Научная статья на тему 'Специфика журналистского общения в прямом радиоэфире'

Специфика журналистского общения в прямом радиоэфире Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
838
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИО / СМИ / ОБЩЕНИЕ / АУДИТОРИЯ / СЛУШАТЕЛИ / ПРЯМОЙ ЭФИР / RADIO / MASS MEDIA / COMMUNICATION / THE AUDIENCE / LISTENERS / LIVE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Касымова Инобат Тухтабоевна

В статье автор исследует проблему влияния радио общения на аудиторию. Особое внимание автором уделяется радиопрограммам Согдийской области. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме проблеме общения ведущего радиоканала посредством программ в прямом радиоэфире, в связи с тем, что в настоящее время радио является самым доступным и популярным видом СМИ в нашей стране. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших и глубоких исследований. На основании анализа автор пришёл к выводу, что прямой эфир даёт возможность индивидуального подхода к слушателям. На основе изучения ряда программ автором установлена эффективность и доступность радийного общения в прямом эфире. Автор пришла к выводу, что в прямом радиоэфире имеет место явление нарушения этических норм общения со стороны отдельных ведущих, что, в свою очередь, определяет характер воздействия на слушателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Касымова Инобат Тухтабоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of journalistic communication in live radio

The author reveals the problem of the influence of communication on the radio broadcast audience. Particular attention is paid to radio programs Sogd region The article is devoted to date problem the problem of communication leading radio broadcast via live radio programs because, at the present stage the radio is the most accessible and popular form of media in our country. This problem is poorly understood and requires further research. Based on the analysis, the authors concluded that the live broadcast enables an individual approach to students. On the basis of a number of programs the author found the effectiveness and accessibility of communication radio broadcast live. The author concludes that there is non compliance with the direct radio communication of ethical standards by individual leaders, which in turn determines the nature of the impact on the listener.

Текст научной работы на тему «Специфика журналистского общения в прямом радиоэфире»

10.01.10. ЖУРНАЛИСТИКА 10.01.10. JOURNALISM

УДК 002 И.Т. КАСЫМОВА

ББК 76.1

СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПРЯМОМ РАДИОЭФИРЕ

В нашей стране радио является самым доступным и популярным видом СМИ. По этой причине воздействие радио на психологию массовой аудитории, её поведение мы считаем более значительным, чем влияние других видов СМИ.

Проведённые нами мини-опросы среди представителей разных слоёв населения, а также наши длительные наблюдения позволяют нам сделать определённые выводы. Прежде всего, необходимо определить аудиторию каждого вида средств массовой информации по отдельности. Ведь аудитория одного вида СМИ отличается по всем параметрам от аудитории другого вида средств массовой информации. Зритель какого-нибудь телеканала может не оказаться членом аудитории другого конкретного телеканала, не говоря уже о радиостанциях, либо печатных СМИ. Мы склоняемся к тому мнению, что из всех видов СМИ самым эффективным воздействием на аудиторию обладает телевидение. Поскольку оно, помимо информации, передаёт определенные эмоции посредством видео, влияя таким образом на настрой зрителя больше, чем радио и газета. «Образ - компактная и удобная для хранения в мозгу единица идеального, обладающая зарядом психической энергии» (2,12). Но, с другой стороны, учитывая нынешнее положение телевидения в стране, которое зависимо, от внешних обстоятельств, в том числе от дефицита электроэнергии в определённый период времени, нужно отметить, что при всех своих преимуществах телевидение не может полностью удовлетворить потребности аудитории. Данное положение дел приводит к тому, что большинство переключаются на другие виды СМИ, в первую очередь, на радио. Конечно, справедливо отметить значение печатных СМИ, но по вопросу фактора психологического воздействия радио находится впереди. Стоит отметить и об интернет изданиях, которые доступны жителям страны, данное средство электронной информации является самым оперативным среди других видов СМИ. По данным книги «Роль интернета в доступе к информации», в 2000 году число интернет - пользователей в стране ограничилось двумя тысячами, а к 2010 году их число достигло 600 тысяч. Данные цифры мы считаем ошибочными, поскольку у нас в стране одним компьютером, как и одной газетой, пользуются до 10 и более человек. «Данные об интернет - пользователях основаны на принципе «один договор - один пользователь.» В результате, одна школа, один университет, одно учреждение и даже одно интернет-кафе засчитываются как один пользователь, на самом же деле число интернет - пользователей в каждом учреждении достигает десятков человек» (5, 3-4). Реальная цифра об интернет - пользователях, как отмечено, гораздо больше вышеприведённых цифр. Одним компьютером могут пользоваться до 10 человек, а если это организация, то число пользователей одним компьютером может достичь и 20-30 человек. Но трудность в том, что в отсутствии электроэнергии, компьютера, интернета оперативность информагентств и других интернет изданий не будут доступны потребителям. Мобильную версию издания предлагают далеко не все информагентства. Хотя у нас в стране мобильный интернет постепенно становится доступным практически всем гражданам.

