УДК 338.27
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
Моттаева Анджела Бахауовна
Институт государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
Россия, Москва Доктор экономических наук, профессор Заведующий кафедрой Государственной службы и социальной работы
E-Mail: [email protected]
Роль инновационной деятельности в развитии современных предприятий России
Аннотация: В настоящей статье рассмотрены базовые и перспективные научнопрактические направления развития теории и практики управления инновациями. В статье дано авторское представление о месте и роли инновационной модернизации в развитии хозяйственных отношений. Определены особенности регулирования инновационных процессов в рыночной среде множества отраслей. Определены концептуальные основы рационализации промышленного производства на основе развития инноваций. Широко представлены примеры эффективного и не эффективного внедрения инноваций предприятиями различных форм хозяйствования. Раскрыты особенности инновационной деятельности в различных отраслях и по множеству направлений хозяйственной деятельности. Структурированы подходы к определению инноваций и процессов их внедрения и развития. Выделены перспективные направления развития инноваций в сложном производственном процессе. Определена специфика инноваций в отечественном машиностроении. Раскрыты проблемные области во внедрении инноваций и определены базовые направления модернизации. Обобщены и систематизированы концептуальные основы обеспечения инновационной активности в условиях развития рыночной экономики. В статье затронуты отдельные положения теории кластеров, как фундаментальных элементов развития региональных инновационных систем. Зафиксирована авторская позиция в отношении необходимости и достаточности требований к организации государственного регулирования инновационной деятельностью. Реализация рассмотренных материалов статьи позволяет сформировать практические рекомендации по совершенствованию направлений государственного регулирования инновационной деятельности.
Ключевые слова: Машиностроение; инновации; организационные инновации;
производственная инновационная активность; межрегиональные инновации; инновационная политика; промышленность; государственная поддержка; устойчивое развитие; инфраструктурное обеспечение бизнеса; рыночная экономика; национальная инновационная система; инновации по отраслям хозяйствования; региональные программы инновационного развития; государственное регулирование инновационных процессов; промышленные кластеры.
Идентификационный номер статьи в журнале 97БУЫ613
Angela Mottaeva
Institute of Public Administration, Law and innovative technologies
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
The role of innovation in the development of the modern enterprises in Russia
Abstract: In the present article describes the basic and perspective scientific-practical directions of development of the theory and practice of innovation management. The article is the author's understanding of the place and role of the innovation modernization in the development of economic relations. Specifies the peculiarities of regulation of innovative processes in the market environment of many industries. Defined conceptual basis of rationalization of industrial production through the development of innovation. Widely presented are examples of effective not effective implementation of innovation enterprises of different forms of management. Peculiarities of innovation activities in different industries and in many areas of economic activity. Structured approaches to the definition of innovation and the processes of its implementation and development. Selected promising directions of development of innovations in complicated production process. The specificity of innovation in domestic machine building. Disclosed problem areas in the implementation of innovation and defined the basic directions of modernization. Generalized and systematized conceptual frameworks for innovative activity in the conditions of market economy development. The article touches upon certain provisions of the theory of cluster, as fundamental elements for the development of regional innovation systems. Fixed author's position regarding the need for and adequacy of the requirements to the organization of state regulation of innovative activity. Implementation of the described materials article allows to generate practical recommendations on the improvement directions of state regulation of innovative activity.
Keywords: Mechanical engineering; innovation; institutional innovation; production; innovation activity; interregional innovation; innovation policy; industry; government support; sustainable development; infrastructural support of business; market economy; national innovation system innovation by sector entities; regional programs of innovation development; state regulation of innovation processes; industrial clusters.
Identification number of article 97EVN613
Разрушение экономических взаимосвязей прошлого века, характерных для плановой экономики, сформировало массу ограничений для развития предприятий. В частности большинство современных предприятий не находят собственного пути инновационного развития
Инновационное развитие современных предприятий базируется на множестве составляющих. Сейчас тяжело разделить исключительно инфраструктурные и обеспечивающие функции предприятий. Разделение на основной и вспомогательные процессы все чаще происходит субъективным решением, в то время как вспомогательные процессы зачастую вносят в деятельность и результаты деятельности предприятий больший вклад.
