Научная статья на тему 'Разнообразие стилей общения в журналистской деятельности'

Разнообразие стилей общения в журналистской деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1363
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / СТИЛЬ / ЖУРНАЛИСТ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РАДИО / COMMUNICATION / STYLE / JOURNALIST / TELEVISION / RADIO

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Касымова Инобат Тухтабоевна

Статья посвящена анализу стилей общения в телеи радиожурналистике. На основе анализа передач телеканалов «Джахоннамо», «Азия», «СМ-1» и «Сафина», радио «Тироз» автор делает вывод, что для передач характерно смешение трёх стилей -ритуального, манипулятивного и гуманистического. Также дана характеристика софистическо-декоративного, фактологического стилей. Отмечается, что журналист выбирает стиль общения, исходя из характера передачи и самого СМИ. Кроме того, на стиль общения может повлиять тема передачи и характер предлагаемого факта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variety of Intercourse Styles in Journalistic Activity

The article dwells on the analysis of intercourse styles in TV and broadcast journalism. Proceeding from the telecasts transmitted by the Channels “Djakhonnama”, “Asia”, “MMT” and “Safina”, radio “Tiroz”, the author comes to the conclusion that a mixture of three styles characterizes all transmission, they are: ritual, manipulative, humanistic. Such styles as sophistico-decorative, factological are involved as well. It is noted that a journalist chooses a style of intercourse proceeding from the character of transmission of MM itself. Into the bargain, a theme of a teleor broadcast and the character of the fact presented can also have their impact on a style of intercourse.

Текст научной работы на тему «Разнообразие стилей общения в журналистской деятельности»

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 3~ 3

ФИЛОЛОГИЯМ ТОҶИК ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

И. Касымова

РАЗНООБРАЗИЕ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ В ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: общение, стиль, журналист, телевидение, радио

Российский ученый Г. Мельник отмечает в общении три стиля: это ритуальный, манипулятивный и гуманистический. В какой-то мере мы согласны с данным мнением. И относим к ритуальному общению приветствие и прощание. Как известно, здороваясь, у нас принято расспрашивать о самочувствии, о членах семьи, о работе и т.п. или прощаясь, проводить гостя до ворот или немного дальше. Ритуальный стиль основан на манерах поведения и общепринятых нормах общения. А в журналистике: «На телевидении ритуальным общением обрамляется сама передача - начало знакомства и беседы с гостем программы, направленность на собеседника...» (3,86). В конце новостной программы местного телеканала «Азия» (г. Худжанд) ведущие предлагают оставаться с данным каналом (используя формулу вежливости: оставайтесь с нами!) и посмотреть ту или иную передачу после информационного блока. Или в информационном телеканале «Джахоннамо» ведущие советуют следить за новыми подробностями событий по данному телеканалу. Во всех телевизионных и радиопередачах, в зависимости от их характера, используется данный стиль. К примеру, ведущая передачи «Тулуи мехр» - Радио Согдийской области (8) - начинает свою речь стихами. Дальше ведущий продолжает свою мысль словами: Здравствуйте, наши уважаемые радиослушатели! В это радостное мгновение на волнах областного радио для вас звучит передача «Тулуи мехр» вместе с новыми и полюбившимися произведениями. Эту часть

— 4 НОМАИ донишгох 3

общения мы относим к ритуальному. На передачу приглашаются гости - артисты и другие деятели культуры. В очередной передаче участвовал исполнитель шашмакома, сотрудник ансамбля Нури Худжанд при театре имени Камола Худжанди Неккадам Маджидов, ведущая задаёт вопрос:

На каком уровне на сегодняшний день находится шашмаком? Довольны ли вы как исполнитель макома этим?

Эта часть также является общением в ритуальном стиле, так как журналист приветствует слушателей и дальше разговор проходит по общепринятым манерам общения.

Манипулятивный стиль общения журналист использует для воздействия на своего интервьюируемого.

А третий стиль - гуманистический: «предполагает в наибольшей степени личностное общение, основанное на потребности в понимании, сочувствии, сопереживании.» (3.87). Надо отметить, что в передачах культурно-просветительского характера используются гуманистический и ритуальный стили общения, поскольку их задачей является не информирование аудитории, а её воспитание и просвещение и гуманистический стиль наиболее подходит для характера этих передач.

