УДК 336.71
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-73-77
РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
О.М. Ермоленко1,2, Е.В. Орел1
'Южный институт менеджмента, Краснодар, Российская Федерация 2 Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрены осиновые подходы к определению сущности интеллектуального капитала и его роль применительно к банковской деятельности. Очевидно, что в современных условиях жесткой конкуренции среди банковских организаций огромное значение приобретают современные инновационные технологии, что определяется уровнем интеллектуального капитала сотрудников банков. Новые формы организации деятельности банков основываются на современных подходах к определению сущности каптал не только финансового, но и интеллектуального, поскольку новые бизнес проекты, столь заманчивые для большинства банков требуют взвешенного подхода и современных разработок тех технологий, которые смогут привлекать потенциальных инвесторов. Очевидно, что теоретические подходы к определению интеллектуального капитала разнятся в интерпретации современных экономистов, однако сама сущность использования и развития данного направления является для банков приоритетной. Под интеллектуальным капиталом мы будем понимать все не денежные и нематериальные ресурсы, которые полностью или частично контролируются организацией и участвуют в создании ценности. В данной трактовке есть много общего с определением Т. Стюарта, который считает, что к интеллектуальному капиталу можно отнести знания, информацию, интеллектуальную собственность и опыт, эти составляющие объединяются для создания ценности.
Ключевые слова: банковская система, коммерческие банки, интеллектуальный капитал Для цитирования: Ермоленко О.М., Орел Е.В. Роль интеллектуального капитала в банковской сфере // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 3. С. 73-77. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-73-77
Конфликт интересов отсутствует
THE ROLE OF INTELLECTUAL CAPITAL IN BANKING
Olga M. Ermolenko12, Elena V. Orel1
1 Southern Institute of Management, Krasnodar, Russian Federation 2 Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation
Abstract. The article deals with aspen approaches to the definition of the essence of intellectual capital and its role in relation to banking. it is obvious that in modern conditions of fierce competition among banking organizations, modern innovative technologies are of great importance, which is determined by the level of intellectual capital of Bank employees. New forms of organization of banks are based on modern approaches to the definition of the essence of Captal not only financial, but also intellectual, as new business projects, so tempting for most banks require a balanced approach and modern development of technologies that can attract potential investors. It is obvious that theoretical approaches to the definition of intellectual capital differ in the interpretation of modern economists, but the very essence of the use and development of this direction is a priority for banks. Under intellectual capital we will understand all non-monetary and intangible resources that are fully or partially controlled by the organization and participate in the creation of value. This interpretation has much in common with the definition of T. Stewart, who believes that intellectual capital can include knowledge, information, intellectual property and experience, these components are combined to create value.
Keywords: banking system, commercial banks, intellectual capital
For citation: Ermolenko O.M., Orel E.V. The Role of intellectual capital in the banking sector. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (3): 73-77. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-73-77
There is no conflict of interests
Современные тенденции развития банковского бизнеса характеризуются активным проникновением новых банковских продуктов и идей на рынок, что определяется постепенной сменой существующих тенденций в сторону использования интеллектуального капитала вместо использования материальных активов.
Функционирование банковского сектора затрагивает интересы как корпоративных клиентов так и населения, поэтому особое внимание уделяется формирование потенциала финансовой деятельности, в частности инвестирование и кредитование. Сотрудничая со своими клиентами, банки стремятся не только поддержать свою ликвидность, но и ликвидность реально обслуживающихся у них клиентов банка. Расширение связей и активное позиционирование кредитных организаций на рынке банковских продуктов и услуг предполагает формирование надежной репутации и определенного бренда. Реалии современности основываются на использовании современных инновационных идей и бизнес-моделей, что в конечном счете характеризуется активизацией предпринимательской деятельности. Рассматривая современные бизнес - модели стоит особое внимание уделить такому феномену как интеллектуальный капитал, который входит состав нематериальных банковских активов. Развивая данное направление, банки стремятся создавать новые технологий управления и облуживания, что влияет на снижение транзакционных издержек и потерь [2].
Современная система формирования и управления интеллектуальным капиталом ориентирована на максимизацию стоимости прибыли и рост бизнеса. В свою очередь принятие эффективных управленческих решений в системе интеллектуальных решений требует огромных затрат и разработки бизнес-проектов оценки.
«Ценность современной организации во многом зависит от ее интеллектуального капитала» -данное утверждение является одним из основных постулатов новой экономики. Рост капитализации компаний связан с процессами, которые несколько десятилетий назад невозможно было предвидеть [4].
В современных условиях функционирования банковского бизнеса роль интеллектуального капитала становится определяющей, что позволяет рассматривать данный капитал как важнейший ресурс при формировании экономических ценностей [1].
Оценивая роль интеллектуального капитала, стоит определиться с характеристикой авторских подходов современных экономистов. Так в интерпретации Кудрявцева Сергея Александровича дефиниция «интеллектуального капитала» не имеет
юридического обоснования, поскольку автор считает, что нет конкретизации данного определения в законодательных актах [3].
