Научная статья на тему 'Роль иностранного языка в профессиональной подготовке бакалавров по направлению туризм: теоретические подходы'

Роль иностранного языка в профессиональной подготовке бакалавров по направлению туризм: теоретические подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1630
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВР ТУРИЗМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / PROFESSIONAL TRAINING / BACHELOR OF TOURISM / PEDAGOGIC APPROACHES / COMPETENCE-BASED APPROACH / PERSONALLY-ORIENTED APPROACH / INTEGRATIVE APPROACH / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивухин Андрей Александрович

В данной статье рассматриваются современные подходы в профессиональной подготовке бакалавров по направлению «туризм». Цель работы рассмотреть подходы, используемые при профессиональной подготовке бакалавров туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сивухин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of a foreign language in professional training of bachelors in the direction «Tourism»: theoretical approaches

This article deals with the modern approaches in professional training of bachelors in the direction «Tourism». The purpose of this work is to consider the approaches to professional training of Bachelors of tourism

Текст научной работы на тему «Роль иностранного языка в профессиональной подготовке бакалавров по направлению туризм: теоретические подходы»

ется как неотъемлемая часть культуры стран изучаемого языка и способ ее выражения [7].

Библиографический список

1. Волосникова Е.А. Изучение иностранной песни как один из стимулирующих факторов при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nsportal.ru/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library (дата обращения: 11.02.2014).

2. Гарибова Л.В. Реализация культурологического подхода в преподавании иностранного языка в вузе // Сб. науч. тр. Сев.-Кав. ГТУ: Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ncstu.ru (дата обращения: 27.02.2014).

3. Емельянова Н.А. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового ВУЗа: Дис. ... канд. пси-хол. наук. - Нижний Новгород. - 1997. - 229 с.

4. Жбиковская О.А. Гендерный подход при обучении иностранному языку // Социально-культурные проблемы развития промышленности, транспорта и услуг: история и современность: Материа-

лы Всерос. науч. конф. с междунар. участием / Омский гос. университет путей сообщения. - Омск, 2006. - С. 74-78.

5. Компанцева Е.В. Содержательно-методологический аспект социокультурной компетенции в профессиональной подготовке студентов лингвистических специальностей: Дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 191 с.

6. Смирнова Н.А. Реализация тендерного подхода на уроках иностранного языка с использованием интерактивных методов обучения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.t21.rgups.ru/ Arhiv2007s1 (дата обращения: 08.02.2014)

7. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово/Slovo, 2000. - 624 с.

8. Шубин С.В. Мотивация овладения иностранным языком в условиях билингвального обучения в ВУЗе: Дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород. - 2000. - 148 с.

9. Юсеф Е.К. Личностные ориентации обучения как условие развития компетентности студентов технического университета (на материале иностранного языка): Автореф. ... дис. канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2001. - 19 с.

УДК 377:811

Сивухин Андрей Александрович

Амурский государственный университет, г. Благовещенск

a vonblag@yandex. ш

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТУРИЗМ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В данной статье рассматриваются современные подходы в профессиональной подготовке бакалавров по направлению «туризм». Цель работы рассмотреть подходы, используемые при профессиональной подготовке бакалавров туризма.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, бакалавр туризма, педагогические подходы, компетентност-ный подход, личностно-ориентированный подход, интегративный подход, иностранный язык.

Сегодня влияние туристической индустрии на мировое устройство и политику ряда государств и регионов не вызывает сомнения. Туризм стал одним из самых прибыльных направлений в бизнесе, эффективность инвестиционных вложений которого сравнимо с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением. Туристическая индустрия тесно переплетает между собой интересы экономики, культуры, международных отношений, гостиничного бизнеса, занятости населения и транспортных организаций. Развитие туризма играет большую роль, как для государства, так и для отдельной личности [6, с. 1].

Профессиональная деятельность менеджера по туризму, в первую очередь, предполагает прямой контакт и взаимодействие с другими людьми: потребителями туристического продукта, партнерами, коллегами. Профессиональными функциями менеджера по туризму является: консультирование клиентов по вы-

бору туров и оформление необходимых документов; разработка новых туристических маршрутов; выбор достопримечательностей тура; прием иностранных туристов; бронирование билетов и гостиниц; оформление необходимых документов для получении визы, страховки; привлечение новых клиентов; взаимодействие с контрагентами, представляющими туристические услуги; разрешение проблемных ситуаций, возникающих у туристов; изучение туристического рынка и т.д. Профессия менеджера по туризму относится к типу «человек-человек», что подразумевает процесс коммуникации между людьми.

Высокий уровень профессиональной подготовки кадров для туристической индустрии является одним из условий способствующих стабильному развитию туризма.

В нашей работе мы рассматриваем некоторые теоретические подходы, используемые в профессиональной подготовке бакалавров туризма.

