Научная статья на тему 'Педагогические принципы формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка'

Педагогические принципы формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
994
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРИНЦИП СОЦИОКУЛЬТУРО СООБРАЗНОСТИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА / PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS / LINGUO-METHODICAL COMPETENCE / PRINCIPLE OF SOCIAL-CULTURAL CONGRUENCE / INTERSUBJECT FUNCTIONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Умарова Матлюба Каюмовна

Статья посвящена проблеме педагогических принципов формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка. Подчеркивается, что профессиональную компетентность учителя-словесника следует рассматривать через совокупность ключевых, базовых и предметных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Умарова Матлюба Каюмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Principles of Professional Competence Formation in Reference to Future Teachers of the Russian Language

The article dwells on the problem of professional competence in reference to future teachers of the Russian language. The author of the article lays an emphasis upon the fact that professional competence of the teacher of language and literature should be regarded through an integrity of key, base and subject competence.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка»

М. Умарова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителей, лингвометодическая компетенция, принцип социокулыпуро сообразности, межпредметные функции русского языка

В результате теоретического анализа и синтеза психолого-педагогической природы компетентностей педагога было установлено, что профессиональную компетентность учителя-словесника следует рассматривать через совокупность ключевых (ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной, социокультурной и др.), базовых (лингвометодической и компетентности в области дисциплин, посвященных изучению литературы и методики ее преподавания) и предметных компетентностей. При этом именно базовые компетентности определяют профессиональный портрет специалиста, в нашем случае - словесника, одновременно с предметными компетенциями, обусловливая формирование ключевых, создавая тем самым фундамент его профессиональной компетентности.

В ходе построения теоретической модели формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка прежде всего были выявлены сущностные характеристики данного понятия в свете компетентности ориентированного подхода в образовании. Анализ понятия «лингвометодический» привел к выводу, что оно обозначает глубинную сущность деятельности учителя-словесника в процессе обучения языку, идущего от отбора лингвистического материала к оптимальным способам его усвоения, эффективность которых оценивается им через анализ уровня сформированных видов речевой деятельности учащихся. Значит,

качество лингвометодической подготовки учителя определяет уровень языкового образования школьника. Следовательно, отражая специфику формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка в условиях кредитного обучения, лингвометодическая компетентность в ее структуре является базовой. Представим определение понятия «лингвометодическая компетенция» как обобщенного способа действия, который обеспечивает продуктивное формирование профессиональной компетенции будущих учителей русского языка:

лингвометодическая компетенция - это способность обучать русскому языку, выполняющему в образовательном процессе метапредметную функцию, на основе системы знаний о языке и методике его преподавания через призму аксиологических категорий педагогической деятельности и осознания языка как национально-культурного феномена.

В структуре лингвометодической компетенции именно аксиологический компонент задает вектор формирования других ее подструктур, определяя содержание будущей педагогической деятельности учителей русского языка в условиях кредитного обучения как педагога, способного «понимать тексты, наполняющие полиязыковое образовательное пространство» (7,68). Понимание текстов рассматривается здесь как собственная текстовая деятельность учителя, использование текстов культуры в образовательных целях и текстовая деятельность учащихся, что формирует ценностное отношение к русскому языку и педагога, и учеников. В этом заключается одна из важнейших составляющих гуманитарной природы педагогического образования.

Опишем далее теоретическую модель формирования лингвометодической компетенции будущих учителей русского языка.

Целью профессиональной подготовки будущих учителей русского языка по дисциплинам лингвистического цикла и методике преподавания русского языка задается формирование умений решать профессиональные задачи в области языкового образования школьника, или становление лингвометодической компетентности.

Методологической основой реализации данной цели являются концепции гуманизации и гуманитаризации образования, компе-тентностно-ориентированный подход, теория контекстного обучения, теория деятельности.

— 194-Г НОМАИ донишгох )

Принципами учебно-познавательного процесса формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка в условиях кредитного обучения выступают:

- фундаментальность;

- социокультуросообразность;

- ценностное отношение к русскому языку;

- осознание метапредметной функции русского языка;

- межпредметная интеграция;

- профессиональная направленность;

- практикоориентированность.

Данные принципы взаимообусловлены, они взаимодействуют и дополняют друг друга, представляя собой систему. Мы конкретизируем принципы учебно-познавательного процесса студентов-филологов в ходе изучения методики преподавания русского языка и дисциплин лингвистического цикла, необходимые и достаточные для построения модели, с учетом специфики данных предметных областей.

