DOI: 10.23888/humJ20194663-676
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОБЛЕМЫ ТУБЕРКУЛЕЗА ВРАЧАМИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERCEPTION OF TUBERCULOSIS PROBLEM BY
PRIMARY CARE PHYSICIANS
Челнокова О.Г.1, Голованова М.Н.1, Сенин И.Г.2
Ярославский государственный медицинский университет 2Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Аннотация:
Приоритет ранней диагностики и профилактики туберкулеза принадлежит врачам общей лечебной сети, но наблюдается негативная тенденция в вопросах его практической реализации. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями блокирования или даже отторжения знаний по фтизиатрии врачами других специальностей. Проводя на кафедре фтизиатрии большую работу по подготовке и актуализации знаний по фтизиатрии у специалистов первичного звена здравоохранения, мы столкнулись именно с психологическими трудностями восприятия проблем туберкулеза. Целью исследования явилось изучение особенностей восприятия проблемы туберкулеза у врачей первичного звена здравоохранения и повышение эффективности мотивации по реализации противотуберкулезных мероприятий.
Проведено анкетирование 114 врачей общей лечебной сети до и после образовательной лекции по фтизиатрии с демонстрацией эпидситуации по туберкулезу на территории
Chelnokova O.G.1, Golovanova M.N.i, Senin I.G.2
Yaroslavl State Medical University 2Yaroslavl State University named after P.G. Demidov
Abstract:
The priority of early diagnosis and prevention of tuberculosis belongs to the general practitioners (GP), but there is a negative trend in its practical implementation. Increasingly, we have to deal with the phenomena of blocking or even rejection of knowledge on phthisiology by doctors of other specialties. We encounter psychological difficulties in the perception of tuberculosis during the large-scale work on the preparation and updating of knowledge of phthisiology by GP. The purpose of the research is to study the features of the perception of the problem of tuberculosis in GP, to increase the effectiveness of motivation for the implementation of anti-tuberculosis measures.
Questioning of 114 doctors of the general medical network before and after an educational lecture on phthisiology with demonstration of epidemiological situation on tuberculosis in the territory by method online of mapping and analysis of clinical situations is carried out. Are studied value judgment of
методом онлайн картографирования и разбором клинических ситуаций. Изучены субъективная оценка уровня знаний по вопросам фтизиатрии (самооценка) и результаты объективной оценки, корреляция субъективной оценки с объективными критериями знаний, эмоциональное отношение к туберкулезу в целом и применительно к своей личности. Составлены психологические образы восприятия проблемы туберкулеза врачами общей лечебной сети: «защитный блок» - «туберкулез где-то есть, но не может быть у меня» (64%), страх собственного заражения туберкулезом (30%), адекватное восприятие (6%). Уровень теоретических знаний у специалистов общей лечебной сети в разделе фтизиатрии недостаточен, у 58,8% врачей самооценка знаний по фтизиатрии завышена. Психологические особенности неадекватного восприятия проблем фтизиатрии, низкий уровень знаний по фтизиатрии и преимущественно пассивная позиция врачей по получению новых знаний о профилактике и диагностике туберкулеза во многом объяснили сложившуюся ситуацию по недостаточной противотуберкулезной работе врачей первичного звена. Регулярная онлайн визуализация эпидситуации по туберкулезу, обсуждение клинических случаев повышало у врачей общей лечебной сети мотивацию проведения противотуберкулезных мероприятий.
Ключевые слова:
врачи общей лечебной сети, психологическое восприятие туберкулеза, фтизиатрическая настороженность.
level of knowledge of phthisiology questions (self-assessment) and results of objective assessment, correlation of value judgment with objective criteria of knowledge, the emotional relation to tuberculosis in general and in relation to the personality. Psychological images of perception of a problem of tuberculosis are made by doctors of the general medical network: "the protective block" -"tuberculosis somewhere is, but there cannot be at me" (64%), a fear of own infection with tuberculosis (30%), adequate perception (6%). Level of theoretical knowledge at specialists of the general medical network in the section of phthisiology is insufficient, at 58.8% of doctors the self-assessment of knowledge of phthisiology is overestimated. Psychological features of inadequate perception of problems of phthisiology, low level of knowledge of phthisiology and mainly passive position of doctors on obtaining new knowledge of prevention and diagnostics of tuberculosis in many respects explain current situation on insufficient antitubercular work of GP. Regular online visualization of the tuberculosis epidemiological situation and discussion of clinical cases increase motivation of the general practitioners to carry out antituberculosis measures.
