Научная статья на тему 'Роль институтов гражданского общества в реализации стратегии устойчивого регионального развития'

Роль институтов гражданского общества в реализации стратегии устойчивого регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4989
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Третьякова Л.А.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, определяющие процессы и закономерности устойчивого регионального развития. Цель работы: обоснование влияния институтов гражданского общества на стратегию регионального развития. Методологической основой являются системный подход и метод диалектического познания, позволившие рассмотреть закономерности и процессы развития институтов гражданского общества и реализации стратегии устойчивого регионального развития во взаимосвязи и взаимообусловленности. В результате проведенного исследования обобщены и предложены теоретические подходы, определяющие сущность влияния институтов гражданского общества на эффективность реализации стратегии устойчивого регионального развития; выявлены и проанализированы особенности формирования институтов гражданского общества; определена зависимость результатов реализации стратегии устойчивого регионального развития от степени осознанного участия населения и наличия соответствующих институциональных механизмов управления территорией; дана оценка экономической роли органов самоуправления в обеспечении устойчивости регионального развития. Предложенные автором научнообоснованные рекомендации и предложения могут быть применены законодательными и исполнительными органами власти при разработке социально-экономических проектов и программ, направленных на устойчивое региональное развитие. Реализация стратегии устойчивого регионального развития возможна только при создании условий для динамичного социально-экономического развития, основанного на максимальном использовании гражданской инициативы населения, наиболее полно учитывающей их интересы. Только на принципах взаимодействия и взаимосогласованности между институтами гражданского общества, органами местного самоуправления и государственной властью возможно достижение стратегических и тактических целей реализации стратегии устойчивого регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Третьякова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль институтов гражданского общества в реализации стратегии устойчивого регионального развития»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 332.14:323.21

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Л.А. ТРЕТЬЯКОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления персоналом

E-mail: lora_tretyakova@mail.ru Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, определяющие процессы и закономерности устойчивого регионального развития. Цель работы: обоснование влияния институтов гражданского общества на стратегию регионального развития. Методологической основой являются системный подход и метод диалектического познания, позволившие рассмотреть закономерности и процессы развития институтов гражданского общества и реализации стратегии устойчивого регионального развития во взаимосвязи и взаимообусловленности.

В результате проведенного исследования обобщены и предложены теоретические подходы, определяющие сущность влияния институтов гражданского общества на эффективность реализации стратегии устойчивого регионального развития; выявлены и проанализированы особенности формирования институтов гражданского общества; определена зависимость результатов реализации стратегии устойчивого регионального развития от степени осознанного участия населения и наличия соответствующих институциональных механизмов управления территорией; дана оценка экономической роли органов самоуправления в обеспечении устойчивости регионального развития.

Предложенные автором научно обоснованные рекомендации и предложения могут быть применены законодательными и исполнительными органами власти при разработке социально-экономических

проектов и программ, направленных на устойчивое региональное развитие.

Реализация стратегии устойчивого регионального развития возможна только при создании условий для динамичного социально-экономического развития, основанного на максимальном использовании гражданской инициативы населения, наиболее полно учитывающей их интересы. Только на принципах взаимодействия и взаимосогласованности между институтами гражданского общества, органами местного самоуправления и государственной властью возможно достижение стратегических и тактических целей реализации стратегии устойчивого регионального развития.

Ключевые слова: институт гражданского общества, регион, стратегия, устойчивое развитие, местное самоуправление

Условия развития мирового сообщества определяют целеполагание стратегии устойчивого регионального развития не только на оптимальное использование ресурсных возможностей территории для улучшения социально-экономических и экологических условий реализации человеческого потенциала населения, но и на формирование эффективных институтов гражданского общества. Вопрос важности и объективной необходимости развития институтов гражданского общества рас-

сматривается на ежегодных общественных слушаниях «Эмпирические исследования гражданского общества», организованных Общественной палатой РФ, результатом которых является ежегодный доклад Общественной палаты «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации».

Данные мониторинга гражданского общества, который с 2006 г. Высшая школа экономики проводит совместно с целым рядом социологических центров страны, доказывают, что в настоящее время его демократизация требует формирования государственных и негосударственных структур и систем, которые через создание механизмов и инструментов управления и самоуправления обеспечат стабильный базис эффективной жизнедеятельности общества [8].