Далее в передаче «Тулуи мехр». которую мы привели в качестве примера выше, ведущий называет номер телефона студии и предлагает слушателям задавать свои вопросы гостю передачи. И ещё следует песня в исполнении гостя. По нашему мнению, в этой передаче журналист пользуется гуманистическим стилем общения, он готов к беседе. И его умение расположить к себе собеседника отражается в ответах гостя. Он считает журналиста «своим». Или. по крайней мере, понимает и принимает его желания и ценности.

Каким характером должен обладать артист для покорения сердца народа?

Похожая передача, которая выходит в эфире Радио «Тироз». называется «Савти навин» (Новая песня), но она носит коммерческий характер. Стиль общения ведущей мы не можем отнести к определённому стилю, ритуальному, гуманистическому или же манипулятивному. Стиль общения в этой передаче, как и в других передачах данного радиовещания, отличается разнообразием или смешением разных стилей. В этой передаче участвуют все желающие творческие коллективы. В ней презентуют новые песни.

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 5 “

в основном, юные певцы. Она проходит без участия гостей. Ведущая рассказывает, о чём это песня, и о её исполнителе. К этой передаче было бы больше интереса, если бы в ней также присутствовали элемент интервью и определённый стиль общения.

Первый телевизионный канал Таджикистана передал в эфир интервью журналиста А.Абдуллоева с народной артисткой Мохрухсор Сафиевой. Разговор был очень естественным. Обстановка доброжелательности, взаимоуважения и равноправия журналиста с гостьей придавала этой беседе лёгкость. «Вместе с тем психологически полноценным межличностное общение становится только при условии общения на равных, настоящее межличностное общение - это всегда диалогическое общение.» (1,14). Не теряя доверия своей гостьи, журналист задавал интересные вопросы, которые без сомнения привлекут аудиторию на интервью. Журналист напомнил артистке об инциденте, произошедшем с ней в начале её карьеры. А именно о том, как она упала на сцене. Журналист напомнил об этом, шутя, и задал вопрос, как она вышла из этой ситуации. Госгья тоже посмеялась и ответила на вопрос, заданный журналистом, шуткой. Место интервью было выбрано очень удачно. Разговор имел место около реки. Общение журналиста с гостьей мы относим к гуманистическому стилю общения, так как оно отражает доброжелательное отношение журналиста к ней. Гуманистический стиль общения больше используется в образовательно-просветительских целях. Утренние интервью Саидумрона Саидова с представителями духовенства в месяце рамазан по ТРК СМ-1, беседы Мухсина Аминзаде в передаче «Дарахти дусти биншон» (Посади дерево дружбы...) (4) по Согдийскому областному телевидению мы также относим к гуманистическому стилю общения.

В журналистике различают ещё такие антонимические стили общения, как: контактное - дистанционное, непосредственное -опосредованное, межличностное - массовое, диалогическое -монологическое, устное - письменное, прямое - косвенное, целевое - инструментальное, вербальное - невербальное, демокра-тическое, на равных. Когда журналист принимает своего героя на равных «Задачей социальной подготовки личности к общению является не только обучение правилам успешной коммуникативной деятельности, но и создание условий для качественного изменения психических свойств взаимодействующих лиц, необходимых для

— 6 НОМАИ донишгох 3

подлинного творческого общения» (1,27). Пример демократического общения мы хотим привести из ТВ «Сафина», передача «Толори оинахо» (Зеркальный зал) (7). В данной передаче участвовали 5 гостей (учёные), которые обсуждали тему генофонда нации. Каждый участник высказывался и придерживался своего мнения о сохранении генофонда таджикской нации, и при этом считался с мнением других участников передачи. Ведущая не давала уйти от темы и при этом обеспечивала демократический стиль общения, давая каждому гостю время и возможность высказаться. Нужно отметить, что дискуссия получилась интересной, полезной, познавательной, и, по нашему мнению, заинтересовала аудиторию, поскольку мнения участников сильно отличались друг от друга.

