Научная статья на тему 'Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников'

Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2749
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронова С. В., Акпулатова С. А.

Данная статья посвящена использованию интерактивных игр в учебном процессе и внеурочной деятельности, а также их влиянию на развитие познавательных интересов младших школьников. Выстроена система целей, задач и вариантов применения игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников»

№ 2(26) 2010

С. В. Софронова, С. А. Акпулатова

Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников

Данная статья посвящена использованию интерактивных игр в учебном процессе и внеурочной деятельности, а также их влиянию на развитие познавательных интересов младших школьников. Выстроена система целей, задач и вариантов применения игр.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Игра! Этой «болезни» подвержены почти все возрасты. В огромной армии болельщиков стираются ранги и посты, сословия и национальные признаки: маршал и рядовой, министр и домохозяйка, академик и ребенок равны, симптомы и проявления их «болезни» одинаковы. Люди испытывают огромный душевный подъем и волнение, их захватывает чувство сопереживания, и происходит психологическое «перенесение» в процесс игры. И не важно, сидят ли болельщики на трибуне стадиона, прильнули ли к экранам телевизоров или мониторам. Результат одинаков. Всех захватывает великая и могучая, волшебная и неповторимая, овеянная романтикой — игра.

Если игра способна вызвать сильные эмоциональные переживания у взрослых людей, забывающих при этом возраст и положение, если маленькая шайба собирает вокруг себя миллионы зрителей, отключая все иные факторы влияния на область чувств человека, то что такое игра для тех, кому шесть, семь, десять лет?

История провозглашает семь чудес света, но умалчивает о восьмом — игре. О знаменитой пирамиде Хеопса знают все. А игра?! Она является одним из интереснейших явлений культуры, ей столько же лет, сколько и всему человеческому роду.

1Т и образование^ Технологии обучения

Игра родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Но мы называем ее чудом не за долголетие. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня за колоссальные, скрытые порою от глаз воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, которые в ней заложенны.

По мере того, как менялось общество, менялись и игры. В век компьютерных технологий наши дети больше играют в интерактивные игры, поэтому педагоги, идущие в ногу со временем, все чаще применяют на своих уроках именно компьютерные игры.

С помощью интерактивных игр можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу, повторить пройденный материал и закрепить ранее изученный, проверить знания учащихся и сформировать их умения и навыки.

В игровой технологии выделяют следующие компоненты:

Функции учителя в интерактивных играх:

• инструктирующая;

• оценочная;

• тренерская;

• руководящая.

№ 2(26) 2010

Таблица 1

Компонент игровой технологии Структурные элементы игры

Мотивационный Установочный элемент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой Задачи игры

Содержательно-операционный Правило игры, игровые действия

Ценностно-волевой Игровые состояния

Оценочный Результат игры

Средства реализации через формы обучения:

• лабораторная работа;

• обобщающий урок;

• КВН;

• поле чудес;

• урок-игра;

• урок-путешествие;

• урок-соревнование;

• урок-викторина;

• Что? Где? Когда?

Цели интерактивных игр:

• проверка уровня полученных знаний (экзамен);

• стимулирование самостоятельного изучения материала (итог самостоятельной работы).

Регулярные игры дают не только большое количество дополнительных знаний, но и учат самостоятельно их добывать.

Интерактивные игры развивают:

• логическое мышление;

• сообразительность;

• коммуникабельность.

В случае успешного решения этих задач участие детей в игре позволит им приобрести опыт:

• публичных выступлений;

• ведения дискуссий;

• поведения личности и команды в меняющихся условиях.

На уроках литературного чтения, русского языка, математики и при ознакомлении с окружающим миром мы используем как готовые продукты на СО дисках («Тренировка быстрого чтения», «Гарфилд второклассникам», «Развивайка» и др.) и Интернет-ре-

сурсы, так и выполненные своими руками в программе PowerPoint на основе известных ранее дидактических игр («Собери яблоки», «Помоги Золушке», «Путешествие с Винни-Пухом» и т.д.).

