Научная статья на тему 'Состоятельность и динамические способности государств в эпоху глобализации'

Состоятельность и динамические способности государств в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА / DYNAMIC CAPACITIES OF THE STATE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / DEVELOPMENT OF THE STATE / РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / STATENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ведмецкая Людмила Васильевна

Статья посвящена проблемам развития государств в условиях нестабильности и неустойчивости современного глобального мира. Для этого рассматриваются две политологические концепции: состоятельности и динамических способностей государства для анализа потенциала современных обществ к формированию и поддержанию конкурентных преимуществ на международной арене. Соотносится способность государства к динамичному развитию и формированию проактивных черт управления с его потенциалом в сфере поддержания суверенитета и внутреннего порядка. В статье отмечается, что концепция государственной состоятельности способна объяснить успешность одних государств и неудачу других в поисках и выработке эффективной стратегии управления, а также реализации основных своих функций, однако для анализа способности государств к развитию в неустойчивой среде данной концепции оказывается недостаточно. Концепция динамических способностей государства, в свою очередь, базируется на синергетическом подходе и более емко отображает современные возможности государства не приспосабливаться, а быть фактором развития и менять окружающую среду при выработке актуальных и гибких стратегий. Автор приводит результаты количественно-качественного исследования, рабочие гипотезы которого гласят, что 1) при анализе составных элементов динамических способностей государства возможно выделение набора характеристик государства, выступающих ведущими в процессе формирования динамических способностей; 2) лишь состоятельные государства создают динамические способности, т. е. состоятельность служит необходимым условием и базой для формирования динамических способностей государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stateness and Dynamic Capacities of the State in the Epoch of Globalization

The author discusses the problems of states development in the conditions of instability of modern global world. For this purpose two concepts of political theory are considered: stateness and dynamic capacities of the state for the analysis of potential of modern societies to formation and maintenance of competitive advantages on the international level. The ability of the state to dynamic development and formation of pro-active administration corresponds to its potential in the sphere of maintenance of the sovereignty and an internal order. It is noted in the article that the concept of the stateness can explain success of one states and failure of others in searches and elaboration of effective strategy of public policy and administration and realization of the main functions, however for the analysis of ability of the states to develope in the unstable environment this concept is not enough. The concept of dynamic capacities of the state, in turn, is based on synergetic approach and clearer displays modern possibilities of the state not to adapt and to be a factor of development, but also to change environment and create actual and flexible strategy. The author gives results of the quantitative and qualitative research. The working hypotheses say that: 1) during the analysis of components of the state dynamic capacities it is possible to shorten the list of them and find the main factors of dynamic capacities’ formation; 2) only strong states create dynamic capacities, that is the stateness is s a necessary condition and base for formation of dynamic capacities of the state.

Текст научной работы на тему «Состоятельность и динамические способности государств в эпоху глобализации»

УДК 321.01

Л. В. Ведмецкая

СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена проблемам развития государств в условиях нестабильности и неустойчивости современного глобального мира. Для этого рассматриваются две политологические концепции: состоятельности и динамических способностей государства для анализа потенциала современных обществ к формированию и поддержанию конкурентных преимуществ на международной арене. Соотносится способность государства к динамичному развитию и формированию проактивных черт управления с его потенциалом в сфере поддержания суверенитета и внутреннего порядка. В статье отмечается, что концепция государственной состоятельности способна объяснить успешность одних государств и неудачу других в поисках и выработке эффективной стратегии управления, а также реализации основных своих функций, однако для анализа способности государств к развитию в неустойчивой среде данной концепции оказывается недостаточно. Концепция динамических способностей государства, в свою очередь, базируется на синергетическом подходе и более емко отображает современные возможности государства не приспосабливаться, а быть фактором развития и менять окружающую среду при выработке актуальных и гибких стратегий. Автор приводит результаты количественно-качественного исследования, рабочие гипотезы которого гласят, что 1) при анализе составных элементов динамических способностей государства возможно выделение набора характеристик государства, выступающих ведущими в процессе формирования динамических способностей; 2) лишь состоятельные государства создают динамические способности, т. е. состоятельность служит необходимым условием и базой для формирования динамических способностей государства.

Ключевые слова: динамические способности государства, государственная состоятельность, развитие государства, глобализация, конкурентоспособность.

современные государства в глобальном мире

Проблемы связности и неустойчивости современного мира, потребности обществ в динамичном развитии в ответ на многочисленные внешние и внутренние вызовы и угрозы1, трудность долгосрочного прогнозирования при формировании стратегии развития становятся центральными при изучении государств в XXI в. В посткризисном мире — имеется в виду мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. — для поддержания собственных конкурентных преимуществ и создания системы эффективного управления государствам недостаточно поддерживать собственную состоятельность, а необходимо быть проактивными и динамичными (создавать адекватные общественным запросам и интересам публичные ценности, совершенствовать формы и методы коммуникации на разных уровнях государственного управления, стимулировать предприимчивость и инициативу лиц, формирующих политику развития, и проч.).

