Научная статья на тему 'Роль иностранных мигрантов в формировании человеческого капитала в странах ЕС'

Роль иностранных мигрантов в формировании человеческого капитала в странах ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД / LABOR MIGRATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ИНОСТРАННЫЕ РАБОЧИЕ / FOREIGN WORKERS / SKILLED LABOR / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ / INTEGRATION OF MIGRANTS / ИЗБЫТОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / OVEREDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова О. Е.

В статье рассматриваются особенности привлечения иностранных трудовых мигрантов в странах ЕС, их роль в формировании человеческого капитала в условиях глобализации, возрастания значения демографических и социально-экономических факторов. Выделяются основные характеристики мигрантов как составной части человеческого капитала. Особое внимание уделяется проблемам образования иностранных рабочих, их занятости на европейском рынке труда и интеграции в европейское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of foreign migrants in the process of formation of human capital in the EU countries

The paper examines specifics of attracting foreign labor migrants in the EU countries and analyses their role as a source of human capital in the context of globalization and growing importance of demographic and socio-economic factors. The author focuses attention at the main features of labor migrants as a part of human capital in the European Union. The problems of education of foreign workers, their employment on labor market and integration into European society are touched upon in the paper.

Текст научной работы на тему «Роль иностранных мигрантов в формировании человеческого капитала в странах ЕС»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2015

О.Е. ТРОФИМОВА

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН

РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ МИГРАНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В СТРАНАХ ЕС

В статье рассматриваются особенности привлечения иностранных трудовых мигрантов в странах ЕС, их роль в формировании человеческого капитала в условиях глобализации, возрастания значения демографических и социально-экономических факторов. Выделяются основные характеристики мигрантов как составной части человеческого капитала. Особое внимание уделяется проблемам образования иностранных рабочих, их занятости на европейском рынке труда и интеграции в европейское общество.

Ключевые слова: трудовая миграция, человеческий капитал, иностранные рабочие, высококвалифицированный труд, образование, интеграция мигрантов, избыточное образование, безработица.

1БЬ: Б220, 1220, 1110, 1240, 1600, 1610.

Активизация процессов миграции в последние десятилетия обусловила интерес к проблеме трудовых мигрантов как части человеческого капитала. Трудовая миграция является катализатором перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от их квалификации, стимулирует конкуренцию на рынке труда и содействует качественному изменению иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями рынка.

Трудовая миграция и теория человеческого капитала. Классические теории и подходы к экономическим аспектам миграции и к ее роли в формировании человеческого капитала не потеряли своей актуальности и сегодня. Экономический подход к изучению проблем миграции является наиболее универсальным. Он нашел свое отражение в теориях и концепциях таких известных исследователей, как Р. Смит, Т. Мальтус, Д. Кейнс, Б. Томас, К. Тейлор, М. Фридмен, П. Самуэльсон, Дж. Саймон. В числе российских специалистов по миграции в рамках экономического подхода можно назвать Л.А. Абалкина, Г.С. Вит-ковскую, Ж.А. Зайончковскую, В. Иноземцева, Р. Капелюшникова, И.Н. Молодикову, Л.Л. Рыбаковского, С.В. Рязанцева, И. Цапенко.

Концептуальные схемы человеческого капитала включают трудовых мигрантов в качестве части национального человеческого капитала, имеющей ту или иную ценность для принимающей страны. Человеческий капитал мигрантов не всегда соответствует потребностям рынка труда и требует инвестиционных затрат на его качественное совершенствование. К сожалению, основные характеристики и особенности участия иностранных мигрантов в формировании человеческого капитала в развитых странах теоретически недостаточно проработаны. К тому же почти половина всех иностранных рабочих занимается малоквалифицированным трудом, который является малопроизводительным экстенсивным фактором развития, и вклад его в инновационную экономику незначителен.

В теории человеческого капитала приоритет отдается образованным мигрантам, способствующим накоплению инновационной составляющей человеческого капитала. Приток малоквалифицированной рабочей силы, не приносящий особых выгод для экономики европейских стран, по мнению экспертов, должен ограничиваться. В соответствии с этим подходом наиболее образованные и способные люди, являющиеся ядром человеческого капитала, занимают лучшие места на рынке труда. Их роль в развитии экономики возрастает по сравнению с ролью природных ресурсов, значение которых как фактора производства снижается. Тем не менее потребность в неквалифицированной рабочей силе в ЕС будет сохраняться из-за существующих различий в экономической структуре и в демографической ситуации.

