Научная статья на тему 'Знание для развития и формирование динамических способностей государства'

Знание для развития и формирование динамических способностей государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
143
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА / РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ГОСУДАРСТВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЗНАНИЕ / DYNAMIC CAPACITIES OF THE STATE / DEVELOPMENT OF THE STATE / DEVELOPING COUNTRIES / MODERNIZATION / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ведмецкая Людмила Васильевна

Статья посвящена проблемам развития государств и выработки ими уникальных, динамических способностей для поддержания конкурентного преимущества в условиях нестабильности и неустойчивости современного мира. Акцент делается на развивающихся странах, достигших определенных результатов в политической, экономической, социальной сферах, чей потенциал создания динамических способностей достаточно высок. Особое место в исследовании занимает проблема развития Российской Федерации. Знание рассматривается как обязательное условие для формирования эффективной политики и управления, как источник динамических способностей. В работе также применяется Индекс способностей государства в области науки и техники для демонстрации особой роли знания в современном государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge for Development and Forming of the State Dynamic Capacities

The author discusses the problems of states development and their unique dynamic capacities for competitive advantage maintenance in terms of modern world instability and unsteadiness, uses Innovation Capacity Index of the state for demonstration of special knowledge role in modern state, and basing on the research demonstrates that knowledge is an indispensable condition for effective policy and administration formation and can become the source of the dynamic capacities of the state. The accent becomes to the developing countries which have reached certain results in political, economic, social spheres, whose potential of creation of dynamic capacities is rather high. The main attention is given to the problem of development of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Знание для развития и формирование динамических способностей государства»

Л. В. Ведмецкая

ЗНАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВА

Статья посвящена проблемам развития государств и выработки ими уникальных, динамических способностей для поддержания конкурентного преимущества в условиях нестабильности и неустойчивости современного мира. Акцент делается на развивающихся странах, достигших определенных результатов в политической, экономической, социальной сферах, чей потенциал создания динамических способностей достаточно высок. Особое место в исследовании занимает проблема развития Российской Федерации. Знание рассматривается как обязательное условие для формирования эффективной политики и управления, как источник динамических способностей. В работе также применяется Индекс способностей государства в области науки и техники для демонстрации особой роли знания в современном государстве.

Ключевые слова: динамические способности государства, развитие государства, развивающиеся государства, модернизация, знание.

Роль динамических способностей современного государства в его развитии

Проблемы безопасности и развития — основные и важнейшие проблемы любого государства. В ситуации неустойчивости всей мировой системы они становятся еще более актуальными и сложными. В ситуации внешних (мировой экономический кризис, международные конфликты, ограниченность ресурсов и т. д.) и внутренних (демографические и миграционные проблемы, уровень преступности и коррупции и т. д.) угроз политика государств меняется. Подобные угрозы и кризисы вызывают естественную реакцию государства: стремление быть конкурентоспособным, способным быстро и четко оценивать внешнюю ситуацию и внутренний потенциал. Удовлетворяют этому условию и в то же время направляют государство на путь развития его особые, динамические способности.

Концепция динамических способностей, появившаяся в рамках теории стратегического управления, рассматривает проблему достижения и поддержания конкурентного преимущества организации в условиях быстро меняющейся внешней среды (см.: Андреева, Чайка, 2006, с. 6). Эту концепцию разрабатывали такие исследователи, как Д. Тис, К. Пителис, Г. Пизано, Э. Шуен, Р. Нельсон, С. Уин-тер, К. Эйзенхардт, Х. Волберд и др. Среди отечественных исследователей можно назвать В. С. Катькало, А. В. Бухвалова, Т. Е. Ан-

© Л. В. Ведмецкая, 2012

дрееву и В. А.Чайку (ввели понятие «способность к изменениям» в рамках концепции динамических способностей организации) и др. (Андреева, Чайка, 2006а; Бухвалов, 2004; Катькало, 2002; Пизано, Шуен, 2003; Teece, 2009).

