УДК 372.878
О.И. Луконина
Роль интерактивных технологий в процессе изучения современной музыки
В статье рассматриваются интерактивные технологии в рамках организации современного музыкально-образовательного процесса обучения. Автор представляет различные методы интерактивного изучения направлений современной музыки - алеаторики, сонорики, электронной музыки - с позиций симультанного подхода в освоении современных произведений искусств.
Ключевые слова: интерактивные технологии, музыкальное образование, симультанный подход.
O.I. Lukonina
The role of interactive technologies in the process of the contemporary music studying
The article deals with interactive technologies under the organization of the modern musical and educational process of studying. The author presents various methods of interactive studying of modern music areas - aleatory music, sonorism, electronic music - from the point of simultaneous approach in the learning of modern works of art.
Keywords: interactive technology, music education, simultaneous approach.
В настоящее время все с большей очевидностью определимы тенденции к интеграции всех сфер образования с учетом требований, предъявляемых к новейшей образовательной среде в деле внедрения последних новаций в области науки и образования. Расширение содержательного поля, связанного с интеграцией разных видов искусств, актуализирует симультанный подход в освоении современных произведений искусств. Сегодня постижение современной музыки как сложного многоликого пласта художественной культуры возможно только в рамках инновационных методологий. Интерактивные технологии как организация современного музыкально-образовательного процесса обучения вбирают в себя аудиовизуальные практики, актуализируемые в рамках смежных искусств.
Одним из способов освоения современной музыки являются мультимедийные проекты. Современная система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает различные технологии: оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства. К примеру, обучающиеся посредством компьютерной программы FastStone Image Viewer «прочитывают» разноуровневую информацию, одновременно «переживают» события музыкального текста и текста изобразительного искусства [1]. Целью подобного синтетического проекта является более глубокое постижение культурного смысла
произведения. В рамках инновационной методологии данный подход обеспечивает комплексное исследование проблемы, соответствуя требованиям специального музыкального образования.
Многообразные течения современной музыки XX столетия знаменуют собой своеобразную реакцию художественного мировоззрения на глобальные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом. Своим специфичным языком и средствами она отражает катаклизмы современного цивилизационного процесса. Во многих явлениях новейшего музыкального искусства присутствует «утопическая проектность» (Д. Сарабьянов) [2]. Экспериментализм стал символом разрыва с академической традицией в музыке, отрицания ее канонов, системы жанров и норм музыкального языка, выражением иных внутренних возможностей культуры. Складывающееся в современной музыке новое звукоощущение, и, как следствие, возникновение особого взгляда на природу, функции и трактовку музыкального инструмента, порождают в творчестве особый музыкально-художественный микрокосмос.
Звуковые открытия новых композиторских техник - алеаторики, сонорики, конкретной, электронной музыки - резонируют художественным новациям в сфере изобразительного искусства, архитектуры. В связи с этим в образовательном процессе имеет существенный смысл изучение современной музыки с учетом использования мультимедийных ресурсов. К примеру, освоение алеаторики - техники музыкальной композиции, основанной на мобильности, незакрепленности текста -весьма эффективно при сопоставлении с авангардным течением изобразительного искусства - так называемой «живописью в действии». Со-норику - музыку тембров, где звуковые эффекты стали основой музыкальной композиции, а самостоятельным параметром стал сам музыкальный звук, целесообразно исследовать с позиций синтеза искусств, находя параллели в живописи сюрреализма, ташизма. Образные представления, вызываемые сонорными звучаниями, обычно связаны с конкретно-реальными природными явлениями (например, «искрящаяся белизна», «огненные мириады», «скрежещущий шум»). Соноры порождают звуковые формы, близкие к музыкальной графике: «точки», «россыпи», «потоки», «полосы», «треугольники», «ромбы», «круги». В музыкальной и цветовой интерпретациях раскрываются потенциальные возможности активизации синестезии.
Другим эффективным методом освоения обучаемыми средств мультимедийного представления информации являются проекты, основанные на конструировании мультимедиа ресурсов самими обучаемыми. В наши дни в вузовской музыкально-педагогической практике вводятся спецкурсы обучения программному обеспечению: исполнительские программы - различного рода секвенцеры, среди которых наиболее совершенны Emagic Logic, Performer, Cubase, программы, направленные на
синтез искусств Metasynth, Tool Belt, C-Sound, эвристические программы Мах, Audio Sculpture.
Самой молодой и захватывающей ветвью музыкального компьютерного искусства стали «Фракталы». Творчески и научно исследуемые московским композитором Виктором Ульяничем акустические ресурсы «фракталов» использованы для своего рода «космических пейзажей» в его пьесах для компьютерной системы «УПИК» (пьесы «Звездный ветер Кассиопеи»). Композитор использует фрактальные структуры «множества Жулиа» и «множества Мандельброта»: самоорганизующиеся музыкально-математические структуры, наиболее приближeнные к естественным природным формам.
Напомним, еще в 1950-1960-х годах композиторы в качестве «классических» инструментов использовали электронную звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику - магнитофон, синтезатор. Композиторы пытались исследовать сложные отношения человека с миром техники: «живой» диалог музыканта с его электронным «двойником» обретал глубокий символический смысл. Давнишняя мечта - объединить в одном лице композитора, исполнителя и дирижера - реализовалась в электронном инструменте. К. Штокхаузен работал с электронной музыкой в произведении «Пение отроков» (1956), которое предназначено для пяти магнитофонов, а в вокальной пьесе «Спираль» (1969) «живое» пение певца соединено с шумами радиоприемника. Известные образцы электроники - «Живое - неживое» для синтезатора и магнитофона (1970), «Свет и тьма» для группы электронных инструментов отечественного авангардиста С. Губайдулиной.
