Научная статья на тему 'Роль интеллектуального потенциала журналиста на характер воздействия материала СМИ'

Роль интеллектуального потенциала журналиста на характер воздействия материала СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1225
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AUDIENCE / MM / JOURNALIST / INTELLECT / AFFECTION / АУДИТОРИЯ / ВАО / ЖУРНАЛИСТ / ЗЕҳН / ТАЪСИР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Касымова И.Т.

В статье раскрывается проблема взаимодействия интеллектуального потенциала журналиста на вид воздействия журналистского материала на аудиторию, на подачу информации и деятельность журналиста в целом, так как в настоящий момент проблема воздействия СМИ на аудиторию мало изучена и требует дальнейших исследований. На основании анализа конкретных программ отечественного радио и телевидения устанавливается, что разносторонность в знании поможет журналисту всесторонне освещать общественную жизнь. В заключение подчеркивается, что высокий интеллектуальный уровень передачи повышает качество и значение материала журналиста и способствует воздействию на аудиторию. Автор приходит к выводу, что аудитория воспринимает реальность через призму мировоззрения, взглядов и убеждений журналистов, у неё складывается тот взгляд на окружающий мир, каким его представляет журналистский материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Нақши иқтидори зеҳнии журналист ба хусусияти таъсири маводи ВАО

In her article the author discloses the problem dealing with an affection of the intellectual potential journalist''s material over the audience in reference to delivery of information and the activities of a journalist upon the whole, as currently the issue concerned with the sway of media over the audience is considered as a scantly studied and requires further explorations. Proceeding from the analysis dealing with concrete programs of home radio and television it is established that diversity of knowledge will help the journalist to highlight social life comprehensively. In a nutshell, the author of the article lays an emphasis upon the idea that a high intellectual level of broad and telecasting increases both the quality and significance of journalist''s material and promotes its affection over the audience. The author comes to the conclusion that the audience perceives reality through the prism of outlook, views and convictions of journalists; it is the view of the world presented in journalistic material.

Текст научной работы на тему «Роль интеллектуального потенциала журналиста на характер воздействия материала СМИ»

УДК 002.6 И.Т.КАСЫМОВА

ББК 76.12

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖУРНАЛИСТА НА ХАРАКТЕР

ВОЗДЕЙСТВИЯ МАТЕРИАЛА СМИ

Любой журналистский материал так или иначе воздействует на массовую аудиторию. СМИ, в том числе радио и телевидение, являются мощным средством манипуляции. В данном вопросе интеллектуальный уровень отдельного журналиста играет решающую роль. От уровня интеллекта журналиста зависит его авторитет в обществе и признание со стороны аудитории. Авторитет журналиста зависит не только от правильного образа, но и от его интеллектуального потенциала, качества подготовленного им материала, культуры его речи. Профессия журналиста обязывает его овладеть тонкостью поиска в подаче информации. Для достижения такой цели журналист постоянно находится в эпицентре событий, регулярно ищет информацию и работает над собой и передаёт информацию соответствующим образом. «Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, одной из задач которой является желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т. е. позитивная самопрезентация. На основании того, как человек говорит, можно сделать вывод об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре» (2, 21). Как и внешний вид, культура речи журналиста помогает произвести желаемое воздействие на аудиторию, в свою очередь, умение пользоваться культурной лексикологией в прямом эфире зависит от интеллектуального потенциала журналиста. Если журналист не владеет ситуацией, не знает о происходящих событиях в регионе и в мире, то один имидж в глазах аудитории не срабатывает. Как отмечает российский учёный В. Бойко: «Хороший интеллект является мощным источником психической энергии» (1, 12). Это не только источник энергии, но и орудие воздействия. Манипулирование аудиторией, в свою очередь, осуществляется визуальными (на телевидении) и аудиальными (на радио) средствами.

