Научная статья на тему 'Элементы проблемно-ориентированного обучения в анатомии'

Элементы проблемно-ориентированного обучения в анатомии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / анатомия человека / проблемно-ориентировочное обучение / традиционное обучение / виртуальное обучение / интерактивные обучение / innovative technologies / human anatomy / problem-oriented training / traditional training / virtual training / interactive training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коржавов Шерали Облакулович, Сулейманов Ремзи Ибрагимович

Традиционные представления о значении фундаментальной и прикладной анатомии, как одной из важнейших основ клинической медицины, со второй половины ХХ столетия резко расширились и конкретизировались. Высокие критерии, предъявляемые к оценке качества подготовки врача-специалиста, требуют использования современных технологий в образовании. Целью исследования явилось изучить роль традиционные представления о значении фундаментальной и прикладной анатомии и элементы проблемно-ориентированного обучения, по предметам анатомии человека в процессе подготовки будущих врачей. Материалы и методы исследования: проанализированы результаты традиционных обучении обзорные литературные данные а также лекционные и практические занятие Самаркандского государственного медицинского университета по предмету анатомия человека в процессе обучения именно по интеграции. Результаты исследования. По итогам, анализ показал на положительные результаты по знанию анатомии, ознакомление элементами проблемно-ориентировочного обучения в анатомии. Высокие критерии, предъявляемые к оценке качества подготовки врача-специалиста, требуют использования современных технологий в образовании. Благодаря интерактивным образовательным комплексам создаются условия интеграции обучающегося в условия, приближенные к реальным. Будучи врачами любой специальности для своевременной преподавании и знание анатомии играет особо важную роль. Заключение. Опытным путем осуществлен междисциплинарный анализ, обеспечивающий отметить необходимость в разработке междисциплинарных методических материалов, рекомендаций по таким предметам как анатомии человека с целью улучшения выживаемости знаний и качества подготовки врачей-специалистов, которые могут быть реализованы и соответствовать сегодняшнему дню

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements of problem-oriented training in anatomy

Traditional ideas about the importance of fundamental and applied anatomy, as one of the most important foundations of clinical medicine, since the second half of the twentieth century have sharply expanded and been specified. High criteria for assessing the quality of training of a specialist doctor require the use of modern technologies in education. The purpose of the study was to study the role of traditional ideas about the meaning of fundamental and applied anatomy and elements of problem-oriented training in the subjects of human anatomy in the preparation of future doctors. Research materials and methods. Analysis of the results of traditional training overview literature data as well as lecture and practical lesson of Samarkand State Medical University on the subject of human anatomy in the course of training on integration. Study results. As a result, the analysis showed positive results in knowledge of anatomy, familiarization with elements of problem-indicative training in anatomy. High criteria for assessing the quality of training of a specialist doctor require the use of modern technologies in education. Thanks to interactive educational complexes, conditions for integrating a student into conditions close to real ones are created. Being doctors of any specialty for timely teaching and knowledge of anatomy plays a particularly important role. Conclusion: An interdisciplinary analysis was carried out experimentally, ensuring that the need for the development of interdisciplinary methodological materials, recommendations on such subjects as human anatomy was noted in order to improve the survival of knowledge and the quality of training of specialist doctors, which can be implemented and correspond to the present day

Текст научной работы на тему «Элементы проблемно-ориентированного обучения в анатомии»

DOI 10.54500/2790-1203.S1.2022.291-295 МРНТИ 76.75.33 УДК 394-217

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В АНАТОМИИ

Ш.О. Коржавов, Р.И. Сулейманов

Самаркандский государственный медицинский университет, 140100, Самарканд, Узбекистан, ул. Амира Темура, 18

Коржавов Шерали Облакулович- старший преподователь кафедры анатомии человека СамГосМУ, sherali.koriavov@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3738-0505

Сулейманов Ремзи Ибрагимович - ассистент кафедры анатомии человека СамГосМУ, ORCID: remzisuleymanov29091987@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-1494-9386

Традиционные представления о значении фундаментальной и прикладной анатомии, как одной из важнейших основ клинической медицины, со второй половины ХХ столетия резко расширились и конкретизировались. Высокие критерии, предъявляемые к оценке качества подготовки врача-специалиста, требуют использования современных технологий в образовании.

Целью исследования явилось изучить роль традиционные представления о значении фундаментальной и прикладной анатомии и элементы проблемно-ориентированного обучения, по предметам анатомии человека в процессе подготовки будущих врачей.

