Научная статья на тему 'Мигранты на рынке труда европейского Союза'

Мигранты на рынке труда европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
775
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / МИГРАНТЫ / РЫНОК ТРУДА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НЕРАВЕНСТВО / БЕДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Говорова Наталья Викторовна

Статья посвящена анализу положения легальных мигрантов на рынке труда Европейского Союза. Подчёркивается ухудшение социально-экономического положения мигрантов, усиление неравенства и бедности, а также необходимость объединения усилий по их интеграции в общество для роста конкурентоспособности ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мигранты на рынке труда европейского Союза»

УДК 331.556.4 Наталья ГОВОРОВА

МИГРАНТЫ НА РЫНКЕ ТРУДА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Аннотация. Статья посвящена анализу положения легальных мигрантов на рынке труда Европейского Союза. Подчёркивается ухудшение социально-экономического положения мигрантов, усиление неравенства и бедности, а также необходимость объединения усилий по их интеграции в общество для роста конкурентоспособности ЕС.

Ключевые слова: Европейский Союз, мигранты, рынок труда, человеческий потенциал, неравенство, бедность.

Одна из ключевых целей социально-экономического развития ЕС до 2020 года - достижение 75% общего уровня занятости трудоспособного населения на фоне повышения трудовой активности молодёжи, пожилых и низкоквалифицированных работников, а также легальных мигрантов. Согласно данным Европейской статистической службы (Евростат), рост населения Евросоюза происходит главным образом за счёт миграции, поэтому основная роль в борьбе с демографическими вызовами и дисбалансом спроса и предложения на европейском рынке труда отводится мобильности трудящихся и трудовой миграции. По прогнозам Европейской комиссии (ЕК) экономически активное население Союза уменьшится к 2020 году на 7,5 млн чел. (-2,2%), а без учёта миграции - на 11,7 млн (-3,5%) [European Commission - Press release. Employment, 2014]. В ответ на это ЕК предлагает содействовать трудовой подвижности внутри ЕС, а также оптимизировать количество и качество рабочей силы из третьих стран.

Общее число подданных других государств, проживающих в ЕС (именно их в этой статье будем называть мигрантами в отличие от мобильных граждан ЕС -граждан одной страны ЕС, временно проживающих в другой) в период 2010-2013 гг. изменялось незначительно (порядка 20,4 млн чел.) и составляло все эти годы примерно 4% всего населения Союза. Вид на жительство ежегодно получали более 2 млн иностранных подданных (почти треть - по причине воссоединения семьи, по 22-23% - на основании трудоустройства, получения образования и т.п.). В процентном отношении к местному населению больше всего приезжих пришлось на Люксембург, Кипр, Мальту и Бельгию. В большинстве стран ЕС мужчины составляют основную часть мигрантов, особенно в Словакии, Польше, Латвии, Германии, Болгарии и на Мальте; женщины преобладают среди мигрантов на Кипре, во Франции, Италии, Испании и Ирландии; 85% мигрантов - лица трудоспособного возраста (15-64 лет). Средний возраст мигрантов повсюду в ЕС значительно ниже, чем у коренных жителей (42 года) [Eurostat. Migrant integration statistics].

© Говорова Наталья Викторовна - к.э.н., в.н.с. Института Европы РАН, доцент кафедры экономики, Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт, Адрес: 125993, Москва, Моховая, ул., д. 11, стр. 3. E-mail: n_govorova@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420154146

Диспаритет в трудовой сфере

В конце 2011 года увидело свет сообщение Комиссии "Глобальный подход к миграции и мобильности", в котором отмечалась настоятельная необходимость как привлечения на европейский рынок труда легальных мигрантов, так и эффективной борьбы с нелегальной иммиграцией [The Global Approach, 2011]. Тогда же была одобрена директива, уравнивающая в правах граждан третьих стран в трудовой и социальной сфере (зарплата, охрана труда, процедура найма/увольнения, доступ к общественным благам, социальному обеспечению, участию в профсоюзах) [Directive 2011/98/EU, 2011]. Однако пока мигранты остаются наиболее уязвимой частью европейского общества, наряду с молодёжью, неквалифицированными и временно занятыми работниками.

В Евросоюзе мониторинг социально-экономического положения мигрантов проводится по четырем направлениям: занятость, образование, социальная включенность и гражданское участие. Для их расчёта используются данные обследования рабочей силы - EU labour force survey (EU-LFS), статистики доходов и условий жизни населения - EU statistics on income and living conditions (EU-SILC) и статистики миграции Евростата, Международной программы ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся - Programme for International Student Assessment (PISA).