Сегодня изучение электронной музыки позволяет представить и иногда даже воссоздать процесс сочинения самых впечатляющих музыкальных произведений ХХ столетия. К примеру, при изучении партитуры оркестровой пьесы «Метастазис» (1953) греческого композитора Яниса Ксенакиса, являющейся одновременно музыкальным феноменом и архитектурным проектом павильона фирмы «Филипс» в Брюсселе, обучающиеся с помощью компьютерного изображения могут найти композиционные и содержательные аналогии двух «вариантов» этого сочинения.
На рисунке мы можем наблюдать идентичные изображения компьютерной партитурной графики и эскиза архитектурного сооружения павильона, которые, по замыслу мастера, символизируют восьмиконечную Вифлеемскую звезду.
Ксенакис Я. Графическая партитура музыкального сочинения «Метастазис»
Ксенакис Я. Павильон «Филипс». Швейцария
Рис. Компьютерная партитурная графика и эскиз архитектурного сооружения павильона
Композитор и архитектор Я. Ксенакис «поверил алгеброй гармонию» (А. Пушкин), применив к музыке общие математические методы оперирования, такие как теория вероятностей, «цепи Маркова и Булевы алгебры». Художник пользуется динамическими понятиями массы и тяжести, но, как архитектор и композитор, он углубляет понимание синтеза искусств, переходит к каркасам, использующим формы записи музыкальной оркестровки, а затем - к геометрическим методам, свойственным архитектурной композиции. На основе этих двух супертехнологий были созданы как инструментарий, так и алгоритмы перевода музыки в пространственные конфигурации. Как пишет сам Я. Ксенакис, «композитор с помощью электронного мозга прекращается в пилота, нажимающего на кнопки, вводящего координацию и наблюдающего циферблаты космического корабля, плывущего в пространстве звуков, среди звуковых созвездий и галактик, которые туманно вырисовывались ему лишь в далеких грезах» [3, с. 125].
Освоение музыкального пространства средствами компьютерной графики можно представить на примере пьесы «В созвездии гончих псов» для 3-х флейт и магнитофонной ленты московского композитора Виктора Екимовского, который запечатлевает бесконечные просторы Вселенной хаотичными вибрированиями. Содержательный слой произведения раскрывается во всей полноте только при исследовании графической музыкальной партитуры. По идее композитора, партитурная графика символизирует карту неба - круг, заполненный дугообразно искривленными нотоносцами.
Новейшим достижением современной музыкальной жизни является феномен мультимедиа - синкретического действа, объединяющего му-
зыку с другими искусствами, в котором в мультисенсорные процессы включается не только живопись, литература, киноискусство, но и музыка окружающей среды. Один из лидеров музыкального авангарда сегодняшнего дня К. Пендерецкий уверен, что сегодня «шанс выжить имеет музыка, написанная в естественной манере, синтезирующая все, что произошло за несколько последних десятилетий» [4, с. 120]. Действительно, различные смешанные техники с применением серийности, алеаторики, сонористики, использованием необычных приемов игры, электронных, конкретных звучаний, элементов инструментального театра, применяются в современном мультимедийном творчестве достаточно широко. К шедеврам мультимедийного искусства относят сочинения К. Штокхаузена 1980-1990-х годов, в частности, его гепталогию «Свет». Развитие оперного цикла происходит по законам расширяющейся Вселенной, в сверхреальном пространстве и времени. Каждый герой оперы символичен и представлен в трех «измерениях» - музыкальном, вербальном и театральном. Логика размышлений композитора приводит к «утопическому» и мистифицированному действу, к прорыву в «музыку свободного измерения». Совершенно очевидно, что при изучении мультимедиа, открывающего качественно новые пути в художественном развитии искусства будущего, сегодня необходимо включение интерактивных технологий.
За период XX века произошло сильное сжатие историкоэволюционного процесса. Время настолько ускорило свой бег и уплотнилось, что в настоящий момент это привело к хронологическому сосуществованию плюралистичных тенденций. Смешение неоднородных элементов, стремление к синтезу многообразных форм, использование всего музыкального и внемузыкального опыта, накопленного в различных областях знания - неотъемлемая черта художественного мышления последних десятилетий. В звуковых открытиях новых композиторских техник ХХ века прямо или косвенно обозначена перспектива новым формам звукотворчества музыкальной культуры XXI столетия. В практике же современного музыкального образования интерактивные технологии указывают на новые перспективы в освоении акустических структур (электроинструменты, шумовые инструменты), выразительных средств музыкального языка (нетрадиционные приемы звукоизвлечения, соноры, синтетические звуки), модернизации нотации.
Примечания
1. Освоение указанной технологии осуществляется с 2009 г. на занятиях по дисциплинам «Современная музыка», «Гармония», «Современная нотация», а также в рамках повышения профессиональной квалификации для преподавателей музыкальных школ и колледжей в ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры».
2. Музыка, вошедшая в разряд авангардного направления современной музыки, изучается в отечественном музыковедении сравнительно недавно, и целый ряд явлений искусства был наименован и осмыслен значительно позже самих явлений.
3. Дубов М.Э. Янис Ксенакис - архитектор новейшей музыки: дис.........канд.
искусствоведения: 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. М., 2008. 232 с.
4. Ивашкин А. Кшиштоф Пендерецкий: моногр. очерк / предисл. М.Е. Тараканова. М.: Совет. композитор, 1983. 124 с.