УДК 338
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
Кулешов Сергей Михайлович
НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»
Россия, Москва1
Зав. каф. Государственного и муниципального управления Доцент, кандидат социологических наук Е-Млі1: kuleshov.sm@yandex.ru
Моттаева Анджела Бахауовна
НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»
Россия, Москва
Зав. каф. Государственной службы и социальной работы Доцент, доктор экономических наук Е-Мліі: angela-1309.m@yandex.ru
Особенности инновационно - инвестиционного климата регионов России
Аннотация: В настоящей статье рассмотрены особенности современного инновационно -инвестиционого климата в России. В статье дано авторское представление о месте и роли инновационной модернизации в развитии регионов, стимулирования процессов регионализации. Определены стратегические цели и концепции развития региональной политики. Определены концептуальные принципы поляризованного регионального развития посредством формирования «полюсов роста». Широко представлены примеры передового зарубежного опыта, где в границах каждой страны присутствуют свои «лидеры экономики», образующие «локомотивы роста». Раскрыты проблемы, препятствующие осуществлению эффективной региональной политики. Именно отсутствие четко ориентированной на привлечение в регион инноваций, а через них и инвестиций, региональной политики, является препятствием для устойчивого экономического развития региона.
Выделены перспективные направления развития инноваций в регионе. Определены актуальные проблемы регионального развития. Раскрыты проблемные области во внедрении инноваций и определены базовые направления модернизации. Инновационно - инвестиционный климат регионов России различен, в связи с чем предлагается классификация регионов для целей разработки устойчивой политики развития региона на основе инноваций. Обобщены и систематизированы концептуальные основы обеспечения инновационной активности в условиях развития рыночной экономики. В статье затронуты отдельные положения теории кластеров, как фундаментальных элементов развития региональных инновационных систем. Зафиксирована авторская позиция в отношении необходимости и достаточности требований к организации государственного регулирования инновационной деятельностью. Реализация рассмотренных материалов статьи позволяет сформировать практические рекомендации по совершенствованию направлений государственного регулирования инновационно -инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: Инновации; инновационная среда; межрегиональные инновации;
инновационная политика; инвестиционный климат; модернизация; региональные программы инновационного развития; государственное регулирование инновационных процессов; конкурентоспособность; региональная политика; экономический рост; поляризованное развитие; предпринимательские структуры; кластерная политика.
Идентификационный номер статьи в журнале 114БУЫ214
1 Москва, ул. Александра Солженицына, дом 13, стр. 1 1
В современных условиях магистральным направлением развития российской экономики становится модернизация всех сторон общественной жизни на инновационной основе.
Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации являются:
1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов
2. Стимулирование процесса новой «регионализации» — консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики;
3. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;
4. Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития;
5. Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.
Новая региональная политика должна обеспечить переход страны от индустриальносырьевой экономики к постиндустриальной (или инновационной). Поэтому инструментами концепции Минрегионразвития РФ стали:
• укрупнение регионов;
• развитие агломераций;
• проведение кластерной политики;
• внедрение бюджетирования;
• ориентированного на результат;
• развитие частно - государственного партнерства.
Данная концепция опирается на то, что большинство стран растет неравномерно по территории, как правило, несколько регионов вырываются вперед. Эти регионы-лидеры
становятся центрами инновационного развития страны, они же демонстрируют новый тип экономического и социального роста для других территорий, которые ищут свои пути встраивания в формирующуюся в геоэкономическом пространстве глобального мира новую региональную иерархию.
Одним из основных принципов политики федерального центра по отношению к регионам является «Принцип поляризованного развития».
Этот принцип часто рассматривают как инновационный подход, который приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития, что требует сфокусировать финансовые, технологические, административно-управленческие, трудовые и иные ресурсы в так называемых «точках роста» («полюсах роста», «локомотивах» регионального развития и др.), в целях последующей интеграции и распространения инновационной активности в другие регионы. В этой связи, рост экономики, активность предпринимательских структур, инновационная и инвестиционная активность, в «передовых регионах» отличаются максимальной интенсивностью, оказывая влияние на другие, менее развитые территории. Развитие «полюсов роста» - это один из принципов пространственного развития экономики, которого придерживаются государства, переживающие социально-экономический подъем. Как правило, такому принципу следуют в начальной стадии подъёма экономики страны, когда
формируется инновационная волна, способная достичь своей масштабности за счет концентрации в отдельных «точках роста».