Key words:
general practitioners, psychological perception of tuberculosis, phthisiatic alertness.
Актуальность исследования
Более ста лет работы советской, российской фтизиатрии позволили накопить огромный опыт организации успешной борьбы с туберкулезом. Кроме диагностического и лечебного процесса, фтизиатрическая служба всегда выполняла организационно-методическую, контролирующую и
мобилизующую функции в отношении первичного звена здравоохранения [1,2]. Приоритет ранней диагностики и профилактики туберкулеза безусловно принадлежит врачам общей лечебной сети [3-5]. С течением времени данный приоритет не потерял своей значимости, но наблюдается негативная тенденция в вопросах его практической реализации. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями блокирования или даже отторжения знаний по фтизиатрии врачами других специальностей. Необходимость повышения настороженности в отношении туберкулеза, усиления противотуберкулезных мер со стороны врачей общей лечебной сети, особенно в условиях первичной медико-санитарной помощи, рассматривается многими авторами и находит отражение в нормативно-правовых документах [6-9]. Ранняя диагностика, преимущественно малых форм туберкулеза, быстрое выявление бациллярных больных, своевременная диагностика туберкулеза у больных ВИЧ инфекцией врачами общей лечебной сети имеет ключевое значение для снижения бремени туберкулеза, т.к. прерывается эпидемическая цепочка передачи инфекции и является залогом успешного излечения больных [10,11].
Одним из основополагающих моментов в реализации фтизиатрической настороженности врачей всех специальностей является уровень теоретической подготовки по фтизиатрии, при этом в публикациях находит отражение необходимость и положительная роль проведения обучающих семинаров и чтения лекций по вопросам диагностики туберкулеза [6, 12-14. Проводя на кафедре фтизиатрии большую работу по подготовке и актуализации знаний по фтизиатрии у специалистов первичного звена здравоохранения с использованием всех форм обучения, в том числе интерактивных, мы столкнулись именно с психологическими трудностями восприятия проблем туберкулеза. Данные проблемы не отражены в литературе.
Цель исследования
Изучить особенности восприятия проблемы туберкулеза у врачей первичного звена здравоохранения, повысить эффективность мотивации по реализации противотуберкулезных мероприятий.
Материалы и методы
Использован метод анкетирования, в котором приняли добровольное, анонимное участие 114 врачей общей лечебной сети: основную часть составили педиатры - 95 (83,3%) врачей, которые мотивированы на проведение активной противотуберкулезной работы среди детского населения, и 19 (16,7%) терапевтов. Наблюдалось закономерное для первичного звена здравоохранения преобладание женщин 107 (94%). Возраст половины всех врачей (50%) на момент
участия был более 50 лет. Стаж работы 30 лет и более имели 38 (33,3%) врачей, 2029 лет - 24 (21%), 10-19 - 27 (23,7%), 0-9 лет - 16 (14%), не указали свой стаж - 9 участников (8%). Большая часть врачей работала в поликлинике — 86,8%, в стационарах — 8,6%, не указали место работы 4,6% респондентов.
Анкетирование проводилось до (анкета I - 10 вопросов) и после (анкета II -3 вопроса) образовательной лекции по фтизиатрии в рамках курсов повышения квалификации врачей педиатров и терапевтов по основной специальности. Вопросы анкет рассматривали три основных направления.
1. Изучена субъективная оценка уровня знаний по вопросам фтизиатрии - участникам анкетирования предложено оценить себя по 10 балльной шкале до и после образовательной лекции. При указании пограничных баллов, например, 6-7 баллов, учитывали максимальное значение. Для объективизации данных были установлены критерии уровня самооценки знаний анкетируемых (табл. 1).
Таблица 1.