Профессиональная подготовка представляет собой часть системы профессионального образования и означает «процесс овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими выполнить работу в определенной области деятельности» [17].

Программа модернизации профессиональной подготовки направляет вектор профессионального образования на переход от «знаниевой» или «зу-новской» (развитие и формирование знаний, умений, навыков) к компетентностной модели образования (развитие и формирование компетенций).

Компетентностный подход является сегодня одним из необходимых и важных условий качественного образования, в том числе и при обучении бакалавров туризма. Применение компетент-ностного подхода в образовательном процессе бакалавров туризма направленно на подготовку не только высокопрофессионального конкурентоспособного выпускника, но и развитие личности, которая имеет в своей ценностной картине мира необходимый набор этических концептов, которая предполагает адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях и готова взять на себя ответственность в управлении политическими, экономическими, социально-культурными процессами. И, несомненно, сегодняшние выпускники должны уметь находить рациональное решение в многообразии, предстоящих перед ними задач, актуальных в свободном обществе цивилизованных конкурентных отношений [1, с. 96].

Под термином «Компетентностный подход» понимается «постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной передачей знаний и формирования навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, определяющих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивости к жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-полического, рыноч-но-экономического и инфокоммуникационно насыщенного пространства» [15].

Отличие компетентностного специалиста от квалифицированного, по мнению отечественных ученых, в том, что компетентностный имеет не только набор необходимых знаний, умений и навыков, но и умеет их применить в своей работе. Компетентность подразумевает наличие у специалиста внутренней мотивации к ответственному исполнению своих профессиональных обязанностей, саморазвитию [8, с. 49].

Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки туризм, мы видим, что результатом освоения общеобразовательных дисциплин является освоение общекультурных компетенций (способность к интеллектуальному, культурному, нравственному самосовершенствованию, готов-

ность к восприятию культур и обычаев других стран и народов, способность к письменной и устной коммуникации на иностранном языке и т.д.) и профессиональных компетенций (проектная деятельность: постановка задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях; использование инновационных и информационных технологий для создания туристского продукта; организационно-управленческая деятельность: распределение функций и организация работы исполнителей в туристических организациях; принятие оперативных управленческих решений в туристической деятельности; расчет и оценка затрат по организации туристической деятельности; сервисная деятельность: организация процесса обслуживания туристов; умения самостоятельно разрабатывать и внедрять нормативные документы и т.д.), что способствует подготовке не только высокопрофессионального выпускника, но всесторонне развитую личность, обладающую общекультурными и межкультурными компетенциями. Формирование межкультурной и коммуникативной компетенции эффективнее происходит в процессе обучения иностранному языку. ФГОС ВПО по направлению «Туризм» предусматривает обучение данной дисциплине.

Анализ требований к компетенциям специалистов туриндустрии, показал, что одной из необходимых профессиональных компетенций менеджера по туризму является коммуникативная компетентность.

Д.М. Мирзоева считает, что коммуникативная компетентность является сложным интегративным качеством, включающее, кроме языковых знаний, умения и возможность целесообразно и эффективно взаимодействовать с другими людьми в ситуации общения на основе высоко развитых личностных свойств (эмпатии, общительности, рефлексии), позволяющих принимать во внимание индивидуально-психологические, личностные особенности и интересы собеседника [11].

Бим И.Л. рассматривает коммуникативную компетенцию, как готовность и способность осуществлять иноязычное общение в определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности средствами иностранного языка [3, с. 30].

Мы не можем утверждать, что одно из определений не верно, каждое утверждение содержит в себе рациональное зерно, и отражает коммуникативную компетентность с той или иной стороны. В нашей работе, мы придерживаемся мнения И.Л. Бим: коммуникативная компетентность бакалавров туризма подразумевает готовность и способность осуществлять иноязычное общение с другими людьми.

Коммуникативная компетентность позволяет работникам сферы туризма, в первую очередь, осу-

ществлять общение с потребителями тур продукта (передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека), презентовать свой продукт, устанавливать деловые взаимоотношения, вести деловую переписку на государственном и иностранном языке, вести работу в иноязычной среде, реализовать предлагаемые услуги, осуществлять межкультурную коммуникацию. Коммуникативная компетентность выступает своего рода регулятором дальнейших отношений с другими людьми.

Построением содержания профессиональной подготовки бакалавров туризма является регионализация. Е.В. Ткаченко и А.Т. Глазунова предлагают рассматривать регионализацию как «учет региональных особенностей (этнографических, социально-экономических, историко-культурных, экологических и т.д.) в содержательной стороне организации деятельности системы образования региона в целом» [16, с. 10-11].

