Ю.В. Слепнева. Роль инновационной деятельности вузов в интеграции образования, промышленности и науки
УДК 339.138 © Ю.В. Слепнева
Роль инновационной деятельности вузов в интеграции образования, промышленности и науки
Статья посвящена изучению содержания и алгоритма проведения инновационной деятельности в вузах. Автором выделены характеристики инновационной деятельности в вузах и подчеркнута их роль в развитии экономики региона. Проанализированы динамика числа организаций, осуществляющих подготовку аспирантов и докторантов, а также выпуска из аспирантуры с защитой диссертаций в России, СФО и Республике Бурятия. Ключевые слова: инновационная деятельность вузов; интеграция образования, промышленности и науки; экономика региона; интегрированная система.
Yu.V. Slepneva
The role of innovative activity of higher education institutions in integration of education, industry and science
The article is devoted to a study of content and algorithm of carrying out innovative activity in higher education institutions. The author has revealed characteristics of innovative activity in higher education institutions; their role in the development of economy of the region has been underlined. Dynamics of a number of organizations providing training of postgraduate and doctoral students, as well as graduation from postgraduate study with defense of dissertations in Russia, SFO and the Republic of Buryatiya have been analysed. Keywords: innovative activity of higher education institutions, integration of education, industry and science, region economy, integrated system.
Процесс модернизации экономики несет с собой значительные изменения во всех сферах научно-исследовательской деятельности, в том числе и в сфере высшего образования. Научно-исследовательская деятельность призвана решать актуальные проблемы выхода из ситуации технологической отсталости, удовлетворять растущие потребности современного общества посредством создания инновационных продуктов и механизмов.
В самом общем виде научно-исследовательская деятельность предусматривает процедуру преобразования исследуемого объекта в соответст-
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2/2012
вии с поставленными задачами. Такую процедуру характеризует некий алгоритм, включающий в себя ряд основных шагов:
1. Последовательное изучение исследуемого объекта.
2. Выявление всех качеств и свойств объекта, а также механизмов и условий его функционирования.
3. Реконструкция исследуемого объекта: придание нужных форм и свойств для получения положительного результата.
Научно-исследовательская деятельность вуза преследует такие цели, как высокое качество подготовки специалистов и повышение квалификации преподавательского и научно-педагогического состава, а также использование научного потенциала для достижения высоких результатов. Но качественная подготовка и выпуск высококвалифицированных специалистов остаются ведущей задачей всех вузов.
В условиях перехода экономики на инновационный путь развития целесообразным видится вовлечение будущих специалистов в научно-исследовательскую деятельность еще на этапе учебе в вузе. Подобные мероприятия позволят студентам получить представление о процессе научной деятельности, инструментах и методах научной работы, что в свою очередь благоприятно скажется на профессиональной состоятельности будущих инноваторов.
Сегодня инновационная деятельность вузов является одним из главных условий их конкурентоспособности и играет важную роль в становлении и развитии инновационной экономики. При этом огромное значение для развития инновационной экономики регионов имеет наличие и динамика организаций, выполняющих научные исследования, и организаций, осуществляющих подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров.
В целом по Сибирскому федеральному округу за последние десять лет отмечается положительная динамика по количеству организаций, готовящих аспирантов и докторантов. Так, в период с 2000 по 2010 г. число организаций, осуществляющих подготовку аспирантов и докторантов, возросло на 24 единицы (или 14%). Наибольшая доля организаций, осуществляющих подготовку аспирантов и докторантов в Байкальском регионе, сосредоточена в Иркутской области (около 13-14%), при этом их число в динамике рассматриваемого периода растет (табл. 1).
Свой вклад в инновационное развитие экономики региона вузы вносят в виде достижения поставленных целей:
1. Подготовка и выпуск квалифицированных специалистов.
2. Разработка и реализация научной продукции: теории, идеи, учебные, социальные, информационные и управленческие технологии, стратегии социально-экономического развития, инновационные проекты.
3. Производство и реализация научно-технической продукции (например, образцы новой техники).
Ю.В. Слепнева. Роль инновационной деятельности вузов в интеграции образования, промышленности и науки
Таблица 1
Динамика числа организаций, осуществляющих подготовку аспирантов и докторантов
Наименование региона Значение показателя в динамике лет
2000 2005 2007 2008 2009 2010
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов
СФО 171 184 182 187 194 195
Республика Бурятия 5 9 9 9 9 9
Забайкальский край 4 5 5 5 5 5
Иркутская область 23 23 23 25 27 27
Число организаций, ведущих подготовку докторантов
СФО 54 63 85 89 89 89
Республика Бурятия 1 3 2 2 4 5
Забайкальский край 1 2 3 4 4 4
Иркутская область 9 8 9 10 10 13
Основным проявлением современной экономики, основанной на знаниях, является растущий спрос на высококвалифицированный труд. Процесс перехода стран от экономики, основанной на машинном производстве, к экономике, основанной на автоматизированном производстве, только повышает спрос на высококвалифицированных специалистов. Косвенным проявлением данного процесса является рост специалистов с высшим образованием, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, работающих в организациях и учреждениях различных организационно-правовых форм и отраслевой направленности. Динамика выпуска из аспирантуры с защитой диссертаций, приведенная на рис. 1, свидетельствует о некотором синхронном изменении данного показателя по России в целом и по Сибирскому федеральному округу в отдельности. За рассматриваемый период наибольшие показатели отмечены в 2005 и 2009 гг., отличающихся некоторой стабильностью, и ростом основных макроэкономических показателей в стране (рис. 1).