Современный опыт показывает, что наиболее высокие темпы экономического роста в большинстве стран достигались за счёт роста межрегиональных отличий, когда несколько базовых регионов определяли экономическую политику всей страны. В последней трети ХХ столетия по такой модели развивались Южная Корея, Чили, Китай, Бразилия. Вместе с тем, как показывает передовой зарубежный опыт, в границах каждой страны присутствуют свои «лидеры экономики», образующие «локомотивы роста». Например, во Франции лидирует Парижский район, в Италии — Ломбардия, в Испании - Барселона, в Японии — районы Канто (Токио), Кинки (Осака, Киото) и Токай (Нагоя). Следовательно, каждое государство независимо от уровня развития, в силу целого ряда экономических, природно-климатических и иных причин имеет, как правило, одно или несколько административно-территориальных образований, ставших ведущим экономическим центром. Подобный опыт может быть использован в российской практике, где необходимо, с учётом масштаба её территории, выделить и поддержать сеть «локомотивов роста» в целях обеспечения устойчивого экономического роста и развития.[3] [5]
Современные ученые-экономисты [1] выделяют следующие группы проблем, препятствующих, по их мнению, осуществлению эффективной региональной политики:
1. Физико-географический фон и исторические наслоения
2. Влияние переходных процессов на региональное развитие
3. Дифференциация уровней экономического развития регионов
По объемам валового регионального продукта (ВРП) на душу населения — важнейшему индикатору уровня экономического развития региона — размах вариации ряда из 85 регионов в 2011 г. составил 29,4 раза (на краях ряда — Ханты-Мансийский а.о. и Дагестан), коэффициент вариации — 91,3%.[9] [10]
Число регионов, имеющих ВРП на душу населения ниже среднероссийского, составляет 56 (они производят 41,3% суммарного ВРП), а выше среднероссийского — только 23 (58,7% суммарного ВРП). Еще в 1997 г. последних было 26. Средние групповые величины ВРП на душу населения различаются в 7,3 раза.
Растущая дифференциация регионов России по величине ВРП на душу населения происходит на фоне снижения общего уровня производства в стране. Таким образом, дифференциация уровней экономического развития регионов разделила их на регионы-доноры и регионы-реципиенты, что отражается на распределении федеральных финансовых ресурсов между субъектами Российской Федерации
4. Дифференциация региональных уровней дохода населения
В качестве основного индикатора региональных различий уровня жизни будем рассматривать величины среднедушевых денежных доходов населения. В пользу этого показателя говорят возможности анализа достаточно длинных динамических рядов и приближенной оценки сравнительной покупательной способности доходов в различных регионах.
Таким образом, различия в уровнях дохода населения предопределило различия в структуре спроса, что влияет на структуру предложения в отдельном регионе, а также определило уровень социальной поддержки населения, расходы на которую закладываются в региональный бюджет и бюджеты муниципальных образований региона.
Однако практически все современные исследователи упускают из вида такой немаловажный фактор экономического развития региона, как его инновационный потенциал. [4] Именно отсутствие четко ориентированной на привлечение в регион инноваций, а через них и инвестиций, региональной политики, является препятствием для устойчивого экономического развития региона.
В связи с этим становятся актуальными следующие проблемы регионального развития.
5. Проблемы предпринимательского, инновационного развития региона
Предпринимательская активность, а вслед за ней и инновационная деятельность в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции. Другими словами, инновационная деятельность должна быть направлена на создание благоприятного экономического климата и являться связующим звеном между сферой «чистой» науки и производством.
В государственной программе «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2015 года и на дальнейшую перспективу», отмечено, что переход к инновационному развитию страны является главной целью государственной политики.
Роль инновационного подхода в теории развития регионов состоит в обеспечении стабильного устойчивого роста за счет определения и выработки возможностей использования инновационного потенциала. Также регионы различаются по возможностям применения и использования инновационной политики. [6]
Инновационно - инвестиционный климат регионов России различен, в связи с чем предлагается следующий подход к классификации регионов для целей разработки устойчивой политики развития региона на основе инноваций.
