Научная статья на тему 'Профессионально важные личностные качества учителя-филолога.'

Профессионально важные личностные качества учителя-филолога. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3773
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ-ФИЛОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / ЭМПАТИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахатова З. К.

Целью данного исследования является определение и обоснование профессионально важных личностных качеств учителя-филолога. Предмет исследования педагогические условия формирования профессионально важных личностных качеств у будущих филологов. К качествам, обеспечивающим успешность профессиональной деятельности, относятся: коммуникативные качества, профессиональное мышление, профессиональная направленность личности, высокая культура речи, эмпатия, креативность, увлеченность профессией, самостоятельность. На формирование профессионально важных личностных качеств у будущих филологов должна быть направлена вся профессионально-педагогическая подготовка специалистов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные личностные качества учителя-филолога.»

УДК 378. 14

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА

© З. К. Ахатова

Бирская государственная социально-педагогическая академия Россия, Республика Башкортостан, г. Бирск, 452453, ул. Интернациональная, 10.

Тел. +7 (34714) 2 64 81.

E-mail: zinera1507@mail.ru

Целью данного исследования является определение и обоснование профессионально важных личностных качеств учителя-филолога. Предмет исследования — педагогические условия формирования профессионально важных личностных качеств у будущих филологов. К качествам, обеспечивающим успешность профессиональной деятельности, относятся: коммуникативные качества, профессиональное мышление, профессиональная направленность личности, высокая культура речи, эмпатия, креативность, увлеченность профессией, самостоятельность. На формирование профессионально важных личностных качеств у будущих филологов должна быть направлена вся профессионально-педагогическая подготовка специалистов в вузе.

Ключевые слова: учитель-филолог, профессионально важные качества,

коммуникативные качества, эмпатия, креативность, самостоятельность, культура речи.

В научно-педагогической литературе известны исследования, в которых определены требования к личности учителя-филолога. Филолог - образованный, интеллигентный человек, носитель культуры, «творческое существо», ему присущи «знания о происхождении культурных ценностей, в процессе их создания и исторического измерения; знания о том, как литература создавалась, формировалась в жизни народа. Умение передавать через литературу нравственные и эстетические представления, умение понимать широкий круг произведений искусства. Навыки воспитанного человека: честное отношение к жизни, богатство и точность своего языка - разговорного и письменного, творческого преобразования ценностей прошлого, точного понимания этого прошлого, мягкость, гибкость, человечность, терпимость» [1, с. 126].

В контексте проблем подготовки учителя-словесника в педагогическом вузе рассмотрим требования к личности студента-филолога: знание теоретических проблем методической науки, возрастной психологии; умение воспринимать, интерпретировать, анализировать художественные произведения в их жанровой специфике; внимание к речевой культуре, к вопросам личностно-ориентированного обучения, к формированию литературных компетенций; ориентация на реализацию деятельностного подхода в работе; сохранение и развитие национальной памяти; внимание к эмоционально-эстетическим аспектам обучения. Также модернизация процесса обучения требует внедрения новых дисциплин специализации, поэтому учи-телю-словеснику необходимы «знание старославянского, греческого, латинского языков, исторической грамматики; умение творчески мыслить и действовать, потребность духовности, самоанализа и самооценки саморазвития; культура речи, любознательность» [2, с. 107].

В процессе вузовской подготовки филолог должен овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками. Этот аспект учебной деятельности в вузе организован на достаточно высоком уровне. Но подготовка специалистов не может быть направлена только на овладение определенным объемом знаний, умений и навыков, она должна быть ориентирована на формирование высокоразвитой личности, профессионала.

Мировая научная элита обеспокоена уровнем подготовки специалистов-филологов. Этот вопрос актуален с 90-х гг. прошлого столетия, когда возник спор о двух типах филологических образовательных моделей: российской и, условно говоря, американской. Обе модели имеют и сильные, и слабые стороны. Американская модель более вариативна и гибка, чем российская, в ней больше учитывается индивидуальность студента. В университетах США, к примеру, в содержание профессиональной подготовки включается широкий круг предметов, который предлагается студентам на выбор. Это приводит к многопредметности, раздробленности дисциплин. Свободный набор курсов приводит к утрате одной из важных составляющих гуманитарного знания - универсальности и историзма.

