Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЯ КАК ЭТНО- ОБЪЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ (на примере Интерактивного музея карельской культуры на базе ГКУ «Дом дружбы Ленинградской области»)'

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЯ КАК ЭТНО- ОБЪЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ (на примере Интерактивного музея карельской культуры на базе ГКУ «Дом дружбы Ленинградской области») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
патриотическое воспитание молодежи / традиционное народное искусство / национальный эпос / социальная реконструкция общества / новое видение мира / «культурно-генетический код» / декоративно-прикладное искусство / «лоскутное шитье». / patriotic education of young people / traditional folk art / national epics / social reconstruction of society / new world view / “cultural-genetic code” / decorative and applied art / “patchwork sewing”.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ватагина Марина Вениаминовна, Колесов Владимир Иванович

В современной России сформирован общественный запрос на возрождение и развитие системы патриотического воспитания молодежи в новых жизненных реалиях. Саморазвивающиеся интерактивные музеи национальной культуры рассматриваем как этно-объекты и площадки для освоения «прорывных технологий» в патриотическом воспитании молодежи через комплексное, многоуровневое изучение культурного наследия на основе интеллектуального освоения национальных эпосов, в сочетании с прикладными практиками по традиционным видам народного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ватагина Марина Вениаминовна, Колесов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INTERACTIVE MUSEUM AS AN ETHNO-OBJECT IN THE FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA (On the example of the Interactive Museum of Karelian Culture on the basis of the state institution „House of Friendship of the Leningrad Region”)

Public demand for the revival and development of the system of patriotic education of young people in new life realities has been formed in modern Russia. Self-developing interactive museums of national culture are considered as ethnic objects and platforms for mastering “breakthrough technologies” in the patriotic education of young people through a comprehensive, multi-level study of cultural heritage based on the intellectual development of national epics, combined with applied practices in traditional folk art.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЯ КАК ЭТНО- ОБЪЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ (на примере Интерактивного музея карельской культуры на базе ГКУ «Дом дружбы Ленинградской области»)»

УДК 379.8

ББК 79.1+74.200.58

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЯ КАК ЭТНО-ОБЪЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ (на примере Интерактивного музея карельской культуры на базе ГКУ «Дом дружбы Ленинградской области»)

М. В. Ватагина, В. И. Колесов

Аннотация. В современной России сформирован общественный запрос на возрождение и развитие системы патриотического воспитания молодежи в новых жизненных реалиях. Саморазвивающиеся интерактивные музеи национальной культуры рассматриваем как этно-объекты и площадки для освоения «прорывных технологий» в патриотическом воспитании молодежи через комплексное, многоуровневое изучение культурного наследия на основе интеллектуального освоения национальных эпосов, в сочетании с прикладными практиками по традиционным видам народного искусства.

Ключевые слова: патриотическое воспитание молодежи, традиционное народное искусство, национальный эпос, социальная реконструкция общества, новое видение мира, «культурно-генетический код», декоративно-прикладное искусство, «лоскутное шитье».

THE ROLE OF THE INTERACTIVE MUSEUM AS AN ETHNO-OBJECT IN THE FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA (On the example of the Interactive Museum of Karelian Culture on the basis of the state institution „House of Friendship of the Leningrad Region")

M. V. Vatagina, V. I. Kolesov

Abstract. Public demand for the revival and development of the system of patriotic education of young people in new life realities has been formed in modern Russia. Self-developing interactive museums of national culture are considered as ethnic objects and platforms for mastering "breakthrough technologies" in the patriotic education of young people through a comprehensive, multi-level study of cultural heritage based on the intellectual development of national epics, combined with applied practices in traditional folk art.

Keywords: patriotic education of young people, traditional folk art, national epics, social reconstruction of society, new world view, "cultural-genetic code", decorative and applied art, "patchwork sewing".