В соответствие с данными критериями экономические регионы можно разделить на следующие группы:
1) регионы с отсутствием инновационного потенциала, т.е. те регионы, где
используются «умирающие» технологии, замена которых в данном регионе невозможна;
2) регионы со слаборазвитым инновационным потенциалом, т.е. те регионы, где
существует ресурсная база для новых технологий, но инвестиционно -инновационный климат не позволяет развиваться регионам быстрыми темпами;
3) регионы с развитым инновационным потенциалом, т.е. те регионы, которые
имеют возможность и реально осваивают современные инновации;
4) регионы с высоким уровнем инновационного потенциала, т.е. те регионы, где
идет активная разработка и реализация инновационных идей, так называемые «технопарки». [11].
Инновационная сфера является органичной частью экономики региона, направленной на улучшение различных сторон экономической жизни. Под влиянием инновационной деятельности изменяются производительные силы, отношения собственности,
модифицируются экономические отношения и формы хозяйствования.
Обеспечение инновационного развития возможно за счет активизации деятельности предпринимательских структур региона, которые, в силу базовых функций предпринимательства, при наличии благоприятного предпринимательского климата, не только склонны к использованию инноваций, но и формируют социальный базис устойчивого экономического роста. [2], [8], [3]
Предпринимательская деятельность, направленная на внедрение в реальный сектор экономики инноваций, в регионе оказывает влияние не только на развитие экономики, но и социальной сферы и экологии.
Таким образом, развитие предпринимательских структур является локомотивом развития экономики региона на пути освоения инновационного потенциала.
Исследуя закономерности развития хозяйственных отношений внутри регионов и на межрегиональном уровне, представляется значимым фактором обеспечение надежности функционирования высокорисковых предприятий - предпринимательских структур. Необходимость определения групп регионов, где социально-экономические условия развития предпринимательства оптимальны, определяется задачами принятия оптимальных управленческих решений в области бизнеса. Если речь идет об инновационных предприятиях, то формирование благоприятного предпринимательского климата для них зачастую происходит путем создания технопарков и даже технополисов. [9], [11]
Поэтому выбор региона для организации предпринимательской деятельности представляется комплексной задачей, в которой совмещаются интересы поиска: устойчивой внешней среды для деятельности предприятия; сконцентрированных в едином географическом регионе потребителей; наиболее доступных ресурсов для организации и реализации деятельности предпринимательской структуры. [3] [7]
В свою очередь, повышение эффективности региональной экономики базируется на росте показателей деятельности предпринимательских структур региона, поэтому актуальной задачей является поиск механизмов, позволяющих улучшить предпринимательский климат в регионе и создать внутрирегиональные точки экономического роста. Такие механизмы, по мнению авторов, связаны с совершенствованием пространственного распределения предпринимательских структур, максимально использующего сильные стороны региона на основе активизации процессов кластеризации.
Эффективное пространственное распределение предпринимательских структур предполагает обоснование признаков классификации регионов, основанных на характеристиках предпринимательского климата с учетом необходимости и возможности компенсации и снижения предпринимательских рисков, а также формирование типологии регионов исходя из данных признаков.
Анализ современных школ пространственного распределения показал преимущества кластерного подхода к организации распределения хозяйствующих субъектов.
Концепция кластерного подхода к организации распределения деятельности предпринимательских структур региона, основанная на оптимальном использовании ограниченного ресурса, наиболее полно соответствует принципам обеспечения надежности реализации предпринимательских инноваций. [5] [4]
При этом реализация кластерного подхода должна рассматриваться по двум направлениям:
• формирование кластеров, основанных на различных инновационных типах использования ограниченных ресурсов (возможностей), находящихся в настоящий момент времени в определенном регионе;
• формирование кластеров в транспортной сфере, как части инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование предпринимательских структур в области обеспечения материально-технического снабжения и каналов распределения продукции.
