Научная статья на тему 'Формирование и реализация налогового потенциала регионов сфо1'

Формирование и реализация налогового потенциала регионов сфо1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / AX POTENTIAL OF THE REGION / НАЛОГОВАЯ БАЗА / TAX BASE / НАЛОГООБЛАГАЕМЫЕ РЕСУРСЫ / TAXABLE RESOURCES / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / TAX REVENUES / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ASSESSMENT AND FORECASTING METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепнева Л. Р., Хантаева Н. Л.

Статья посвящена исследованию теоретических и методических подходов к оценке величины налогового потенциала региона. Содержит анализ основных проблем, препятствующих оценке налогового потенциала в современных условиях, обзор и классификацию методик, приводимых в экономической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and realization of tax capacity of the SFO regions

The article is devoted to research of theoretical and methodological approaches to an assessment of the tax capacity value of the region. It contains an analysis of the main problems interfering an assessment of tax potential in modern conditions, a review and classification of techniques given in economic literature.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация налогового потенциала регионов сфо1»

Л.Р. Слепнева, Н.Л. Хантаева. Формирование и реализация налогового потенциала регионов СФО

УДК 336.221.264 © Л.Р. Слепнева, Н.Л. Хантаева

Формирование и реализация налогового потенциала регионов СФО1

Статья посвящена исследованию теоретических и методических подходов к оценке величины налогового потенциала региона. Содержит анализ основных проблем, препятствующих оценке налогового потенциала в современных условиях, обзор и классификацию методик, приводимых в экономической литературе.

Ключевые слова: налоговый потенциал региона, налоговая база, налогооблагаемые ресурсы, налоговые поступления, методы оценки и прогнозирования.

L.R. Slepneva, N.L. Khantaeva

Formation and realization of tax capacity of the SFO regions

The article is devoted to research of theoretical and methodological approaches to an assessment of the tax capacity value of the region. It contains an analysis of the main problems interfering an assessment of tax potential in modern conditions, a review and classification of techniques given in economic literature. Keywords: tax potential of the region, tax base, taxable resources, tax revenues, assessment and forecasting methods.

Налоговая и бюджетная политики регионов, формируемые и реализуемые в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ и Бюджетного кодекса РФ, определяют в качестве приоритетов мобилизацию собственных доходов как осуществление функции налогов - фискальной, и развитие налогового потенциала, направленного на реализацию еще одной функции налогов - регулирующей, содействующей реформированию межбюджетных отношений и сбалансированности региональных бюджетов. Все перечисленное актуализирует вопросы оценки, эффективного использования и поиска резервов роста налогового потенциала регионов, характеризующего предельно возможный объем налогов, сборов и других обязательных платежей, рассчитанных по законодательно утвержденным ставкам (по их предельному уровню) и предназначенных для зачисления в бюджетную систему.

Налоговый потенциал, с одной стороны, предопределен экономической структурой региона и характеризуется его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, признаваемыми налоговыми объектами или ба-

1 Статья выполнена в рамках научно-исследовательского проекта № 11-12-03004а/Т «Оценка налогового потенциала региона на основе эконометрических методов» (руководитель Слепнева Л.Р.), выполняемого при финансовой поддержке по региональному конкурсу РГНФ «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном».

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2/2012

зами. С другой стороны, именно налоговый потенциал составляет ту материальную основу налоговых поступлений, которая служит базой для формирования доходной части бюджетов разного уровня, в том числе и регионального. Исходя из этого, в практике оценивания величины налогового потенциала проявляется ряд проблем, связанных с осуществлением расчетов «...в условиях ограниченности и неоднородности данных об объектах налогообложения», при этом «.необходимо рассматривать разнородные по финансово-экономическим, технико-экономическим и организационным показателям объекты налогообложения, различные условия функционирования схожих объектов в различных территориальных, административных и других образованиях, а также разные условия дифференциации налоговых изъятий» [1]. Безусловно, названные проблемы приводят к некоторому усложнению в решении задачи обеспечения высокой достоверности оценки налогового потенциала.

Существенное значение для обеспечения объективности оценивания имеет и объем «теневого» оборота, оцениваемый по публикуемым данным разных источников от одной десятой до одной трети величины легального оборота. При решении проблемы легализации «теневых» средств они могли бы значительно скорректировать в сторону увеличения сумму планируемых поступлений и фактически собираемых налогов и сборов, а также совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. Пока же объем «теневого» оборота должен оцениваться с существенной долей погрешности, как выпадающие доходы в величине налогового потенциала, что сильно влияет на достоверность оценки его величины.