Материалы и методы исследования: проанализированы результаты традиционных обучении обзорные литературные данные а также лекционные и практические занятие Самаркандского государственного медицинского университета по предмету анатомия человека в процессе обучения именно по интеграции.

Результаты исследования. По итогам, анализ показал на положительные результаты по знанию анатомии, ознакомление элементами проблемно-ориентировочного обучения в анатомии. Высокие критерии, предъявляемые к оценке качества подготовки врача-специалиста, требуют использования современных технологий в образовании. Благодаря интерактивным образовательным комплексам создаются условия интеграции обучающегося в условия, приближенные к реальным. Будучи врачами любой специальности для своевременной преподавании и знание анатомии играет особо важную роль.

Заключение. Опытным путем осуществлен междисциплинарный анализ, обеспечивающий отметить необходимость в разработке междисциплинарных методических материалов, рекомендаций по таким предметам как анатомии человека с целью улучшения выживаемости знаний и качества подготовки врачей-специалистов, которые могут быть реализованы и соответствовать сегодняшнему дню.

Ключевые слова: инновационные технологии, анатомия человека, проблемно-ориентировочное обучение, традиционное обучение, виртуальное обучение, интерактивные обучение.

ELEMENTS OF PROBLEM-ORIENTED TRAINING IN ANATOMY Sh. Korzhavov, R. Suleimanov

State Medical University, 140100, Samarkand, Uzbekistan, str. Amira Temura, 18

Sherali Korzhavov - Senior Lecturer, Department of Human Anatomy, SamGosMU, sherali.koriavov@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3738-0505

Remzi Suleimanov - Assistant of the Department of Human Anatomy, SamGosSU, ORCID: remzisuleymanov29091987@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-1494-9386

Traditional ideas about the importance of fundamental and applied anatomy, as one of the most important foundations of clinical medicine, since the second half of the twentieth century have sharply expanded and been specified. High criteria for assessing the quality of training of a specialist doctor require the use of modern technologies in education.

The purpose of the study was to study the role of traditional ideas about the meaning of fundamental and applied anatomy and elements of problem-oriented training in the subjects of human anatomy in the preparation of future doctors.

Research materials and methods. Analysis of the results of traditional training overview literature data as well as lecture and practical lesson of Samarkand State Medical University on the subject of human anatomy in the course of training on integration. Study results. As a result, the analysis showed positive results in knowledge of anatomy, familiarization with elements of problem-indicative training in anatomy.

High criteria for assessing the quality of training of a specialist doctor require the use of modern technologies in education. Thanks to interactive educational complexes, conditions for integrating a student into conditions close to real ones are created. Being doctors of any specialty for timely teaching and knowledge of anatomy plays a particularly important role.

Conclusion: An interdisciplinary analysis was carried out experimentally, ensuring that the need for the development of interdisciplinary methodological materials, recommendations on such subjects as human anatomy was noted in order to improve the survival of knowledge and the quality of training of specialist doctors, which can be implemented and correspond to the present day.

Keywords: innovative technologies, human anatomy, problem-oriented training, traditional training, virtual training, interactive training.

АНАТОМИЯДАГЫ ПРОБЛЕМАЛЬЩ ОЦЫТУДЬЩ ЭЛЕМЕНТТЕР1

Ш.О. Коржавов, Р.И. Сулейманов

Самарканд мемлекеттж медицина университет!, 140100, Самарканд, Озбекстан, кеш. Эм1р Тем1р, 18 жаста

Коржавов Шерали Облакулович - Самарканд мемлекетпк медицина университетiнiн адам анатомиясы кафедрасынын ага окыгушысы, sherali.korjavov@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3738-0505

Сулейманов Ремзи Ибрагимович - Самарканд мемлекетпк медицина университетшщ адам анатомиясы кафедрасынын ассисгенгi, ORCID: remzisuleymanov29091987@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-1494-9386

Клиникалык медицинанын манызды негiздерiнiн 6ipi регiнде iргелi жэне колданбалы анатомиянын маныздылыгы туралы дэсгYрлi идеялар 20 гасырдын екiншi жартысынан бастап кYрг кенейiп, нактыланды. Медициналык мамандарды даярлау сапасын багалаудьщ жогары кригерийлерi бiлiм беруде заманауи технологияларды колдануды талап егедi.

Зерттеудщ максаты болашак дэрiгерлердi даярлау процеанде адам анатомиясы пэндерiндегi iргелi жэне колданбалы анатомиянын маныздылыгы жэне проблемалык окыту элементгерi туралы дэстYрлi идеялардын рвлiн зерттеу болды.

