DOI 10.54500/2790-1203. S1.2022.287-290
МРНТИ 76.75.33
УДК 378.147:611.08:
РОЛЬ ИНТЕГРАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕДИКОВ А.А. Ким1, Э.У. Хусанов1, Ф.М. Сулейменова2
1 Самаркандский государственный медицинский университет, Узбекистан, Самарканд, 140100, ул. Амира Темура, 18
2НАО «Медицинский университет Астана», Казахстан, 010000, Нур-Султан, ул. Бейбытшилик, 49
1Ким Антонина Амуровна - PhD, и/о доцента кафедры фтизиатрии СамГосМУ, antonina amurovna@,mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9083-5105
1Хусанов Эркин Уктамович - к.м.н., доцент кафедры анатомии человека СамГосМУ, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3401-0189, [email protected]
2Сулейменова Фатима Машимовна - к.м.н., профессор кафедры анатомии человека, НАО «Меддицинский университет Астана», s-fatima@inbox. ru
В каждой отраслевой науке с позиции сегодняшнего дня растет необходимость в компетентных специалистах, способных качественно осуществить свою профессиональную деятельность. В статье рассматривается роль интеграции при обучении в медицинских вузах.
Целью исследования явилось изучить роль интегрального образования по предметам анатомии человека и фтизиатрии в процессе подготовки будущих врачей.
Материалы и методы исследования: Проанализированы результаты выживаемости знаний 122 студентов Самаркандского государственного медицинского университета по предмету анатомия человека в процессе обучения их уже на более старших курсах (IV) по предмету фтизиатрия.
Результаты исследования. По итогам, анализ показал на положительные результаты по знанию анатомии, ознакомление же с воздействием микобактерии туберкулеза на организм приблизил предмет -фтизиатрия. Тем самым необходимость знаний по анатомии человека особенно ощущалась при осуществлении практических навыков у постели больного, а также посещении операционных блоков в процессе работы фтизиохирургов. Будучи врачами любой специальности для своевременной диагностики туберкулеза знание анатомии играет особо важную роль.
Заключение. Опытным путем осуществлен междисциплинарный анализ, обеспечивающий отметить необходимость в разработке междисциплинарных методических материалов, рекомендаций по таким предметам как фтизиатрия и анатомия человека с целью улучшения выживаемости знаний и качества подготовки врачей-специалистов, которые могут быть реализованы и соответствовать сегодняшнему дню. Ключевые слова: обучение, интеграция, анатомия, фтизиатрия.
THE ROLE OF INTEGRAL LEARNING IN THE PROCESS OF PREPARING FUTURE MEDICINES
A. Kim1, E. Khusanov1, F. Suleimenova2
Samarkand State Medical University, Uzbekistan, Samarkand, 140100, st. Amir Temur, 18 2NoJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, 010000, Nur-Sultan, st. Beibytshilik, 49
1Antonina Kim - PhD, Acting Associate Professor of the Department of Phthisiology, Samara State Medical University, [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9083-5105
1Erkin Khusanov - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Human Anatomy, Samara State Medical University, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3401-0189, [email protected]
2Fatima Suleimenova - Candidate of Medical Sciences, Professor of the Department of Human Anatomy, Astana Medical University, [email protected]
In every branch of science, from the position of today, there is a growing need for competent specialists who are able to carry out their professional activities in a quality manner. The article discusses the role of integration in medical education.
The aim of the study was to study the role of integral education in the subjects of human anatomy and phthisiology in the process of training future doctors.
Materials and methods of research: The results of the survival of knowledge of 122 students of Samarkand State Medical University on the subject of human anatomy in the process of teaching them already at older courses (IV) on the subject of phthisiology were analyzed.
Research results. As a result, the analysis showed positive results in knowledge of anatomy, while familiarization with the impact of Mycobacterium tuberculosis on the body brought the subject closer - phthisiology. Thus, the need for knowledge of human anatomy was especially felt in the implementation of practical skills at the bedside of the patient, as well as visiting operating units during the work of phthisiosurgeons. Being doctors of any specialty, knowledge of anatomy plays a particularly important role for the timely diagnosis of tuberculosis.
Conclusion. An interdisciplinary analysis was carried out empirically, which ensures that it is necessary to develop interdisciplinary methodological materials, recommendations on such subjects as phthisiology and human anatomy in order to improve the survival of knowledge and the quality of training of medical specialists that can be implemented and correspond to today.
Key words: education, integration, anatomy, phthisiology.