Кроме интересного внешнего вида журналист должен обладать определёнными знаниями почти по всем отраслям народного хозяйства, образования, медицины, искусства, истории. Российский учёный В. Дружинин, ссылаясь на другого российского учёного М. Холодную (1997), утверждает, что «успешность профессиональной деятельности начинает определять мотивация, личностные черты индивида, система ценностей и т. д.» (3, 4). Для правильного взаимодействия и нужной реакции и манипуляции сознанием аудитории высокий интеллект имеет первостепенное значение. Это есть требование к современной журналистике. «Интеллект, как и любая способность, действует по принципу «одаренности», то есть в зависимости от качества и организованности своих подструктур» (1,12). Характеристика интеллекта определяется не только поведением, но и умением решать задачи, как профессиональные, так и относящиеся к простым жизненным ситуациям. Насколько высок интеллект человека, настолько он способен чётко оценивать ситуацию и решать соответствующую задачу. В профессиональном плане способность установить благоприятное и эффективное общение, умение интерпретировать невербальные сигналы, использовать нужные и правильные вербальные и невербальные средства, правильная самоподача в конкретной профессиональной ситуации, воздействие на собеседника и аудиторию, манипулирование сознанием аудитории зависит от уровня интеллекта отдельного журналиста. «В результате обучения на основе задатков и способностей формируются умения - действия, регулируемые правилами и знаниями. Умения обладают внутренней энергией, которая сосредоточена в приобретённых алгоритмах действий, готовых к реализации» (1, 9). Умения, приобретённые журналистом в учебных заведениях, помогают действовать оперативно в разных жизненных и профессиональных ситуациях. Интеллект журналиста, - это результат долгого и систематичного обучения по определённому направлению, от которого и зависят навыки и профессиональные качества работников СМИ. Эти качества обеспечивают умение воздействовать на сознание аудитории, влиять на их решение, принудить к действию. От интеллекта журналиста зависит картина мира его аудитории, она принимает реальность через призму воздействия журналистского материала. «В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума субъективной картины происходящего» (5, 8). Низкий уровень интеллекта может привести к негативному воздействию материала журналиста. Это обусловливается неуместным или несоответствующим освещением событий, выбором тематики, неправильной самоподачей и

т.п. Если сделать общий вывод, в журналистике авторитет и профессиональная репутация зависят от уровня интеллекта журналиста. В северном Таджикистане выпускаются такие газеты, как «Саломат бошед!» (Будьте здоровы), «Анис» (Собеседник), «Шуълаи умед» (Пламя надежды), «Рискофарин» (Дающий хлеб насущный), «Нилуфар» (Лилия), которые, по нашему мнению, не отвечают стандартам современной журналистики. Материалы данных изданий не могут способствовать улучшению имиджа их организаций. Журналисты данных изданий продолжают писать по принципам старой журналистской школы. Как известно, все виды деятельности развиваются в силу потребностей времени, что зависит от уровня знаний специалистов разных отраслей, и журналистика тоже не стоит на месте и меняет свои свойства, продвигается вперёд. Но несоответствие современным требованиям журналистики зависит от уровня интеллекта отдельного журналиста.Повышая уровень интеллекта, журналисты тем самым повышают уровень воздействия на аудиторию, что способствует их улучшению имиджа в глазах общества.

От интеллекта журналиста зависит умение правильно и уместно воздействовать на аудиторию, донести материал в нужном ракурсе, привлечь внимание правительства к злободневным проблемам. «Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив по отношению к любым попыткам манипулирования им извне» (5,9). Интеллект - это мощный инструмент манипулирования сознанием и поведением других, также наличие интеллекта предотвращает риск быть манипулированным со стороны отдельной категории людей. Конечно, нельзя разделять работников СМИ по уровню их интеллекта, но этот уровень определяет степень профессионализма.

