В статье рассматривается понятие «игра», «обучающая компьютерная игра», анализируется применение игр на уроках английского языка.
Беляева Екатерина Борисовна,
учитель немецкого и английского языка МОУ начальной образовательной школы №7
г. Коркино, Челябинской области, [email protected]
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Как можно использовать компьютерные игры в начальной школе на уроках английского языка?
Ключевые слова: игра, обучающая компьютерная игра, мотивация учащихся, потребность в творческой деятельности, повышение интеллектуальной активности.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Ещё Платон, понимая игру детей как подражание деятельности взрослых, считал, что именно через игру ребёнок должен получать знания, полагая, что игра есть приготовление к жизни. В кратком психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Я. Ярошевского понятие «игра» обозначено следующим образом: «Игра - основная деятельность ребёнка. Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [4]. Многие психологи и педагоги, такие как Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин и другие выясняли её социальное значение, внутреннюю структуру, важность для развития ребёнка. По мнению Д.Б. Элько-нина, «человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [6].
В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)» [3]. Таким образом, под игрой, мы будем понимать «вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений».
На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем, сейчас не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и «игрой» у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались всему, что делают взрос-
лые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки, общества.
С развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьезном обучении, появились сложные отношения между людьми, а, следовательно, и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни.
В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается, как общенаучная, серьезная категория. В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушин-ский.
Игра по своей природе очень близка к реальным жизненным ситуациям, а иногда и неотделима от них (теория Э. Берна) [1].
Таким образом, вслед за А.В. Чипенко, мы считаем, что из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных школ можно выделить ряд общих положений:
1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
2. Игра детей есть самое свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра - первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
5. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
6. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей [5].
Так как в начальной школе ведущим видом деятельности становится учебная, она, тем не менее, в этот период тесно связана с игрой. Однако, младшие школьники уже понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.
В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.
У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач [2].
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [5].
На протяжении младшего школьного возраста в детских играх происходят существенные изменения: игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинают выступать спортивные и конструктивные игры [6].
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов младших школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Следует отметить эффективность ролевой игры как методического приема обучения повышается, если учитель правильно определит продолжительность речевого общения участников.
Результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями [5].
Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и уме-
ние создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.
Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность [5].
Игры способствуют выполнению следующих задач при обучении иностранному языку:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Наряду с традиционными играми на уроках английского языка в начальной школе широкое применение получают обучающие компьютерные игры. Обучающая компьютерная игра - компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. Обучающая компьютерная игра служит для усвоения и закрепления школьной программы по английскому языку, а также для развития личности ребенка. Компьютерная игра в сочетании с учебной задачей, позволяет младшим школьникам усваивать программный материал более легко и быстро [1].
Кроме того, компьютерные игры расширили возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Компьютерные игры позволяют усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации [7].
Во внутреннем (содержательном) плане компьютерные игры во многом сходны с традиционными играми, но имеют и принципиальные отличия.
Во-первых, многие компьютерные игры строятся по принципы постепенного усложнения игровой и дидактических задач, как бы поддерживая ребенка в «зоне ближайшего развития».
Во-вторых, такая «этапность», заложенная в программе, часто не позволяет перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня. В других играх можно с помощью выбора в «меню» произвольно выбирать уровень сложности задания. В некоторых играх программа сама подстраивается под ребенка и предлагает ему новые задания с учетом его прежних ответов: более сложные, если задания выполняются успешно, или более простые - в обратном случае.
В - третьих, многие компьютерные игры в отличие от традиционных содержат элементы случайности. В компьютерных программах этот технический прием широко применяется для придания игре новизны, неожиданности, чуда. Как бы вдруг могут возникать новые персонажи, новые ситуации, неожиданные явления и взаимосвязи. Случайно возникающими, динамично изменяющимися даже внутри одной игры, чего не бывает в играх традиционных [7].