Эти два направления должны лежать в основе организации предпринимательской деятельности в регионе. Именно сочетание доступности ключевых инноваций, построенных на ограниченном ресурсе, а также доступность каналов сбыта и снабжения обеспечивают снижение предпринимательских рисков для хозяйствующих субъектов в регионе. При этом мы можем говорить о снижении рисков как в производственной, так и в снабженческо-сбытовой деятельности предпринимательских структур.
Использование кластерного подхода в целях формирования и реализации региональной политики экономического роста основано на преимуществах вышеупомянутых теорий размещения производительных сил и компенсирует многие из приведенных недостатков.
Анализ теорий пространственной экономики позволил авторам придти к выводу, что в современных условиях целесообразно применение и развитие кластерного подхода как основы пространственного распределения предпринимательских структур, обеспечивающей устойчивый экономический рост в регионе и возможности инновационного развития. [1], [3], [10],
Это обусловлено тем, что сущность функционирования кластера основана на использовании единого ограниченного ресурса или возможностей в регионе высокодиверсифицированными интегрированными организациями. Задачей кластера является развитие региона за счет оптимизации использования доступного ограниченного ресурса (возможностей), что является основой для предпринимательских инноваций.
Кластерный подход к развитию регионов признан наиболее перспективным и федеральным центром, и в настоящее время ряд регионов формирует и реализует кластерную политику. Совокупность возможностей инновационной активности, порождаемой кластерной политикой наряду с предпринимательскими инновациями, которые способны реализовать потенциал кластерной организации хозяйственной деятельности в регионе, и рациональной транспортной инфраструктурой позволяют предполагать извлечение синергетического эффекта от реализации программы пространственного распространения предпринимательских структур на основе кластерного подхода. [7]
Региональная кластерная политика должна базироваться на поддержке тех отраслей и сфер региональной экономики, которые способны дать синергетический эффект и дать толчок к самостоятельному развитию предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. -М.: РГБ, 2007.
2. Заборовская О.В. Управление человеческим капиталом региональной экономики в условиях интенсификации взаимодействий с внешней средой //Журнал правовых и экономических исследований. № 4, 2013 г.
3. Заборовская О.В. Условия формирования, развития и восстановления человеческого капитала в регионах России: современные тенденции // Мир экономики и права. Федеральный научно-теоретический журнал, № 1-2, 2013
4. Измайлова С.А. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Бизнес и политика в России: внешние факторы развития // Материалы IX Межрегиональная научная конференция Института бизнеса и политики, МИБП, 2009.
5. Моттаева А.Б. Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры. Автореф. на соиск. уч. степени д.э.н. 2012 - 42 стр.
6. Моттаева А.Б. Региональная практика стимулирования инвестиционной активности и инноваций. Журнал Мир экономики и права- 2012. - №3.
7. Моттаева А.Б. Моттаева Ас.Б. Современные тенденции развития туристических кластеров. монография / Моттаева А.Б., Моттаева Ас.Б; Институт бизнеса и политики.- М.: Изд-во Институт бизнеса и политики, 2013. - 164 с.
8. Моттаева А.Б. Роль инновационной деятельности в развитии современных
предприятий России. Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №1 (6)
[Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 -Идентификационный номер статьи в журнале: 97Е"У№13. - Режим доступа:
http://naukovedenie.rU/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
9. Моттаева А.Б. Базовые теоретические подходы к определению предпринимательства и предпринимательской сферы / Журнал Нефть, газ и бизнес Издательство: Нефть и бизнес (Москва) №5 2011г.
10. Родионов Д.Г., И.А. Рудская, А.А. Горовой. Управление региональными социально-экономическими системами в условиях инновационных процессов постиндустриального общества / Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: сборник научных трудов 14-й Международной научнопрактической конференции. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013, с. 81-91.
11. Родионов Д.Г. Эффективность функционирования технопарков и бизнес-инкубаторов. Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ 2013). Том 1 с. 332-335.
12. www.Rbc.ru.
13. http://www.vedomosti.ru/newsline
Рецензент: Мохов А.И., д.т.н., проф., Зав. Математики и прикладной информатики, Институт государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ),г. Москва, Россия.