Сегодня интернет создает возможность свободного доступа к информации. Соответственно, в Таджикистане, как и в других развитых странах мира, рано или поздно он будет играть главную роль в заполнении информационного пространства страны. Следовательно, будет широко развита конкуренция между электронными и печатными СМИ, а также конкуренция между тандемом электронных и печатных СМИ и Интернета. «...успешная адаптация будет соответствовать не только уровню развития интеллекта, но и будет связана с проявлением разных личностных особенностей» (4,3). Современная журналистика требует сочетать традиционные профессиональные навыки с современными технологиями. «А что собою представляет всякий навык? Это энергетически ёмкая программа поведения, стремящаяся воплотиться в физических актах - деловых операциях, приёмах труда и т. п., либо в интеллектуальных действиях, то есть в новой форме психической энергии» (1, 9). В ближайшем будущем журналист должен будет овладеть навыками искусства мультимедиа, то есть умением работать со звуком и изображением. Подобно радио-репортёрам, которые уже сегодня сами записывают и монтируют свои материалы, телерепортёру также необходимо научиться основам съёмки и монтажа. Уже сегодня в развитых странах мира появились телевизионщики, работающие не только журналистами, но и техническими работниками, например, операторами и монтажёрами. Новая, цифровая, техника намного облегчает процессы съёмки и обработки записей. Необходимо отметить, что владение техникой записи и монтажа - ещё не гарантия успеха в работе журналиста. Журналист должен иметь какое-то определённое представление о языке кадров в фильме, или основах драматургического построения сюжета. По словам российского учёного М. Холодной: «Ни один тоталитарный режим не заинтересован в развитии интеллектуальных возможностей своих граждан, поскольку неумными людьми управлять значительно легче». По нашему мнению, повышением интеллектуального уровня своих материалов журналист способствует и повышению интеллекта своей аудитории, поскольку аудитория воспринимает действительность через призму взглядов и убеждений журналиста, поэтому профессия журналиста требует постоянного совершенствования своего мастерства, уровня знаний. Без повышения интеллектуального уровня журналиста никакая редакция газеты, телевидение и радио не смогут достичь своей основной цели: привлечь аудиторию интересными, неординарными, нешаблонными, качественными материалами.

Интеллектуальный уровень журналиста отражается прежде всего на подаче информации. К примеру, 12 мая 2011 года по Согдийскому областному телевидению в программе «Ахбор» (6) был показан сюжет, рассказывающий о проведении велосипедных гонок в городе Худжанде. Рассказ корреспондента звучал примерно так: «В честь 20-летя независимости республики и Дня молодёжи в городе Худжанде был проведён конкурс велосипедистов... » и далее что-то о конце и результатах. Эту же тему осветили и корреспонденты ТРК «Азия» (7). В отличие от первого примера, корреспондент ТРК «Азия» сумел подать материал в лучшем варианте, который способствует желаемому воздействию на аудиторию: «В городе Худжанде вновь проводится велосипедная гонка, время проходит быстро, ведь со времени проведения первой гонки прошло 38 лет.

Ещё в 1973 году из Москвы пришло известие, что в городе Ленинабаде (советское название города) будет проводиться велогонка, и город прославился этим событием...». Зритель, не имевший представления об этом событии, понял, что это не первая такая гонка, а продолжение давней традиции. Это исторический факт, который не указан в учебнике и который заинтересует многих жителей города и области. Уровень интеллекта журналиста, его подход к теме способствует тому, что зритель получил пусть малое, но знание относительно истории своего города.

Или же на радио в передаче «Набзи диёр» (8), темой которой был новый закон о языке, можно наблюдать осведомлённость и уместный подход к теме обсуждения: журналист после окончания песни начинает свою речь словами:

И в этот миг после прослушивания хорошей песни из сердца выходит звук: живи, мой вечный язык! Дорогие друзья! Мы, создатели передачи «Пульс страны», решили обсудить закон РТ «О государственном языке РТ» На передачу приглашён профессор ХГУ имени Б. Гафурова А. Абдукодиров. Журналист задаёт вопросы относительно отличий прежнего закона, принятого 22 июля 1989 года, от нового. Задавая вопрос, ведущая демонстрирует свои знания об этом законе. Профессор 5-й раздел - ««Язык наименований», 20-ый - ««Язык печати и ярлыков, бланков, этикеток и других информационных материалов». Ваше мнение? Журналист задаёт вопрос с точки зрения важности для слушателя, что может вызвать интерес у аудитории относительно обсуждаемой темы, поскольку эти данные имеют отношение к большинству: как к работникам сферы образования, так и к предпринимателям и многим другим представителям разных профессий и простым гражданам. Знание о них может иметь положительный результат, поскольку слушатели чаще встречаются именно с этими частями данного закона.

В отличие от вышеприведённого примера в рубрике «Это интересно» областного Согдийского радио (11) мы наблюдали ряд фактов и цифр, распорядок которых, по нашему мнению, может воздействовать на слушателя отрицательно: 2400-летний гриб. В Миллере, штата Орегон стоит 2400-летний гриб, который занимает 890 га, что равно 1220 футбольным стадионам...

2. Кети Чанг родилась в 1937 году в штате Кеннтуки США, в последние 22 года она носит корсет и ее талия составляет 38 см.

По нашему мнению, в данном разделе слишком много цифр для радио. Слушатель может не воспринять столько цифр за столь краткий миг. Такую рубрику можно было преподнести иначе, объясняя или комментируя факты, или используя их как дополнительный элемент в развлекательных передачах.

