Научная статья на тему 'К вопросу овладения студентами умениями педагогического общения'

К вопросу овладения студентами умениями педагогического общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / INNOVATION / COMPETENCE / MOTIVATION / PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касымова Р.Т.

Педагогическая практика в рамках профессиональной подготовки в высших учебных заведениях обладает большим потенциалом для формирования будущего учителя. Инновации в сфере высшего образования касаются в первую очередь профессиональной подготовки будущих учителей-словесников. Цель статьи показать роль педагогической практики студентов-филологов как важнейшей составной части общей профессиональной квалификации. Автор делится своим опытом подготовки и руководства педагогической практикой студентов. Представлены отдельные эффективные приемы общения с учащимися. Показано, что использование диалогической модели обучения в учебном процессе обеспечивает постоянную обратную связь учащихся с учителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF MASTERING THE STUDENTS SKILLS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

The article highlights the relevance of the topic in the light of modern methods of teaching Russian language. Pedagogical practice in the framework of training in higher educational institutions has great potential for the formation of the future teacher. Innovations in the field of higher education relate primarily concerning the professional training of future teachers language and literature. Purpose of the article to show the role of pedagogical practice of philology students as the most important component of the overall professional development. Author shares his experience of training and guidance of pedagogical practice of students. Presented are some effective methods of communication with students-philologists. It is shown that the use of the dialogic model of learning in the educational process provides continuous feedback to (of) the students with the teacher.

Текст научной работы на тему «К вопросу овладения студентами умениями педагогического общения»

К ВОПРОСУ ОВЛАДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ УМЕНИЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Р.Т. Касымова

Казахский национальный университет им. аль-Фараби проспект аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050040

Педагогическая практика в рамках профессиональной подготовки в высших учебных заведениях обладает большим потенциалом для формирования будущего учителя. Инновации в сфере высшего образования касаются в первую очередь профессиональной подготовки будущих учителей-словесников. Цель статьи — показать роль педагогической практики студентов-филологов как важнейшей составной части общей профессиональной квалификации. Автор делится своим опытом подготовки и руководства педагогической практикой студентов. Представлены отдельные эффективные приемы общения с учащимися. Показано, что использование диалогической модели обучения в учебном процессе обеспечивает постоянную обратную связь учащихся с учителем.

Ключевые слова: инновации, компетенция, мотивация, педагогическое общение

В настоящее время в условиях модернизации высшего профессионального образования усилилось внимание к гуманитарным наукам, ведь «если астроном стоит лицом к лицу со Вселенной, то гуманитарий стоит лицом к лицу с Историей Человечества, с его главным вопросом о смысле жизни» [6. С. 230]. Одной из доминирующих тенденций реформы современного образования является развитие полилингвальной личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация интеллектуального потенциала обучающегося. На этапе развития и укрепления государственности, вхождения Казахстана в Болонский процесс и усиления межгосударственных отношений между постсоветскими государствами к числу важнейших задач языковой политики государства относится задача развития полилингвизма, обязательным компонентом которого является русский язык.

Значимость методических исследований, с одной стороны, обусловливается их включенностью в процесс формирования нового научного пространства, в том числе методики, ориентированной на обучение в соответствии с государственными стандартами и программами образования, с другой — существует социальный запрос на языковое образование, диктуемый необходимостью кардинального изменения языковой ситуации. Неотъемлемой частью общей национально-языковой политики Республики Казахстан является создание новой национальной модели образования, для создания которой приняты меры по разработке системы целей образования в виде ожидаемых результатов на трех уровнях:

— национальный уровень: какого человека и гражданина общество хочет получить в результате обучения? Для Казахстана национальными целями образования могут стать несколько широких базовых компетенций: триязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность, технократичность и т.д.;

— уровень широких образовательных областей, где национальные цели должны конкретизироваться в виде ключевых компетенций;

— уровень образовательных предметов [4].

Эпоха, сделавшая главным продуктом человеческой деятельности услуги, определила первостепенную роль языкового развития человека, выдвинула «человека говорящего». Принцип антропоцентризма определил поворот от изучения «языка в самом себе и для себя» и зучению языка в тесной связи с человеком, когда на первый план выступает языковая личность. Именно homo logvens — говорящий и слушающий — находится в центре внимания лингвистики, чем и обусловлена ее связь с другими науками, в том числе и с методикой преподавания русского языка.

В.В. Красных предлагает рассматривать «человека говорящего» как «личность, одним из видов деятельности которой является речевая деятельность; языковая личность — личность, реализующая себя в коммуникации, выбирающая и осуществляющая ту или иную стратегию и тактику общения, выбирающая и использующая тот или иной репертуар средств (как собственно лингвистических, так и экстралингвистических); коммуникативная личность — конкретный участник конкретного коммуникативного акта, реально действующий в реальной коммуникации» [5. С. 54—55].