В своем Послании Федеральному Собранию в 2019 г. Президент РФ В. В. Путин предложил существенно расширить поддержку местных культурных инициатив - проектов, связанных с краеведением, народным творчеством, сохранением исторического наследия народов нашей страны, в том числе направить на эти цели средства из Фонда Президентских грантов. 17 млрд - на строительство и реконструкцию сельских клубов и домов культуры и 6 млрд - на поддержку центров культурного развития в малых городах России. Выдвинуто предложение освободить от налога на прибыль региональные и муниципальные музеи, театры и библиотеки -эта мера станет стимулом для частных инвестиций в культурные объекты на местах. Ключевая задача: сбережение народа, всемерная поддержка семей. Укрепление общего пространства просвещения и культуры. Национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений [1].

Во втором десятилетии XXI в. профессиональное научное сообщество признает, что мир находится в цивилизационном кризисе и необходим многосторонний и сбалансированный подход к решению многих проблем, и сейчас главная ориентация - на переход от геополитических интересов к национальным интересам отдельных стран. Необходимо формировать новое видение мира [2].

Выход из тупиков прогресса и кризиса техногенной цивилизации надо искать не вне человека, а в самом человеке [3, с. 65]. Современные мыслители выдвигают Идею нового глобального мышления и Идею первостепенной значимости внутренних качеств человека для осуществления социальной реконструкции общества. Определенной реконструкции требует в настоящее время система патриотического воспитания в обновленной России.

Мы полагаем, что именно на культуру, которая является основополагающим и системообразующим звеном и развивается вместе с народом, нужно делать ставку при возрождении системы патриотического воспитания и самопознания молодежи и широких слоев населения нашей страны. Культурное наследие, как многовековое уже сложившееся, так и современное, необходимо эффективно продвигать в массы, в том числе - через развитие системы этно-туристических мероприятий и создание целевых этно-объектов [4].

Отмечается множество причин возрастания интереса к традиционным ценностям в нынешнем социуме. Традиционные ценности носят базовый, фундаментальный, стержневой характер. Они имеют истоки в прошлом, являются результатом исторического саморазвития этноса, нации, страны. Традиционные ценности обеспечивают идентификацию личности, общества; содержат в себе исторический феномен, который трактуется как «культурно-генетический код». Традиционная культура, которая сегодня обладает «феерическим всплеском» в виде этно-фестива-лей и других этно-мероприятий, содержит потенциал оживления хозяйственной и духовной жизни регионов России, закрепления в них молодежи и позволяет противостоять глобализационным процессам. Как и искусство в целом, традиционное искусство в значительной степени выполняет главную задачу образования и патриотического воспитания: «вложить» в личность в сжатом виде всю ту культурную программу развития, которую человечество уже освоило, обеспечивая тем самым возможность движения вперед, опираясь на предшествующий опыт [5].

Развивать патриотизм необходимо, прежде всего, в рамках семейного, школьного и вузовского воспитания, с участием общественных организаций. Нужно формировать интерес к национальной культуре и традициям: чтобы уважать свой народ, его надо

знать; осознанно изучать подлинное культурное наследие. При этом нужно заниматься поиском новых эффективных форм работы по продвижению наследия национальных культур в широкие слои населения.

Мы считаем, что эффективно выполнять культурно-просветительскую миссию по изучению и освоению материального и нематериального культурного наследия, которое, безусловно, содержит «культурно-генетический код», смогут современные этно-объек-ты. Уникальность их в том, что они являются саморазвивающимися объектами. Примером такого объекта, который мы предлагаем тиражировать по регионам страны, может служить Интерактивный музей карельской культуры на базе ГКУ «Дом дружбы Ленинградской области». Мы рассматриваем данный музей как площадку для освоения «прорывных технологий» в патриотическом воспитании молодежи через комплексное, многоуровневое изучение истории, географии, литературы на основе интеллектуального освоения национальных эпосов, в сочетании с прикладными практиками по народному традиционному искусству.