К тому же выясняется, что в нашей стране прикладные возможности филологического образования используются неинтенсивно и неэффективно. К примеру, во многих странах (США, ФРГ, Венгрия) филологи, закончившие отделение славистики, имеют две специализации: русская филлогия и польская, русская и немецкая, русская и сербская и т.д. Это сближает филологию со страноведением. Если студенты изучают филологию отдельно взтой страны, в программу их подготовки можно включить занятия по географии, экономике, истории изучаемой страны. Выпускники-филологи с такой подготовкой смогли бы работать не только в

школах, лицеях и вузах, но и в пресс-центрах, консультативных советах, смогли бы знакомить, например, работников фирм, сотрудничающих с другими странами, с историей, культурой, политикой этой страны.

Профессионально важные личностные качества - это качества, способствующие успешной деятельности. Профессия филолога требует от её представителей определенных личностных качеств. К ним относятся профессиональная направленность личности, коммуникативные качества, высокая культура речи, эмпатия, креативность, увлеченность профессией, самостоятельность. Мы рассмотрим общие профессионально важные для профессии филолога личностные качества. Для каждой конкретной специальности необходим отдельный ансамбль этих качеств с учётом специфики и выполняемых её представителем профессиональных функций.

Важнейшим показателем готовности специалиста к профессиональной деятельности является профессиональная направленность. «Вся система подготовки специалистов в высшей школе, - пишет Н. В. Кузьмина, - в конечном итоге должна формировать у них не только специальные знания, умения и навыки, но и профессиональную направленность. Наличие или отсутствие ее у студентов является важным показателем деятельности вуза как педагогической системы» [3, с. 57]. Профессиональная направленность - это проявление интереса к выбранному виду деятельности, склонность заниматься ею. В структуру профессиональной направленности филолога, как и представителей других специальностей, включаются мотивы, побуждающие к деятельности; цели как результат деятельности; высокий уровень удовлетворенности человека профессией и положительным отношением к ней. Рассматривая профессиональную направленность учителя литературы, В. А. Кан-Калик и В. И. Хазан указывают на ее обладание художественно-педагогической спецификой в связи с общим содержанием его деятельности. «Под художественно-педагогической направленностью следует понимать мотивированную всем социально-психологическим складом личности учителя литературы осознанную и устойчивую потребность в литературно-преподавательской деятельности как процессе решения совокупности художественнопедагогических задач и всесторонней готовности к ее творческому осуществлению. Основанием для выделения художественно-педагогической направленности в особую категорию служит сама природа деятельности учителя литературы, требующая от него, помимо общепедагогических, каких-то совершенно своеобразных качеств и способностей. Поэтому формирование этой направленности должно стать основной целью филологического обучения в

педвузе и в практике самоподготовки студента» [4, С. 133].

Коммуникативные качества являются основными для всех специалистов, относящихся к типу профессий «Человек - Человек» по системе Е. А. Климова. Являясь субъектом деятельности, специалист выступает организатором общения, коммуникативного акта. Становление профессионального общения предполагает развитие коммуникативных умений. Специалист должен уметь устанавливать контакты с людьми, поддерживать дружеские отношения, находить общий язык с собеседником, слушать и понимать другого человека. В процессе своей социальной деятельности он передает ту или иную информацию, знания, транслирует культуру, опыт, факты и события. Сформированность таких качеств, как выдержка, тактичность, наблюдательность, эмпатия, рефлексия позволяет правильно взаимодействовать с людьми, добиваться поставленных целей.