Софисгическо-декорированный стиль общения используется в ток-шоу и в развлекательных передачах. По нашему мнению, примером такого стиля может стать передача «Офтоби мехрубони» (Солнце доброты) ТРК СМ - 1. В передачу приглашаются гости. Эта передача основана на проблемах и явлениях, которые могут быть интересны зрителям. На новогодний выпуск (6) были приглашены творческие деятели города Худжанда в качестве участников, а вместо сюжета были показаны ролики с участием гостей. Участники творческих коллективов занимались разными видами деятельности, работая в разных отраслях: торговли продовольственными и промышленными товарами, здравоохранения. Это попытка журналистов данного канала создать реалети-шоу, по нашему мнению, не оправдала себя. Поскольку по замыслу авторов передачи участников должны были узнавать рядовые граждане, но некоторых певцов не узнавали. А некоторые граждане выражали своё недовольство относительно того что их, как им показалось, просто разыгрывают. Стиль общения данной программы мы относим к софисгическо-декорирован-ному. Жанр ток-шоу можно отнести к софистическому, или же по-другому, - к декорированному стилю общения т.е., здесь наблюдается мудрствование с налётом театральщины. Сюда можно отнести передачу «Фуруги шом» (Вечерний свет) Областного телевидения, на которой ведущие обсуждают различ-ные темы с её гостями. Передачи «Сабох» (Утро), «Субхи якшанбе» (Воскресное утро) телеканала «Сафина», «Субх» (Утро) Первого телевизионного канала, «Як соат» (Один час) ТВ «Бахорисгон» и т.п.

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 7 “

Фактологический стиль подразумевает такой вид материалов, где журналисты полагаются только на факты. «Этот стиль общения требует от журналиста эмоционально приобщиться к чужому опыту, стать участником, неформальным свидетелем события.» (3,88). Пример фактологического стиля можно привести из новостных передач: «Ахбор» (Первый телевизионный канал Таджикистана), «Ахбор» (СТВ), «Ахбор» (ТРК «Азия»), «Хабар» (ТРК СМ-1), «Навид» (ТРК «Дахоноро»), «Хабар» ТВ «Джахоннамо» и т.п. Как правило, в новостном блоке аудитории предлагаются только факты, а иногда и разъяснения к ним. В фактологическом стиле журналисты предлагают аудитории сведения только о вещах, которые можно доказать. Хотелось бы отметить, что такой стиль общения наиболее важен для журналистов. Но иногда журналисты обращаются к аудитории, которой трудно понять то, что звучит в передаче: к примеру, в передаче «Ахбор» Первого телевизионного канала Таджикистана (5) ведущая озвучила фразу, которую было трудно понять - «в областной прокуратуре прошла пресс-конференция». Конечно, после этого был показан сюжет о самой прессконференции, но зритель, который пропустил сюжет, может задаться вопросом, о какой областной прокуратуре идет речь. Упоминание о конкретной области и, самое главное, о том, что там конкретно обсуждалось, дало бы больше пользы аудитории. Этот пример показывает, что в фактологическом стиле общения важны точность и достоверность.

По словам российского учёного Е. Ильина, различают «три функции общения: информационную, аффективную и

регулятивную. Информационная функция связана с передачей партнёрами по общению информации друг другу, аффективная - с взаимообменом эмоциями. Под регулятивной функцией имеется в виду такое психологическое воздействие одного партнёра общения на другого.» (2,34). В журналистике используется первая функция -информационная. И вторая «аффективная — с взаимообменом эмоциями». В журналистике, как мы видим, используются разные стили общения. Журналист выбирает стиль общения, исходя из характера передачи, и самого СМИ, также на стиль общения может повлиять и тема передачи, и характер передаваемого факта.

Из вышесказанного можно придти к следующим выводам:

1,Как и все другие категории в науке, общение делится на виды.

8 -( НОМАИ донишгох 3

В журналистике изучение психологии общения важно, поскольку деятельность журналиста основана на взаимоотношениях с людьми, что, в свою очередь, подразумевает общение. Такими полярными стилями общения, как: контактное - дистанционное,

непосредственное - опосредованное, межличностное - массовое, диалогическое - монологическое, устное - письменное, прямое -косвенное, целевое - инструментальное, вербальное - невербальное, журналист пользуется в процессе своей деятельности, в зависимости от характера передачи и факта, с которыми он имеет дело.

