Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIALIZATION OF YOUTH / LEGAL SOCIALIZATION / INSTITUTE OF EDUCATION / LEGAL SOCIALIZATION OF YOUTH / LEGAL KNOWLEDGE / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колодина Алина Викторовна

В данной статье рассматривается влияние института образования на правовую социализацию молодежи. Отмечается непрерывность правового образования, которая установлена государственными образовательными стандартами. Анализируется уровень правовых знаний, получаемых учащимися общеобразовательных школ, которые являются основными формами учебных заведений, способствующих социализации молодежи. Исследуются некоторые проблемы, сложившиеся в сфере правового образования в российских школах. Рассматривается значение образования для правовой социализации студентов техникумов и вузов неюридических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колодина Алина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE LEGAL SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE

This article examines the impact of the Institute of education on the legal socialization of young people. The continuity of legal education, which is established by the state educational standards, is noted. The article analyzes the level of legal knowledge received by students of secondary schools, which are the main forms of educational institutions that contribute to the socialization of young people. Some problems in the sphere of legal education in Russian schools are investigated. The importance of education for the legal socialization of students of technical school and higher institution non-legal specialties is considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 37.032

Алина Викторовна Колодина, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Институт права и национальной безопасности, магистрант 1 курса

E-mail: [email protected]

Alina Viktorovna Kolodina, Tambov state University named after G.R. Derzhavin, Institute of Law and National Security, 1st year undergraduate

РОЛЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

В данной статье рассматривается влияние института образования на правовую социализацию молодежи. Отмечается непрерывность правового образования, которая установлена государственными образовательными стандартами. Анализируется уровень правовых знаний, получаемых учащимися общеобразовательных школ, которые являются основными формами учебных заведений, способствующих социализации молодежи. Исследуются некоторые проблемы, сложившиеся в сфере правового образования в российских школах. Рассматривается значение образования для правовой социализации студентов техникумов и вузов неюридических специальностей.

Ключевые слова: социализация молодежи, правовая социализация, институт образования, правовая социализация молодежи, правовые знания, правовое образование.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE LEGAL SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE

This article examines the impact of the Institute of education on the legal socialization of young people. The continuity of legal education, which is established by the state educational standards, is noted. The article analyzes the level of legal knowledge received by students of secondary schools, which are the main forms of educational institutions that contribute to the socialization of young people. Some problems in the sphere of legal education in Russian schools are investigated. The importance of education for the legal socialization of students of technical school and higher institution non-legal specialties is considered.

Keyword: socialization of youth, legal socialization, Institute of education, legal socialization of youth, legal knowledge, legal education.

Различные социальные институты, так или иначе, влияют на правовую социализацию молодежи. Среди них, несомненно, важную роль занимает институт образования, который транслирует в молодежную среду ценностные ориентации и установки правового поведения.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», принятых в 2011 году, отмечается, что на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения значительное влияние оказывает «качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания»1. Исходя из этого, институт образования должен обеспечивать получение молодыми людьми качественных правовых знаний, которые необходимы для их правовой социализации.

И.А. Егоров и Ф.С. Сафуанов выделяют следующие направления формирования правосознания молодежи: «юридические знания, отношение к праву в целом, отношение к правовой действительности, к практике реализации правовых норм, ценностные ориентации, регулирующие поведение, и свобода правомерного поведения»2. Бесспорно, юридические знания

1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011. № 151.

2 Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Показатели формирования правосознания и правовой культуры в образовательных стандартах // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: Сборник тезисов к 3-й Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М., 2012. С. 202.

