Научная статья на тему 'РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаханова Назерке Накыпбековна

В данной статье рассмотрена роль и место инновационных технологий в современном образовании. Инновация означает новизну, новаторство, изменение. Инновации как инструмент и процесс - это внедрение новшеств. Инновация в педагогическом процессе предполагает введение новизны в организацию совместной деятельности учителя и ученика, цели и содержания способов, видов обучения и воспитания. Инновации не возникают сами по себе. Это передовой педагогический опыт научных методов отдельных учителей и всего коллектива в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаханова Назерке Накыпбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN MODERN EDUCATION

This article examines the role and place of innovative technologies in modern education. Innovation means innovation, innovation, change. Innovation as a tool and process means the introduction of something new.In the pedagogical process, innovation implies the introduction of innovations in the organization of joint activities of teachers and students, the purpose and content of methods, types of teaching and upbringing. Innovation does not arise spontaneously. This is the best pedagogical experience of scientific methods, individual teachers and a whole team.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 373.31

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шаханова Н.Н.

Казахский национальный женский педагогический университет

(г.Алматы, Республика Казахстан)

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль и место инновационных технологий в современном образовании. Инновация означает новизну, новаторство, изменение. Инновации как инструмент и процесс - это внедрение новшеств. Инновация в педагогическом процессе предполагает введение новизны в организацию совместной деятельности учителя и ученика, цели и содержания способов, видов обучения и воспитания. Инновации не возникают сами по себе. Это передовой педагогический опыт научных методов отдельных учителей и всего коллектива в целом.

Ключевые слова: инновации, технологии, сфера образования, развивающее обучение, модульное обучение, развитие критического мышления

THE ROLE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN MODERN EDUCATION

Shakhanova N.N. Kazakh National Women's Pedagogical University (Almaty, Republic of Kazakhstan)

Annotation. This article examines the role and place of innovative technologies in modern education. Innovation means innovation, innovation, change. Innovation as a tool and process means the introduction of something new.In the pedagogical process, innovation implies the introduction of innovations in the organization of joint activities of teachers and students, the purpose and content of methods, types of teaching and upbringing. Innovation does not arise spontaneously. This is the best pedagogical experience of scientific methods, individual teachers and a whole team.

Key words: innovation, technology, education, developmental learning, modular learning, critical thinking development

Конец ХХ-начало ХХ1 века стал периодом бурных реформ в системе казахстанского образования. Это произошло под влиянием внешних факторов, связанных с изменением требований к качеству образования, а также под действием внутренних противоречий, порождающих тенденцию к развитию. Современному обществу нужны люди, способные действовать самостоятельно, ответственно относиться к своему будущему, творческие, понимающие свое развитие как ценность, умеющие получать непрерывное образование и готовые к нему. В итоговом документе саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 г. «Образование для инновационного общества в XXI веке» указано, что «образование нуждается в инновациях как основ человеческого развития». Необходимость изменений в системе образования Казахстана

отражена в нормативных актах, что породило масштабное инновационное движение в сфере образования [1].

Требования к педагог-новатору в области современного образования, безусловно, будут новаторскими. Главная задача перед педагогом - формирование образованной, квалифицированной, конкурентоспособной личности, постоянно совершенствующей методы и приемы обучения и осваивающей новые педагогические технологии, создающей светлое будущее страны. Овладение новыми технологиями положительно влияет на формирование профессиональных, духовных, гражданских и других качеств педагога, помогает саморазвитию и эффективной организации учебного процесса. На сегодняшний день основной целью обучения является повышение мыслительных способностей, любознательности, интереса и активности учащихся посредством применения инновационных методов и информационных технологий [2].

Включение в учебно-воспитательный процесс творческой деятельности и инновационных технологий дает возможность повысить профессиональное мастерство педагога. Применение инновационных технологий позволило кардинально изменить роль преподавателя.