Примером благоприятного воздействия на аудиторию могут стать передачи «Навои дил» и «Чахонро нигар бо чашми хирад» на радио «Тироз», которые полностью посвящены классическим стихотворным произведениям. В передаче зачитываются стихи поэтов таджикско-персидской литературы. Хотелось особо отметить культуру общения и манеру речи ведущей -Мунаввары Мирзоумаровой, которая отличается профессионализмом, притягательным голосом, культурной и грамотной речью. Эту передачу можно назвать эталоном положительного воздействия на аудиторию.

Не только теле - или радиоматериал может отражать интеллектуальный уровень СМИ или отдельного журналиста, но и выбор темы говорит о несоответствующем уровне телевизионщиков. К примеру, в передаче «Офтоби мехрубони», которая была показана 29-го сентября 2011 года (9), тема звучала так: «Прошу, не отрезай косы». Обсуждение темы длины волос девушек, по нашему мнению, не повысит образ журналиста в глазах аудитории. Эта тема снижает уровень этой передачи в целом. Она не стоит такого внимания со стороны журналистов и самого канала.

Образовательно-юридическая передача «Хукуки шумо» (Ваше право) на телевизионном канале «Джахоннамо» является хорошим примером высокого уровня знаний журналиста. На передачу приглашены профессиональные юристы. Журналист зачитывает вопрос телезрителей, позвонивших по телефону, и гости отвечают на каждый из них чётко по конкретным статьям и пунктам законодательства РТ. В передаче отсутствовали лишние слова или же ненужный пафос. Вся передача построена конкретно, чётко и грамотно. Данная передача, безусловно, гарантирует положительное воздействие на аудиторию и журналисту - положительный имидж и признание.

Или же новая передача 20х20 (12), которую создатели посвятили 20-летию независимости страны. Она состоит из бесед с известными людьми высшего ранга страны о 20-летем пути Таджикистана за эти годы. Первая передача вышла в эфир 18 августа 2011 года, и первым гостем передачи был председатель Комитета по делам молодёжи, спорта и туризма страны Лочин Файзуллоев. Хотелось бы особо отметить роль телеканалов «Джахоннамо» и «Бахористон» в повышении интеллектуального уровня аудитории. Данные телеканалы богаты познавательными передачами (хотя и не своего производства), которые выходят в эфир ежедневно. По нашему

мнению, передачи этих каналов интересны детям, и их родителям они также полезны, поскольку наглядно рассказывают о технологии приготовления разных вещей и продуктов. А информационный телеканал даёт аудитории максимально полезную информацию. Тем самым он играет немаловажную роль в повышении интеллекта зрителей.

Также интерактивные передачи на радио отличаются друг от друга интеллектуальным уровнем предлагаемых вопросов. В отличие от радиовикторины «Хамадон» (Всезнайка), которую мы привели выше, на радио можно услышать более грамотные вопросы. Примером этому может послужить передача «Хозирчавоб» на радио «Тироз» с ведущей Зарнигори Рустам (10). Как мы уже отметили, данная передача, хотя, как и многие другие радиопередачи прямого эфира, строится по принципу вопросов и ответов посредством телефонного разговора, она отличается от них уровнем и грамотными вопросами. Вопросы в передаче разделены на группы, и слушателям предоставляется выбор, на какую категорию вопросов они хотят отвечать. Например, в передаче от 28 ноября 2014 года прозвучали вопросы относительно литературы, географии, спорта, кино, животного мира, музыки, общие вопросы и т.п. В течение 30 минут на передачу поступили 7 звонков. Каждому собеседнику предлагалось выбрать одну из категорий вопросов. Вопросы же звучали следующим образом: Какое насекомое летает 57 км в час? Сколько метров составляет высота футбольных ворот? Какой советский футболист был удостоен «Золотого мяча»? Какой праздник 11 марта отмечается в Таджикистане? В каком году вышла Энциклопедия таджикской советской литературы? В каком году родился таджикский поэт Мумин Каноат? Конечно, были и вопросы, для ответа на которые не понадобился высокий интеллект или глубокие знания, и ведущая озвучила такие вопросы, как: В каком году был показан мексиканский телесериал «Просто Мария»? Какой музыкальный инструмент по форме напоминает кувшин? В каком году российская поп-группа На-На поставила концерт в Худжанде? Но как мы отметили, данные вопросы была предложены в категории «общие вопросы», и те слушатели, которым они были заданы, сами выбрали данный раздел вопросов. Необходимо отметить, что вопросы хорошего уровня могут заинтересовать более грамотного слушателя. Предлагая качественные вопросы, данная передача будет признана и более требовательной аудиторией, для которой помимо хорошего времяпрепровождения важны и интересные данные из разных сфер науки и жизни. И без сомнения, нужно отметить, что эта радиовикторина имеет положительное воздействие на слушателей. В связи с тем, что в ней, помимо грамотных вопросов, культура речи и грамотность ведущей заслуживает внимания самого требовательного слушателя. И, по нашему мнению, данная передача может считать свою задачу выполненной, поскольку она предназначена «для повышения интеллектуального уровня, повышения знаний и мировоззрения».

