Научная статья на тему 'Направления совершенствования системы управления жилищно-коммунального хозяйства муниципалитета на основе развития принципов самоорганизации населения'

Направления совершенствования системы управления жилищно-коммунального хозяйства муниципалитета на основе развития принципов самоорганизации населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1195
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПАРК / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / MODERNIZATION / CIVIC ACTIVITY / SELF-ORGANIZATION / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / INNOVATIVE EDUCATIONAL PARK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бублик Николай Дмитриевич, Чувилин Денис Валерьевич

Статья посвящена актуальной проблеме реформирования и модернизации региональных систем жилищно-коммунального хозяйства. В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности управления жилищно-коммунальной сферы на основе развития процессов самоорганизации. Исследованы вопросы гражданской активности как основы самоорганизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, определена сущность и роль территориального общественного самоуправления. Авторами предложено рассматривать территориальное общественное самоуправление в организационно-экономическом аспекте как интегратор инновационной активности населения. Это позволяет выявить дополнительный потенциал роста результативности создания и развития территориального общественного самоуправления. Проведен анализ практики становления территориального общественного самоуправления в России и Республике Башкортостан. Выявлены проблемы его функционирования и развития, включая низкую активность граждан, неэффективное методологическое сопровождение, отсутствие устойчивого финансового обеспечения деятельности. Предложены пути совершенствования организационно-экономического механизма функционирования территориального общественного самоуправления. Рассмотрена возможность создания промежуточных (вспомогательных) форм трансформации гражданской активности населения в жилищно-коммунальной сфере, в том числе системы инновационно-образовательных парков «Финансовые, информационные и социальные технологии модернизации жилищно-коммунального хозяйства». Дана предварительная оценка ожидаемых результатов реализации сформулированных предложений с позиции повышения функционирования муниципальной системы жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the actual problem of reform and modernization of regional systems of housing and communal services. The problem of improving the management of housing and communal services through the development of self-organization processes are considered in the article. Questions of civic engagement as the basis of self-organization are disclosed, the nature and role of territorial public self-government is defined. The authors suggested to consider territorial public self-government in the organizational and economic aspects as an integrator of innovative activity of the population. This allows to identify additional growth potential of the creation and development of territorial public self-government. The analysis of the practices of territorial public self-government development in Russia and the Republic of Bashkortostan is performed. Problems of its functioning and development are identified, including the low activity of citizens, poor methodological support, the lack of sustainable financing. Ways to improve the organizational and economic mechanism of the territorial public self-government was suggested. The possibility of the creation of intermediate (auxiliary) forms of transformation of civic engagement in the housing and communal sector, including a system of innovative educational parks "Financial, information and social technology of modernization of housing and communal services ". Preliminary assessment of the expected results of the implementation of the proposals was made in aspect of improvement of the functioning of the municipal system of housing and communal services.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования системы управления жилищно-коммунального хозяйства муниципалитета на основе развития принципов самоорганизации населения»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/04EVN614.pdf DOI: 10. 15862/04EVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/04EVN614)

УДК 332

Бублик Николай Дмитриевич

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Уфимский филиал Россия, Уфа1

Профессор кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг»

Доктор экономических наук E-Mail: [email protected]

Чувилин Денис Валерьевич

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Уфимский филиал Россия, Уфа

Доцент кафедры «Финансы и кредит» Кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]

Направления совершенствования системы управления

жилищно-коммунального хозяйства муниципалитета на основе развития принципов самоорганизации населения

1 450015, г. Уфа, ул. М. Карима, д. 69/1

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме реформирования и модернизации региональных систем жилищно-коммунального хозяйства. В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности управления жилищно-коммунальной сферы на основе развития процессов самоорганизации. Исследованы вопросы гражданской активности как основы самоорганизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, определена сущность и роль территориального общественного самоуправления. Авторами предложено рассматривать территориальное общественное самоуправление в организационно-экономическом аспекте как интегратор инновационной активности населения. Это позволяет выявить дополнительный потенциал роста результативности создания и развития территориального общественного самоуправления.