Формирование различных подходов в к определению интеллектуального капитала на протяжении длительного периода и полемика по поводу сущности интеллектуального капитала позволила накопить определенный опыт и выработать единые критерии по данному вопросу использования интеллектуального капитала в активах кредитных организаций. Следует отметить, что сформированная система знаний отражает разные концепции и решения в связи с его использованием, в том числе и структурировать нематериальные активы.
В банковской деятельности большая роль отводится репутационным рискам, без которых не обходится ни один бизнес. В целом в деятельности любой кредитной организации существует нормативы, определяющие уровень ликвидности и рисков в целом, однако репутационные риски нельзя оценить по общепринятым критериям. именно поэтому разбитие направления интеллектуальной детальности позволит не просто сформировать стратегический вектор развития, него и позволит создавая инновационные технологии стать успешным и конкурентоспособным бизнесом. Так крупный и известный российский банк АО «Тинькофф Банк» основной акцент в своей деятельности делает на современные цифровые и банковские технологии и формирование определенного типа потребителя своих услуг и продуктов (молодежь) которые готовы использовать в повседневной жизни банковские современные продукты. Для столь успешного развития банк еще 10 лет тому назад заложил основы развития технологий, что позволило активизировать интеллектуальный капитал (компетенции, знания и умения) сотрудников банка в достижении поставленной цели. Сегодня выбранная стратегия доказала свое право на успешное развитие банка.
Одним из элементов системы управления интеллектуальным капиталом является контактная работа с клиентами в разрезе активных и пассивных операций [4]. Расширение возможных операций и обслуживания позволяет банкам мониторить возможные предпочтения и вкусы клиентов и усовершенствовать предоставляемые продукты и услуги с учетом инновационного подхода [5].
Общепризнанными элементами интеллектуального капитала кредитной организации можно считать:
1 Человеческий капитал банка. По-сути это накопленная система знаний и профессиональных навыков сотрудников кредитной организации, а также уровень обучаемости и адаптированности в
области банковского бизнеса с учетом изменений в сфере банковской деятельности. Способность формировать новые разработки, и стремиться повышать уровень компетентности основывается на таких параметрах как образование и образованность, нестандартное мышление, генерировать новые идея, независимость в обосновании своих идей и т.д. Очевидно, что человеческий капитал может проявляться в разных сферах банковского бизнес (банковский менеджмент, оперативная работа, контактная работа с клиентами, работа со СМИ и т.д.)
2 Клиентский капитал банка. Данный компонент в достаточной степени зависит от множества факторов. К основным из которых следует отнести: уровень активности банка и его положения на рынке банковских продуктов и услуг; уровня активного взаимодействия банка с клиентами и партнерами по бизнесу; положения банка на рынке, его связей с клиентами и партнерами; активное позиционирование банка и уровень разветвленной сети и т.д. Особо стоит выделить ресурсные возможности банка, в том числе и особенности формирования депозитной базы
3 Структурный капитал. Данный компонент интеллектуального капитала обеспечивает эффективность деятельности банковских клерков и сотрудников. По своей структуре данный капитал делится на совокупность элементов, включающих инструкции, технологии, нормативы, информационные ресурсы, методики работы и т.д. Особое значение уделяется интеллектуальной собственности (в России право на интеллектуальную собственность законодательно не отработаны, поэтому банкам сложно отставить свои интересы).
Таким образом, в деятельности коммерческих банков значение интеллектуального капитала приобретает особый статус, что проявляется в ужесточении конкурентной борьбы и поиске новых форм сотрудничества на рынке банковских продуктов. Современные тенденции укрупнения банковской сферы и соответственно банковского бизнеса являются характерной чертой развития. Особое значение играет вопрос идентификации касательно рассмотрения новых форм капитала и методов управления им с учетом современных реалий развития банковского сектора.
Развитие инновационных форм обслуживания и новых банковских продуктов основывается на использовании новых идей и знаний, а также оптимизации информационных технологий и ресурсов. Кроме того коммуникационные технологии становятся приоритетными в деятельности коммерческих банков, что приводит к интеллектуализации банковских продуктов и операций.
Современные банки строят свои отношения с клиентами на определенном уровне сервиса и качества обслуживания, что способствует выстраиванию отношений банк и клиентов. В свою очередь качество этих отношений формирует спрос на разные виды банковских продуктов и услуг, что затрагивает такие сферы банковской деятельности как кредитование, операционное обслуживание, обслуживание по депозитным операциям валютным сделкам и т.д. В каждом из перечисленных направлений присутствуют гибкие схемы и механизмы банковского обслуживания. Разработка новых технологий и реализация новых идей позволяет банкам не просто расширить спектр предлагаемой продуктовой линейки, но и сократить затраты в том числе и на проведение банковских операций.
Современный тип функционирования банков характеризуются расширением спектра электронных операций, то выгодно как банку, так и его клиенту. В итоге гебнерирование новых идей позволяет предложить более совершенные и безопасные формы сотрудничества.
В условиях активного развития информационных технологий, особое значение приобретает организационный капитал, поскольку формирование единых информационных баз данных зависит от современных технологий обработки, хранения и систематизации информации. Каждый банк имеет свою закрытую базу данный, а также имеет доступ единой базе данных в формате банковского бизнеса. В этой связи коммерческим банкам просто необходима единая стандартизации для систематизации информации и ее обновления.