Интерактивный музей карельской культуры в 2018 г. уже стал показательной площадкой при проведении научно-практических конференций, совещаний и мероприятий всех уровней: региональных, федеральных, с международным участием. В музее постоянно обновляются экспозиции, которые участвуют в передвижных выставках, выездных Уроках Дружбы и многих других этно-туристических событиях. В музее проводятся интерактивные лекции, постоянно присутствует прямая и обратная связь между посетителями (слушателями) и куратором музейной экспозиции, в результате чего происходит дальнейшее развитие музея (в нашем случае музей можно считать «этно-культурным пространством»).

В формате этно-фестивалей 2018 г.: «Земля Калевалы» (Санкт-Петербург, Карелия), «Родники земли Климовской» (Ленобласть, Бокситогорский район), «Калитка» (Тверь, Ли-хославльский район), «Здесь Родины моей начало» (Карелия, Олонец), «Россия - созву-

чие культур» (Ленобласть, Приозерск), фестиваля «Дни культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (Санкт-Петербург) межрегиональной общественной организацией (МОО) «Карельское содружество» были проведены тематические лекции, семинары, мастер-классы, сделаны презентации не только интерактивного музея карельской культуры, но и других интерактивных музеев Дома Дружбы Ленобласти.

В настоящее время этно-фестивальное движение растет и набирает мощную силу по всей стране. И что же это, если не проявление патриотизма? Сейчас этно-фестивали можно считать «точкой роста» сегодняшнего самосознания российского населения, когда у молодежи появляется естественная тяга к изучению и ретрансляции своей подлинной истории с использованием традиционных народных практик (костюмы, песни, танцы, игры, художественные промыслы). Каждый этно-фестиваль - это еще и «концептуальная точка», когда подводятся итоги целой системы мероприятий, предшествующих фестивалю и являющихся его составными частями [3]. Создание и развитие этно-объектов, которые обладают большим этно-потенциалом и работают на постоянно действующей основе, также легко вписывается в фестивальное движение. Этно-объекты обладают мобильностью как с точки зрения организации выездных и переносных выставок, так и с точки зрения формирования целых «блоков» тематических лекций, которые «подкреплены» практическим, то есть рукодельным освоением национального прикладного искусства. В нашем случае национальным народным искусством, рассматриваемым в качестве базового для организации современного этно-объекта, является лоскутное шитье.

К середине ХХ в. мастерство лоскутного шитья было в России почти утрачено, потому что этот вид народной деятельности не вошел в перечень предметов «декоративно-прикладного искусства», не приобрел статуса «кустарных промыслов», производство которых поддерживалось на государственном уровне в 1920-1930-х гг. И

только такие специалисты, как музейщики, искусствоведы, краеведы, привлекли внимание общественности к данному рукоделию, в котором сохранились традиции истинного народного искусства.

Исследователь народного искусства Т. М. Разина писала: «1960-70-е годы стали временем широкого обращения общества к народному искусству. Бурный рост строительства, общий материальный и духовный подъем, развитие всей культуры в нашей стране... привели к более глубинному осмыслению наследия национальных культур. Духовное развитие общества потребовало ощутимой связи с прошлым» [6]. В 1980-х гг. стал моден русский стиль в одежде, в оформлении интерьеров, в предметах декора. Как учит диалектика, история развивается по спирали. И вот мы, на новом витке развития Российского общества, вновь обращаемся к историческим духовным истокам.

К 1990-м гг. российские мастера лоскутного шитья вошли в мировое сообщество квилтеров, познав на себе в определенном смысле «кризис самоидентификации в период глобальной интеграции». Говоря о русском народе, А. И. Герцен в свое время сказал очень верно: «Нет народа, который глубже и полнее усваивал бы себе мысль других народов, оставаясь самим собою».

Оставаться самим собой, знать свое прошлое, созидать настоящее и уверенно смотреть в будущее - это и есть целепола-гание патриотического воспитания.