Проведен анализ практики становления территориального общественного самоуправления в России и Республике Башкортостан. Выявлены проблемы его функционирования и развития, включая низкую активность граждан, неэффективное методологическое сопровождение, отсутствие устойчивого финансового обеспечения деятельности. Предложены пути совершенствования организационно-экономического механизма функционирования территориального общественного самоуправления. Рассмотрена возможность создания промежуточных (вспомогательных) форм трансформации гражданской активности населения в жилищно-коммунальной сфере, в том числе системы инновационно-образовательных парков «Финансовые, информационные и социальные технологии модернизации жилищно-коммунального хозяйства». Дана предварительная оценка ожидаемых результатов реализации сформулированных предложений с позиции повышения функционирования муниципальной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; модернизация, гражданская активность; самоорганизация; территориальное общественное самоуправление; организационно-экономический механизм; инновационно-образовательный парк.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Бублик Н.Д., Чувилин Д.В. Направления совершенствования системы управления жилищно-коммунального хозяйства муниципалитета на основе развития принципов самоорганизации населения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/04EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/04ЕУШ14

Введение

В настоящее время управление городской системой жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), как правило, осуществляется администрациями в пределах своих полномочий. В организационной структуре администраций выделяются ответственные за развитие этой сферы, в подчинении которых находится несколько специализированных отделов. Кроме того в городах функционирует ряд муниципальных предприятий, задействованных в сфере ЖКХ. В системе управления сферой ЖКХ используются принципы программного планирования. В основе разработки и реализации программ лежит Генеральный план города, предопределяющий комплексность развития систем коммунальной инфраструктуры и жилищной сферы. Такая программа, чаще всего, ориентирована на обеспечение потребностей жилищного, промышленного строительства и социальной сферы всеми видами ресурсов с учетом заданий по снижению удельных показателей расхода энергоносителей, упорядочение системы взаимных расчетов и т.д. На основе программы комплексного развития разрабатываются инвестиционные программы организаций коммунального комплекса.

Анализ существующих городских систем управления ЖКХ показал, несмотря на то, что реализуемые программы обеспечивают достижение значимых социально-экономических результатов на основе внедрения новых технологий, автоматизации управленческих процессов и других высокоэффективных мероприятий, можно выявить следующие существенные резервы, связанные с несистемным использованием в настоящее время ряда современных методологических механизмов формирования и реализации программ:

1. Отсутствие количественно определенных целей программ.

2. Некорректное использование принципов и методов инвестиционного анализа и обоснования инвестиционных решений.

3. Отсутствие обоснования бюджетных ассигнований с позиции бюджетной и социальной эффективности программы.

Качественно новым подходом к ослаблению вышеуказанных недостатков является широкое привлечение потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) к процессу сбора, анализа, оценки информации в рамках формирования программ развития жилищно-коммунальной сферы. Одним из основных сдерживающих факторов решения этой проблемы, на наш взгляд, является не достаточная развитость системы информирования и взаимодействия с потребителями по вопросам не только контроля качества услуг, но и по обсуждению проблем и путей развития системы.

Существующие подходы к совершенствованию системы

управления ЖКХ на основе самоорганизации

В настоящее время одним из генеральных направлений решения социально-экономических проблем развития страны выступает становление гражданского общества как системы институтов, реализующих и согласующих гражданские права и свободы как общества в целом, так и его отдельных сообществ. Современное понимание сущности гражданского общества базируется на длительной эволюции, прежде всего, социально-философских и политико-правовых наук. Существует множество работ ученых и специалистов в области социологии, экономики и управления, исследующих генезис и современное состояние гражданского общества вообще и в России, в частности. При этом многие авторы акцентируют свое внимание на таком феномене гражданского общества как самоорганизация [1, 2, 8, 11].

В Докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 год под самоорганизацией понимается «способность населения к социальному взаимодействию на уровне согласования социально значимых целей». Е. Рожнова определяет актуальность

проблематики гражданского общества как способа решения различных проблем социального характера на основе «самоорганизации населения, мобилизации коллективной деятельности и преодоления социальной пассивности в условиях демократизации общества и повышения социальной ответственности личности за траекторию собственного развития». При этом практики самоорганизации представляют собой «формы и модели объединения инициативных групп граждан с целью выражения коллективных требований - сообщений, затрагивающих проблемные условия жизнедеятельности всего местного сообщества или значительной его части» [1, 5, с.5].

Развитие самоорганизации в литературе преимущественно рассматривается с различных аспектов: с позиции функционирования некоммерческого сектора, благотворительности и волонтерской активности, средств массовой информации и т.д. Однако рассматриваемая в данной статье проблемная область связана, прежде всего, с исследованием самоорганизации населения в вопросах местного самоуправления, в том числе в вопросе управления жилищно-коммунальным комплексом муниципалитета, как одном из приоритетных объектов городского хозяйства.

Основополагающим документом, регламентирующим деятельность местного самоуправления выступает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законом определены принципы, вопросы и формы местного самоуправления. Обобщая опыт более чем десяти летнего периода действия данного закона, в литературе отмечается ряд недостатков во взаимоотношении местных властей и общества, в том числе [5]:

1) Возрастающий темп жизни в городах, приводящий к росту индивидуализма и нехватки времени на решения социальных проблем;

2) Высокий уровень пассивности основной массы населения, как «результат сформировавшейся в муниципальных образованиях управленческой модели, сложившейся социально практики»;

3) Развитие «имитационно-демонстративных форм» общественной активности при проведении публичных слушаний, сходов граждан, правотворческой инициативы и т.д.;

4) Специфика бюджетного процесса в РФ, приводящая к финансовой зависимости местных органов в большей степени от региональных властей, чем от проживающего в муниципалитете населения.

5) Несовершенство процедур участия населения в местном самоуправлении. Например, на общественные слушания, как правило, выносится уже готовый проект, планируемый к реализации на территории муниципалитета. При этом изначально вопросы целесообразности разработки такого проекта часто не обсуждаются. Кроме того решения публичных слушаний являются необязательными для исполнения и носят рекомендательный характер.

6) Отсутствие проработанных механизмов и процедур реализации независимой общественной экспертизы, в том числе порядка ее финансирования. Это приводит к увеличению «стихийности» гражданских инициатив, снижению их эффективности и, в целом, не стимулирует активность населения.

Одной из организационных форм, призванной преодолеть указанные проблемы и недостатки взаимодействия населения и власти на местном уровне, является использование механизмов функционирования территориального общественного самоуправления (ТОС). Преимуществом ТОС в сравнении с другими формами самоорганизации граждан является формирование и рассмотрение многообразия вариантов достижения законченного комплекса жизненно важных целей: учитываются все уровни управления (от подъезда до жилого микрорайона или сельского населенного пункта), а также комплекс выполняемых функций

жизнеобеспечения (не ограничиваются только функциями ЖКХ, а охватывают все социально значимые вопросы жизнедеятельности).

Нормативно-правовую основу создания ТОС формируют положения Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 27 указанного закона прямо определяет понятия ТОС, порядок создание и функционирования, а также основные полномочия. Проблеме становления системы ТОС посвящено множество работ отечественных специалистов-практиков и ученых.

Так в [3] выделяется четыре аспекта анализа и изучения ТОС:

- ТОС как социальная общность, участвующая напрямую или опосредовано в местном самоуправлении (социальный аспект);

- ТОС как промежуточное звено между населением (собственниками) и властью, осуществляющее ряд функций по обеспечению процесса жизнедеятельности (функциональный аспект);

- ТОС как институт гражданского общества, решающий вопросы местного значения (институциональный аспект);

- ТОС как совокупность общих ценностей и потребностей, мотивов и традиций граждан, базирующихся на идее самоидентификации и совместном решении вопросов управления сообществом (социально-психологический аспект).