При этом организационно-экономический механизм реализации стратегии устойчивого регионального развития должен охватывать весь диапазон аспектов самоуправления как с точки зрения функционирования обособленной формы собственности на региональном уровне, так и выявления ее экономического статуса, учитывая отраслевую направленность экономического развития территорий. Системообразующими элементами организационно-экономического механизма реализации стратегии устойчивого регионального развития должны быть как представительства региональных сообществ, наделенных государственными полномочиями, так и институты гражданского общества, которые взаимодействуют на принципах социального партнерства - ключевого направления регулирования социально-экономических отношений.

Главную и определяющую роль в реализации стратегии перехода к устойчивому развитию в глобальном и национальном масштабах играют органы высшего политического уровня, правительства, международные организации. При реализации локальных планов развития территорий решающая роль принадлежит региональным властям. Только конструктивное плодотворное сотрудничество региональных органов власти и населения является необходимым и важнейшим условием успешной реализации стратегии устойчивого регионального развития как индикатора эффективности взаимодействия населения и ресурсного потенциала территории.

С точки зрения развития институтов гражданского общества регион следует рассматривать как особую сферу жизнедеятельности, в которой

экономические аспекты хозяйствования переплетаются с менталитетом и укладом жизни местных сообществ. Именно этим в значительной степени объясняется то, что всякого рода преобразования должны основываться на развитии различных форм самоорганизации регионального сообщества, функционирующих во взаимосвязи с другими структурами на паритетных началах в качестве главного условия эффективного регионального развития.

Анализ зарубежного опыта показал, что социально-территориальные группы, являясь институтами гражданского общества, лучше обеспечивают детализацию проблем развития территории, будучи более осведомленными в вопросах потребностей, перспектив и неиспользуемого потенциала. Выполнение гражданским обществом своей функциональной нагрузки, заключающейся в демократическом и гуманистическом развитии политической системы общества, создает предпосылки достижения оптимальной эффективности стратегии развития региона, причем особенно важно это на территориях, где степень сопротивления заинтересованных кругов в достижении индикаторов развития достигает критического уровня, переходящего в деструктивные факторы регионального развития [3].

В настоящее время, когда процессы глобализации носят многомерный характер, проявляющийся в технологической революции, трансформации мировой экономики, интенсификации трансграничных экономических, политических, социальных и культурных связей и трансформации системы ценностей, в ряде территорий имеет место неприятие и сопротивление со стороны органов власти по отношению к основным демократическим правам населения. В этих условиях задача регионального сообщества не только инициировать, но и поддерживать развитие институтов гражданского общества. Это обеспечит необходимые «точки роста» в проведении эффективных реформ на местном уровне с устойчивым результатом.

С этой позиции интерес представляет программа «Активное гражданское общество в Европе» как часть проекта «Европа для граждан»1. Реализация программных мероприятий направлена на обеспечение взаимопонимания и согласованности действий между гражданами и структурами управления ЕС, в том числе через разработку механизмов активи-

1 The «Europe for Citizens» funding programme for the period 2014-2020 URL: http://ec.europa.eu/citizenship/about-the-europe-for-citizens-programme/index_fr.htm.

зации гражданского общества. Одним из основных инструментов развития институтов гражданского общества на уровне ЕС является содействие в проведении конструктивного двухстороннего диалога через дебаты и различного рода обсуждения вопросов, связанных с демократизацией общества, гражданством в ЕС, общих культурно-исторических ценностей.

Рассматривая региональный социум как систему, можно отметить, что роль структур, обеспечивающих взаимосогласованность действий между населением и региональными органами управления, играют не только институты гражданского общества, но и местное самоуправление как неотъемлемая часть региональной власти, имеющая наибольший и полный доступ к системе потребностей населения территории, связанная с ним одной моделью жизнеобеспечения, а также наиболее доступная для создания эффективной системы обратной связи между региональной властью и гражданами.

В условиях агрессивного воздействия внешних факторов процесс формирования и развития институтов гражданского общества в регионах неразрывно связан с процессом развития системы местного самоуправления, что объективно обусловливает общие проблемы в части недостаточного времени для устойчивого транслирования демократических традиций на территориях, тяготение к государственному патернализму частично со стороны региональной власти и в большей степени со стороны населения.

Имея отдельные государственные полномочия, местное самоуправление необходимо рассматривать как механизм решения не только государственных задач, делегированных на местный уровень, но в большей степени как механизм реализации стратегии устойчивого жизнеобеспечения социума.