Градация уровней самооценки респондентов
Баллы уровня самооценки Интерпретация
1-2 Низкий
3-4 Ниже среднего
5-6 Средний
7-8 Выше среднего
9-10 Высокий
2. Изучена корреляция субъективного уровня знаний по фтизиатрии с объективными критериями знаний. Корреляция субъективного и объективного уровней знаний проводилась строго индивидуально по результатам ответов каждого врача. Объективная оценка знаний проводилась по количеству верных/неверных ответов в теоретических вопросах анкеты I, касающихся непосредственно противотуберкулезной работы врачей общей лечебной сети. Предложено четыре вопроса (суммарно восемь правильных ответов): 1) верно/неверно утверждение: «Контакт с больным туберкулезом всегда приводит к заболеванию?»; 2) «Верно/неверно равенство: вакцинация БЦЖ-М = инфицирование микобактериями туберкулеза?»; 3) «Перечислите условия, при которых социально-благополучный человек может заболеть туберкулезом», при этом если врач предложил 3-4 верных условия, ответ считали правильным; 4) предложено выбрать меры профилактики и ранней диагностики туберкулеза
у пациентов, которые они применяют при осуществлении своей профессиональной деятельности. В четвертом вопросе каждый из выбранных вариантов оценивался в качестве верного ответа: а) «контролирую регулярность прохождения флюорографии взрослыми и иммунодиагностики у детей»; Ь) «знакомлюсь со списками больных туберкулезом (на участке) и своевременно провожу контроль обследования лиц в очаге»; с) «применяю в своей работе действующие во фтизиатрии законодательные документы»; d) «при трудностях в диагнозе всегда включаю в дифференциальный ряд туберкулез и провожу необходимое обследование»; е) «направляю на консультацию к фтизиатру». При интерпретации результатов придерживались следующих критериев: более трех неверных ответов - объективный уровень знаний низкий, три неверных ответа - уровень знаний ниже среднего, два - средний, один - выше среднего, все ответы верны - высокий уровень знаний. При сравнительной оценке вариативности ответов у респондентов с разным стажем работы не получено достоверных различий в группах, что позволило рассматривать анкетируемых как единую группу наблюдений (табл. 2).
Таблица 2.
Вариативность ответов у респондентов с разным стажем работы (субъективная и объективная оценки)
Критерии уровня знаний Стаж работы (лет), п=114 абс. (%)
0-9 п=16 (14) 10-19 п=27 (23,7) 20-29 п=24 (21) 30 и более п=38 (33,3) Не указали стаж п=9(8)
Субъективный Объективный Субъективный Объективный Субъективный Объективный Субъективный Объективный Субъективный Объективный
Низкий - 2(1,7) - 3 (2,6) - 7(6,1) - 5 (4,4) - -
Ниже среднего 2 (1,7) 5 (4,4) 2(1,7) 6 (5,3) 2 (1,7) 3 (2,6) 2(1,7) 10 (8,8) - 5 (4,4)
Средний 8(7) 6(5,3) 13 (11,4) 11 (9,6) 10 (8,8) 5 (4,4) 8(7) 11 (9,6) 3 (2,6) 2(1,7)
Выше среднего 5 (4,4) 3 (2,6) 9 (7,9) 7 (6,1) 11 (9,6) 9 (7,9) 18 (15,8) 9 (7,9) 6 (5,3) 2(1,7)
Высокий - - 3 (2,6) - - - 4(3,5) 2(1,7) - -
Не оценить 1 (0,9) - - - 1 (0,9) - 6(5,3) 1 (0,9)
Р >0,05
3. Исследовано эмоциональное отношение врачей первичного звена к туберкулезу как медицинской проблеме и применительно к своей личности - в анкете I предложено оценить в процентах вероятность своей встречи с больным туберкулезом во время работы и в быту и дать ответы на следующие вопросы: «При обучении на кафедре фтизиатрии боитесь (боялись) ли Вы «заразиться»
667
туберкулезом?», варианты ответов «да/нет»; «Во время осуществления своей профессиональной деятельности боитесь ли Вы «заразиться» туберкулезом?», варианты ответов «да/нет».