Важнейшим принципом обучения и отбора содержания профессионального образования является принцип фундаментальности. Применительно к учебно-познавательному процессу профессиональной подготовки будущего учителя русского языка принцип фундаментальности предполагает, во-первых, основательное изучение лингвистических дисциплин и методики преподавания русского языка с учетом традиций и современных достижений науки, а также плюрализма лингвистической и методической интерпретации; во-вторых, глубокое осмысление названных дисциплин в категориях педагогической теории, формирование методологической культуры как специфической для сферы образования культуры мышления.

Одним из ведущих принципов компетентностно-ориентирован-ного подхода в профессиональном образовании педагога выступает принцип социокультуросообразности. В нашей работе педагогическое образование трактуется как «процесс формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка», что влечет постановку важнейшей задачи высшей школы - «создание культурной образовательной, в первую очередь, гуманитарной среды» (7,70). В этой связи воссоздание профессионального идеала учителя русского языка и включение результатов этого исследо-

вания в содержательный компонент педагогического образования словесника актуализируют такой аспект аксиологизации образовательного процесса, как социально-психологический.

Результаты исследования генезиса формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка в условиях кредитного обучения, представленные в первом параграфе диссертации, позволили установить, что закономерностью формирования профессионального идеала является его обусловленность статусом родного языка в определенный исторический момент развития государства, иными словами, статус русского языка в Российском государстве определяет требования к профессиональным качествам учителя-словесника. Из данной закономерности вытекают специальные принципы обучения и отбора содержания дисциплин лингвистического цикла и методики преподавания русского языка для продуктивного формирования лингвометодической компетенции будущих учителей русского языка. Сформулируем эти принципы и раскроем их смысл.

Принцип ценностного отношения будущего учителя русского языка к русскому языку. В профессиональной подготовке будущего учителя ценностные аспекты профессиональной деятельности являются доминантными и становятся достоянием личности студента в процессе развития его ценностного сознания. Принцип ценностного отношения будущего учителя русского языка к языку формулируется в связи с необходимостью формирования у будущего учителя русского языка ценностного отношения школьников к русскому языку. В современной лингвометодике глубокое всестороннее осмысление этой проблемы было предпринято профессором А. Д. Дейкиной в начале 90-х гг. Переосмысляя задачи языкового образования, стоящие перед педагогом в новом веке, ученый постулирует важность таких аспектов преподавания русского языка в школе, как его престиж, этика и эстетика русской языковой нормы, культурные концепты русского языка и русская ментальность (3). Эти задачи закономерно влекут за собой и сущностные изменения в содержании профессионального образования будущего учителя русского языка, что проявится прежде всего в отборе лингвометодического материала для вузовского курса, который позволит студентам осознатьисторико-культурное значение русского языка в становлении нации, в

формировании ценностных ориентаций личности - носителя языка, развитии ее эстетического вкуса. Будущий учитель русского языка, у которого сформировано ценностное отношение к русскому языку, студент, осознающий первостепенное значение русского языка в становлении личности человека, его духовно-нравственного начала, будет готов продуктивно решать профессиональные задачи будущего учителя русского языка.

Принцип осознания будущего учителя русского языка - будущим педагогом - метапредметной функции русского языка. Назвав русский язык «предметом предметов», Ф. И. Буслаев тем самым обозначил особый статус языка в школе (2). Русский язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. От того, как будут сформированы все виды речевой деятельности, зависит успех обучения в целом. Следовательно, метапредметная функция языка определяет универсальность деятельности будущего учителя русского языка. Реализация данного принципа предполагает создание активной речевой среды, которая обеспечит совершенствование всех видов речевой деятельности будущего учителя русского языка, что отвечает основам психологической теории человеческой деятельности (6). Осуществляя перенос идеи о закономерностях усвоения родной речи, выявленных ученым-методистом Л.П. Федоренко, заключим, что погружение в активную речевую среду, обладающую высоким развивающим потенциалом, закономерно обусловит совершенствование текстовой деятельности (восприятие и продуцирование текстов) будущего учителя русского языка. Таким образом, общепознавательные и учебно-языковые умения, становление которых происходит в процессе текстовой деятельности в ходе изучения дисциплин лингвистического цикла и методики преподавания русского языка, а также осмысление этой деятельности через призму аксиомы «русский язык - предмет предметов», являясь фундаментом лингвометодической компетенции будущего учителя русского языка, создают условия для совершенствования коммуникативной компетентности как одной из ключевых компетентностей профессионала.

В педагогике высшего профессионального образования выделяются принцип межпредметных связей, а также принцип профессиональной направленности. Аргументируем необходимость реализации данных принципов в ходе формирования профессио-

нальной компетенции будущего учителя русского языка.

