Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ И РОССИИ: К 100-ЛЕТИЮ БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ И РОССИИ: К 100-ЛЕТИЮ БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / Союзное государство / Форум программ вузов инженерно-технологического профиля университет 3.0 / реиндустриализация / индустрия 4.0 / промышленный интернет / education / Union State / Forum of programs of universities of engineering and technological profile / University 3.0 / reindustrialization. / industry 4.0 / industrial Internet
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ И РОССИИ: К 100-ЛЕТИЮ БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Лойко А.И.

д.филос.н., профессор, Белорусский национальный технический университет, Минск

alexander.loiko@tut.by

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ И РОССИИ: К 100-ЛЕТИЮ БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Ключевые слова: образование, Союзное государство, Форум программ вузов инженерно-технологического профиля университет 3.0, реиндустриализация, индустрия 4.0, промышленный интернет.

Keywords: education, Union State, Forum ofprograms of universities of engineering and technological profile, University 3.0, reindustrialization., industry 4.0, industrial Internet.

Инженерное образование в Беларуси и России последовательно придерживается интеграционных программ Союзного государства. В Беларуси одним из ведущих технических университетов является Белорусский национальный технический университет. На его платформе ежегодно проходит Форум проектов программ вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства.

Целью Форума является популяризация инженерного образования, привлечение студенчества в сферу науки, создание межвузовской платформы для реализации основных направлений белорусско-российского интеграционного сотрудничества по приоритетным направлениям развития науки и техники и поддержке талантливой молодежи. В задачи Форума входит обмен опытом между университетами по развитию инженерного образования, формирование и укрепление имиджа Союзного государства, популяризация науки и активизация творческой деятельности студенчества Союзного государства.

В 2020 г. Белорусский национальный технический университет подошел к столетнему юбилею. Его история начиналась в рамках единого образовательного союзного пространства советских республик1. После первой мировой войны и связанной с ней массовой миграцией белорусов за пределы страны в условиях индустриализации понадобились национальные инженерные кадры.

В 1920 г. БССР состояла из шести уездов Минской губернии с населением в 1,5 млн. человек. За основу высшего образования была взята образовательная структура Минского политехнического училища (Техникума). 10 декабря 1920 г. постановлением Военно-Революционного Комитета БССР политехническое училище в Минске было преобразовано в Белорусский государственный политехнический институт (БГПИ). Директором института был назначен Н.К. Ярошевич. В институте обучалось 305 студентов и работало 75 преподавателей. Были приглашены профессора из Москвы, а также высококвалифицированные инженеры, агрономы, лесоводы, химики.

Институт имел шесть факультетов: механический, инженерно-строительный, культурно-технический (гидротехнические и мелиоративные работы), химико-технологический, электротехнический и лесной. Первые два триместра отводились на изучение теоретического материала, третий - на прохождение практики.

С 1922 г. Белорусский политехнический институт проходил стадии реструктуризации и трансформации с акцентом на отраслевую специфику образования. 1 июля 1933 г. было принято решение правительства БССР, согласно которому на базе шести отраслевых вузов в Минске вновь открыли Белорусский политехнический институт. Он включал 4 факультета: строительный, энергетический, торфомелиоративный и химико-технологический. Директором института был назначен инспектор высшего образования Наркомпроса С.Ю. Лысов. В образовательном процессе находилось 1200 студентов. Лекции им читали 120 преподавателей.

Во второй половине тридцатых годов ХХ столетия БССР оказалась непосредственно у границ Польши, судьба которой была предрешена началом второй мировой войны. 22 июня 1941 г. немецкие войска вторглись на территорию БССР. Была осуществлена эвакуация политехнического института вглубь СССР2. Многие его студенты и сотрудники вступили в ряды Красной Армии, стали участниками подпольного и партизанского движения3. В память о них на территории БНТУ возведен мемориал.

После освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков занятия в институте были возобновлены 1 марта 1945 г. К занятиям приступили 375 студентов. Лекции читали 65 преподавателей. Учебный процесс обеспечивали 13 лаборантов. Подготовка кадров велась по восьми специальностям: технология машиностроения, автомобили и

1 История Белорусского национального технического университета 1920 -2010. - Минск, 2010.

2 Лойко Л.Е. Эвакуация на Урал населения и промышленности БССР в 1941 г. // Великая Победа в реалиях современной эпохи: историческая память и национальная безопасность. - Екатеринбург, 2020. - С. 39-43.

3 Долготович Б. Д., Шеин В.В. Сыны Беларуси - кавалеры полководческих (флотоводческих) орденов. - М., 2019.

автомобильное хозяйство, промышленное и гражданское строительство, теплогазоснабжение и вентиляция, разработка торфяных месторождений, гидромелиорация, технология бродильных производств и технология силикатов. Обязанности директора института исполнял С.И. Позняк.

Студенты и преподаватели работали на строительстве и восстановлении инфраструктуры института. Ремонтировались приборы, аппараты, машины, станки. Изготавливались наглядные пособия, восстанавливались лаборатории. В 1947 г. ректором института был назначен М.В. Дорошевич1.

В первой половине 50-х гг. восстановительные работы были завершены. В 1951 г. был восстановлен главный корпус института. Институт имел 30 лабораторий и 15 кабинетов, оснащенных новой техникой и аппаратурой. Помощь пришла из технических вузов Москвы и Ленинграда. Они передали в Минск 67 200 экземпляров книг.