являются основой, неким базисом в правовой социализации человека. Вместе с тем, стоит отметить, что для достижения высокого уровня правовой социализации молодого поколения важное значение имеют не только сами правовые знания как таковые, но и культурные, нравственные стороны образования, с помощью которых у молодых людей формируются собственные ценностные ориентации. Именно ценностные ориентации, отношение к праву, к правовой действительности, в конечном счете, влияют на правовое поведение молодых людей, ведь высокий уровень правовых знаний сам по себе не гарантирует правомерное поведение человека. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что в процессе образования необходимо не только уделять большое значение передаче правовых знаний молодым людям, но и ориентировать их на правомерное поведение, а также оказывать влияние на формирование у них положительного отношения к праву в целом. Т.В. Муслумова отмечает существование тесной связи образования и преступности и подчеркивает, что «низкий культурный и профессиональный уровень выступает в качестве фактора дезадаптации личности, способствует совершению преступлений»1. Все это еще раз указывает на значимость института образования в правовой социализации молодежи.

Изучая различные аспекты правовой социализации молодежи, П. С. Самыгин отмечает следующее: «Социологические исследования показывают, что образовательные институты, наряду со средствами массовой информации, являются основным источником правовых знаний для различных групп учащейся молодежи»2. При этом основной формой учебных заведений, которые способствуют правовой социализации всех молодых людей, являются общеобразовательные школы. Правовая социализация в них носит как целенаправленный, так и стихийный характер, ведь в процессе обучения помимо правовых знаний усваивается и сопутствующий социальный опыт, который проявляется в реальных отношениях. Именно в школе человек получает первые систематизированные правовые знания, которые в последующем начинает применять на практике, соотнося действия и поступки с требованиями правовых норм. Правовые знания, полученные в школе, становятся ядром правового сознания молодежи как субъекта социализации. Исходя из этого, представляется необходимым повышение качества школьного образования в области права, которое в настоящее время имеет различные недостатки.

Так, одной из проблем правового образования в системе среднего общего образования является то, что в некоторых школах «право» не преподается в качестве отдельной дисциплины. Основы права в таких учебных заведениях изучаются в рамках предмета «обществознание». Однако данный предмет включает в себя комплекс общественных дисциплин, изучающих различные стороны жизни общества. Несомненно, что в рамках данного предмета достаточно сложно получить необходимый объем правовых знаний. Исходя из этого, представляется необходимым введение в каждом учебном заведении среднего общего образования отдельного предмета «право», что позволит школьникам получить уровень знаний и навыков, достаточный для дальнейшей реализации своих прав и обязанностей и формирования правосознания.

Еще одной проблемой является уровень подготовки педагогических кадров, которые зачастую не имеют профессионального юридического образования. Вследствие чего, как отмечает П.С. Самыгин, «... педагоги, являясь носителями несистематизированных правовых знаний, допускают грубые ошибки, непрофессионально трактуют на уроках законодательство, правовые нормы, правовую идеологию государства»3. Для решения данной проблемы необходимо, чтобы преподаватели правовых дисциплин в учреждениях среднего общего обра-

1 Муслумова Т.В. Правовая культура подрастающего поколения: социально-философский анализ: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2004. С. 57.

2 Самыгин П.С. Правовая социализация современной российской молодёжи: монография / П.С. Самыгин, Ю.И. Исакова, И.В. Печкуров. М., 2018. С. 45.

3 Самыгин П.С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Теория и практика общественного развития. 2007. № 1. С. 46.

зования имели соответственную профессиональную подготовку, а также обладали высоким уровнем правовой культуры.

Вместе с тем, важную роль в правовой социализации молодежи играет и последующее обучение. Государственные образовательные стандарты, установленные для школьников, а также студентов средних специальных и высших учебных заведений, предусматривают реализацию концепции непрерывного правового образования, начиная с общеобразовательной школы, техникума, вуза, включая послевузовское образование.

Правовое образование в техникумах и вузах может быть как профильным (для студентов юридической специальности), так и непрофильным. Для правовой социализации студентов, получающих неюридическое образование, основными моментами, как отмечает С.В. Ионцева, будут «повышение общей правовой грамотности, понимание основных категорий в конкретной правовой области, свободная и самостоятельная работа с правовыми источниками, позволяющая использовать полученные знания на практике»1. Помимо этого необходима передача студентам знаний о способах защиты своих прав, а также ориентация молодежи на правомерное поведение.

