Научная статья на тему 'Беларусь и Россия в образовательном пространстве университетской науки XIX–XX веков'

Беларусь и Россия в образовательном пространстве университетской науки XIX–XX веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / университет / наука / Россия / Беларусь / история. / education / university / science / Russia / Belarus / history.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Беларусь и Россия в образовательном пространстве университетской науки XIX–XX веков»

Лойко Л.Е.1

БЕЛАРУСЬ И РОССИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКИ XIX-XX ВЕКОВ

Ключевые слова: образование, университет, наука, Россия, Беларусь, история.

Keywords: education, university, science, Russia, Belarus, history.

Единое образовательное пространство Беларуси и России формируется после разделов Речи Посполитой и вхождения территории Беларуси в состав Российской империи. Во второй половине XIX столетия оно приобрело реальные очертания. По итогам восстаний 30-60-х годов XIX века была приостановлена деятельность ряда учебных заведений на территории Беларуси: Полоцкой иезуитской академии, Виленского университета, Горы-Горецкого земледельческого института, медицинской академии в Гродно. В восстановленном статусе Виленский университет и Горы-Горецкий земледельческий институт не имели всего перечня профессий в области высшего образования, интересовавших белорусскую молодежь. В результате сформировались образовательные потоки миграции в университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Киева.

К этому времени в Российской империи была создана четкая территориальная модель образования. Она включала шесть учебных округов - Санкт-Петербургский, Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Харьковский. Округ охватывал несколько губерний. Структура образования была организована по восходящему административно -му типу и включала приходские, уездные, губернские учебные заведения и университеты. Методическая же составляющая не отличалась четкостью и преемственностью организации. Имела место несогласованность программ среднего и университетского образования.

Обучение в университетах продолжалось три года. В российских университетах работало много профессоров из Европы. Российские студенты с трудом воспринимали их лекции из-за языкового барьера. Эту проблему пытался разрешить С.С. Уваров. Он сформулировал задачу подготовки студенческих кадров для университетов на уровне гимназий, которые должны были стать важным звеном в структуре непрерывного классического образования. Преподавание во всех гимназиях Российской империи было подчинено решению этой задачи.

Сложившаяся в XIX веке образовательная модель нашла применение и в современной системе высшего образования постсоветских государств. Так, в Беларуси реализована стратегия перевода в структуру университетов родственных по профилю колледжей и техникумов. Это позволяет унифицировать программы обучения и обеспечить гибкие условия для получения высшего образования в рамках модели непрерывного образования.

В структуру высших учебных заведений интегрированы также институты повышения квалификации. Они осуществляют переподготовку кадров на основе материально-технической базы и интеллектуальных ресурсов высших учебных заведений. В эту систему интегрируются кружки технического и художественного творчества, специальные центры по работе с одаренной молодежью. В России подобный проект реализован на базе олимпийской деревни в Сочи.

Европейские влияния на систему образования Российской империи актуализировали проблему идеологического контроля в университетах. А.Н. Голицын акцентировал в этой работе религиозное начало, мистическое представление о необходимости соблюдения чистоты веры и нравственности. В результате образовательные задачи стали дополняться задачами воспитательными и идеологическими.

Эффективность решения этих задач оказалась в зависимости от революционной социальной практики. Восстание декабристов, революционные настроения в Виленском университете, восстания в западной части империи показали, что российская молодежь находится под значительным влиянием европейской культуры. На государственном уровне было принято решение о внедрении модели сословного образования. Она ограничивала доступ к высшему образованию низших сословий.

В результате возникло новое противоречие: должны ли гимназии соответствовать программам университетов, или могут ограничиться практическими знаниями? Оно разрешилось в пользу университетов. Дворянское сословие стало активно осваивать высшее университетское образование. Эта тенденция мотивировалась тем, что университеты должны были готовить государственных служащих. Философские факультеты готовили учителей для гимназий. Юридические факультеты давали стартовые возможности для государственной службы. Медицинские факультеты готовили врачей с правом на самостоятельную врачебную деятельность.

Техногенный тип развития европейской культуры детерминировал потребность в квалифицированных кадрах инженерного профиля. Были открыты высшие технические университеты. В 1892 году в России насчитывалось

1 Лойко Лариса Егоровна - к.филос.н., доцент, кафедра философии и идеологической работы Академи МВД Республики Беларусь (Минск). E-mail: larisa.loiko@tut.by

48 вузов, в 1899 году - 56, а в 1917 году - 65. В 1914-1915 учебном году функционировало 105 высших учебных заведений1.