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

• Всякое журналистское произведение имеет особенность воздействовать на сознание аудитории. Но воздействие напрямую зависит от уровня интеллекта журналиста, который общается непосредственно с аудиторией;

• Аудитория воспринимает реальность через призму мировоззрения, взглядов и убеждений журналистов, у неё складывается тот взгляд на окружающий мир, каким его представляет журналистский материал;

• Наши наблюдения показали что, разносторонность в знании помогут журналисту всесторонне освещать общественную жизнь. Интеллект журналиста определяет характер его влияния на аудиторию, что в конечном итоге привлечёт внимание не только аудитории, но и соответствующих органов власти;

• Благоприятное и эффективное общение, умение интерпретировать невербальные сигналы, использовать нужные и правильные вербальные и невербальные средства, правильная самоподача в конкретной профессиональной ситуации, воздействие на собеседника и аудиторию, манипулирование сознанием аудитории зависят от уровня интеллекта отдельного журналиста;

• Высокий интеллектуальный уровень передачи повышает качество и значение материала журналиста, что способствует воздействию на аудиторию. Данная особенность требует постоянного совершенствования своего мастерства;

• Как и другие виды деятельности, журналистика не стоит на месте, она развивается, продвигается вперёд, что, в свою очередь, зависит от уровня знаний и способности специалистов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: Психология общения / В.

В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996.-472 с.

2. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи: руководство по развитию культуры речи / Л. А.

Введенская, Л. Г Павлова. - 9-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 537 с.

3. Вертгеймер, М. Согдийское Психология продуктивного мышления: Психология мышления / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 1987. - 230с.

4. Интеллект и творчество: сб. науч. тр. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. - 270с.

5. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1997.-392 с.

6. Ахбор / Окилов О. - Согдийское областное телевидение.-2011.-12 мая.-1800.

7. Новости / Р. Сафарова.-Азия.-2011.-12 мая. 1800.

8. Офтоби мехрубони / М. Муродова.- ТРК СМ-1. -2011.-29 сент. 2000

9. Хозирчавоб /З.Рустам . - Тироз - 2014. - 28 областное радио.-2009. - 8 мая.

10. Это интересно / О. Окил. - Согдийское областное радио. - 2010. - 5 янв.

11. 20х20 / А. Тохир.- Джахоннамо. - 2011. - 18 авг. 1900.

REFERENCES:

1. Boyko V. V. Energy of Emotions in Communication: View of ourselves and others: Psychology of Communication / V. V. Boyko. - M.: Filin, 1996. - 472 p. (in Russian)

2. Vvedenskaya, L. A. Rhetorics and Speech Culture: a Guideline on the Development of Speech Culture / L. A. Vvedenskaya, L. G Pavlov. - The 9-th edition, revised and enlarged - Rostov-on-the-Don: Phonics, 2008. - 537 p. (in Russian)

3. Wertheimer, M. Psychology of Productive Thinking: Psychology of Thinking /M. Wertheimer. - M.: Progress, 1987. - 230 p. (in Russian)

4. Intellect and Creation: Collection of Scientific Works. - M.: Publishing-house of the Institute of Psychology under RAS, 1999. - 270 p. (in Russian)

5. Kholodnaya, M. A. Psychology of Intelligence: Paradoxes of Research / M. A. Kholodnaya (Cold). - Tomsk: Publishing-house of Tomsk University, 1997. - 392 p.

