различия в подходах к РФ представителей оппозиционных партий в бундестаге. Традиционно наиболее жёсткую позицию занимают "зелёные", делающие упор на демократических ценностях и правах человека и призывающих сохранить санкционных режим. Либералы занимают относительно сдержанную позицию. Придерживаясь ценностного подхода, они выступают за постепенное смягчение санкций по мере выполнения Минских соглашений. Во многом про-российски настроены представители партий "Левая" и "Альтернатива для Германии". Последняя призывает признать Крым частью Российской Федерации. Депутат Робби Шлунд от "АдГ" (у этой партии - крупнейшая оппозиционная фракция) возглавил рабочую группу по отношениям между бундестагом и Государственной думой („Группа дружбы"). Данный факт ставит под вопрос эффективность её функционирования со стороны нижней палаты немецкого парламента - большинство членов бундестага не хотят сотрудничать с российскими коллегами под руководством "Альтернативы".
Экономическая кооперация
Непосредственно со сферой политики связана экономика - в 2017 г. был достигнут явный прогресс: почти на 20% вырос российско-германский внешнеторговый оборот, увеличились взаимные капиталовложения в форме прямых инвестиций [Белов В.Б. Хозяйственно-политические успехи, 2018]. В экономической сфере приоритет объективно принадлежит энергетике. Здесь у обеих сторон есть профессиональное понимание основ энергетической безопасности России, Германии и Евросоюза, а также стремление исключить из неё политические факторы. Руководство ФРГ с весны 2018 г. проявляет себя явным лоббистом Украины. Оно неоднократно обращалось к России с просьбой наряду с будущими поставками газа через "Северный поток - 2" сохранить транзит через украинскую газопроводную систему. В.В. Путин, вполне корректно и положительно отреагировав в Сочи на просьбу А. Меркель, подчеркнул, что в этом вопросе решающим должна быть экономическая обоснованность транзитных поставок газа. Одновременно он выразил понимание позиции американского президента, открыто лоббирующего интересы своих углеводородных компаний на европейских рынках. Контекст понятен: в этих целях Д. Трамп использует политический инструментарий (через санкционное давление), против которого выступает Европа [Владислав Белов, 2018].
Негативно оценив последствия возможных экстерриториальных американских санкций, оба лидера констатировали, что на сегодняшний день у Германии, ЕС и России нет адекватных ответов на них. Накануне сочинских переговоров председатель Еврокомиссии Ж.-К. Юнкер в Софии заявил о задействовании с 18 мая с.г. так называемого Блокирующего Статута ЕС от 1996 г., призванного нейтрализовать экстерриториальные эффекты ограничительных мер США. Россия подготовила свой Закон о противодействии, вступивший в силу 5 июня с.г. Его проект вызывал серьёзные опасения и отечественного и европейского бизнеса. По запросу немецких компаний федеральный канцлер обратилась к президенту РФ с просьбой учесть риски возможных негативных последствий для российско-германской хозяйственной кооперации. В.В. Путин пообещал, что Закон не затронет интересы компаний из РФ и ЕС.
Накануне сочинского саммита министр экономики и энергетики ФРГ П. Альт-майер в Москве обсудил блок хозяйственно-политических вопросов со своими российскими коллегами. 14-15 мая он провёл встречи с двумя ведущими российскими министрами экономического блока (Д. Мантуров, А. Новак), сохранившими свои посты в новом правительстве РФ, и Д.А. Медведевым. Наряду с энергетикой (П. Альтмайер занялся "челночной газовой дипломатией", прилетев в Москву из Киева и улетев туда же), обсуждались и другие вопросы. Немецкий министр обратил внимание на то, что есть много сфер, не затронутых взаимными санкционными режимами ЕС и РФ, в которых можно более активно развивать двустороннюю кооперацию, в т.ч. вовлекая в них малые и средние предприятия. Важно, что в конце июня с.г. в Москве прошло очередное заседание Российско-германской стратегической рабочей группы по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), возобновившей работу в начале лета 2016 г.
Хорошие перспективы имеет сотрудничество в области цифровизации экономики - как на уровне правительственных структур, так и на уровне отдельных компаний [Белов В.Б. Цифровая повестка, 2018].
В последние годы Россия и Германия, несмотря на взаимные санкции ЕС и РФ, активно продолжают взаимную научно-техническую кооперацию - в ней участвуют как академические и отраслевые научные учреждения, так и высшие учебные заведения. Успешно идёт студенческий обмен и культурно-гуманитарное сотрудничество. 14 сентября с.г. в Берлине в присутствии глав внешнеполитических ведомств будут подводиться итоги взаимного Года муниципальных партнёрств.