Sergey Kuleshov
Institute of Public Administration, Law and innovative technologies
Russia, Moscow E-Mail: kuleshov.sm@yandex.ru
Angela Mottaeva
Institute of Public Administration, Law and innovative technologies
Russia, Moscow E-Mail: angela-1309.m@yandex.ru
Peculiarities of innovation and investment climate in the regions of Russia
Abstract: In this article the features of a modern innovation - investment climate in Russia. The article is the author's understanding of the place and role of the innovation modernization of regional development, stimulate processes of regionalization. Strategic objectives and concept of the regional policy development. Defined conceptual principles of polarized regional development through formation of «growth poles». Widely presented are examples of the advanced foreign experience, where the borders of each country has its «leaders of economy», forming «locomotives of growth». The problems impeding the implementation of an effective regional policy. It is the lack of clearly focused on attraction in the region of innovation, and investment, regional policy, an obstacle to the sustainable economic development of the region.Selected promising directions of development of innovation in the region. Defined actual problems of regional development. Disclosed problem areas in the implementation of innovation and defined the basic directions of modernization. Innovative - investment climate in different regions of Russia, in connection with which a classification of regions for the purposes of developing a sustainable development policy of the region on the basis of innovation. Generalized and systematized conceptual frameworks for innovative activity in the conditions of market economy development. The article touches upon certain provisions of the theory of cluster, as fundamental elements for the development of regional innovation systems. Fixed author's position regarding the need for and adequacy of the requirements to the organization of state regulation of innovative activity. Implementation of the described materials article allows to generate practical recommendations on the improvement directions of state regulation of innovative - investment activity.
Keywords: Innovations; innovative environment; interregional innovation; innovation policy; investment climate; modernization; and regional programs of innovation development; state regulation of processes of innovation; competitiveness; regional policy; economic growth; polarized development; business structures; cluster policy.
Identification number of article 114EVN214
REFERENCES
1. A.G. Granberg Regional development: the experience of Russia and the European Union. - M: RSL, 2007.
2. Zaborovskaya O.V. Management of human capital of the regional economy in the conditions of intensification of interaction with external medium //Journal of legal and economic studies. # 4, 2013
3. Zaborovskaya O.V. conditions of formation, development and restoration of human capital in Russia: modern tendency // World economy and law. Federal scientific-theoretical journal, № 1-2, 2013
4. Izmailova S.A. State regulation of investment activity in agriculture. Business and politics in Russia: external factors of development // proceedings of IX international scientific conference of the Institute of business and politics, MIP, 2009.
5. Mottaeva A.B. Methodology of spatial distribution of entrepreneurial structures of the
region on the basis of the development of transport infrastructure. Avtoref. on соиск. academic degree doctor of Economics, 2012 - 42 page
4. Mottaeva A.B.. Regional practice of stimulation of investment activity and innovation. Journal of World economy and law - 2012. - №3.
6. Mottaeva A.B. Mottaeva As.B. Modern trends in the development of tourism clusters. monograph / Моттаева A.B., Моттаева Ас.Б; Institute of business and politics.- M: Publishing house of Institute of business and politics, 2013. - 164 C.
7. Mottaeva A.B. Роль innovation in the development of the modern enterprises in Russia. Internet journal «science of Science», 2013 №1 (6) [Electronic resource]-M: sociology of Science, 2013-the Identification number of the article in the journal97EVN613. - Mode of access: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf free. -Загл. from the screen. - Jaz. Rus., eng
8. Mottaeva A.B. Basic theoretical approaches to the definition of entrepreneurship and business sphere, Journal of Oil, gas and business Publishing house: Oil and business(Moscow),№5,2011.
10. Rodionov became popular, I.A. Rudskoy, A.A. Gorovoy Management regional socioeconomic systems in conditions of innovative processes of post-industrial society / Financial problems the Russian Federation and ways of their solution: theory and practice: proceedings of 14-th International scientific-practical conference. - SPb.: Izd Politechn. University, 2013, S. 81-91
11. Rodionov became popular efficient functioning of industrial parks and business incubators. Innovative economy and industrial policy of the region (ECOPROM 2013). Volume 1 C. 332-335.
12. www.Rbc.ru.
13. http://www.vedomosti.ru/newsline.