Особенности привлечения иностранной рабочей силы в странах ЕС. Миграция трудовых ресурсов в настоящее время приобрела устойчивый характер и способствует интернационализации рынка труда. Формирование человеческого капитала в ЕС зависит от многих факторов - демографических, институциональных, интеграционных, социально-экономических, производственных [1]. Эти факторы оказывают прямое влияние на особенности привлечения иностранной рабочей силы в странах ЕС.

Депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение трудоспособного населения в европейских странах вынуждают страны ЕС использовать трудовых мигрантов, идти на значительные социально-экономические затраты на их трудоустройство, образование и переподготовку. По некоторым прогнозам, без притока мигрантов население Евросоюза и запасы его человеческого капитала начнут сокращаться уже в ближайшие годы. В 2009-2010 гг. чистый приток иностранных мигрантов в ЕС в 3 раза превысил прирост коренного населения [2]. По официальной статистике, на начало 2014 г. 7% населения Евросоюза (34,3 млн чел.) родились за его пределами, 20,4 млн мигрантов являлись гражданами третьих стран, их доля в населении

ЕС в 2014 г. достигла 4%. 13,7 млн чел. имели гражданство других стран - членов Евросоюза1. В 2013 г. 23% всех иностранных мигрантов прибыли в страны ЕС на работу (40% - в 2001 г.), 32% - для воссоединения семей (30% - в 2001 г.), 22% приходилось на студентов. Остальные - это беженцы и лица, приехавшие по другим причинам. Таким образом, за последние 10 лет число трудовых мигрантов в общем их притоке постоянно снижалось, а другие виды миграции нарастали.

Таблица 1

Доля иностранных граждан в населении отдельных стран ЕС-28

(в %, в 2014 г.)

Страны-члены ЕС Доля иностранных мигрантов, родившихся в третьих странах и проживающих в ЕС не менее года, в общем населении стран ЕС Доля всех иностранных мигрантов в общем населении отдельных стран ЕС

Австрия 2,76 6,34

Бельгия 2,22 3,88

Великобритания 12,39 3,77

Германия 20,00 4,84

Греция 3,31 5,95

Ирландия 0,87 3,7

Испания 13,72 5,77

Италия 17,78 5,72

Кипр 0,25 5,65

Люксембург 0,18 6,27

Нидерланды 1,69 1,96

Португалия 1,54 2,88

Франция 13,83 4,11

Швеция 1,97 3,99

Источник: Составлено по: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics explained/index. php?title=File?Foreign and...Eurostat 10/06/2015.

Традиционно миграцию в ЕС рассматривают как фактор восполнения недостающих трудовых ресурсов и используют иностранную рабочую силу в первую очередь для наращивания экономического потенциала. Масштабы и характер влияния потоков трудовых мигрантов на экономику европейских стран зависят от имеющихся экономических условий и возможностей их интеграции в европейское общество. Если

1 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/dgs/home-affairs/e-library/docs/infographics/, Eurostat 10/06/2015, http://demoscope.ru/weekly/2013/0557/barom03.php.

рост численности мигрантов в ЕС способствует решению демографических проблем, то их образование, квалификация, опыт и навыки позитивно влияют на качество человеческого капитала в долгосрочной перспективе. Привлечение активных и образованных мигрантов становится важным инструментом по превращению экономики Евросоюза в более конкурентоспособную и инновационную.

Исторически сложившиеся причины миграции в страны ЕС - это трудоустройство на выгодных условиях, стремление к более высоким доходам за счет существующих межстрановых, межрегиональных и межотраслевых различий в оплате труда. Этому способствовало создание в ЕС общего рынка рабочей силы и единого экономического пространств, свободное перемещение трудовых ресурсов внутри Евросоюза. К важным привлекательным факторам относится и высокий уровень социальной защищенности человека, либеральные ценности, многообразие культур и неформальные структуры поддержки мигрантов. Обычно иностранная рабочая сила мигрирует из стран с высоким уровнем безработицы в страны и регионы, где имеются хорошо оплачиваемые свободные рабочие места и более комфортные условия труда и жизни.