1 К внешним угрозам можно отнести мировые экономические кризисы, международные конфликты, войны, нерегулируемые миграционные потоки; к внутренним — ограниченность ресурсов, демографические проблемы, уровень преступности и коррупции и др..

© Л. В. Ведмецкая, 2013

Глобализация также несет с собой новые типы угроз и является источником дестабилизации мировой системы (к примеру, массовая информатизация всех сфер жизни обществ приводит к распространению кибертерроризма и глобальных террористических сетей2, а глобальные рынки разоряют хозяйства неконкурентоспособных государств).

Сложившиеся условия активизируют стремление государства быть конкурентоспособным на международной арене, быстро оценивать внешнюю ситуацию и то, насколько ей соответствует внутренний потенциал страны (возможность мобилизации населения в случае нестандартной ситуации, уровень развития человеческого капитала и т. п.). Концепция динамических способностей государства учитывает эти факторы, а также и то, что нематериальные ресурсы играют важнейшую роль в процессе устойчивого развития общества.

Концепция государственной состоятельности способна объяснить успешность одних государств и неудачу других в поисках и выработке эффективной стратегии управления, а также реализации основных своих функций. Однако для анализа способности государств к развитию в неустойчивой среде данной концепции оказывается недостаточно. Это можно объяснить тем, что в методологическом плане она исходит из понятий структурно-функционального анализа, акцентируя внимание на проблеме поддержания баланса между государством и окружающей средой (способно ли государство поддерживать свой суверенитет, равновесие по отношению к окружающему миру и легитимность управления, исполнять свои основные функции и т. д.). Концепция динамических способностей государства, в свою очередь, базируется на синергетическом подходе и более емко отображает современные возможности государства не приспосабливаться, а быть фактором развития и менять окружающую среду при выработке актуальных и гибких стратегий.

Глобальные изменения в современном мире ставят перед государствами новые задачи: не сохранять устойчивость и поддержание стабильности, а искать динамический баланс и такую модель управления, которая в состоянии обеспечить эффективность и успешность реализации политики государства вплоть до изменения самой окружающей среды. В связи с этим возникает необходимость в новой категориальной структуре в теории государства — концепции динамических способностей государства.

концепция состоятельности государства

Для понимания важности применения концепции динамических способностей в процессе анализа потенциала государства к развитию нам представляется важным отметить некоторые особенности и принципиальные отличия исследуемой парадигмы от такой концепции, как состоятельность государства.

2 К примеру, российские политологи В. А. Ачкасов и С. Г. Еремеев отмечают, что события 11 сентября 2001 г в США поставили перед мировым сообществом новую проблему — проблему «использования продуктов глобализации фрустрированным человеком традиционного общества против глобализации и ее мировых центров» (Ачкасов, Еремеев, 2009, с. 165-166).

Данная теоретическая разработка представляет особую ценность для исследования, так как способна объяснить неудачу слабых государств в их попытках реализовать политику развития и стать конкурентоспособными на международной арене при отсутствии условий для формирования динамических способностей.

Российскому термину «состоятельность государства» соответствует английское слово stateness. В общем виде состоятельность можно определить как способность государства «поддерживать правопорядок, обеспечивать управление и использовать ресурсы» (Мельвиль, Стукал, Миронюк, 2013, с. 120). Профессор Е. Ю. Мелешкина выделяет два основных подхода к пониманию состоятельности государств. Первый она обозначает как функциональный и описывает следующим образом: «Государственная состоятельность проявляется в способности государства выполнять основные функции. Различия в рамках этого подхода базируются на разном понимании набора функций, возлагаемых на государство, учете отдельных аспектов и характеристик его способности, понимании состоятельности только как результата деятельности или в том числе как набора характеристик, возникающих на определенном этапе формирования территориальной политии» (Мелешкина, 2011, с. 12-13).

Представители второго подхода, по словам Е. Ю. Мелешкиной, «понимают государственную состоятельность как результат политической идентификации населения с государством, признания последнего и консолидации политического сообщества». Сюда относятся работы Ф. Фукуямы и исследователей, работавших над созданием измерительного инструмента показателей управляемости Всемирного банка (GRICS — Governance Research Indicator Country Snapshot) (Там же).

