Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инновационный подход / метод «Round up» / обучения / русский язык (РКИ) / интерактивные игры.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуломжонова Севинч Гуломжоновна, Ахмедова Мадинабону Махмуджоновна

Статья посвящена сущности инновационного подхода на основе метода «Round up» и интерактивных игр, которые развивают интерес к изучению русского языка в национальных школах Узбекистана. Осуществление инновационного подхода совместно с интерактивными играми в процессе преподавания русского языка основе современных технологии и методов, закономерно соотносится с проблемой формирования ученика как языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, обеспечивающие формирование навыков и умений аудирования и говорения, которые способны решать разнообразные задачи в процессе обобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА»

www.in-academy.uz

''-У f"'i

32S3-

EURASIAN JOURNAL OF TF.CIIN01.0CV AND INNOVATION

ИННОВАЦИОННЫМ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Гуломжонова Севинч Гуломжоновна

Студентка 1 курса группы 23-02, Факультет педагогики Ахмедова Мадинабону Махмуджоновна

Научный руководитель и.о. доцент кафедры Русского языка Ташкентского университета прикладных наук

ARTICLE INFO

Received: 04th January 2024 Accepted: 10th January 2024 Online: 11th January 2024 KEY WORDS

Инновационный подход, метод «Round up», обучения, русский язык (РКИ), интерактивные игры.

ABSTRACT

Статья посвящена сущности инновационного подхода на основе метода «Round up» и интерактивных игр, которые развивают интерес к изучению русского языка в национальных школах Узбекистана. Осуществление инновационного подхода совместно с интерактивными играми в процессе преподавания русского языка основе современных технологии и методов, закономерно соотносится с проблемой формирования ученика как языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, обеспечивающие формирование навыков и умений аудирования и говорения, которые способны решать разнообразные задачи в процессе обобщения.

В связи с внедрением новой формы государственной политике преподавания в ваших учебных заведениях возникает необходимость инновационной направленности преподавания курса русского языка как иностранного (РКИ), так в основе, разработанной К.Д. Ушинским системы первоначального преподавания РКИ лежит, прежде всего, умственное и нравственное развития обучающегося. Приучаясь мыслить, говорить и писать самостоятельно, ученик постигает бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Но о каких воззрениях мыслях и чувствах может идти речь, если язык для нашего студента, для которого русский язык является не родным, будет всего лишь концентратом сухих правил и схем? И дело тут не только в программах, учебниках или пособиях. Дело в подходе к обучению. Надо, чтобы, идя в аудиторию, преподаватель спрашивал себя не только чему, но и как учить, зачем учить.

В связи с этим особое значение имеет использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий. Использование инновационного подхода в изучение РКИ на основе современных технологии и методов - в нашем случаи метода «Round up» и интерактивных игр. Например, существуют

www.in-academy.uz

разные интеллектуальные методы в виде игр такие как, «угадай профессию по действию», «кто я» и т.д., при выборе нужно учитывать уровень владения языком.

Угадай

профессию

По Действи

разнь1Ми ппо1ИГрь| За«лючаетгя

ЛНЯЮТ' наприМер TZ Ка^ки с 15 Г «^очки с

Данный игры рекомендуются проводить в начальной школе или в среднем звене, основной смысл и польза заключается в том, что ученики при отгадывании профессий узнают больше информация об этих профессиях и это помогает им в дальнейшем выбрать свою любимую профессию, а также обогатить словарный запас.

Особенно это касается сферы изучения РКИ в старших классах, где ученики не являются носителями русского языка, где взаимодействие с преподавателем на занятиях не может быть эффективным без самостоятельного усвоения учащимися необходимой лексики, таким образом, в процессе изучения не родного языка в школе ученик должен овладеть устойчивыми навыками адекватного восприятия и понимания чужой речи, а также способностью порождать собственное речевое высказывание, обладающее определенными коммуникативными свойствами и тогда будет актуально использование - аудирования и говорение, как одного из современных методов преподавания РКИ.

Устойчивыми умения аудирования могут стать, если учащийся самостоятельно их совершенствует в свободное время. Этому могут способствовать средства

www.in-academy.uz

информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют слышать речь носителей русского языка, видеть учебную информацию посредством компьютера, обеспечивать незамедлительную обратную связь между учеником и обучающим средством, а также организовывать учебную деятельность в индивидуальном темпе и контролировать результаты усвоения и развивать на базе аудирования и говорения. Также при обогащении лексики на базе аудирования, где ученики старших классов слушают различные диалоги, отрывки из художественных текстов или произведения (романы, рассказы, повести и т.д.). Затем на основе прослушанного развиваю говорение и здесь можно использовать инновационный метод «Round up». Суть которого заключается в вопросно-ответной беседе, но с элементами логического рассуждения и знанием лексического минимума прошлых тем. По методу «Round up» каждый ученик должен участвовать, будет это командная работа или самостоятельная, и этим он является эффективным в преподавании русского языка.