Таблица

Показатели рынка труда ЕС (широкие группы населения), %, 2013 год

Индикаторы Коренное население стран ЕС Мобильные граждане ЕС Мигранты

Экономическая активность 76,5 80,7 71,4

Уровень безработицы 9,8 13,3 20,1

Долговременная безработица 49,4 42,4 48,9

Уровень занятости 68,9 70,7 56,0

Молодёжная занятость (15-29 лет) ~54,0 ~46,0 ~38,0

Самозанятость 14,9 15,1 11,5

Временная занятость 12,3 15,7 17,9

Неполная занятость 18,4 24,0 27,5

Источники: Eurostat. Migrant integration statistics - employment http ://ec. europa. eu/euro stat/statistics-explained/index.php/Migrant_integration_statistics_-_employment

Разрыв в показателях участия на общеевропейском рынке труда между мигрантами, коренным населением и мобильными гражданами ЕС в последние годы увеличивается. На протяжении 2007-2013 гг. экономическая активность мигрантов была устойчиво ниже, чем у граждан Союза. Разница в показателях резко увеличивается с 2009 года и составляет к концу периода 5,3% по сравнению коренным населением и 6,6% - по сравнению с мобильной рабочей силой стран ЕС. Самый низкий уровень экономической активности у лиц, не являющихся гражданами ЕС (не превышает 40%), отмечен в возрастной категории 55-64 лет в Бельгии, Австрии и Франции; наиболее высокий (более 80%) и превышающий показатели коренного населения - в Чехии, Эстонии, Греции, Испании, Португалии, Литве, на Кипре - в возрастной категории 25-54 лет. Большой разрыв в данном показателе отмечается как по возрасту, так и по полу, причём как у коренного населения, так и среди работников-мигрантов; наиболее уязвимы женщины и лица предпенсионного возраста. Экономическая активность женщин-мигранток на треть ниже, чем у мужчин во Франции, Швеции, Бельгии, Мальте, Греции и Германии; в Дании и Португалии -этот показатель не превышает 10%, на Кипре - чуть более 1%.

В тот же период уровень безработицы среди мигрантов существенно превышал показатель коренного населения, и в 2013 году был наиболее высок (около 40%) среди иммигрантов в Испании и Греции (на фоне значительной безработицы коренного населения); втрое-вчетверо выше, чем у местного населения в Бельгии (29,7 и 7,2%), Люксембурге (14,0 и 3,3%), Финляндии (20,0 и 7,2%) и Швеции (28,7 и 6,2%). Самый низкий уровень безработицы среди мигрантов наблюдался в Чехии, на Кипре и Мальте (до 10%). Молодёжная безработица (15-29 лет) среди лиц, родившихся за пределами ЕС, увеличилась на 15,5% в период 2007-2013 гг. и достигла 30,8% в сравнении с 18,2 % среди коренного населения. Во всех странах Союза наблюдалась схожая ситуация с молодёжной безработицей, исключение - Чехия, Ирландия и Кипр, где среди мигрантов она ниже, соответственно, на 5,5%, 5,9% и 9,9%. Долговременная безработица в целом по ЕС росла постоянно в течение последних лет (с 28,5 до 48,9% в 2009-2013 гг.) независимо от страны происхождения работников. Больше всего лиц, не имеющих работу дольше одного года среди работников старшего возраста, родившихся вне ЕС, проживающих в Хорватии, Португалии и Бельгии (81,0%, 76,2%, 68,9%, соответственно), наиболее благополучное положение в этом отношении в Люксембурге, Финляндии и Австрии (20,3%, 21,4%, 30,5%). Наибольшая разница в показателях между возрастными группами 25-54 и 55-64 года - в Хорватии, Португалии, Великобритании и Швеции. Отметим, что в одних странах (Люксембурге, Ирландии, Великобритании и Италии) этот показатель заметно ниже (на 5-10%) для родившихся вне страны пребывания, в других (Чехии, Нидерландах, Швеции и Бельгии) - существенно выше (более 10%).

