Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (МАТЕРИАЛЫ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕДИАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» 6-7 ОКТЯБРЯ 2023 г. НА БАЗЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА) '

РОЛЬ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (МАТЕРИАЛЫ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕДИАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» 6-7 ОКТЯБРЯ 2023 г. НА БАЗЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность образования / медиация / система высшего образования / юриспруденция / эффективность / медиаторы в системе высшей школы / educational efficiency / mediation / higher education system / jurisprudence / efficiency / indicators in the higher school system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье представлены материалы, которые были представлены автором на традиционной международной научной конференции «Медиация в образовании», которая проходила на базе Сибирского Федерального Университета 6-7 октября 2023 г. В ходе научного исследования рассматривается становление института медиации в современной России. Автор исследования приходит к выводу, что одним из способов развития института медиации является его внедрение в систему высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MEDIATION INSTITUTE IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM (MATERIALS ON THE RESULTS OF THE V INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE "MEDIATION IN EDUCATION" OCTOBER 6-7, 2023 ON THE BASIS OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY)

The article presents the materials that were presented by the author at the traditional international scientific conference "Mediation in Education", which was held at the Siberian Federal University on October 6-7, 2023. In the course of the scientific research, the formation of the mediation institute in modern Russia is considered. The author of the study comes to the conclusion that one of the ways to develop the institute of mediation is its introduction into the higher education system.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (МАТЕРИАЛЫ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕДИАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» 6-7 ОКТЯБРЯ 2023 г. НА БАЗЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА) »

Теоретико-исторические правовые науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_27 УДК 247

Р ОЛЬ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (МАТЕРИАЛЫ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕДИАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» 6-7 ОКТЯБРЯ 2023 г. НА БАЗЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА) THE ROLE OF THE MEDIATION INSTITUTE IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM (MATERIALS ON THE RESULTS OF THE V INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE "MEDIATION IN EDUCATION" OCTOBER 6-7, 2023 ON THE BASIS OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY)

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Lawyer Institute Krasnoyarsk State Agrarian University.

660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье представлены материалы, которые были представлены автором на традиционной международной научной конференции «Медиация в образовании», которая проходила на базе Сибирского Федерального Университета 6-7 октября 2023 г. В ходе научного исследования рассматривается становление института медиации в современной России. Автор исследования приходит к выводу, что одним из способов развития института медиации является его внедрение в систему высшего образования.

Abstract: The article presents the materials that were presented by the author at the traditional international scientific conference "Mediation in Education", which was held at the Siberian Federal University on October 6-7, 2023. In the course of the scientific research, the formation of the mediation institute in modern Russia is considered. The author of the study comes to the conclusion that one of the ways to develop the institute of mediation is its introduction into the higher education system.

Ключевые слова: эффективность образования, медиация, система высшего образования, юриспруденция, эффективность, медиаторы в системе высшей школы.

Keywords: educational efficiency, mediation, higher education system, jurisprudence, efficiency, indicators in the higher school system.

Для цитирования: Фастович Г.Г. Роль института медиации в системе высшего образования (материалы по итогам проведения V Международной научной конференции «Медиация в образовании» 6-7 октября 2023 г. на базе Сибирского федерального университета) // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 27-28. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_27.

For citation: Fastovich G.G. The role of the Mediation Institute in the higher education system (materials on the results of the V International Scientific Conference "Mediation in Education" October 6-7, 2023 on the basis of the Siberian Federal University) // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 27-28. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_27.

Статья поступила в редакцию: 10.09.2023

Появление медиации в России было обусловлено рядом задач, которые стоят перед современной государственностью: 1) увеличилась нагрузка на суды в связи с конфликтами, возникшими на фоне развития экономического кризиса, и, как следствие, возросшим количеством межкорпоративных и внутрикорпоративных конфликтов; 2) медиаторы в некоторых случаях стали предлагать более быстрое и доступное решение спора, к тому же обещая сохранить конфиденциальность, что не могут гарантировать юристы в судебных делах. Кроме того, мир, заключенный до суда, дает сторонам возможность продолжать деловое сотрудничество и развивать партнерские отношения, что практически исключено после судебного разбирательства. Институт медиации как базовое направление стратегий разрешения конфликта и урегулирования споров стала зарождаться в Российской Федерации после исторического этапа, получившее название «распад Советского Союза», с середины 90-х гг.. Стоит отметить, что зарубежные медиаторы к 1990 годам имели значительный опыт и нормативную базу по вопросам альтернативной процедуры урегулирования споров.. Институт медиации в современном ее понимании был учрежден (юридически оформлен) во второй половине XX в. США считается родоначальницей указанного института, а чуть позже в странах Европы - Англии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии произошло поэтапное становление, так 1947 г. была создана Федеральная служба посредничества (медиации) и примирения, но в самостоятельный институт медиация превратилась с середины 70-х гг.

Бесспорным является тот факт, что юридическое образование без соответствующих курсов по альтернативным способам разрешения споров, в том числе медиации и третейскому разбирательству, сегодня не может считаться современным. По окончании вузов многим молодым специалистам так или иначе придется сталкиваться с примирительными процедурами, поэтому большее преимущество будут иметь те из них, кто обладает более ясным представлением об их содержании, основных отличиях от судебного процесса, преимуществах и недостатках. Поэтому обучение студентов медиации также следует рассматривать в качестве одного из важных направлений развития примирительных процедур.

