УДК 321.01
Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2014. Вып. 4
Л. В. Ведмецкая
РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ*
Национальные конкурентные преимущества позволяют государству динамично развиваться в условиях неустойчивости посткризисного мира. Динамические способности государства являются значимым условием формирования национальных конкурентных преимуществ и воплощаются в политике развития посредством институтов развития. Факторы реализации динамических способностей государства через формирование институтов развития можно условно разделить на три типа: политические, управленческие, когнитивные. Библиогр. 28 назв.
Ключевые слова: национальная конкурентоспособность, институты развития, динамические способности государства, развитие государства.
Vedmetskaya Liudmila V.
ROLE OF THE DEVELOPMENT INSTITUTES IN THE PROCESS OF NATIONAL COMPETITIVENESS FORMATION OF THE MODERN STATES
In post-crisis world the ability of modern state to compete on the international level depends on its capacity to be flexible and proactive in instable environment (in decision-making process, carrying out the reforms, etc.). Nowadays, development institutes play the role of forming factor of the state's dynamic capacities (i.e. capacity to develop and to be competitive). They are norms, rules and organizational structures facilitating creation of national competitive advantages.
We argue that there can be named three basic factors of dynamic capacities' realization: political (political regime, direction of policy), administrative (open system of public administration, education of civil servants) and cognitive (education and usage of innovations in different spheres of the government activity). Each factor is carried out with the help of special development institutes. The balance of resort to all types of development institutes is a necessary condition for keeping the national competitive advantages. Human capital is one of the basic conditions for forming development institutes in the modern societies. Refs 28.
Keywords: national competitiveness, development institutes, dynamic capacities of the state, development of the state.
1. Динамические способности государства как условие формирования национальных конкурентных преимуществ
Посткризисный мир демонстрирует свою неустойчивость, что отражается в бесчисленных прогнозах второй волны мирового финансового кризиса, политико-экономического кризиса Европейского союза [1], России и других крупных игроков на международной арене, проблеме выбора принципов управления социальной и экономической сферами развитых и развивающихся обществ и др. Вызовы системе управления государства и его возможности эффективно функционировать
Ведмецкая Людмила Васильевна — кандидат политических наук, ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; vedmetskaya@gmail.com
Vedmetskaya Liudmila V. — Ph.D., Assistant, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; vedmetskaya@gmail.com
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Управляемость и конкурентоспособность государства в условиях неопределенности: сравнительный анализ стран БРИКС», проект № 14-03-00816.
141
на международной арене стали стимулом для изучения способностей государств по примеру способностей частных фирм, испытывающих на себе постоянное влияние конкурентной среды в ситуации ограниченных ресурсов.
Динамические способности государства являются значимым условием формирования национальных конкурентных преимуществ, поскольку они ориентированы не столько на поддержание сиюминутной конкурентоспособности фирмы или страны, сколько на «завтрашний» рынок с учетом будущих изменений в окружающей среде: к примеру, ужесточение глобальной конкуренции за ресурсы при возрастающих темпах потребления и одновременно с этим ожидания населением постоянного роста качества жизни; возрастающий объем требований к профессиональной подготовке работников (в том числе и государственных служащих, включенных в сферу производства и оказания услуг, и др.).
Создавать процессы обеспечения конкурентоспособности на завтра необходимо уже сегодня, а оценить правильность предпринимаемых действий возможно лишь тогда, когда изменения произойдут. Тем не менее исследователи сходятся во мнении, что динамические способности в современных условиях формировать не только возможно, но и необходимо, и что особую роль в данной ситуации следует отвести нематериальным воспроизводимым ресурсам, а именно инновациям, знаниям, образованию и науке [2; 3].
Очевидно, что у любого государства в силу его географического положения, природных или человеческих ресурсов и проч. существуют какие-либо преимущества перед другими государствами, однако качество их применения и степень их применимости индивидуальны для каждой страны. Государство может либо использовать ресурсы и добиться высокого уровня развития, либо не использовать и терять эти преимущества, так как в это же время другие страны свои преимущества используют, либо позволять другим странам использовать эти преимущества для собственного роста [4]. Национальные конкурентные преимущества можно охарактеризовать как «набор институтов, политических мер и факторов», обусловливающих высокий уровень производительности государства, а также его высокие темпы развития [5, с. 10]. Развитие в данном случае подразумевается не только экономическое, но также социально-политическое и институциональное, что говорит о присутствии неэкономических компонентов в составе конкурентных преимуществ государств (к примеру, эффективность государственного управления, независимость судов и др.).