Перечисленные аспекты формируют широкое поле для исследования ТОС как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Однако, на наш взгляд, в качестве приоритетного объекта изучения в современных условиях социально-экономического развития страны необходимо выделить организационно-экономический аспект функционирования ТОС. С этой точки зрения предлагается исследовать ТОС как организационную форму взаимодействия граждан, ориентированную на повышение эффективности использования ресурсов местных сообществ, включая финансовые ресурсы, землю, имущество и проч.

С этой точки зрения важно обратиться к рассмотрению функционального предназначения ТОС. Так, А. Ф. Соколов выделяет три основных роли ТОС: как хозяйствующего субъекта, общественной организации и посредника между населением и гражданами [9]. Однако, по нашему мнению, основная роль ТОС с позиции организационно-экономического аспекта функционирования - это интеграция инновационно-познавательной активности населения и гражданских инициатив, направленных на совершенствование процессов жизнедеятельности в рамках определенной территории. Таким образом, предлагается дополнить предложенную А. Ф. Соколовым систему ролей и функций ТОС еще одним наиважнейшим направлением (см. рис. 1) - интеграция инновационной активности населения (изображены пунктирной линией).

Рис. 1. Роли и функции ТОС

Специалисты в области управления инновационной деятельностью утверждают, что одним из главных вопросов «социогуманитарного обеспечения» инноваций выступает создание «центров кристаллизации инновационной активности» [4], т.е. своего рода интеграторов усилий активных членов ТОС (собственников) и перевода их инициатив в конструктивное русло предложений по рационализации жизнедеятельности.

Эта инновационная и практически-ориентированная роль формирует результативность ТОС. При этом функционально данная роль может выполнять посредством:

1) обмена знаниями между участниками ТОС. Результативность такого обмена определяется рядом причин: наибольшей заинтересованностью участников в решении актуальных проблем, наличием разнообразного опыта, знаний и свободного времени (в том числе, у участников старшего и пенсионного возраста), эффективностью современной концепции «открытых инноваций»;

2) генерации идей: результат обмена знаниями в совокупности с имеющейся информацией о проблемах жизнедеятельности сообщества естественным образом должны привести к возникновению и расширению творческих инициатив граждан в рамках ТОС;

3) предварительная оценка и отбор идей: формирующиеся инициативы граждан должны проходить процедуры предварительного обсуждения и общественной оценки для определения их значимости и целесообразности в решении проблем совершенствования процессов жизнедеятельности сообщества.

Результаты функционирования подсистемы интеграции инновационной деятельности могут транслироваться органам власти и другим заинтересованным лицам посредством выполнения информационной, представительной, контрольной и других функций ТОС.

Таким образом, предложенные дополнения к системе ролей и функций ТОС позволяют направлять процесс взаимодействия граждан на путь повышения эффективности и

рациональности использования ресурсов на местном уровне в рамках обозначенного выше организационно-экономического аспекта исследования. Рассмотрим возможности реализации новой (инновационной) роли ТОС.

Практика и проблемы развития форм общественной

самоорганизации на местном уровне

Опыт в области местного самоуправления показывает, что развитие общественных процессов происходит, чаще всего, эволюционным путем на основе формирования местных сообществ и совершенствования взаимодействия органов местной власти и объединений граждан [10].

Анализ практики становления и развития самоорганизации в сфере жизнеобеспечения позволяет выявить ряд проблем.

Во-первых, отсутствие стройной системы принципов организации ТОС. Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию активного становления гражданского общества России, процессы формирования ТОС в стране протекают неоднородно и противоречиво: в некоторых муниципалитетах ТОС развивается и становится важным элементом управления, а в других - напротив, наблюдается пассивно-созерцательная позиция населения и антагонизм по отношению к органам управления, особенно остро это проявляется в сфере ЖКХ. Это приводит к росту жалоб и недовольства качеством жилищно-коммунального обслуживания, разобщенности граждан, к существенному снижению эффективности взаимодействия с представителями организаций ЖКХ и муниципалитета.