В последние годы данная концепция весьма успешно используется в экономических теориях, а также становится востребованной и в политологии для изучения стратегических изменений различных видов деятельности государства. Изначально в научной литературе исследовался вопрос о способностях и состоятельности государства. В частности, кафедра политического управления Санкт-Петербургского государственного университета под руководством профессора Л. В. Сморгунова с 2007 года занимается исследованием способностей государства в области политико-административного управления (см.: Сморгунов, 2007; 2009а; Кулакова, 2007; Курочкин, 2007). В рамках этих работ проводились исследования процессов «повышения уровня политико-административных способностей государства осуществлять цели государственной политики, выполнять свои регулирующие функции по отношению к национальной экономике и обществу», достигать максимальной эффективности принятия управленческих решений и их исполнения, а также соотносить свои действия с публичными ценностями и интересами населения (Сморгунов, 2008, с. 404). В качестве исследователей компетенций государства, а также их состоятельности можно назвать профессора М. В. Ильина (Ильин, 2011, с. 60), профессора А. И. Соловьева (Соловьев, 2011, с. 125).

В условиях усложнения мировой политической и экономической системы, неустойчивости развития общества встает вопрос об исследовании также и динамических способностей государства, его конкурентного преимущества, особенностей стратегического развития, модернизации системы управления и умения распоряжаться данными ему материальными и нематериальными ресурсами.

Под динамическими способностями государства мы понимаем такие способности государства, которые позволяют не просто реагировать на изменения окружающей среды и приспосабливаться к новым условиям, но способствуют развитию и модернизации его политико-экономической системы. Концепция динамических способностей рассматривает в условиях быстроменяющейся внешней среды способность системы успешно адаптироваться, противостоять рискам, напряженности и постоянному стрессу от изменений окружающей действительности, «справляться с потрясениями, гибко приспосабливаясь к ним, и формировать институты, которые эффективно работают с измененной «реальностью» (см.: Норт, 2010, с. 21).

Развитие мы можем охарактеризовать как последовательное положительное изменение качественных условий политической системы как в целом, так и ее отдельных компонентов.

Способности государства есть реализация государством своих функций, которые направлены на реальную адапацию данного института к внешним и внутренним вызовам. Изучая способности государства, мы в состоянии оценить, как государство реагирует на них: полноценно, частично или не вполне адекватно (см.: Соловьёв, 2011, с. 128). Способности государства демонстрируют: связь данного института с населением и основными трендами общественного развития, эффективность управления, а также возможность решения государством актуальных стратегических и тактических задач. Дефицит определенных способностей государства ведет «к кризису либо отдельных структур управления и власти, либо правящего режима, либо самого государства. И наоборот: повышение соответствия способностей государства стоящим на повестке дня задачам является предпосылкой его успешного развития» (Там же, с. 130).

Таким образом, обращение к концепции динамических способностей помогает сфокусироваться на ряде принципиальных моментов при исследовании проблем развития государства. Концепция динамических способностей: а) помогает проследить процесс создания и поддержания конкурентного преимущества государства на мировой арене; б) подчеркивает нестабильность и быстрое изменение современной окружающей среды, а также необходимость в постоянном усовершенствовании своих способностей для развития государства; в) акцентирует внимание на способностях государства не только на сегодняшнем, но и на завтрашнем мировом рынке; г) уделяет внимание динамической компоненте развития государства.

Можно с уверенностью говорить о том, что любое государство должно внимательно относиться к выбираемому политическому курсу и своим способностям. Возможность создавать способности приводит к различным последствиям в разных странах, в зависимости от уровня сложности и инновационного потенциала их политико-административных и экономических систем, культурных традиций, идеологий, определяющих специфику поведенческих стратегий людей в кризисных ситуациях, и т. д. Мы можем говорить о развитых государствах (Германия, Франция, Великобритания, США и т. д.) или о развивающихся государствах (Мексика, Турция, Китай, Россия и т. д.), и они будут очень отличаться в своей реакции на глобальные угрозы в процессе принятия решений и стратегий развития.

Очевидно, что развивающиеся государства также значительно отличаются друг от друга по уровню модернизации экономической

сферы, развития социальной сферы, эффективности управления и проч. В данной работе мы затронем проблемы и перспективы не стран третьего мира, а государств, уже достигших определенных результатов в политической, экономической, социальной сферах, имеющих потенциал для выработки динамических способностей (Россия, Китай, Чили, Южная Корея и др.). Эти страны перешли от экономики, основанной на сельском хозяйстве, к более индустриализированной, городской экономике. Таким образом, когда мы говорим о «развивающихся странах», мы имеем в виду так называемые «страны с уровнем дохода выше среднего» («upper-middle-income economies») (в трактовке Всемирного банка1) или «ново-индустриализованные страны» («newly industrialized countries») (см.: Bozyk, 2006), у которых есть высокий потенциал для развития и модернизации общественного сектора и сектора экономики.