На протяжении исследуемого периода мигранты были гораздо менее заняты, чем коренные жители ЕС (за исключением Чехии, Италии, Кипра и Латвии). С 2009 г. степень занятости начинает значимо снижаться, и в 2013 г. составляет 56,0% в сравнении с 68,9% с характерной гендерной разницей для всех широких групп населения. Наиболее сильны гендерные различия в сфере занятости у мигрантов в Польше, Словении, Чехии, Германии, Италии и Бельгии, обратная ситуация только на Кипре. Наиболее низка занятость у женщин в Бельгии, Словении и Франции. Наилучшим образом ситуация складывается в Чехии (и Латвии), здесь мигранты заняты заметно выше, чем коренное население, как мужчины, так и женщины, и немного превышает занятость мобильных граждан ЕС, проживающих в этой стране. В Чехии зафиксирован самый высокий уровень занятости по ЕС-28 в прошедшем году - 90,2% (у мужчин-мигрантов). Высокий её уровень среди мигрантов отмечается также на Кипре и в Литве, а также у мужчин в Польше, Словении и Венгрии. Самые высокие показатели молодёжной занятости (около 60%) - на Кипре, Мальте и в Эстонии, самые низкие - в Греции, Испании, Франции и Италии (менее 40%). Наибольшая разница в показателях (11-20%) - в Нидерландах, Великобритании, Бельгии и Швеции.

В последнее десятилетие число самозанятых в ЕС постоянно росло и достигло в 2013 году 30,5 млн человек, из которых 892,5 тыс. мигрантов. Больше всего самозанятых (в процентном отношении к населению в целом) в Греции и Италии, менее всего - в Люксембурге, Дании, Эстонии и Швеции. Наибольшая доля этой категории работающих мигрантов трудится в Чехии, Румынии, Польше и Болгарии, а в абсолютном выражении - в Италии, Германии, Великобритании и Испании (135197 тыс.). Большинство самозанятых всех категорий - индивидуально работающие, лишь около 30% имеют наёмных работников.

Частичная и временная занятость неоднозначно трактуется участниками рынка труда: работодателями - как возможность сохранить рабочие места во время кризиса или гибкость при трудоустройстве, трудящимися - как наступление на права наёмных работников и снижение уровня их социальной защищённости. Временная занятость во всех странах ЕС сильно разнится для мигрантов и коренных жителей

особенно на Кипре, где 79,2% мигрантов трудятся на временной основе по сравнению с 10% коренных жителей; не намного лучше ситуация в Швеции, Словении, Бельгии, Финляндии, Испании и Португалии. Юношеский сегмент временной занятости демонстрирует обратную тенденцию: в период 2007-2013 гг. этот показатель снижался (за исключением 2010 и 2011 годов), и к 2013 году показатели для коренного населения и мигрантов отличаются не более чем на 5-6%. Неполная занятость мигрантов выше и растёт более быстрыми темпами, чем у коренного населения Союза, особенно высока она у мигрантов 55-64 лет. Однако в Литве, Великобритании, Австрии и Нидерландах эти величины почти одинаковы. Частичная занятость женщин-мигранток повсюду выше, чем мужчин (исключение - Кипр). А в Ирландии, Нидерландах, Великобритании и Австрии, а также на Кипре и Мальте их занятость выше, чем у местных уроженок. Молодёжная неполная занятость увеличивается последние семь лет независимо от страны происхождения, в целом по ЕС-28 она больше у мигрантов, особенно в Нидерландах и Дании (на фоне самых высоких показателей и у местной молодёжи).

Неравенство усиливается

Одна из целей стратегии "Европа 2020" - сократить на 20 млн число наиболее уязвимых европейцев. В конце 2012 года по предложению Комиссии был создан Фонд помощи наиболее нуждающимся людям, через который Евросоюз поддерживает программы государств-членов по обеспечению этих людей едой и товарами первой необходимости. ЕК полагала, что такой фонд сделает доступной помощь для наиболее социально незащищённых групп, в том числе мигрантов, и будет содействовать их интеграции в европейское общество. Фонд европейской помощи наиболее нуждающимся людям (FEAD) начал свою работу в 2014 году. В период 2014-2020 гг. страны получат помощь от ЕС для своих самых бедных граждан в размере 3,8 млрд евро. Согласно условиям, страны самостоятельно разрабатывают и осуществляют свои национальные программы по борьбе с бедностью и социальной исключённостью, при этом 85% финансирования можно будет получить из Фонда [European Commission - Press release. Poverty, 2014].