Как отмечает М. Портер, конкурентоспособность отражает эффективность и продуктивность использования ресурсов, и что важно, этот принцип работает не только на уровне фирмы, но и на уровне государства. Такие факторы, как «различия в национальных ценностях, культуре, экономических структурах, институтах и историческом прошлом... играют определенную роль в достижении успеха в конкурентной борьбе» [6, с. 449].
Динамические способности государства, создающие серию долговременных конкурентных преимуществ, принуждая к постоянному поиску оптимального выхода из ситуации вызова и конкурентной борьбы, могут быть рассмотрены в качестве условия для успешной реализации политики развития, так как обеспечивают гибкость и эффективность функционирования всей системы. Они обладают двумя важнейшими характеристиками.
142
1. Предполагают наличие и построение эффективных социально-политических институтов, а также поддержание их разнообразия в обществе. Д. Норт утверждал, что в основе социального и технологического прогресса лежат эффективные институты, «которые поощряют и позволяют реализовывать разнообразные технологические и социальные эксперименты» [7].
2. Предполагают наличие у института способности к изменениям, а в более узком смысле — к развитию. «С точки зрения "чистоты терминологии" способность к изменениям является единственной динамической способностью, поскольку любые "функциональные" способности, не будучи совмещены со способностью к изменениям, будут подвержены риску быстрого устаревания в условиях динамичной внешней среды» [8, с. 170].
2. Политика развития как инструмент реализации национальных конкурентных преимуществ
Понятие развитие является одним из центральных в процессе исследования динамики изменения современных обществ под влиянием внешних и внутренних вызовов, причем не только в сфере экономических отношений, но и в области политико-управленческих процессов, способных существенно повлиять на все сферы жизни общества [9, р. 6-7]: государство, склоняясь к демократическому или авторитарному политическому режиму, применяя или игнорируя использование информационно-коммуникационных технологий при управлении, влияет на развитие общества так же, как, например, новые знания в области науки и техники влияют на инвестиционный климат в стране.
По замечанию Л. В. Сморгунова, «использование термина "способности государства" связано с рядом концептуальных движений в публичном управлении». Прежде всего, стоит отметить, что «способность государства управлять первоначально рассматривалась в рамках концепции развития стран» [10, с. 404]. Впоследствии понятие развития государства стало пониматься исследователями шире, чем развитие стран «третьего мира».
Концепция динамических способностей смещает акцент с политики развития как характеристики развивающихся государств, направленной на модернизацию различных сфер жизни общества, на стратегию развития как динамичный и перманентный процесс совершенствования политико-административной системы и экономики любой страны для повышения ее конкурентоспособности [11, р. 5]. В этом смысле динамические способности стимулируют развитие и совершенствование всей системы, создавая серию долговременных конкурентных преимуществ, принуждая к постоянному поиску оптимального выхода из ситуации вызова и конкурентной борьбы [12, р. 141].
Наличие национальных конкурентных преимуществ является условием для успешной реализации политики развития, так как обеспечивает гибкость и эффективность функционирования всей системы. Под политикой развития мы понимаем более или менее взаимосвязанную последовательность действий, направленных на комплексное решение актуальных проблем общества для их преодоления и выработку адекватного ответа на современные вызовы [13, р. 534], т. е. формирование общей стратегии развития общества для достижения устойчивых конкурентных
143
преимуществ и создания национальной инновационной системы государства. Политика развития включает в себя трансформацию политических и адаптацию социально-экономических институтов к требованиям и изменениям окружающей среды. Государство, реализующее политику развития, демонстритует такие черты, как комплексное видение управленцами основных проблем и возможностей страны, наличие у политиков лидерских качеств, легитимность принимаемых ими решений, а также способность вызвать положительное преобразование общества в течение довольно сжатого периода времени [14].
Динамические способности, являющиеся условием формирования национальных конкурентных преимуществ, воплощаются в политике развития посредством институтов развития. Благоприятные условия и уникальные характеристики государства находят свое воплощение, институционализируясь и становясь частью стратегии развития государства.
3. Институты развития как инструмент реализации динамических способностей государства
Под институтами развития мы понимаем нормы, правила и организационно-управленческие инструменты, содействующие достижению целей политики развития государства. Стратегические способности государства последовательно реали-зовывать политику развития являются важнейшим условием адаптации к окружающей среде, а также возможности ее трансформации.