На примере развивающихся политических систем процессы формиования динамических способностей и поиск способов развития государства прослеживаются наиболее ярко и динамично. Поэтому в нашем исследовании мы больше внимания будем уделять развивающимся государствам, в особенности России. Перед ними вопрос о том, чтобы быть конкурентоспособными и преодолевать несовершенство государственной системы, стоит гораздо более остро, чем перед развитыми странами.

Роль знания в развитии государства:

динамические способности государства в области знания

Динамические способности уникальны тем, что дают преимущества государству не только на сегодняшнем рынке, но и на завтрашнем. И поскольку динамические способности — это способности, связанные с умением разрабатывать новые стратегии быстрее, чем конкуренты, путем распознания ценности различных ресурсов, то следует обращать особое внимание на те ресурсы, которые помогут государству развиваться в мире, где часть обществ давно перешла от модерна к постмодерну, а часть находится на стадии до-модернизационного развития. И хотя сложно выделить способности, которые могли бы рассматриваться как динамические из-за того, что создавать процессы обеспечения конкурентоспособности на

1 Всемирный банк делит государства на группы согласно уровню ВВП на душу населения в 2010 г. Выделяются следующие группы: страны с низким уровнем доходов (1005 долл. или меньше); страны с уровнем доходов ниже среднего (1006-3975 долл.); страны с уровнем доходов выше среднего (3976-12°275 долл.); страны с высоким уровнем доходов (12°276 долл. и выше). См. более подробно: Country and Lending Groups // http://data.worldbank.Org/about/country-classifications/country-and-lending-groups#IBRD

262 _

завтра необходимо уже сегодня, а оценить правильность предпринимаемых действий возможно лишь тогда, когда изменения произойдут (см.: Верховская, 2006, с. 183), трудно не согласиться с тем фактом, что особую роль в данной ситуации следует отвести нематериальным ресурсам, а именно знаниям, образованию и науке.

Не только в теории организации и в связанных с ней концепциях ресурсной теории и стратегического управления интеллектуальные ресурсы рассматриваюся в качестве самого значимого элемента развития и эффективной деятельности, но также и в теориях публичного управления и развития общества. Л. В. Сморгунов отмечает, что «современная теория управления стоит перед вызовом, который определяется трансформацией общества и всех составляющих его сфер в условиях повышения роли коммуникационных и когнитивных процессов и механизмов» (Сморгунов, 2009, с. 36).

Роль научных знаний, нематериальных ресурсов, включая человеческие ресурсы, значительно возросла в современном мире. Способность получать и применять новые виды знаний субъектами экономических, социальных, культурных и политических процессов — единственный путь развития современного государства, пытающегося разрешить задачи оптимизации использования как материальных, так и нематериальных ресурсов (см.: Сторчевой, 2006, с. 175). Нематериальные ресурсы (знания, научные открытия, новые способы коммуникации, управления и виды образования) играют особую роль в современном государстве. В общественных сферах, где роль знания высока, возможность развития также высока, причем относится это в полной мере к любому государству. Особенно ярко данные процессы прослеживаются в сфере экономических отношений (где появление мобильной связи уже способно значительно изменить ситуацию на рынке, как это происходит в Индии), но и в политико-административной сфере информационные достижения и знания также играют заметную позитивную роль (в организации электронного правительства, при использовании современных способов обучения и переквалификации кадров и др.).

Можно выделить несколько типов знаний, каждый из которых крайне важен для развития использующих их институтов. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) выделяют следующие типы: «знать-что» (факты); «знать-почему» (имеет отношение к научному знанию о принципах и законах природы; воспроизводится в специальных организациях, таких как лаборатория или исследовательский институт); «знать-как» (имеет отношение к умениям или способностям делать что-то, к опыту) и «знать-кто» (крайне важный тип знания, помогающий выяснить,

«кто знает, что и кто знает о том, как что-то сделать»; он включает в себя особые социальные отношения, которые делают возможным нахождение нужных экспертов и эффективное использование их знаний). Знание — гораздо более широкое понятие, чем информация, которая охватывает лишь первые два типа знания. Последние два типа («тактическое знание») создают благоприятную среду для оптимального использования имеющихся ресурсов и раскрытия потенциала государства в области политики, экономики, управления. Именно они и являются теми динамическими способностями, которые стимулируют развитие как отдельной организации, так и общества в целом (Knowledge..., 1996, p. 12).