Евросоюз, в отличие от США, характеризуется низким уровнем мобильности трудовых ресурсов. Одной из причин этого является высокая стоимость перевода необходимого человеческого капитала в ЕС2. В 2013-2014 гг. лишь 2,8% граждан ЕС проживали и работали в других странах союза3. Тем не менее внутренняя миграция вносит весомый вклад в экономический рост группировки, так как рабочая сила из стран-членов ЕС имеет более высокую квалификацию и не требует значительных социальных выплат, в отличие от африканских и азиатских мигрантов, предпочитающих жить на пособие по безработице. С другой стороны, отток образованных кадров из новых стран-членов Евросоюза привел к тому, что они превратились в привлекательные для мигрантов государства и стали ощущать нехватку рабочей силы, как это было в свое время в Ирландии и Испании.

Особенностью привлечения трудовых мигрантов в ЕС является то, что европейские страны расценивают их не как замещающий, а как дополнительный компонент своих человеческих ресурсов на те вакансии, на которые не претендуют коренные жители. Тенденция количественного преобладания неквалифицированной рабочей силы среди иностранных мигрантов в странах ЕС остается такой же, как в 50-60-е годы прошлого столетия. Кроме того, во многих странах ЕС сохраняется менее избирательный подход к образованию трудовых мигран-

2 Employment and Social Development in Europe 2011. Eurostat Luxembourg 2011

3 http://demoscope.ru/weekly/2015/0643/barom01.php.

тов из Азии и Африки с низким уровнем человеческого капитала. Но в последнее время развитие инновационной экономики и создание новых условий для трудоустройства в ЕС привели к тому, что возросла более чем на 50% занятость мигрантов в секторах, где используется средне- и высококвалифицированный труд [3]. Это связано с тем, что с конца 1980-х годов темпы роста притока квалифицированных мигрантов в страны ЕС составляли в среднем 6% в год, для низкоквалифицированных - 3%. Это привело к накоплению более качественных трудовых ресурсов.

Участие мигрантов в человеческом капитале, их вклад в экономическое развитие ЕС различаются по отдельным европейским странам. В целом прибывающие в ЕС трудовые мигранты ориентированы на постоянную работу и оседание в принимающих странах. Роль временных и нелегальных мигрантов в формировании человеческого капитала незначительна, хотя их приток после событий «арабской весны» постоянно растет.

В странах Южной Европы доля мигрантов в трудоспособном населении выше их доли в общем населении. Основной причиной миграции в эти страны является легальное трудоустройство иностранных рабочих - от 60% всего притока в Италии до 36% в Испании. И наоборот, мигранты из третьих стран мало представлены в общей рабочей силе стран Балтии и Польше. В Нидерландах и Швеции высока доля беженцев, лиц, принимаемых по гуманитарным соображениям, и иностранных студентов. В Финляндии до 33% всех мигрантов прибывают для воссоединения семей, в Швецию - до 50%4.

Еще одной особенностью привлечения трудовых мигрантов в странах ЕС является сохраняющееся разделение на рынке труда, когда более образованные жители ЕС старше 40 лет заняты в сфере услуг, требующей квалифицированного человеческого капитала (наука, здравоохранение, образование), а молодые и менее образованные мигранты работают в трудоемких отраслях (строительство, транспорт, сельское хозяйство). Несмотря на то что доля мигрантов из третьих стран составляет всего 6% в общей занятости по странам Евросоюза, их вклад в ВВП группировки, по данным департамента занятости, социальных дел и равных возможностей ЕС, составил около 15% в середине 2000-х годов [4].

Таким образом, иностранных мигрантов можно рассматривать как дополнительное вложение в человеческий капитал и как неотъемлемую его часть в странах Евросоюза с учетом их качественных харак-

4 What are the migrants' contributions to employment and growth? A European approach. Migration Research Group. Hamburgisches WeltWirtschafts Institute, January 2007, HWWI Hamburg, 2007.

