Научная статья на тему 'Влияние кластерного подхода на модернизацию туристических структур региона'

Влияние кластерного подхода на модернизацию туристических структур региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНО-ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СТРАТЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИИ / MODERNIZATION / REGION / REGIONAL POLICY / CLUSTER / CLUSTER POLICY / THE REGIONAL PROGRAM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / THE CONCEPT OF A NEW REGIONAL POLICY / TOURISM CLUSTER / THE SPATIAL DISTRIBUTION OF THE TRANSPORT AND TOURISM INFRASTRUCTURE / THE REGIONAL SYSTEM OF ENTREPRENEURSHIP / STRATEGY OF THE FEDERAL CENTER / THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE SUBJECTS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моттаева Асият Бахауовна, Моттаева Анджела Бахауовна

В настоящей статье систематизированы все толкования понятия «кластер». Выделены детерминанты формирования туристских кластеров. Автор дает ответ на вопрос о том, как туристические кластеры влияют на конкурентную борьбу, и предлагает для этого три способа: ● посредством стимулирования новых бизнесов, которые поддерживают инновации и расширяют границы кластера; ● посредством повышения способности к инновациям и, таким образом, повышения качества производительности и предоставления услуг; ● посредством повышения производительности входящих в них отраслей и организаций. Определены причины развития или недоразвития кластеров, причины упадка. В статье предпринята попытка разработки оптимальной структуры туризма для каждого конкретного региона, богатого рекреационными ресурсами. Автор определил, что туристический кластер это принципиально новый элемент в структуре конкурентоспособности региона, богатого рекреационными ресурсами, во-вторых, неформальное объединение организаций, в-третьих, из всей совокупности взглядов можно выделить ряд базовых характеристик любого кластера, среди которых территориальная общность предприятий, их специализированная направленность и взаимосвязанность. Выделены два направления реализация кластерного подхода и инноваций в сфере туризма. В статье обобщены как субъективные идеи развития туристических кластеров, так и дана критика государственных программ поддержки инновационной активности на современном этапе развития рыночной экономики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моттаева Асият Бахауовна, Моттаева Анджела Бахауовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features classification of regions for the purposes of formation of strategy of development of the tourist region systems

The analysis of the typology of regions for the purposes of a policy of sustainable development of Russia. in this article systematizes all interpretations of the concept of "cluster". Selected determinants of the formation of tourism clusters. The author answers the question of how tourism clusters affect competition, and offers three ways: ● by stimulating new businesses that support innovation and push the boundaries of the cluster; ● by increasing capacity for innovation and, thus, improve performance and service delivery; ● by increasing the productivity of constituent industries and organizations. Defined reasons for the development or underdevelopment of clusters, the causes of decline. In article attempting to develop the optimal structure of tourism for each particular region, rich in recreational resources. The author has identified that the tourism cluster is essentially new element in the structure of the competitiveness of a region rich in recreational resources, and secondly, an informal Association of organizations, thirdly, from the entire set of views is possible to identify a number of basic characteristics of any cluster, among which the territorial community of enterprises, their specialized focus and interconnectedness. Selected two areas the implementation of the cluster approach and innovation in tourism. This article summarizes how subjective the idea of development of tourism clusters, and given the criticism of government programs to support innovative activity at the present stage of development of market economy in Russia.

Текст научной работы на тему «Влияние кластерного подхода на модернизацию туристических структур региона»

УДК 332.142.2

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика, управление инновациями)

Моттаева Асият Бахауовна

ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»

Россия, Москва Доцент кафедры Экономических теорий Кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]

Моттаева Анджела Бахауовна

НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»

Россия, Москва1

Заведующая кафедрой Государственной службы и социальной работы

Доктор экономических наук, доцент E-Mail: [email protected]

Влияние кластерного подхода на модернизацию туристических структур региона

1 Москва, ул. Александра Солженицына, дом 13, стр. 1

Аннотация. В настоящей статье систематизированы все толкования понятия «кластер». Выделены детерминанты формирования туристских кластеров. Автор дает ответ на вопрос о том, как туристические кластеры влияют на конкурентную борьбу, и предлагает для этого три способа:

• посредством стимулирования новых бизнесов, которые поддерживают инновации и расширяют границы кластера;

• посредством повышения способности к инновациям и, таким образом, повышения качества производительности и предоставления услуг;

• посредством повышения производительности входящих в них отраслей и организаций.