Инновации в сфере высшего образования касаются в первую очередь профессиональной подготовки будущих учителей-словесников. Подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере высшего профессионального образования в современных условиях является важной составляющей государственной политики, что, в частности, нашло свое отражение в Законе Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. и предполагает учет требований, предусмотренных Государственным общеобязательным стандартом высшего профессионального образования. Это касается не только изменений в подходах к определению его содержания с учетом профессиональных компетенций будущего учителя-словесника по группе специальностей «Образование», но и последних достижений в области методики преподавания русского языка.

Подготовка студентов-филологов к преподаванию русского языка в V—XI классах в общеобразовательных школах является важнейшей составной частью общей профессиональной квалификации. Курс методики преподавания русского языка в средних и старших классах предусматривает подготовку конкурентоспособного учителя русского языка и литературы, хорошо владеющего современным русским литературным языком, знающего содержание программного материала, учебников, методических пособий, способного применять интерактивные технологии, инновационные методы и приемы обучения. Следовательно, будущий учитель-словесник должен стать подлинным профессионалом, способным решать образовательные задачи на всех ступенях образования, развивая прежде всего познавательные способности своих обучаемых.

В основе коммуникативной культуры будущего учителя лежит общительность, т.е. умение быстро и легко установить контакты, умение выбрать нужную тональность в общении с учениками. Многолетний опыт руководства педагогической

практикой показывает, что при формировании методической компетенции одна из основных трудностей, которую приходится преодолевать, — отсутствие навыков педагогического общения студентов-практикантов с учащимися на уроках. На вопрос анкеты, что было самым трудным на педпрактике, около 80% студентов ответили: общение с учениками.

Три разных действия объединены в глаголе «воспитывать»: управлять, учить, общаться. Чаще всего в процессе обучения ограничиваются лишь управлением и учением, при этом общение — самое главное педагогическое действие — опускается, так как его трудно совместить с управлением и учением. «Для учения необходимо, чтобы учитель превосходил учащегося в знаниях или опыте. Для управления тем более необходимо превосходство по возрасту, или по опыту, или по должности, или по уму, или по силе, или по авторитету. Чем значительнее превосходство, тем легче управлять, управление крепнет от власти. Общение — соединение двух душ; они хоть на миг становятся равными. В этом уравнивании — наслаждение, человеческий и педагогический смысл общения», — пишет С. Соловейчик [7. С. 308].

Подготовка к педагогической практике требует углубления знаний будущего учителя в области межличностного педагогического общения, выработки компетенции в управлении системой «учитель — ученик». На семинарских занятиях со студентами мы обсуждаем такие вопросы, как грамматика речевого поведения, или специфика педагогического общения; стандартные (или ядерные) речевые ситуации, являющиеся определяющими для профессиональной речевой подготовки. Профессионализм начинающего учителя-словесника должен проявляться в умении организации преподавания в форме диалогической модели обучения, когда «...общение — это прежде всего обмен "значениями", и все в языке подчинено задаче осуществления обмена "значениями"» [2. С. 386].

Если язык рассматривать как часть самого человека, то «с динамической точки зрения значение — это понимание» [2. С. 389]: обмениваясь значениями в процессе общения, мы приходим к пониманию друг друга. Так как «при объяснении — только одно сознание, один субъект; при понимании — два сознания, два субъекта», то «понимание всегда в какой-то мере диалогично» [1. С. 306]. Каждая реплика служит своего рода основой для зарождения нового вопроса, на который в следующей реплике последует ответ, который, в свою очередь, вызывает новый вопрос.

Четыре метафоры знания выделяют в культуре:

— античная метафора — это метафора восковой таблички, где отпечатываются внешние впечатления;

— метафора сосуда, наполняемого либо внешними впечатлениями, либо текстом, информирующим об этих впечатлениях;

— метафора родовспоможения, предложенная Сократом: обучаемый маевти-ческими методами может помочь родить знание, имеющееся у каждого учащегося;

— евангельская метафора выращивания зерна: знание вырастает в сознании человека, подобно зерну в почве, возникает как результат познающего воображения, стимулируемое сообщением, посредником.

Если первые две метафоры служат иллюстрацией традиционного пути развития образования, где знание уподобляется информации, которая увеличивает нагрузку на память, то в основе последних двух метафор лежит сравнение ученика не с «приемником», а с источником знания, и учитель выступает в роли посредника между знанием и учеником» [3. С. 19—20].