В образовательную лекцию по фтизиатрии для врачей общей лечебной сети, наряду с традиционными разделами по эпидемиологии, диагностике, дифференциальной диагностике и профилактике туберкулеза были включены результаты научной разработки по картографии очагов туберкулеза в режиме онлайн. Демонстрация в режиме реального времени позволила выбирать территории «участков» работы врачей, непосредственно присутствующих на лекции. На рис. 1 представлен фрагмент карты города с неблагополучной ситуацией по туберкулезу у взрослых при отсутствии больных туберкулезом детей и детей с положительными иммунологическими тестами [15].
Рисунок 1.
Фрагмент карты города в режиме онлайн: при наличии на территории больных туберкулезом взрослых нет детей с латентной туберкулезной инфекцией или больных туберкулезом детей.
Условные обозначения:
взрослый больной туберкулезом без бактериовыделения взрослый больной туберкулезом бактериовыделитель
При разборе каждого участка, неблагополучного по туберкулезу, рассматривались возможные варианты эпидемических связей с учетом особенностей указанных источников туберкулеза и необходимость активизации противотуберкулезной работы прежде всего со стороны участковых педиатров и терапевтов. Разбирались показательные клинические случаи, выявляющие трудности и ошибки диагностики туберкулеза, недостатки профилактики с акцентом на специфичность работы первичного звена здравоохранения. После образовательной лекции проведена оценка мотивации врачей в отношении повышения знаний по вопросам туберкулеза, их практического применения, целесообразность и необходимость проведения лекций по фтизиатрии подобного рода.
Статистическую обработку данных проводили с помощью прикладного пакета программ Microsoft Excel и NanoStat 1.10. Достоверность различий между параметрами субъективного уровня знаний до и после лекции оценивалась с помощью парного t-критерия Стьюдента строго индивидуально по результатам ответов каждого врача. Учитывались результаты с уровнем статистической надежности (p < 0,05).
Результаты
При изучении самооценки знаний врачей по фтизиатрии до образовательной лекции получены следующие данные: 49 (43%) врачей оценили себя на 7-8 баллов (выше среднего), 42 (36,8%) - поставили себе 5-6 баллов (средний уровень), 8 (7%) - выбрали вариант менее 5 баллов (уровень ниже среднего) и 7 (6,2%) врачей поставили 9-10 баллов (высокий уровень знаний). После образовательной лекции у 28 (24,6%) врачей наблюдался значительный рост субъективного показателя уровня знаний в градации высокий уровень самооценки, 45 (39,5%) врачей оценили себя на 7-8 баллов, средний уровень знаний указали 23 (20,2%) врача, оценку ниже 5 баллов поставили себе лишь 3 (2,6%) специалиста и 15 (13,1%) врачей не захотели оценить повторно свой уровень знаний (рис. 2).
Рисунок 2.
Самооценка знаний по вопросам фтизиатрии врачей общей лечебной сети в рамках специальности до и после лекции (парный ^критерий
Стьюдента = 6,748, р0,0001)
Оценка объективного уровня знаний врачей проведена на основании изучения ответов на ряд теоретических вопросов по фтизиатрии в рамках выбранной специальности. Например, в вопросе: «Верно ли равенство: вакцинация БЦЖ-М = инфицирование микобактериями туберкулеза?» - 12 (10,5%) врачей не справились с заданием. Для большинства анкетируемых (106/114, 93%) оказалось сложным перечислить условия, при которых социально-благополучный человек может заболеть туберкулезом. Участникам анкетирования было предложено выбрать меры профилактики и ранней диагностики туберкулеза у пациентов, которые они применяют при осуществлении своей профессиональной деятельности (табл. 3).
Таблица 3.