Среди отечественных исследователей, занимающихся разработкой концепции состоятельности государства, можно назвать профессора М. В. Ильина (изучал «основные аспекты государственной состоятельности стран мира, связанных с внешним и внутренним контекстом существования и функционирования соответствующих государств» и институциональной структурой политико-административных систем) (Ильин, 2011), политолога О. И. Каринцева (исследовал государственную состоятельность через призму эффективности государств) (Каринцев, 2011), профессора А. И. Соловьева (рассматривал в своих работах «политические свойства и качества государства, отражающие его функциональную состоятельность и реальные способности урегулирования конфликтов») (Соловьев, 2011), исследователей А. Ю. Мельвиля, Д. К. Стукала, М. Г. Миронюка (разработали Индекс государственности и состоятельности государств, а также изучали соотношение государственной состоятельности обществ в демократическом транзите и различных типов политических режимов) (Мельвиль, Стукал, Миронюк, 2012), профессора Е. Ю. Мелешкину (систематизировала подходы к понятию государственной состоятельности) (Мелешкина, 2011) и др. В отечественной политологии «важным вкладом в изучение государственной состоятельности стала разработка Индекса государственности в рамках исследовательского проекта "Политический атлас современности", практически все параметры которого за исключением времени существования суверенной государственности относятся как раз к государственной состоятельности» (Ильин, 2010, с. 111-114).

В данном исследовании под состоятельностью государства (stateness) мы понимаем «реальные способности государств обеспечивать внешнюю безопасность, внутренний порядок, легитимность, управленческую способность» (Мель-виль, Стукал, Миронюк, 2011, с. 17). «Все состоявшиеся государства имеют постоянное и посчитанное население, оформленное гражданством, признанное территориальное пространство с четкими границами, установленный основным законом строй, систему законов и институты принуждения, государственные и общественные институты формирования и утверждения общего (национального) самосознания (идентичности)...» (Тишков, 2010, с. 8). Категория состоятельности отражает властный и институциональный потенциал государства для реализации его основных функций и сохранения суверенитета.

В рамках исследований феномена государственной состоятельности исследователи чаще всего прибегают к противопоставлению «сильное/слабое государство». Политологи обращают особое внимание на проблему слабости и хрупкости государства, его политико-административного режима в меняющемся глобальном мире перед лицом социально-политических и экономических угроз (Bhuta, 2012). Состоятельность становится важным фактором, отличающим сильные государства от ослабленных. Сильные государства — это «место мира и порядка», которые эффективно управляют своими территориями и обеспечивают высокий уровень предоставления политических услуг гражданам. Сильные государства предлагают высокий уровень безопасности от политического и криминального насилия, гарантируют политическую и гражданские свободы и создают окружающую среду, способствующую росту экономического развития страны.

К факторам, снижающим способность государства к развитию, относятся те, что являются характерными чертами ослабленного государства: рост криминального и политического насилия; потеря контроля над границами государства; повышение уровня этнической, религиозной, языковой и культурной враждебности; гражданская война; применение террора против собственных граждан; слабые государственные институты; деградированная инфраструктура; невозможность собирать налоги без использования дополнительных механизмов принуждения; высокий уровень коррупции; коллапс системы здравоохранения; снижение возможности регулярного обучения населения и др. Вышеуказанные явления могут проявляться как по отдельности (и в разной степени интенсивности), так и несколько или все в одной стране. В таком случае государство может потерять свой суверенитет и какую-либо способность к управлению (характерно для стран «третьего мира»).

основные характеристики современного динамического государства

Для выявления институтов и процессов, влияющих на появление динамических способностей, а также связи между динамическими способностями и состоятельностью государства было проведено количественно-качественное исследование с использованием статистического метода логистической ре_ 59

ПОЛИТЭКС. 2013. Том 9. № 4

грессии, а также экспертных оценок в области социально-экономического и политического развития государств.

Объектом исследования послужили страны Европейского союза (далее — ЕС), страны-участники «Группы двадцати» (G20) без учета ЕС как единого политико-экономического образования и Содружества Независимых Государств (далее — СНГ): всего 51 государство. Предметом исследования были определены динамические способности государства как способность к развитию (Вед-мецкая, 2012, с. 160).

Основой исследования послужила модель способностей государства, разработанная Я. Фагербергом и М. Шролеком, которая основана на выделении двух составляющих способностей государства: технологических и социальных, в состав которых входят по три подгруппы способностей (Fagerberg, Sr-holec, 2012; Fagerberg et al., 2011). Для самостоятельного исследования было взято за основу условное деление динамических способностей на подгруппы с подбором эмпирических параметров. Параметры были подобраны при учете описания Я. Фагербергом и М. Шролеком основных направлений деятельности государственных органов власти, а также бизнеса, наукоемких отраслей производства, университетов и проч. для формирования динамических способностей государства.

