Научная статья на тему 'Формирование эффективной бюджетной политики государства в условиях новой концепции экономического развития'

Формирование эффективной бюджетной политики государства в условиях новой концепции экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / FISCAL POLICY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / THE FUNCTIONS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ажыкулова А.А.

На современном этапе экономического развития формирование эффективной бюджетной политики реализуется через выполнение государством не только общепринятых функций распределения и регулирования, но и через исполнение новой функции экономического развития. Реализация этой новой функции в условиях современных вызовов глобализации возможна при выполнении двух основных направлений (создать условия для конкурентоспособной экономики и предоставление общественных благ в виде равных возможностей для развития потенциала каждого), которые окажут наибольший положительный эффект на экономическое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION EFFECTIVENESS OF FISCAL POLICY UNDER NEW CONCEPT OF ECONOMIC DEVELOPMENT

At the present stage of economic development of developing an effective fiscal policy is implemented through the execution of the state not only common distribution function and regulation, but also through the execution of the new features of economic development. The implementation of this new feature in today's challenges of globalization possible under two main directions (to create the conditions for a competitive economy and the provision ofpublic goods in the form of equal opportunities for the development of each) that will have the greatest positive effect on the economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной бюджетной политики государства в условиях новой концепции экономического развития»

Ажыкулова А.А.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. На современном этапе экономического развития формирование эффективной бюджетной политики реализуется через выполнение государством не только общепринятых функций распределения и регулирования, но и через исполнение новой функции экономического развития. Реализация этой новой функции в условиях современных вызовов глобализации возможна при выполнении двух основных направлений (создать условия для конкурентоспособной экономики и предоставление общественных благ в виде равных возможностей для развития потенциала каждого), которые окажут наибольший положительный эффект на экономическое развитие страны.

Ключевые слова. Бюджетная политика, социально-экономическое развитие, функции государства.

Ajikulova A.A.

FORMATION EFFECTIVENESS OF FISCAL POLICY UNDER NEW CONCEPT OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Abstract. At the present stage of economic development of developing an effective fiscal policy is implemented through the execution of the state not only common distribution function and regulation, but also through the execution of the new features of economic development. The implementation of this new feature in today's challenges of globalization possible under two main directions (to create the conditions for a competitive economy and the provision ofpublic goods in the form of equal opportunities for the development of each) that will have the greatest positive effect on the economic development of the country.

Keywords. Fiscal policy, socio-economic development, the functions of the state.

Государство играет важную роль в любой экономической системе. Р. Масгрейв одним из первых смог систематизировать основные функции государства. Главными функциями бюджетной политики он назвал распределение, перераспределение и стабилизацию. Долгое время данные концептуальные подходы доминировали и казались достаточными. Все ведущие ученые подчеркивали именно данные подходы, определяя бюджетную политику государства. Однако современный мир столкнулся с жёсткими вызовами глобализации. Сегодня в новых условиях экономики конкуренции, развитие национальной экономики требует значительной поддержки государства. Общепринятые функции распределения и регулирования не дают желаемого результата.

Важным явлением на данный период является переход от классической теории экономического роста к современной концепции экономического развития [1]. Классический подход (Т. Мальтус, С. Кузнец, Доммар и Харрод, Р. Солоу) ставил целью расширение производства, а целью экономического развития (Д. Сиэрс, Г. Мюрдаль, П. Стретен) является улучшение качества жизни людей. Концепция экономического развития начала формироваться в начале 1990-х гг., она инициирована Программой развития ООН (ПРООН), которая заявила об устойчивом человеческом развитии (Sustainable Human Development). В 1990 г. ПРООН ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) - Human Development Index (HDI).

ГРНТИ 06.73.15 © Ажыкулова А.А., 2016

Асел Абдиталыповна Ажыкулова - аспирант Международного университета Ататюрк Алатоо (г. Бишкек, Кыргызская Республика).

Контактные данные для связи с автором: 720048, Бишкек, Анкара ул. (Republic of Kyrgyzstan, Bishkek, Ankara str.). Тел.: +996 312 631 425.

Индекс развития человеческого потенциала позволяет учитывать экономическую и социальную эффективность стран, качество жизни населения. В. Танзи, последователь кейнсианского подхода, уверен, что в условиях глобализации роль государства значимая, и к трем главным функциям Мас-грейва он добавил четвертую: экономического развития, в особенности важную для развивающихся стран [2]. И сегодня в рамках так называемых «целей тысячелетия» ООН выделяет роль государства важной составляющей в достижении устойчивого экономического развития. Вместе с тем, в конце восьмидесятых годов ХХ в. начинается процесс трансформации постсоветских стран и одновременно процесс глобализации, когда мир столкнулся с совершенно новыми условиями мировой экономики.