На протяжении 2005-2012 гг. граждане третьих стран гораздо сильнее, чем граждане ЕС, подвергались риску бедности и социальной исключённости, при этом наиболее уязвимы были лица старшего возраста (в Бельгии, Греции и Люксембурге) и женщины (в Бельгии, Болгарии и Греции). Однако в Чехии, Дании, Греции, Испании, Франции, Нидерландах и Швеции у мужчин-мигрантов было больше шансов оказаться материально и социально неблагополучными, чем у женщин. В целом, самыми дружественными к мигрантам в этом отношении были Мальта, Австрия и Великобритания. В 2012 году почти половина молодых мигрантов сталкивалась с риском бедности по сравнению с 28,3% коренных европейцев. Наиболее сложная ситуация для этой группы населения складывалась в Бельгии, Франции, Нидерландах и Словении. На Мальте, напротив, наибольшие трудности были у местной молодёжи, а в Ирландии одинаково рисковали и те, и другие. В большинстве стран дети с миграционным прошлым (когда, по крайней мере, один из родителей мигрант) или дети мигрантов подвергались риску почти вдвое больше, чем дети коренного населения. Хуже всего ситуация складывалась в Греции, Испании и Словении, где таких детей было в 2012 году более половины. В категорию так называемых работающих бедных попадало также в два раза больше мигрантов (причём в большинстве стран мужчины чаще, чем женщины), единственное исключение - Латвия. Ситуация по странам здесь сильно отличается: больше всего на Кипре, в Греции, Испании и Италии, почти не наблюдалось различий в Литве, Португалии, Германии, Латвии и на Мальте.

Среди мигрантов по ЕС-28 в целом почти в два раза больше людей, испытывающих серьёзные материальные лишения; особенно тяжёлая ситуация в Болгарии и Греции, там половина мигрантов может быть отнесена к данной категории, наибольший же разрыв в этом показателе по сравнению с коренным населением - в Бельгии, Швеции и Дании (в 5-7 раз), обратная ситуация - в Германии, на Мальте и Кипре. К неимущим в ЕС относятся лица, которые не могут позволить себе заплатить по крайней мере за три из девяти пунктов (задолженность по ипотеке, коммунальным услугам, платежу по кредиту; невозможность позволить себе ежегодный недельный отпуск вдали от дома; полноценное питание через день; неожиданные расходы; телефон, включая мобильный; цветной телевизор; стиральную машину; автомобиль; отопление жилища), в то время как те, кто неспособен обеспечить четыре или более пункта, относятся к наиболее нуждающимся.

Что касается образовательного уровня мигрантов, то в 2011 году на уровне ЕС-27 более трети их них имело начальное образование или ниже. Молодые мигранты находятся в группе риска раннего окончания обучения, не достигнув уровня вторичного (среднего) образования. Доля населения иностранного происхождения с основным общим образованием или ниже составляла 36%, с верхним уровнем вторичного образования - 38%, с более высоким уровнем образования - 26%. В Великобритании, Ирландии, Люксембурге, Эстонии, Швеции и на Кипре были самые высокие показатели населения иностранного происхождения с третичным образованием (35-48%), в то время как в Италии, Греции, Словении и Австрии - самые низкие (11-18%). Больше всего в процентном отношении малообразованных мигрантов в Греции, Мальте, Италии, Франции, Португалии, Испании и Бельгии (4049%). На уровне ЕС доля лиц в возрасте 18-24 лет, покинувших образовательные учреждения, среди населения иностранного происхождения в течение 2009-2011 гг. была на 12% выше, чем для населения в целом; в Италии, Испании и Греции это сделали более 40% молодых мигрантов.

Судя по доступным статистическим данным, в течение 2009-2011 гг. в целом по ЕС-27 доли иностранного и всего населения, определяющие своё здоровье как хорошее, эквивалентны (75-77%). В страновом разрезе наибольшие различия в пользу населения в целом по этому показателю наблюдались в 2011 году в Латвии (37 и 55%), а также в Болгарии, Австрии и Словакии, обратная картина отмечена на Мальте, в Португалии и Венгрии.

* * *

После выхода из кризиса Евросоюз не сумеет удержать свои конкурентные позиции в мире, если не будет использовать потенциал управляемой легальной миграции. Среди мер, позволяющих в полной мере раскрыть потенциал мигрантов, -признание иностранных дипломов, предложение языковых курсов соответствующего уровня и обеспечение доступа к различным программам, действующим на рынке труда, поощрение участия в жизни общества, сотрудничество с деловым сообществом и социальными партнёрами. По прогнозам к 2060 году количество трудоспособных граждан ЕС существенно сократится, а иммигрантов - увеличится. Учитывая недостаток собственных трудовых ресурсов (уже в 2015 году Евросоюз ощутит серьёзную нехватку специалистов в области информационных технологий, а к 2020 году возникнет большой дефицит медиков), их потенциал следует оптимально использовать.