Используемая база данных включает показатели релевантных субиндексов, входящих в состав следующих индексов: Глобальный инновационный индекс-2013 (Global Innovation Index, 2013, http://www.globalinnovationindex.org/), Глобальный индекс конкурентоспособности-2013/2014 (The Global Competitiveness Index, http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness), Доклад о человеческом развитии-2013 (Возвышение Юга..., 2013), показатели управляемости Всемирного банка (The Worldwide Governance Indicators, http://www.info.worldbank.org/ governance/wgi/) (или GRICS — Governance Research Indicator Country Snapshot) 2011 г. Все исследуемые параметры построены по принципу приписывания государству баллов (от 0 до 100, от -2,5 до 2,5, от 1 до 7) за определенную характеристику его деятельности. В качестве составных элементов динамических способностей государства были определены характеристики следующего вида: 1) ^особности в области знаний и инноваций; 2) информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и базовые конкурентные преимущества; 3) финансовые способности; 4) образование; 5) социальные характеристики; 6) институциональная среда для инновационной деятельности: А) условия для инновационной и предпринимательской деятельности; Б) способности органов власти поддерживать инновационное развитие. На формирование данных элементов влияют как экономические, так и социально-политические факторы, включая доверие населения к власти, уровень гражданственности и тип политической культуры (см.: Волкова, 2012, с. 91; Шерстобитов, 2011, с. 98)

Исследование строилось на проверке двух гипотез. Первая гипотеза заключалась в том, что при анализе составных элементов динамических способностей государства возможны проведение сокращения числа параметров и выделение набора характеристик государства, выступающих ведущими в процессе формирования динамических способностей. По данным характеристикам мож-

но выявить и проанализировать динамические/нединамические государства. Вторая гипотеза состояла в том, что лишь состоятельные государства создают динамические способности, т. е. состоятельность служит необходимым условием и базой для формирования динамических способностей государства. Мы предполагаем, что не все государства в состоянии вырабатывать динамические способности и эффективно реализовывать политику развития в фиксированный период времени, а только государства с высоким уровнем состоятельности/государственности.

В ходе исследования для проверки гипотез были проанализированы параметры стран ЕС3, стран-участников G204 без учета ЕС как единого актора международных процессов и СНГ. «Группа двадцати» состоит из девятнадцати стран: Аргентины, Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Канады, Китая, Мексики, Турции, России, Саудовской Аравии, США, Франции, ЮАР, Республики Кореи, Японии и Европейского союза. Можно говорить о том, что данный форум включает в себя динамично и активно развивающиеся государства (включая группу из пяти быстро развивающихся стран БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), представляющие особый интерес для исследователей в области теории международных отношений и политологии в силу применения ими различных инструментов в повышении конкурентоспособности. Страны-участники СНГ были выбраны в качестве объекта исследования с целью анализа деятельности государств, исторически имеющих особое значение для России как крупного игрока на международной арене.

В ходе исследования был применен статистический метод логистической регрессии с использованием программы «R Project» (Joanne Peng, Lee, Ingersoll, 2002). Использование данного метода предполагало на начальном этапе определение стран, обладающих характеристиками динамических государств, которым была присвоена единица, и стран, не обладающих динамическими способностями (им был присвоен ноль в качестве обозначения отсутствия нужной характеристики). Для выявления групп стран была проанализирована специализированная литература (см.: Sagasti, 2004; Знания на службе развития..., 2000), а также данные четырех индексов, чьи параметры были взяты за основу исследования динамических способностей государства. Странам, оказавшимся в верхней части четырех рейтингов, а также охарактеризованным экспертами

3 ЕС является сложным политико-экономическим образованием, однако страны Союза в связи с различиями в уровне политического, экономического и социального развития представляют особый интерес для исследования по отдельности. Это способствует выявлению динамических/нединамических государств в рамках ЕС и дает возможность провести сравнительный анализ. В начале исследования на основе изученного специализированного материала уже предполагалось, что в составе ЕС есть динамические государства.

4 Группа 020 была создана в 1999 г и является «форумом международного сотрудничества по наиболее важным аспектам международной экономической и финансовой повестки дня», объединяя в себе страны пяти континентов мира, на чью долю «приходится 90% мирового ВВП; 80% мировой торговли; 2/3 населения мира» (Официальный сайт..., http://ru.g20russia.ru/docs/ abouVabout_G20.html).

как динамичные и конкурентоспособные, была приписана единица. Всего было выбрано семь государств: Германия, Нидерланды, Республика Корея, США, Финляндия, Швеция, Япония. Великобритания, признанная экспертами по результатам рейтингов, динамической, не была включена в группу для первичной проверки результатов (присвоение стране «1» в ходе обработки данных послужило свидетельством о релевантно подобранных критериях на начальном этапе исследования).