теристик и мотивации к труду, уровня образования, культурных и религиозных предпочтений, а также способности адаптироваться в европейском обществе. Принимающие мигрантов страны ЕС получают следующие преимущества. Повышается конкурентоспособность экономики за счет изменения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы. Трудовые мигранты создают дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируя рост производства и занятости в странах Евросоюза. Приток квалифицированной рабочей силы приводит к экономии на затратах на образование и профессиональную подготовку. Как правило, мигранты, особенно временные, не получают пенсий и не участвуют в различных социальных программах, а в случае кризисов первыми увольняются. К отрицательным моментам присутствия иностранной рабочей силы относятся социальная напряженность в обществе, межнациональная неприязнь, рост ксенофобии и дискриминация исламских диаспор и организаций в европейских странах.

Основные характеристики мигрантов как важного компонента человеческого капитала в ЕС. Иностранная трудовая миграция тесно связана с европейским рынком труда, где создается и накапливается человеческий капитал. Создание единого политического и социального пространства (Маастрихтсткий договор 1992 г.) положительно повлияло на трудовую мобильность в странах ЕС и иерархию европейского миграционного пространства. Однако введение европейского гражданства привело к разделу населения европейских стран на коренных жителей ЕС, имеющих привилегированное положение и социально-политические права, и на выходцев из третьих стран, права которых ограничены.

Для классификации стран ЕС по уровню развития и использования человеческого капитала Лиссабонский совет и независимый германский научно-исследовательский центр Deutschland Denken, основываясь на методологии Пеера Эдерера (руководитель проекта человеческого капитала в Евросоюзе), разработали европейский индекс человеческого капитала. Он рассчитывается как стоимость формального и неформального образования, выраженная в евро и умноженная на численность проживающих в отдельной стране. Индекс определяется четырьмя компонентами человеческого капитала по степени вклада в благосостояние стран ЕС.

Одним из них является демография и занятость. Так как страны, поставляющие иностранную рабочую силу, отличаются по многим показателям от стран ЕС, их человеческий капитал считается менее продуктивным и оплачивается ниже, чем местные трудовые ресурсы. Наиболее образованных мигрантов можно отнести к общему национальному человеческому капиталу при условии адекватной интегра-

ции в европейское общество. Влияние притока иммигрантов на развитие человеческого капитала связано с их основными характеристиками, определяющими их вклад в количественное и качественное приращение человеческого капитала. Миграция в Европу обычно ассоциируется с низким доходом на душу населения иностранной рабочей силы, ее слабым образовательным уровнем и невысокой занятостью5.

Можно выделить 5 основных характеристик мигрантов как части человеческого капитала в странах ЕС. Во-первых, они, в процентном отношении, моложе, чем местное население Евросоюза. Так, в конце 2012 г. 17,4% населения ЕС составляли граждане старше 65 лет, а для трудовых мигрантов из третьих стран эта цифра была лишь 4,0%. В целом средний возраст иностранных мигрантов составлял в ЕС в 2012 г. 34,7 года, а граждан Евросоюза - 41,9 года6. Во-вторых, среди мигрантов в странах ЕС преобладают мужчины - 60% от их общей численности. В основном это касается выходцев из стран Азии и Северной Африки, в которых женщины в силу религиозных причин практически не представлены на рынке труда. Кроме того, возможности трудоустройства членов семей достаточно ограничены, поскольку наличие разрешения на работу у трудового мигранта не распространяется на семью. Поэтому многие мигранты предпочитают работать по временным контрактам и находиться в принимающих странах без семей.

В-третьих, уровень квалификации иностранных мигрантов ниже в тех странах ЕС, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила среди местного населения, и выше в тех странах, где местное население имеет низкий уровень образования и профессиональной подготовки. Так, во Франции, Дании, Австрии, Германии, Нидерландах преобладает малоквалифицированная иностранная рабочая сила. В странах Южной Европы уровень квалификации приехавших на заработки мигрантов часто бывает выше, чем у местного населения [3]. Так, в начале 2000-х годов 61,8% населения Испании не имели законченного среднего образования, а для мигрантов эта цифра составила 36,9%, в Италии эти цифры соответственно были 59,9% для местного населения и 35,9% для мигрантов.