Игра посильна даже слабым ученикам, поэтому может использоваться практически на всех этапах урока. Так, например, на уроке английского языка, во втором - третьем классах, вместо обычной фонетической и речевой разминки проводится групповая игра «Spell the words». Дети делятся на несколько групп, на доске выписаны слова (три колонки) по изучаемой тематике. Представитель от каждой команды называет слово по буквам, если при произнесении допускается ошибка, первая команда теряет балл и преимущество переходит к следующей команде. Данный вид деятельности очень любим детьми, так как такая игровая ситуация развивает в детях интерес к выполняемой деятельности, ответственность за принятое решение, укрепляет и поддерживает командный дух, также улучшает зрительную память, закрепляет фонетические и речевые навыки, а также умение из целого слова выделить буквы и буквосочетания, которые читаются по определенным правилам чтения.
Физминутку на уроке можно, по нашему мнению, проводить также в форме игры-разминки. В данном случае очень хорошо подходит игра на тренировку внимания «Simon says». Одна группа детей выполняет команды, когда слышит реплику «Simon says» (Саймон говорит), другая выполняет команды после фразы «Simon pleased» (Саймон попросил). Целью данного упражнения является закрепление, повторение команд, видов спорта, контроль элементов аудирования, проверка внимания. В конце анализируется работа групп в целом, отмечаются лучшие.
На этапе выполнения тренировочных упражнений после предъявления нового материала, либо при закреплении изученного можно дать следующие задания соревновательно-игрового характера: сопоставления слова, транскрипции и перевода, установления нужного порядка слов в предложении, сопоставление частей предложения, вопроса и ответа, выбор нужной формы глагола, предлога, местоимения и т.д. В данном случае вместо традиционной игры можно вос-
пользоваться обучающей компьютерной игрой, чтобы снять усталость у детей.
Конспект урока «Виды спорта» для 2 класса по учебнику М.З. Биболетовой и др. «Enjoy English» 2 класс, с использованием обучающей компьютерной программы к данному учебнику. В основе концепции данной компьютерной программы лежит личностноориентированный подход, направленный на необходимость формирования у младших школьников позитивного отношения к процессу обучения и развития мотивации к дальнейшему овладению английским языком. В связи с тем, что внимание детей до 10 лет отличается малой устойчивостью, предлагается сочетать задания с использованием информационных технологий с традиционными видами деятельности, так как работу с мультимедийным компонентом ребенок воспринимает как игру [11].
Цель: формировать коммуникативные навыки учащихся.
Задачи. Обучающая:
- учить рассказывать о различных видах спорта, которыми могут заниматься, используя речевую конструкцию I can..., I cannot... .
- понимать на слух короткий текст, построенный на знакомом речевом материале;
- вести диалог-расспрос о том, какими видами спорта могут заниматься одноклассники, используя вопрос Can you.?
Развивающая: развивать навыки устной и письменной речи.
Воспитывающая: формировать умение работать в группе, уважать мнение одноклассников, прививать любовь и интерес к спорту.
Оборудование урока: карточки со звуками, с буквами алфавита, картинки с различными видами спорта, компьютер, проектор, CD-диск.
Ход урока
1) Организационный момент
T.: Hello, children! Sit down please!
Ch.: Hello, teacher!
T.: I am glad to see you, and you?
Ch.: We, too!
T.: How are you, children?
Ch.: Fine, thanks. And you?
T.: I am well, thank you!
2) Фонетическая разминка
А сейчас, ребята, послушаем радиосообщение о том, как наши герои театра занимаются спортом.
Том научился прыгать на скакалке, он прыгает и пыхтит [p] - [p] - [p], а его скакалка стучит об пол [d]
- [t], [d] - [t]. Трикки очень любит бегать [r] - [r] - [r] run, ride. А Алиса очень красиво танцует [а:] - [а:] - [а:] basket, basketball. Тим очень рад за своих друзей [э:] -[э:] - [ э:] ball, dog, frog.
3) Давайте послушаем, как клоун Том хвастается нам, что он очень хорошо умеет делать.
Для выполнения этого задания предлагается использование обучающей компьютерной программы. В начале ученики слушают аудиозапись и смотрят анимацию, которая помогает им понять услышанное, запомнить содержание и последовательность событий. Дети повторяют за диктором разговорные репли-
ки, имитируя звуки в словах, интонацию и фразовое ударение в предложениях [11]. На этапе проверки ученики отвечают на вопросы «What can Tom do? What can’t Tom do? », находят соответствующие и не соответствующие содержанию аудиозаписи картинки, глядя на анимацию, исправляют утверждения.