Определены причины развития или недоразвития кластеров, причины упадка. В статье предпринята попытка разработки оптимальной структуры туризма для каждого конкретного региона, богатого рекреационными ресурсами. Автор определил, что туристический кластер -это принципиально новый элемент в структуре конкурентоспособности региона, богатого рекреационными ресурсами, во-вторых, неформальное объединение организаций, в-третьих, из всей совокупности взглядов можно выделить ряд базовых характеристик любого кластера, среди которых - территориальная общность предприятий, их специализированная направленность и взаимосвязанность.

Выделены два направления реализация кластерного подхода и инноваций в сфере туризма.

В статье обобщены как субъективные идеи развития туристических кластеров, так и дана критика государственных программ поддержки инновационной активности на современном этапе развития рыночной экономики в России.

Ключевые слова: модернизация; регион; региональная политика; кластер; кластерная политика; региональные программы инновационного развития; концепция новой региональной политики; туристические кластеры; пространственное распределение транспортно-туристской инфраструктуры; региональная система предпринимательства; стратегия федерального центра; социально-экономическое развитие субъектов России.

Идентификационный номер статьи в журнале 132ЕУЫ414

В 2007 г. Правительством Российской Федерации была принята «Концепция развития кластерной политики в Российской Федерации», в которой дано четкое описание кластера и описано, как влияют кластеры на развитие регионов и конкурентоспособность компаний, отраслей, а также раскрыты задачи и цели кластерной политики.

В общепринятых рейтингах конкурентоспособности стран, дающих независимую оценку деятельности национальных правительств, Российская Федерация занимает нижние строчки, что не соответствует ее потенциалу. Отсюда и существующая необходимость изучения способов и форм усиления конкурентоспособности в регионах и достижения ими конкурентных преимуществ.

Одновременно с этим ряд отечественных и зарубежных авторов подчеркивает многофункциональную роль кластеров, которые способны обеспечить условия создания и реализацию конкурентных преимуществ регионов посредством проведения структурно-территориальной политики. Теория кластеров (пока больше распространена в иностранной экономической практике) наглядно рассматривает вопрос о роли местоположения предприятий в регионах. [1].

Все толкования понятия «кластер», которые давались различными авторами, можно условно разделить на две категории: к первой отнесем авторов, которые уделяют пристальное внимание географической составляющей кластера, а ко второй - авторов, которые при определении кластера географическую составляющую считают не заслуживающей внимания или малозначительной.

На основании понятия кластера, обозначенного С.И. Соколенко [3], автор выделил детерминанты формирования кластеров туристских:

• возможность привлечь к сотрудничеству фирмы, рассеяно распределенные на территории региона, богатого рекреационными ресурсами;

• возможность свободного и полного доступа к информации;

• низкая стоимость операции;

• экономия за счет масштаба предоставления услуг и сопутствующего производства (сувениров и т.д.);

• доступность специфических рекреационных ресурсов;

• обеспечение специализированной рабочей силой.

Характерной особенностью представленной трактовки является тот факт, что границы кластера определяются туристическим регионом, который уже сформировался ранее.

Туристические кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы поставщиков туристических услуг, специализированных поставщиков, взаимосвязанных компаний, фирм в отраслях туризма и рекреации, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, а также объединений гостиниц и туроператоров) в определенных областях, конкурирующих, но одновременно с этим и ведущих работу совместно. [2].

Географические масштабы туристического кластера могут варьироваться от одного штата и/или города до страны (Греция и др.) или даже ряда соседствующих стран. Туристические кластеры включают также организации, работающие в розничных отраслях (т.е. с потребителями или каналами сбыта), производителей сопутствующих или побочных услуг или продуктов; правительственные и другие организации, предоставляющие техническую поддержку (такие, как высшие учебные заведения или структуры для повышения

квалификации) и обеспечивающие проведение исследований, поступление информации, специальное образование, обучение; специализированных провайдеров инфраструктуры; а также различные агентства, которые устанавливают стандарты. Правительственные агентства, которые оказывают обширное воздействие на кластер, могут рассматриваться как его часть. И наконец, многие кластеры включают различные ассоциации (гостиниц, туроператоров и т.д.) и другие совместные структуры частного сектора, направленные на поддержание членов кластера. [2].

Границы любых кластеров, как правило, очень редко подчиняются стандартным системам отраслевой типологии, неспособной охватить связи между отраслями и многих важных участников конкурентной борьбы. Границы всех кластеров постоянно изменяются по мере возникновения новых отраслей и организаций, спада или сужения уже существующих отраслей, а также с развитием и изменением местных организаций.