Говоря о знаниях, мы не сможем обойти тему инновационного потенциала государства и его успехов в данной области. Как отмечают эксперты Европейской бизнес-школы: «Инновации — это мощный двигатель ценностей, который может быть использован правительствами и компаниями, чтобы улучшить свое конкурентное преимущество и выйти из кризиса в более выгодном положении, а также усилить способности преодолевать трудности все более и более сложного мирового рынка» (The Innovation., 2010).

Политика инноваций может стать ключевым компонентом стратегии развития XXI в. Роль государства в формировании институтов управления знаниями, а также в урегулировании взаимодействия между ними исключительна, а в условиях глобализации требуются также более активные усилия государства по обеспечению связей национальных институтов управления знаниями с международными. Изменению подвергается множество сфер деятельности государства: кадровая политика в отношении государственных служащих, антикоррупционная политика, политика развития публичной сферы и проч. «Современное управление окончательно теряет смысл технической работы и превращается в значимый фактор порождения знания»; способности управления не являются статическими, они динамичны, что вызывает потребность управленцев не столько в выработке тактики, сколько в разработке стратегии (см.: Сморгунов, 2009, с. 36).

Для развивающихся государств данные процессы являются важным условием развития. Политика, направленная на сокращение дефицита знаний, производства и потребления знаний типа «знать-кто» и «знать-как», способна сократить разрыв между развивающимися и развитыми государствами. Представляется важным повышать свой потенциал посредством новых знаний, способных внести свой вклад в экономику, управление, социальную сферу.

Успех в производстве новых способностей государства зависит от непрерывных инвестиций в производственную и социальную ин-

фраструктуру, организационные изменения, гибкость управления, способствующие новым методам изучения и использования тактических знаний. Некоторые развивающиеся государства еще в 1990-е годы сделали НИОКР в секторе информационно-коммуникационных технологий приоритетной областью развития и теперь обладают динамическими способностями в сфере знаний. Бразилия, Индонезия, Ямайка, Малайзия, Мальта, Мексика, Сингапур, Южная Африка, Южная Корея и Вьетнам приложили значительные усилия к разработке стратегий информационно-коммуникационных технологий и новых знаний и теперь получают от этого дивиденты (см.: Crede, Mansell, 1998, p. 50).

По данным Всемирного банка, пятьдесят лет назад «доход на душу населения в Гане и Республике Корея был практически на одном уровне. Но уже к началу 1990-х годов этот показатель в Корее был в шесть раз выше, чем в Гане. По некоторым оценкам, разрыв наполовину объясняется тем, что Корея добилась большего успеха в накоплении и использовании знаний». То есть данное государство успешно использовало свои динамические способности, которые помогли ему развиться (Знания..., с. 7).

Приблизительно с дюжину стран, включая Малайзию, Чили, Сингапур и Южную Корею, совершили значительный прорыв в развитии начиная с 1990-х годов. Их стратегии развития включали в себя три основных направления. Во-первых, они резко увеличили количество и качество знания, распространяя его в рамках их обществ. Во-вторых, они повысили объем и разнообразие сектора услуг. В-третьих, они следовали систематической, многолетней стратегии экономики знания, у которой были свои отличительные особенности и с точки зрения содержания, и с точки зрения процесса (An interview., 2010, p. 10-11).

Все истории успеха развивающихся государств были осуществлены благодаря динамичным преимуществам. Эти преимущества могут быть результатом особенностей естественных условий (благоприятный для вина климат в Чили), наличия человеческих ресурсов (дешевая рабочая сила во Вьетнаме) или расположения рынка (близость Румынии к восточноевропейским рынкам). Успешные страны разумно пользовались этими преимуществами на протяжении десятилетий. Эти страны находятся в постоянных поисках новых знаний (например, новая технология и новые управленческие методы (см.: Aubert, 2010, p. 9).

Ключевой фактор успеха здесь состоит в том, чтобы определить роль инноваций в долгосрочных стратегиях развития. Например, Китай решил стать «мировой фабрикой». Малайзия преследу-

ет цель стать «мировым лидером информационного общества». Это видение позволяет государству определять приоритеты и осуществлять их посредством урегулированной политики, согласованных действий правительства и региональных и местных властей. Таким образом, представляется важным определить основные способности государства, которые дают ему значительные преимущества на мировой арене. И есть основания полагать, что знания способны сыграть в развитии Российского государства отнюдь не последнюю роль.