6. News / Okilov O. - Sughd Viloyat (Regional) TV. - 2011. May 12. -1800.

7. News / R. Safarova. -Asia. -2011. May 12. 1800.

8. Oftobi Mehruboni (Benevolent Sun) / M. Murodova. - SEC «CM-1». - 2011. September 29. 2000

9. Hozirjavob (Today's Answer) /Z. Rustam . - Tiroz. - 2014. November 28. 900

10. The Pulse of the Country / M. Karimov. - Sughd Viloyat (Regional) Radio. - 2009. - May 8.

11. It's Interesting / O. OKIL. - Sughd Viloyat (Regional) Radio. - 2010. January 5.

12. 20x20 / A. Tokhir. - Jahonnamo (World's Name). - 2011. August 18. 1900.

Нацши ицтидори зе^нии журналист ба хусусияти таъсири маводи ВА О

Вожа^ои калиди: аудитория, ВАО, журналист, зеун, таъсир

Дар мацола доир ба муаммои алоцамандии щтидори зеунии журналист ба навъи таъсири маводи у ба аудитория, тарзи пешнщоди иттилоот ва дар мацмуъ фаъолияти журналисты андеша баён гардидааст, зеро айни замон муаммои таъсири ВАО ба аудитория камтар мавриди омузиш царор гирифта, ба тащицоти минбаъда ниёз дорад.

Дар асоси таулили барномауои мушаххаси радиоуо ва телевизионуои ватани муайян гардидааст, ки дониши фарох ба журналист имкон медщад, то уаёти цамъияти ба пурраги инъикос гардад.

Дар хулоса таъкид гардидааст, ки дарацаи баланди зеунии барнома сифат ва ауамияти маводи журналистиро боло намуда, боиси таъсирнокии он ба аудитория мешавад.

Муаллиф ба хулоса омадааст, ки аудитория уацицатро аз нуцтаи назар, цауонбини ва эътицоди журналист цабул намуда, тасаввуроти у доир ба мууити атроф аз руи маводи журналисты сурат мегирад.

Роль интеллектуального потенциала журналиста на характер воздействия материала СМИ

Ключевые слова: аудитория, СМИ, журналист, интеллект, воздействие

В статье раскрывается проблема взаимодействия интеллектуального потенциала журналиста на вид воздействия журналистского материала на аудиторию, на подачу информации и деятельность журналиста в целом, так как в настоящий момент проблема воздействия СМИ на аудиторию мало изучена и требует дальнейших исследований.

На основании анализа конкретных программ отечественного радио и телевидения устанавливается, что разносторонность в знании поможет журналисту всесторонне освещать общественную жизнь.

В заключение подчеркивается, что высокий интеллектуальный уровень передачи повышает

качество и значение материала журналиста и способствует воздействию на аудиторию.

Автор приходит к выводу, что аудитория воспринимает реальность через призму мировоззрения, взглядов и убеждений журналистов, у неё складывается тот взгляд на окружающий мир, каким его представляет журналистский материал.

The Role of Intellectual Potential of Journalism in the Nature of Media Material Affection

Key words: audience, MM, journalist, intellect, affection

In her article the author discloses the problem dealing with an affection of the intellectual potential journalistes material over the audience in reference to delivery of information and the activities of a journalist upon the whole, as currently the issue concerned with the sway of media over the audience is considered as a scantly studied and requires further explorations.

Proceeding from the analysis dealing with concrete programs of home radio and television it is established that diversity of knowledge will help the journalist to highlight social life comprehensively.

In a nutshell, the author of the article lays an emphasis upon the idea that a high intellectual level of broad - and telecasting increases both the quality and significance ofjournalistes material and promotes its affection over the audience.

The author comes to the conclusion that the audience perceives reality through the prism of outlook, views and convictions ofjournalists; it is the view of the world presented in journalistic material.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Цосимова Инобат Тухтабоевна, унвонцуи кафедраи журналистика ва назарияи тарцумаи Донишгоуи давлатии Хуцанд Ба номи академик Б.Fафуров (Цум^урии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail qosimova@gmail.com Сведения об авторе:

Касымова Инобат Тухтабоевна, соискатель кафедры журналистики и теории перевода Худжандского государственного Университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд),E-mail qosimova@gmail. com Information about the author:

Kosymova Inobat Tukhtaboyevna, claimant for candidate degree of the department of journalism and translation theory of the Tajik philology faculty under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail qosimova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.