2. Телевидение позволяет журналисту строить общение не только за счёт информации, но и за счёт своей харизмы. И, по нашему мнению, чем ярче образ журналиста, тем интересней и желанней это телеобщение для аудитории, поскольку интересный образ журналиста всегда с интересом принимается аудиторией.

3. Интервью - сложнейшая работа и как жанр, и как метод сбора информации. Поскольку главной его составляющей считается интервьюер. В интервью от журналиста требуются психологические знания и владение правилами настройки к собеседнику.

4. Общение по телефону имеет свои преимущества, журналист, изменив интонацию или тембр своего голоса, может создать нужное впечатление о себе у своего собеседника. Телефонный разговор имеет свои особенности. В нём нужно учитывать такие детали, как время звонка, уточнение цели звонка, хороший настрой, нужные факты под рукой. В телефонном разговоре важную роль играет уверенный голос журналиста. При желании и работе над собой можно оттренировать голос до нужного уровня.

5. Электронное общение - это особый вид общения. В развитии электронного общения важную роль играют интернет и социальные сайты.

6. В общении следует различать определённые стили, которые выбираются журналистами, исходя из характера передачи. На стиль общения журналиста также влияет общий стиль СМИ. Журналист может изменить свой стиль общения по характеру своего материала. Фактологический стиль общения подразумевает первую его функцию - информационную. В телевизионных и радиопередачах чаще встречается гуманистический стиль общения.

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 9

ЛИТЕРАТУРА:

ТБодалёв, А. А. Психология общения: избранные психологические труды / А. А. Бодалев. - Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии». 1996. - 256с.

2. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений: мастера психологии / Е. П. Ильин - СПб: Питер. 2009. — 576 с.: ил.

3. Мельник, Е. С. Общение в журналистике: секреты мастерства / Е.С. Мельник,- СПб: Питер, 2005. - 217 с.: ил.

4. Аминзода, М. Дарахти дусти биншон (Посади дерево дружбы) / М. Аминзода. - Согдийское областное телевидение. - 2013. - 30 июня. - 19 00.

5. Ахбор (Новости). - Первый телевизионный канал Таджикистана.-2010.-15 декабря.-1800.

б.Офтоби мехрубони. (Солнце доброты). - ТРК СМ-1,- 2010. - 31 декабря. 2000.

7. Толори оинахо. (Зеркальный зал). - ТВ «Сафина». - 2011. - 6 декабря. 2100.

8. Тулуимехр. (Восход любви). - Согдийское областное радио. -2010. -14 июля. 12.45

Разнообразие стилей общения е журналистской деятельности

И. Касымова

Ключевые слова: общение, стиль, журналист, телевидение, радио

Статья посвящена анализу стилей общения в теле- и радиожурналистике. На основе анализа передач телеканалов «Джахоннамо», «Азия», «СМ-1» и «Сафина», радио «Тироз» автор делает вывод, что для передач характерно смешение трёх стилей -ритуального, манипулятивного и гуманистического. Также дана характеристика софистическо-декоративного, фактологического стилей. Отмечается, что журналист выбирает стиль общения, исходя из характера передачи и самого СМИ. Кроме того, на стиль общения может повлиять тема передачи и характер предлагаемого факта.

— 10 НОМАИ доиишгох 3

Variety of Intercourse Styles in Journalistic Activity

I. Kasymova

Key words: communication, style, journalist, television, radio

The article dwells on the analysis of intercourse styles in TV and broadcast journalism. Proceeding from the telecasts transmitted by the Channels “Djakhonnama”, “Asia”, “MMT” and “Safina ”, radio “Tiroz”, the author comes to the conclusion that a mixture of three styles characterizes all transmission, they are: ritual, manipulative, humanistic. Such styles as sophistico-decorative, factological are involved as well. It is noted that a journalist chooses a style of intercourse proceeding from the character of transmission of MM itself Into the bargain, a theme of a tele- or broadcast and the character of the fact presented can also have their impact on a style of intercourse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.