Приведем лишь некоторые примеры, когда студентам удавалось найти эффективные приемы общения с учащимися, пополнить свою методическую копилку новыми находками.

От того, как учитель сможет организовать первые минуты урока, во многом будет зависеть его эффективность. Умение пользоваться речью как средством решения профессиональных задач практикантка А. продемонстрировала на основе программы «Именно сегодня» Д. Карнеги, которую следует выполнять каждый день. Вот каким было начало ее урока:

Именно сегодня мы постараемся сделать так, чтобы урок принес всем нам ощущение радости. Именно сегодня мы постараемся уделить внимание развитию своего ума. Мы прочитаем то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности. Именно сегодня на уроке будет царить доброжелательная атмосфера. Мы будем учиться искусству общения, учиться быть щедрыми на похвалы, постараемся никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять. Именно сегодня мы будем наслаждаться красотой слова, учиться постигать то чудесное и таинственное, что есть в языке.

Следует отметить организационную четкость при работе со средствами обучения студентом Т. при проведении урока развития связной речи в 5 классе. Урок начался со вступительного слова учителя о необычности предстоящей работы: подготовиться к описанию прекрасного поэтического предмета — снежинки. Была проведена беседа по «снежным» картинам, затем дети слушают отрывок из сказки «Снежная королева» Г.Х. Андерсена. После просмотра фрагмента из балета П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» идет беседа о музыкальных впечатлениях, затем студент-практикант предлагает учащимся составить устное сочинение:

Представьте себе, что ваш друг или близкий человек никогда не слышал музыки Петра Ильича Чайковского. Попробуйте передать свои музыкальные впечатления, чтобы ему захотелось услышать этот «Вальс снежных хлопьев» и увидеть танец снежинок.

При этом ученикам даются примерные варианты начала сочинения: «Когда слушаю "Вальс снежных хлопьев" П.И. Чайковского, я как будто попадаю в ...»; «Музыка вальса, словно.»

Уже к концу педагогической практики можно проследить продвижение студентов в освоении алгоритмов профессиональной деятельности, овладении разнообразными технологиями обучения, рефлексивно-оценочных умениях при самоанализе и самооценке конкретных педагогических ситуаций после проведенных ими уроков. Студенты во время педагогической практики открывают для себя одну простую истину: именно тот урок может быть интересным ученикам,

если это интересно ему самому как учителю. Именно на таком уроке через любовь к детям и своему предмету, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Переписка учителя с учениками — это тоже диалог, диалог честный, открытый, искренний. Письма помогают получить ответы на многие трудные вопросы преподавания и проследить эволюцию ученика, динамику его изменения. Ниже приведены фрагменты писем моих учеников выпускных классов прошлых лет, фамилии и имена которых не указаны в силу анонимности самих писем (стилистика писем сохранена):

... не было человека, а точнее учителя, который бы поддержал мою индивидуальность, мой особый мир восприятия. И только в восьмом классе, будучи уже подростком, я почувствовала то, что мне дана возможность реализовать себя, рассказать о своем мировоззрении. Нет, я не говорю о поддержке, о какой-то особой опеке, я просто говорю о том, что меня начали понимать. (М.)

... Для меня было честью быть Вашей ученицей. Вы требовательны и строги, но всегда справедливы в отношении к своим ученикам. На Ваших уроках, кроме русского языка, который Вы преподносите очень интересно, можно многое узнать и многому научиться (это не лесть). С одной стороны, мне очень грустно прощаться с лицеем и с Вами, но, с другой стороны, я ощущаю себя Христофором Колумбом на пути к новым горизонтам... (Э.)

... Даже тогда, когда не выполняла домашнюю работу, я приходила на Ваш урок, боясь пропустить что-то интересное и новое. Лично я ассоциирую Ваши уроки с такими словами, как «новое» и «интересное». Вы, наверное, заметили, что в моем письме часто встречается слово «интересно». Ведь так оно и есть, для нас Ваши уроки были связаны с интересом, подталкивающим нас к стремлениям. (Т.)

.Русский язык был для меня дебрями. Но с Вами все стало проще, и мир этого языка открылся предо мною во всех его красотах. Если говорить откровенно, я посещала Ваш предмет не только из-за нужды знаний (хотя и это было немаловажно), но из-за Ваших духовных качеств. Ваш урок всегда интересен и нам очень приятно с Вами общаться. (А.)

. мне всегда нравились Ваши уроки, потому что они были интересны. Вы всегда просты в общении с учениками, но в то же время и требовательны. Письма, которые мы Вам писали, я никогда не забуду. (А.)