С точки зрения экономической теории институты развития могут быть представлены в виде «институциональной инфраструктуры, поддерживающей генерирование производительных нововведений (например, технопарки, венчурные фонды, инкубаторы бизнеса)» [15, с. 33]. В общегосударственном масштабе (включая политико-управленческий аспект) в качестве институтов развития могут быть названы институты, стимулирующие:
— плюрализм мнений по проблемам принятия политических решений (общественные палаты, общественные слушания при парламентах и проч.), т. е. поддерживающие необходимое институциональное разнообразие;
— развитие и внедрение в различные сферы жизни общества инноваций и нововведений в виде, например, ИКТ, обеспечения легкости пользования Интернетом различными группами населения для получения государственных услуг онлайн (программы компьютерной грамотности, ориентированные на граждан старшего возраста, и проч.) [16];
— поддержание квалификации государственных служащих на высоком уровне в соответствии с требованиями базовых принципов системы «good governance» (качественного управления), развитие электронного правительства, системы противодействия коррупции и др.
Факторы реализации динамических способностей государства через формирование институтов развития можно условно разделить на три типа:
— политические (создание благоприятной среды для развития в виде политического режима; выбор направления и стратегии развития и др.);
— управленческие (поддержание и развитие кооперационных и коммуникационных способностей государственных служащих, корректировка приципов
144
управления под запросы современности, создание открытой системы управления и обратной связи с потребителями государственных услуг и др.);
— когнитивные (применение инноваций и нематериальных ресурсов в социально-экономической и политико-управленческой сферах, повышение роли человеческого капитала в процессах производства общественных благ и публичных ценностей и др.).
Примерами воплощения этих факторов могут послужить следующие институты развития:
1. Институты развития в области публичной политики. Обеспечение доступа населения и других акторов (представителей бизнеса, некоммерческих организаций и др.) к процессу реализации публичной политики посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий выражается в развитии электронного правительства как нового способа оказания государственных услуг, налаживания коммуникации с населением, получения обратной связи от негосударственных организаций и проч. По данным Департамента экономического и социального развития ООН, ежегодно публикующего отчеты, в 2012 г. Россия заняла 27-е место (из 191), переместившись за последний год в рейтинге на 32 пункта вверх [17, р. 126], что свидетельствует о постепенном совершенствовании технологий внедрения принципов электронного правительства в публичную политику.
2. Институты развития в политико-управленческой сфере. Это повышение квалификации лиц, принимающих решения (например, глав субъектов Федерации в России [18]), и управленцев; стимулирование государственных служащих к получению дополнительного образования и изучению иностранных языков; налаживание механизмов противодействия коррупции и проч.
3. Институты развития в области науки и техники. На количество ученых в стране влияет ряд факторов, зависящих от востребованности научных разработок в промышленной и предпринимательской сферах, поддержки государством университетов и исследовательских центров, возможности получить грант на разработки, технической обеспеченности лабораторий и проч. Государственные затраты на науку и технику также проявляются в степени поддержки исследований государством (например, Российский гуманитарный научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований в России), развитии университетов и проч. Современные государства сталкиваются с необходимостью выбирать стратегии развития для выработки соответствующих способностей, а сфера производства и адаптации знаний и инноваций является одной из самых перспективных в эпоху экономики знаний.
4. Институты развития в области взаимодействия науки и бизнеса. Налаживание сотрудничества между наукой и бизнесом/промышленным сектором проявляется в совместных проектах, разработках, спонсорской поддержке со стороны бизнеса научных исследований (форумы, научно-практические конференции, стажировки и др.). Данные практики можно назвать элементами создания и реализации национальных инновационных систем, которые «относятся к приоритетным направлениям в политике построения экономики, основанной на знаниях» [19, с. 140].
145
4. Наращивание человеческого капитала как условие создания институтов развития
Важным условием создания институтов развития являются наращивание и поддержание человеческого капитала в обществе на довольно высоком уровне. Развитие человеческого капитала — одна из приоритетных задач управления, и роль государства в данных процессах исключительна. Оно развивает инфраструктуру, формирует благоприятствующую государственную политику, создает условия и предоставляет доступ к государственным банкам информации, спонсирует перспективные научные разработки.
Человеческий капитал можно определить как ценные нематериальные ресурсы общества, выраженные в творческих, созидательных возможностях индивидов создавать и применять знания, инновации, ценности [20]. Учитывается особая значимость интеллектуального потенциала человека как актора социально-экономических и управленческих процессов [21; 22]. Термины «человеческий капитал» и «человеческий потенциал» впервые появились в работах экономиста Т. Шульца. Он предложил следующее определение этих явлений: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [23, с. 199].