Данные доводы служат доказательством того, что радио - самое доступное СМИ в Таджикистане. И поскольку оно доступно практически всем, всегда и везде, то и воздействует оно на аудиторию соответственно лучше.

Также нужно учитывать нынешний менталитет личности, так как аудитория - это прежде всего, отдельные личности со своими особенностями характера: «Отчужденность стала социальным нормативом поведения - каждый стремится к уединению, независимости, отстранённости, экономии физических и психических ресурсов» (2, 63). Данное определение совершенно чётко описывает нынешнее поведение и тип членов аудитории. И именно радио позволяет индивидуальный подход к своим слушателям, посредством передач в прямом эфире. На сегодняшний день большинство радиопередач основано на телефонных беседах со слушателями в прямом эфире. Так, к примеру, можно перечислить передачи: «Радиомарафон» (радио «Тироз»), «С утра по радио», «Хамадон» (радио «Пайванд»), «Радиовикторина» (радио

НОМАИ ДОНИШГОХ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» 8С1Е^ШС ШТЕ8» № 4(45) 2015

«Садои Худжанд»), Хамроз (радио «Тирози джавони») и т.п. Можно привести много примеров из работы других радиостанций, которые выходят в прямом эфире и для которых телефонные беседы являются основной составлявшей частью передач. О содержании передач и речи ведущих можно привести совершенно разные примеры. К примеру, в передаче «Радиомарафон» с ведущим Диловаром Сафаровым (6) мы можем наблюдать сильный уверенный голос, специфическую дикцию, что является мощным средством воздействия на слушателей радио. Но, с другой стороны, речь ведущего не всегда соответствует этическим нормам.

На протяжении всей передачи, отвечая на звонки слушателей, ведущий то повторял слова своего собеседника, то категорично отрицал их варианты ответов. Несоблюдение норм этики в сочетании со специфической интонацией может вызвать негативные эмоции у слушателей.

В отличие от данной передачи ведущие радиоканала «Пайванд» Юлия Лорехо и Андрей Соколов в передаче «С утра по радио» (7) могут воздействовать на аудиторию положительно. Передача интерактивного характера, как и в других подобных передачах, слушателям предлагается вопрос, на которые они предлагают свои варианты ответов, но надо отметить, что, несмотря на интерактивность в ней участие слушателей меньше. Ведущие, в свою очередь, ведут беседу свободно, грамотно, этично, что может повлиять на слушателей положительно. За короткий промежуток отведённого на передачу времени оба этих ведущих несколько раз повторяют слова: Друзья, дорогие друзья, друзья мои, дорогие мои.. ,,что, по нашему мнению, не останется без внимания со стороны слушателей.

Тема вопроса также была выбрана логично. Вопрос в данной передаче был таким: «Какая самая популярная профессия в мире.» Так как передача вышла в эфир накануне 1 мая -всемирного дня трудящихся, вопрос был как интересным, так и уместным.

В передачах радио «Салом» также можно наблюдать, что ведущий выбирает вопрос уместно. Так, в викторине (3) вопрос был относительно героев Республики Таджикистан.

Нужно отметить, что соблюдение этических норм общения в прямом эфире обеспечивает положительное психологическое воздействие на слушателей. Если в первой приведённой передаче влияние радио на аудиторию может быть отрицательным, то во втором примере радиопередача воздействует на слушателя положительно. От культуры общения ведущих зависит характер психологического влияния на аудиторию. По нашему мнению, чем выше уровень культуры и манеры общения ведущего, тем больше положительных эмоций у слушателя, и наоборот, чем ниже культура общения журналистов, тем более негативным становится воздействие передачи. Но надо отметить то, что в любом случае степень психологического воздействия в прямом эфире больше, чем в других видах журналистского общения. Поскольку в данном общении важную роль играет «эффект присутствия».

Другим важным фактором, воздействующим на аудиторию, является качество передачи. Если передача подготовлена на должном уровне, с соблюдением принципов современной журналистики и этических норм, то она обязательно найдёт своего слушателя. «Адекватно воздействовать на другого означает понять как, когда, с какой целью влиять на него, чтобы: -вызвать желаемые изменения в его мыслях, памяти, восприятии, словах, поступках, - вызвать желаемые перемены в его потребностях, мотивах, интересах, планах» (2, 63). Материал журналиста должен быть направлен на повышение грамотности, должен достоверно информировать его о произошедших событиях. В информационном пространстве интересна та информация, которая подана с нейтральной позиции. Другими словами, в современной журналистике журналист является своего рода зеркалом, отражающим происходящие события. Справедливо заметить, что в прямом эфире контроль речи, интонации, эмоции требует немало усилий со стороны радиоведущих.