Аналогичным образом было выбрано семь стран, не обладающих динамическими способностями государства: Республика Армения, Республика Беларусь, Греция, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Украина. По республикам Таджикистан и Узбекистан данных оказалось недостаточно, поэтому в список стран с оценкой «0» они не попали.

В ходе исследования были обработаны данные 42 параметров с учетом того, что для стран с оценкой «1» они являются условием формирования динамических способностей, а для стран с оценкой «0» — нет. Примененный метод привел к сокращению числа параметров до одиннадцати для анализа государств на предмет наличия/отсутствия динамических способностей. То есть комбинация данных характеристик при данном наборе стран всегда демонстрирует либо наличие, либо отсутствие динамических способностей.

Эти параметры следующие:

— количество ученых в стране, занятых в НИОКР;

— государственные затраты на развитие НИОКР;

— развитость сотрудничества в области науки между университетами и бизнесом;

— способность частного и государственного секторов к созданию инноваций;

— количество поданных на патенты заявок в рамках Договора о патентной кооперации;

— доступ к ИКТ;

— природа конкурентных преимуществ государства (т. е. на каких конкурентных преимуществах базируется деятельность государственных предприятий — природных ресурсах и дешевой рабочей силе или же на уникальных разработках и оригинальной продукции);

— степень легкости разрешения проблем банкротства;

— способность государства удерживать (привлекать) талантливых людей;

— политическая стабильность и отсутствие насилия;

— контроль коррупции.

Из этого можно заключить, что:

1) для анализа стран ЕС, государств-участников СНГ и в20 на предмет наличия условий для формирования и развития динамических способностей достаточно обратиться к сокращенному списку параметров, что подтверждает первую гипотезу;

2) для появления динамических способностей государству необходимо развивать как экономические, так и социально-политические способности;

3) динамические способности государства формируются в условиях производства и потребления новых знаний и инноваций; обеспечения населения ИКТ; поддержания со стороны государства активной предпринимательской деятельности, базирующейся на создании и применении высокотехнологической продукции; привлечения в процессы производства талантливых людей и эффективно работающих государственных институтов;

4) характеристики государственного управления, создающего комфортную институциональную среду для инновационной деятельности, играют ведущую роль в определении потенциала государства к динамическому развитию;

5) такие характерные для состоятельных государств черты, как отсутствие насилия и политическая стабильность, имеют большое значение для формирования динамических способностей (что на данном этапе подтверждает вторую гипотезу).

В ходе исследования нами были выявлены четыре типа государств:

— динамический (страны, которым на первом этапе была приписана единица). Как уже было отмечено, Великобританию в рамках нашего исследования мы также относим к динамическим государствам;

— скорее динамический (страны динамические или имеющие условия к динамическому развитию): подобная оговорка важна, так как применение метода логистической регрессии не предполагает ранжирование стран по степени их динамичности. В ходе анализа эти страны получили оценку «1»;

— скорее нединамический (страны, не имеющие динамические способности, или же они в недостаточной степени разработаны). В ходе анализа эти страны получили оценку «0»;

— нединамические (страны, которым на первом этапе был приписан ноль, включая Таджикистан и Узбекистан).

Кроме того, были проанализированы данные Индекса государственности, разработанного коллективом работы «Политический атлас современности»5, и сопоставлены с результатами нашего исследования. Полученные результаты отображены в таблице.

Анализ данных приведенной таблицы показывает, что: 1) имеют динамические способности или потенциал для их создания 19 государств из 51. Одиннадцать из них мы отнесли к типу «скорее динамические», включая семь государств-членов Евросоюза (помимо Германии, Нидерландов и Финляндии отнесенных к группе стран «динамические»). Ни одно из государств-участников СНГ не попало в группу стран «динамические» или «скорее динамические»; 2) не

5 Индекс государственности включает в себя следующие переменные: время существования суверенной государственности; долю внешней помощи в ВНД государства; внешнюю долговую зависимость; влияние внутренних конфликтов на стабильность режима; территориальное выражение внутренних конфликтов; внутренние конфликты: наличие и масштабы жертв; наличие на территории страны иностранных военных контингентов; число доминирующего этноса в структуре населения страны; отношение заявок на патенты резидентов и нерезидентов; режим привязки валют (Политический атлас современности., 2007).