Важнейшим фактором, трудно учитываемым в оценке налогового потенциала, является «.экспорт налогового бремени в виде прямого и косвенного налогообложения нерезидентов данного региона» [2]. Большая часть применяемых в настоящее время методов оценки налогового потенциала не учитывает в полном объеме экспорт налогового бремени (за исключением метода репрезентативной системы налоговых показателей).

Кроме того, еще одной проблемой в оценке налогового потенциала является «.сложность современной налоговой системы и ее чрезмерная динамичность» [3]. За двадцатилетний срок существования современной налоговой системы России можно проследить и выделить периоды усиления косвенного и прямого налогообложения, послабления налогового бремени для малого и крупного бизнеса. При этом ставка основного корпоративного налога - налога на прибыль организаций - изменялась пять раз (составляя, соответственно 30%, 35%, 30%, 24%, 20%). Сложность современной налоговой системы для участников налоговых отношений обусловлена большим числом разнонаправленных платежей, различающихся сроками уплаты, дифференцированностью механизма учета и определения налоговой базы, установленными величинами ставок и поряд-

Л.Р. Слепнева, Н.Л. Хантаева. Формирование и реализация налогового потенциала регионов СФО

ком предоставления отчетности по каждому налогу и сбору. По оценкам некоторых ученых и практиков, сложность современной налоговой системы еще более отягчается переменчивым, громоздким и зачастую противоречивым законодательством [4, 5 и др.].

Однако перечисленные проблемы в оценке налогового потенциала не приводят к отказу от его использования при определении налоговых возможностей, поскольку расчеты налоговых доходов по величине налогового потенциала содействуют повышению эффективности бюджетного планирования и оптимизации межбюджетного выравнивания. По мнению ряда ученых, измерение налоговых доходов с помощью показателей налогового потенциала дает следующие преимущества [6, 7]:

- повышение заинтересованности органов местного самоуправления в сокращении налоговых недоимок, поскольку уменьшение собираемости налогов не будет компенсироваться увеличением объемов финансовой помощи из вышестоящего бюджета;

- повышение заинтересованности использования налоговой базы, что предполагает отказ от предоставления необоснованных налоговых льгот.

В наши дни регионы России существенно разнятся по ряду показателей социально-экономического развития, а также по сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны. Так, для регионов Сибирского федерального округа присуща неравномерность в величине исчисленной и фактически поступившей суммы налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ (рис. 1).

Республика Алтай

Новосибирская облас!

Омская область

Томская облас!

Кемеровская о

Забайкальски

"Красноярский край

Республика Бурятия

Алтайский край

Республика Тыва

Республика Хакасия

-а-2011 г.

—•—2010 г.

—^-2009 г.

Иркутская область

Рис. 1. Поступление налоговых платежей в бюджетную систему РФ по регионам СФО

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2/2012

Среди регионов СФО наибольшая сумма налоговых поступлений в бюджетную систему страны характерна для Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей. При этом для большей части регионов СФО присуще нарастание сумм налоговых поступлений в бюджетную систему страны в динамике анализируемого периода. Для республик Алтай, Бурятия и Тыва характерна неустойчивость динамики, при этом колебания достигают 10-15%.

Следует подчеркнуть, что наибольший интерес представляет не столько общая сумма, исчисляемая в бюджетную систему страны, как ее величина в расчете на одного среднестатистического жителя региона.

120000 п

100000 -•

80000

60000 -

40000

20000

2009

2010

2011

п Сибирский федеральный округ п Республика Алтай

□ Республика Бурятия

п Республика Тыва

□ Республика Хакасия

□ Алтайский край

□ Красноярский край

0

Рис. 2. Объем налоговых платежей в бюджетную систему РФ в расчете на одного жителя

Регионами-лидерами по объему платежей в бюджетную систему РФ в расчете на одного жителя являются Томская область, Красноярский край и Омская область. По мнению авторов, в большей степени данная ситуация предопределена специализацией отраслевого комплекса названных регионов, наличием в них большого числа крупных субъектов хозяйствования и их технико-технологической оснащенностью, развитостью инфраструктурного комплекса.

Л.Р. Слепнева, Н.Л. Хантаева. Формирование и реализация налогового потенциала регионов СФО

По оценкам многих исследователей, в наши дни в более выгодном положении оказались крупные регионы с высокодиверсифицированной структурой хозяйства и высоким уровнем развития сферы услуг, а также регионы, специализирующиеся на добыче природных ресурсов [8].

Важнейшим показателем, характеризующим эффективность реализации налогового потенциала, является коэффициент собираемости налогов и сборов, рассчитываемый как отношение фактически собранной к начисленной к уплате сумме налогов и сборов. В целом по регионам СФО отмечается значение этого коэффициента больше единицы. Однако для ряда регионов, в числе которых и Республика Бурятия, характерны периоды с неустойчивой динамикой. Учитывая данное обстоятельство, рассмотрим значение этого коэффициента в разрезе отдельных налогов и сборов (табл. 1).