Выбор врачей в отношении мер профилактики и ранней диагностики
туберкулеза у пациентов
Варианты абс. %
а) контролирую регулярность прохождения ФЛГ взрослыми и иммунодиагностики у детей 112 98,2
Ь) знакомлюсь со списками больных туберкулезом (на участке) и своевременно провожу контроль обследования лиц в очаге 79 69,3
с) применяю в своей работе действующие во фтизиатрии законодательные документы 74 65
ё) при трудностях в диагнозе всегда включаю в дифференциальный ряд туберкулез и провожу необходимое обследование 85 74,6
е) направляю на консультацию к фтизиатру 65 57
1) свой вариант ответа 1 0,9
Установлено, что врачи первичного звена проводят своевременную профилактику и выявление туберкулеза в ходе своей работы посредством контроля флюорографического (ФЛГ) обследования и иммунодиагностики, при этом почти треть (30,7%) из них не знает о существовании на своем участке очагов туберкулеза и фактически не предпринимает никаких действий по работе с ними. Более трети опрашиваемых (35%) не используют в своей работе
670
действующие во фтизиатрии законодательные документы, 25,4% врачей не сталкивались с необходимостью включения в дифференциально-диагностический ряд туберкулеза, и 43% не требовалась консультация фтизиатра, несмотря на то, что 78% опрошенных имеют стаж работы более 10 лет.
По результатам исследования объективно «низкий» и «ниже среднего» уровни знаний (три и более ошибок) имели 40,3% врачей (табл. 4). Для большей наглядности в таблице также приведены общие данные самооценки знаний врачей по фтизиатрии до образовательной лекции.
Таблица 4.
Результаты объективной и субъективной (до лекции) оценок уровня
знаний респондентов (п=114)
Уровень знаний Объективная оценка Субъективная оценка
абс. % абс. %
Низкий 16 14 - -
Ниже среднего 30 26,3 8 7
Средний 36 31,6 42 36,8
Выше среднего 31 27,2 49 43
Высокий 1 0,9 7 6,2
Не ответили - - 8 7
Исследование субъективного и объективного уровней знаний показало, что самооценка знаний по фтизиатрии существенно завышена у 67 (58,8%) врачей, занижена у 21 (18,4%) и соответствует у 26 (22,8%) врачей.
При оценке эмоциональной составляющей анкетируемые были разделены на три группы:
1. Своеобразный психологический «защитный блок» - «туберкулез где-то есть, но не может быть у меня» наблюдался у 73 (64%) врачей. В эту группу включены врачи, оценивающие риски столкновения с больным туберкулезом на работе и/или в быту менее 50%, и имеют объективный уровень знаний от «низкого» до «среднего» включительно.
2. Страх собственного заражения туберкулезом выявлен у 34 (30%) врачей, из них 11 (32,4%) боятся туберкулеза независимо от места нахождения, т.е. и на кафедре фтизиатрии, и на работе, 11 (32,4%) - только на кафедре и 12 (35,2%) - только на работе.
3. Адекватный уровень реагирования на проблемы туберкулеза
671
установлен у 7 врачей (6%), которые оценили риски столкновения с больным туберкулезом на работе/в быту, как 50%/50% и более, и имели объективный уровень знаний «выше среднего».
После прослушивания образовательной лекции по фтизиатрии 90,3% анкетируемых отметили повышение своей настороженности в отношении туберкулеза. При оценке мнения врачей о мотивации повышения уровня знаний по вопросам туберкулеза и необходимости проведения лекций по фтизиатрии подобного рода (табл. 5) отмечено, что 25 (21,9%) опрошенных больше не нуждаются в дополнительной информации по вопросам туберкулеза для осуществления своей дальнейшей профессиональной деятельности. Большинство (81 из 114, 71%) врачей выбирает лекции как основной способ получения знаний по фтизиатрии.
Таблица 5.