Главным средством деятельности филолога, его орудием является речь в различных ее проявлениях - в устной и письменной форме. Поэтому одним из профессионально важных личностных качеств представителей данной специальности является свободное владение речью, высокая культура речи. Культура речи - это не только обязательная составляющая профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. В настоящее время наблюдается снижение общего уровня речевой культуры общества, широко распространились такие явления, как обеднение, клиширование, жаргонизация языка. В этих непростых условиях филологам принадлежит миссия сохранения богатства, чистоты современного литературного языка, их речь во многих случаях остается единственным образцом литературной речи. В связи с этим сегодня особенно актуален вопрос о языковой подготовке специалистов. В системе профессионального обучения специалиста с высшим образованием речевая подготовка должна занимать место, определяемое как общими требованиями интеллектуального и культурного порядка, так и конкретными профессиональными знаниями и умениями. Особенности современных изменений в преподавании языка сводятся не только к признанию коммуникативного принципа в качестве основного, но, прежде всего, в выдвижении на первый план личности, ее потребностей в коммуникации.

Учёт новых тенденций в коммуникативноречевой подготовке специалиста призван расширить арсенал средств его речевой культуры. В этом отношении следует приветствовать введение дисциплины «Русский язык и культура речи» в стандарты филологических и нефилологических специальностей, так как она знакомит студентов с

системой языка и его нормами (орфоэпическими, орфографическими, лексико-семантическими, грамматическими, стилистическими), а также фиксирует внимание на выработке умения адекватно и аргументированно оформлять свои мысли через слово. Очевидно, следующим шагом в совершенствовании стандартов должна стать детальная проработка содержательного наполнения этой и других речеведческих дисциплин («Риторика», «Речеведение», «Речевая коммуникация», «Речевое воздействие» и пр.). Филолог постоянно находится в процессе речевого общения. Профессиональная речевая деятельность воздействует на формирование и развитие языковой личности филолога. Термин языковая личность предполагает комплексное освоение знаний о языке, его структуре и функционировании с позиции коммуникативно-деятельностного подхода, овладение средствами, способами, формами общения с учетом цели адресата, условий коммуникации.

Речь специалиста - будущего филолога -должна соответствовать таким коммуникативным качествам, как правильность, точность, логичность, выразительность, богатство, чистота, уместность. Остановимся подробнее на характеристике перечисленных коммуникативных качеств речи, так как они являются неотъемлемой составляющей речевой культуры. Правильная речь предполагает соблюдение всех норм современного литературного языка. «Правильность речи - только первая ступень речевой культуры. Речевое же мастерство - это вторая, высшая ступень культуры речи, требующая выбрать наиболее точный, стилистически уместный в конкретной ситуации вариант высказывания. Об искусстве речи можно говорить лишь при условии овладения нормами литературного языка, когда «пройдена» первая ступень» [5, с. 174].

Точная речь - это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. Для научного стиля речи, к которому филолог непосредственно обращается в своей деятельности, точность является обязательным качеством. Точность выступает предварительным условием логичности речи. Логичность требует овладения логикой рассуждения, умения строить высказывания, не нарушая логических законов. Это качество предполагает знание языковых средств, логичность мышления. Для речи филолога данное качество является обязательным, так как следование законам логики, правильность синтаксической организации текста помогают создавать внутренне стройное, последовательное и завершенное речевое произведение.

Выразительная речь - это такая речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. Выразительность могут нести единицы языка всех

уровней (произносительные, акцентологические, логические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, интонационные, стилистические). Условиями выразительности речи являются знание языка, его выразительных возможностей, самостоятельность, творческое

мышление, а также психологическая установка говорящего.

Речевой портрет языковой личности определяется богатством речи. Это коммуникативное качество речи характеризуется тем, как используется говорящим богатство языка. Подразумевается не только количество используемых слов, но и их смысловая насыщенность. Говорят о семантическом, лексическом, синтаксическом богатстве речи. «Богатство речи предполагает и информативную насыщенность речи, и ее текстовую организацию, и динамику, и интонационное богатство, тесно связанное с лексическим и семантическим» [6, с. 50]. Богатство речи связано с широтой кругозора, начитанностью, эрудицией, уровнем общей культуры.