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2/2012
□ РФ
□ СФО
□ Республика Бурятия
1995 2000 2005 2008 2009 2010
Рис. 1. Динамика выпуска из аспирантуры с защитой диссертаций (чел.)
Эффективная интеграция деятельности образовательных учреждений, промышленных предприятий и организаций науки способна решать социально-экономические проблемы регионов, способствовать реализации федеральных, целевых и отраслевых программ, связанных, в первую очередь, с технологическим развитием приоритетных отраслей и подготовкой кадров для участия в инновационных процессах.
Как производителям научно-технической продукции высшим учебным заведениям присущ ряд основных характеристик:
1. Составление и реализация комплексных разработок с привлечением специалистов различного профиля с общенаучных и специальных кафедр.
2. Регулярное привлечение новых участников для поисковых НИР за счет стажёров, аспирантов, докторантов, студентов.
3. Целевое распределение студентов и аспирантов в целях сопровождения реализуемой научно-технической продукции.
Основная задача высших учебных заведений как организаций, занимающихся инновационной деятельностью - создание специфического инновационного продукта - высококвалифицированного специалиста.
Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанной с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям [3].
Ю.В. Слепнева. Роль инновационной деятельности вузов в интеграции образования, промышленности и науки
Инновационная деятельность является не только основополагающим фактором развития современной экономики, но и важнейшей тенденцией развития высшей школы России. В связи с этим интеграция деятельности высших учебных заведений, промышленных предприятий и организаций науки выходит на первый план среди проблем становления и развития инновационного потенциала региона, а также инновационной деятельности внутри высших учебных заведений.
В цикле стратегических целей развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в России на ближайший период особое место занимает проблема комплексного развития отечественных производств, повышение их конкурентоспособности.
Обеспечить достижение поставленной цели невозможно без использования такого ресурса, как система высшего образования. Но система высшего образования не в силах функционировать в рамках программ по формированию и развитию инновационной экономики страны и регионов без ее интеграции с деятельностью промышленных предприятий и организаций науки.
Интеграция в этом случае превращается в инструмент для достижения совокупной эффективности деятельности составляющих интеграционных групп.
Интеграция представляет собой структуру элементов инновационного процесса, объединенных общей инновационной средой и взаимодействующих в целях обеспечения эффективного достижения всех целей, стоящих перед составляющими, а также общих стратегических целей.
В связи с вышеизложенным, система высшего образования видится наиболее перспективной для построения на ее основе интегрированной системы, предназначенной для соединения деятельности науки и промышленности всех регионов и отраслей. Итогом такого процесса могло бы стать формирование инновационных исследовательских комплексов, центров, союзов, ориентированных на инновационное прорывное развитие организаций и учреждений региона, их технико-технологическое совершенствование. Главным критерием эффективности деятельности формируемых исследовательских комплексов, центров, союзов должна стать результативность исследований и уровень коммерциализации новаций.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2/2012
Рис. 2. Интегрированная система деятельности образовательных учреждений, промышленных предприятий и организаций науки, объединенных общими целями
Схема, представленная на рис. 2, наглядно демонстрирует возможную модель интегрированной системы деятельности образовательных учреждений, промышленных предприятий и организаций науки, отражая лишь некоторые общие цели участников инновационного процесса.
Помимо указанных в схеме целей, можно назвать и такие, как повышение потенциальной производительности труда за счет самореализации и самовыражения выпускника, улучшение взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, совершенствование эргономики труда на предприятиях региона и т.д.
В рамках интегрированной системы инновационный процесс должен представлять собой единый поток, состоящий из различных стадий. Все стадии находятся во взаимосвязи и обеспечить успех способны лишь при интеграции их в единое целое. В то же время каждая из этих стадий, будь то научная разработка идеи, новой технологии, получение нового продукта, его реализация, существенно отличаются друг от друга и по форме организации процесса, и по методам управления, и по степени финансирования.
В связи с этим при работе с инновационными процессами необходимо использовать такие формы организации, при которых результат каждой стадии становился бы началом следующей. Это позволит сделать инновационный процесс наиболее эффективным и динамичным.
Таким образом, интеграция деятельности представителей образовательных учреждений, промышленных предприятий и организаций науки
А.Г. Бадмаев. Методологические основы формирования региональной экономики
является одним из решающих факторов в процессе социально-экономических преобразований, в преодолении кризисных явлений и стабилизации экономики. А основная роль системы высшего образования в совместном функционировании составляющих интеграционных групп заключается в обеспечении всех сфер общества высококвалифицированными специалистами. Данная тенденция позволяет эффективно использовать человеческий потенциал для генерирования знания с целью превращения его в капитал, что определяет сущность современной инновационной экономики.
Литература
1. Волосевич К.Е. Оценка достижения целей интеграции в инновационной среде вуза. - URL: http://www.uecs.ru/uecs-29-292011/item/483-2011-06-03-07-11-44
2. Носов С.Б. Интеграция инвестиционных ресурсов в структуре стратегического альянса // Вопросы экономики. № 1. 2002. - 145 с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: сб. ст. / Росстат. - М., 2010.
Слепнева Юлия Валерьевна, аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. E-mail: [email protected]
Slepneva Yuliya Valerevna, postgraduate student, East-Siberian State University of
Technology and Management. E-mail: [email protected]