Для выявления одаренных детей I ступени в школе и в районе была проведена игра «Эрудит-шоу».

Основные цели и задачи игры:

• способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала;

• сформировать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

• обеспечить максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;

• стимулировать творческую деятельность одаренных детей;

• создать одаренным детям условия для реализации их личностных творческих способностей;

• воспитыватьлюбовь к родному краю.

Этапы игры:

• I этап — отборочный тур: участвуют все желающие дети 3-4 классов школы I ступени;

• II этап — участвуют дети, набравшие наибольшее количество баллов (не более 15 человек);

• III этап — финал (6 человек).

При создании данного медиапродукта первостепенное значение придавалось эрудированности личности в области естественных наук, техники и знаниям о родном крае.

IT и образование^ Технологии обучения

№ 2(26) 2010

Игра способствовала реализации личностных творческих способностей одаренных детей и активизации познавательной активности обучающихся I ступени муниципального образования.

Таким образом, применение интерактивных игр:

• способствует развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;

• делает обучение более эффективным;

• повышает интерес к изучаемому предмету;

• повышает мотивацию обучения;

• активизирует познавательную деятельность учащихся.

От редакции: Тема использования игр в обучении в последние годы получила значительное развитие. Можно сказать, что на сегодняшний день это одно из основных направлений теоретических исследований в области обучения. Постоянно появляются все новые примеры успешного использования игр на практике. Одновременно не утихают дискуссии касательно уместности сближения таких, казалось бы, разных процессов, как игровой (забава) и образовательный (серьезное занятие) [1].

Игры как явление уникальны тем, что люди участвуют в них добровольно — не по принуждению или обязанности (за редкими исключениями). То есть, если игра человеку чужда, она для него неуместна в данном конкретном случае, если его не устраивают определенные в ней правила и ограничения — он не станет с этим мириться.

Особенность компьютерных игр (как частной разновидности игр вообще) заключается еще и в том, что при их проектировании и реализации разработчики применяют последние научные и технические решения. Таким образом, компьютерные развлекательные программы являются квинтэссенцией всех современных достижений вычислительной техники и информационных технологий. Офисные прило-

IT и образование!^ Технологии обучения

жения, к примеру, этим похвастаться не могут [2].

Наконец, математический аппарат теории игр позволяет во многих случаях формализовать, представить в виде игры (участников, выигрышей, стратегий) сложные взаимодействия между субъектами [3].

Исходя из всех этих фактов, применение и развитие парадигмы игр в обучении может очень многое дать и первой, и второму. При этом «сближать» их можно, исследуя оба феномена с разных сторон (философской, когнитивной, формальной) и на разных уровнях (общетеоретическом, уровне терминологического аппарата [4]). Работы в этом направлении представляют большой интерес и практическую ценность.

Описок литературы

1. Корольков А., О kidult'ax и серьезных играх, http://websoft-elearning.blogspot.com/2010/02/ kidult. html

2. Артюхин В. В., Игры vs. остальное ПО: интерфейс или чему у чего поучиться?, http://ikshot. blogspot.com/2010/02/vs. html

3. Оуэн, Г. Теория игр. — М.: Вузовская книга, 2007.

4. Артюхин В. В., Обучение как ролевая игра. Математические и инструментальные методы анализа экономических процессов / Сборник научных трудов» — М.: МАКС Пресс, 2003.

5. Тарюкова И., Пехпицкий С.,.Бражеников С и др. Своя игра. / М.:ТЕРРА, Книжный клуб, 1998

6. Шмаков С. А. Восьмое чудо. В кн.: Игра и дети, / М. Знание, 1968.

7. Сафиуллина А. В., Использование интерактивных игр в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Опыт работы http://festlval.1september.ru/authors/ 102647-860/.

8. Емельянова Т. Ю., О роли коммуникативных и интерактивных игр в процессе обучения, http://festlval.1september.ru/authors/101-885-035/

9. Хмельницкая И. Н. Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку, http://festlval.1september.ru/ authors/101-917-804/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.