Зерттеудщ материалдары мен эдктерк дэстYрлi окытудын нэтижелерi талданды, эдебиет деректерiне шолу жасалды, сонымен катар Самарканд мемлекетгiк медицина университетшщ интеграция Ymrn арнайы окыту процеанде адам анатомиясы пэншен дэрю жэне практикалык сабактары.

Зерттеу нэтижелерь Нэтижелерi бойынша талдау анатомияны бглуде, анатомиядан проблемалык-багдарлы окыту элеменш^мен танысуда он нэтиже кврсетгi. Медициналык мамандарды даярлау сапасын багалаудын жогары критерийлерi бiлiм беруде заманауи технологияларды колдануды талап етедг Интерактивтi оку кешендершщ аркасында окушыны шынайылыкка жакын жагдайларга кiрiктiруге жагдай жасалады. Анатомияны уактылы окыту жэне бiлу Yшiн кез келген мамандыктын дэрiгерi болу ерекше манызды рвл аткарады.

^орытынды. Пэнаралык талдау тэж^рибелж тYPде жYзеге асырылуы мYмкiн жэне сэйкес келетш медициналык мамандарды дайындау сапасын жэне бiлiмнiн сакталуын арттыру Yшiн адам анатомиясы сиякты пэндер бойынша пэнаралык эдютемелж материалдарды, ^сыныстарды эзiрлеу кажеттшпн атап втгi. бYгiнге дейiн.

Неозп сездер: Инновациялык технологиялар, адам анатомиясы, проблемалык окыту, дэстYрлi окыту, виртуалды окыту, интерактивтi окыту.

Corresponding author: Sherali Korzhavov - Senior Lecturer, Department of Human Anatomy, SamGosMU, sherali.korjavov@gmail.com

Resteved 19.05.2022

Accepted 17.06.2022

Bibliographic reference: Коржавов Ш.О., Сулейманов Р.И. Элементы проблемно-ориентированного обучения в анатомии//Астана медициналык журналы. - 2022. - Спецальный выпуск. - № 1. - С.291-295.

Актуальность

В современном мире в процессе обучение студентов в технологии виртуальной реальности (далее - "У^ в образовании являются многофункциональными, то есть могут использоваться для формирования, повышения мастерства и контроля профессиональных навыков и умений у обучающихся различных профилей в самых различных условиях работы. Использование технологии VR становится важнейшим трендом для оценки знаний

студентов. Технологические возможности некоторых виртуальных приложений, ориентированные на мобильные телефоны, позволяют обрести навыки и знания с большей отдачей, нежели традиционные методы обучения, не исключающие сложный для восприятия лекционный материал. При этом результативность зависит, прежде всего, от предоставляемого материала для изучения, где требуется обработать материал на психологическом и социальном уровне в целях качественного усвоения технологически новой информации в обновленном формате. Методика проблемно-ориентированного обучения (ПОО, PBL), широко используется в медицинских вузах Узбекистана.

Целью проблемно-ориентированного обучения является эффективное накопление каждым студентом своего собственного личного опыта, обучение и поиск информации, необходимой для решения клинических случаев, самими студентами. При проблемно-ориентированного обучении происходит интеграция дисциплин как по горизонтали (дисциплины одного уровня), так и по вертикали (базовые и профилирующие дисциплины).

И при проблемно-ориентированном обучении развиваются аналитические, практические, коммуникативные навыки, которые дают возможность грамотно и осознанно применять полученные знания.

Материал и методы

В Самаркандском государственном медицинском институте на кафедре анатомии человека проводятся практические занятия по методике проблемно-ориентированного обучения. Члены рабочей группы (тьюторы) обучались основам ПОО на семинарах, организованных в «Самаркандском государственном медицинском институте».

Занятие проводятся 3 раза на один случай (понедельник - четверг - понедельник)

В нескольких малых группах студенты формулируют проблему и находят ее решение. Преподаватель (в роли тьютора) помогает разбирать и решают проблемную ситуацию.

Во время первой встречи:

- знакомство с преподавателем (тьютором);

- выработка правил проведения занятия и работы группы;

- изучение проблемной ситуации (клинического случая);

- выдвижение и упорядочивание по приоритетам проблемы изучения;

- выдвижение гипотез;

- формулирование проблемных вопросов.

Студенты занимаются самостоятельным поиском ответов на проблемные вопросы (46 часов в неделю). Во время второй встречи студенты:

- воспроизводят проблемную ситуацию, делятся информацией, полученной в ходе самостоятельной подготовки;

- получают от тьютора дополнительную информацию по проблемной ситуации по мере необходимости;

- формируют новые проблемные вопросы, разобрать вопросы, включенные в учебную программу.