Автор дает ответ на вопрос о том, как туристические кластеры влияют на конкурентную борьбу, и предлагает для этого три способа: [2].

• посредством стимулирования новых бизнесов, которые поддерживают инновации и расширяют границы кластера;

• посредством повышения способности к инновациям и, таким образом, повышения качества производительности и предоставления услуг;

• посредством повышения производительности входящих в них отраслей и организаций.

Недоразвитие или развитие кластеров - это достаточно предсказуемое явление. Независимо от того, что гарантий развития кластера нет, после начала процесса наблюдается нечто вроде цепной реакции (синергетический эффект), в которой достаточно быстро начинают прослеживаться причинно-следственные связи. Превалирующей движущей силой в быстром совершенствовании и развитии предпринимательства в сфере туризма является серьезная конкурентная борьба. Климат, в котором происходит развитие предпринимательства в сфере туризма, весьма важен, так как создание новых институтов и организаций является неотъемлемой частью развития туристического кластера. И в итоге нужны механизмы построения и организации взаимосвязей, поскольку существующие в любом кластере преимущества, в том числе и туристическом, очень зависят от связей и взаимодействия между группами и индивидуалами.

Среди причин упадка кластеров экономисты выделяют такие, как экзогенные, связанные с увеличением кластера вширь или образованием разрывов во внешнем окружении, и эндогенные - как результат локализации сам по себе.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что, во-первых, туристический кластер - это принципиально новый элемент в структуре конкурентоспособности региона, богатого рекреационными ресурсами, во-вторых, неформальное объединение организаций, в-третьих, из всей совокупности взглядов можно выделить ряд базовых характеристик любого кластера, среди которых - территориальная общность предприятий, их специализированная направленность и взаимосвязанность.

Несмотря на то что теория кластеров является еще в недостаточной степени изученной и на многие вопросы отвечает неоднозначно, раскрытие в ней ряда проблем позволяет ощутить пока что нераскрытый потенциал регионов, богатых рекреационными ресурсами, использование которого и позволит обеспечить рост эффективности хозяйства этих регионов, а также уровней их конкурентоспособности. [1].

Исходя из того что регионов, одинаково богатых рекреационными ресурсами, нет в природе, то неправильно будет полагать, что имеется единая рекомендация по разработке соответствующей структуры. Одновременно с этим можно говорить о принципиальном подходе к решению данной проблемы, который можно было бы использовать в каждом конкретном случае.

Существует несколько принципов размещения предприятий сферы туризма в регионе:

• развитие и размещение предприятий сферы туризма по всей территории региона, богатого рекреационными ресурсами;

• выравнивание уровней экономического развития отдельных районов;

• рациональное разделение труда между составляющими частями региона;

• приближение предприятий сферы туризма к источникам рекреационных ресурсов и энергии или трудовых ресурсов;

• специализация и комплексное развитие предприятий сферы туризма в районах с учетом их рекреационных климатических условий.

Отдавая предпочтение развитию той или иной отрасли в определенном районе, необходимо учитывать, во-первых, особенности туризма каждой отрасли, а во-вторых, факторы размещения.

При разработке оптимальной структуры туризма для каждого конкретного региона, богатого рекреационными ресурсами, можно опираться на последовательность действий, приведенную ниже. [1,2].

1) определение экономического потенциала региона;

2) распределение всех действующих отраслей на группы по признаку обеспечения рекреационными ресурсами (сырьевому);

3) выявление взаимосвязей между отраслями с целью выделения блоков приоритетного развития (точек экономического роста). Отдельное внимание при этом следует уделить взаимосвязям отраслей, работающих на местных рекреационных ресурсах и частично на привозных рекреационных ресурсах, а также традиционно сложившимся направлениям деятельности региона.

На практике в экономике, как правило, существует несколько групп взаимосвязанных производств или отраслей (кластеров), развитие которых ведется не по всем составляющим, а только по наиболее устойчивым и перспективным.

Так, в качестве определяющих можно назвать такие принципы, которые используются при построении любых кластеров, в том числе туристских:

• использование услуг или продукции одних отраслей региона в деятельности других;

• возможность взаимоотношений с одними и теми же поставщиками;

• наличие единых технологий;

• совместное использование ограниченных ресурсов разными отраслями (преимущественно местными).

Основу для решения практических проблем развития организационных форм территориально-туристической интеграции составляют теория территориально-туристических

комплексов и теория туристских кластеров, основанных в свою очередь на теории кластеров и теории территориально-производственных комплексов. [1,2].