Европейский аспект отношений
Обсуждение вопросов политического и экономического взаимодействия России и Евросоюза продолжилось в конце мая с.г. во время встречи В.В. Путина и Э. Макрона на Петербургском международном экономическом форуме, а также в начале июня с.г. в ходе визита российского президента в Австрию и его переговоров с федеральным президентом ван дер Белленом и канцлером С. Курцем. И немецкий, и французский, и австрийские лидеры послали однозначные сигналы своим европейским коллегам о том, что пришло время:
• возобновления и расширения диалога с Россией во всех сферах, (в т.ч. визовой),
• более активного вовлечения в обсуждение политических и экономических вопросов не только глав государств и правительств, но и ведущих функционеров институтов Евросоюза,
• противодействия анти-российскому европейскому лобби, во многом ориентирующемуся на деструктивную политику США, соответственно, активного поиска путей обхода американских экстерриториальных санкций,
• поиска знаменателя общих хозяйственно-политических интересов, например, понимания того, что проекты "Северного потока" усиливают энергетическую безопасность Европы и стран Евросоюза, соответственно, необходимости скорейшего начала строительства его третьей и четвёртой ниток.
Считаю, что в этом контексте одним из важных вопросов в будущей повестке хозяйственно-политических переговоров должно стать обсуждение вклада ФРГ и
РФ в давно предложенный C.B. Лавровым взаимный аудит отношений между РФ и ЕС, а также в начало диалога между руководящими органами ЕС и ЕАЭС.
Выводы
По состоянию на середину 2018 г. у российско-германского сотрудничества обозначились хорошие шансы для продолжения поступательного развития. Это касается всех сфер - политической, экономической, гуманитарной.
Россия и Германия готовы к конструктивному обсуждению на двустороннем уровне всех основных мировых проблем и существующих международных конфликтов, в т.ч. и на постсоветском пространстве. Понятно, что оно будет вестись в контексте трансатлантических и есовских интересов ФРГ и евразийского вектора внешней политики РФ. Кремлю предстоят сложные переговоры о необходимости смещения приоритетов от развития отношений на двустороннем уровне, на котором настаивает ЕС ("ЕС - постсоветские государства"), к отношениям между Евросоюзом и Евразийском экономическим союзом. Они будут идти параллельно с обсуждением возможностей постепенного восстановления институционального сотрудничества Москвы с Брюсселем. Здесь стоит учитывать существенно укрепившийся германо-французский тандем.
Определённого сближения позиций можно ожидать в сфере противодействия неадекватному поведению американской администрации во главе с президентом Д. Трампом.
Камнем преткновения останутся вопросы, связанные с Крымом и ситуацией на Юго-Востоке Украины. Сохранится жёсткая позиция Германии в отношении санк-ционного режима Евросоюза и, соответственно, Минских соглашений. Шансов на смягчение санкций по причине деструктивной позиции Украины очень мало.
Что касается взаимных экономических ограничительных мер ЕС и РФ, то немецкие и российские компании в целом приспособились к ним. Как показал 2017 г., бизнес способен к дальнейшему восстановлению и развитию кооперационных связей во всех народнохозяйственных сферах. Более того, взаимное экономическое сотрудничество способно внести важный вклад в выполнение майских указов президента РФ. Ведущее место в этом должен занять малый и средний бизнес наших стран. Хорошие перспективы существуют в сфере цифровизации - кооперация в ней, начиная с 2016 г., набирает обороты, в том числе в рамках немецкой стратегии "Индустрия 4.0".
Угрозу для ряда совместных проектов, особенно в энергетике, представляют возможные американские экстерриториальные санкции. Немецкие и европейские компании рассчитывают на Закон ЕС от 1996 г. Но эффективность его правоприменения под вопросом. Другими словами, адекватного ответа противоправным действиям США ни у Германии, ни и у России пока нет. Немецкий бизнес занял выжидательную позицию. Его дальнейшее взаимодействие с российскими компаниями, попавшими под ограничительные меры американской администрации, во многом будет зависеть от позиции федерального правительства.
В этом контексте надо более активно использовать существующие двусторонние дискуссионные площадки, на которых обсуждать перспективы противодействия санкциям США и возможностей качественного и количественного углубле-
ния двустороннего сотрудничества. Немецкая сторона готова увеличить финансирование существующих форумов. Думаю, что и Россия могла бы сделать такой же шаг. Потенциал таких площадок уникален. Такого нет в отношениях с другими странами. Однако пришло время критически оценить результативность каждой из дискуссионных платформ, особенно "Петербургского диалога", подумать о повышении эффективности дискуссий и усилении их направленности на выработку конкретных рекомендаций федеральным и региональным властям в области развития двусторонней кооперации на всех уровнях и во всех областях.
Необходимо подумать о более активном использовании "мягкой силы" и её разнообразных институтов для продвижения лучших практик взаимного сотрудничества. Имеет смысл обратить внимание на деятельность различных некоммерческих организаций, например, Общества "Россия-Германия", которое готово инициировать новый тип независимых общественных дискуссий в формате "Российско-германских бесед". Это будут специализированные (философские, литературные, политические, молодёжные, цифровые, инновационные и пр.) встречи представителей экспертного сообщества (в формате интерактивного обсуждения), проходящие поочередно в немецких и российских небольших городах.