Индекс способности государства к инновациям как показатель

роли знаний в развитии государства: на примере России

Как мы уже отмечали, знания и инновационный потенциал государства играют существенную роль в развитии как экономической сферы (способствуя переходу к экономике знаний), социальной сферы (формируя предпосылки и условия для развития общества знаний), так политической сферы и сферы управления. Способность государства понимать, интерпретировать, производить, приспосабливать, передавать, распространять и коммерциализировать знание служит важнейшим фактором не только развития экономики, но также совершенствования политической и управленческой сфер: повышение эффективности использования человеческих ресурсов и управление ими, повышение качества предоставления государственных услуг, применение информационно-коммуникационных технологии" в работе правительства, проведение административных и политических реформ на качественно новом уровне.

Существует несколько способов оценки способности государства в области знания. Однако установить точный объем производства знаний и инноваций, а также уровень производственных способностей государства достаточно трудно. Для этого исследователями выбираются определенные индикаторы, а на их основе разрабатываются индексы. К специализированным индексам относится Индекс способности государства к инновациям (Innovation Capacity Index), разрабатываемый Всемирным экономическим форумом при участии Международного университета Европейская бизнес-школа.

Данный индекс можно назвать инструментом оценки степени продвижения государства в области развития потенциала к инновациям. Он позволяет высшим чиновникам и предпринимателям во всем мире исследовать широкий диапазон специфических факторов страны, которые лежат в основе способности к инновациям, создавать определенную структуру для формирования и осуществления лучшей политики. Для данного индекса важное значение представляют не только экономические успехи или, скажем, уро-

вень использования информационно-коммуникационных технологий, но также и институциональное строительство государства, его форма правления, способность к развитию, к «хорошему правительству» («good governance») (см.: Lopez-Claros, Mata, 2011, p. 3). Таким образом, мы можем говорить о том, что индекс учитывает важность состояния и специфики политической и управленческой систем, а также их влияние на развитие государства в целом.

При составлении индекса были обработаны данные по 131 государству. В ходе работы были использованы данные международной организации Transparency International (Индекс восприятия коррупции). Создатели индекса считают коррупцию одним из самых серьезных препятствий на пути к развитию государства, производству и усовершенствованию знаний, а также инноваций.

Авторы индекса попытались найти баланс между широким освещением тех факторов, которые затрагивают способность государства к инновациям, с одной стороны, и определенную степень экономии, с другой, так как в принципе существует большое количество переменных, которые имеют влияние на национальную способность создавать и внедрять инновации. Авторы выделили пять основных элементов индекса, каждый из которых также можно разделить на составные части (Ibid., p. 17): а) регулирующие и правовые рамки (Regulatory & legal framework); б) НИОКР (Research and Development); в) использование информационно-коммуникационных технологий (Usage of ICT); г) институциональный климат (Institutional environment); д) человеческий капитал, обучение и социальная вкю-ченность (Human capital, training & social inclusion) (см. рис. 1).

Образование

Социальная включенность и политика справедливости

Оценка политического

/Человеческий \ /капитал, обучение' и социальная

курса страны

Хорошее управление

Качество инфраструктуры

Ведение предпринимательской деятельности

Инфраструктура в области НИОКР

Патенты и торговые марки

Телефонная связь

Мобильная сотовая связь

Использование правительством_

информационно-коммуникационных технологий

Составлено по: The Innovation for Development Report 2009-2010, 2010.

Интернет, компьютеры и телевидение

Рисунок 1. Элементы Индекса способности государства к инновациям.

Индекс был создан с пониманием того, что, несмотря на наличие множества факторов, влияющих на способности к инновациям в государстве, огромную роль в этом процессе играют два фактора: уровень социально-экономического развития государства и тип его политического режима. Авторы индекса отталкивались от постулата, что демократические государства наилучшим образом создают условия для создания и развития знаний и творческого потенциала и независимости мысли, которые настолько важны для инноваций.

Для классификации государств по уровню развития авторы индекса использовали типологию, разработанную Всемирным банком: страны с низким уровнем доходов; страны с уровнем доходов ниже среднего; страны с уровнем доходов выше среднего; страны с высоким уровнем доходов. Что касается классификации по типам политических режимов, то авторы индекса используют данные центра The Economist Intelligence Unit и его Индекс демократии стран мира (The Democracy Index) и выделяют полные демократии (показатель 8-10), недостаточные демократии (показатель 6-7.9), гибридные режимы (показатель 4-5.9), и авторитарные режимы (показатель < 4).