Результаты оценки заинтересованности врачей вопросами фтизиатрии и необходимости освещения проблем туберкулеза
После лекции по фтизиопульмонологии Варианты: абс. %
а) Вы получили оптимальный уровень знаний для себя, большего для вашей деятельности не требуется 25 21,9
Ь) Вас заинтересовали проблемы туберкулеза, и Вы будете посещать подобные лекции еще 81 71
с) Вас заинтересовали проблемы туберкулеза, и Вы самостоятельно займетесь изучением этой темы 31 27,2
(1) Вы считаете, что потратили время зря, ничего нового для себя не узнали 0 0
е) не ответили 12 10,5
Выводы
Неадекватное восприятие проблемы туберкулеза выявлено у 94% врачей первичного звена здравоохранения. Наличие у 64% врачей своеобразного психологического «защитного блока» - «туберкулез где-то есть, но не может быть у меня», и, наоборот, страха собственного заражения туберкулезом (30%) порождает предубеждения, создает трудности при обучении и осуществлении
672
профессиональной деятельности в разделе противотуберкулезной помощи. Выявлена объективно недостаточная теоретическая подготовка в вопросах фтизиатрии у 40,3% врачей, которая сочетается с существенно завышенной самооценкой знаний, что препятствует получению достаточных знаний по фтизиатрии. Психологические особенности неадекватного восприятия проблем фтизиатрии, низкий уровень знаний по фтизиатрии и преимущественно пассивная позиция врачей по получению новых знаний о профилактике и диагностике туберкулеза во многом объясняют сложившуюся ситуацию по недостаточной противотуберкулезной работе врачей первичного звена. Регулярная визуализация и обсуждение эпидемической ситуации по туберкулезу на территории обслуживания, клинические разборы с теоретическим подкреплением знаний позволяют врачам первичного звена видеть результаты собственного влияния на ход фтизиатрических событий и способствуют повышению мотивации проведения противотуберкулезных мероприятий.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям), грант «УМНИК» № 9101ГУ/2015 24.12.2015 «Разработка электронной системы учета контактов и очагов неблагополучия с целью совершенствования противотуберкулезных мероприятий».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Перельман М.И., Богадельникова И.В. Фтизиатрия. 4-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2015.
2. Хоменко А.Г., Литвинов В.И., Маракуша И.Г., и др. Туберкулез. Руководство для врачей. М.: Медицина; 1996.
3. Аксенова В.А., Барышникова Л.А., Севостьянова Т.А., и др. Туберкулез у детей в России и задачи фтизиатрической и общей педиатрической службы по профилактике и раннему выявлению заболевания // Туберкулез и болезни легких. 2014. Т. 91, № 3. С. 40-46. doi: 10.21292/2075-1230-2014-0-3-64-73.
4. Зимина В.Н., Васильева И.А., Кравченко А.В., и др. Диагностика туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией // Туберкулез и болезни легких. 2014. №.10. С. 3-10. doi: 10.21292/2075-1230-2014-0-10-87-92
5. Кибрик Б.С. Туберкулез. Избранные лекции: Клиническая эпидемиология туберкулеза. Часть 1. Ярославль: Б.и.; 2016.
REFERENCES:
1. Perelman MI, Bogadelnikova IV. Ftiziatriya. 4nd ed. Moscow: GEOTAR-media; 2015. (In Russ).
2. Khomenko AG, Litvinov VI, Marakusha IG, et al. Tuberkulez. Rukovodstvo dlya vrachej. Moscow: Medicine; 1996. (In Russ).
3. Aksenova VA, Baryshnikova LA, Sevostyanova TA, et al. Childhood tuberculosis in Russia, goals of the tb-service and general pediatric service for tb-prevention and early detection. Tuberculosis and Lung Diseases. 2014; 91(3): 40-46. doi: 10.21292/2075-1230-2014-0-3-64-73. (In Russ).
4. Zymina VN, Vasilyeva IA, Kravchenko AV, et al. Diagnosis of tuberculosis in HIV-infected patients. Tuberculosis and Lung Diseases. 2014; 10: 3-10. doi: 10.21292/20751230-2014-0-10-87-92. (In Russ).
5. Kibrik BS. Tuberkulez. Izbrannye lektsii: Klinicheskaya ehpidemiologiya tuberkuleza. Pt. 1. Yaroslavl; 2016. Available at: http://kbs.ysmu.ru/1%20Epidemiology_part1.
Доступно по ссылке:
http://kbs.ysmu.ru/1%20Epidemiology_part1. pdf. Ссылка активна на 14.03.2019.
6. Бородулина Э.В., Суслин С.А. Совершенствование организации диагностики туберкулеза в практике участкового терапевта // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2017. №4. С. 16-21.