В-четвертых, уровень занятости иностранных мигрантов ниже, чем у граждан стран ЕС, при одинаковом уровне образования. Так, в

5 В 2012 г. 44,2% иностранных мигрантов в ЕС имели гражданство стран с высоким индексом развития человеческого потенциала (почти их половина приходилась на выходцев из Турции, Албании, России), 48,3% - это граждане стран со средним индексом развития человеческого потенциала (Марокко, Китай, Украина) и только 7,6% приходилось на граждан стран с низким индексом развития (Нигерия, Ирак и другие страны Азии и Африки). См.: World Migration Report 2013, IOM. Geneva, 2013.

6 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Migration_and migrants....

2014 г., по данным Евростата, он составлял 69,2% для граждан других стран ЕС, 64,9% - для коренного населения и 53,4% - для мигрантов из третьих стран. Только половина иностранной рабочей силы имела работу, соответствующую уровню образования7. В большинстве стран ЕС малоквалифицированные иностранные рабочие часто имеют более высокий уровень занятости, чем местное население, предпочитающее жить на пособие, а не заниматься не престижным трудом.

В-пятых, уровень безработицы иностранных мигрантов из третьих стран выше (20,3% в 2014 г.), чем у местного населения (11,6%)8. Это во многом объясняется тем, что мигранты претендуют на неквалифицированную работу с высоким риском безработицы. Рост числа беженцев и семейная миграция в ЕС также не способствуют занятости, а увеличивают нагрузку на социальные системы европейских стран.

Важной предпосылкой включения иностранных мигрантов в человеческий капитал стран ЕС является их интеграция в европейское общество, которая имеет много измерений, - социально-экономическая, политическая, культурная и рыночная интеграция. Социально-экономическая интеграция заключается в сближении иностранного и местного населения по таким показателям, как доступ на рынок труда, получение доходов от своей деятельности, обеспечение права на образование и профессиональное обучение, социальное обеспечение, включая пенсионное и медицинское, а также наличие жилья. Политическая интеграция связана с легализацией статуса мигранта, получением разрешений на работу, вида на жительство и гражданства, а культурная - с ассимиляцией иностранных граждан и принятием ими ценностей европейских стран [5].

Общеевропейские принципы по интеграции мигрантов из третьих стран впервые были приняты в 2004 г. на Совете Европы (Common Basic Principles for Immigrant Integration Policy in the EU). В основном политика интеграции нацелена на вновь прибывших из третьих стран мигрантов, делает акцент на знание языка, курсы повышения квалификации и ориентирована на получение работы. В последние годы участие мигрантов в программах интеграции и прохождении языковых тестов является условием получения разрешений на проживание и гражданства. Признание профессиональной квалификации и дипломов об образовании также является важным моментом для интеграции на рынке труда. В странах ЕС процедура признания дипломов очень затянута, а человеческий капитал мигрантов оценива-

7 Labour market and labour force survey (LFS) statistics/ Statistics Explained/ Migration and migrants (http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics-explained/index.php/Labour _market_ and_labour_force_survey).

8 Там же.

ется по-разному в отдельных странах-членах. Обычно эксперты дают низкую оценку человеческому капиталу мигрантов, въезжающих из более бедных стран, из-за недостаточного знания иностранного языка, слабого уровня образования, различий между профессиональным опытом, полученным на родине и в стране пребывания.

Образование мигрантов и основные проблемы их занятости. Человеческий капитал определяется четырьмя основными показателями - образованием, профессиональным опытом и трудовыми навыками, здоровьем, а также знанием языка страны пребывания для трудовых мигрантов. Доля расходов на образование в ВВП стран ЕС варьировалась в среднем в 2001-2014 гг. от 5 до 5,3%9. В 2011 г. 40,1% экономически активного населения в Евросоюзе имели законченное среднее образование и не занимались трудоемкой работой, так как эта ниша традиционно занималась мигрантами из третьих стран10.

Более половины мигрантов, направляющихся в страны ЕС, имеют дипломы о среднем и высшем образовании, что играет важную роль при их трудоустройстве на европейских рынках труда, но не гарантирует соответствия их уровня образования имеющимся в наличии свободным вакансиям. Так, в середине 2000-х годов число иностранных мигрантов с низким уровнем образования составляло в ЕС-15 36,5% от общей их численности (характерно для Франции, Германии и стран Бенилюкса); 37,5% имели законченное среднее и профессионально-техническое образование (в основном в Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Великобритании); 25,9% имели высшее образование (большая их часть проживала в Дании, Ирландии, Швеции, Великобритании)11. На высококвалифицированных иностранных мигрантов приходилось всего 1,7% рабочей силы в ЕС (в США - 3,2%, в Швейцарии - 5,3%)12.