С учётом хорошего состояния взаимодействия в научно-технической и гуманитарных сферах имеет смысл возобновить обсуждение возможного смягчения визового режима ЕС и РФ для учёных, студентов, школьников и представителей сферы культуры.
Список литературы
Андрей Кортунов (2018). Советы постороннего: несколько пожеланий Федеральному канцлеру. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sovety-postoronnego-neskolko-pozhelaniy-federalnomu-kantsleru/ (Дата обращения 17 июня 2018 г.)
Белов В.Б. (2018) Хозяйственно-политические успехи немецкого бизнеса в России // Научно-аналитический вестник ИЕРАН. №2. С. 92-100. URL:
http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/15_6enoB_ycnexH_HeMe4Koro_6H3Heca.pdf (Дата обращения 17 июня 2018 г.)
Белов В.Б. (2018) Цифровая повестка российско-германской хозяйственной кооперации // Современная Европа. № 2 (81), март-апрель. С. 120-128.
Владислав Белов (2018). Перспективы реализации проекта "Северный поток - 2" // Аналитические записки ИЕ РАН. №26, (№122).
URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2018/an122.pdf (Дата обращения 17 июня 2018 г.)
Дмитрий Стратиевский (2018). Германо-российские отношения - конец Остполитик? URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/germano-rossiyskie-otnosheniya-konets-ostpolitik/?sphrase_id=13814762 (Дата обращения 17 июня 2018 г.)
Дмитрий Тренин (2018). Россия и Германия: от отчуждения к новому соседству. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiya-i-germaniya-ot-otchuzhdeniya-k-novomu-sosedstvu/ (Дата обращения 17 июня 2018 г.)
Штефан Майстер (2018). Поиск новой основы российско-германских отношений. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/poisk-novoy-osnovy-rossiysko-germanskikh-otnosheniy/?sphrase_id=13814762 (Дата обращения 17 июня 2018 г.)
References
Andrey Kortunov (2018). Sovety postoronnego: neskol'ko pozhelaniy Federal'nomu kantsleru. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sovety-postoronnego-neskolko-pozhelaniy-federalnomu-kantsleru/ (accessed at 17.05.2018)
Belov V.B. (2018) Khozyaystvenno-politicheskiye uspekhi nemetskogo biznesa v Rossii // Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN. №2. S. 92-100. URL:
http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/15_belov_Uspekhi_nemetskogo_biznesa.pdf (accessed at 17.05.2018)
Belov V.B. (2018) Tsifrovaya povestka rossiysko-germanskoy khozyaystvennoy kooperatsii // Sov-remennaya Yevropa. № 2 (81), mart-aprel'. S. 120-128
Vladislav Belov (2018). Perspektivy realizatsii proyekta "Severnyy potok - 2" // Analiticheskiye zapiski IYE RAN. №26, (№122). URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2018/an122.pdf (accessed at 17.05.2018)
Dmitriy Stratiyevskiy (2018). Germano-rossiyskiye otnosheniya - konets Ostpolitik? URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/germano-rossiyskie-otnosheniya-konets-ostpolitik/?sphrase_id=13814762 (accessed at 17.05.2018)
Dmitriy Trenin (2018). Rossiya i Germaniya: ot otchuzhdeniya k novomu sosedstvu. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiya-i-germaniya-ot-otchuzhdeniya-k-novomu-sosedstvu/ (accessed at 17.05.2018)
Shtefan Mayster (2018). Poisk novoy osnovy rossiysko-germanskikh otnosheniy. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/poisk-novoy-osnovy-rossiysko-germanskikh-otnosheniy/?sphrase_id=13814762 (accessed at 17.05.2018)
Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. Berlin, 7. Februar 2018. S. 149-150
Liana Fix. Deutsche Russlandpolitik muss international Verantwortung übernehmen. URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/inland/deutsche-russlandpolitik-muss-international-verantwortung-uebernehmen-15582078.html (accessed at 17.05.2018)
Actual Challenges for Russian-German Relations
Author. Vladislav B. Belov , PhD, Deputy Director of IE RAS, Chief of Department for countries researches, Chief of Center for German studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mohovaja Str., Russia, Moscow, 125009. E-mail: vladisbelov@yandex
Abstract. In the spring of 2018, in Germany federal chancellor was elected, in Russia - the president. Both leaders updated the government cabinet and stated the need to continue constructive dialogue between our countries. At the same time, relations between the Russian Federation and the collective West (in the first place, with the United States) deteriorated substantially. The EU has problems in economic trans-atlantic cooperation. There was a threat of using American extraterritorial sanctions against German and other European companies. The author analyzes the prospects for Russian-German relations in the face of new and old challenges and gives recommendations on their further development
Keywords: Russia, Germany, EU, US, Russian-German cooperation, Minsk agreements, sanctions.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32018125132