С точки зрения реализации стратегии устойчивого жизнеобеспечения социума местные органы власти через развитие инструментов социального партнерства в качестве главного условия эффективного регионального развития, основанных на взаимодействии различных институтов гражданского общества, функционирующих во взаимосвязи с другими региональными объединениями и выступающих субъектами общественных потребностей, обеспечивают весь диапазон выполнения многофункциональной нагрузки региона: оптимизируют функционирование экологической, экономической

и социальной инфраструктуры, включая не только процесс планирования, но и инициирование развития «точек роста» по всем направлениям [7].

Эффективность и результативность системы управления, которая перспективно направлена на обеспечение устойчивости развития любой системы, в том числе и региона, должна опираться на объективно стабильный конституционный властный каркас государства. Однако с точки зрения устойчивости развития необходимо применение компетентностного подхода к определению диапазона полномочий разноуровневых органов власти и местного самоуправления. Надо также учитывать, что в условиях разграничения полномочий и предметов ведения между уровнями власти реализация стратегии устойчивого регионального развития требует жесткой координации не только закрепления функциональных компетенций, но и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления с безапелляционным привлечением в процесс управления территорией институтов гражданского общества.

С точки зрения эффективности реализация стратегии формирования устойчивого регионального развития определяется степенью осознанного участия населения в управлении развитием территории через разнообразный инструментарий соответствующих институциональных механизмов. Местные органы власти представляют основной институциональный механизм развития на региональном уровне.

Наличие стабильной финансовой платформы, устойчивой и надежной с точки зрения источников формирования - это критерий эффективности местного самоуправления в регионе.

Учитывая это, законотворческая деятельность по вопросам развития местного самоуправления должна быть направлена на закрепление норм, оптимизирующих наполнение местных бюджетов как с точки зрения источников, так и в разрезе вариативности расходной части.

Рассматривая бюджет как совокупность экономических отношений по формированию и использованию централизованного денежного фонда государства, можно отметить, что сбалансированный региональный бюджет - это первоочередное и необходимое условие эффективной работы местных органов власти по достижению стратегических целей регионального развития. При этом надо учитывать тот факт, что эффективность системы местного

самоуправления в значительной мере зависит еще и от качества ее конструкции.

Исследование возможных организационно-экономических инструментов достижения устойчивого регионального развития показало, что с начала XXI в. на территориях регионов РФ задачей местного самоуправления является обеспечение автономности своей работы в рамках административной единицы при абсолютной приоритетности в принятии решений по управлению всеми аспектами развития территории. Предполагается, что с точки зрения устойчивости развития региона взаимодействие между государственной властью и местным самоуправлением строится по принципу единства при четком обозначении роли институтов гражданского общества в системе таких отношений, так как именно региональные сообщества и местные органы власти и самоуправления - основные функционально-структурные элементы механизма реализации стратегии устойчивого регионального развития [4].

Сущностная основа реализации данного механизма состоит в том, чтобы в рамках конкретной территории обоснованно разработать и апробировать социально-экономическую модель развития, которая бы максимально обеспечивала ее самодостаточное развитие за счет оптимизации бюджетного процесса, формирования диверсифицированного рынка труда, создания организационно-экономических стратегий регионального развития для достижения положительной динамики объективно контролируемых показателей уровня и качества жизни населения. Результативная апробация указанной модели регионального развития может быть только на основе востребованного развития институтов гражданского общества через различные формы самоорганизации населения как института народовластия, что обеспечит формирование политической самоосознанности населения как главного фактора развития гражданской инициативы в конструктивном диалоге с органами местного самоуправления, помогая последним в своей нормотворческой деятельности максимально учитывать потребности и позицию различных социальных групп.

Процессы глобализации определенным образом меняют стратегические установки развития регионов, определяя первоочередность решения проблем конкурентоспособности и положительной социально-экономической динамики регионального

развития. В этом контексте особую актуальность приобретают вопросы согласованности и результативного взаимодействия по основным направлениям регионального развития через систему максимально адекватных механизмов межведомственного взаимодействия..При этом следует иметь в виду, что саморазвитие региона как системы -сложный многоступенчатый процесс компетент-ностного определения потребностей территории через апробацию эффективных методов управления, нацеленных на долгосрочное обеспечение положительных тенденций изменения степени удовлетворения общественных потребностей на основе многофункциональной нагрузки территорий. Безусловно, этот процесс требует взаимооувязки целеполагания экономической стратегии развития региона и сущностных ментальных характеристик системы жизнеобеспечения населения.