Великие реформы 60-70-х годов XIX века затронули и образование. Они открыли доступ в гимназии и университеты представителям всех сословий. Одним из следствий свободного получения образования стало формирование разночинной интеллигенции, склонной к идеям социальной справедливости и переустройства общества. Это обстоятельство стало проблемой для государственной власти Российской империи, поскольку после неудачного «похода в народ» отдельные группы народовольцев перешли к тактике террора в отношении должностных лиц империи.

Жертвой одной из этих атак стал российский император Александр II. Трагедия дала основание говорить о несоответствии уровня университетского юридического образования в России специфике правовой психологии русского народа. Московский университет имел одну из лучших юридических школ2. В 40-50-х годах XIX века здесь преподавали Т.Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С.М. Соловьев, С.П. Шмырев. Их ученики создали оригинальную традицию философии права. Среди них был Б.Н. Чичерин3. И на этом фоне имел место диссонанс в структуре правовой культуры российского общества4.

Л. Петражицкий полагал, что право интегрировано в социальную психологию народа, во внутренний мир чело-века5. На этом основании он обосновал системный подход к правосознанию и праворегулированию6. Выводы Л. Пет-ражицкого заслуживают внимания. Они сделаны на основе глубокого и системного образования, полученного в Киевском Императорском университете Святого Владимира, Гейдельбергском университете, Русском институте римского права в Берлине. Важную роль сыграла преподавательская и административная деятельность в Петербургском университете, где он занимал должность декана юридического факультета. Учениками и последователями Л. Петражиц-кого стали Дж. Гурвич, Н. Кондратьев, П. Сорокин, Н. Тимашев.

Стремление выдающихся юристов России, как и представителей других наук, интегрировать университетскую науку в практическую жизнь, мировоззрение и общественное сознание россиян в полной мере реализовано не было. Это показали события 1917 года. Многим сторонникам академического образования пришлось эмигрировать. Новые власти на основе коммунистической идеологии сформулировали собственную концепцию высшего образования.

Новые правила приема в высшие учебные заведения начали действовать в августе 1918 года. В соответствии с ними отменялись вступительные экзамены, плата за обучение, устанавливались стипендии для студентов из рабочих и крестьян. В 1923 году во многих высших учебных заведениях была восстановлена плата за обучение. Она не взималась в коммунистических высших учебных заведениях, педагогических техникумах и на рабочих факультетах.

С целью кадрового обеспечения политики индустриализации открывались рабочие факультеты, осуществлявшие подготовку к поступлению в вузы. Льготы при поступлении имели военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, стипендиаты, Герои СССР, Герои Социалистического Труда. Количество вузов увеличилось в несколько раз. С 1929 года Народный комиссариат просвещения РСФСР ввел заочную форму обучения в отраслевых втузах. В университетах был создан институт аспирантуры для подготовки кадров высшей квалификации.

Решение о создании Белорусского государственного университета было принято ЦИК БССР 25 февраля 1919 года. В связи с временной оккупацией Минска его открытие состоялось 11 июля 1921 года на торжественном заседании в городском театре. 30 октября состоялось торжественное собрание, посвященное началу занятий на трех факультетах -рабочем, медицинском и общественных наук. В феврале 1925 года университет выпустил первых молодых специалистов. В октябре 1927 года при БГУ открылась аспирантура.

Первым ректором университета стал выдающийся историк-славист, выпускник МГУ, профессор В.И. Пичета. Возглавляя БГУ в течение 8 лет, он внес большой вклад не только в дело развития университета, но высшей школы и науки в целом в республике. Профессорско-преподавательский состав был сформирован кадрами Московского, Казанского и Киевского университетов. Первыми профессорами университета были В.Г. Кнорин (политэкономия), В.М. Игнатовский (история Беларуси), В.Н. Ивановский (философия и педагогика), И.М. Соловьев (педагогика); Д.П. Кончаловский, В.Н. Перцев, Н.М. Никольский, Д.А. Жаринов, С.З. Каценбоген, Ф.Ф. Турук, А.А. Савич (история), Н.Я. Янчук (этнография), С.Я. Вольфсон, В.В.Якунин (экономика), Е.Е. Святославский (статистика), Н.Н. Андреев (физика), Б.М. Беркенгейм (химия), М.Б. Кроль (медицина, судебная психиатрия), П.И. Карузин (анатомия), А.Ф. Федюшин (зоология).