В начале 2014 года Комиссия опубликовала доклад об итогах политики в сфере миграции, в котором отметила усилия по сохранению привлекательности ЕС для талантливых и квалифицированных работников (включая учёных, аспирантов и студентов), оптимизации потенциала легальной миграции. Тогда же был принят (в

первом чтении) законопроект, облегчающий въезд и пребывание данной категории мигрантов; в мае Советом утверждена директива об упрощённых условиях для высококвалифицированных сотрудников ТНК. Европейскому Союзу следует оставаться привлекательным для талантливых и квалифицированных работников, причём не только с точки зрения возможности высокого заработка, но и достойных условий для трудовой деятельности и проживания.

ЕС мог бы получить больше пользы от иммиграции, если бы власти, бизнес, социальные партнёры и общество воспринимали мигрантов как перспективный ресурс, а расходы на миграционную политику - как необходимые и прибыльные инвестиции. Нынешние реалии свидетельствуют, что социально-экономическое положение мигрантов возможно улучшить, проводя миграционную стратегию, которая будет носить интегральный характер, т.е. переплетаться с другими направлениями деятельности Союза и государств-членов в экономической, социальной, образовательной, демографической сферах.

Список литературы

Белов В.Б. (2015) Немецкая экономика в первый год правления Большой коалиции // Германия. 2014. Часть I. Экономика. Под ред. В.Б. Белова. ДИЕ РАН, № 312, М., 2015. С. 13-28.

Говорова Н.В. (2015) Мигранты в Европейском Союзе: социальный профиль // Миграционные проблемы в Европе и пути их решения. (2015) Под редакцией Н.Б. Кондратьевой (отв. ред.), О.Ю. Потемкиной. М.: Доклады Института Европы, № 315. С. 27-37.

Пасякина Л.С. (2011) ЕС и трудовая миграция // Современная Европа. №3(47). С. 92-105.

Потемкина О.Ю. (2010) Иммиграционная политика ЕС от Амстердама до Лиссабона // Мировая экономика и международные отношения. № 4. C. 42-51.

References

Belov V.B. (2015) Nemeckaya ekonomika v pervii god pravleniya Bolshoi koalicii / Germaniya. 2014. Chast I. Ekonomika. Pod red. V.B. Belova. DIE RAN № 312, M. 2015. S. 13-28.

Directive 2011/98/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on a single application procedure for a single permit for third-country nationals to reside and work in the territory of a Member State and on a common set of rights for third-country workers legally residing in a Member State . http: // eur-lex. europa. eu/legal-

content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32011L0098&qid=1423774295030&from=EN

European Commission - Press release. Employment: report shows worker mobility key to tackle EU demographic and skills challenges, 18.11.2014 (http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-1016_en.htm

European Commission - Press release. Poverty: Commission welcomes final adoption of new Fund for European Aid to the Most Deprived, 10.03.2014. (http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-230_en.htm)

Eurostat. Migrant integration statistics. http://ec.europa.eu/eurostat

Govorova N.V. (2015) Migranty v Evropejskom Sojuze: social'nyj profil' Migracionnye problemy v Evrope i puti ih reshenija. (2015) Pod redakciej N.B. Kondrat'evoj (otv. red.), O.Ju. Potemkinoj. M.: Doklady Instituta Evropy, № 315. S. 27-37.

Pasjakina L.S. (2011) ES i trudovaja migracija // Sovremennaja Evropa. №3 (47). S. 92-105.

Potemkina O.Ju. (2010) Immigracionnaja politika ES ot Amsterdama do Lissabona // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija.№ 4. C. 42-51.

The Global Approach to Migration and Mobility, Brussels, {SEC(2011) 1353 final}, Brussels, 18.11.2011, http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2011:0743:FIN:EN:PDF

Migrants on European Labor Market

Author. Govorova, N.V., PhD in Economics, leading Researcher, Institute of Europe RAS, assistant professor of economics, Moscow Technological Institute. Аddress: 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russia. E-mail: n_govorova@mail.ru

Abstract. The article is devoted to analysis of the legal migrant situation on the EU labor market. The author underlines migrant social and economic deprivation, growing of inequality and poverty, the necessity of combined effort to integrate the migrants into society which would secure growth of the EU competitiveness.

Keywords: European Union, migrants, labor market, human development, inequality, poverty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.