По данным некоторых исследователей [3] на территории РФ было зарегистрировано около 16 000 уставов ТОС, наибольшее число из них приходилось на Краснодарский край, Волгоградскую, Тверскую, Костромскую область и Республику Марий Эл. При этом в качестве юридического лица ТОСы в РФ регистрируются значительно реже - всего около 2000 единиц.

В Республике Башкортостан по данным на середину 2011 года уполномоченными органами местного самоуправления было зарегистрировано 533 устава ТОС, в том числе в муниципальном районе (МР) Кармаскалинский район - 104, МР Буздякский район - 77, Илишевский район - 75, МР Мишкинский район - 65, МР Краснокамский район - 59, город Стерлитамак - 53. Из них только 3 ТОС были зарегистрированы в качестве юридического лица: ТОС «Смакай» (г. Ишимбай), ТОС село Туялас (г. Сибай), ТОС городского поселения город Белорецк [5].

Во-вторых, эвристическое формирование состава целей из задач ТОС. В большинстве муниципалитетов республики приняты Положения о порядке организации и осуществления ТОС, а также о Координационных Советах ТОС. Установлены границы функционирования ТОС, разработаны модельные Уставы ТОС.

Анализ информации о деятельности ТОС в Республике Башкортостан [5] показал, что их деятельность структурно и функционально неоднородна. Она, как правило, направлена на достижение таких целей как:

- решение социальных и бытовых проблем граждан;

- повышение жизненного уровня на территории ТОС;

- защита прав и законных интересов граждан;

- благоустройство территории ТОС;

- организация пастьбы скота и аренда земель сельскохозяйственного назначения;

- содержания кладбища и памятника участникам Великой отечественной войны.

В-третьих, несбалансированность поставленных целей, задач и инициатив различных групп населения. Анализ возрастного состава участников различных форм общественного самоуправления в РБ показывает, что около 30% - это люди пенсионного возраста и лишь чуть более 3% - это молодежь до 35 лет. Следует отметить, что на развитие ТОС в сельской местности РБ большое влияние оказали традиции и культура местных сообществ: широко использовались такие институты, как советы аксакалов, советы старейшин, а также институт старост. Все перечисленные традиционные народные институты ориентированы на использование большого опыта и активной жизненной позиции уважаемых в сообществе лиц для решения актуальных общественных проблем. В качестве положительного примера можно привести ситуацию в ТОС Смакай, в котором отсутствуют проявления алкоголизма, а рождаемость превышала смертность еще в 2011 году [5]. Тем не менее, с точки зрения перспектив развития ТОС необходимо решать проблему подключения творчески активной части молодежи.

В-четвертых, неустойчивое финансовое обеспечение деятельности ТОС. Источниками финансовых средств ТОС, зарегистрированного в качестве юридического лица могут выступать: собственные средства в виде добровольных взносов и пожертвований участников, доход от уставной деятельности, а также средства, переданные ТОС органами местного самоуправления для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Именно отсутствие устойчивой системы финансового обеспечения работы ТОС называется аналитиками в качестве одного из основных сдерживающих факторов их распространения. Система формирования собственных средств местных сообществ находится в начальной стадии своего становления, а состояние местных бюджетов в большинстве случаев характеризуется их дефицитом и высокой составляющей помощи из вышестоящих бюджетов. В этой связи муниципалитеты не имеют возможности оказать финансовую поддержку ТОС, которые в свою очередь еще не научились находить собственные источники финансирования деятельности.