наличие/отсутствие динамических способностей и уровень государственности у стран Европейского союза, государств-участников СнГ и G20

№ Страна Результаты логистической регрессии Наличие/отсутствие динамических способностей Группы стран по индексугосу-дарственности

1 2 3 4 5

1 Австралия 1 Имеет ДС или потенциал к их формированию Достаточная государственность

2 Австрия 1 Имеет ДС или потенциал к их формированию Достаточная государственность

3 Азербайджанская Республика 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Недостаточная государственность

4 Аргентина 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

5 Армения 0 Не имеет ДС Недостаточная государственность

6 Бельгия 1 Имеет ДС или потенциал к их формированию Достаточная государственность

7 Бразилия 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

8 Великобритания 1 Имеет ДС Достаточная государственность

9 Венгрия 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

10 Германия 1 Имеет ДС Достаточная государственность

11 Греция 0 Не имеет ДС Достаточная государственность

12 Дания 1 Имеет ДС или потенциал к их формированию Достаточная государственность

13 Индия 1 Имеет ДС или потенциал к их формированию Достаточная государственность

14 Индонезия 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

15 Ирландия 1 Имеет ДС или потенциал к их формированию Достаточная государственность

16 Испания 1 Имеет ДС или потенциал к их формированию Достаточная государственность

17 Италия 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

18 Канада 1 Имеет ДС или потенциал к их формированию Достаточная государственность

1 2 3 4 5

19 Кипр 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

20 Китай 1 Имеет ДС или потенциал к их формированию Достаточная государственность

21 Латвия 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Недостаточная государственность

22 Литва 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Недостаточная государственность

23 Люксембург 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

24 Мальта 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

25 Мексика 1 Имеет ДС или потенциал к их формированию Достаточная государственность

26 Нидерланды 1 Имеет ДС Достаточная государственность

27 Польша 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

28 Португалия 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

29 Республика Беларусь 0 Не имеет ДС Недостаточная государственность

30 Республика Казахстан 0 Не имеет ДС Недостаточная государственность

31 Республика Корея 1 Имеет ДС Достаточная государственность

32 Республика Кыргызстан 0 Не имеет ДС Недостаточная государственность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Республика Молдова 0 Не имеет ДС Недостаточная государственность

34 Республика Таджикистан ЫаЫ ЫаЫ Недостаточная государственность

35 Республика Узбекистан 0 Не имеет ДС Достаточная государственность

36 Российская Федерация 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

37 Румыния 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

38 Саудовская 0 Не имеет ДС или они в недо- Достаточная

Аравия статочной степени разработаны государственность

39 Словакия 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

40 Словения 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

41 США 1 Имеет ДС Достаточная государственность

42 Турция 0,92 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

43 Украина 0 Не имеет ДС Недостаточная государственность

44 Финляндия 1 Имеет ДС Достаточная государственность

45 Франция 1 Имеет ДС или потенциал к их формированию Достаточная государственность

46 Хорватия 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Недостаточная государственность

47 Чешская 0 Не имеет ДС или они в недо- Достаточная

Республика статочной степени разработаны государственность

48 Швеция 1 Имеет ДС Достаточная государственность

49 Эстония 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Недостаточная государственность

50 ЮАР 0 Не имеет ДС или они в недостаточной степени разработаны Достаточная государственность

51 Япония 1 Имеет ДС Достаточная государственность

имеют динамических способностей или не выработали достаточных условий для их формирования 32 государства из 51. То есть стран этого типа в полтора раза больше динамических/скорее динамических. В эту группу попало большинство стран Евросоюза (все посткоммунистические страны) и все государства-участники СНГ, что может свидетельствовать о недостаточных социально-политических и институциональных условиях для формирования способностей к развитию в данных государствах. Китай и Индия, входящие в БРИКС, обладают высоким потенциалом к развитию и формированию динамических способностей.

Для проверки второй гипотезы были сопоставлены полученные данные с данными Индекса государственности. Политологи А. Ю. Мельвиль, Д. К. Стукал и М. Г. Миронюк отмечают, что «в соответствии с существующей литературой по политической компаративистике, "государственность" рассматривается как комплекс "статусности" (statehood) и "состоятельности" (stateness)» (Мельвиль, Стукал, Миронюк, 2011, с. 17), однако авторы делают акцент именно на состоятельности как важном компоненте эффективной деятельности государства. Как мы уже отмечали, Индекс государственности был разработан в рамках исследовательского проекта «Политический атлас современности» и практически все его параметры (за исключением времени существования суверенной государственности) относятся к государственной состоятельности. Таким образом, для простоты понимания проблемы мы будем исходить из того, что любая страна с достаточным уровнем государственности (по индексу) состоятельна.

В ходе анализа результатов исследования и Индекса государственности были сделаны следующие выводы:

1. Вторая гипотеза о том, что без достижения государственной состоятельности невозможно реализовывать разработку и применение динамических способностей, подтверждается. Также можно говорить о том, что состоятельность и динамические способности — взаимозависимые элементы государственного развития на долгосрочный период.