В этот период происходит переход от диктатуры к демократии, от командной экономики к рынку, требуя серьезных изменений в функциях государства, в то же время широко открываются границы, позволив совершенно свободное движение капитала и человеческих ресурсов, резко повысив конкуренцию между экономическими системами государств. Теперь государству предстояло исполнять свою роль в условиях жесткой конкуренции со всем миром. Ввиду масштабных социальных, экономических, политических вызовов глобализации, государства столкнулись с дилеммой выбора между неолиберальной политикой Запада в форме Вашингтонского консенсуса, обусловливающего одномоментный переход к рыночной системе, именуемый шоковой терапией, или же следовать собственной политике постепенного перехода на новую систему.

Выбрав первый вариант, большинство постсоветских стран во главе с Россией теперь понимают, что глубоко ошиблись. Стиглиц, ведущий ученый нового поколения, анализируя последствия финансового кризиса 1997 года, сопоставимые с Великой Депрессией 1930-х гг., в странах Юго-восточной Азии (Таиланд, Корея, Индонезия), России, Бразилии и т.д. обвиняет МВФ в проводимой им сдерживающей фискальной политике. А главное, чрезмерно быстрая либерализация рынка капитала, проводимая по рекомендации МВФ во многих развивающихся странах в отсутствии необходимой для рыночной системы фундаментальной институциональной инфраструктуры, явилась основной причиной катастрофических потерь, указывает Стиглиц.

Впоследствии страны Юго-Восточной Азии отказались от дальнейшего применения политики МВФ, выбрав второй вариант градуалистского построения рыночной системы. Народная Республика Китай является ярким примером следования политике второго типа, где государство постепенно переходило от коммунистической системы к рыночной посредством строгого регулирования. В работе о «Глобализации и недовольство ею» Стиглиц критикует ультралиберальное понимание глобализации и ясно выражает важную роль государства в преодолении вызовов глобализации: «Я не настолько глуп, чтобы поверить, что рынок сам по себе решит все социальные проблемы. Неравенство, безработица, загрязнение окружающей среды непреодолимы без активного участия государства».

Вместе с тем, он предполагает вероятность возникновения третьего пути правления, описывая его в известном труде «Экономика госсектора» (2015 г.). Государство должно направлять свои силы на те сферы, где провалы рынка наиболее значимы, и где вмешательство вызовет существенное различие. Доминирующим взглядом является то, что ограниченное государственное вмешательство сможет только смягчить (не решить) худшие проблемы. Поэтому, государство должно взять на себя активную роль в поддержке полной занятости и смягчить худшие аспекты бедности. Однако, частный сектор должен играть центральную роль в экономике [3].

Однако неолибералисты были совершенно правы в невысокой эффективности государственного вмешательства. В таблице, разработанной В. Танзи, этот автор ясно иллюстрируется рост госрасходов в 1870-2007 годы. Однако эмпирические исследования показывают, как при стремительном росте совокупных госрасходов совокупный рост ВВП постепенно снижается. Многие исследователи писали о том, что несомненно роль государства должна быть ограниченной, некоторые пишут о границах 25-30% ВВП, но главным является эффективность этих расходов при правильно выстроенной политике при разумности поставленной цели. Страны Юго-Восточной Азии, Южная Корея, Сингапур, смогли добиться экономического чуда перейдя с третьего мира в первый, следуя принципу эффективности посредством блестящей государственной политики стимулирования частного сектора и полной поддержки конкурентоспособного производства, направления на использование в свою пользу всех возможностей глобализации.

Экономическое чудо данных стран в общем заключается в том, что они правильно поняли роль государства, которое корректирует провалы рынка, стимулируя инновационную направленность экономики. Без вмешательства государства ни одна страна не выживет в современных условиях. Современный глобальный кризис привел к тому, что эффективность стала насущной потребностью в инновационном подходе. Инновационный подход требует новых эффективных путей достижения поставленных задач сначала в самом госуправлении против бюрократии, а также он должен препятствовать громадным органам управления в корпорациях, в частности (явление глобализации) -в транснациональных корпорациях (ТНК), которые мало чем отличаются от неповоротливой государственной машины.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что государство не может эффективно заниматься экономической деятельностью, но может направлять, разработать систему, создать условия и т.д., без чего не будет конкурентоспособности частного сектора. Следовательно, гармоничное сочетание государства с рынком при обеспечении максимальной конкурентоспособности национальной экономики в сочетании с эффективным предоставлением общественных благ может обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Таким образом, во все основные этапы формирования функций государства главная роль государства сводится к двум основным функциям: стимулирование частного сектора и обеспечение общественных благ. Конечной целью выполнения данных функции должно быть устойчивое экономическое развитие. В современных условиях повышенной конкуренции глобальной экономики и волатильности макроэкономической ситуации необходимо определить эффективные пути выполнения данных функций.