7. Данилова И.Д. Выявление больных туберкулезом с бактериовыделением в учреждениях общей лечебной сети и эффективность контролируемого лечения. Дис. ... канд. мед. наук. Москва; 2005. Доступно по ссылке: https://dlib.rsl.ru/01003437359. Ссылка активна на 29 сентября 2019
8. Санитарно-эпидемиологические правила 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза». Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 60 от 22 октября 2013 г. Доступно по ссылке: http://docs.cntd.ru/document/499056594. Ссылка активна на 29 сентября 2019.
9. Шевченко С.Ю., Кульчавеня Е.В., Брижатюк Е.В., и др. Определение уровня настороженности (Index suspicion) в отношении мочеполового туберкулеза у специалистов различного профиля // Туберкулез и болезни легких. 2017. №10. С. 76-81. doi: 10.21292/2075-1230-2017-95-10-7681.
10. Заугольникова Т.В., Черниенко Е.И., Топчий Н.В., и др. Краткое руководство по организации борьбы с туберкулезом для врачей первичной медико-санитарной помощи: врачей общей практики (семейных врачей) и участковых терапевтов: Учебно-методическое пособие. М.-Тверь: ООО «Издательство Триада»; 2008.
11. Ахамед Н., Юрасова Е., Залескис Р., и др. Краткое руководство по туберкулезу для работников первичной медико-санитарной помощи для стран европейского региона ВОЗ с высоким и
pdf. Accessed: 14 March 2019.
6. Borodulina EV, Suslin SA. Sovershenstvovanie organizacii diagnostiki tuberkuleza v praktike uchastkovogo terapevta. Bjulleten' nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshhestvennogo zdorov'ja imeni N.A. Semashko. 2017; 4: 16-21. (In Russ).
7. Danilova ID. Vyyavlenie bol'nykh tuberkulezom s bakteriovydeleniem v uchrezhdeniyakh obshhej lechebnoj seti i ehffektivnost' kontroliruemogo lecheniya [dissertation]. Moscow; 2005. Available at: https://dlib.rsl.ru/01003437359/. Accessed: 29 Sep 2019. (In Russ).
8. Edict No. 60 as of 22 October 2013 by the Chief State Health Officer of the Russian Federation. Sanitary Epidemiological rules 3.1.2.3114-13 on Tuberculosis Prevention. Available at:
http://docs.cntd.ru/document/499056594. Accessed: 29 Sept 2019. (In Russ).
9. Shevchenko SYu, Kul'chavenya EV, Brizhatyuk EV, et al. Defining the index of suspicion of urogenital tuberculosis in doctors specializing in various fields. Tuberculosis and Lung Diseases. 2017; 95(10): 76-81. doi: 10.21292/2075-1230-2017-95-10-7681. (In Russ).
10. Zaugol'nikova TV, Chernienko EI, Topchij
NV, et al. Kratkoe rukovodstvo po organizatsii bor'by s tuberkulezom dlya vrachej pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshhi: vrachej obshhej praktiki (semejnykh vrachej) i uchastkovykh terapevtov: Uchebno-metodicheskoe posobie. Moscow-Tver: OOO Izdatel'stvo Triada; 2008. (In Russ).
11. Akhamed N, Yurasova E, Zaleskis R, et al. Kratkoe rukovodstvo po tuberkulezu dlya rabotnikov pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshhi dlya stran evropejskogo regiona VOZ s vysokim i srednim bremenem tuberkuleza. Denmark: Department of publications of the European regional office of WHO; 2004. (In Russ).
12. Baranchukova AA, Shilova EP, Kolpakova TA. Ftiziatriya na poslediplomnom obuchenii vrachej obshhej lechebnoj seti. In: Sbornik tezisov III kongressa natsional'noj assotsiatsii
средним бременем туберкулеза. Дания: отдел публикаций Европейского регионального бюро ВОЗ; 2004.
12. Баранчукова А.А., Шилова Е.П., Колпакова Т.А. Фтизиатрия на последипломном обучении врачей общей лечебной сети. В сб.: III конгресс национальной ассоциации фтизиатров. Санкт-Петербург. 27-29 Ноября 2014. С. 185.