Проблема лингвистической подготовки будущего учителя русского языка во второй половине XX в. была сформулирована академиком Н.М. Шанским, впервые обратившим внимание вузовского педагога на то, что курс методики преподавания русского языка необходимо понимать как лингвистический курс, соотносительный со школьным. Развивая идею ученого, укажем на особенности взаимосвязи дисциплин лингвистического цикла и методики преподавания русского языка: если курс методики понимать как лингвистический, соотносимый со школьным курсом русского языка, то и вузовские лингвистические дисциплины нужно интерпретировать через «методический микроскоп», в результате чего формируется методическое мышление будущего словесника как особый «процесс исследования языковых явлений под углом зрения проблем методики преподавания русского языка» (7).

Опыт преподавания показал, что современному будущему учителю русского языка более всего недостает системности в понимании языковых явлений, что во многом обусловлено «монопредметностью» в филологическом образовании. Поэтому использование «методического микроскопа» в процессе изучения лингвистических дисциплин позволит будущему учителю-словеснику, с одной стороны, по-настоящему осознать системность языка, а с другой - осуществить перенос вузовского педагогического процесса на школьную практику.

Таким образом, соотнесение методики преподавания русского языка и дисциплин лингвистического цикла определяется нами как межпредметная интеграция. Данный принцип, а также принцип профессиональной направленности дисциплин лингвистического цикла обусловят продуктивное формирование лингвометодической компетенции будущего учителя русского языка.

Названные принципы сопрягаются с другим ведущим принципом компетентностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании педагога - принципом практикоориентированности. Данный принцип соотносится с основными идеями психолого-педагогической теории контекстного обучения, развиваемой научной школой профессора A.A. Вербицкого(З). Теория контекстного обучения A.A. Вербицкого, отвечающая задачам компетентностного подхода в професси-

ональном образовании, принята нами в качестве основы для проектирования контекста педагогической деятельности будущего учителя русского языка. В свою очередь, в качестве предмета проектирования выделяются образовательная среда и педагогическая ситуация. Раскроем эти понятия.

Образовательную среду определим как условия организации профессиональной подготовки будущего учителя русского языка, создающие предпосылки для эффективного формирования его профессиональной компетенции. Такими условиями должны стать:

1) понимание, биологичность и рефлексивность в учебно-познавательном процессе профессиональной подготовки будущего учителя русского языка, выступающие «меридианами гуманитаризации» педагогического образования (6,88);

2) включение будущего учителя русского языка и преподавателя-методиста в процесс непрерывного педагогического образования. Феномен непрерывного образования, конкретизированный в метафоре «образование через всю жизнь», преломляется в нашем исследовании через идею педагогического хронотопа, который предполагает «пространственно-временные рамки взаимодействия участников образовательного процесса» (12,74). В этом случае непрерывное образование будущим учителем русского языка рассматривается одновременно как его включенность в историко-педагогический контекст, воссоздающий профессиональный идеал, и как этапы системы непрерывного образования - профессиональное в высшей школе и постдипломное. При этом эффективность формирования профессиональной компетенции обеспечивается установлением педагогического сотрудничества между будущим учителем русского языка и преподавателем-методистом в рамках единого образовательного пространства. Связующим звеном в таком сотрудничестве должна стать персонификация, предполагающая «включенность» в учебно-воспитательный процесс идеального образа будущего учителя русского языка в лице выдающихся предшественников и ныне созидающих ученых-филологов, методистов, учителей русского языка. Процесс непрерывного педагогического образования будущего учителя русского языка обозначается в нашем исследовании как межсубъектная интеграция.

Под педагогической ситуацией в контекстном образовательном

процессе будущего учителя русского языка мы понимаем познавательные задачи и вопросы лингвометодического характера, специально задаваемые преподавателем для продуктивного решения будущим учителем профессиональных задач в области языкового образования школьников. Таким образом, основной единицей содержания образования выступает педагогическая ситуация лингвометодического характера, в основу которой положен текст, имеющий профессиональную значимость. Тексты лингвометодического характера, представленные в процессе совместной деятельности преподавателя, студентов, учителей, а также тексты для самостоятельной работы будущего учителя русского языка классифицируются по следующим основаниям: 1) «профессионально прецедентные», тексты специальности (аутентичные и адаптированные); 2) тексты - речевые произведения в устной и письменной форме, созданные субъектами образовательного процесса. Профессионально значимые тексты генерируют, таким образом, культуро-носную профессионально значимую образовательную среду, позволяют осуществить понимание, диалогичность и рефлексивность и одновременно обеспечивают совершенствование коммуникативной компетентности будущего учителя русского языка.