Первая функция обеспечения здоровой конкуренции сегодня возможна через стимулирование конкурентоспособности экономики, посредством перехода от экономического подхода сравнительного преимущества к современному подходу конкурентоспособного преимущества [4]. М. Портер назвал новые условия экономики, как «новую экономику конкуренции», и те государства, которые смогли поднять конкурентоспособность страны, смогли добиться экономического развития. Он пишет о том, что конкурентоспособность не зависит от наличия ресурсов, географического положения, дешевой рабочей силы, государственной политики, управленческих навыков и т.д. Проанализировав богатые и бедные страны, он пришел к выводу о том, что продуктивность/производительность определяет конкурентоспособность нации.

Портер определяет продуктивность как способность страны продуктивно использовать все имеющиеся ресурсы, в конечном итоге добиться повышения уровня жизни населения. Поддержка устойчивой конкурентоспособности страны зависит от того, насколько ее промышленность способна к обновлению и модернизации. Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 1990-х гг. В 1998 году в книге о кластерах и конкурентоспособной экономике он утверждал, что макроэкономическая стабильность важна, а микроэкономические основы, способствующие конкуренции, в конечном счете определят производительность и конкурентоспособность.

Роль государства заключается в обеспечении высококачественных вводимых ингредиентов, таких как образованный человеческий ресурс, и физической инфраструктуры. Они должны установить правила конкуренции, защищая интеллектуальную собственность, и обеспечить соблюдение антимонопольного законодательства и т.д. для того, чтобы производительность и инновации гарантировали успех в экономике. Наконец, государство должно способствовать формированию кластеров и модернизации и наращиванию государственных или квазиобщественных благ, которые оказывают существенное влияние на многие связанные с бизнесом виды деятельности. Важно, чтобы не государство, а рынок должен охватывать преследование конкурентных преимуществ и специализации, а не просто подражать успешным кластерам в других местах.

Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе. Авторы исследования подчеркивают, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Предполагается, что данный индекс должен использо-

ваться государствами, которые стремятся к ликвидации препятствий на пути экономического развития и конкурентоспособности, в качестве инструмента для анализа проблемных моментов в их экономической политике и разработки стратегий по достижению устойчивого экономического прогресса.

Современное определение: «Конкурентоспособность страны определяется как ее способность найти (определить) свою нишу на мировом рынке и предоставить более благополучную и динамичную среду для устойчивого развития сектора или секторов, основываясь на институтах и политике повышения производительности страны для роста благосостояния граждан» [5]. Таким образом, здесь важное значение имеет роль государства, которая обеспечивает конкурентоспособную среду (улучшение инвестиционного климата, поддержка НИОКР, сильная институциональная инфраструктура и т.д.) для частного сектора, которая и найдет нишу в глобальной экономике.

Осуществление второй функции в новой экономике конкуренции в условиях глобализации требует эффективности в предоставлении общественных благ. В отличие от прошлого социального направления предоставления равных доходов, сегодня необходим другой подход - предоставление равных возможностей для каждого человека, что обеспечит конкурентоспособность экономики. Как утверждает Портер, высококачественный человеческий и физический капитал играют главную роль. Поэтому общественные блага в первую очередь должны быть направлены на качественное образование, НИОКР и инфраструктуру. Безусловно, другие общественные блага, такие как оборона, здравоохранение и т.д., играют наиважнейшую роль для граждан, в особенности для решения актуальной проблемы неравенства или бедности огромного количества населения. Стиглиц является одним из ярых борцов против этой беды 21 века и предлагает найти баланс между эффективностью и равенством.

Роль государства стала значительнее с возникновением новой концепции устойчивого экономического развития, которая привнесла совершенно иной взгляд в роль государства в предоставлении равных возможностей. Необходимо отметить, что в условиях ограниченных ресурсов в сочетании с жесткой конкуренцией, необходимым шагом является приоритизация всех функций. Главным образом, выделяются два основные направления функций: создать условия для конкурентоспособной экономики и предоставить общественные блага в виде равных возможностей для развития потенциала каждого. Выполнение данных направлений постоянно должно сопровождаться эффективностью выполнения.

Такой подход можно охарактеризовать, как социально-экономический, направленный на развитие потенциала каждого человека. Эффективное социально-экономическое развитие каждого даст наибольший эффект для устойчивого экономического развития. Бюджетная политика, которая направлена на выполнение данных функций, безусловно даст желаемый эффект и будет результативной.

ЛИTЕPATУPA

1. МусаеваДж.А. Теория и практика экономики переходного периода. Бишкек: Илим, 2GG8.

2. Tanzi V. Government versus Markets: The Changing Economic Role of the State. Cambridge: Cambridge University Press, 2Gii.

3. Stiglitz J.E., Rosengard J.K. Economics of the Public Sector. New York: W.W. Norton & Company, Inc., 2Gi5.

4. PorterM.E. The Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, MacMillan. i99G.

5. Мамадиев Б.Ы. Основные теоретические подходы к исследованию конкурентоспособности // Alatoo Academic Studies. 2015. № i. C. 21-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.