Благодаря их деятельности в БГУ были созданы условия для формирования самостоятельных и оригинальных научных школ. Юридическую научную школу создавали В.Н. Дурденевский, Г.Е. Поречин, Г.С. Гурвич (государственное право), Б.В. Чредин (римское право), В. Д. Дружчиц (история государства и права). Выдающийся белорусский физик, уроженец села Денисковичи Могилевской губернии, академик, Герой Социалистического труда А.Н. Севченко создал в БГУ одну из крупнейших в европейском пространстве школ в области спектроскопии, люминесценции и лазерной физики. Ученик С.И. Вавилова, А.Н. Севченко подготовил 10 докторов и более 40 кандидатов наук. В 1957 году он

1 Салимуллина Е.В., Надыршина Л.Ф. Университетское образование в России: история вопроса // Проблемы и перспективы

развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь, 2014. - С. 26-28.

2

Алексеева И.Ю. Развитие юридического образования в России в XVIII - начале ХХ века. - СПб., 2000.

3 Кирякин А.В. К вопросу о сущности права: Б.Н. Чичерин и В.С. Соловьев // Философские традиции и современность. 2015. - № 1. - С. 98-102.

4 Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала ХХ века // Вопросы философии. -М., 1991. - № 8. - С. 25-41.

5 Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология. - М., 2010.

6 Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды. - СПб., 2011.

стал ректором. С его именем связана целая эпоха преобразований в БГУ. Основы научной школы по исследованию теории элементарных частиц, оптических и акустических свойств кристаллов были заложены академиком, Героем Социалистического труда Ф.И. Федоровым.

В увековечение памяти академиков В.И. Пичеты и А.Н. Севченко в канун 90-летия БГУ на главном корпусе и корпусе исторического факультета открыты мемориальные доски. Ежегодно за научные достижения и успехи в учебе сотрудникам и студентам университета присуждаются премии, носящие их имена. Как крупный научно-образовательный центр БГУ в 1967 году БГУ был удостоен высокой правительственной награды - ордена Трудового Красного Знамени.

При тесном взаимодействии и прямом участии университетских ученых в 1929 году начинается история академической науки в Республике Беларусь. Национальная академия наук Беларуси создавалась на основе Института белорусской культуры. Инбелкульт - первая белорусская научная организация, существовавшая в 1922-1928.

В довоенный период в Беларуси была создана инфраструктура научных исследований по естественным и гуманитарным наукам. В научное юридическое сообщество входили М.О. Гредингер, Н.А. Коноплин, В.Н. Ширяев, С.А. Слупский, Ф.И. Гавзе, Н.Н. Гутковский, Е.А. Вишневский, М.А. Бонч-Асмоловский, Л.А. Рудинский. Они проводили исследования по государственному, административному, уголовному, гражданскому, гражданско-процессуальному, земельному праву, истории и теории государства и права.

Достижения в области теории права не предотвратили практики бесправия в форме репрессий и ГУЛАГа. В жестких политических условиях идеологической доминанты обострения классовой борьбы при социализме произошло становление университетского образования в СССР. По своему характеру оно сочетало политико-идеологические, научно-технические и культурно-просветительские задачи. Университеты стали центрами подлинно фундаментальной и высоко конкурентной в мировом масштабе науки.

Прикладная наука развивалась в институтах во взаимосвязи с решением оборонных задач. Индустриализация стимулировала создание сети технических высших учебных заведений. Подготовкой технических специалистов занимались техникумы. Интенсивно велась подготовка рабочих профессий в профессионально-технических училищах. Предприятия совмещали производственную деятельность с образовательными задачами. Коллективизация и машинизация сельского хозяйства создали основу для аграрной науки и сельскохозяйственного машиностроения. Важным направлением стала подготовка кадров для медицинской сферы. Была создана сеть культурно-просветительских учреждений. Велась подготовка кадров для клубов, домов отдыха. Особая роль в рамках задач культурной революции отводилась подготовке педагогических кадров. Была создана стройная, сбалансированная по содержанию учебного материала, преемственная по взаимодействию образовательная система с разнообразными и эффективными учебно-методическими технологиями.