При этом основной задачей кластера является, не что иное, как развитие региона за счет рационализации использования существующего доступного ограниченного ресурса (возможностей), что в свою очередь является базисом для туристических инноваций. Концепция кластерного подхода к организации распределения деятельности туристических структур региона, базирующаяся на рациональном использовании ограниченного рекреационного ресурса, на сегодняшний день в полной мере соответствует принципам обеспечения надежности реализации предпринимателями инноваций в сфере туризма. Причем реализация кластерного подхода обязана рассматриваться по таким направлениям, как [2]:

• создание кластеров в транспортной сфере как части инфраструктуры, которая обеспечивает эффективное функционирование туристических структур в области обеспечения материально-технического снабжения и каналов распределения услуг и сопутствующей продукции;

• создание кластеров, базирующихся на различных инновационных типах использования ограниченных рекреационных ресурсов (возможностей), находящихся в текущий момент времени в конкретном регионе.

Эти оба направления должны лежать в основе организации туристической деятельности в регионе. Именно сочетание доступности ключевых инноваций, построенных на ограниченном ресурсе, а также доступность каналов сбыта и снабжения обеспечивают снижение предпринимательских рисков для хозяйствующих субъектов в регионе. При этом мы можем говорить о снижении рисков как в производственной, так и в снабженческо-сбытовой деятельности туристических структур.

Итак, организация развития туристических структур региона является сложной управленческой задачей для любого региона, богатого рекреационными ресурсами. Необходимость обеспечения поступательного развития этих субъектов рыночной экономики продиктована мировым опытом, который свидетельствует о том, что предпринимательская активность в сфере туризма позволяет сохранять и увеличивать количество рабочих мест даже в кризисных ситуациях. Именно предпринимательская активность в туристической сфере может подтолкнуть естественные монополии к переходу на инновационный путь развития, с другой стороны, только туристические структуры способны стать инициаторами инноваций, как организационных, так и туристических, устанавливать и поддерживать взаимосвязи между предприятиями, формируя туристические кластеры как основу устойчивого регионального экономического роста.

Сложности на пути обеспечения благоприятного туристско-предпринимательского климата регионов связаны с их особенностями и требуют рассмотрения конкретных границ, разделяющих регионы по множеству признаков классификации.

Формирование региональных систем предпринимательства в сфере туризма строится как по отраслевым направлениям развития хозяйствующих субъектов, так и на основании территориального распределения туристических сил региона. Предпринимательская инновация имеет особенность быть востребованной на межотраслевом уровне, поэтому повышается актуальность исследования проблем пространственного распределения ключевых туристических сил региона через призму решения комплекса целей и задач развития туристических структур. Решению этих задач должно послужить исследование пространственного распределения транспортно-туристской инфраструктуры как основы развития региональной системы предпринимательства в сфере туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. -М.: РГБ, 2007.

2. Заборовская О.В. Управление человеческим капиталом региональной экономики в условиях интенсификации взаимодействий с внешней средой //Журнал правовых и экономических исследований. № 4, 2013 г.

3. Заборовская О.В. Условия формирования, развития и восстановления человеческого капитала в регионах России: современные тенденции // Мир экономики и права. Федеральный научно-теоретический журнал, № 1-2, 2013

4. Измайлова С.А. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Бизнес и политика в России: внешние факторы развития // Материалы IX Межрегиональная научная конференция Института бизнеса и политики, МИБП, 2009.

5. Моттаева А.Б. Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры. Автореф. на соиск. уч. степени д.э.н. 2012 - 42 стр.

6. Моттаева А.Б. Региональная практика стимулирования инвестиционной активности и инноваций. Журнал Мир экономики и права- 2012. - №3.

7. Моттаева А.Б. Моттаева Ас.Б. Современные тенденции развития туристических кластеров. монография / Моттаева А.Б., Моттаева Ас.Б; Институт бизнеса и политики. - М.: Изд-во Институт бизнеса и политики, 2013. - 164 с.

8. Моттаева А.Б. Роль инновационной деятельности в развитии современных предприятий России. Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №1 (6) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 -Идентификационный номер статьи в журнале: 97EVN613. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

9. Моттаева А.Б. Базовые теоретические подходы к определению предпринимательства и предпринимательской сферы / Журнал Нефть, газ и бизнес Издательство: Нефть и бизнес (Москва) №5 2011г.

10. Родионов Д.Г., И.А. Рудская, А.А. Горовой. Управление региональными социально-экономическими системами в условиях инновационных процессов постиндустриального общества / Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: сборник научных трудов 14-й Международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013, с. 81-91.