Педагоги являются не только носителями знаний, но и руководителями и координаторами самостоятельной творческой работы учащихся. В связи с этим, процесс преподавания является обучающей моделью современного дня, т.е. обучение инновационным методам. Одним из основных инновационных методов является «интерактивный метод обучения». Основной принцип -формирование и развитие личности через диалог [3].

Проанализировав понятие «инновация», ряд ученых дают следующие отпределения. Так, например, Э. Роджерс объясняет инновации следующим образом: «Инновация - это идея, которая является новой для конкретного человека». «Инновации — это особое новое изменение, и мы ожидаем от него решения системных задач», - сказал Майлз. Слово «Инновация» происходит от латинского слова «novis» - «новизна» и «1п» «внедрение», а его перевод означает «обновление, новация, изменение».

Термин инновация широко используется в теории и практике современного образования. Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке. Понятие инновации понимается по-разному в разных странах. В некоторых странах (США, Нидерланды) этот термин широко используется [4].

Немеребай Нурахметов первым в Казахстане дал определение понятию «инновации» на казахском языке. Он предложил следующее определение: «инновации, то, что мы называем инновационным процессом, это отдельная деятельность образовательных учреждений, связанная с созданием, развитием, применением и распространением инноваций».

Слово «инновация» в настоящее время широко используется во всех областях образования, промышленности, медицины и техники. Хотя нововведения внедрялись с момента зарождения общества, они были введены как педагогическая категория лишь в 70-80-х годах ХХ века.

Современные инновационные технологии служат накопителем достижений ценного мира педагогической науки и традиционной практики, достижений социального прогресса, плодов гуманизации и демократии в обществе.

Вопросы совершенствования содержания инновационного образования, его инновации рассматривались Ю.К. Бабанским, В.С. Библером, Ю.С. Гершунским, В.П. Квашиным, В.С. Лазаревым, В.Я. Ляудисом, А.В. Лоуренсовым, В.М. Полонским, С.Д. Поляковым, М.М. Поташником, А.И. Пригожиным и др. Проблемы педагогических инноваций и новых технологий обучения в сфере образования в Казахстане исследовали ученые-педагоги Ш.Т. Таубаева, Н.Н. Нурахметов, С.Н. Лактионова, Е.З. Батталханов, К.К. Кадашева, Т.О. Балыкбаев, Ж.А. Караев, Г.К. Нургалиева, К. Бузаубакова, С.Д. Муканова, Н.И. Хван, Л.Е. Румянцева, З.У. Имжарова, М.М. Мукаметкалиевна и другие [5, с.130].

Поскольку знания передаются в основном через изучение школьных дисциплин, то освоение каждой дисциплины на современном уровне, безусловно, является самым важным вопросом.

Так Ж. Аймаутов дает следующее определение: «Преподавание - это не просто мастерство, это искусство, которое обретает новое из нового». Использование различных новых технологий в современной системе образования приобретает опыт и дает результаты. Они не только раскрывают

личность учащегося, но и способствуют формированию познавательной способности учащегося, расширению и углублению знаний.

Посредством проведения нетрадиционных занятий можно расширить кругозор, знания, способности учащихся, если учащимся не передавать знания в готовом виде, а ставить перед ними проблему - решить определенную задачу, используя элементы инноваций. Этим они учатся правильно решать проблемную ситуацию при ее возникновении. В результате этого мы воспитываем креативных граждан, развиваем самостоятельность [6].

Преимущества инновационных технологий:

У Стимулирует личный интерес учащегося к предмету;

У Развивает познавательные способности;

У Формирует социокультурное образование;

У Вовлекает учащихся в творческую работу;

У Экономит время учителя;

У Предоставляет дополнительную информацию.

Преимущества инновационных технологий для преподавателя:

• Обучение для всех;

• Эффективная организация учебно-воспитательного процесса;

• Упрощение форм образования;

• Выявление индивидуальных способностей учащихся, совершенствование поисковой способности.