В развитии идей единого экономического пространства отечественные и зарубежные ученые выделяют категорию межотраслевых инноваций место и роль которых в развитии множества предприятий тяжело переоценить.
Авторские мнения по проблемам развития межотраслевых инноваций нашли свое отражение в работах таких авторов как Гранберг А.Г.[4], Моттаева А.Б.[6], Некрасов Н.Н.[7] , Морозова Т.Г.[5], сущность их подходов сводится к обеспечению производственных мощностей и сложившихся производств региона системой мер по развитию региональной инфраструктуры.
Межотраслевые инновации имеют как межрегиональные, международные корни, так и трансформируются с учетом внутренней и внешней вертикальной интеграции предприятий. Межотраслевые инновации в условиях горизонтальной интеграции зачастую меняют свою форму и содержание.
Развитие экономических отношений на макроэкономическом уровне затрагивает как взаимодействия государств, так и отдельных регионов внутри государств. Соотношение государственной, федеральной экономической политики предопределяет цели и задачи согласованного развития регионов. Несмотря на обособленный характер развития разрозненных и смежных регионов в представлении федерального центра межрегиональные взаимоотношения представляют собой элементы единого механизма, определяющего направления и темпы развития экономики страны.
Межрегиональные программы охватывают решение множеств социальноэкономических проблем, базовыми среди которых представляются: снижение социальноэкономической неоднородности в развитии экономик региона, повышение отдачи от использования ресурсного, производственного и других потенциалов региона.
Для начала систематизации проблем и поиска путей по совершенствованию направлений развития теории и практики управления инновациями следует разграничить области исследования.
Организационные инновации, касающиеся организации производственных процессов, структуризации каналов снабжения и сбыта готовой продукции в нашей экономики получили широкое развитие. Несмотря на то что западный опыт далеко не всегда может быть экстраполирован к отечественной практике хозяйствования, большинство внедренных управленческих инноваций имеют корни в западных разработках[1].
Заслуга отечественных исследователей и разработчиков на сегодняшний день имею свое приложение в системах адаптации механизмах реализации иностранных организационных инновационных решений.
Технологические инновации, как продукты интеллектуального труда заключенные в материальную форму, защищены патентным законодательством и являются объектом
обращения на рынке интеллектуальной собственности. Приобретение такого рода готовых решений без материальной базы их реализации представляется весьма рискованным процессом, поэтому отечественные предприятия чаще приобретают готовые решения с участием инновационных идей, включенных в изделие или технологический процесс.
Развитие инновационной активности в современном промышленном производства имеет крайне слабые темпы. Обращает на себя внимание факт того, что одинаково слабо управление инновациями развито как в перерабатывающих отраслях промышленности так и в машиностроении.
Говоря о перерабатывающей промышленности, следует обратить внимание на то, что проблемы модернизация этой сферы производственной деятельности является приоритетной задачей нашего государства. Об этом не раз говорили и премьер-министр и президент государства, однако, до тех пора, пока производители собственным потребительским предпочтением не будут заинтересованы в инновационной модернизации никакой административный ресурс не сдвинет систему экономических отношений в перерабатывающей отрасли с мертвой точки[2].
Формальные проекты по приобретению нового оборудования или ремонту старого не вносят в общий технологический процесс переработки серьезных изменений. До сих пор модернизация касается вспомогательных работ и инфраструктурных подсистем предприятий.
Отечественное машиностроение так же пробуксовывает, сжигая в котле своих проблем развития уже достигнутые в прошлом веке достижения. Тяжелое машиностроение реализует программы своего развития на базе обслуживания и модернизации своих же технологий прошлого десятилетий. Новейшие технологии в тяжелом машиностроении внедряются в области технического обслуживания оборудования и модернизации средств материального обеспечения.
Автомобилестроение замкнулось на организации взаимодействия с за западными лидерами в этой отрасли. Отечественные технологические решения, в частности проект М.Прохорова, так же базируется на западных достижениях научного прогресса в этой отрасли. Таким образом, говорить о системных сдвигах в автомобилестроении никак нельзя, несмотря на то что статистика производственных программ и мощностей именно по этой отрасли демонстрирует высокие темпы роста,
В настоящее время низкий инновационный уровень в деятельности сельскохозяйственного машиностроения в России является системной проблемой. Без ее решения рыночные позиции сельскохозяйственных машиностроительных предприятий будут неумолимо ослабляться, что в конечном итоге может привести к прекращению деятельности этих предприятий.