2. Нединамические и скорее нединамические государства могут быть состоятельными (качественно реализовывать базовые функции), однако испытывать недостаток в некоторых базовых условиях для формирования динамических способностей и способности к развитию. И наоборот, динамические и скорее динамические государства не проявляют признаков несостоятельности.

3. Исследуемые страны условно можно разделить на три группы: состоятельные и динамические/скорее динамические; состоятельные и нединамические/ скорее нединамические; несостоятельные и нединамические/скорее нединамические. Такой группы, как несостоятельные и динамические/скорее динамические, не выявлено.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

Для выявления условий, при которых динамические способности формируются или же не могут быть сформированы в глобальном мире, необходимо обратиться к концепции состоятельности государства. Данная теоретическая разработка представляет особую ценность, так как способна объяснить неудачу слабых государств в их попытках реализовывать политику развития и стать конкурентоспособными на международной арене, что может свидетельствовать об отсутствии условий для формирования динамических способностей в данных обществах. В то же время лишь в процессе выработки динамических способностей государство может претендовать на долгосрочную политическую и экономическую конкурентоспособность в современном неустойчивом глобальном мире.

Состоятельность служит необходимым условием для формирования динамических способностей, являющихся основным инструментом достижения поставленных правительством целей в ходе осуществления политики развития.

Несостоятельные государства исследуемой группы стран не являются динамическими. То есть состоятельность государства служит необходимым базисом для дальнейшего развития его способностей к развитию.

Литература

Ачкасов В. А., Еремеев С. Г. Страны «третьего мира»: столкновение c глобализацией? // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. Т. 5, № 1. C. 161-176 (Achkasov V. A., EremeevS. G. The Third World: Collision with the Globalization? // Political Expertise: POLITEX. St. Petersburg state University. 2009. Vol. 5, N 1. P. 161-176).

Ведмецкая Л. В. Знание для развития и формирование динамических способностей государства // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. T. 8, № 2. С. 259272 (Vedmetskaya L. V. Knowledge for Development and Forming of Dynamic Capacities of the State // Political Expertise: POLITEX. St. Petersburg state University. 2012. Vol. 8, N 2. P. 259-272).

Доклад о человеческом развитии-2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире // Опубликовано для Программы развития Организации Объединенных Наций / под ред. А. Бондаренко, О. Зимарина (ПРООН). М.: Весь мир, 2013. 203 с. (Human Development Report 2013. The Rise of the South: Human Progress in a Diverse World // Published for the UN Development Programme / ed. by A. Bondarenko, O. Zimarina. Moscow: "The whole world", 2013. 203 p.)

Волкова А. В. Гражданственность, ответственность, доверие как принципы развития государственной кадровой политики РФ // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 1. С. 89-100 (Volkova A. V. Civic Consciousness, Responsibility, Trust as Principles of Development of the State Personnel Policy in Russian Federation // Social-Humanitarian Knowledge. 2012. N 1. P. 89-100).

Знания на службе развития: отчет о мировом развитии, 1998-1999 гг., включая выборочные показатели мирового развития. М.: Весь мир; Всемирный банк, 2000. 306 с. (Knowledge for Development. World Development Report. 1998-1999. Including sample World Development Indicators. Moscow: "The whole world". The World Bank, 2000. 306 p.)

Ильин М. В. Возможна ли универсальная типология государств? // ^временное государство: Политико-правовые и экономические исследования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Алферова. М.: РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед, 2010. С. 88-119 (Il'in M. V. Whether the Universal Typology of the States is Possible? // Modern State: Political, Legal and Economic Researches: Collected articles / ed. by E. V. Alferova. M.: Russian Academy of Sciences INION. Center of social and science-informational researches. 2010. P. 88-119).

Ильин М. В. Пределы государственной состоятельности стран мира // Политическая наука. 2011. № 2. C. 60-74 (Il'in M. V. Limits of the Stateness of Countries // Political science. 2011. N 2. P. 60-74).

Каринцев О. И. Государственная состоятельность в организационном измерении: к концептуальной модели сравнительного анализа эффективности государств // Политическая наука. 2011. № 2. С. 28-60 (Karintsev O. I. The Stateness in Organizational Measurement: to Conceptual Model of the Comparative Analysis of Efficiency of the States // Political science. 2011. N 2. P. 28-60).

Мелешкина Е. Ю. Исследования государственной состоятельности: какие уроки мы можем извлечь? // Политическая наука. 2011. № 2. С. 9-27 (Meleshkina E. Yu. Researches of Stateness: What Lessons we Can Learn? // Political science. 2011. N 2. P. 9-27).

