УДК 378.147
Ю.В. Михайлова
старший преподаватель, кафедра иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова»
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ
Аннотация. Рассматривается необходимость формирования умения работать в команде у студентов вуза. Описывается потенциал дисциплины «Иностранный язык». Ситуация и индивидуализация обучения иноязычному общению выступают факторами формирования умения работать в команде.
Ключевые слова: умение работать в команде, студент вуза, иностранный язык, технология сотрудничества, ситуация, индивидуализация.
Y.V. Mikhailova, Perm State Agricultural Academy
THE ROLE OF FOREIGN LANGUAGE IN FORMING OF TEAM-WORKING SKILL
Abstract. The necessity of foreign language in forming of team-working skill is looked through in this article. The potential of discipline "Foreign language" is described. Situation and individualization in foreign language teaching are factors of team-working skill forming.
Keywords: team-working skill, student, foreign language, cooperative learning, situation, individu-alization.
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) выпускникам вузов предъявляется ряд требований, отвечающих веяниям рынка труда. Одним из таких требований выступает умение работать в команде. Данное умение является инвариантным для любой профессиональной деятельности, то есть необходимо выпускникам всех направлений высшей профессиональной подготовки.
Современным работодателям необходимы инженеры, умеющие создавать в срок требуемые продукты. Учебные программы вузов, как правило, не предусматривают освоение методов командной работы, поэтому студенты часто начинают свою профессиональную деятельность, плохо представляя необходимость своевременного выполнения совместных проектов в рамках отведенного времени. В результате они сталкиваются с серьезными проблемами в отношении сроков и качества выполняемой работы. Сегодня умение работать в команде является одним из требований при приеме на работу. Таким образом, командные качества нужны любому студенту, не зависимо от того, в какой профессиональной деятельности он собирается работать. Поскольку умение работать в команде - это владение способами совместной деятельности и способность применять знания для выполнения совместной работы с целью решения профессиональной задачи, то в процессе профессиональной подготовки необходимо формировать у будущих специалистов умения и навыки делового взаимодействия и сотрудничества.
Эффективной формой работы при обучении иностранному языку может стать
работа в команде, как в наиболее эффективном «учебно-познавательном сообществе» (Г.А. Цукерман), а технологией, которая может принести наиболее значимые результаты при работе в команде, может стать технология обучения в сотрудничестве. Цель этой технологии заключается в формировании умений у студентов эффективно работать сообща во временных группах и командах и добиваться качественных образовательных результатов.
Обучение иностранному языку в вузе обладает неограниченным потенциалом в формировании данных умений у студентов, поскольку целью обучения иностранному языку в вузе является умение общаться на иностранном языке в русле будущей профессиональной деятельности.
Существует ряд условий необходимых для обучения общению. Е.И. Пассов в качестве основы обучения общению выделяет ситуацию и индивидуализацию обучения [1]. Под ситуацией понимается «универсальная форма функционирования процесса общения, существующая как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиции общающихся» [1, с. 57]. Индивидуализация, в свою очередь, является важным условием обучения общению и представляет собой «учет всех многосторонних свойств обучаемого и соотнесения с ними приемов обучения» [1, с. 58]. Индивидуализация обучения иноязычному общению тесно связана с ситуацией, поскольку многие характеристики индивидуальности являются ее компонентами.
В процессе обучения иностранному языку вовлечение студентов в иноязычную коммуникацию может осуществляться более успешно, если связать ситуацию с решением профессиональных задач в команде. В данном случае мы имеем в виду ситуации отношений совместной деятельности и нравственных отношений.
В ходе создания подобных ситуаций появляется возможность решить следующие практические задачи: учить студентов корректно высказываться, используя профессионально-ориентированную лексику, аргументировать свое мнение, слушать и давать оценку высказываниям участников своей группы, задавать вопросы. Данная форма организации учебного процесса способствует формированию умения работать в команде, так как студенты, объединенные для решения общей задачи, взаимодействуют друг с другом, учатся адаптироваться к изменяющимся ситуациям и толерантно относиться друг к другу.
Список литературы:
1. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики иноязычному общению. - М.: Рус. яз., 1989. - 276 с.
2. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М.:Интерпракс, 1994. - 160 с.
List of references:
1. Passov E.I. Fundamentals of foreign language communication methods. - Моэсош, 1989. -
276p.
2. Tsukerman G.A. Self-development psychology: the task for teenagers and their teachers. -Moscow, 1994. - 160 p.