Зарубежный промышленный опыт показывает, что в рыночной экономике только инновационная структура производства может обеспечить реальную конкурентоспособность машиностроительных предприятий и является стратегическим фундаментом их динамичного и устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Однако, чтобы обеспечить эффективное инновационное развитие сельскохозяйственного машиностроения необходимо устранить ряд проблем, таких как:
• низкий уровень технологического оснащения предприятий. На имеющейся материальной базе инновации трудно внедрить технически и невыгодно внедрять с финансовой точки зрения;
• отсутствуют кадры у большинства предприятий, способные организовать необходимую профессиональную работу по управлению инновационным процессом;
• отсутствуют разработчики, готовые выполнять полноценное проектирование, моделирование, конструирование и изготовление изделий нового образца;
• развитие инновационной деятельности на предприятиях требует привлечения достаточно объемного рискового финансирования, а это неприемлемо с точки зрения преобладающей пока в машиностроительном комплексе ментальности собственников и топ-менеджеров.
Указанные проблемы относятся к числу внутренних причин негативного развития инновационной среды на предприятиях.
Следует учесть, что особенностью инновационной деятельности в сельскохозяйственном машиностроении является постоянные увеличения темпов изменения потребностей рынка в продукции, связанных с постоянным революционным влиянием развивающегося научно-технического прогресса.
Такие исследователи как Баутин В.М.[3], Нечаев В.И.[9], Рыбалкин А.П.[9], пишут о том, что реальная модернизация сельского хозяйства возможна исключительно за счет развития сельскохозяйственного машиностроения.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития России до 2020 года, создание национальной инновационной системы обозначена как глобальная задача страны.
Региональные особенности развития инноваций опираются на сложившийся потенциал базовых отраслей хозяйствования в регионе. Привлечение сторонних инноваций в регион происходит тяжело, и постоянно требует модернизации хозяйственных процессов.
По существующим экспертным оценкам упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд. долларов США в год. [3]
Государственные региональные программы инновационного развития раскрываются через поддержку уже сложившихся производств. В проектах регламентируется создание промышленных кластеров, которые должны активизировать инновационную активность. Но до сих пор реальных шагов к реализации кластерной политики так и не сделано[1]. Много усилий системой государственного управления проделано к развитию особых экономических зон, которые так же пока не дали реальных результатов, а их шаги в развитии касаются только отраслевых региональных задач.
Только правильная и обдуманная расстановка государственных приоритетов в экономике будет способствовать перспективному развитию инновационной среды на предприятиях.
Государственная поддержка развитости межотраслевых инноваций состоит в развитии и поддержании интереса к вертикальной организации деятельности на множестве рынков. Обособление вертикально интегрированных бизнесов позволяет реализовывать межотраслевые инновации с минимальными доработками. Более сложными процессом представляется внедрение межотраслевых инноваций на единичных, обособленных предприятиях.
Таким образом, множество отраслей хозяйствования, которые развиваются за счет скачкообразных толчков в развитии отдельных групп предприятий имеют сложности с
внедрением межотраслевых инноваций. Это в первую очередь касается предприятий высокотехнологичных отраслей и предприятий сельскохозяйственных отрасли.
Развитие межотраслевых инноваций не может устроить всех ведущих отечественных производителей сельскохозяйственной машиностроительной продукции [4]. В настоящее время предприятия развивают отраслевые институты, кратно увеличивают финансирование НИОКР, создают новые исследовательские подразделения, развитие которых ложатся тяжелым грузом на финансовую систему самих предприятий. Промышленное, сельскохозяйственное машиностроение не готовы к таким нагрузкам.