Вторая послевоенная индустриализация БССР имела акценты на машиностроение и металлообработку. В 1946 г. на Минском автомобильном заводе были выпущены первые самосвалы МАЗ-205. В 1947 г. на Минском тракторном заводе начался серийный выпуск тракторов. Для обеспечения производства квалифицированными специалистами в 1951 г. в структуре Белорусского политехнического института был открыт автотракторный факультет. В 1958 г. на базе механического факультета были открыты машиностроительный и механико-технологический факультеты. В институтских лабораториях выполнялись заказы для промышленных предприятий БССР.

В 1960 г. в БПИ был открыт радиотехнический факультет. Он имел 37 учебных лабораторий. В 1964 г. на его базе был создан Минский радиотехнический институт. В 70-х гг. ХХ столетия Белорусский политехнический институт выработал собственную стратегию использования компьютерных технологий. Эффективно функционировала кафедра кибернетики и вычислительной техники. 19 кабинетов были оснащены аналоговыми и цифровыми вычислительными машинами МН-14, «Минск-22», «0дра-1204», «Проминь».

Институт обеспечивал квалифицированными кадрами все отрасли экономики БССР. На 1 сентября 1990 г. на дневном отделении БПИ обучалось свыше 13 тысяч студентов. 17 апреля 1991 года было принято решение о преобразовании Белорусского политехнического института в Белорусскую государственную политехническую академию. Затем последовал статус национального технического университета.

Это был период распада СССР и формирования постсоветских государств. В этих условиях лидеры России и Беларуси в качестве приоритета определили сохранение интеграционных структур и опыта совместного образовательного пространства. В качестве интеграционной платформы были избраны институты Союзного государства2.

В практику вошли совместные заседания коллегий четырех ведомств участников Союзного государства - Министерства науки и высшего образования России, российского Министерства просвещения, а также Министерства образования Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. Выработаны критерии сближения образовательных и научных стандартов и студенческих программ, присуждения премий Союзного государства в области науки и техники, развития единого технологического пространства стран. Достигнуты договоренности по практическим вопросам совершенствования и функционирования Белорусско-Российского университета в Могилеве.

Осуществлена конвергенция национальных молодежных проектов «Сириус» в России и «Зубренок» в Беларуси. Важную роль в этих проектах играет участие Государственного секретаря Союзного государства Г. Рапоты. Создана ассоциация ректоров вузов России и Беларуси.

В октябре 2020 г. на платформе Белорусского национального технического университета прошел IX Форум проектов программ Союзного государства. Его целью стала поддержка талантливой молодежи в области образования, науки и инновационной деятельности. Лучшие разработки инженерного профиля получили финансовую поддержку, а их создатели - возможность реализовать свои технико-технологические идеи. Ученые Беларуси и России обсудили мировые тенденции в развитии ядерной энергетики, информационных технологий, робототехники и нанотехнологий. Проведен бизнес-бой «Лучший молодежный инновационный проект Союзного государства».

Перспективы сотрудничества технических университетов Беларуси и России интегрируют модели университета 3.0 и промышленного Интернета - индустрии 4.03. На базе технопарка «Политехник» БНТУ функционирует межгосударственная платформа сотрудничества в области инновационной деятельности.

Общее образовательное пространство университетов инженерно-технологического профиля скрепляет историческая память о событиях Великой Отечественной войны. На уровне ректоров университетов реализованы уникальные проекты «Мы помним» с участием студентов Беларуси и России4. В этом проекте важную роль играют гуманитарные кафедры Белорусского национального технического университета.

На базе кафедры философских учений БНТУ ежегодно проводятся конференции и круглые столы с участием представителей православной церкви, посвященные знаковым событиям и персоналиям общей истории Беларуси и России. В числе этих выдающихся деятелей культуры Кирилл Туровский, Евфросиния Полоцкая, Александр Невский,

1 Баландин К.И. Биографии ректоров БПИ-БГПА-БНТУ. - Минск, 2018.

2 Лойко Л.Е. Правовые институциональные структуры Союзного государства Беларуси и России // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Вып. 3. - М., 2020. - Ч. 1. - С. 199-202.

3 Лойко А.И. Эволюция экономических систем Беларуси и России в индустрию 4.0 // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 3 / Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2020. - Ч. 1. - С. 324-326.

4 Лойко А.И. История Великой Отечественной войны в семейных биографических эссе студентов Беларуси и Урала // Великая Победа в реалиях современной эпохи: историческая память и национальная безопасность. - Екатеринбург, 2020. - С. 306-309.

Сергий Радонежский, Симеон Полоцкий1 Их деятельность и подвижничество положили начало формированию общих основ патриотизма и ментальной идентичности наших народов.

Таким образом, ведущие технические университеты играют важную роль в сохранении и дальнейшем совершенствовании не только единого образовательного пространства Союзного государства, но и единого информационного пространства интеллектуальной собственности Беларуси и России. В этой образовательной кооперационной динамике важную роль играют факторы исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, научно-техническое обеспечение патриотизма аргументами не только силы воли, но и конструкторской деятельности.

1 Кирилл Туровский - воплощение патриотизма и любви к Родине. - Минск, 2019.

815

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.