В этой связи интересен опыт регионов РФ по софинансированию проектов, реализуемых ТОС. Так, в Архангельской области в 2013 году утверждена государственная программа «Развитие местного самоуправления Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014-2020)», в рамках которой реализуется подпрограмма развития ТОС. Общий объем финансирования подпрограммы составляет около 185,9 млн. руб., в том числе 145,8 млн. руб. из средств областного бюджета. Основные мероприятия направлены на создание условий для объединения граждан на основе ТОС, проявления инициативы граждан и обеспечение единого информационного пространства ТОС. Основная форма поддержки - это субсидирование проектов. Опыт прошлых лет показал, что большинство проектов (около 48%) направлены на благоустройство населенных пунктов, около 25% - на сохранение и использование местного исторического наследия, 22% - на развитие физической культуры и спорта.

Другим успешным примером бюджетной поддержки развития ТОС является Волгоградская область [7], где создана методика финансовой поддержки и также действует областная целевая программа «Развитие ТОС Волгоградской области на 2011-2015 годы», общий объем которой составляет более 1,85 млрд. руб. Распределение средств осуществляется на основе конкурсного отбора проектов, что стимулирует разработку и реализацию наиболее эффективных проектов местных сообществ. В итоге, только в 2012 году в рамках ТОС в области было построено 542 детских игровых комплексов, 417 объектов физкультурно-оздоровительной направленности, потрачено более 4,5 млн. руб. на газификацию поселков и т.д. Развитие такой формы поддержки местных инициатив в области привело к тому, что около

18% депутатов представительных органов местного самоуправления в настоящее время составили председатели и члены ТОС.

Помимо финансовой поддержки в указанных регионах осуществляется деятельность по правовой и информационной поддержки деятельности ТОС, включая информационно-консультационные центры, выездные семинары и учебные центры для членов ТОС.

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время развитие ТОС сталкивается с несколькими основными проблемами: отсутствие обоснованной методики создания ТОС; низкая активность молодежи, дефицит устойчивых источников финансирования деятельности, высокая зависимость от региональных властей в случае реализации целевых программ поддержки местного самоуправления.

Предлагаемые направления решения проблем

Выявленные в ходе исследования проблемы функционирования и развития ТОС, на наш взгляд, связаны в основном с отсутствием системы промежуточных (вспомогательных) организационно-экономических механизмов поддержки и реализации инициатив граждан при переходе от роли «пассивного потребителя» к роли «активного и эффективного собственника».

Общественная палата и Региональные центры общественного контроля в сфере ЖКХ (РЦОК ЖКХ) являются институтами, которые призваны создать условия для развития гражданской активности населения и использовать этот ресурс для эффективного решения проблем в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения.

Сегодня в РБ созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно новый уровень общественного участия в процессах управления региональной системой ЖКХ, в том числе:

- активная политика органов законодательной и исполнительной власти, общественного и государственного контроля в сфере ЖКХ;

- наличие выстроенной системы общественных организаций республики;

- высокий научный и образовательный потенциал республики;

- накопленный опыт внедрения и управления инновациями.

В этой связи в качестве одного из наиболее значимых элементов такого механизма предлагается создание инновационно-образовательных парков (ИОП) «Финансовые, информационные и социальные технологии модернизации ЖКХ» на базе ведущих ВУЗов республики.

Задачами ИОП являются:

а) исследование закономерностей формирования и использования механизмов самоорганизации в развитии общественной активности населения;

б) разработка инновационных программ решения социально-экономических проблем ЖКХ;

в) организация инновационно ориентированной системы подготовки и переподготовки кадров в ЖКХ на основе региональной кооперации всех уровней образовательных учреждений (школа-колледж-вуз) и профессиональных участников рынка ЖКУ;

г) создание школ «Самоорганизация - основа общественного контроля и управления в сфере ЖКХ», «Бережливое производство в ЖКХ», «Информационные технологии в ЖКХ».