В заключение стоит отметить, что на основе проведенного анализа представляется необходимым наделение учащейся молодежи знаниями действующего законодательства, конституционных прав и обязанностей человека и гражданина, норм гражданского, трудового, семейного и других отраслей права, правоохранительной системы государства и принципов ее функционирования.

Таким образом, институт образования играет важную роль в правовой социализации молодежи на всех уровнях обучения. Данный социальный институт оказывает влияние на формирование ценности права и уважения к закону, что также свидетельствует о его значимости и необходимости дальнейшего развития и совершенствования.

Список литературы

1. Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Показатели формирования правосознания и правовой культуры в образовательных стандартах [Текст] / И.А. Егоров, Ф.С. Сафуанов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: Сборник тезисов к 3-й Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. - М.: МГППУ, 2012. - С. 202-204.

2. Ионцева С.В. Особенности преподавания правовых дисциплин студентам непрофильных направлений высших учебных заведений [Текст] / С.В. Ионцева // Ценности и смыслы. - 2017. - № 6 (52). - С. 60-66.

3. Муслумова Т.В. Правовая культура подрастающего поколения: социально-философский анализ [Текст]: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Т.В. Муслумова - Уфа, 2004. - 391 с.

4. Самыгин П. С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи [Текст] / П.С. Самыгин // Теория и практика общественного развития. - 2007. - № 1. - С. 45-48.

5. Самыгин П.С. Правовая социализация современной российской молодёжи [Текст]: монография / П.С. Самыгин, Ю.И. Исакова, И.В. Печкуров. - М.: Русайнс, 2018. - 170 с.

List of references

1. Egorov I.A., Safuanov F.S. Pokazateli formirovaniya pravosoznaniya i pravovoy kul'tury v obrazovatel'nykh standartakh [Indicators of the formation of justice and legal culture in educational standards [Text] / I.A. Egorov, F.S. Safuanov // Cochenov Readings «Psychology and Law in Modern Russia»: Abstracts for the 3rd All-Russian Conference on Legal Psychology with international participation]. - M.: MGPPU, 2012. - Pp. 202-204.

2. Iontseva S.V. Osobennosti prepodavaniya pravovykh distsiplin studentam neprofil'nykh napravleniy vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst] /S.V. Iontseva // Tsennosti i smysly [Features of teaching legal disciplines to students of non-core areas of higher education [Text] / S.V. Iontseva // Values and meanings]. - 2017. - № 6 (52). - Pp. 60-66.

3. Muslumova T.V. Pravovaya kul'tura podrastayushchego pokoleniya: sotsial'no-filosofskiy analiz [Tekst]: dis. ... d-ra filos. nauk: 09.00.11 [Legal culture of the younger generation: socio-philosophical analysis [Text]: dis. ... Dr. Philos. Sciences: 09.00.11 / T.V. Muslumova] - Ufa, 2004. - 391 p.

1 Ионцева С.В. Особенности преподавания правовых дисциплин студентам непрофильных направлений высших учебных заведений // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 65.

4. Samygin P.S. Sostoyaniye pravovogo obrazovaniya v Rossii kak faktor pravovoy sotsializatsii uchashcheysya molodezhi [Tekst] /P.S. Samygin // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. [The state of legal education in Russia as a factor in the legal socialization of students [Text] / P.S. Samygin // Theory and practice of social development]. -2007. - № 1. - Pp. 45-48.

5. Samygin P.S. Pravovaya sotsializatsiya sovremennoy rossiyskoy molodozhi [Tekst]: monografiya / P.S. Samygin, YU.I. Isakova, I.V. Pechkurov. - [Legal socialization of modern Russian youth [Text]: monograph / P.S. Samygin, Yu.I. Isakova, I.V. Pechkurov]. - M.: Rusayns, 2018. - 170 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.