БОЛАШАЦ ДЭР1ГЕРД1 ОЦЫТУ ПРОЦЕС1НДЕГ1 ИНТЕГРАЛДЫ ОЦЫТУ
Р0Л1
А.А. Ким1, Е.В. Хусанов1, Ф.М. Сулейменова2
Самарканд мемлекетпк медицина университет^ Эзбекстан, Самарканд, 140100, кеш. 0Mip TeMip, 18 жаста
2«Астана медицина университет» КеА^, ^азакстан, 010000, Нур-Султан, кеш. Бейбггшшк, 49
1Ким Антонина Амуровна - PhD докторы, Самара мемлекетпк медицина университетшщ фтизиатрия кафедрасыньщ доцент м.а., [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9083-5105
1Хусанов Еркш Уктамович - медицина гылымдарыныц кандидаты, Самара мемлекетпк медицина университетшщ адам анатомиясы кафедрасыныц доценп, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3401-0189, [email protected]
2Сулейменова Фатима Машимовна - медицина гылымдарыныц кандидаты, Астана медицина университетшщ адам анатомиясы кафедрасыныц профессоры, [email protected]
Эрбiр гылым саласында, бYгiнгi куннщ ^станымынан алып Караганда, кэаби кызметiн сапалы аткара алатын бiлiктi мамандарга деген кажеттiлiк артып отыр. Макалада медициналык бiлiм берудеп интеграцияныц релi талкыланады.
Зерттеудщ максаты болашак дэрiгерлердi дайындау процесiнде адам анатомиясы жэне фтизиатрия пэндерiндегi интегралды бiлiм берудiц релiн зерттеу болды.
Зерттеудщ материалдары мен эдштерь Самарканд мемлекетпк медицина университетшщ 122 студенпнщ фтизиатрия пэш бойынша бурынгы (IV) курстарда адам анатомиясы пэнiнен алган бiлiмдерiнiц сакталуыныц нэтижелерi талданды.
Зерттеу нэтижелерь Нэтижесiнде, талдау анатомия бiлiмiнде оц нэтиже керсеттi, ал туберкулез микобактериясыныц агзага эсерiмен танысу пэндi - фтизиатрияны жакындата тYCтi. Осылайша, адам анатомиясын бiлу кажеттшп пациенттщ тесегiнде практикалык дагдыларды орындау кезшде, сондай-ак фтизиохирургтардыц жумысы кезiнде операциялык белiмшелерге бару кезiнде ерекше сезшда. Кез келген мамандыктыц дэрiгерi болгандыктан, туберкулездi дер кезiнде диагностикалау Yшiн анатомияны бiлу ерекше мацызды рел аткарады.
Турме. Пэнаралык талдау тэжiрибелiк тYPде жузеге асырылуы мYмкiн жэне сэйкес келетiн медициналык мамандарды дайындау сапасын жэне бшмнщ сакталуын арттыру Yшiн фтизиатрия жэне адам анатомиясы сиякты пэндер бойынша пэнаралык эдютемелш материалдарды, ^сыныстарды эзiрлеу кажеттiлiгiн атап еттi. бYгiнге дешн.
Неозп сездер: бiлiм беру, интеграция, анатомия, фтизиатрия.
Corresponding author: Kim Antonina Amurovna - PhD, Acting Associate Professor of the Department of Phthisiology of the Samarkand State Medical University, antonina [email protected]
Resteved 9.05.2022
Accepted «17.06.2022
Bibliographic reference: Ким А.А., Хусанов Э.У., Сулейменова Ф.М. Роль интегрального обучения в процессе подготовки будущих медиков//Астана медициналык журналы. - 2022. - Спецальный выпуск. - № 1. - С.287-290.
Актуальность
В каждой отраслевой науке с позиции сегодняшнего дня растет необходимость в компетентных специалистах, способных качественно осуществить свою профессиональную деятельность. Где актуальным направлением в подготовке будущих врачей является межпредметная, междисциплинарная интеграция.
В свою очередь проблема интеграции в педагогике рассматривается многими исследователями, в процессе которой ее структурные компоненты, позволяют путем синтеза знаний связать в единую систему теорию и практику, с целью усвоения и применения в дальнейшем в практической деятельности врача[ 1,2].
Цель
Изучить роль интегрального образования по предметам анатомии человека и фтизиатрии в процессе подготовки будущих врачей.
Материалы и методы исследования
В наблюдении приняли участие 122 студента 4 курса лечебного факультета, проходящих цикл «Фтизиатрия» в Самаркандском государственном медицинском университете. Проанализированы результаты выживаемости знаний студентов по предмету анатомия человека в процессе обучения их уже на более старших курсах (IV) по предмету фтизиатрия.