Содержание профессиональной подготовки бакалавров туризма осуществляется через региональный компонент образовательного стандарта. Он направлен на усвоение знаний, развитие эмоционально-ценностного отношения к региональному наследию и обретение навыков использования ре-гионоведческих знаний на практике [9]. В нашем исследовании, составляющей регионального компонента профессионального образования бакалавров по направлению «туризм» становится изучение культуры народов Дальнего Востока, краеведения, географии региона, культуры стран АТР, изучение иностранных языков: английского (как международного) и китайского языка (с учетом особенности региона), особенностей межкультурной коммуникации. Изучение данных дисциплин демонстрирует региональный компонент профессиональной подготовки бакалавров туризма, с учетом специфики географического расположения.

Обучение китайскому языку обусловлено географическим положением нашего региона. В процессе обучения китайскому языку студенты овладевают профессиональными и общекультурными компетенциями, что подготавливает к осуществлению профессиональной деятельности на территории КНР. Студенты готовы к восприятию культуры и обычаев этой страны, толерантно относятся к национальным различиям, готовы к устной и письменной коммуникации.

Обучение английскому языку обусловлено статусом международного языка, владение которым, безусловно, облегчает процесс коммуникации в любой стране мира. Содержание данной дисциплины позволяет подготовить студента к решению коммуникативных задач, связанных с деятельностью специалиста в области туризма. Безусловно, при обучении английскому языку так же учитывается наше географическое положение.

Следующий подход, рассматриваемый нами в профессиональной подготовке бакалавров туризма, интегративный. Интегративный подход рассматривается нами с точки зрения взаимной интеграции теории и практики.

Интегративный подход (от лат. Integer - целый) - 1)подход и процесс, позволяющий на основе выявления общности целей, содержания, структуры органически объединить разные стороны, тенденции действительности; 2) в образовательной практике - объединение, органическое слияние образовательных систем, содержание образовательных программ, исследовательских концепций и подходов [14, с. 115].

Интеграция один из важных компонентов взаимодействия и развития системы образования. Применение интегративных подходов при подготовке специалистов в области туриндустрии в современных условиях, становится одной из первоочередных задач, с целью повышения качества профессионального образования. Необходимость интеграции разнородных, смешанных полей профессиональной деятельности, междисциплинарных знаний, умений и навыков объясняет применение ин-тегративного подхода в профессиональной подготовке и профессиональной деятельности.

Сегодня интегративный подход понимают как интеграцию личности с будущей профессиональной деятельностью, другими словами совокупность компетентности личности, основных умений, знаний и навыков. В.В. Скоторенко и И.Г. Мосягина отмечают, что интеграция возможна при соблюдении следующих условий: если объекты исследования и изучения близки по содержанию; интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях; в интегрируемых дисциплинах используются одинаковые методы исследования; в интегрируемых учебных предметах используются схожие или общие методы деятельности студентов [10, с. 25].

В обучении процесс и результат создания неразрывно связанного, цельного осуществляется несколькими способами. Один и способов - синтезированный курс, т. е. объединение элементов разных учебных предметов, основ разных наук [10, с. 115]. В процессе изучения интегративных курсов студенты познают природу знаний, способы запоминания, систематизации, структуру научных теорий, а главное - приобретают способность к системному мышлению, осмыслению новых знаний по образцу уже известных структур научных теорий [5, с. 64]. Второй способ, фокусирование внимания на характеристиках одного и того же явления при обучении разным дисциплинам.

Так, например, при обучении иностранному языку бакалавров туристов, мы можем: наполнять содержание обучения материалом профессиональных дисциплин на иностранном языке: организа-

ция туристической деятельности, менеджмент и маркетинг в туристической индустрии; организовывать лекции-консультации с участием зарубежных специалистов туристической индустрии на иностранном языке; практиковать заказ билетов и бронирование отелей на сайтах иностранных партнеров.

Таким образом, применение интегративного подхода в профессиональной подготовке бакалавров по направлению туризм, ориентированно на качественные показатели, новые принципы и технологии обучения, что сокращает разрыв между общекультурными и профессиональными компонентами обучения и различными практиками, что обеспечивает профессиональную готовность бакалавров туризма непосредственно к профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка бакалавров туризма, как часть системы высшего образования, представляет собой систему, поэтому может быть рассмотрена в рамках системного подхода.

Под системным подходом понимается направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, ориентирующее исследование на раскрытие их целостности, на выявление типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину [7].

Осуществление системного подхода в профессиональной подготовке подразумевает поэтапное решение задач: разработка концептуальных положений, создание научно-методической базы, разработка графиков научной работы, обеспечение студентов грамотным научным руководством. Нужно отметить, что научная работа является важным звеном профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста, поэтому она должна занимать одно из ведущих мест в высших учебных учреждениях. Именно таким образом, все звенья учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы бакалавров образуют сложный и взаимосвязанный процесс, результат которого определен применением системного подхода в процессе его организации [2, с. 49].