27 июля 2010 г. был принят Государственной Думой Российской Федерации, Федеральный закон «Об альтернативной процедуре уре-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 10(226)

гулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» институционализировал институт медиации в России. С 1 января 2011 г. этот закон вступил в силу, с последними изменениями от 26.07.2019 № 197-ФЗ [1]. Данный акт закрепляет порядок и правовые последствия использования процедуры медиации участниками конфликта. Кроме того, в нем заложены правовые основы деятельности медиаторов как особых представителей нового для российского права института разрешения споров. Таким образом, он создает благоприятные предпосылки для развития в России медиации. Одним из первых, кто обратил внимание на необходимость обучения примирительным процедурам в университетах, был американский исследователь и медиатор Л. Рискин [2], который еще в 1984 г. писал о перспективах обучения медиации в американских вузах, указывая на то, что "посредством обучения медиации юридические школы могут содействовать уменьшению конфликтности тремя фундаментальными путями: во-первых, простым распространением самой медиации, во-вторых, подготовкой юристов, способных лучше выполнять свою работу за счет медиативных техник, и, в-третьих, помогая будущим юристам, расширяя их профессиональные перспективы и повышая их конкурентоспособность на рынке".

Применяющий медиацию юрист может получить от нее не только возможность заработать больше за меньший срок, но и довольного его работой постоянного клиента и преимущества на рынке юридических услуг [3]. Таким образом, обучение студентов медиации позволяет не только популяризировать примирительные процедуры, но и подготовить современных специалистов, знающих и понимающих суть примирительных процедур и готовых применять их на практике.

Многие российские вузы, готовящие юристов, уже занимаются преподаванием курсов медиации и других примирительных процедур, в том числе и в рамках общеобразовательных программ подготовки юристов. Здесь очень важно, чтобы проводящие эти курсы преподаватели сами прекрасно понимали смысл и содержание процедуры, а курс не сводился лишь к пересказу и обсуждению действующего законодательства, его достоинств и недостатков [4]. Кроме того, представляется, что в рамках таких курсов обязательным является проведение тренингов и игровых процедур медиации, позволяющих каждому студенту попробовать себя в роли медиатора в смоделированном споре, основанном на реальном практическом опыте преподавателя. В настоящее время, альтернативного урегулирования споров, в том числе при помощи медиации и других примирительных процедур, активно популяризируются среди студентов вузов многими международными организациями. Целью проведения этих соревнований является продвижение идей медиации и примирения в международных коммерческих спорах среди будущих юристов, специализирующихся на сопровождении внешнеэкономических сделок, и будущих руководителей бизнеса. Данная инициатива заслуживает изучения и может быть воспринята в качестве образца для проведения аналогичных мероприятий в России [5].

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

- предлагаем внести в учебный план системы образования на всех уровнях углубленное изучение института медиации, а именно предмет медиация должен стать обязательным, в каждом учебном заведении должна быть создана служба медиации, так как конфликтов в современном обществе становиться больше, а медиация позволяет разрешить конфликт с минимальными затратами времени, сил [6], средств удовлетворяя обе стороны конфликта.

- такие направления в системе высшего образования, как Юриспруденция, Экономика, Менеджмент, Управление бизнесом и т.д. должны углублённо изучать «медиацию», так как их дальнейшая деятельность на своём пути потребует решения многих конфликтов [7] и навыки медиатора будут необходимы.

Библиография:

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЭ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника // СПС «Консультантплюс».

2. Козак М.Н. Медиация в системе правового государства // СПС «Консультантплюс».

3. Рубанцова Т.А. Проблемы информационного законодательства // Юридические науки: проблемы и перспективы. 2016. № 1. С. 23.

4.Фастович Г.Г., Жикулина А.С., Рахвалова Н.А. Правовое регулирование отношений в области обработки персональных данных // Юриспруденция. 2019. №

3. С. 199.

5. Тепляшин И.В. Взаимодействие российской общественности и государства: историко-правовые аспекты // История государства и права. 2014. № 9. С. 8-11.

6. Фастович Г.Г. О мерах государственной поддержки маломобильных граждан: некоторые вопросы теории // В сб.: Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства с ограниченными возможностями: компенсаторный подход. Материалы Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 111114.

7. Рябченок О.Н., Фастович Г.Г. Интернет и его воздействие на современное общетво // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-1. С. 143-145.

References:

1. Federal Law No. 193-FZ of 27.07.2010 "On alternative dispute settlement procedure with the participation of an intermediary // SPS "Consultantplus".

2. Kozak M.N. Mediation in the system of the rule of law // SPS "Consultantplus".

3. Rubantsova T.A. Problems of information legislation // Legal sciences: problems and prospects. 2016. No. 1. p. 23.

4.Fastovich G.G., Zhikulina A.S., Rakhvalova N.A. Legal regulation of relations in the field of personal data processing // Jurisprudence. 2019. No. 3. p. 199.

5. Teplyashin I.V. Interaction of the Russian public and the state: historical and legal aspects // History of the state and law. 2014. No. 9. pp. 8-11.

6. Fastovich G.G. On measures of state support for low-mobility citizens: some questions of theory // In the collection: Ensuring the rights of participants in criminal proceedings with disabilities: a compensatory approach. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Krasnoyarsk, 2021. pp. 111-114.

7. Ryabchenok O.N., Fastovich G.G. Internet and its impact on modern society // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-1. pp. 143-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.