Согласно этим данным, Россия относится к государствам с уровнем доходов выше среднего и со смешанным политическим режимом (авторами использовались данные за 2008 г.) (см.: Lopez-Claros, Mata, 2010, p. 24). Однако следует отметить, что, по данным The Economist Intelligence Unit на 2011 г., Россия относится уже к государствам с авторитарным политическим режимом, что наводит на мысль о специфической ситуации, которая складывается вокруг производства и применения знаний и инноваций. С одной стороны, научным и технологичным знаниям, инновациям и образованию в процессе развития государства руководство страны отводит большую роль. К примеру, в 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета, посвященном стратегии развития России до 2020 г., премьер-министр В. В. Путин заявил, что «единственно реальной альтернативой... является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знании" и умении" людей для постепенного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом» (см.: Кузнецова, 2008, с. 104), Президент Д. А. Медведев не раз подчеркивал важность инноваций для модернизации страны, а проблема образования и производства знаний прошла красной нитью через все статьи В. В. Путина в период президентской предвыборной кампании 2011 г.

И отечественные, и зарубежные эксперты констатируют недостаточное развитие науки, сложности в сфере образования, приме-

нения и производства собственных знаний. Стоит отметить, что если, согласно Индексу способности государства к инновациям, в 2009-2010 гг. Россия была на 49-м месте среди 131 стран (между Уругваем и Мауритиусом), то в 2010-2011 гг. она занимала уже 56-е место (между Уругваем и Оманом), что говорит об ухудшении условий для производства и внедрения новых знаний, развития науки и техники.

Ситуацию с каждым из пяти элементов, составляющих Индекс способности государства к инновациям, в России можно оценить как не вполне благоприятную для создания и применения инноваций, да и вообще знаний в области науки и техники (рис. 2). Позиция Колнчкгтво биллон

49 И! 131 52.8 из ШО

Образование

Позиция 34 Количество баллов 72,9

Социальная включенность и политика справедливости

Позиция 38 Количество баллов 62,6

Оценка политического курса страны Позиция 62 Количество баллов 53,3

Хорошее управление Позиций 94 Кол л честно баллов 41,8

Качество инфраструктуры Полиции 45 Количество баллов 85,6

Использование правительством

информационно-коммуникационных технологий Позиция S3 Количество баллов 51,4

Ведение предпринимательской деятельностм

Позиции 57 Количество баллов 68,1

Инфраструктура в области НИОКР Позиций 36 Количество баллов 33,8

Патенты и торговые марки Позиция 62 Количество баллов 3,7

Телефонная связь Позиция 78 Количество баллов 77,9 Мобильная сотовая связь Позиция 26 Коли чество баллов 86,4 Интернет, компьютеры и телевидение

Позиция 46 Количество баллов 30,9

Составлено по: The Innovation for Development Report 2009-2010, 2010. Рис. 2. Расчет Индекса способности государства к инновациям по России, 2010 г.

Несмотря на стремление к инновационному развитию государства и на традиционное внимание к фундаментальной науке, Россия серьезно отстает от своего истинного потенциала в области знания и инноваций. Лидер в исследовании космоса, ядерной технологии и авиации в прошлом теперь уступает первенство в данных сферах другим государствам. Причин сложившейся ситуации множество. Мы можем отметить следующие: коррупция, слабая степень защиты интеллектуальной собственности, слабость системы независимости судей и судов, постепенное возвращение к авторитарным формам правления, недофинансирование науки и НИОКР,

недостаточная эффективность образовательной и научной инфраструктуры. Однако, по мнению исследователей, нет причины, по которой бы страна с такими богатыми человеческими и природными ресурсами не смогла бы догнать лучших из новаторов в мире.

Как отмечают исследователи, Россия в целом готова вступить на путь развития, основанный на знаниях. Как экономика, так и публичная сфера страны имеют значительные возможности для адаптации к новым условиям. Они обусловлены в первую очередь «человеческим потенциалом, значительными возможностями инновационного процесса и достаточно развитой материально-технической базой национальной инновационной системы. В то же время своеобразным тормозом, сдерживающим продвижение России в сторону экономики знаний, остаются нерешенные проблемы развития институциональной среды. Это, в частности, низкая эффективность государственного управления и регулирования экономики, неразвитость венчурного предпринимательства, высокие административные барьеры» (см.: Шурупова, 2009, с. 17).