Своеобразие традиционного искусства (в том числе лоскутного шитья) состоит в том, что оно выступает как большой неисчерпаемый мир художественных идей и духовно-нравственного опыта. Лоскутное шитье (в международном сообществе называемое квилтинг или пэчворк), победоносно шествует по миру. Современный квилтинг в своих лучших образцах стал подлинным искусством. Это искусство и профессиональное, и демократическое одновременно. Лоскутным шитьем с огромной пользой занимаются и дети, и люди «третьего возраста»; оно является прекрасной арт-терапией для многих нуждающихся в этом виде помощи;

в то же время им успешно занимаются профессиональные дизайнеры, художники, модельеры и этно-реконструкторы [7]. Современный квилтинг впитал в себя традиции разных народов и стран. Россия, как всегда, идет своим особым путем. В XXI в. увлечение стилями и техниками современного рукоделия в нашей стране было стремительным, образовался особый симбиоз лоскутного шитья, аппликации, квилтинга и пэч-вока, с особым национальным колоритом.

Как показали современные исследования, данный вид традиционного народного творчества (узоры и орнаменты, лоскутное шитье) «вмещает» в себя гораздо больше смыслов, чем просто «швейное рукоделие». Любое народное текстильное творение предыдущих веков (наравне с другими видами творчества) - это целое философское послание окружающему миру. В орнаментах и узорах скрыты «обереговые» практики, неисчерпаемая глубина примет и поверий, которые при современном использовании (освоении) дают убедительные научно обоснованные результаты.

Занимаясь поиском новых форм работы по продвижению культурного наследия в широкие слои населения, мы сформировали музейную экспозицию, которая в итоге стала, как мы уже указывали выше, «Интерактивным музеем карельской культуры» на базе ГКУ «Дом дружбы Ленинградской области».

При разработке общей концепции музея мы пришли к выводу, что необходим новый конструктивный подход, который сможет «захватить интерес» наших посетителей и слушателей. Кроме этого, музей должен стать неформальной, нестандартной площадкой при подаче информации историко-географического, литературно-художественного направления. Необходимо было сформировать многогранный комплексный подход к подаче материала.

Как нам кажется, мы нашли свой путь: создаем художественные лоскутные панно в современной технике «арт-квилт», которые погружают нас не только в древнее народное ремесло, но отображают историю (время), географию (место), литературный эпос, а это

уже многовековая духовная практика целого этноса! Главное - музей является саморазвивающимся; он не останавливается в познании «самого себя». Саморазвитие музея происходит за счет посетителей, слушателей, которые становятся активными адептами и «агентами влияния». Агент влияния в нашем понимании - тот, кто дальше транслирует усвоенные знания и умения, привлекая следующих участников в наш проект. Мы даем «толчок» к саморазвитию личности в направлении познания культуры своего народа - не через скучное заучивание дат и цифр, а через прикладные практики, в процессе которых осваиваются целые пласты культурного наследия - материального и нематериального. Таким образом формируется гражданско-па-триотическое сознание широких слоев населения - от школьников и студентов до работающего населения и пенсионеров.

Сегодня исследователи много говорят о необходимости синтеза знаний, но мало кто может сказать, как это сделать. На своем уровне, в Интерактивном музее карельской культуры, мы пытаемся это претворить в жизнь. В рамках лекций, экскурсий, мастер-классов проводим «погружение» в карельскую литературу, историю, географию, а также знакомимся с современной Карелией, с карело-финским эпосом «Калевала». Мы готовы показать краткую обзорную экскурсию по музею, используя в качестве примера два экспоната - лоскутное панно «Сокровища Карелии» и арт-объекты из карельской березы. Осваивая новые интерактивные формы работы, мы включаем наших слушателей в диалог, предлагаем им «ассоциативные цепочки», чтобы они сформировали собственные образы на основе полученной информации. Рассмотрим художественную лоскутную работу «Сокровища Карелии»: каждый лоскут ткани, если присмотреться и включить воображение, напоминает нам срезы камней и минералов Карелии: серый цвет - это сердобольский гранит; черный цвет - это шунгит; малиновый - это камень из Шокши (шокшинский кварцито-песча-ник) или «карельский порфир», из которого создан монумент - саркофаг Наполеону в Париже. И параллельно рассказываем, что из ка-

рельских минералов сделаны в Санкт-Петербурге и Исаакиевский собор, и Мраморный дворец, и Атланты. А шунгит (нигозерский сланец) изначально был ошибочно воспринят как каменный уголь [8, с. 270].