Очень часто работодатели в странах Евросоюза недооценивают дипломы об образовании, полученные за границей, поэтому образованным мигрантам приходится соглашаться на менее оплачиваемую работу, что ведет к феномену формальной недооценки их образования или избытку образования. С этой ситуацией чаще всего сталкивается молодежь. Однако если мигранты или их дети получили образование в стране пребывания, то полученные ими дипломы признаются и ценятся выше, чем дипломы других стран.

9 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics/explained/index.php/total_genaral_ governement_expenditure...

10 EU Labour force survey (LFS)Report 2013. Edition 2014 Eurostat. Luxembourg ,2014.

11 International Migration Outlook. SOPEMI Edition 2007. OECD, Paris, 2007. P. 133.

12 Migration, Skills and Productivity. Research Report № 365, November 2010. The Vienna Institute for International Economic Studies, 2010.

Распределение мигрантов по уровню образования отображает в целом структуру предложения человеческого капитала в ЕС. Но на практике мигранты часто сталкиваются с принижением своего человеческого капитала по многим причинам. Во-первых, существует противоречие между квалификацией, полученной в своей стране, и необходимыми знаниями, требующимися в принимающей стране. Различия в национальных системах образования ограничивают возможности сравнения квалификации местного населения и мигрантов. Во-вторых, человеческий капитал мигранта часто является специфическим для данной страны и поэтому не всегда является нужным ресурсом. Кроме того, мигранты не обладают достоверной информацией о функционировании рынка труда и сталкиваются с языковыми трудностями. В-третьих, многое зависит от их стратегии на рынке труда, когда мигранты отдают предпочтение менее квалифицированной работе, а не занимаются затратными поисками престижной работы.

В 2010-2011 гг. примерно 22 % иностранных мигрантов в странах Евросоюза обладали избыточным образованием (в Великобритании -35%, а в Португалии - 47%), то есть занимали вакансии, не соответствующие уровню их образования. Для коренного населения ЕС эта цифра составляла всего 13%. Во многом это было связано с существующими законодательными нормами в странах Евросоюза, ограничивающими выбор вакансий для новых мигрантов, и более характерно для стран Южной Европы, где преобладают потребности во временной и сезонной рабочей силе [6].

Развитие инновационной экономики европейских стран на фоне старения населения ведет к росту потребности в высококвалифицированной рабочей силе для замены выходящих на пенсию специалистов. В 2020 г., по некоторым оценкам, откроется 8,5 млн новых вакансий, но выпускники средних и высших учебных заведений в странах ЕС не смогут полностью удовлетворить потребности в занятости [2]. Для их решения проблем нехватки кадров в 2009 г. была принята Директива ЕС, предусматривающая допуск высококвалифицированных специалистов в Евросоюз и получение ими европейской «голубой карты». Ее владелец может работать на всем пространстве ЕС, переезжать из одной страны Евросоюза в другую после завершения контракта с фиксированными сроками, имеет ряд социально-экономических прав и благоприятные условия для воссоединения семьи.

Поддержка притока высококвалифицированных мигрантов обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это экономически выгодно для стран ЕС, так как такие мигранты вносят большой вклад в человеческий капитал и внутреннее потребление, платят налоги, субсидируя таким образом остальную, менее оплачиваемую часть населения Евросоюза. Во-вторых, курс на развитие инновационной

экономики в европейских странах ведет к тому, что потребность в квалифицированных специалистах становится долгосрочной тенденцией. В-третьих, образованные мигранты быстрее интегрируются в европейское общество, не приводят к его культурной и религиозной фрагментации.

В октябре 2008 г. на саммите стран Евросоюза был принят Пакт об иммиграции и предоставлении убежища. Он предусматривал селективный подход к иммиграции и одобрял приток трудовых мигрантов, исходя из потребностей рынка труда каждого государства ЕС, ограничивая другие виды миграции13. В сфере воссоединения семей учитывались возможности европейских стран по приему и интеграции, уровень дохода иностранцев, их жилищные условия, а также знание языка страны пребывания. Закон также усиливал контроль за нелегальными мигрантами и охрану границ.

Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. привел к росту безработицы иностранных мигрантов и снижению их притока. Высокий уровень безработицы мигрантов связан с тем, что они были сконцентрированы в наиболее затронутых кризисом отраслях, и большинство из них работало по временным трудовым контрактам, имело низкий уровень образования и плохо знало язык. Исключение составлял Кипр (см. табл. 2), где уровень безработицы у граждан стран ЕС выше, чем у мигрантов. Такая же тенденция наблюдалась в Чехии, на Мальте и в Литве14.

Основными нишами для трудоустройства иностранных граждан на европейском рынке труда являются такие отрасли, как строительство, торговля, сфера услуг, сельское хозяйство. В Германии более 30% занятых в отраслях промышленности приходится на мигрантов, в Италии и Австрии - 20%, во Франции - 33% всех занятых в автомобилестроении, а в Бельгии на мигрантов приходится 40% всех шахтеров. В Великобритании и Швеции в сфере услуг мигранты составляют 80% всех работающих15.

Экономический и финансовый кризис поставил на повестку дня проблему влияния мигрантов на уровень безработицы и зарплаты в странах ЕС. Большинство экспертов считает, что иностранные мигранты как дополняющий элемент на рынке труда не создают нехватку рабочих мест и не конкурируют с коренными жителями на

13 Council of the European Union Pact on Immigration and Asylum/ Brussels №13440/08.

14 Migrant integration in the labour market in 2013. Unemployment rate for non-EU citizens notably higher than for nationals in the EU28. Eurostat Newsrelease 119/2014. 30 July

15 Immigration and European Innovation Systems. Challenges for Economic Growth and Prosperity. CARIM-AS № 2011/06. Europeen University Institute. Florence, 2011. P. 18.

2014.

Таблица 2

Уровень безработицы иностранных мигрантов в странах ЕС-27

(2008 г. и 2013 г., в %)*

Граждане других стран Евросоюза Иммигранты из третьих стран

2008 2013 2008 2013

ЕС 8,0 12,4 13,0 21,5

Кипр - 20,0 - 9,5

Германия 8,0 6,7 17,0 12,4

Франция 7,0 8,7 15,0 25,0

Италия 8,0 15,5 9,0 17,4

Испания 14,0 29,7 18,0 40,0

Великобритания 4,0 6,8 21,0 10,7

Бельгия 7,0 12,2 7,0 29,7

Нидерланды 5,0 8,0 7,0 18,3

Швеция 9,0 10,6 23,0 28,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* В возрасте от 20 до 64 лет.

Источник составлено по: Labour Market Statistics. Eurostat. Luxembourg, 2011. P. 60. http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/migrant_integration_ statistics_employment; http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/ unemployment_rates_by_broad_groups.

рынке труда, а заполняют те ниши, куда не идет местное население. Краткосрочная и сезонная миграция оказывают минимальное давление на систему социального и пенсионного обеспечения, решая проблему занятости на основе временных контрактов. По оценкам немецкого отделения Фонда Маршалла (США), в странах с гибким рынком труда приток мигрантов не приводит к росту безработицы, а в странах с зарегулированным рынком уровень безработицы из-за использования иностранных рабочих может вырасти лишь на 0,1-0,2% [7].

Воздействие трудовой миграции на среднюю зарплату в странах Евросоюза также незначительно, так как иностранные рабочие часто соглашаются на более низкую оплату труда, платят больше налогов по сравнению с получаемой ими социальной помощью, стимулируют внутреннее потребление, способствуют созданию новых рабочих мест. Разница в зарплате у мигрантов из третьих стран и граждан ЕС варьируется по странам. Так, в Швеции до кризиса 2008-2009 гг. ежегодный доход иностранных мигрантов был на 15% ниже, чем у коренных жителей, а для Испании эта цифра составляла уже 40%. Такая разница не всегда является результатом дискриминации, а чаще означает, что человеческий капитал мигрантов не полностью используется в принимающих странах.