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить следующие важные моменты:

• Динамические способности помогают государству развиваться и быть конкурентоспособным на международной арене. Особенно это заметно на примере развивающихся государств, имеющих потенциал в различных сферах дятельности.

• Знания играют исключительную роль в процессе развития и модернизации государства. В данной работе мы рассмотрели создание и применение инноваций как показатель развития государства в области знаний, перехода к «good govrnance».

• Недостаточное внимание к проблеме производства и применение знаний и инноваций является препятствием на пути формирования динамических способностей государства.

Не стоит игнорировать тот факт, что в мире после экономического кризиса инновации и знания, возможно, являются наиболее значимыми, если не единственными, движущими силами конкурентоспособности государств, их экономического роста и развития. И внимательное отношение к способности государства в области науки, знаний и инноваций может стать фактором преодоления множества проблем в социально-экономической и политической сферах.

Литература

Андреева Т. Е., Чайка В. А. Динамические способности фирмы: что необходимо, чтобы они были динамическими? // Научные доклады. 2006. № 2 // http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/niim/publishing/papers/2006/2(R)_2006.pdf (Andreeva T. E., Chayka V. A. Dynamic capabilities of the Company: the need to be dynamic? // Scientific reports. 2006. N 2 // http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/niim/

publishing/papers/2006/2 (R) _2006.pdf)

Андреева Т. Е., Чайка В. А. К дискуссии о сущности динамических способностей: Материалы научного семинара // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2006а. № 4. С. 163174. (Andreeva T. E., Chayka V. A. The discussion about the nature of dynamic capabilities: Materials Science Seminar // Bulletin of St. Petersburg State University. Series 8. 2006a. N 4. P. 163-174.)

Бухвалов А. В. Реальные опционы в менеджменте: введение в проблему // Российский журнал менеджмента. 2004. Сер. 2. № 1. С. 3-32. (Bukhvalov A. V. Real Options in Management: An Introduction to the problem // The Russian Management Journal. 2004. Series 2. N 1. P. 3-32.)

Верховская О. Р. Динамические способности фирмы: что необходимо, чтобы они были способностями? // Вестник СПБГУ. Сер. 8. 2006. Вып. 4. С. 183-185. (Verkhovskaya O. R. Dynamic capabilities of the company: what is it necessary they will be capable? // Bulletin of St. Petersburg State University. Series 8. 2006. N 4. P. 183-185.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знания на службе развития. Отчет о мировом развитии. 1998-1999. Включая выборочные показатели мирового развития. М.: Весь мир; Всемирный банк. 2000. 306 с. (Knowledge for Development. World Development Report. 1998-1999. Including sample World Development Indicators. M.: The whole world, the World Bank, 2000. 306 p.)

Ильин М. В. Пределы государственной состоятельности стран мира // Политическая наука. 2011. № 2. C. 60-74. (Ilyin M. V. The limits of solvency of the state // Political Science. 2011. N 2. P. 60-74.)

Катькало В. С. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2002. № 4. С. 20-42. (Katkalo V. S. Resource concept of strategic management: the genesis of core ideas and concepts // Bulletin of St. Petersburg State University. Series 8. 2002. N 4. P. 20-42.)

Кузнецова О. Инновации // Власть. 2008. № 3. С. 104. (Kuznetsova O. Innovation // Power. 2008. N 3. P. 104.)

Кулакова Т. А. Определение соотношения концепций способности государства, нового способа управления и политико-административных режимов // Демократия и управление. 2007. № 2 (4). C. 12-20. (Kulakova T. A. Determination of concepts of ability of the state, a new way to manage political and administrative regimes // Democracy and Governance. 2007. N 2 (4). P. 12-20.)

Курочкин А. В. Эффективность государственного управления: проблема определения и оценки в контексте «способностей государства» // Демократия и управление. 2007. № 2 (4). C. 20-27. (Kurochkin A. V. Effectiveness of government: problem identification and evaluation in the context of «the state's ability» // Democracy and Governance. 2007. N 2 (4). P. 20-27.)