Проводят пошаговый разбор проблемной ситуации. Далее обсуждают диагноз, итог результатов, проводят обратную связь, оценивают собственное участие.

Таким образом, при проблемно-ориентированном обучении развиваются навыки, которые дают возможность грамотно и осознанно применять полученные знания.

Анатомия является основой медицинского образования, способствуя практической подготовке и формированию клинического мышления будущих врачей. В целях улучшения подготовки будущих специалистов, на кафедре Анатомии человека Самаркандском государственном медицинском институте используются инновационные методы в обеспечении учебного процесса и в методологии обучения.

Применение инновационных технологий в преподавании анатомии

В преподавании Анатомии в настоящее время наметилась тенденция уменьшения обеспеченности учебного процесса кадаверным материалом, что связано с этическими моментами. Для улучшения оснащенности учебного процесса наглядным материалом, на

кафедре Анатомии человека под руководством доцента Э.У. Хусанова внедрена технология полимерного бальзамирования анатомических препаратов - изготовление пластинатов. Этот метод позволяет увеличить срок использования препаратов, облегчает их хранение -они могут храниться на открытом воздухе неограниченное время, пластинаты не имеют запаха, что выгодно отличает их от влажных препаратов фиксированных в формалине. Кроме того, активно используются компьютерные технологии, привычные для современных студентов - на занятиях широко используется интерактивный анатомический сенсорный стол-дисплей Anatomage, который позволяет изучать 3D строение органов и систем тела в реальных размерах. Еще один метод, используемый нашими преподавателями для закрепления знаний - изготовление студентами моделей органов из подручных материалов (пластилина, гипса). Все эти методы являются дополнением к традиционным классическим методам препаровки и работы с влажными препаратами, делая обучение интереснее и увлекательнее для студентов.

На протяжении последних лет на нашей кафедре используется методика Проблемно-ориентированного обучения (Problem based learning PBL), в которой преподаватель выступает в роли тьютора и направляет процесс обучения. Большинство преподавателей кафедры прошли тренинги по методике PBL под руководством сертифицированного тренера PBL профессора Р.Дж. Усманов На занятиях по методике PBL студенты самостоятельно разбирают клинический случай, определяют проблемы, выдвигают гипотезы и что необходимо им изучить для данного конкретного случая. Метод PBL помогает студентам развить навыки самообучения, умение взаимодействовать в команде, позволяет понять важность анатомических знаний для их будущей клинической деятельности и повышает активность студентов, их интерес к обучению.

В преподавании анатомии наш коллектив придерживается принципов функционального подхода, с этой целью мы практикуем проведение интегрированных лекций и практических занятий совместно с преподавателями кафедры физиологии. Такой подход способствует формированию у студентов целостного знания, когда морфология и физиология каждой системы рассматриваются одновременно.

В условиях карантинных мер продиктованных пандемией COVID-19, наш коллектив столкнулся с необходимостью проведения полного дистанционного обучения и смешанного обучения - online/offline, что потребовало подготовки дополнительных презентаций, записи видеозанятий и видеолекций, разработки гибкого тематического плана с возможностью перехода с online на offline обучение при послаблении карантинных мер.

Преподавание Анатомии в соответствии с требованиями современных реалий -гибкий и постоянно совершенствующийся процесс с использованием всех доступных инновационных технологий.

Результаты

Оценка заинтересованности в использовании в образовательном процессе интерактивного анатомического стола показала высокий уровень (более 95% студентов отметили полезность технологии для индивидуального образования). Обратная связь от обучающихся позволила определить необходимость сочетанного принципа обучения, который был реализован в виде образовательной траектории: теоретическая самоподготовка дома - > самостоятельное занятие на интерактивном столе по топографической анатомии - > разбор с преподавателем хирургических этапов (доступы, пути распространения гнойных затеков) на интерактивном столе - > контроль. Промежуточное тестирование показало, что по 5ти бальной шкале наиболее высокий уровень определялся в гибридной группе (4,7 из 5) против контроля (4,4 из 5).

Заключение

Использование интерактивных технологий наравне с классическим препарированием биологического материала в образовательном процессе позволяет повысить наглядность преподавания дисциплины. При этом у студентов вырабатывает навык комплексного и пространственного изучения предмета. Внедрение принципов цифрового препарирования

и работы в виртуальной и дополненной реальности носит не только образовательный, но и научный аспекты, позволяя проводить предварительное планирование и экспериментальное исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.