Показ арт-объектов из карельской березы дополняем рассказом, как у древних карел древесина «узорчатой» березы выполняла функции денег: ею платили налоги; также изготовляли предметы быта. В 1960-х гг. ученый из Института леса КарНЦ РАН В. И. Ермаков выяснил, что за узорчатость древесины отвечает кора дерева. При пересадке коры «карелки» на простую березу под ней начинала развиваться узорчатая древесина и наоборот. В 1766 г. «лесной знатель» Фокель, посланный в леса Северо-Запада Екатериной Второй, обнаружил и впервые описал березу, которая «внутренностью походит на мрамор» [8, с. 55]. Таким образом, соединяем художественную эстетику с историко-географиче-скими знаниями, информацией по научно-исследовательским направлениям.

В современной действительности народное творчество, в том числе и традиционное прикладное искусство, следует рассматривать, прежде всего, как образ мира, в котором синтезируются духовное и материальное начала [9]. Именно из синтеза духовного и материального начал в общественном самосознании формируется понятие «Родина» и «Отчизна», на которых основывается гражданско-патриотическое сознание и межнациональные отношения российского народа.

МОО по поддержке культурных, этнических и народных традиций «Карельское содружество» участвовала в конкурсе «Лучший проект в сфере гармонизации межнациональных отношений», объявленном Домом Дружбы Ленобласти в сентябре 2018 г. Представленный «Карельским содружеством» Проект «Карельская этно-туристиче-ская тропа Ленобласти: возрождение традиций» вошел в «Т0П-10» лучших проектов. В рамках одобренного проекта МОО «Карельское содружество» готова усилить работу с Республикой Карелия в честь 100-летнего юбилея РК в 2020 г. [10, с. 21]. Данный

проект мы также относим к апробации тех этно-практик и предложений, которые мы освещаем в настоящей статье. В Проекте мы даем практические рекомендации по развитию этно-туризма и формированию эт-но-объектов как части системы патриотического воспитания населения нашей страны (на примере карельской тематики).

Социальная значимость Проекта «Карельская этно-туристическая тропа Лено-бласти: возрождение традиций» заключается в следующем:

1. Обеспечение культурно-досуговой занятости широких слоев населения Лен-области и Карелии за счет вовлечения в данный Проект.

2. Выполнение культурно-просветительской миссии по популяризации карельского культурного наследия в Ленобласти.

3. Развитие личности всех возрастных категорий можно обеспечить через диалог карельской культуры с другими национальными культурами.

Региональная значимость Проекта заключается в следующем:

1. Увеличение ресурса регионального культурно-просветительского компонента в Ленобласти и Карелии возможно через деятельность общественных организаций. МОО «Карельское содружество» готово транслировать культурологические знания о Карелии, о карелах в широкие массы населения с целью осуществления патриотического воспитания молодежи и широких слоев населения.

2. Активизация карельского населения Ленобласти, Карелии и других регионов, повышение их самооценки, выявление их сегодняшнего потенциала за счет мероприятий данного Проекта.

Задачи Проекта:

1. Привлечь внимание широких слоев населения Ленобласти и Карелии к карельской культуре: народному искусству, литературе, истории, географии, др. за счет интерактивных мероприятий данного проекта. Освоить современное прочтение эпоса «Калевала» для молодежи и школьников.

2. Обеспечить постоянно действующий этно-туристический обмен с Республи-

кой Карелия, тверскими карелами; активизировать местное карельское население Ленобласти.

3. Усилить взаимосвязь карелов с другими национальностями Ленобласти и Карелии за счет приобретения ими новых знаний и навыков при освоении (реализации) карельских туристических этно-маршрутов.

Проект включает в себя следующие основные этапы (направления):

1. Научно-практические конференции, тематические и методические семинары, «круглые столы» и др. по развитию карельского этно-культурного пространства Ленобласти.