Посредством инвестиций в образование, здравоохранение и социальное обеспечение государство в состоянии повышать человеческий потенциал и способствовать наращиванию человеческого капитала. Оно создает благоприятную для развития человеческого потенциала институциональную среду и, обладая наибольшими ресурсами и возможностями по сравнению с частным некоммерческим сектором и бизнесом, несет главную ответственность за развитие человеческого капитала [24].
Как отмечают авторы Доклада о человеческом развитии, подготовленном ПРООН в 2013 г., «сильное, проактивное и ответственное государство разрабатывает политические мероприятия для государственного и частного секторов, основанные на долгосрочной концепции и лидерстве, общих нормах и ценностях, а также на правилах и институтах, формирующих доверие и сплоченность. Достижение устойчивых результатов преобразований требует, чтобы страны сформулировали согласованный и сбалансированный подход к развитию... Приоритеты должны быть ориентированы на человека и содействовать созданию благоприятных возможностей...» [25, с. 4].
В странах переходного периода «наблюдается достоверная положительная корреляция между качеством государственного управления и уровнем развития человеческого потенциала». Аналитики ПРООН приводят в пример страны Центральной и Восточной Европы и Балтии, которые «достигли высокого уровня человеческого развития и добились хороших результатов в сфере совершенствования системы государственного управления», а страны бывшего Советского Союза и Монголия «были с большей степенью вероятности подвержены ухудшению материальных и нематериальных условий человеческого развития, а также качества государственного управления в административно-политической сфере и в области укрепления
146
гражданского общества» [26]. Это позволило сделать вывод о том, что качественное политико-административное управление оказывает положительное влияние на процесс накопления человеческого капитала в странах с переходной экономикой [27, с. 199]..
Институты развития противодействуют институциональным ловушкам, стимулируют развитие и чувствительность системы к изменениям в окружающей среде. Институционализация динамических способностей является важным процессом для реализации политики развития государства и формирования национальных конкурентных преимуществ, так как без этого можно говорить лишь о потенциале общества к динамизму. Примеров успешного построения институтов развития в мировой практике довольно много (организация форумов, конференций и встреч представителей органов власти, бизнеса, образования и науки; создание бизнес-инкубаторов; формирование управленческих сетей знаний и др.). Однако копирование институтов без учета политико-культурных и институциональных особенностей государства опасно и не гарантирует успеха, а, наоборот, может и затормозить процесс развития системы.
К примеру, в России существуют все предпосылки и возможности для развития наукоемких отраслей экономики: оказывается поддержка научной деятельности исследовательских лабораторий при университетах и институтах, создаются такие специализированные проекты, как Инновационный центр «Сколково» и проч. Однако, по данным Доклада о глобальной конкурентоспособности 2013-2014 гг., способность удерживать талантливых людей в стране и привлекать их перспективами научной или бизнес-карьеры в России в полтора раза ниже, чем в Китае, Бразилии, ЮАР и Индии, что может свидетельствовать о проблемах государства в области создания привлекательных для активных граждан институтов развития или же поддержания комфортных условий для частных предпринимателей и инвестиционных фондов1. Россия является примером фрагментарного поддержания институтов развития, не ведущего на данном этапе к созданию динамических способностей и долгосрочных конкурентных преимуществ, что подтверждают международные рейтинги.
Литература
1. The euro crisis. A second wave // The Economist. Jun 16th 2011. URL: http://www.economist.com/ node/18836230/print (дата обращения: 15.09.2013).
2. Верховская О. Р. Динамические способности фирмы: что необходимо, чтобы они были способностями? // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8. 2006. Вып. 4. С. 183-185.
3. Международная научная конференция «Динамические способности и устойчивая конкурентоспособность фирм и стран». Хроника // Российский менеджмент. 2012. Т. 10. № 4. С. 127—132.
4. В чем конкурентные преимущества России? 29.12.2010 // Информационный сайт ProofNews. URL: http://proofnews.ru/2010/12/29/konkurentnie-preimushestva.html (дата обращения: 12.09.2012).
5. Доклад о конкурентоспособности России в 2011 году: Закладывая фундамент устойчивого процветания / под ред. М. Д. Хануз, А. Праздничных. Женева: Всемирный экономический форум, 2011. 227 с.
6. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 895 с.