д) разработка программы «открытых инноваций» в сфере ЖКХ;

е) разработка и использование современных методов общественной экспертизы тарифов на основе моделирования параметров деятельности управляющих компаний и учета факторов производства и потребления жилищно-коммунальных услуг;

ж) формирование условий для превращения ЖКХ в общественную платформу развития предпринимательства в РБ.

Функционирование таких парков на первых этапах может осуществляться за счет грантовой поддержки с последующим выходом на самофинансирование. Источниками собственных доходов инновационно-образовательных парков могут быть средства, получаемые за счет деятельности по информационно-консультационной поддержки жизнедеятельности местных сообществ, реализации проектно-внедренческой деятельности и научно-исследовательских работ.

Создание ИОП позволит получить следующие ожидаемые результаты:

- повышение гражданской активности в сфере ЖКХ до 20-30%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличение эффективности принятия управленческих решений до 10-15%;

- снижение темпов роста стоимости ЖКУ на 10-20% от прогнозируемого уровня;

- рост собираемости платежей за ЖКУ до 1-2%.

Заключение

Таким образом, самоорганизация граждан, являясь одним из ключевых резервов повышения эффективности функционирования системы жилищно-коммунального обслуживания и обеспечения жизнедеятельности населения, продолжает развиваться недостаточными темпами. Это в первую очередь связано с непроработанностью организационно-экономических аспектов функционирования современных форм участия населения в вопросах местного самоуправления, таких как ТОС. В настоящее время, на наш взгляд, необходимо интенсифицировать исследования ТОС как механизма интеграции инновационно-познавательной активности населения и гражданских инициатив, направленных на совершенствование процессов жизнедеятельности (повышение эффективности использования местных ресурсов) в рамках определенной территории. Для преодоления проблем развития самоорганизации в муниципалитетах РБ (низкая активность молодежи, отсутствие устойчивого финансирования, зависимость от реализации региональных программ) предлагается создание вспомогательных элементов организационно-экономического механизма функционирования ТОС. В качестве одного из таких элементов в статье предложено создание инновационно-образовательных парков на базе ведущих региональных вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барков Ф. А., Сериков А. В. Трансформация социальных практик самоорганизации населения в институты контроля качества публичных услуг// Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 3 (5). С. 41-47

2. Виноградов В. Д., Селезнев Л. И. Самоорганизация населения как основа развития непосредственной демократии // Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 12. 2011 Вып. 2. С. 260-268.

3. Гайдукова Г. Н., Гайдуков Р. И. Система территориального общественного самоуправления: универсальная модель и практика реализации на территории Белгородской области// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. Т. 15. № 2 (97). С. 98-109.

4. Денисов А., Денисова Е. Постиндустриализм: проблемы и задачи новой кадровой политики //Экономические стратегии. 2009. №3. с. 64-71

5. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 год. - М., Общественная палата Российской Федерации, 2013. — 132 с.

6. Материалы круглого стола на тему «О развитии территориального общественного самоуправления в Республике Башкортостан» 29 июня 2011 г.// Официальный информационный портал Государственного Собрания - Курултай Республики Башкортостан. URL: http://www.gsrb.ru/ru/local/practice /development/ (дата обращения: 01.06.2014 г.).

7. Осуществляемая деятельность ТОС в Волгоградской Области// официальный портал «Территориальное общественное самоуправление Волгоградской области». URL: http://tosvo.volganet.ru/activity/activity/ (дата обращения: 10.10.2014 г.)

8. Рожнова Е. Современные теоретические подходы к изучению гражданского общества: исследовательские практики и перспективы// Социологические этюды: сборник статей аспирантов. Выпуск 3. [Электронный ресурс] / Под общ. ред. З. Т. Голенковой. Сост.: Т. Н. Короткова, А. Г. Истомина. М.: Институт социологии РАН. 1 CD ROM

9. Соколов А. Ф. Территориально общественное самоуправление как инструмент повышения качества управления регионом// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2011. Т. 3. № 1. С. 61 -66.