Норт Д. Понимание процесса экономических изменений / пер. с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана. М.: Изд. Дом ГУ - ВШЭ, 2010. 254 c. (North D. Understanding the process of economic change / M.: State University - Higher School of Economics, 2010. 254 p.)

Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2003. № 4. С. 133-185. (Pisano, G, Shuen A. Dynamic capabilities and strategic company management // Bulletin of St. Petersburg State University. Series 8. 2003. N 4. P. 133-185.)

Сморгунов Л. В. Административная реформа в России: автономия государства и его способности к управлению // Право и управление. XXI век. 2007. № 1. С. 45-52. (Smorgunov L. V. Administrative Reform in Russia: the autonomy of the state and its ability to manage // Law and Management. XXI Century. 2007. N 1. P. 45-52.)

Сморгунов Л. В. Знание и координирующая функция государства // Мир и политика. 2009. № 10 (37). Октябрь. С. 32-43. (Smorgunov L. V. Knowledge and coordinating function of the state // The world and politics. 2009. N 10 (37). October. P. 32-43.)

_ 271

Сморгунов Л. В. Концепция «способностей государства», конструктивизм и развитие теории государственного управления // Государственное управление в XXI в.: традиции и инновации: 6-я ежегодная международная конференция факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова; 29-31 мая 2008 г.: Материалы конференции / отв. ред. И. Н. Мысляева. М.: МАКС Пресс, 2008. C. 403-419. (Smorgunov L. V. The concept of «state capacity», constructivism and time-development of the theory of public administration // State management in the XXI Century: Tradition and Innovation: The 6th Annual International Conference of the Faculty of Public Administration in Moscow State University. Moscow State University, 2008, May 29-31: conference / ed. by J. H. Myslyaeva. M.: MAKS Press, 2008. P. 403-419.)

Сморгунов Л. В. Способности государства и соотношение административных и демократических режимов правления // Демократия в современном мире / под общ. ред. Я. А. Пляйса, А. Б. Шатилова. М., 2009а. C. 63-74. (Smorgunov L. V. Ability of the state and the ratio of administrative and democratic regimes of the Board // Democracy in the modern world / ed. by J. A. Plyaysa, A. B. Shatilova. M., 2009a. P. 63-74.)

Соловьёв А. И. Способности и состоятельность российского государства: к постановке проблемы // Политическая наука. 2011. № 2. C. 125-142. (Solovyov A. I. Ability and viability of the Russian state // Political Science. 2011. N 2. P. 125-142.)

Сторчевой М. А. Некоторые сомнения в концепции динамических способностей // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2006. Вып. 4. C. 175-182. (Storchevoy M. A. Some doubts in the concept of dynamic capabilities // Bulletin of St. Petersburg State University. Series 8. 2006. N 4. P. 175-182.)

Шурупова А. С. Зарубежный опыт формирования экономики, основанной на знаниях, и его адаптация к российским условиям // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 7 (75). С. 14-18. (Shurupova A. S. International experience of forming an economy based on knowledge and its adaptation to conditions in Russia // Bulletin of the University of Tambov. Series: Humanities. 2009. N 7 (75). P. 14-18.)

An interview with Jean-Francais Rischard by Audrey Liounis: The Three Strands of Innovation // Development Outreach: Putting Knowledge to Work for Development, the World Bank Institute, Washington, 2010. P. 10 - 12.

Aubert J.-E. Innovation Policy for the Developing World: Success stories and promising approaches. Special Report // Development Outreach: Putting Knowledge to Work for Development. Washington: the World Bank Institute, 2010. P. 7-15.

Credé A, Mansell R. Knowledge Societies... // Nutshell: Information Technology for Sustainable Development. Ottawa: International Development Research Centre, 1998. P. 48.

López-Claros A, Mata Y. N. Factors, Policies and Institutions Underpinning Country Innovation: Results from the Innovation Capacity Index. The Innovation for Development Report 2010-2011 // http://www.innovationfordevelopmentreport.org/papers.html

López-Claros A, Mata, Y. N. Supplement to The Innovation for Development Report 2010-2011: Innovation as a Driver of Productivity and Economic Growth, 2010. P. 1-123.

Teece D. Dynamic Capabilities and Strategic Management. Oxford: Oxford University Press, 2009.

The Innovation for Development Report 2009-2010: Strengthening Innovation for the Prosperity of Nations. European Business School / A. López-Claros (ed.). New York: Palgrave Macmillan, 2010. 443 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.