Результаты
Процесс преподавания и контроль знаний во фтизиатрии складывался из последовательности этапов, проведенных по нормальной структуре органов и систем организма и изменениях, происходящих в них в результате воздействия микобактерий туберкулеза: 1. теоретического - с целью понимания и усвоения ими материала, преподавателями были заданы вопросы в учебной аудитории с демонстрацией макропрепаратов. Данный этап состоял из опроса с применениями интерактивных методов, решения тестовых заданий; 2. практического, включающего в себя курацию больного в отделении, разбор историй болезни с интерпретацией лабораторных и рентгенологических данных, уровня владения навыками.
По итогам, анализ показал на положительные результаты по знанию анатомии, ознакомление же с воздействием микобактерии туберкулеза на организм приблизил предмет - фтизиатрия. Тем самым необходимость знаний по анатомии человека особенно ощущалась при осуществлении практических навыков у постели больного, а также посещении операционных блоков в процессе работы фтизиохирургов. Будучи врачами любой специальности для своевременной диагностики туберкулеза знание анатомии играет особо важную роль.
Обсуждение
Первокурсник медицинского вуза все еще погружен в школьную систему обучения, в связи с чем одними из задач педагога являются: изложение нового материала в определенной дидактической системе и последовательности, установление правильного подхода к изучению определенного раздела анатомии человека. В период обучения должно прививаться умение и навыки к самостоятельной работе.
Так применение теоретических знаний на практике осуществляется и на цикле по фтизиатрии, позволяя усвоить клинико-анатомические параллели и дифференциальную диагностику при туберкулезе.
Интеграция междисциплинарных знаний в современном образовании является важным условием в решении ряда задач по оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, развития их познавательного интереса и отношения к изучаемым проблемам и явлениям, а также создания целостного мировоззрения.
Заключение
Проведенное исследование позволило отметить важность интеграции междисциплинарных знаний, как основу развития компетенций, формирования системного
мышления среди обучающихся в медицинских вузах, а практическая ее реализация должна содержать все циклы учебных дисциплин.
С целью достижения лучшего усвоения предметов необходимо применение директивных и инновационных методов в равной степени с учетом специфики дисциплины, а целесообразное применение новых педагогических методов позволит повысить качество обучения студентов.
Вышеотмеченное диктует на необходимость в разработке методических материалов, рекомендаций по междисциплинарным предметам таких как фтизиатрия и анатомия человека с целью улучшения выживаемости знаний и качества подготовки врачей-специалистов, которые могут быть реализованы и соответствовать сегодняшнему дню.
Список литературы
1. Анализ случаев осложненного течения туберкулезного спондилита/Анисимова Т.П., Аджаблаева Д.Н., Кадыров И.К. и др. //Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - 9 (1). - С. 46-47[Analiz sluchaev oslozhnennogo techenija tuberkuleznogo spondilita/Anisimova T.P., Adzhablaeva D.N., Kadyrov I.K. i dr. // Akademicheskij zhurnal Zapadnoj Sibiri. - 2013. - 9 (1). - S. 46-47].
2. Инновационные технологии в обучении студентов-медиков/ Бакирова Р.Е., Нурсултанова С.Д., Муравлёва Л.Е. и др. //Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3 [. Innovacionnye tehnologii v obuchenii studentov-medikov/ BakirovaR.E., Nursultanova S.D., Muravljova L.E. i dr. //Sovremennyeproblemy nauki i obrazovanija. - 2018. - № 3].
3. Иманмагомедова А.Э., Гусейнова Х.К., Рамазанова М.Ш. Применение интегративного подхода в процессе преподавания английского языка в медицинском вузе //Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 1 (92). - С. 39-41 [Imanmagomedova A.Je., Gusejnova H.K., Ramazanova M.Sh. Primenenie integrativnogo podhoda vprocesseprepodavanija anglijskogo jazyka v medicinskom vuze //Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - 2022. - № 1 (92). - S. 39-41].
4. Лапочкина Е.В., Стаковецкая О.К. Междисциплинарная интеграция и оптимизация процесса обучения в медицинском вузе//Вестник науки и образования. - 2018. - № 16 (52). - С. 32-35 [Lapochkina E.V., Stakoveckaja O.K. Mezhdisciplinarnaja integracija i optimizacijaprocessa obuchenija v medicinskom vuze// Vestnik nauki i obrazovanija. - 2018. - № 16 (52). - S. 32-35].
5. Ким А.А., Пардаева У.Д., Асатулаев А.Ф. Характер электрокардиографических изменений у больных с эксропульмональным туберкулезом//Журнал кардиореспираторных исследований. - 2022. - № SI1.1. - С. 7679 [Kim A.A., Pardaeva U.D., Asatulaev A.F. Harakter jelektrokardiograficheskih izmenenij u bol'nyh s jeksropul'monal'nym tuberkulezom//Zhurnal kardiorespiratornyh issledovanij. - 2022. - № SI1.1. - S. 76-79].