Следует отметить, что эффективность работы органов местного самоуправления на уровне региона объективно определяется наличием методического инструментария руководства территориальными образованиями, при этом значительная доля территорий не имеет четкой и логической концепции перспективного развития ввиду отсутствия интереса у местных органов власти в инициировании проектов саморазвития территории за счет ресурсного потенциала и собственных средств. Это, в свою очередь, приводит к выводу, что процесс децентрализации управления на территориях протекает сложно и не позволяет в полном объеме стимулировать развитие институтов гражданского общества, позволяющих обеспечить большую гибкость и эффективность управления, а также повышение гражданской и социальной ответственности [8].

Частично это объясняется несовершенством организационно-правового механизма в процессе управления территорией, а также неэффективностью системы формирования экономической базы деятельности местного самоуправления в виде предпринимательских структур, находящихся в собственности и управляемых органами местного самоуправления.

Традиционно местные органы управления как субъект региональной экономической деятельности практически не рассматриваются. Вместе с тем процессы интернационализации производственных взаимосвязей и расширения диапазона участников экономической деятельности на уровне региона определяют переоценку экономической роли местных

органов самоуправления, которая стимулирует развитие региона в качестве социально-экономической системы, обеспечивающей удовлетворение всей совокупности потребностей населения. Использование такого инструмента повышения эффективности работы местных органов власти в муниципальном секторе экономики, представленном предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, сферы услуг, транспорта и строительства в развитых странах (Англия, Франция, Италия, Испания и др.), позволяет настроить систему удовлетворения потребностей точечно с учетом реальных потребностей населения и их потенциальной платежеспособности. При этом значимым является тот факт, что в западных демократиях процесс модернизации системы управления территориями характеризовался не только длительностью (несколько десятилетий), но и формированием институтов гражданского общества через экономические и политические сообщества и группы, а также распределением собственности, что априори подразумевало функциональную нагрузку местных органов власти в качестве структурного базиса жизнеобеспечения территории [5].

Выделение муниципального сектора экономики как инструмента стимулирования динамично результативной работы органов местного самоуправления определяет не только интенсивность воспроизводственного процесса социальной сферы и инженерной инфраструктуры, но и развитие предпринимательской деятельности, обеспечивающей занятость населения. Факторный анализ эффективности местного самоуправления показал, что устойчивая динамика результативности имеет прямую зависимость от условий владения и распоряжения муниципальной собственностью, представляющей собой сложную систему элементов территориально-хозяйственной деятельности - производственно-финансовых ресурсов, непроизводственных фондов, коммунальных предприятий и т.д., которые определяют направления стратегического регионального развития.

Процесс демократизации общества в полной мере способствует качественному увеличению ресурсного потенциала территориальных формирований, что определяет и расширение полномочий органов местного самоуправления в плане управления экономической компонентой регионального развития. Вместе с тем анализ общемировой практики дает основание утверждать, что процесс конструктивной дифференциации экономической

функции государства между государственными структурами управления разного территориального уровня и органами местного самоуправления проходит сложно. В условиях России, учитывая исторический аспект развития системы местного самоуправления, это частично объясняется тем, что расширение полномочий на местном уровне не в полной мере бывает подкреплено выделяемыми средствами из государственного бюджета. Кроме того, передача убыточной инфраструктуры на местный уровень препятствует формированию прочной экономической базы развития территории.

Сфера экономической деятельности органов местного самоуправления, включающая производственную, экологическую, научно-техническую и информационную инфраструктуры, должна формироваться по принципу самоорганизации и самофинансирования в рамках реализации стратегии устойчивого регионального развития. Оптимальное развитие данной сферы должно базироваться на стабильной финансовой платформе, которая предполагает объективность применяемых инструментов межбюджетной распределительной системы.

С точки зрения финансовой устойчивости территорий государственные финансы распределяются вертикально: территории формируют доходную часть местных бюджетов за счет сбора налогов (структура поступлений включает налог на землю, имущество и доходы физических лиц), при этом их основная часть в целях перераспределения передается на региональный и федеральный уровни, а затем происходит обратное наполнение местных бюджетов в определенных государством пропорциях для оптимизации системы дотирования субъектов Федерации, различных по уровню развития и конкурентоспособности. Такая же схема межбюджетного распределения, основанная на бюджетной централизации, характерна и для регионального уровня, включая муниципальные районы области. Это ограничивает органы местного самоуправления в самостоятельности определения источников формирования бюджетов и исполнении своих полномочий.