В инновационном методе «Round up» существуют следующие правила:

• каждая команда в праве менять учеников из круга три раза;

• надо сразу отвечать на вопросы (нет время для раздумья);

• вопрос или задание повторяется один раз (это развивает память так считают создатели данного метода);

• если ученик ошибается или дает не правильное рассуждение, преподаватель или другие ученики не перебивают, не исправляют, а только выводят его из круга (после игры могут объяснить и обсудить ошибки);

• Игра заканчивается, когда остаются в кругу двое (это могут быть ученики из одной команды или разных).

Таким образом, из каждой команды выходят двое студентов, стают в круг: ученик из 1 команды ученик из 2 команды ученик из 3 команды

Open access journal

www.in-academy.uz

Далее они задают друг другу вопросы по содержанию темы с использованием лексического минимума прошедших тем (если тема глаголы, называют по очереди глаголы, а другой участник должен дать правильное спряжение по лицам) или художественного произведения или дают цитату из произведения, и следующий ученик должен раскрыться его смысл (сказать какому герою из произведения принадлежит эта фраза, но это не обязательно). Таким образом можно узнать, как обучающие подготовились к уроку, прочитали произведение (выучили новые слова прошлых тем) или нет.

Это приводит к тому, что для изучающего русский языка важны как процесс специального обучения аудированию и говорению, приобретаемого при обучении и совершенствуемого самостоятельно, так и необходимость знать свои природные способности для самообучения пониманию иноязычной речи на слух и затем воспроизводить в речи.

Даже на уроках или внеклассных занятиях развития речи часто основное внимание переподаватели уделяют грамматически и фонетически правильному оформлению речи без учета мотивов и целей говорящего. Однако язык, в отличие от любой искусственной коммуникативной системы знаков, выступает не только как средство общения между людьми, но и в других довольно многообразных функциях. В то же время язык является не только средством выражения мысли, но и материалом, орудием ее формирования. И учить языку - значит вместе развивать духовные способности учащихся старших классов.

Таким образом, осуществление инновационного подхода в процессе обучения на уроках русского языка закономерно соотносится с проблемой формирования ученика как языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной решать разнообразные задачи в процессе обобщения. А также ученики знакомятся с культурой русского народа, так как язык является признаком нации, выражает национальную культуру народа, который на нём говорит. В отличии от классических форм, эти современные и инновационные педагогические технологии и методы помогают преодолеть страх пред неудачей, а также представляется перспективным в плане развития творческого самовыражения у обучающихся в классах с узбекским языком обучения.

References:

1. Absalamova, G. S. (2022). TA" LIM TIZIMINING JORIY HOLATI VA MAVJUD MUAMMOLAR (M. MONTEN "TAJRIBALAR" ASARI MISOLIDA). Academic research in educational sciences, (Conference), 796-801.

2. Sharifovna, A. G. (2021). Michel Monten's Style in His "Essays". Procedia of Social Sciences and Humanities, 1, 364-368.

3. Абсаламова, Г. (2021). Французский мыслитель Мишель Де Монтен о воспитании детей. Общество и инновации, 2(5/S), 217-220.

4. Абсаламова, Г. (2021). Bolalar tarbiyasi haqida. Общество и инновации, 2(5/S), 390402.

Open access journal

www.in-academy.uz

5. Sharifovna, A. G. (2023, October). MONTEN IJODIDAGI "TAJRIBALAR" ASARIDA FARZAND TARBIYASIDAGI "SALBIY JIHAT" LEKSEMALARINING IJOBIYLIK TOMONLARI. In INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCES WITH HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (Vol. 1, No. 05.10, pp. 312-314).

6. Absalamova, G. M. S. (2021). The semantic field of the concept of «family upbringing qualities» in Monten's philosophy and its expression in the Uzbek language. Молодой ученый, (16), 124-125.

7. Ozatbekov, Y. F., & Ozatbekova, O. N. (2022). DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE PRICING STRATEGY OF THE JOINT-STOCK COMPANY" UZBEKISTAN RAIL WAYS". Confrencea, 6(6), 295-296.