2. «Карельские чтения», в том числе из фондов О. Фишман: «Предания о святых местах Тихвинщины»; «Карелы - пограничный народ, пограничная культура»; «Этнокон-фессиональная история тихвинских карел»; «Легенды, предания и былички тихвинских карел», др. «Карельские чтения» носят практико-ориентированный характер: в результате чтений рабочая группа формирует новые или дополнительные этно-куль-турные мероприятия и/или этно-туристи-ческие маршруты в Ленобласти и Карелии.

3. Обмен различными выставочными фондами, фотовыставками, посвященными развитию карельского этно-культурного пространства в Ленинградской области, Республике Карелия, Тверской области.

4. Экскурсионно-туристические маршруты по ознакомлению с архитектурными памятниками Ленобласти, дворцами Санкт-Петербурга и Ленобласти, выполненными из карельских материалов, то есть из материалов, привезенных из природных месторождений Карелии. Названия маршрутов: «Взаимосвязь архитектуры Ленобласти с карьерами и рудниками Карелии», «Карельский след в исторической архитектуре Ленобласти и Санкт-Петербурга» и др.

5. Мастер-классы (прикладные, с погружением в карельскую историю, литературу, географию): гончарное искусство, плетение из бересты, швейное рукоделие и ткачество -с визуально-материальным результатом. Например, создание итогового коллективного панно «Калевала» в технике арт-квилт.

6. Выпуск статей, брошюр, буклетов по популяризации карельского этно-культур-ного пространства Ленобласти и Республики Карелия.

На основании вышеизложенного мы делаем следующие выводы:

1. Рассматриваем Саморазвивающиеся интерактивные музеи национальной культуры как этно-объекты, на базе которых можно организовать площадку по формированию системы патриотического воспитания в новых социально-экономических условиях. Важный инструмент формирования патриотизма - это российская многонациональная культура.

2. Считаем, что Саморазвивающиеся интерактивные музеи национальной культуры - это этно-объекты, где можно осуще-

ствить комплексный многоуровневый подход к освоению знаний по истории, географии, литературно-художественному наследию, с одновременным освоением прикладных традиционных народных практик.

3. Определяем Саморазвивающиеся интерактивные музеи национальной культуры как этно-объекты, где можно воспроизводить современное культурное наследие на основе лучших национальных традиционных образцов.

4. Вносим предложение на базе Саморазвивающихся интерактивных музеев национальных культур организовывать Центры «Эт-но-туризм», «Этно-рукоделие» с разработкой практико-ориентированных методических рекомендаций по тиражированию успешных этно-практик по всей территории страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Федеральному Собранию в 2019 г. Президента РФ В. В. Путина.

2. Яковец Ю. В. Доклад на пленарном заседании Х Евразийского научного форума в Санкт-Петербурге 22 ноября 2018 г. (Председатель оргкомитета Евразийского научного форума - С. Ю. Глазьев, советник Президента РФ, академик РАН). - СПб., 2018.

3. Спирина М. Ю. Методология образования: исторический аспект // Алдамжар окула-ры - 2016: хальщаральщгылы ми-практикальщ конференция = Алдамжаровские чтения - 2016: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Костанай: академик З. Алдамжар атындагы Элеуметпк-техникалык; университет^ 2016. - 268 с. - С. 61-65.

4. Ватагина М. В. Этно-туризм как фактор патриотического воспитания молодежи и широких слоев населения РФ // Школа будущего. - 2018. - № 6. - С. 36-42.

5. Спирина М. Ю. Традиционные ценности и современный социум // Восьмые Худоя-ровские чтения: науч. изд. Докл. и сообщ. 19-20 окт. 2017 г. - Нижний Тагил, 2017. - 304 с. - С. 8-19.

6. Разина Т. Н. О профессионализме народного искусства. - М., 1985. Цит. по: Абра-мычева Н. Ю. Брошюра к Фестивалю лоскутного шитья в Суздале 2015 года. - Ассоциация мастеров лоскутного шитья России, 2015.