1 Способность России удерживать талантливых людей оценена экспертами в 2,8 балла, Китая — в 4,3 балла, Бразилии — в 4,1 балла, Индии и ЮАР — по 3,8 балла. Самый высокий показатель у Финляндии — 5,8 балла [28, р. 495-496].
147
7. Балацкий Е. В. Дуглас Норт: когнитивно-институциональный теоретический синтез // Федеральное интернет-издание «Капитал страны». URL: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/ article/182691 (дата обращения: 3.11.2010).
8. Андреева Т. Е., Чайка В. А. К дискуссии о сущности динамических способностей: Материалы научного семинара // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8. 2006. Вып. 4. С. 163-174.
9. Williams G., Duncan A., Landell-Mills P., Unsworth S. Politics and Growth // Development Policy Review. 2009. Vol. 27, N 1. P. 5-31.
10. Сморгунов Л. В. Концепция «способностей государства», конструктивизм и развитие теории государственного управления // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: 6-я ежегодная международная конференция факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. 29-31 мая 2008 г.: Материалы конференции / отв. ред. И. Н. Мысляева. М.: МАКСПресс, 2008. C. 403-419.
11. Better Policies for Development. Recommendations for Policy Coherence. OECD, 2011. 76 р.
12. Corner P. D., Wu Sh. Dynamic Capability Emergence in the Venture Creation Process // International Small Business Journal. 2012. Vol. 30, N 2. P. 138-160.
13. Fritz V., Menocal A. R. Developmental States in the New Millennium: Concepts and Challenges for a New Aid Agenda // Development Policy Review. 2007. Vol. 25, N 5. P. 531-552.
14. Emmerij L. Turning Points in Development Thinking and Practice // Advancing Development: Core Themes in Global Economics / еd. by G. Mavrotas and A. Shorrocks. Tokyo: United Nations University, 2007. Р. 37-50.
15. Саблин К. С. Роль институциональной среды в формировании институтов развития // Журнал институциональных исследований. 2012. Т. 4. № 2. С. 32-42.
16. Невинная И. Минтруд обучит компьютерной грамотности каждого пенсионера // Российская газета. 05.07.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/07/05/obuchenie-site.html (дата обращения: 11.09.2013).
17. United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People / Department of Economic and Social Affairs. New York: United Nations, 2012. 143 p.
18. Созаев-Гурьев Е. В Кремле создают департамент по обучению губернаторов // Известия. 2013. 21 июня. URL: http://izvestia.ru/news/552334 (дата обращения: 15.09.13).
19. Сморгунов Л. В. В поисках управляемости: концепции и трансформации государственного управления в XXI веке. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 362 с.
20. Туманова Ю. В. Человеческий потенциал как фактор социально-экономического развития // Материалы международной научно-практической конференции 10-11 мая 2011 года. Пенза; Семипалатинск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. C. 58-59.
21. Ишмухаметов Н. С. Роль государства в формировании условий устойчивого развития человеческого капитала // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 28. С. 1-13.
22. Бушуев В. В., Голубев В. С., Коробейников А. А., Селюков Ю. Г. Человеческий капитал для со-циогуманитарного развития. М.: ИАЦ Энергия, 2008. 96 с.
23. Угрюмова М. А., Савичева А. Н. Человеческий потенциал России: оценка, состояние и проблемы развития // Альманах современной науки и образования: в 2 ч. Ч. I. Тамбов: Грамота, 2010. С. 199-201.
24. Ермоленко В. В., Ермоленко Д. В. Новые функции государственного управления и регулирования условиями формирования экономики знания // Научный журнал КубГАУ 2010. № 60 (06). С. 1-24.
25. Доклад о человеческом развитии-2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. Опубликовано для Программы развития Организации Объединенных Наций / под ред. А. Бондаренко, О. Зимарина (ПРООН). М.: Весь мир, 2013. 203 с.
26. Ариун-Эрдене Б. Человеческое развитие и государственное управление: эмпирический анализ // ПРООН. 2009. URL: http://europeandcis.undp.org/data/show/A26B35BC-F203-1EE9-B33F74CE9DD33C07 (дата обращения: 12.09.2012).
27. Волкова А. В. Потенциал гуманитарных технологий в государственной кадровой политике РФ // Социология власти. 2012. №3. С. 198—202.
28. The Global Competitiveness Report 2013-2014: Full Data Edition / ed. by K. Schwab. Geneva: World Economic Forum, 2013. 549 p.
Статья поступила в редакцию 12 июня 2014 г.
148