Также на радио Садои Худжанд в рубрике «День в истории» слушателям предлагаются исторические факты относительно каждого дня, что, по нашему мнению, тоже является хорошим примером благоприятного воздействия и повышения знаний у аудитории: (4): 5 мая родился Карл Маркс. 5 мая 1912 начались 5-ые Олимпийские игры в Стокгольме, где впервые состоялись церемония открытия и закрытия, ставшие традиционными

В формировании личности граждан, важную роль играет радио. Однобокость, пристрастность порой пагубно влияют на формирование общественного мнения среди населения страны.

Также аудитория радио зависит от радиуса охвата, но нужно отметить, что технические возможности радио не могут обеспечить интерес слушателей к радио. К примеру, в городе Чкаловске Согдийской области функционирует радио «Салом», но по результатам проведённого нами опроса 30% населения города Чкаловска слушают радио «Замон», 30% слушают другие радио: «Фарханг», «Душанбе», «Тироз», а 30% опрошенных вовсе предпочитают другой вид СМИ. И только 10% отдали свои голоса за местное радио. А 5% жителей города Худжанда предпочитают

НОМАИ ДОНППП ОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC \OTKS» № 4(45) 2015

радио «Салом», исходя из того, что в городе Худжанде большой выбор радио, данное количество, можно считать значимой цифрой. 30% Худжанцев слушают радио «Садои Худжанд», 30% - радио «Тироз», остальные 20% отдали свои голоса радиостанциям: «Тирози джавони», «Замон», «Имруз», «Пайванд», 10% опрошенных предпочитают другие виды СМИ. Жители Канибадамского района предпочитают слушать радио «Диёр», в нашем опросе данному радио отдали свои голоса 60% наших респондентов, радиостанции «Замон» - 10%, «Тироз» - 20%, также популярны в данном регионе Согдийской области. А в более отдалённых регионах области дело обстоит иначе. В Аштском, районе транслируется местное FM-радио «Диёр», которое доступно в Исфаринском, Канибадамском и Матчинском районах. Данное радио пользуется по-пулярностью в Канибадамском районе. По данным проведённого опроса, 40% наших опрошенных отдали свои голоса данному радио, 20% слушают радио «Тироз», также 20% пред-почитают радио «Замон» и «Пайванд». Также 30% населения Исфары предпочли также радио «Диёр».

В Зафарабадском, Ганчинском и Матчинском регионах перечисленные радиостанции доступны не всем жителям. В данных районах помимо местного (старого) радио нет FM радиостанций. Учитывая, что данные регионы являются приграничными и им доступны СМИ соседних государств, стоит задуматься об информационной безопасности в стране. Ведь некачественные, стереотипные, утомительные передачи отдаляют от себя аудиторию и принуждают её искать информацию на альтернативных каналах.

В конце 2010 года, в ходе встречи президента РТ Эмомали Рахмона со спортсменами была выдвинута идея создания спортивного телевизионного канала. Мы полагаем, что данный канал будет одним из популярных телеканалов страны. Надо отметить, что в городе Худжанде при телеканале «Азия» некоторое время функционировал спортивный канал «Спорт+», который рассказывал о спортивной жизни нашей страны, также по данному каналу транслировались заметные спортивные события мира. За 5 лет своего существования этот канал получил признание своей аудитории, независимо от профессии и политических взглядов его зрителей, всем интересно знать о таджикском и мировом футболе, боксе, самбо, каратэ и т.п. И, по нашему мнению, спортивный радиоканал, как и спортивный телевизионный канал, будет признан одним из лучших СМИ в нашей стране.

«В основе мышления, поведения и речи каждого человека лежат три универсальных механизма — это обобщение, опущение и искажение» (1,45). Аудитория принимает те передачи, которые может обобщить согласно своим убеждениям. Если же материал журналиста далёк от неё по ценностям и представлениям об окружении, то может произойти искажение информации. Предпочтение аудитории зависит от возраста, менталитета и других особенностей личности. Российский специалист в области риторики И. Стренин различает аудиторию возрастным критериям, типу подготовленности, объёму, профессии, гендерным различиям, национальным различиям, а также по уровню интеллекта и пр. Так как аудитория радио самая разнообразная, журналист должен иметь ввиду данные различия и требования своей аудитории и соответственно готовить передачу для конкретной категории людей. В противном случае он не сможет найти признание у аудитории.