.Вы меня столькому научили, и самое главное — Вы дали толчок моему желанию к учебе, Вы направили меня на путь истинный, на путь правильный, где яблоней являются знания, а плодами — человечность и добро... (Д.)

В наше время тяжело отыскать учителя, который внушал бы доверие и интерес к своему уроку... Отсюда и нежелание учиться у моих друзей. Хотя немного и трудноват Ваш урок, но он очень интересен... (Т.)

Ключевые слова из приведенных выше фрагментов писем позволяют «глазами учеников» раскрыть секреты обучения:

— интерес;

— новое, данное не в готовом виде;

— общение равноправных партнеров, диалог на паритетных началах: «меня начали понимать»;

— стремление к саморазвитию, к самореализации личности: «мне дана возможность реализовать себя», «я ощущаю себя Христофором Колумбом на пути к новым горизонтам».

Результаты педагогической практики позволяют оценить, насколько выпускник-филолог компетентен в области русского языка и литературы; готов к решению профессиональных задач; заинтересован в собственном профессиональном и личностном развитии; способен к творчеству, сотрудничеству с учащимися. В условиях педпрактики как одной из основных форм профессиональной подготовки студентов в вузе происходит интеграция психолого-педагогических, предметных и методических знаний. Поэтому для решения этой достаточно сложной задачи важно постоянное взаимодействие методистов, педагогов, психологов, чего, к сожалению, не наблюдается в последние годы.

По существу, в этих специальных и специфических знаниях, умениях и навыках сокрыто таинство методики преподавания русского языка — одновременно и науки, и искусства.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 446 с.

[2] Звегинцев В.А. Новые черты современного языкознания // Новое в лингвистике. Вып. 4. М.: Прогресс, 1965. С. 381—399.

[3] Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание». Образование. Педагогика». Вып. 6(12). М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.

[4] Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. Астана, 2004.

[5] Красных В.В. Человек умелый. Человек разумный. Человек... «говорящий» (некоторые размышления о языковой личности и не только о ней) // Функциональные исследования. Вып. 4. М., 1997. С. 54—55.

[6] Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб.: Искусство — СПб, 2005. 624 с.

[7] Соловейчик С. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 1989. 367 с.

TO THE PROBLEM OF MASTERING THE STUDENTS SKILLS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

R.T. Kassymova

Al-Farabi Kazakh National University Al-Farabi avenue, 71, Almaty, Kazakhstan, 050040

The article highlights the relevance of the topic in the light of modern methods of teaching Russian language. Pedagogical practice in the framework of training in higher educational institutions has great potential for the formation of the future teacher. Innovations in the field of higher education relate

primarily concerning the professional training of future teachers language and literature. Purpose of the article — to show the role of pedagogical practice of philology students as the most important component of the overall professional development. Author shares his experience of training and guidance of pedagogical practice of students. Presented are some effective methods of communication with students-philologists. It is shown that the use of the dialogic model of learning in the educational process provides continuous feedback to (of) the students with the teacher.

Key words: innovation, competence, motivation, pedagogical communication

REFERENCES

[1] Bahtin M.M. Jestetikaslovesnogo tvorchestva [Aesthetics ofverbal creativity]. Moscow: "Iskustvo" Publ., 1986. 446 p.

[2] Zvegincev V.A. Novye cherty sovremennogo jazykoznanija // Novoe v lingvistike [New features of modern linguistics // New in linguistics]. 4. Release, Moscow: Progress Publ., 1965. Pp. 381—399.

[3] Ivanov D. Kompetentnosti i kompetentnostnyj podhodvsovremennom obrazovanii [Competence and competence approach in modern education]. Moscow: Chistye prudy Publ., 2007. 32 p.

[4] Koncepcija razvitija obrazovanija Respubliki Kazahstan do 2015goda [Concept of Education Development of the Republic of Kazakhstan until 2015]. Astana, 2004.

[5] Krasnyh W Chelovekumelyj. Chelovekrazumnyj. Chelovek... «govorjashhij» (nekotorye razmyshlenija o jazykovoj lichnosti i ne tol'ko o nej). [Homo habilis. Homo sapiens. Man ... "talking" (some reflections on the language of the person and not only about it)] // [Funkcional'nye issledovanija] [Functional studies]. Issue 4. Moscow, 1997. Pp. 54—55.

[6] Lotman Ju.M. Vospitaniedushi [Education soul]. St. Petersburg: "Iskustvo" — St. Petersburg Publ., 2005. 624 p.

[7] Solovejchik S. Pedagogika dlja vseh [Pedagogy for all]. Moscow: Children's literature Publ., 1989. 367 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.