«
Open access journal
www.in-academy.uz
''-У f"'i
32S3-
EURASIAN JOURNAL OF TF.CIIN01.0CV AND INNOVATION
РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Юлдашева Замира
Студентка 2 курса направления ПП-14, Факультет педагогики Эрназарова Mанзура Юсупбаевна
Научный руководитель:преподаватель кафедры «Русский язык» Ташкентского университета прикладных наук
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 04th January 2024 Accepted: 10th January 2024 Online: 11th January 2024 KEY WORDS
РКИ, интегрированный урок, национальная школа РУз, интегрированный подход, современная система
образования.
В данной статье рассмотрена роль интегрированного урока в преподавании русского языка в классах с узбекским языком обучения. Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Педагогика понимает под целью современного образования развитие ребенка как субъекта непрерывного образовательного процесса, владеющего компетенциями, обеспечивающими его готовность к самообразованию в течение всей дальнейшей жизни. Новая образовательная политика воплотилась во ГОС РУз второго поколения, где по-новому формулируются результаты образования. Наряду с предметными результатами обучения впервые стандарт выделяет новую категорию результатов -метапредметные результаты.
Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Все метапредметные результаты объединяются в шестнадцать групп, которые представлены в ГОС РУз второго поколения. Из ряда результатов был выбран один -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Выбор данного метапредметного результата обусловлен тем, что в учебниках по русскому языку, предназначенных для классов с узбекским языком обучения, практически нет таких заданий, которые способствовали бы формированию этого метапредметного результата. Так же интегрированный урок предполагает использование информации из разных предметных областей, что должно благоприятно влиять на выбранный метапредметный результат.
Логично предположить, что метапредметные умения, это то, что должно остаться после изучения учебных предметов, то есть освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия:
% ^ ^ eurasian journal of technology and innovation Innovative Academy Research Support Center — Open access journal www.in-academy.uz
регулятивные Ф познавательные Ф коммуникативные
Сюда же можно отнести и способность их использования учащимися в учебной, познавательной и социальной практике. Таким образом, метапредметные умения это освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.
В рамках нового ГОС РУз интеграция выступает стержневым принципом обеспечения целостного качественного современного образования. Понятие «интеграция» пришло из философии и относится к классу метапонятий. Буквальное значение этого понятия (integration) - восполнение, восстановление, соединение (от лат. integer - целый). В широком смысле это понятие отражает процесс становления целостности чего-либо. Интегральность предполагает объединение несколько родственных и сопутствующих знаний, которые позволяют увидеть объект, явление не с одной, а со всех сторон. Важно отметить, что интеграция понимается не как простое механическое объединение частей в целое, а создание и развитие системы, процесс, сопровождающийся количественными и качественными изменениями. Процессы интеграции могут разворачиваться как при создании некоей новой системы из отобранных несвязанных элементов, так и в рамках уже существующих систем. В последнем случае они стимулируют повышение уровня целостности и организованности системы.
Интегративный подход в образовании выражается через единство всех этапов педагогического процесса - четкого и продуманного определения целей, задач, способов их реализации, воплощения педагогического процесса и анализа эффективности конечных результатов. Базовым и определяющим в достижении результативности образования выступает этап его проектирования. Характеризуя данный этап педагогической практики, И.Э. Аликберова пишет: «Проектирование образования как интегративного (синтезирующего, полипарадигмального) обеспечивает органическую целостность образовательного процесса (содержание, принципы, методы, формы обучения, все компоненты целостной деятельности: целеполагание, планирование, практическая деятельность, самоконтроль, коррекция), реализует системность в комбинировании задач, элементов содержания, методов, технологий и пр. Системообразующими приоритетными идеями проектирования образования как интегративного образования являются личностная направленность обучения, обобщенные предметные структуры и способы деятельности, смыслообразующие мотивы в обучении, системность в обучении, проблемность обучения, диалогичность, рефлексия деятельности».
На сегодняшний день, в современном образовании самой распространенной организацией учебного процесса является классно-урочная система обучения. Ключевым компонентом которой является урок. Следовательно, в данной работе под
Open access journal
www.in-academy.uz
метапредметным занятием следует понимать метапредметный урок. Урок в отличие от занятия имеет определенные временные рамки и четкую структуру.
Интегрированные уроки, хорошо продуманные, спланированные, предполагают наличие плана, конспекта урока, языкового материала, технического сопровождения.
Для школьника важно в ходе работы на уроке пробрести определенные умения, опыт, применить и закрепить уже имеющиеся знания и умения, и тогда урок выполняет обучающую функцию. Развивающую функцию он выполняет, если в ходе работы стимулируется творческая активность школьников, формируется общая культура речи, культура дискуссий и полемического мастерства. Воспитательная функция урока будет выполнена, если в ходе групповой работы формируются социальные компетенции учащихся, которые способствуют укреплению межличностных отношений, развивают взаимодействие в учебном микросоциуме. Задача преподавателя, в этом случае, заключается в формировании и развитии системы самостоятельных действий по изучению, контролю и диагностике уровня полученных теоретических знаний, а также сформированности учебных умений и навыков. Таким образом, учебная деятельность школьников становится результатом собственных самостоятельных решений учебных, проектных, творческих, социальных задач.