Анализ структуры поступлений в местные бюджеты показал, что значительную их часть составляют отчисления от налога на доходы физических лиц. При этом постоянно наблюдается сокращение нормативов отчислений с данного налога в местные бюджеты в пользу региона: в 2013 г. доля снижения составила с 10 до 5% для поселений и с 20 до 15%

для муниципальных районов и городских округов. Это приводит к тому, что наибольшая доля собственных доходов концентрируется в бюджетах экономически стабильных и конкурентоспособных муниципальных образований с развитой экономической инфраструктурой. Действующая система межбюджетных распределительных отношений ограничивает развитие локальных региональных «точек роста» и не стимулирует устойчивость социально-экономического развития отдельных территорий [2].

Рассматривая устойчивость регионального развития, необходимо понимать, что муниципальная власть осуществляется в рамках общегосударственной политики, но, несмотря на это, она является гибким инструментом самостоятельной организации населения территории для решения локальных вопросов жизнеобеспечения. Институт местного самоуправления необходимо рассматривать в качестве фундаментального уровня публичной власти, максимально ориентированной на систему потребностей населения. Степень его устойчивости и объективной самостоятельности определяет баланс интересов государства. При этом принцип децентрализации, положенный в основу местного самоуправления, является системообразующим основанием устойчивости федеративного государственного устройства России.

Именно это условие является главным в проведении масштабной реформы местного самоуправления. В Государственной думе РФ рассматривают в первом чтении законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который позволит системно и многоаспектно преобразовать институт местного самоуправления, включая вопросы экономической деятельности органов местного самоуправления, направленные на создание прочной финансовой основы для регионов в плане повышения эффективности управления развитием малых территорий [2].

Система целеполагания развития регионов в контексте глобализации и обеспечения конкурентоспособности территорий ориентирует органы местного самоуправления на инициативное их развитие не только в плане устойчивого жизнеобеспечения населения, но и в плане формирования перспективных точек экономического роста. Это в рамках масштабной политической реформы означает расстановку приоритетов в достижении глобальной цели - устойчивого в динамике экономического

роста страны - на региональный и территориальный уровни. Разработка эффективных механизмов модернизации системы управления территориями подразумевает проведение бюджетной и налоговой реформ для обоснованного инструментального сопровождения финансовой устойчивости муниципалитетов с одновременным расширением их полномочий, направленных на создание устойчивых интеграционных межмуниципальных связей.

В этой связи государственное регулирование развития территорий должно осуществляться через действенные рычаги и инструменты для справедливого, дифференцированного и адресного оказания поддержки территориям с учетом стартовых условий жизнедеятельности, связанных с качественными и количественными характеристиками оптимизации использования ресурсного потенциала с учетом агрессивности воздействия внешних факторов.

В настоящее время институты гражданского общества, базирующиеся на гражданской инициативе, недостаточно активно и системно участвуют в решении территориальных проблем, что не способствует реализации стратегии устойчивого регионального развития. Практика показывает, что только развитие гибких, вариабельных моделей управления территорией может создать благоприятные условия для решения всех аспектов проблем жизнеобеспечения местного сообщества, которое функционирует как триединая система: население, экономика, территория.

Основными системообразующими элементами механизма реализации стратегии устойчивого регионального развития должны быть органы местного самоуправления, наделенные государственными полномочиями, и различные институты развития гражданского общества, которые взаимодействуют на принципах социального партнерства как ключе -вого направления регулирования социально-экономических отношений.

Учитывая то, что субъектами общественных потребностей могут выступать различные структурные элементы и подсистемы общества, развивающиеся на принципах интеграционных связей, первостепенное значение при реализации стратегии устойчивого жизнеобеспечения имеет разработка и апробация инструментария качественной интеграции граждан в процессы управления территориальным развитием. Причем наибольшую актуальность приобретают вопросы

перспективного интерактивного планирования, участие населения в которых позволит своевременно корректировать краткосрочные планы территориального развития [1].