8. Ozatbekova, O., & Ozatbekov, Y. (2022). EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IN IMPROVING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING. Инновационные исследования в современном мире: теория и практика, 1(20), 6-8.

9. Ozatbekova, O., & Ozatbekov, Y. (2022, August). THE ROLE OF UNIVERSITIES IN CREATING A REGIONAL INNOVATION SYSTEM. In Международная конференция академических наук (Vol. 1, No. 25, pp. 17-21).

10. Ozatbekova, O., & Ozatbekov, Y. (2022). FORMATION OF AN INNOVATIVE ECONOMY IN THE REPUBLIC. Development and innovations in science, 1(11), 4-7.

11. Ozatbekova, O., & Ozatbekov, Y. (2022). FORMATION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURES FOR THE MANAGEMENT OF INNOVATION ACTIVITIES. Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования, 1(20), 46.

12. Buranova, M. U., & Buranova, L. U. (2020). New Modern Trends In Teaching Foreign Language. International Journal of Research, 7(04).

13. Буранова, М. У. (2021). СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИСКУССТВО СЛОВА, 4(5).

14. Буранова, М. (2020). Linguistic analysis of reading and teaching reading by literary translation. Общество и инновации, 1(1/s), 501-505.

15. Buranova, M. U. (2019). THEORETICAL BASIS OF CASE STUDY METHOD IN TEACHING ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES. Форум молодых ученых, (5 (33)), 11-14.

16. Buranova, M. (2019). Using elicitation techniques in EFL classes. In SCIENCE AND PRACTICE: A NEW LEVEL OF INTEGRATION IN THE MODERN WORLD (pp. 132-135).

17. Buranova, M., & Dilmurodova, M. (2019). Communicative language teaching. In SCIENCE AND PRACTICE: A NEW LEVEL OF INTEGRATION IN THE MODERN WORLD (pp. 186-189).

18. Курбанов, Ж. А. (2023). ЯНГИ УЗБЕКИСТОНДА ИКТИСОДИЙ МУНОСАБАТЛАРНИ ТАРТИБГА СОЛИШНИНГ ХУКУКИЙ ТАХ.ЛИЛИ. Научный Фокус, 1(8), 717-720.

19. Кенжабаев, Ж. А. (2016). Применение информационно-коммуникационных средств и электронных образовательных ресурсов в обучении английскому языку. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (6-4), 42-44.

20. Кенжабаев, А. Э., & Кенжабоев, Ж. А. (2016). Применение педагогических технологий в процессе обучения иностранных языков в начальных классах. Ученый XXI века, (3-2).

www.in-academy.uz

21. Кенжабоев, Ж. А. (2016). ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Вестник современной науки, (6-2), 73-76.

22. Кенжабоев, Ж. А. (2017). Психолого-педагогические аспекты формирования диалога как компонента иноязычного обучения. Вестник современной науки, (3-2), 4850.

23. Кенжабоев, А. Э., & Кенжабоев, Ж. А. (2016). ХОРИЖИЙ ТИЛЛАРНИ УРГАТИШДА ПЕДАГОГИК ТЕХНОЛОГИЯЛАР. Ученый XXI века, (3-2 (16)), 44-49.

24. Кенжабоев, А., & Кенжабоев, Ж. (2015). Тарбия технологияси ва унинг долзарблиги. Современное образование (Узбекистан), (4), 61-64.

25. Кенжабаев, Ж. (2023). СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НАУКИ О ЯЗЫКЕ. Экономика и социум, (2 (105)), 704-707.

26. Кенжабаев, Ж. (2022). The implementation of literature in teaching speaking for advanced students. Общество и инновации, 3(2/S), 262-265.

27. Кенжабоев, Ж. А., & Кучкинов, Х. Х. (2017). САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Вопросы педагогики, (9), 33-35.

28. Кенжабоев, А. Э., & Кенжабоев, Ж. А. (2017). Умумтаълим мактаблари уцитувчиларида касбий компетентликни шакллантиришнинг илмий-педагогик асослари. Современное образование (Узбекистан), (11), 22-26.

29. Кенжабаев, Ж. А., & Сапарова, Н. Э. (2015). Игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков. Вестник современной науки, (11-2), 89-92.

30. Kenjabaev, J. A. (2022). METHODS THROUGH THE INTERNET IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. Экономика и социум, (12-2 (103)), 67-70.

31. КЕНЖАБАЕВ, Ж. А., & САТТАРОВА, Н. А. (2018). РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОВЫМ НАВЫКАМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Наука среди нас, (1), 155-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.