7. Абрамычева Н. Ю. Брошюра к Фестивалю лоскутного шитья в Суздале 2015 года. -Ассоциация мастеров лоскутного шитья России, 2015.

8. Лобанов В. П., Скрипкин М. С. Карелия: путеводитель. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Петрозаводск: Форевер, 2012. - 288 с.: ил.

9. Некрасова М. А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов: сб. ст. / Русский музей; сост. И. Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 374 с.: ил. - С. 60-80.

10. Ватагина М. В. Карельская этно-туристическая тропа Ленобласти: возрождение традиций // Сборник лучших практик в сфере гармонизации межнациональных отношений в Ленинградской области. - СПб.: ГКУ Ленинградской области «Дом дружбы Ленинградской области», 2018. - С. 21-25.

REFERENCES

1. Poslanie Federalnomu Sobraniyu v 2019 g. Prezidenta RF V. V. Putina.

2. Yakovets Yu. V. Doklad na plenarnom zasedanii X Evraziyskogo nauchnogo foruma v Sankt-Peterburge 22.11.2018. (Predsedatel orgkomiteta Evraziyskogo nauchnogo foruma - S. Yu. Glaziev, sovetnik Prezidenta RF, akademik RAN). St. Petersburg, 2018.

3. Spirina M. Yu. Metodologiya obrazovaniya: istoricheskiy aspect. In: Aldamzharovskie chteniya - 2016. Proceedings of International scientific-practical conference. Kostanay,

2016, pp. 61-65.

4. Vatagina M. V. Etno-turizm kak faktor patrioticheskogo vospitaniya molodezhi i shi-rokikh sloev naseleniya RF. Shkola budushchego. 2018, No. 6, pp. 36-42.

5. Spirina M. Yu. Traditsionnye tsennosti i sovremennyy sotsium. In: Vosmye Khu-doyarovskie chteniya: nauch. izd. Dokl. i soobshch. 19-20 Oct. 2017. Nizhniy Tagil,

2017. Pp. 8-19.

6. Razina T. N. O professionalizme narodnogo iskusstva. M., 1985. Cit. by: Abramycheva N. Yu. Broshyura k Festivalyu loskutnogo shitya v Suzdale 2015 goda. Assotsiatsiya mas-terov loskutnogo shitya Rossii, 2015.

7. Abramycheva N. Yu. Broshyura k Festivalyu loskutnogo shitya v Suzdale 2015 goda. As-sotsiatsiya masterov loskutnogo shitya Rossii, 2015.

8. Lobanov V P., Skripkin M. S. Kareliya: putevoditel. Petrozavodsk: Forever, 2012. 288 p.: il.

9. Nekrasova M. A. O formakh razvitiya narodnogo iskusstva i nekotorykh voprosakh tvorchestva. In: Tvorcheskie problemy sovremennykh narodnykh khudozhestvennykh promyslov: coll. of art. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1981. Pp. 60-80.

10. Vatagina M. V. Karelskaya etno-turisticheskaya tropa Lenoblasti: vozrozhdenie traditsiy. In: Sbornik luchshikh praktik v sfere garmonizatsii mezhnatsionalnykh otnosheniy v Len-ingradskoy oblasti. St. Petersburg: GKU Leningradskoy oblasti "Dom druzhby Lenin-gradskoy oblasti", 2018. Pp. 21-25.

Ватагина Марина Вениаминовна, кандидат экономических наук, руководитель Интерактивного музея карельской культуры на базе Дома дружбы Ленобласти, МОО «Карельское содружество»

e-mail: [email protected]

Vatagina Marina V., PhD in Economics, Head of the Interactive Museum of Karelian Culture on the basis of the Leningrad Region Friendship House, an International public organization „Karelian Commonwealth"

e-mail: [email protected]

Колесов Владимир Иванович, кандидат экономических наук, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и переводоведения Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

e-mail: [email protected]

Kolesov Vladimir I., PhD in Economics, ScD in Education, Professor, Pedagogy, Psychology, and Translation Studies Department, St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation

e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.02.2019 The article was received on 18.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.