Ведь каждое задание, получаемое учащимися, не дается учителем уже в готовом виде. Его постановка всегда неполна, может быть провокационной (по характеру). Такие задания обязательно требуют совместного осмысления хода работы с другими школьниками в группе. Следуя такой логике, формируется последовательность выполняемых школьниками заданий, а их совокупность и обеспечивает образовательное учебное окружение.
Интегрированные уроки являются благотворной средой для творчества, для формирования универсальных учебных действий и метапредметных умений при наличии серьезной теоретической подготовки, хорошего языкового материала и методически грамотного подхода к проведению урока, а также личной заинтересованности, вовлеченности педагога.
Таким образом, под интегрированным подходом к обучению в данной работе мы понимаем обучение, «связанное с целостным восприятием мира», не разделяющее знания по отдельным дисциплинам, предполагающее также изучение иностранных языков или языков какого-либо региона в неотъемлемой связи с социокультурным компонентом.
Рекомендации по использованию интегрированных уроков с целью формирования и развития у школьников с узбекским языком обучения познавательного интереса к русскому языку включают необходимость соблюдения следующих условий при их организации:
1. Соблюдения этапов подготовки и проведения интегрированного урока.
2. Учёт закономерностей интегрированного занятия при его моделировании, такие, как подчинение авторскому замыслу, объединение основной мыслью (стержень занятия), его этапы - это фрагменты целого, а компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости. Отобранный дидактический материал должен соответствовать замыслу.
Open access journal
www.in-academy.uz
3. Занятие может строиться последовательно (соблюдается очерёдность действий, когда сначала один педагог даёт знания и умения, а затем другой) или параллельно (при этом деятельность обучающихся осуществляется одновременно под руководством одного и другого педагога, постоянно пересекаясь в подаче знаний и умений).
Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.
Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы:
- планирование;
- организация творческой группы (если необходимо);
- конструирование содержания урока.
На данном этапе важно составить план урока; выделить как предметные результаты, так и метапредметные; понять, какие формы работы будут присутствовать; выделить необходимую информацию, как из содержания курса РКИ, так содержание из ИЗО.
Второй этап подготовки и проведения урока - исполнительский. Так же в современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. На этом этапе важно вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию, которое будет направлено не только на формирование предметных результатов, но и метапредметных. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. Может быть в виде - увертюры. Решая такую проблему, учащиеся рассуждают и находят ответ на этот вопрос совершенно в другой предметной области, что позволяет сформировать у учащихся метапредметный результат - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. В заключительной части урока необходимо: обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учащимися, сформулировать чёткие выводы и сделать акцент на том, что все в окружающем нас мире взаимосвязано. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие. Обучающимся можно предложить закончить любое понравившееся предложение, например, сегодня на уроке я... , для меня было удивительно, что.... и т.п.
Третий этап - рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока, рефлексия. Необходимо учесть все его плюсы, минусы, посмотреть, на сколько содержание урока соответствовало формированию метапредметного результата - освоение способов решения проблемы творческого и поискового характера, и если есть какие-то недочеты, их необходимо исправить для последующего применения урока в образовательный процесс.
Для моделирования интегрированного занятия педагогу необходимо учитывать закономерности интегрированного занятия, такие, как подчинение авторскому замыслу, объединение основной мыслью (стержень занятия), его этапы - это фрагменты целого, а компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости. Отобранный дидактический материал должен соответствовать замыслу.
Таким образом, неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта начального общего образования является метапредметный подход, который
Open access journal
www.in-academy.uz
формирует у обучающихся не только целостную картину мира, но и способствует формированию у школьников познавательного интереса к русскому языку.
References:
1. Absalamova, G. S. (2022). TA" LIM TIZIMINING JORIY HOLATI VA MAVJUD MUAMMOLAR (M. MONTEN "TAJRIBALAR" ASARI MISOLIDA). Academic research in educational sciences, (Conference), 796-801.
2. Sharifovna, A. G. (2021). Michel Monten's Style in His "Essays". Procedia of Social Sciences and Humanities, 1, 364-368.
3. Абсаламова, Г. (2021). Французский мыслитель Мишель Де Монтен о воспитании детей. Общество и инновации, 2(5/S), 217-220.
4. Абсаламова, Г. (2021). Bolalar tarbiyasi haqida. Общество и инновации, 2(5/S), 390402.
5. Sharifovna, A. G. (2023, October). MONTEN IJODIDAGI "TAJRIBALAR" ASARIDA FARZAND TARBIYASIDAGI "SALBIY JIHAT" LEKSEMALARINING IJOBIYLIK TOMONLARI. In INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCES WITH HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (Vol. 1, No. 05.10, pp. 312-314).