* * *

Международная миграция оказывает большое влияние на процесс накопления и обогащения человеческого капитала в странах ЕС, так как в них имеется общая и структурная нехватка рабочей силы и «двойной» рынок труда с большими различиями в уровне заработной платы и условий труда для граждан Евросоюза и иностранных рабочих. Значительная часть мигрантов прибывает по линии воссоединения семей или получения убежища, что отрицательно влияет на накопление человеческого капитала в ЕС. Их вклад ниже, чем мог бы быт, при равных условиях трудоустройства и учете полученного образования, по сравнению с коренным населением.

Мигранты отличаются разнородностью личных, образовательных и профессиональных качеств. За счет этого неквалифицированные иностранные рабочие привносят менее продуктивный человеческий капитал, а образованные - более креативный и продуктивный. Особенности развития экономики той или иной страны Евросоюза, степень ее инновационности, разные потребности их рынков труда также влияют на качество поступающего из других стран человеческого капитала.

Европейские страны используют трудовых мигрантов для развития своих производительных сил, особенно в трудоемких отраслях, не пользующихся спросом у коренного населения. Часто при длительном использовании иностранной рабочей силы растет зависимость от их труда в отдельных странах ЕС и без привлечения новых мигрантов становится невозможным нормальное функционирование таких отраслей, как строительство и угольная промышленность. Складывается определенное разделение труда между коренным населением и иностранными рабочими в рамках единого рынка труда в ЕС.

Исследования показывают, что влияние миграции на занятость, безработицу, зарплату в принимающих странах незначительно. А приток иностранной рабочей силы позитивно влияет на экономический рост, бюджет, конкурентоспособность и инновационное развитие экономики ЕС. Мигранты вносят значительный вклад в облегчение налогового бремени будущих поколений европейских стран с низким уровнем рождаемости, стимулируют занятость и содействуют структурной перестройке европейской экономики.

Литература

1. Капелюшников Р. Теория человеческого капитала. 1998 www. libertarium.ru/10624. [Kapelyushnikov R. 1998. The Theory of Human Capital. www.libertarium.ru/10624.]

2. Jonkers K. Immigration and European Innovation Systems. Challenges for Economic Growth and Prosperity. CaRIM-AS № 2011/06 European University Institute. Florence, 2011.

3. Brucker H. Can International Migration Solve the Problems of European Labour Markets? German Institute for Economic Research (DIW), Berlin, Institute for Labour Market Studies (IZA). Bonn, 2003. www. unece.org>read/sem/sem2002/papers/Brucker.pdf.

4. Молодикова И. Иммиграция в страны Европейского Союза. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». 28 апреля 2006 http://www.polit.ru/article/2006/04/28/demoscope243 [Molodykova I. Immigration in EU countries. Bulletin "Naselenie i obschestvo" 28 April 2006 http://www.polit.ru/article/2006/04/28/demoscope243].

5. Sainsbury D. Welfare States and Immigrant Rights. The Politics of Inclusion and Exclusion. 2013 Oxford University Press. United Kingdom.

6. Aleksynska M., Tritah A. Occupation-Education Mismatch of Immigrant Workers in Europe: Context and Policies. Centre d'Etudes Prospectives et dTnformations Internationales //Working Papers 2011-16. Paris, July 2011. P. 7.

7. Brucker H. Labor Mobility after the European Union's Eastern Enlargement: Who wins, who loses. German Marshal Fund of USA. Wash, 2007.

O.E. TROFIMOVA

PhD in economics, senior research fellow of the Institute of world economy and international relations of the Russian Academy of sciences, Moscow, Russia [email protected]

ROLE OF FOREIGN MIGRANTS IN THE PROCESS OF FORMATION OF HUMAN CAPITAL IN THE EU COUNTRIES

The paper examines specifics of attracting foreign labor migrants in the EU countries and analyses their role as a source of human capital in the context of globalization and growing importance of demographic and socio-economic factors. The author focuses attention at the main features of labor migrants as a part of human capital in the European Union. The problems of education of foreign workers, their employment on labor market and integration into European society are touched upon in the paper.

Keywords: labor migration, human capital, foreign workers, skilled labor, education, integration of migrants,

overeducation, unemployment.

JEL: F220, I220, J110, J240, J600, J610.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.