В качестве представителей института развития гражданского общества значимую роль в развитии территории играют функциональные сообщества. Чаще всего это неформальные объединения граждан, не имеющих возможности в краткосрочной перспективе удовлетворить определенные специфические потребности. Созданию эффективных институтов развития гражданского общества способствует несогласованность и отсутствие четкого инструментария процесса управления территорией. В подобных случаях образующиеся неформальные объединения объективно оказывают конкурентное воздействие на деятельность формальных организаций, созданных обществом для управления развитием территории. Это имеет положительный эффект в выборе средств и методов комплексного развития сельской территории.

Вместе с тем, надо четко понимать, что, будучи специфической ветвью власти, осуществляющей государственные полномочия с точки зрения абсолютного учета интересов населения, органы местного самоуправления являются основным гарантом реализации гражданских прав и свобод населения, удовлетворения его социокультурных и других жизненно важных потребностей, а также институтом, определяющим стратегические направления комплексного развития территории на основе природно-ресурсного потенциала в муниципальном образовании.

В рамках масштабной реформы местного самоуправления необходима перенастройка перспективных ориентиров деятельности органов местного самоуправления как саморазвивающейся, саморегулирующейся и самонастраивающейся, самофинансируемой системы, работающей на паритетных началах и в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества конкретной территории. Это условие определяет следующие принципиальные направления деятельности местных органов власти:

- организация качественного функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры и налаживание межтерриториальных интеграционных связей;

- инициация и координация деятельности кооперативных объединений для максимально

возможного удовлетворения системы потребностей населения;

- конструктивная поддержка развития и создания предпринимательских зон;

- поддержка и стимулирование развития институтов гражданского общества для обеспечения участия населения в интерактивном планировании комплексного развития территории;

- обеспечение финансовой самодостаточности муниципального образования;

- систематический мониторинг состояния социально-экономического развития территории [6]. Становление эффективного института местного

самоуправления - процесс длительный и сложный. Важнейшим условием его развития является политическая зрелость и готовность населения к принятию решений по развитию территории через институты самоуправления. При этом только на основе практического опыта возможен переход к принципам гражданского общества. В чем, как показывает опыт ряда стран Центральной Европы, большую роль играет территориальное общественное самоуправление, которое сможет быть представлено с учетом специфики менталитета каждой конкретной территории различными социально-территориальными группами населения. В современных условиях становления институтов гражданского общества органы территориального общественного самоуправления должны обеспечивать качественные характеристики планирования развития территорий, обеспечивая информационную, проектную и обучающую поддержку этой деятельности в муниципальном образовании.

Таким образом, изучая систему устойчивого регионального развития, необходимо учитывать, что регион - это социально-экономическая система, функционирующая в процессе жизнеобеспечения населения на основе природно-ресурсного потенциала. В свою очередь устойчивое развитие подразумевает не только рост экономической эффективности, но и повышение уровня и качества жизни населения. Стратегия устойчивого регионального развития должна быть целенаправленной и комплексной, стабилизируя и поддерживая все функциональные особенности территории, что позволит выстраивать систему приоритетов при реализации региональных программ развития.

Анализ зарубежного опыта показал, что, представляя все категории регионального сообщества, институты гражданского общества - это опреде-

ляющие результативность активные участники в разработке и реализации стратегии развития территориальной единицы. При этом первоочередной задачей совершенствования системы социального управления территорией является создание различных структурных звеньев и подсистем гражданского общества в качестве основных субъектов общественных потребностей, взаимодействующих на принципах социального партнерства. Реализация стратегии устойчивого регионального развития возможна только при создании условий для динамичного социально-экономического развития, основанного на максимальном использовании гражданской инициативы населения, наиболее полно учитывающей систему потребностей и ресурсные возможности для их удовлетворения.

Только на принципах взаимодействия и взаимосогласованности между институтами гражданского общества, органами местного самоуправления и государственной властью возможно достижение стратегических и тактических целей регионального развития.

Список литературы

1. Кремлёв Н.Д. Методы оценки человеческого развития // Статистика и общество: история, современность, развитие: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: ИСППИ АН РБ, 2010.

2 . Мартишин Е.М. Эволюционные механизмы модернизации в стратегии региона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 13. С. 9-19

3. Мингалева Ж.А., Гершанок Г.А. Устойчивое развитие региона: инновации, экономическая безопасность, конкурентоспособность // Экономика региона. 2012. № 3. С. 68-77.

4. Татаркин А.И. Инновационное развитие России: от политических призывов к антикризисным действиям // Современные тенденции развития бизнеса и бизнес-образования в России: материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск: ЮУрГУ. 2010. С. 3-14.