Мельвиль А. Ю., Стукал Д. К., Миронюк М. Г. «Царь горы», или Почему в посткоммунистических автократиях плохие институты // Полис. 2013. № 2. С. 125-143 (Melvil A. Yu., Stukal D. K., Mironyuk M. G. "The Tsar of the Mountain", or why in Postcommunist Autocracies the Institutes are Bad // Polis. 2013. N 2. P. 125-143).

Мельвиль А. Ю., Стукал Д. К., Миронюк М. Г. Траектории режимных трансформаций и типы государственной состоятельности // Полис. 2012. № 2. C. 8-30 (Melvil A. Yu., Stukal D. K., Miro-nyuk M. G. Trajectories of Regime Transformations and Types of Stateness // Polis. 2012. N 2. P. 8-30).

Мельвиль А. Ю., Стукал Д. К., Миронюк М. Г. Факторы режимных трансформаций и типы государственной состоятельности в посткоммунистических странах (часть 1) / Препринты. Высшая школа экономики. Серия WP14 «Политическая теория и политический анализ». М.: Изд. дом «Высшей школы экономики», 2011. 52 с. (Melvil A. Yu., Stukal D. K., Mironyuk M. G. Factors of Regime Transformations and Types of Stateness in the Postcommunist Countries (part 1) / Preprints. Higher School of Economics. WP14 "Political Theory and Political Analysis". M.: The Publishing House of the State University — High School of Economics. 2011. 52 p.).

Официальный сайт председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» // http://ru.g20russia.ru/docs/about/about_G20.html (дата обращения: 11.09.2013) (The official site of presidency of Russia in G20 // http://ru.g20russia.ru/docs/about/about_G20.html (accessed: 11.09.2013)).

Политический атлас современности: Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств / авт. коллектив под рук. А. Ю. Мельвиля. М.: МГИ-МО-Университет, 2007. 272 с. (Political Atlas of the Present: Experience of the Multidimensional Statistical Analysis of Political Systems of Modern States / ed. by A.Yu. Melvil. Moscow: MGIMO University. 2007. 272 p.).

Соловьев А. И. Способности и состоятельность Российского государства: к постановке проблемы // Политическая наука. 2011. № 2. С. 125-142 (Solov'yovA. I. Ability and viability of the Russian state // Political Science. 2011. N 2. P. 125-142).

Тишков В. А. Что такое современное государство? // Современное государство: Политико-правовые и экономические исследования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Алферова. М.: РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед., 2010. С. 8-14 (TishkovV. A. What is Modern State? // Modern State: Political, Legal and Economic Researches: Collected articles / ed. by E. V. Alferova. M.: Russian Academy of Sciences INION. Center of social and science-informational researches, 2010. P. 8-14).

Шерстобитов А. С. Трансформации механизмов взаимодействия государственных и негосударственных акторов в процессе перехода к координационному государству // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2011. № 4. С. 97-103 (SherstobitovA. S. Transformations of Mechanisms of Interaction of the State and Non-state Actors in the Process of Transition to the Coordination State // Vestnik of St. Petersburg University. Issue 6: Philosophy. Cultural science. Political science. Right. International relations. 2011. N 4. P. 97-103).

Bhuta N. Measuring Stateness, Ranking Political Orders: Indexes of State Fragility and State Failure // EU Working Papers. European University Institute. 2012. N 32. 18 p.

Fagerberg J., Feldman M., Srholec M. Technological Dynamics and Social Capability: Comparing U. S. States and European Nations // WP 2011/11. Centre for Innovation, Research and Competence in the Learning Economy (CIRCLE) Lund University. 44 p.

Fagerberg J., Srholec M. Capabilities, Competitiveness, Nations // Presentations of Participants of the International Conference "Dynamic Capabilities and the Sustainable Competitiveness of Firms and Nations". St. Petersburg University, Faculty of Management, 11 October. 2012. P. 157-166.

Global Innovation Index 2013 // http://www.globalinnovationindex.org/

Joanne Peng Ch.-Y., Lee K. L., Ingersoll G. M. An introduction to logistic regression analysis and reporting // Journal of Educational Research. 2002. Vol. 96. N 1. P. 3-14.

SagastiF. Knowledge and Innovation for Development: The Sisyphus Challenge of the 21st Century // Cheltenham (UK): Edward Elgar Publishing, 2004. 151 p.

The Global Competitiveness Index. The World Economic Forum // http://www.weforum.org/is-sues/global-competitiveness

The Worldwide Governance Indicators. The World Bank // http://www.info.worldbank.org/gov-ernance/wgi/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.