В целом аудиторию можно воспитывать и привлекать только разнообразными передачами. В развитых странах мира понимают, что принуждёнными и искусственными методами собрать желаемую аудиторию нельзя.

1. Радио - самая удобная и универсальная форма журналистского общения с массовой аудиторией. Прямой эфир даёт возможность индивидуального подхода к слушателям, что не доступно другим СМИ.

2. Аудитория радио зависит от её языковой политики и радиуса охвата, но технические возможности радио не дают гарантию того, что именно данное количество слушателей является аудиторией определённого радио. Слушатели выбирают ту передачу или то радио, которое близко ему, его душевному состоянию. На выбор и влияние радиопередач, также влияет их качество.

3. Другим важным фактором для слушателя является соблюдение этических норм в общении со стороны ведущих. От соблюдения (или не соблюдения) этических норм зависит и характер психологического воздействия на слушателя. Но в любом случае в радио-общении присутствует элемент воздействия на слушателей, так как в нём есть «эффект присутствия»

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г.М. Андреева.-М.: 2004.-288 с.

2. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.Г. Павлова, Л.А. Введенская. - Ростов н/Д:

Феникс, 2008. - 537 с.

НОМАИ ДОНИШГОХ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES* № 4(45) 2015

3. Вохидова, М.А. Салом / М. Вохидова. - 2014. - 30 апреля. 1100.

4. День в истории. - Садои Худжанд. - 2014.- 5 мая. 1000

5. Каршибоев, Н. Роль интернета в доступе к информации / Н. Каршибоев. - Душанбе, 2010. -68с.

6. Радиомарафон. -Тироз.- 2014. - 29 апрель.1100

7. С утра по радио. -Радио «Пайванд».- 2014. - 30 апреля. 830

REFERENCES:

1. Andreeva, G.M. Psychology of social cognition: literature / G.M. Andreeva. - M.: 2004, 288 p.

2. Vvedenskaya, L.A. Rhetoric and culture of speech / L.G. Pavlova, L.A. Vvedenskaya. - Rostov n / D: Phoenix, 2008. - 537 р.

3. Vohidova, M.A. - Salom / M.A. Vohidova.- 2014 - April 30th. 11.00.

4. Day in History. - Sadoi Khujand. - 2014.- May 5th. 10.00

5. Karshiboev, N. The role of Internet to access the information / N. Karshiboev. - Dushanb, 2010. - 68c.

6. The radio marathon. -Tiroz.- 2014 - 29 April.11.00.

7. In the morning on the radio. -Radio "Paivand" .- 2014 - April 30th.8.30.

Специфика журналистского общения в прямом радиоэфире

Ключевые слова: Радио, СМИ, общение, аудитория, слушатели, прямой эфир.

В статье автор исследует проблему влияния радио общения на аудиторию. Особое внимание автором уделяется радиопрограммам Согдийской области

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - проблеме общения ведущего радиоканала посредством программ в прямом радиоэфире, в связи с тем, что в настоящее время радио является самым доступным и популярным видом СМИ в нашей стране. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших и глубоких исследований.

На основании анализа автор пришёл к выводу, что прямой эфир даёт возможность индивидуального подхода к слушателям.На основе изучения ряда программ автором установлена эффективность и доступность радийного общения в прямом эфире.

Автор пришла к выводу, что в прямом радиоэфире имеет место явление нарушения этических норм общения со стороны отдельных ведущих, что, в свою очередь, определяет характер воздействия на слушателя.

The specifics of journalistic communication in live radio

Keywords: Radio, mass-media, communication, the audience, listeners, live.

The author reveals the problem of the influence of communication on the radio broadcast audience. Particular attention is paid to radio programs Sogd region

The article is devoted to date problem - the problem of communication leading radio broadcast via live radio programs because, at the present stage the radio is the most accessible and popular form of media in our country. This problem is poorly understood and requires further research.

Based on the analysis, the authors concluded that the live broadcast enables an individual approach to students. On the basis of a number of programs the author found the effectiveness and accessibility of communication radio broadcast live.

The author concludes that there is non-compliance with the direct radio communication of ethical standards by individual leaders, which in turn determines the nature of the impact on the listener.

Сведения об авторе:

Касымова Инобат Тухтабоевна, соискатель кафедры журналистики и теории перевода Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: qosimova@gmail.com

Information about the authоr:

Kosimova Inobat Tukhtaboevna, Researcher of the journalism and translation theore Department, Khujand State University named after academician B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: qosimova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.