Tom: Hello, friends! I am Tom. I can ride a bike. I can skip. I can ski. I can skate.
После завершающего прослушивания и просмотра один из учеников обобщает полученную информацию о клоуне Томе.
4) Физкультминутка
Для проведения физкультминутки используется игра «Simon says». Дети делятся на 2 команды и внимательно слушают реплики учителя. Одна группа выполняет команды после слов «Simon says» - play basketball, play chess, play tennis. Вторая группа выполняет команды после слов «Simon pleased» - run, play hockey, play football, play badminton и т.д.
5) Говорение (Speaking)
T.: Let’s play! Ребята, будем играть в «спортивных корреспондентов».
В задачи учеников входит: взять интервью у трех одноклассников и узнать, какими видами спорта они занимаются (учебник с. 48 №3).
Перед началом игры озвучить вопросы, которые ученики будут задавать: Can you play tennis?
После того, как учащиеся заполнили таблицу, они, выступая в роли корреспондентов, рассказывают об одном из одноклассников (что он умеет и не умеет делать).
Подведем итоги игры:
T.: Can Sasha play tennis?
Ch.: Yes, he can (No, he cannot).
T.: How many children can play hocky? Tennis?
6) Чтение (Reading).
Знакомство с буквой Zz.
Прослушивание стихотворения.
We go, we go, we go to the zoo!
We can see a tiger and a zebra, too.
- Посмотрите на алфавит. Буква Zz - последняя буква алфавита! Гласная или согласная?
- Вместе прописываем букву в воздухе (Let’s write this letter).
- Let's write big and small letter in your workbooks.
7) Подведем итоги (Summarizing).
- Закрепить лексику по изучаемой теме.
Похвалить учащихся за проведенную игру «Спортивный корреспондент».
Таким образом, психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте младших школьников. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии в начальной школе обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.
Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображе-
ние, оказывает влияние на развитие эмоциональноволевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение младших школьников к тому или иному явлению, факту, проблеме.
Бурное развитие новых информационных технологий и их внедрение в жизнь, и деятельность человека наложили определенный отпечаток на развитие личности ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно меняется и характер игры [6]. По нашему мнению, на первый план выходят обучающие компьютерные игры, которые позволяют ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества.
Это ведет к способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности.
Компьютерные игры позволяют избежать неуспеха. Развивающее значение компьютерных игр для развития способностей младших школьников велико. Они содержат эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии детей.
С помощью компьютерных игр дети могут раскрываться совершенно неожиданно для всех и себя, быть интересными, веселыми.
Также компьютерные игры не только стимулируют индивидуальную деятельность, их творческий потенциал, но и является замечательным средством объединяющих детей в интересных групповых играх, способствуя их общению [2].
Литература
1. Агапова P.O. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе [Текст] / P.O. Агапова // Информатика и образование. - 1994. - №3.
2. Белавина ИТ. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр [Текст] / И.Г. Белавина // Вопросы психологии. - 1993. - №3.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - СПб.: Лениздат, 1992.
4. Биболетова М.З. Английский язык: Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием [Текст] / М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева - Обнинск: Титул, 2009.
5. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : сост.
A.М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1972 т.10.
6. Варченко И.В. Радуга в компьютере [Текст] / И.В. Варченко // Начальная школа. - 1997. - №10.
7. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры [Текст] /
B.В. Грамолин // Информатика и образование. - 1994. -№4.
8. Петровский А.В Психология, словарь [Текст] : сост. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1990.
9. Чипенко А.В. Использование игровых методов в обучении иностранному языку [Текст] : метод. пособие / А.В. Чипенко. - Туапсе : ГОУ НПО ПУ, 2009.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин -М.: Просвещение, 1987.
11. Enjoy English 2. Enjoy Listening and Playing. [Электронный ресурс] // Обучающая компьютерная программа к учебнику Английский с удовольствием, 2-й класс. - М.: Образовательные компьютерные технологии, 2008. CD-диск.