Если Правительство Российской Федерации продолжит заниматься поддержкой инновационных программ предприятий так же бессистемно и не систематически, как в настоящее время, то усилия отечественных предприятий по формированию инновационной структуры производства не дадут возможности достичь такой цели, как обеспечение мирового технологического лидерства России. Стратегическую функцию планирования и стимулирования инноваций должно выполнять государство, так как рыночные механизмы не обеспечивают приток капитала и ресурсов в сферу, где высоки коммерческие риски и оборот капитала замедляется. Мировая экономика радикально изменилась, и, чтобы сегодня могли интеллектуально лидировать национальные экономические субъекты, должно интеллектуально лидировать и само государство.
Структурно государственное регулирование процессов инновирования должно коснуться процессов взаимодействия хозяйствующих субъектов. Определить степень участия и ответственности за конечный результат деятельности и сохранность интеллектуальных результатов труда в процессах обращения благ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабкин А.В., Крутик А.Б. Анализ эволюционной теории предпринимательских начинаний // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия Экономические науки. - 2011. - № 6 - С. 237-242.
2. Баутин В.М. Концептуальные основы освоения достижений научнотехнического прогресса в агропромышленном комплексе России. - М.: ГНКУ Информагротех, 2000. - С. 165 - 186.
3. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. -М.: РГБ, 2007
4. Моттаева А.Б. Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры. Автореф. на соиск. уч. степени д.э.н. 2012 - 42 стр
5. Моттаева А.Б. Алгоритм управления рисками инновационной деятельности / Журнал Нефть, газ и бизнес Издательство: Нефть и бизнес (Москва) №2 2011г.
6. Моттаева А.Б. Базовые теоретические подходы к определению предпринимательства и предпринимательской сферы / Журнал Нефть, газ и бизнес Издательство: Нефть и бизнес (Москва) №5 2011г.
7. Морозова Т.Г. Региональная экономика М.: ЮНИТИ, 2001. - 472 с
8. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. — М.: Экономика, 2009. -324 с.
9. Нечаев В.И, Рыбалкин А.П. Резервы увеличения производства зерна и повышение его эффективности: Региональный аспект /Под ред. акад. РАСХН И.Т. Трубилина. - М.: АгриПресс, 2002. - С.249 - 259.
10. Шлафман А.И. Инновационная деятельность предприятия и особенности конкуренции на кластерном уровне Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 1.
11. http://www.vedomosti.ru/newsline
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
Babkin A.V., Krutik A.B. Analiz jevoljucionnoj teorii predprinimatel'skih nachinanij // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Serija Jekonomicheskie nauki. - 2011. -№ 6 - S. 237-242.
Bautin V.M. Konceptual'nye osnovy osvoenija dostizhenij nauchno- tehnicheskogo progressa v agropromyshlennom komplekse Rossii. - M.: GNKU Informagroteh, 2000. - S. 165 - 186.
Granberg A.G. Regional'noe razvitie: opyt Rossii i Evropejskogo Sojuza. - M.: RGB, 2007
Mottaeva A.B. Metodologija prostranstvennogo raspredelenija predprinimatel'skih struktur regiona na osnove razvitija transportnoj infrastruktury. Avtoref. na soisk. uch. stepeni d.je.n. 2012 - 42 str
Mottaeva A.B. Algoritm upravlenija riskami innovacionnoj dejatel'nosti / Zhurnal Neft', gaz i biznes Izdatel'stvo: Neft' i biznes (Moskva) №2 2011g.
Mottaeva A.B. Bazovye teoreticheskie podhody k opredeleniju predprinimatel'stva i predprinimatel'skoj sfery / Zhurnal Neft', gaz i biznes Izdatel'stvo: Neft' i biznes (Moskva) №5 2011g.
Morozova T.G. Regional'naja jekonomika M.: JuNITI, 2001. - 472 s
Nekrasov N.N. Regional'naja jekonomika. — M.: Jekonomika, 2009. -324 s.
Nechaev V.I, Rybalkin A.P. Rezervy uvelichenija proizvodstva zerna i povyshenie ego jeffektivnosti: Regional'nyj aspekt /Pod red. akad. RASHN I.T. Trubilina. - M.: AgriPress, 2002. - S.249 - 259.
Shlafman A.I. Innovacionnaja dejatel'nost' predprijatija i osobennosti konkurencii na klasternom urovne Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii. 2009. № 1.
http://www.vedomosti .ru/newsline