6. Absalamova, G. M. S. (2021). The semantic field of the concept of «family upbringing qualities» in Monten's philosophy and its expression in the Uzbek language. Молодой ученый, (16), 124-125.
7. Ozatbekov, Y. F., & Ozatbekova, O. N. (2022). DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE PRICING STRATEGY OF THE JOINT-STOCK COMPANY" UZBEKISTAN RAIL WAYS". Confrencea, 6(6), 295-296.
8. Ozatbekova, O., & Ozatbekov, Y. (2022). EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IN IMPROVING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING. Инновационные исследования в современном мире: теория и практика, 1(20), 6-8.
9. Ozatbekova, O., & Ozatbekov, Y. (2022, August). THE ROLE OF UNIVERSITIES IN CREATING A REGIONAL INNOVATION SYSTEM. In Международная конференция академических наук (Vol. 1, No. 25, pp. 17-21).
10. Ozatbekova, O., & Ozatbekov, Y. (2022). FORMATION OF AN INNOVATIVE ECONOMY IN THE REPUBLIC. Development and innovations in science, 1(11), 4-7.
11. Ozatbekova, O., & Ozatbekov, Y. (2022). FORMATION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURES FOR THE MANAGEMENT OF INNOVATION ACTIVITIES. Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования, 1(20), 46.
12. Buranova, M. U., & Buranova, L. U. (2020). New Modern Trends In Teaching Foreign Language. International Journal of Research, 7(04).
13. Буранова, М. У. (2021). СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИСКУССТВО СЛОВА, 4(5).
14. Буранова, М. (2020). Linguistic analysis of reading and teaching reading by literary translation. Общество и инновации, 1(1/s), 501-505.
Open access journal
www.in-academy.uz
15. Buranova, M. U. (2019). THEORETICAL BASIS OF CASE STUDY METHOD IN TEACHING ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES. Форум молодых ученых, (5 (33)), 11-14.
16. Buranova, M. (2019). Using elicitation techniques in EFL classes. In SCIENCE AND PRACTICE: A NEW LEVEL OF INTEGRATION IN THE MODERN WORLD (pp. 132-135).
17. Buranova, M., & Dilmurodova, M. (2019). Communicative language teaching. In SCIENCE AND PRACTICE: A NEW LEVEL OF INTEGRATION IN THE MODERN WORLD (pp. 186-189).
18. Курбанов, Ж. А. (2023). ЯНГИ УЗБЕКИСТОНДА ИКТИСОДИЙ МУНОСАБАТЛАРНИ ТАРТИБГА СОЛИШНИНГ Х,УКУКИЙ ТАХ,ЛИЛИ. Научный Фокус, 1(8), 717-720.
19. Кенжабаев, Ж. А. (2016). Применение информационно-коммуникационных средств и электронных образовательных ресурсов в обучении английскому языку. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (6-4), 42-44.
20. Кенжабаев, А. Э., & Кенжабоев, Ж. А. (2016). Применение педагогических технологий в процессе обучения иностранных языков в начальных классах. Ученый XXI века, (3-2).
21. Кенжабоев, Ж. А. (2016). ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Вестник современной науки, (6-2), 73-76.
22. Кенжабоев, Ж. А. (2017). Психолого-педагогические аспекты формирования диалога как компонента иноязычного обучения. Вестник современной науки, (3-2), 4850.
23. Кенжабоев, А. Э., & Кенжабоев, Ж. А. (2016). ХОРИЖИЙ ТИЛЛАРНИ УРГАТИШДА ПЕДАГОГИК ТЕХНОЛОГИЯЛАР. Ученый XXI века, (3-2 (16)), 44-49.
24. Кенжабоев, А., & Кенжабоев, Ж. (2015). Тарбия технологияси ва унинг долзарблиги. Современное образование (Узбекистан), (4), 61-64.
25. Кенжабаев, Ж. (2023). СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НАУКИ О ЯЗЫКЕ. Экономика и социум, (2 (105)), 704-707.
26. Кенжабаев, Ж. (2022). The implementation of literature in teaching speaking for advanced students. Общество и инновации, 3(2/S), 262-265.
27. Кенжабоев, Ж. А., & Кучкинов, Х. Х. (2017). САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Вопросы педагогики, (9), 33-35.
28. Кенжабоев, А. Э., & Кенжабоев, Ж. А. (2017). Умумтаълим мактаблари уцитувчиларида касбий компетентликни шакллантиришнинг илмий-педагогик асослари. Современное образование (Узбекистан), (11), 22-26.
29. Кенжабаев, Ж. А., & Сапарова, Н. Э. (2015). Игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков. Вестник современной науки, (11-2), 89-92.
30. Kenjabaev, J. A. (2022). METHODS THROUGH THE INTERNET IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. Экономика и социум, (12-2 (103)), 67-70.
31. КЕНЖАБАЕВ, Ж. А., & САТТАРОВА, Н. А. (2018). РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОВЫМ НАВЫКАМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Наука среди нас, (1), 155-160.