Речь филолога, являясь эталоном, образцом, должна соответствовать такому коммуникативному качеству, как чистота. Чистая речь предполагает отсутствие чуждых литературному языку элементов. К таким элементам относятся слова-паразиты, вульгаризмы, диалектизмы, жаргонизмы, неоправданное употребление заимствованных слов. Вкрапление нелитературных элементов в речь говорящего свидетельствует о неумении ясно мыслить, подбирать нужные слова, указывают на бедность его словарного запаса.

Речевое поведение языковой личности обусловлено ситуацией общения. Здесь имеет место такое коммуникативное качество речи, как уместность. Уместность речи предполагает построение высказываний с учетом темы, состава аудитории (уровень образованности, интеллекта), для которой они предназначены. Выбор языковых средств производится в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения. Как качество речи филолога, уместность предполагает гибкость речевого поведения: умение выбрать и использовать наиболее подходящую для той или иной ситуации общения языковую единицу, способность менять характер речи применительно к теме, условиям, задачам общения.

Вышеперечисленные коммуникативные качества речи являются показателем уровня профессиональной подготовки, профессиональной и общей культуры выпускника-филолога. Формирование и развитие этих качеств речи связано с мотивационной сферой студентов. В составляющей «мотивация профессиональной деятельности» главными признаками выступают любовь к профессии, увлеченность данным видом деятельности, интерес к выполняемой деятельности, интерес к вопросам

филологии, желание достигнуть высоких результатов в труде, потребность специалиста в выполнении профессиональных функций и решении профессиональных задач.

Наше время требует яркой, масштабной творческой личности специалиста-филолога, который призван быть носителем культуры, накопленных ценностей. Творческая личность способна нестандартно решать профессиональные задачи, находить новые пути достижения поставленных целей. От творческого потенциала личности специалиста зависит успешность его деятельности. Учитель-словесник является творцом личности другого человека - ученика. Креативность специалиста понимается нами как тренирование новых идей и на этой основе существенное повышение эффективности решения определенного класса творческих задач. Творчество специалиста выражается в потребности духовного обогащения.

Взаимодействие с текстами различной жанровой специфики предполагает развитие у филолога способностей к эмпатии - пониманию психических состояний других людей, сопереживанию, а также потребность к социальному взаимодействию, которая находится под влиянием творческих начал, творческих мотивов и интересов.

Выпускника филологического факультета должно характеризовать и такое качество, как самостоятельность. В основном оно заключается в способности решать профессиональные задачи, принимать решения в соответствии с ситуацией, желание совершенствовать себя. Самостоятельная работа студентов способствует становлению личности профессионала-исследователя. Исследовательская деятельность является высшей ступенью в становлении специалиста, ступенью творческой самореализации человека. В этот период лично-

стные и профессиональные качества сливаются, становятся едиными, так как профессиональное развитие становится одновременно и личностным.

На формирование профессионально важных личностных качеств у будущих филологов должна быть направлена вся профессионально-педагогическая подготовка специалистов в вузе, компоненты которой составляют интегративную целостность, обладающую общей целью - формирование всесторонне развитой личности учителя.

Таким образом, языковая личность филолога должна включать в себя интеллектуальный, логический, речевой и творческий компоненты, которые формируют умение создавать концепцию, логически и образно мыслить, моделировать «портрет аудитории», ставить цели, разрабатывать программу действий и обеспечивать при этом её выполнение, то есть владеть всеми типами языкового знания, а также продуцировать и воспринимать устные и письменные тексты различной жанровостилистической специфики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лихачев Д. С. Записки и наблюдения. Л.: Сов. писатель, 1989. - С. 126

2. Дейкина А. Д., Ходякова Л. А. Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе // Русский язык в школе. - 2001. - № 3 - С. 106-109.

3. Кузьмина Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л. 1970. - С. 5758.

4. Кан-Калик В. А., Хазан В. И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М.: Просвещение, 1998. - С. 204.

5. Вельц Р. Я., Дорожкина Т. Н., Рузина Е. Г., Яковлева Е. А. Основы риторики. Уфа: Китап, 1997. - С. 304.

6. Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 192.

Поступила в редакцию 29.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.