5. Тамбовцев В.Л. Роль рынка для институтов в институциональной эволюции // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Т. 3. № 4. С. 28-36.

6. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве / Важенин С.Г., Берсенев В.Л., Важенина И.С., Татаркин А.И. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2011. 540 с.

7. Турченко В. Н. Социально-экономические основы экологического кризиса и перехода к устойчивому развитию в России // Гуманитарные науки в Сибири. 1996. № 1. С. 38-44

8. Якобсон Л. И. Выступают ли российские НКО в роли «школы демократии»? // Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. М.: НИУ ВШЭ. 2014. С.471-480.

Regional economics: theory and practice Region development strategy

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

THE ROLE OF CIVIL SOCIETY IN THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY FOR SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT

Larisa A. TRET'YAKOVA

Abstract

The subject of research is the socio-economic relationships that define the processes and patterns of sustainable regional development The purpose of the article is to support the impact of civil society on regional development strategy A systematic approach and method of dialectical cognition, which examine the patterns and processes of development of civil society institutions and implementation of the strategy for sustainable regional

development in the relationship and codependence, are the methodological basis of the study As a result of the research, the author compiled and offered theoretical approaches that define the essence of the influence of civil society on the effectiveness of the implementation of the strategy for sustainable regional development . As well, the author identified and analyzed the peculiarities of the institutions of civil society, the dependence of the results of the regional sustainable development strategy

implementation on the informed participation of the population and the existence of appropriate institutional mechanisms for the administration of the territory. The author also estimated the economic role of Government in ensuring the sustainability of regional development . The science-based advice and suggestions put forward by the author can be applied to the legislative and executive authorities in socio-economic projects and programs aimed at sustainable regional development The author concludes that the implementation of the strategy for sustainable regional development is possible only under creation of conditions for dynamic social and economic development based on maximum use of civil initiative, taking account of their best interests. Only on the principles of collaboration and partnership between civil society, local governments and public authorities the achievement of strategic and tactical objectives of the regional sustainable development strategy implementation is feasible

Keywords: institution, civil society, region, strategy, sustainable development, local government

References

1. Kremlev N.D. [Methods of evaluation of human development] . Statistika i obshchestvo: istoriya, sovre-mennost', razvitie: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. all-Russ. Sci. Conf. "Statistics and society: history, the present, development"]. Ufa, ISPLR AS RB Publ., 2010.

2 . Martishin E . M . Evolyutsionnye mekhanizmy modernizatsii v strategii regiona [Evolutionary mechanisms of modernization in the region's strategy] . Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika -Regional economics: theory and practice, 2014, no. 13, pp. 9-19.

3. Mingaleva Zh.A., Gershanok G.A. Ustoi-chivoe razvitie regiona: innovatsii, ekonomicheskaya bezopasnost', konkurentosposobnost' [Sustainable

development of the region: innovation, economic security, competitiveness]. Ekonomika regiona - Region's economy, 2012, no. 3, pp. 68-77.

4. Tatarkin A.I. [Innovation development of Russia: from political appeals to anti-crisis actions] Sovremen-nye tendentsii razvitiya biznesa i biznes-obrazovaniya v Rossii: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. "Current trends of development of business and a business education in Russia"]. Chelyabinsk, UrSU Publ., 2010.

5. Tambovtsev V.L. Rol' rynka dlya institutov v institutsional'noi evolyutsii [A role of the market for institutions in institutional evolution] . Ekonomicheskii vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta -Economic Bulletin of Rostov State University, 2005, no. 4, pp. 28-36.

6 . Territorial'naya konkurentsiya v ekonom-icheskom prostranstve [Territorial competition in economic Space]. Yekaterinburg, Institute of Economics UrB RAS Publ., 2011, 540 p.

7. Turchenko V.N. Sotsial'no-ekonomicheskie osnovy ekologicheskogo krizisa i perekhoda k us-toichivomu razvitiyu v Rossii [Social and economic bases of ecological crisis and transition to a sustainable development of Russia]. Gumanitarnye nauki v Sibiri -Humanities in Siberia, 1996, no. 1, pp. 38-44.

8. Yakobson L.I. [Are the Russian NPOs a "School of democracy"?]. Aprel'skaya mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva [Proc. April Int. Sci. Conf. on the development of economy and society]. Moscow, RU HSE PUBL., 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Larisa A. TRET'YAKOVA

Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation lora_tretyakova@mail ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.