Таблица 1

Динамика коэффициента собираемости налогов и сборов в Республике Бурятия

Значение показателя в разрезе отдельных налогов и сборов, доля единицы 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

ВСЕГО Консолидированный бюджет РФ (без ЕСН) 1,05 1,02 1,03 0,98

Налог на прибыль организаций 1,06 0,97 0,98 0,94

НДФЛ 1,12 1,10 1,07 1,05

НДС 0,99 0,84 1,13 0,73

Акцизы 0,99 0,99 1,00 1,00

НИФЛ (налог на имущество физических лиц) 1,06 0,86 0,82 2,24

НИО (налог на имущество организаций) 1,01 0,99 0,97 1,00

ТН (транспортный налог) 0,875 0,91 0,87 0,98

ЗН (земельный налог) 1,04 1,02 0,98 1,94

НДПИ 0,99 0,99 1,01 0,99

ВН (водный налог) 0,99 0,98 1,09 0,94

УСНО 0,85 1,97 0,92 0,91

ЕНВД 0,89 0,89 0,89 0,98

ЕСХН 0,87 1,16 0,86 0,91

Среди федеральных налогов и сборов относительно низким значением отличаются: налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и водный налог. В числе региональных налогов низкий коэффициент собираемости присущ для поступлений по транспортному налогу. Некоторая неустойчивость отмечается и по поступлениям по специальным налоговым режимам. Все это требует совершенствования методо-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2/2012

логии и методики налогового планирования, в том числе в оценке налогового потенциала.

Для определения налогового потенциала регионов СФО использован метод, основанный на применении данных форм налоговой отчетности и корректировке сумм фактически собранных налогов. Расчет выполнен за один налоговый период - 2011 г. При определении налогового потенциала применены следующие источники: Налоговый кодекс Российской Федерации; статистические данные о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей; статистические данные о задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему регионов СФО; статистические данные о результатах контрольной работы налоговых органов; данные о налоговых льготах, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Главными преимуществами данного метода являются: простота расчетов, наличие всей необходимой информации в сборниках официальной статистики. Кроме того, итоговый результат позволяет проследить прирост/снижение задолженности по налогам и сборам; степень влияния предоставляемых льгот на совокупный объем налоговых поступлений; соотношение величин налогового потенциала и фактических налоговых поступлений в регионах СФО.

Основной недостаток метода, основанного на применении данных форм налоговой отчетности и корректировки сумм фактически собранных налогов (низкая достоверность результатов), в данном случае является допустимым, поскольку при сравнительной характеристике величин налогового потенциала регионов возможное отклонение одновременно отражается во всех вычислениях и практически нивелируется в итоговом сравнении.

В оценке за 2011 г. максимальная величина налогового потенциала отмечена в Красноярском крае, несколько меньшая - в Новосибирской и Кемеровской областях. За этот же период минимальная величина налогового потенциала установлена в республиках Алтай и Тыва. Соотношение максимальной и минимальной величин налоговых потенциалов регионов СФО достигает почти 45 раз, что свидетельствует об их существенной дифференциации (рис. 2).

Показателем эффективности использования налогового потенциала можно считать удельный вес суммы фактических поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в его расчетной величине. Наибольшее значение показателя эффективности использования налогового потенциала присуще для Кемеровской области и Красноярского края (8384%), минимальное - для Республики Тыва (менее 70%).

Оценка налогового потенциала регионов СФО в разрезе отдельных налогов свидетельствует о значительной доле налога на доходы физиче-

Л.Р. Слепнева, Н.Л. Хантаева. Формирование и реализация налогового потенциала регионов СФО

ских лиц (45-50%), налога на прибыль организаций (23-27%) и налога на имущество организаций (10-14%) в совокупной его величине.

Рис. 2. Величина налогового потенциала регионов СФО в 2011 г.1

Сложность и многоаспектность социально-экономических процессов, протекающих на региональном уровне, предопределяют необходимость не только оценки величины налогового потенциала, но и поиска резервов его приращения и эффективного использования с целью разработки различных вариантов экономического развития региона.