13. Межебовский В.Р., Даутова Г.А. Оценка знаний и эффективности обучения врачей общей лечебной сети оказанию противотуберкулезной помощи населению. В сб.: Туберкулез сегодня: материалы VII Российского съезда фтизиатров. Москва. 2003. Доступно по ссылке:
http://expodata.ru/~expopress/2003/ftiz/ftiz03 _tez4.php. Ссылка активна на 10 июля 2019.
14. Некрасов Е.В., Филинюк О.В., Буйнова Л.Н., и др. Особенности преподавания фтизиатрии на примере разбора врачебных ошибок // Бюллетень сибирской медицины. 2009. Т. 8, № 4. Ч. 2. С. 111-113.
15. Ефремов И.А., Челнокова О.Г., Николаев А.Г., и др. Программа учета и мониторинга очагов туберкулеза на территории. Свидетельство о гос. регистрации № 2016618813. Дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 08.08.2016. Роспатент.
16. Сухов А.Н. Социально-психологическая структура личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т. 7, № 1 (24). Доступно по ссылке: http://humjoumal.rzgmu.m/art&id=359. Ссылка активна на 29 сентября 2019.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Челнокова Ольга Германовна - доктор медицинских наук, заведующая кафедрой фтизиатрии, Ярославский государственный медицинский университет; 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 5. email:
ftiziatrov. Saint-Petersburg. 27-29 Nov 2014. P. 185. (In Russ).
13. Mezhebovsky VR, Dautova GA. Otsenka znanij i ehffektivnosti obucheniya vrachej obshhej lechebnoj seti okazaniyu protivotuberkuleznoj pomoshhi naseleniyu.
In: Materialy VIIRossijskogo s"ezda ftiziatrov "Tuberkulez segodnya". Moscow; 2003. Available at:
http://expodata.ru/~expopress/2003/ftiz/ftiz03 _tez4.php. Accessed: 10 July 2019. (In Russ).
14. Nekrasov EV, Filinyuk OV, Buynova LN, et al. Special aspects in tuberculosis teaching based on reviews of medical malpractice cases. Bulletin of Siberian Medicine. 2009; 8 (4,2): 111-113. (In Russ).
15. Efremov IA, Chelnokova OG, Nikolaev AG, et al. Programma ucheta i monitoringa ochagov tuberkuleza na territorii. Svidetel'stvo o gos. registracii №2016618813. Data gosudarstvennoj registracii v Reestre programm dlja JeVM 08.08.2016. Rospatent. 2016. (In Russ).
16. Sukhov AN. Social and psychological structure of personality. Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journ. 2019; 7 (1). Available at: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=359. Accessed: 29.09.2019.
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Chelnokova Olga Germanovna - Doctor of Medical Sciences, Head of the Department of phthisiology, Yaroslavl State Medical University; 150000, Yaroslavl, 5 Revolucionnaya str. email: [email protected]
[email protected] Голованова Мария Николаевна - ассистент кафедры фтизиатрии, Ярославский государственный медицинский университет; 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 5. email: [email protected] Сенин Иван Геннадьевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова; 150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14. email: [email protected]
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 20.03.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 5.11.2019
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Челнокова О.Г., Голованова М.Н., Сенин И.Г. Психологические особенности восприятия проблемы туберкулеза врачами первичного звена здравоохранения // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 4 (27). Доступно по ссылке: http://humjoumal.rzgmu.m/art&id=407 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20194663-676
Golovanova Maria Nikolaevna - Assistant Professor of the Department of phthisiology, Yaroslavl State Medical University; 150000, Yaroslavl, 5 Revolucionnaya str. email: [email protected] Senin Ivan Gennadievich - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of labor psychology and organizational psychology, Yaroslavl State University named after P.G. Demidov; 150003, Yaroslavl, 14 Sovetskaya str. email: [email protected]
PAPER RECEIVED : 20.03.2019 PAPER ACCEPTED : 5.11.2019
REFERENCE FOR CITING :
Chelnokova OG, Golovanova MN, Senin IG. P sychological features of perception of tuberculosis problem by primary care physicians. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (4). Available at:
http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=407 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20194663-676