К важным элементам организационного капитала банка относятся различные инновационные методики (н-р методика оценки кредитоспособности заемщиков и методика принятия инвестиционных решений), которые лежат в основе финансового результата, формируемого преимущественно за счет активных операций коммерческого банка, приносящих доход (кредитование, операции с ценными бумагами и др). Менеджмент банка на основе своего опыта выбирает сферу кредитования, а также отбирает и определяет ключевые показатели, которые, по его мнению, наиболее точно отражают состояние заемщика. Продуманная и эффективно составленная методика направлена на снижение вероятности просрочки платежей и риска не до получения прибыли. Также и финансовый результат банка, и его рыночная стоимость в большой степени зависят от политики инвестирования и выбора инструментов инвестирования специалистами банка [4].
Банковские клерки, которые по сути представляют большую часть сотрудников банков и
непосредственно работают с клиентами должны соответствовать определенном статусу интеллектуальных сотрудников. Поскольку именно им приходится не просто реализовать свои профессиональные качества и работать с огромными массивами информации, но и быстро реагировать на возможные проблемы в работе с клиентами. Реализация организационного капитала возможна благодаря созданию и приращению новых знаний, которые в дальнейшее можно систематизировать и использовать в целях повышения качества работы с клиентами
Базисом развития интеллектуального капитала является любая информация, программное обеспечение. Формирование профессиональных качеств и компетенций позволяет удовлетворять требованиям покупательского спроса.
Интеллектуальный капитал является не единственным элементом банковского капитала. Сюда же относятся такие компоненты как финансовый капитал, без чего деятельность банков в принципе невозможна и инновационный капитал. В этом случае инновационный капитал можно рассматривать в совокупности и интеллектуальным капталом. Развитие новых банковских продуктов и услуг формируют структуру банковского капитала, а это определяет доминирующую роль интеллектуального капитала и становится основным фактором развития финансовых инноваций в банковском бизнесе.
Оценивая средневзвешенную стоимость капитала банковской организации, следует адекватно оценивать влияние интеллектуального капитала, поскольку активное продвижение новых идет резко повышают рыночную стоимость бизнеса и одновременно стимулируют приток новых инвестиций в развитие. В целом формирования новых источников финансирования позволяет генерировать новые идеи, апробировать их и реализовывать на рынке.
Таким образом, большинство банковских организаций интеллектуальный капитал не измеряют или не имеют стандартизированного подхода к такому измерению. В связи с этим возникает проблема оптимизации размещения той информации, какая в достаточной степени может соизмеряться при определении уровня квалификации и привлекательности потенциального сотрудника с учетом интереса банковской организации и его профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаев Е.Д. Трансформация интеллектуального капитала в информационно-сетевой экономике (на примере информационного капитала) // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 3. С. 18-26.
2. Блинов С.С. Интеллектуальный капитал: его идентификация и роль в экономике знаний // Корпоративные финансы. 2016. № 4. С. 100-112.
3. Кудрявцева С.А. Институциональное обеспечение накопления интеллектуального капитала в экономике знаний. М.: Бибком, 2015. 268 с.
4. Лукьянова А.Е., Похилько С.Л. Оценка влияния ценности интеллектуального капитала на стоимость коммерческих банков // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2010. Вып. 1. С. 27-60.
5. Управление инновациями: монография / В.Г. Анисимов [и др.]. М: Российская таможенная академия, 2017. 454 с.
REFERENCES
1. Babaev E.D. Transformation of intellectual capital in information and network economy (on the example of information capital). Modern high technologies. Regional supplement. 2015; (3): 18-26. (In Russ.)
2. Blinov S.S. Intellectual capital: its identification and role in the knowledge economy. Corporate Finance. 2016; (4): 100-112. (In Russ.)
3. Kudryavtseva S.A. Institutional support for the accumulation of intellectual capital in the knowledge economy. Moscow, BIBKOM, 2015. 268 p. (In Russ.)
4. Lukyanova A.E., Pohilko S.L. Assessment of the impact of the value of intellectual capital on the value of commercial banks. Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 8. 2010; (1): 27-60. (In Russ.)
5. Anisimov V.G. [et al.] Innovation management: monograph. Moscow, Russian customs Academy, 2017. 454 p. (In Russ.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ермоленко Ольга Михайловна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных дисциплин Южного института менеджмента, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанского государственного университет, г. Краснодар, Россия. Тел.: (909) 450 87 20, е-mail: [email protected]
Орел Елена Владимировна магистрант Южного института менеджмента, г. Краснодар, Россия. Тел. (952) 866 10 33, e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Ermolenko Olga Mikhailovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at Department of Economics, Management and Humanities of the Southern Institute of Management, Associate Professor at Department of Economic Analysis, Statistics and Finance of the Kuban State University, Krasnodar, Russia. Ph.: (909) 450 87 20, e-mail: [email protected]
Orel Elena Vladimirovna,
Graduate student of the Southern Institute of Management, Krasnodar, Russia. Ph.: (952) 866 10 33, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.08.2019