10. Секирина Е. Е. Оценка перспектив социально-экономического развития территориально-общественного самоуправления // Гуманитарные и социальные науки 2014. № 3. С. 244-252.

11. Страдзе А.Э. Социальная активность, пределы самоорганизации и организации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 2 (118). С. 200-204.

Bublik Nikolay Dmitrievich

Ufa branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Ufa [email protected]

Chuvilin Denis Valer'evich

Ufa branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Ufa [email protected]

Directions of improving the management system of municipal housing and communal services on the basis of the principles of self-organization of the population

Abstract. The paper is devoted to the actual problem of reform and modernization of regional systems of housing and communal services. The problem of improving the management of housing and communal services through the development of self-organization processes are considered in the article. Questions of civic engagement as the basis of self-organization are disclosed, the nature and role of territorial public self-government is defined. The authors suggested to consider territorial public self-government in the organizational and economic aspects as an integrator of innovative activity of the population. This allows to identify additional growth potential of the creation and development of territorial public self-government.

The analysis of the practices of territorial public self-government development in Russia and the Republic of Bashkortostan is performed. Problems of its functioning and development are identified, including the low activity of citizens, poor methodological support, the lack of sustainable financing. Ways to improve the organizational and economic mechanism of the territorial public self-government was suggested. The possibility of the creation of intermediate (auxiliary) forms of transformation of civic engagement in the housing and communal sector, including a system of innovative educational parks "Financial, information and social technology of modernization of housing and communal services ". Preliminary assessment of the expected results of the implementation of the proposals was made in aspect of improvement of the functioning of the municipal system of housing and communal services.

Keywords: housing and communal services; modernization; civic activity; self-organization; territorial public self-government; organizational and economic mechanism; innovative educational park.

REFERENCES

1. Barkov F.A., Serikov A.V. Transformation of social practices of self-organization of population in institutions of public services quality control // Historical and socio-educational thought. 2010. № 3 (5). pp 41-47

2. Vinogradov V.D., Seleznev L.I. Self-organization of the population as the basis of direct democracy // Vestnik St. Petersburg University 12. 2011 Series Vol. 2. P. 260268.

3. Gaidukova G.N., Gaidukov R.I. System of territorial public self-government: the universal model and practice implementation in the Belgorod region // Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2011. T. 15. № 2 (97). Pp 98-109.

4. Denisov A., Denisov E. Postindustrialism: challenges of the new personnel policy // Economic Strategy. 2009. №3. c. 64-71

5. Report on the state of civil society in the Russian Federation for 2013. - M, the Public Chamber of the Russian Federation, 2013. - 132 p.

6. Materials of the round table on the topic "On the development of territorial public self-government in the Republic of Bashkortostan" June 29, 2011 .// Official Information Portal of the State Assembly - Kurultay of Bashkortostan. URL: http://www.gsrb.ru/ru/local/practice / development / (date accessed: 06/01/2014).

7. The activities of territorial public self-government in the Volgograd region // official portal "territorial public self-government of the Volgograd region." URL: http://tosvo.volganet.ru/activity/activity/ (date accessed: 10.10.2014)/

8. Rozhnova E. Modern theoretical approaches to the study of civil society: research practices and perspectives // Sociological studies: a collection of articles postgraduates. Issue 3. [electronic resource] / By Society. Ed. Z. Golenkova. Comp .: TN Korotkov, A. Istomin. M.: Institute of Sociology. 1 CD ROM

9. Sokolov A.F. Territorial public self-government as a tool to improve quality control region // Bulletin of Volgograd State University. Series 3: The Economy. Ecology. T. 2011. 3. № 1. S. 61-66.

10. Sekirin E.E. Assessment of the prospects of socio-economic development of territorial public self // Humanities and Social Sciences 2014. № 3. pp 244-252.

11. Stradze A.E. Social activity, self-organization and outside the organization // Bulletin Adyghe State University. Series 1: Regional Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies. 2013. № 2 (118). Pp 200-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.