Поэтому в нашей работе, особое внимание уделяем самостоятельной работе учащихся по специальным предметам. Использование инновационных технологий дает практические результаты в формировании исследовательского интереса на занятиях:

• Отсутствие неуспевающих.

• Рост качества образования.

• Повышение интереса к предмету.

К инновационным технологиям в системе образования относятся развивающее обучение, модульное обучение,; поэтапный комплексный анализ, программа VTS, уровневое обучение, технология проектирования, технология критического мышления, технология дифференцированного и индивидуализированного обучения. Наиболее часто используемые в последние годы технологии-это технологии проектирования, дифференцированного, индивидуализированного обучения и критического мышления.

Основной целью использования проектных технологий является развитие интереса обучающмихся, совершенствование их знаний посредством самостоятельной работы, развитие информационно-ориентированных умений и повышение способности к критическому мышлению, адаптация учащегося к будущему в различных ситуациях, социальных средах, что в свою очередь, способствует развитию уровня знаний учащегося и дает возможность действовать самостоятельно, осуществлять поиск, выбирать тему [ 1].

Дифференцированное обучение. В условиях обновленного содержания возрастает значимость дифференциации обучения. В исследованиях определены виды внутренней и внешней дифференциации. При внутренней дифференциации учащиеся не делятся на группы, в процессе обучения учителя оказывают педагогическую поддержку с учетом особенностей учащихся. При внешней дифференциации для обучающихся в гимназических классах организуются дополнительные занятия по факультативным и профильным предметам, учащиеся распределяются по определенным критериям. В ходе внешней дифференциации осуществляются коррекционные меры педагогической поддержки в соответствии с определенной целью, в том числе работа с одаренными детьми, развитие через дополнительные творческие задания, освоение профессии или подготовительная работа к вузу [7].

Одна из новейших технологий обучения - технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» - это уникальная и ценная технология. Критическое мышление - это способ объединить информацию и мысль. Не только получать информацию, но и использовать полученную информацию путем критической оценивания и осмысления. Это действие, которое нужно

выполнить, чтобы найти решение сложной задачи. Развитие творческого мышления является важным направлением мыслительной модели и деятельности.

Таким образом, в эпоху ускоренного развития науки и техники, усиленного потока информации, главной задачей учителя является формирование умственных способностей, развитие талантов человека. К критериям оценивания эффективности профессионального формирования управления инновационными образовательными процессами относятся реалистичность, реализуемость (уровень ресурсной обеспеченности), управляемость, инновационный уровень, гуманистичность, управляемость и возможность распространения инновационного образовательного процесса. Исходя из последних достижений науки и техники, возникла необходимость внедрения технологий и в процесс обучения, что показывает важное значение в повышении квалификации педагогов.

Библиографический спииок

1. Бейсенова Г. Эффективность новых информационных технологий // Казахстанская школ а. - 2006. - № 6. - с. 87-92.

2. Кукушкина О. И. Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии // Педагогика. - 2001. - №6. - с. 33-39.

3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020

годы.

4. Кисимова А. К., Увалиева Т. Ж. Технологии обучения. - Алматы. 2007 г. - 28 с.

5. Мухамбетжанова С. Т., Мельдебекова М. Т. Методика формирования компетенций педагогов по применению информационно - коммуникационных технологий. Алматы: ТОО Даир полиграфия. - 2010 г.- 130 с.

4. Кусаинов А. К., Рыскулбекова А. Д., Мунарбаева А. О. Критерии оценки качества учебников. - Алматы: Rond&A. - 2018. - 120 с.

5. Борибекова Ф. Б., Жанатбекова Н. Ж.Современные педагогические технологии. Алматы: 2014. -360 с.

Шаханова Назерке Накыпбековна, магистр педагогических наук, преподаватель кафедры Дошкольного и начального обучения, Казахский национальный женский педагогический университет (г.Алматы, Казахстан). етаП: nazerke_gold@mail.ru

Дата поступления статьи: 25.02.2022

© Шаханова Н.Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.