Развитию экономики региона с учетом оценивания налогового потенциала, по мнению некоторых ученых, будет содействовать формирование и реализация инвестиционно-ориентированной налоговой политики, включающей [9]:

- формирование налоговой системы, поощряющей процессы накопления в отношении юридических и физических лиц;

1 Рассчитано авторами на основе источников: http://www.novosibstat.ru/federal/sfo_2/default.aspx и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2/2012

- дифференцированный подход при налогообложении предприятий производственного и непроизводственного сектора, стимулирование товаропроизводителей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стимулирование частных инвестиций на развитие собственной производственной базы регионов;

- максимально возможное сокращение льгот, не имеющих отношения к инвестиционной деятельности и снижающих собираемость налогов.

Безусловно, предложенные направления налоговой политики будут содействовать наращению инвестиционных возможностей хозяйствующих субъектов как для самофинансирования, так и для финансирования деятельности сторонних организаций в регионе. Однако реализация предложенных направлений, по мнению авторов, может существенно снизить уровень собираемости налогов и сборов, а также деструктивно отразиться на величине налогового потенциала.

В качестве основного направления эффективного использования и увеличения налогового потенциала отдельные исследователи предлагают ужесточение контроля за соблюдением действующего законодательства по борьбе с «теневой экономикой», особенно в сфере малого бизнеса. При этом основными направлениями борьбы с «теневой экономикой» должны стать: создание условий, стимулирующих контроль одних субъектов экономических отношений за уплатой налогов другими субъектами; увеличение роли муниципальных налогов; создание коммерческих льгот для фирм с хорошей налоговой репутацией; повышение налоговой культуры [10]. Реализация названных направлений, по оценке авторов, будет способствовать решению проблемы легализации «теневых» средств, что позитивно повлияет и на объем собираемых налогов и сборов, и на величину налогооблагаемых ресурсов территории.

Существенным резервом повышения налогового потенциала может стать объединение имущественных налогов в налоге на недвижимость, оцениваемой по стоимости, взаимоувязанной с рыночной. Введение налога на недвижимость, с одной стороны, позволит сформировать стабильный источник доходов бюджета, а с другой, будет стимулировать повышение эффективности использования ресурсов и модернизации производства у собственников.

Реализация перечисленных мероприятий будет способствовать повышению налогового потенциала и росту уровня собираемости налоговых платежей.

Поскольку налоговый потенциал определяет будущие налоговые поступления, то оценка его величины будет содействовать более реалистичному планированию доходов региональных и местных бюджетов, оптимизации уровня налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов территории и выработке стратегических направлений налоговой политики.

Л.Р. Слепнева, Н.Л. Хантаева. Формирование и реализация налогового потенциала регионов СФО

Литература

1. Исмагилова Л.А., Сергеева И.Г., Орлова Е.В. Оценка налогового потенциала с использованием методов искусственного интеллекта // Российское общество оценщиков. Вопросы оценки. Ч. 1. - №1, 2001. - С. 2-6.

2. Лавренчук Е.Н. Налоговое прогнозирование // Финансы, денежное обращение и кредит. Экономические науки. - №1(74), 2011. - С. 257-260.

3. Прокопенко Р.А. Понятие налогового потенциала в экономическом развитии региона // Успехи современного естествознания. - № 12, 2007. -С. 113-115.

4. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. -М.: Омега-Л. - 2007. - 272 с.

5. Петров А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт. -2012. - 889 с.

6. Рощупкина В.В. Концепция прогнозирования налогового потенциала субъекта Федерации на основе системы общеэкономических показателей развития региона // Вест. Северо-Кавказского гос. тех. ун-та. - № 5(9), 2006. - С. 181-183.

7. Леонов С.Н., Казанцев Т.В. Межбюджетные отношения на уровне субъекта Федерации. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - 101 с.

8. Лях О.А., Урман Н.А. Оценка налогового потенциала регионов Сибирского федерального округа // Вест. Томского гос. ун-та. - №3(15), 2011. - С. 139-148.

9. Каримова А.Р., Азнабаева Г.Х. Развитие экономики региона посредством налогового регулирования // URL: http://www.icp-ua.com/ru/node/520.

10. Серебрякова О.В. Оценка налогового потенциала региона на основе макроэкономических показателей // Проблемы экономики и статистики в общегосударственном и региональном масштабах: сб. ст. III Всерос. на-уч.-практ. конф. - Пенза: РИО ПГСХА, 2006. - С. 104-108.

Слепнева Людмила Романовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Налоги и налогообложение» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Тел. (3012)213744. E-mail: [email protected]

Хантаева Наталья Лисмановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Тел. (3012)213744. Slepneva Lyudmila Romanovna, doctor of economic sciences, professor, head of the department tax and taxation, East-Siberian State University of Technology and Management. ph. (3012)213433. E-mail: [email protected]

Khantaeva Natalya Lismanovna, candidate of economic sciences, associate professor, department of tax and taxation, East-Siberian State University of Technology and Management. ph. (3012)213433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.