11. Родионов Д.Г. Эффективность функционирования технопарков и бизнес-инкубаторов. Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ 2013). Том 1 с. 332-335.

12. www.Rbc.ru.

13. http://www.vedomosti.ru/newsline

Рецензент: Мохов Андрей Игоревич, д.т.н., проф., Зав.каф. Математики и прикладной информатики, Институт государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ), г. Москва, Россия.

Asiyat Mottaeva

Moscow state construction University Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

Angela Mottaeva

Institute of Government, Right and Innovative Technologies

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

Features classification of regions for the purposes of formation of strategy of development of the tourist region systems

Abstract. The analysis of the typology of regions for the purposes of a policy of sustainable development of Russia.

in this article systematizes all interpretations of the concept of "cluster". Selected determinants of the formation of tourism clusters. The author answers the question of how tourism clusters affect competition, and offers three ways:

• by stimulating new businesses that support innovation and push the boundaries of the cluster;

• by increasing capacity for innovation and, thus, improve performance and service delivery;

• by increasing the productivity of constituent industries and organizations.

Defined reasons for the development or underdevelopment of clusters, the causes of decline. In article attempting to develop the optimal structure of tourism for each particular region, rich in recreational resources. The author has identified that the tourism cluster is essentially new element in the structure of the competitiveness of a region rich in recreational resources, and secondly, an informal Association of organizations, thirdly, from the entire set of views is possible to identify a number of basic characteristics of any cluster, among which the territorial community of enterprises, their specialized focus and interconnectedness.

Selected two areas the implementation of the cluster approach and innovation in tourism.

This article summarizes how subjective the idea of development of tourism clusters, and given the criticism of government programs to support innovative activity at the present stage of development of market economy in Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: modernization; region; regional policy; cluster; cluster policy; the regional program of innovative development; the concept of a new regional policy; the tourism cluster; the spatial distribution of the transport and tourism infrastructure; the regional system of entrepreneurship; strategy of the Federal center; the socio-economic development of the subjects of Russia.

Identification number of article 132EVN414

REFERENCES

1. A.G. Granberg Regional development: the experience of Russia and the European Union. - M: RSL, 2007.

2. Zaborovskaya O.V. Management of human capital of the regional economy in the conditions of intensification of interaction with external medium //Journal of legal and economic studies. # 4, 2013

3. Zaborovskaya O.V. conditions of formation, development and restoration of human capital in Russia: modern tendency // World economy and law. Federal scientific-theoretical journal, № 1-2, 2013

4. Izmailova S.A. State regulation of investment activity in agriculture. Business and politics in Russia: external factors of development // proceedings of IX international scientific conference of the Institute of business and politics, MIP, 2009.

5. Mottaeva A.B. Methodology of spatial distribution of entrepreneurial structures of the region on the basis of the development of transport infrastructure. Avtoref. on соиск. academic degree doctor of Economics, 2012 - 42 page

6. Mottaeva A.B.. Regional practice of stimulation of investment activity and innovation. Journal of World economy and law - 2012. - №3.

7. Mottaeva A.B. Mottaeva As.B. Modern trends in the development of tourism clusters. monograph / Моттаева A.B., Моттаева Ас.Б; Institute of business and politics.- M: Publishing house of Institute of business and politics, 2013. - 164 C.

8. Mottaeva A.B. Роль innovation in the development of the modern enterprises in Russia. Internet journal «science of Science», 2013 №1 (6) [Electronic resource]-M: sociology of Science, 2013-the Identification number of the article in the journal97EVN613. -Mode of access: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf free. - Загл. from the screen. -Jaz. Rus., eng

9. Mottaeva A.B. Basic theoretical approaches to the definition of entrepreneurship and business sphere, Journal of Oil, gas and business Publishing house: Oil and business(Moscow),№5,2011.

10. Rodionov became popular, I.A. Rudskoy, A.A. Gorovoy Management regional socioeconomic systems in conditions of innovative processes of post-industrial society / Financial problems the Russian Federation and ways of their solution: theory and practice: proceedings of 14-th International scientific-practical conference. - SPb.: Izd Politechn. University, 2013, S. 81-91.

12. Rodionov became popular efficient functioning of industrial parks and business incubators. Innovative economy and industrial policy of the region (ECOPROM 2013). Volume 1 C. 332-335.

12. www.Rbc.ru.

13. http://www.vedomosti.ru/newsline

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.