Особенность применения системного подхода заключается в определении целей и задач, создания концепции подготовки бакалавров по направлению туризм к профессиональной деятельности, выделении структурных компонентов этой системы, установлении взаимосвязи между ними, выявление уровней и критериев оценки профессиональной готовности бакалавров туризма.

Таким образом, системный подход дает возможность при рассмотрении любого предмета или явления выделить внешние связи, определить элементы, связав их между собой. Применение системного подхода в профессиональной подготовке позволяет выпустить квалифицированных специалистов,

способных творчески подходить к решению задач, прогнозировать и моделировать результаты своей профессиональной деятельности.

Следующий подход, рассмотренный нами, лич-ностно-ориентированный.

Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, С.В. Кульне-вич акцентировали внимание на том, что личност-но-ориентированный подход в образовательном процессе служит для формирования нравственной, разносторонней, творческой личности, а обучение в нем должно быть развивающим, многопрофильным, учитывающим индивидуальные особенности обучающихся. С самого начала ключевыми понятиями для теории личностно ориентированного подхода стали «гуманизация», «демократизация» и «индивидуализация» [4].

Основными принципами личностно-ориентиро-ванного подхода являются: принцип развития сво-бодоспособности личности учащегося; принцип единства процессов социализации и индивидуализации; принцип единства природосообразности и культуросообразности образования; принцип жизнетворчества и сотрудничества; принцип субъектности («субъектность познающего сознания»); принцип дополнительности; принцип открытости учебно-воспитательных систем.

В процессе профессиональной подготовки, лич-ностно-ориентированный подход базируется на индивидуальности, «самобытности», самоценности студента, на его развитии не как «коллективного субъекта», а как индивида, наделенного своим уникальным «субъектным опытом». Внедрить «субъектный опыт» в процесс познания означает, организованность своей деятельности, основанной на личных потребностях, стремлениях, интересах. Кроме того, необходимо использование индивидуальных методов учебной работы [12, с. 121-125].

Применение личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке бакалавров туризма заключается в использовании индивидуальных заданий, в ориентировании студентов на самостоятельную работу (разработка новых туристических маршрутов, подготовка презентационных материалов), в предоставлении выбора форм работы (групповая или индивидуальная), в стимулировании активности каждого студента с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей (выбор организации для прохождения профессиональной практики). Отдельное внимание следует уделить выявлению и развитию уникальных личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности: коммуникабельность, четкое произношение, толерантность, умение контролировать свои эмоции, ответственность и т.д. Профессиональная деятельность менеджера туризма подразумевает общение с клиентами, партнерами, а навыки коммуникации, хорошая дикция, терпимость к национальным и классовым различиям способ-

ствуют быстрому установлению контакта, как на родном, так и на иностранном языке.

Анализ профессиональной подготовки бакалавров по направлению «туризм» в высшем учебном заведении, показал, что профессиональная подготовка является системой педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, получаемых в результате изучения учебных дисциплин и интеграции практических занятий в учебный процесс. Роль иностранного языка в этой системе очевидна: профессиональная деятельность менеджера по туризму подразумевает коммуникацию между людьми, как устную, так и письменную на родном и иностранном языке. В процессе обучения иностранного языка бакалавры туризма овладевают общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Аргунова П.Г. Коммуникативная компетентность в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-3-2013/pedagogics/argunova.pdf (дата обращения: 04.08.2013).

2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.

3. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). -Обнинск: Титул, 2001. - 48 с.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика лично-стно ориентированного образования. - Ростов-н/Д, 2000.

5. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

6. Дурович А.П. Организация туризма / А.П. Ду-рович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. - Мн.: Новое знание, 2003. - 632 с

7. Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lit. lib.m/t/trushnikow_dJ/text_0180. shtml)

8. Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода: на материалах немецких источников // Ком-петентностный подход как способ достижения нового качества образования. - М., 2003. - С. 48-62.

9. Иванова Т.В. Регионализация профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// nauka-pedagogika.com/ (дата обращения: 15.11.2013).

10. Максимова, В.Н. Интеграция в системе образования. - СПб., 1991. - 174 с.

11. Мирзоева Д.М. Образовательные системы и инновационные технологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// obrazovanie21.narod.ru/Files/2011- 1_p090-095.pdf (дата обращения: 12.03.2014)

12. Непомнящая Т.А. Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5-6 (28). - С. 121-125.

13. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. -368 с.

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., Азбуковник, 2004. - 1025 с.

15. Селевко Г. Компетентности и их классификации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://matem.uspu. ru/i/inst/math/subjects/ M040PDMAT_MAT2007D02.pdf (дата обращения: 04.08.2013).

16. Ткаченко Е.В., Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образование: проблемы регионализации и развития. - Чебоксары, 2001. - 253 с.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм от 28 октября 2009 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.