С учетом обозначенной цели, характера изучаемого материала для продуктивного формирования профессиональной компетенции будущего учителя русского языка предлагается оптимальное сочетание методов, выделенных в дидактике на основе характера познавательной деятельности: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Ведущим частнодидактическим методом обучения, выбор которого обусловлен спецификой преподаваемых дисциплин, является лингвометодический анализ текста, представляющий собой анализ языковых единиц текста через призму методических категорий.

В результате применения данного метода в ходе изучения методики преподавания русского языка и дисциплин лингвистического цикла У будущего учителя русского языка формируется соответствующее умение лингвометодического анализа профессионально значимых текстов. Нами выделено несколько уровней лингвометодического анализа текста и детализирован их операционно-деятельностный компонентный состав.

1) Применительно к текстам, используемым в качестве средства

обучения русскому языку в школьных учебниках, данное умение составляют следующие операции:

- выделение из текста языковых явлений, необходимых для раскрытия изучаемой школьниками темы, квалификация языковых явлений, установление системных связей между языковыми единицами;

- формулировка вопросов и заданий по анализу языковых явлений, показывающих язык как систему, раскрывающих его эстетическую функцию;

- формулировка вопросов и заданий, направленных на обогащение словарного запаса, грамматического строя, развитие речи учащихся, выявляющих развивающий и воспитательный потенциалы текста.

2) Лингв омет одический анализ профессионально значимых текстов - текстов учебных программ по русскому языку, а также методического аппарата школьных учебников и дидактического материала по русскому языку, дополняющего учебники:

- «лингвистическая экспертиза» текста, призванная установить уровень соответствия предлагаемого для изучения школьниками языкового материала (его отбор и квалификация) основам современной лингвистической науки;

- «методическая экспертиза» текста, выявляющая специфику предъявления учебной информации по русскому языку, а также способы ее усвоения, иными словами - соответствие современным достижениям методики преподавания русского языка.

Кроме того, может быть выделен уровень лингвометодического анализа текстов языка специальности - текстов, представленных в учебных книгах по изучаемым дисциплинам (в нашем случае по методике преподавания русского языка и дисциплинам лингвистического цикла). Этот уровень связан с профессиональной подготовкой будущего учителя русского языка для системы среднего и высшего образования, однако частично может быть внедрен и в практику подготовки будущего учителя русского языка.

3) Лингв омет одический анализ профессионально значимых прецедентных текстов - текстов-метафор, иллюстрирующих специфику профессиональной деятельности будущего учителя русского языка, - подразумевает:

- выявление, квалификацию и анализ языковых единиц;

- интерпретацию текста - создание студентами-филологами собственных речевых произведений;

- формулировку системы вопросов и заданий на осмысление текста с позиции педагога-словесника.

В качестве основных форм организации обучения в процессе формирования профессиональной компетенции будущего учителя русского языка, согласно теории контекстного обучения, выступают информационные и проблемные лекции, моделирующие академическую учебную деятельность, групповые лабораторно-практи-ческие занятия и деловые игры как модель профессиональной деятельности будущего педагога и педагогическая практика, в ходе которой моделируется учебно-профессиональная деятельность студента-филолога.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буслаев Ф.И., Библер В. С. Мышление как творчество. -Москва, 1975

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход -Москва, 1991

3. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку// Русский язык в школе, 1993. №5

4. Леонтьев А. А. Педагогическая общение, - Москва, 1979

5. Напольнова Т. В. Методики преподавания русского языка. -Москва, 1986

6.Сенько Ю.В. Кузнецова H.A. Барьеры диалогического взаимодействия // Образование в Сибири. - 1988, -№1

7.Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся, - Москва 1989

Педагогические принципы формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка

М. Умарова

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителей, лингвометодическая компетенция, принцип социокулыпуро-сообразности, межпредметные функции русского языка

Статья посвящена проблеме педагогических принципов формирования профессиональной компетенции будущих учителей русского языка. Подчеркивается, что профессиональную компетентность

— 202-с номаи донишгох ")

учителя-словесника следует рассматривать через совокупность ключевых, базовых и предметных компетенций.

Pedagogical Principles of Professional Competence Formation in Reference to Future Teachers of the Russian Language

M. Umarova

Key words: professional training of teachers, linguo-metliodical competence, principle of social-cultural congruence, intersubject functions of the Russian language

The article dwells on the problem ofprofessional competence in reference to future teachers of the Russian language. The author of the article lays an emphasis upon the fact that professional competence of the teacher of language and literature should be regarded through an integrity of key, base and subject competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.