В рамках выравнивания условий для получения качественного образования в советские республики были делегированы ученые из Ленинграда и Москвы, которые создали научные и инженерные школы. Учреждения образования обеспечивались лабораторной и аудиторной материально-технической базой.

В годы Великой Отечественной войны учебные заведения Беларуси были эвакуированы в Российскую Федерацию. Так были сохранены коллективы ученых и преподавателей. На основе территориальной мобильности была создана уникальная система повышения квалификации. Применялись единые профессиональные стандарты в деятельности учебных заведений. Программы школы, училищ, техникумов были интегрированы с возможностями получения высшего образования. При университетах использовалась практика подготовительных отделений.

В послевоенный период инфраструктура высшего образования получила дальнейшее развитие. В 60-80-х годах высшее образование в СССР было бесплатным. В университеты по единым правилам приёма на дневную форму обучения принимались абитуриенты, имевшие законченное среднее образование. Молодежь свободно перемещалась по пространству огромного государства. Белорусы учились в Москве и Ленинграде, Красноярске и Самарканде, участвовали в научных конференциях в Закавказских республиках.

С распадом СССР единое многонациональное образовательное пространство распалось. Начался процесс формирования национальных моделей и стандартов научной и образовательной деятельности1. Но остались возможности для обучения граждан Союзного государства в учебных заведениях Беларуси и России.

В пределах Беларуси осуществляют образовательные услуги совместные белорусско-российские учебные заведения. Университетское образование стало смешанным с точки зрения бюджетного финансирования и платной формы обучения. На рынке образовательных услуг появились негосударственные коммерческие структуры, которые заняли конкретные ниши в области подготовки специалистов. Бюджетное финансирование увязывается с государственным заказом на подготовку специалистов. Платные образовательные услуги не имеют прямого соответствия рынку труда. Наблюдается переходный период поиска моделей образовательного процесса, адаптированных к международному рынку образовательных услуг и особенностям национальных рынков труда. Одной из активно обсуждаемых тем стал Болонский процесс.

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу. Дискуссии о целесообразности этого шага продолжаются. На этом фоне наблюдается рост количества учебных заведений и студентов в России и Беларуси.

Беларусь в 2015 году также присоединилась к Болонскому процессу и приступила к оптимизации образовательных структур. В 2016-2017 учебном году в 51 учреждении высшего образования Беларуси обучалось 313 тысяч студентов. Белорусский государственный университет продолжает оставаться основным центром университетской

1 Интеллектуальная культура Беларуси: истоки, традиции, методология исследования. Материалы Первой международной научной конференции, г. Минск, 13-14 ноября 2014 г. - Минск, 2015. - С. 325-328.

науки в Беларуси. При этом есть понимание того, что социально-экономическая динамика в условиях ограниченных ресурсов требует более эффективного использования интеллектуального потенциала. При реформе образования следует учитывать демографические факторы, задачи структурной модернизации белорусской экономики. Растет роль цифровой экономики, происходит значительное перераспределение занятости, меняется структура социального заказа со стороны государства, в собственности которого находится большая часть крупных предприятий, учреждений и организаций. Правовой основой этой деятельности является Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Взаимодействие университетов Беларуси и России осуществляется через евразийские структуры и структуры Союзного государства. Важную роль играют прямые контакты университетов. БГУ и МГУ заключили ряд договоров о сотрудничестве в области образования. Университеты координируют совместную деятельность через ассоциацию евразийских университетов.

Важную роль в сотрудничестве белорусских и российских университетов играет Форум проектов программ Союзного государства. В области его интересов находится молодежное инновационное предпринимательство, требующее поддержки в реализации стартапов через посредство технологических платформ. Общий контекст сотрудничества университетов Беларуси и России создает тематика исторической памяти, патриотизма1, национальной и информационной безопасности2.

1 Лойко Л.Е. Формирование патриотизма в образовательном процессе: история и современность // Великая Отечественная война: уроки истории и современность: материалы Международной научной конференции. 21 апреля 2015 года, Краснодар. -Краснодар, 2015. - С. 70-78.

2 Лойко Л.Е., Лойко А.И. Информационные системы и современные требования конфиденциальности // Информационные технологии в технических и социально-экономических системах. Сборник материалов научно-теоретической конференции. Минск, 22 апреля 2015 г. - Минск, 2015. - С. 363-365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.